PHILHARMONICA. International Music Journal - рубрика Музыкальная педагогика и психология
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Рубрика "Музыкальная педагогика и психология"
Музыкальная педагогика и психология
Rudyakova A.E. - On the Pedagogical Priorities of Teachers-vocalists of the Initial Period of Activity of the Saratov Conservatory c. 1-8

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.5.44211

EDN: IDKPZU

Abstract: The object of this study is the initial period of activity of the Saratov Conservatory; the subject can be called the pedagogical priorities of vocal teachers of this period under consideration. In the article, based on rare archival data, surviving printed evidence, and student memoirs, an attempt is made to restore the pedagogical priorities of the most famous and influential in the musical circles of Moscow and St. Petersburg, active participants in concert events of the Imperial Russian Musical Society: Mikhail Efimovich Medvedev - the first performer of the role of Lensky in the opera P. I. Tchaikovsky's "Eugene Onegin" and Alevtina Mikhailovna Paskhalova, who embodied the image of the Snow Maiden in the opera of the same name by N. A. Rimsky-Korsakov. The scientific novelty of the study includes the fact that the author identifies and for the first time introduces into scientific circulation data on the pedagogical priorities of the most prominent vocal teachers who have made a significant contribution to improving the educational process of the department of academic singing. It is revealed that the pedagogical priorities of M. E. Medvedev and A. M. Paskhalova include: a fairly low type of breathing, increased attention to developing a sense of support for sound, a cautious attitude towards the development of the full range of the voice, the development of clear diction, evenness of sound production, smoothness of register transitions; soft sound attack; the ability to qualitatively vocalize various dynamic gradations of sound; the use of the “concentric” teaching method in the pedagogical process, increased attention to the education of the emotional and dramatic component of the performer’s personality. The analysis also showed that the features that distinguish the pedagogical views of the professors of the initial period of the Saratov Conservatory include the use of the repertoire of Russian composers in class work with a beginning singer.
Фан Ц. - Сущность дидактического принципа преемственности в обучении игре на скрипке в КНР c. 9-17

DOI:
10.7256/2453-613X.2024.1.69578

EDN: IJFXHZ

Аннотация: Исследование преемственности между поколениями является предметом интереса специалистов, работающих в разных научных областях, таких как философия, культурология, педагогика, психология, искусствоведение и другие. Эта проблема привлекает внимание ученых и исследователей, которые стремятся понять, каким образом знания и ценности передаются и сохраняются в различных сферах человеческой деятельности. Благодаря такому междисциплинарному подходу мы можем получить более глубокое понимание значения процесса преемственности в обществе и культуре. В данной статье автор обращается к актуальному вопросу скрипичного образования в Китае, его основным характеристикам и проблемам преемственности. С различных точек зрения рассматривается вопрос преемственности в философии, культурологии, педагогике, психологии, искусствоведении. Подчеркивается роль дидактического принципа преемственности для российской скрипичной школы. Анализируется состояние современного скрипичного образования в Китае с акцентом на основные проблемы и задачи скрипичной педагогики. В статье использованы методы сравнительного анализа, исследуется история скрипичного искусства в России и Китае, дается характеристика образовательного процесса в КНР, выявляются основные проблемы и предлагаются пути их решения. В Китае сохраняется очень жесткая конкуренция при поступлении в профессиональные музыкальные вузы: согласно статистике, из общего числа населения страны (около 10 миллионов человек) ежегодно в консерваторию по специальности скрипка поступает всего около 15 студентов. Несмотря на то, что скрипичное образование в Китае организовано по международным стандартам, существуют отдельные проблемы в области педагогики и исполнительства, требующие решения. Совершенствование методики обучения игре на скрипке (с самого начального уровня), повышение профессионализма педагогов, расширение штата квалифицированных кадров и создание педагогических условий – все это поможет сделать профессиональную подготовку будущих скрипачей эффективной и укрепит положение китайской скрипичной школы на мировом уровне. На сегодняшний день очевидна тенденция по трансформации сложившихся в методике образования устоев с перефокусировкой на индивидуальные качества ученика и развитие его самостоятельности. Педагоги подбирают новые репертуары, которые включают как классические произведения, так и выдающиеся сочинения современных авторов.
Мовчан Л.А. - Специфика обучения приёмам дирижёрского жеста в классе по специальности «Хоровое дирижирование» c. 18-32

