PHILHARMONICA. International Music Journal - рубрика История музыки
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Рубрика "История музыки"
История музыки
Полозова И.В., Полозов С.П. - Роль духовых инструментов в музыке Д. С. Бортнянского и отражение эстетики галантного стиля c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.3.30167

Аннотация: Предметом исследования является применение духовых инструментов в партитурах Д. С. Бортнянского 1780-х гг. Объектом исследования является творчество Д. С. Бортнянского в контексте утверждения в России музыкального классицизма и интереса в аристократической среде эстетики галантного стиля. Автор подробно рассматривает характерные признаки галантного стиля, а также приемы оркестрового письма композитора. Анализируется инструментальный состав партитур и характер использования каждого инструмента духовой группы (в рассматриваемых партитурах это флейты, гобои, кларнеты, фаготы и валторны) В работе применяется исторический метод, раскрывающий эстетические и стилевые особенности исследуемой эпохи, аналитический метод, позволяющий изучить роль и характер применения композитором духовых инструментов, музыкально-теоретический метод, связанный с вопросами инструментовки Основными выводами проведенного исследования является: 1) композитор при создании произведений галантного стиля маркирует лирические, выразительные качества тембров духовых инструментов, в то время как их технические возможности остаются для Бортнянского нерелевантными; 2) духовые инструменты выступают на первый план в моменты передачи аффектов скорби, печали, созерцания, что соответствует топосу галантности и пасторали; 3) обращаясь к парному составу симфонического оркестра, Бортнянский стремится дифференцировать его состав, разбивая звучание на ансамблевые группы, что позволяет индивидуализировать музыкальную ткань.
Старостина Т.А. - К проблеме методики анализа мелодического строения уставных напевов в Рождественском Праздничном Триптихе архимандрита Матфея (Мормыля) c. 1-18

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.1.32028

Аннотация: Статья посвящена проблеме анализа мелодики богослужебных напевов Русской Православной Церкви. Объектом исследования являются мелодии, входящие в круг песнопений Рождественского цикла и использованные архимандритом Матфеем (Мормылем) в Рождественском Праздничном Триптихе. Рассматривается терминология, принятая в медиевистике, фольклористике и общем музыкознании для анализа одноголосных тексто-музыкальных образований. Автор считает целесообразным использовать термин «строка» применительно к наименьшим законченным мелодическим структурам, замкнутым каденциями. Для фрагментов менее строки вводится термин «микромодель», предложенный Ю.Н.Холоповым. В качестве основного исследовательского метода используется функциональный метод, введенный в музыкальную науку Риманом и затем закрепившийся в музыкально-теоретической школе Московской консерватории. Также применяются элементы структурно-типологического метода, развитого в отечественной этномузыкологии и применимого в области музыкальной медиевистики. Частично используется также метод редукции Х. Шенкера, апробированный в музыкально-теоретической концепции Ю. Н. Холопова. Множественность методологического аспекта является одним из показателей научной новизны настоящей статьи. В заключение автором делаются выводы, суть которых сводится к нескольким позициям. Во-первых, мелодическое строение уставных напевов основывается на принципе сочленения микромоделей. Во-вторых, суть мелодических микромоделей сводится к утверждению местной или центральной ладовой опоры. В-третьих, сцепления мелодических микромоделей не исключают наличия значимой звуковысотной опоры и тяготения к терцовой координации. Все это свидетельствует об аккумулировании в напевах как архаичных, так и сравнительно поздних стилистических компонентов. Мелодика Рождественского Праздничного Триптиха в ее связи с звуковысотной организацией анализируется в отечественном музыкознании впервые.
Старостина Т.А. - О структуре и драматургии Рождественского Праздничного Триптиха архимандрита Матфея (Мормыля) c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.2.32034