DOI:
10.7256/2453-613X.2024.1.69898

EDN: HZVNTH

Аннотация: Профессия дирижёра – одна из важнейших среди музыкальных специальностей во всем мире. Дирижёр исполняет роль руководителя коллектива – оркестра или хора, отвечает за точность и выразительность звучания произведения, служит посредником между автором и исполнителем. От правильной работы дирижёра зависит характер музыки, исполнительская интерпретация. В деятельности дирижёра присутствует просветительская сторона. Хормейстер, занимаясь преподаванием, решает ряд образовательных и воспитательных задач не только в обществе студентов-вокалистов, но и в социуме в целом. В статье исследуется специфика обучения приёмам дирижёрского жеста в классе по специальности «Хоровое дирижирование», выделяются основные аспекты и проблемы дирижирования хоровым коллективом, дается сравнение работы хорового и симфонического дирижера. Методика управлении вокальным коллективом – академическим, народным или церковным хором - подразумевает умение читать партитуры в разных ключах, аранжировать их, правильно распределять партии в зависимости от особенностей голосов. Также руководитель хора работает с литературным текстом вокальных сочинений. Нельзя обойтись и без общих музыкально-теоретических знаний в области сольфеджио, гармонии, полифонии. Подведём краткие итоги исследования. Техника постановки дирижёрского аппарата, графика схем тактирования практически не различаются у руководителей инструментальных и вокальных коллективов. Объяснить это можно общей природой, психологией коллективного музицирования. Однако нельзя забывать и о специфических особенностях хорового дирижирования. Это относительная плавность жестов за счёт иного, чем в оркестре, выделения голосов, а также неиспользования дирижёрской палочки. Второе важное отличие хормейстера от симфонического дирижёра – необходимость анализа не только музыкального, но и словесного текста партитуры. К характеристике творчества композитора добавляется характеристика творчества поэта или особенностей устного народного творчества, если точный автор текста неизвестен. В работе дирижёра-хоровика большое значение имеет вокальный показ, что связано с возможностями голоса. Хоровое дирижирование отличается большей камерностью, чем оркестровое. Самый явный синтез этих искусств, практически полностью нивелирующий все различия, можно отметить в управлении сразу и вокальным, и инструментальным коллективом: в операх, кантатах, ораториях.
Сорокина Е.А. - Изучение творческих направлений искусства ХХ века на занятиях теоретического цикла дисциплин в музыкальных вузах и колледжах c. 30-40

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.1.37473

Аннотация: Музыка ХХ века отличается многомерностью концепций, разнообразием композиторских техник, сложным содержательным контекстом, что составляет трудность в освоении изучаемого материала на уроках теоретических дисциплин музыкальных учебных заведений. Цель статьи – обосновать специфику изучения музыкального искусства ХХ века в рамках дисциплин теоретического цикла современной многоуровневой системы музыкального образования. Основным методом исследования послужил комплексный, требующий междисциплинарного подхода (искусствоведение, музыковедение, культурология, педагогика, музыкальная педагогика). Научная новизна исследования состоит в выявлении оптимальных подходов в освоении одного из наиболее сложных для восприятия обучающихся периодов композиторского творчества. В результате предлагается тезисная формулировка категориально-понятийного аппарата изучаемых творческих течений, направлений и композиторских стилей с сопровождающим иллюстративным рядом, как аудиального, так и визуального плана. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе методические подходы в изучении музыкального искусства ХХ века будут востребованы в рамках теоретических дисциплин на разных ступенях музыкального образования. Материалы адресованы в первую очередь преподавателям высшего звена (бакалавриат, в рамках изучения дисциплин "История зарубежной музыки" и "Музыка ХХ века"), однако могут быть востребованы, в том числе фрагментарно, и в колледже, а при определённой адаптации и в старших классах музыкальных школ и школ искусств при изучении композиторского творчества ХХ века.
Мовчан Л.А., Мовчан С.М. - Актуальность и специфика использования хоровых сочинений современных композиторов в классе по специальности «хоровое дирижирование» c. 33-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2024.1.70025

EDN: IDONNY

Аннотация: В статье авторы обращаются к вопросу репертуара хоровых коллективов в классе по специальности «Хоровое дирижирование». Произведения для хора a cappella на протяжении нескольких десятилетий являются одним из ведущих жанров в творчестве многих современных композиторов. Популярность светской хоровой музыки связана с развитием коллективного музыкального воспитания в учебных заведениях, а также с активным участием вокальных ансамблей в концертах, конкурсах и фестивалях. Не реже звучат и сочинения духовной тематики, что объясняется возродившимся в конце ХХ века стремлением композиторов и исполнителей к духовным исканиям. В современных хоровых произведениях используются различные новаторские технологии, которые представляют техническую трудность и требуют определенного методического подхода. Исполнение произведений такого рода благотворно влияет на повышение уровня певческого мастерства и профессиональных компетенций будущих певцов и хоровых дирижеров.  Учебный репертуар студентов-хоровиков и список хоровых произведений, исполняемых вокальными коллективами на концертах/конкурсах/фестивалях, имеет мало совпадений. Если концертирующие исполнители всё чаще включают в свою программу музыку современных авторов, то в учебных заведениях больший процент репертуара до сих пор составляет классика. Из исследования можно сделать следующие выводы. Произведения для хора a cappella на протяжении нескольких десятилетий являются одним из ведущих жанров в творчестве многих современных композиторов. Популярность светской хоровой музыки связана с развитием коллективного музыкального воспитания в учебных заведениях, а также с активным участием вокальных ансамблей в концертах, конкурсах и фестивалях. Не реже звучат и сочинения религиозного характера, что объясняется возродившимся в конце ХХ века стремлением композиторов и исполнителей к духовным исканиям. Обновление репертуара играет важную роль в воспитании учащихся музыкальных вузов. Это не только изучение новаторских идей современных композиторов, использование в преподавании инновационных технологий, но и морально-этическая сторона. Нами было отмечено, что в музыке XXI века часто применяется тенденция отражения действительности и её постоянных изменений. Исполнение произведений такого рода благотворно влияет на повышение уровня певческого мастерства и профессиональных компетенций будущих певцов и хоровых дирижеров.
Караманова М.Л., Асриян А.Г. - Пьер ван Хауве и его концепция «Игра с музыкой» в истории музыкального образования c. 34-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.5.68958

EDN: HNWAIU

Аннотация: Объектом исследования данной работы является творческая и педагогическая деятельность голландского дирижера, композитора и педагога Пьера ван Хауве (1920-2009). Предметом исследования являются концептуальные основы его педагогической теории «Игра с музыкой», которая получила широкое распространение не только в европейских странах, но и странах Южной Америки, Африки и Азии. Авторы статьи подробно рассматривают особенности концепции П. ван Хауве, основы которой строятся на элементах системы Золтана Кодая, получившей распространение в Венгрии, и методе музыкального воспитания Карла Орфа, с которым П. ван Хауве познакомился в Зальцбурге. Особое внимание уделяется методическому изданию «Игра с музыкой» («Spielen mit Musik»), где П. ван Хауве поэтапно изложил свою концепцию, сопровождая конкретными рекомендациями для педагогов. В ходе исследования использовались теоретические (анализ, синтез и др.) и эмпирические (сравнительно-исторический, структурно-типологический) методы исследования. Основные выводы исследования: педагогическая деятельность П. ван Хауве оказала большое влияние на развитие музыкального образования не только в Нидерландах, но и в других странах мира. Его концепция «Игра с музыкой» («Spielen mit Musik») объединила в себе элементы образовательных систем двух выдающихся педагогов ХХ века – З. Кодая и К. Орфа, вследствие чего стала закономерным продолжением развития европейской музыкально-педагогической мысли. Особым вкладом авторов статьи в исследование темы, отражающим его новизну, стал подробный анализ методического издания «Spielen mit Musik» («Игра с музыкой»), на основе которого была выявлена сущностная взаимосвязь идей П. ван Хауве и его предшественников. Также впервые в отечественном музыкознании более полно раскрыты факты биографии музыканта.
Сафонова Т.В. - Психологические аспекты методики работы над музыкальным текстом c. 39-47

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.4.38043

EDN: BUICPB

Аннотация: Работа посвящена процессу подготовки музыкального произведения к концертному исполнению. В качестве объекта исследования выступают эффективные методики работы с нотным текстом, включающие учёт психологической составляющей в профессиональной деятельности музыкантов. Рассматриваются индивидуальные особенности психики исполнителя, способность к восприятию, анализу и запоминанию информации с позиции определяющего его типа репрезентативной системы. Выявляются возможности аудиального, визуального, кинестетического способов постижения текста. Особое значение уделяется музыкальной памяти, необходимой для успешного выступления на сцене. Выявляются различные методы работы с нотным текстом, направленные на увеличение её эффективности и интенсивности. Подчёркивается важность знания индивидуальных особенностей восприятия исполнителя, раскрываются способы, обеспечивающие прочность запоминания текста и стабильность исполнения на сцене. Проводится мысль о существенном значении для исполнителя зрительного канала восприятия информации, недооценённого в музыкальной педагогике. Обоснована необходимость комплексного подхода, предполагающего подключение всех репрезентативных систем в процессе разучивания и освоения произведения. Работа опирается на теоретические разработки и рассуждения зарубежных и отечественных музыковедов и выдающихся исполнителей: Д. Кирнарской, Л. Маккиннон, Г. Нейгауза, Ф. Бузони. Особое внимание уделено результатам исследования учёного-психолога Б. Зейгарник, обосновывается правомерность их применения в исполнительской практике музыкантов.
Чепеленко К.О., Чепеленко Н.Ю. - К вопросу о профессиональных стратегиях: концертмейстер в классе хорового дирижирования c. 44-50