Аннотация: Статья посвящена структуре и драматургии Рождественского Праздничного Триптиха архимандрита Матфея (Мормыля). В работе отмечается богословское обоснование структуры Триптиха. Предметом исследования является звуковысотная организация и тембровая драматургия всей композиции, обоснованная богослужебной концепцией о. Матфея. По мнению автора, в I части Триптиха, господствуют модально окрашенная тональность в сочетании с высокой звучностью хора. II часть зиждется на классической функциональной тональности и мощном хоровом полнозвучии. III часть выдержана в стиле обиходного многоголосия. При анализе тональных структур используется функциональный метод. Автор учитывает концепцию «всеступенности» П. И. Чайковского, развитую А. Н. Мясоедовым. При рассмотрении многоголосия обиходного типа отмечается его типологическое родство с нормами композиции эпохи позднего Возрождения, изученными представителями научной школы Ю. Н. Холопова. Тембровый аспект Триптиха освещается в соответствии с концепцией Н. Г. Денисова, разработанной в рамках структурно-типологического метода. Привлекается также метод графического отображения многоголосия, введенный в фольклористическую научную практику Е. Э. Линёвой. Научная новизна статьи определяется несколькими факторами.Впервые рассматриваются: звуковысотная и тембровая стороны Рождественского Триптиха; к церковно-певческому материалу впервые применяется аналитическая методика Ю. Н. Холопова; музыкальная логика архимандрита Матфея представлена как явление, опосредованное его богословскими убеждениями. Автор приходит к выводу о том, что архимандрит Матфей создавал Рождественский Праздничный Триптих не только как приношение 2000-летию Рождества Христова, но как возможность произнести свое пастырское слово об этом ключевом событии в Священной истории.
Холодова М.В. - Отечественная музыкальная «петербургиана»: исторический экскурс c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.4.33543

Аннотация: Статья посвящена одной из важнейших тем русского дискурса – теме Петербурга, в частности, осмыслению феномена Петербурга в композиторском творчестве. Цель исследования – проследить процесс становления отечественной музыкальной «петербургианы». Главной задачей стало реконструирование разрозненных материалов, связанных с ракурсами воплощения Петербурга в творчестве отечественных композиторов. Методы исследования продиктованы междисциплинарным характером, синтезирующим сравнительно-исторический, культурологический, музыкально-теоретический подходы. В качестве определяющих стали работы, связанные с «петербургским текстом», в частности труд В. Топорова, который впервые вводит данное понятие в литературоведении, ставшее фундаментом для осмысления феномена Петербурга и в других видах искусства. Определенная научная новизна заключается в том, что в данной статье впервые представлен обзорно-аналитический экскурс становления и развития отечественной музыкальной «петербургианы», начинающей свой отчет с XVIII столетия и за 300-летний период накопившей более 800 опусов. В результате проведенного исследования автором выделены ключевые темы и образы воплощения Петербурга на примерах музыкальных сочинений композиторов XIII–XXI вв., систематизированных по жанрам и хронологическому принципу. Представленные материалы являются результатом собирательской работы, намечая интересные перспективы и ракурсы для дальнейшего комплексного изучения претворения темы Петербурга в отечественной музыкальной культуре сквозь призму сочинений ее творцов.
Серов Ю.Э. - Борис Тищенко: Реквием по Ахматовой c. 1-13

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.34978

Аннотация: Предметом исследования является монументальное вокально-симфоническое сочинение выдающегося отечественного композитора второй половины XX века Бориса Тищенко «Реквием» на стихи А. Ахматовой. Отпевали Ахматову в церкви Никольского собора в Ленинграде 10 марта 1966 года. В партитуре «Реквиема» композитор поставил точку 16 августа 1966-го. Таким образом, сочинение на стихи Ахматовой стало памятью о ней, музыкальным приношением и даже первым нерукотворным ей памятником. Особое внимание в статье уделяется симфонической форме «Реквиема», разночтениях в трактовках поэтической темы у Тищенко и Ахматовой, роли симфонического оркестра и солистов-вокалистов, автор касается, также, важной темы качественного исполнения сложнейших тищенковских партитур.   Основным выводом проведенного исследования является тот факт, что «Реквием» Тищенко стал важным звеном в процессе обновления отечественного симфонизма 1960-1970-х годов, написанный свежим современным языком, он стал одним драйверов этого обновления. По сути, сочинение это является вокальной симфонией, и композитор последовательно развивает в произведении именно симфоническую форму. Новизна исследования заключается в том, что первые в отечественном музыкознании «Реквием» Тищенко рассмотрен так полно и подробно, раскрыта содержательная часть произведения, проанализированы исполнительские сложности. Автор обоснованно причисляет симфоническое сочинение Тищенко к ряду самых значительных в истории русской музыки.
Шихрагимова Э.Р. - Претворение поэзии М. Цветаевой в хоровом концерте «Троицын день» Ю. Фалика c. 1-9