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.31029

Аннотация: Проблемно-тематическим фокусом данной статьи является фигура концертмейстера – специалиста современного музыкального вуза, исследованная в аспекте коммуникативно-деятельностного анализа. Для характеристики профессиональной деятельности вузовского концертмейстера используется актуализируемое авторами понятие стратегия; вводится терминологическое словосочетание стратегии концертмейстера, на сегодняшний день недостаточно отрефлексированное в музыкально-педагогической науке. В статье обосновывается тезис, согласно которому комплекс профессиональных стратегий концертмейстера-хоровика обусловлен коммуникативностью – актуальным доминантным свойством современной учебно-образовательной практики. В статье применяется метод дескрипции. Представленный опыт научной дескрипции стратегической деятельности концертмейстера осуществлен на примере анализа работы концертмейстера класса по специальности дирижер академического хора. В работе устанавливается связь между категориями стратегия и компетентность, отвечающими за качественную сторону стратегического поведения, акцентируется внимание на процессуальном характере стратегической деятельности. Деятельность концертмейстера дирижерско-хорового класса раскрывается с точки зрения специфики, содержания и структуры обусловленных ею важнейших профессиональных стратегий.
Чжан И. - Роль психологии в педагогической работе по устранению тремоляции в процессе обучения пению c. 54-66

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.4.36369

Аннотация: В статье раскрыто содержание педагогического мастерства будущих учителей музыкального искусства в процессе вокальной подготовки, в основе которой ценностное отношение будущих учителей к технологически направленной вокально-педагогической деятельности, их технологические знания и умения в сфере вокального исполнительства и вокальной педагогики и психологии, способности к применению технологий обучения пению. Вокально-психологическая подготовка будущих учителей музыкального искусства рассмотрена как процесс приобретения вокально-технических и художественно-исполнительских знаний и умений, вокально-педагогических способностей, на основе овладения технологиями обучения пения с целью применения их в работе с учащимися, особенно в аспекте с выявленными дефектами в голосе. В основе методологии исследования положен теоретический анализ существующих подходов, способов и методов формирования педагогических компетенций у будущих учителей по вокалу. На основе анализа в статье систематизированы и скомбинированы разные инструменты (педагогические и психологические) с целью повышения эффективности устранения тремоляции в процессе обучения пению. Вокально-педагогическая психология охарактеризована как интегративная система, которая сочетает в себе целенаправленные, поэтапные и алгоритмизированные педагогические, психологические и вокальные действия учителя, направленные на повышение результата обучения пению с учетом дефектов голоса - овладения пения с целью применения их в работе с учащимися в учреждениях общего среднего и внешкольного образования, особенно в аспекте работы с тремоляцией.
Иванова Н.В. - Развитие тембрового слуха – важное направление в методике препо-давания сольфеджио c. 86-93

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.33343

Аннотация: Предметом исследования является эволюция современного понимания содержания учебной дисциплины сольфеджио, связанная с повышением роли тембрового начала в музыке ХХ века, расширением круга используемых инструментов, формированием сонорного типа тематизма и развитием тембрового мышления не только композиторов, но и исполнителей, и слушателей. Объектом исследования является опыт теоретического и практического развития идеи тембрового сольфеджио в авторских методиках двух вузовских педагогов - Н.Г. Хлебниковой (Саратов) и Т.А. Литвиновой (Санкт-Петербург). .Автор подробно рассматривает характерные особенности двух сравниваемых методик, принадлежащих, соответственно, концу ХХ века и началу XXI. Новизна исследования заключается в обращении к изучению актуального, интенсивно развивающегося, но всё же находящегося на периферии внимания большинства педагогов. направления в методике преподавания сольфеджио. Особым вкладом автора в исследование темы является выбор сравниваемых объектов (опыт педагогов-новаторов); выявление отличительных черт и значимости каждой из рассматриваемых методик. Основными выводами проведённого исследования являются: развитие тембрового сольфеджио во второй половине ХХ века началось не случайно, его предпосылками были: усиление роли тембра в музыке ХХ века и их осмысление в трудах отечественных музыковедов, от С. майкапара до А. Шнитке
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.