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.4.38280

Аннотация: Имя Петербургского композитора Юрия Александровича Фалика известно как в России, так и за рубежом. Он создал ,большое количество сочинений в разных жанрах. Значительное внимание Фалик уделяет хоровой музыке. Его хоровое наследие представлено широким спектром жанров. Это миниатюры, хоровой концерт, поэма и хоровой цикл, православные песнопения и католическая ординарная месса. Богат и круг поэтических предпочтений композитора. Фалик обращается к стихотворениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А.А. Тарковского, А.И. Солженицина, Н. А. Клюева, А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилева и М.И. Цветаевой. В статье рассматриваются особенности претворения музыкальными средствами содержания стихотворений М. Цветаевой в хоровом концерте «Троицын день» Ю. Фалика. Отталкиваясь от фольклорных мотивов, заложенных в стихотворениях, Фалик создает стилизации, отсылающие к русским протяжным песням, частушкам, характерному для народной традиции говору. Композитор использует варьирование мелодических мотивов, ритмическое варьирование, сочетает натурально-ладовые средства и хроматику, использует такие приемы как хоровое staccato, glissando, имитацию инструментальных наигрышей, вводит остинатные пласты звучания. Установлено, что композитору удалось найти такие структурные, мелодические, ритмические приемы и музыкальные средства, которые не просто иллюстрируют содержание стихотворений, но и выявляют его новые грани.
Шкиртиль Л.В. - Новый «звучащий образ» фортепиано в отечественном «женском» вокальном цикле 1960–1970-х годов c. 1-12

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.6.39459

EDN: UHXYFO

Аннотация: Предметом исследования является новый «звучащий образ» фортепиано в камерно-вокальных циклах отечественных композиторов 1960–1970-х годов. Избранный ракурс – «женские» вокальные циклы, т.е., те, что должны исполняться исключительно женскими голосами. Автор рассматривает фортепианные партии в вокальных циклах Б. Тищенко, Д. Шостаковича, А. Кнайфеля, А. Шнитке, Э. Денисова, Г. Банщикова, В. Гаврилина и других отечественных мастеров, выявляет то новое, оригинальное, свежее, что на волне хрущевской «оттепели» принесли они в музыку фортепианного аккомпанемента. Прежде всего, в области фактуры, ритма, авангардных приемов исполнения, тембрально-регистровой организации музыкальной ткани.   Основным выводом проведенного исследования становится мысль о том, что плодотворный синтез достижений европейского авангарда и отечественного опыта привел к возникновению нового «звучащего образа» фортепиано в советской музыке 1960-х, который в полной мере оказался востребован и в вокальном цикле. Каждый из композиторов шел в искусстве своим, неповторимым путем, индивидуально преломлял традицию, но общая панорама музыкального искусства, камерно-вокального творчества оказалась богатой и насыщенной выдающимися достижениями. Новизна исследования заключается в том, что фортепианный аккомпанемент отечественного вокального цикла впервые подвергся отдельному и достаточно широкому анализу.
Зубарев С.А. - Роль «Славься» М.И. Глинки в музыке парадов второй половины XX – начала XXI века c. 1-8

DOI:
10.7256/2453-613X.2024.1.70104

EDN: IJASNE

Аннотация: Статья посвящена изучению проблем адаптации произведений академической традиции к условиям военной практики XX века. Создание адаптированных вариантов известных произведений классической музыки отечественных и зарубежных композиторов, предназначенных для исполнения в условиях воинских церемониалов, плац-концертов, фестивалей и конкурсов, значительно расширило область распространения сферы академической музыкальной культуры. В статье объектом исследования стала академическая музыка отечественных композиторов в репертуаре военных оркестров. Предметом работы является аранжировка Е. П. Макарова финального хора «Славься» из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Цель работы заключается в исследовании изменений, внесенные Макаровым в произведение Глинки, и их влияние на восприятие «Славься» в контексте Парада Победы 1945 года. Исследование аранжировок хора «Славься», адаптированных к исполнению военными оркестрами потребовало использование общенаучных и специальных методов. Для изучения материалов, связанных с деятельности отечественных военных музыкантов, применялись методы источниковедения и текстологии, культурно-исторический и сравнительный. Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые дается подробный сравнительный анализ партитур Глинки и обработки Макарова, позволивший выявить принципы адаптации произведений академической музыки для исполнения в условиях воинских ритуалов. Изучение проблематики, затронутой в исследовании позволяет разработать оригинальная концепция становления и развития аранжировочной деятельности военных дирижеров, рассмотренную в контексте смены культурных парадигм XIX – начала XXI века. В заключении статьи автором отмечается, что сравнительный анализ партитур Глинки и Макарова показал, что Макаров не просто сократил произведение, но и переосмыслил его, создав новую музыкальную форму, соответствующую воинскому ритуалу. В результате этих изменений «Славься» превратился в лаконичный и динамичный марш, ставший символом патриотизма и силы русского народа.
Федотова В.Н. - Творчество Эйтора Вила–Лобоса и европейская музыка c. 3-12

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.2.19845

Аннотация: Бразильский композитор Эйтор Вила–Лобос (1887–1956) стал одним из первых представителей Нового Света, чьи произведения привлекли внимание европейской художественной общественности. Диапазон творческих интересов композитора необычайно широк, разнообразен и круг образов его музыки. Вила–Лобос одним из первых исследовал бразильскую народную музыку, в начале ХХ века он посетил отдаленные уголки страны, где сохранились традиции индейцев и выходцев с африканского континента. В свете настоящей публикации нам было особенно интересно, как его творчество воспринималось и соотносилось с европейским культурным контекстом. В процессе подготовки статьи использовались методы культурно-исторического, стилевого и сравнительного анализа, работа с архивными материалами. Задачей публикации является представление творчества бразильского композитора в контексте европейского искусства. Среди многих произведений Вила–Лобоса цикл Бразильских Бахиан наиболее разнообразен по художественным образам и музыкальному материалу. Однако очевидно, что через высокие образцы европейского искусства композитор стремился вписать бразильскую музыку в корпус мировой культуры. В этом плане его Бахианы – один из примеров проявления неоклассицизма. Для Европы многое в интересе к творчеству Вила–Лобоса было обусловлено тем, что на рубеже веков возник пристальный интерес к забытым видам музыки Средневековья и Ренессанса, глубинной архаике, были ассимилированы пласты индейского и афро-бразильского фольклора.
Соболева Е.А. - История становления Астраханской региональной организации "Cоюз композиторов России" как фактор развития музыкальной культуры Астраханского региона c. 7-13

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.3.27988

Аннотация: Объектом исследования являются музыкальные общественные организации, предметом – Астраханская региональная организация «Союз композиторов России». Автор статьи подробно рассматривает такие аспекты, как влияние Союза композиторов РСФСР на развитие музыкальной культуры регионов через стимулирование созданий региональных музыкальных организаций, влияние региональных музыкальных организаций на развитие музыкальных культур регионов. Особое внимание уделяется истории создания Астраханского Союза композиторов как нового центра региональной музыкальной культуры, проводится анализ деятельности организации, исследуется ее потенциал. Методологическую основу исследования составили: принцип объективности, исходящий из приоритета фактов, документальных доказательств и привлечения широкого круга источников, историко-генетический и проблемно-хронологический методы Новизна исследования заключается в рассмотрение исторической и культурной роли общественной музыкальной организации «Союз композиторов России» (СК РСФСР) Основными выводами проведенного исследования являются: СК РСФСР оказал огромную роль в развитии музыкальной культуры России через вовлечение регионов в деятельность организации, способствовал созданию региональных/национальных композиторских содружеств, которые стали новыми музыкальными центрами на местах Особым вкладом автора в исследование темы является исследование истории Астраханского Союза композиторов.
Звездакова Н.Н. - Истоки лирики творчества И. Я. Паницкого c. 8-17

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.28776

Аннотация: Очерк посвящен Заслуженному артисту РСФСР Ивану Яковлевичу Паницкому (1906-1990) – выдающемуся баянисту-виртуозу, педагогу и композитору. Именно Паницкому, слепому музыканту-самородку из волжского села Балаково, предстояло открыть русскому баяну дорогу на академическую сцену, существенно обогатить концертный репертуар профессионалов-баянистов. Автор прослеживает истоки профессионального и духовно-творческого становления Паницкого, раскрывает одухотворенность и поэтичность его натуры. определившие главное направление творчества музыканта – сферу инструментальной лирики. Уделяется внимание музыкальным мероприятиям, посвященным великому земляку, инициатором которых выступает кафедра народных инструментов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. В настоящем очерке используется исторический метод, на основе которого рассматривается биография музыканта, а также метод музыковедческого анализа произведения. В качестве примера баянной лирики Паницкого дается разбор Вальсов «Воспоминание» и «Увядшие розы». Описываются характерные способы работы с музыкальным материалом, выявляющие главную лирическую идею произведения: импровизационность, полифоничность фактуры, варьирование, разнообразие тембровых красок баяна. Новизна исследования состоит в соединении изложения историко-биографического материала с впервые представленным музыковедческим анализом произведений И. Я. Паницкого в жанре вальса. Вывод, который дается в аннотируемой статье, заключается в том, что судьба Ивана Яковлевича Паницкого неотделима от родных истоков. Глубокая духовная связь с малой родиной. ее историей и традициями определила яркую самобытность, «узнаваемость» творчества прославленного баяниста, одного из замечательных представителей баянной лирики в русской инструментальной музыке XX века.
Соболева Е.А. - Музыка опять возвращается… (Интервью с астраханским композитором Ю.П.Гонцовым) c. 8-16

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.31113

Аннотация: Предметом исследования данной статьи-интервью является творчество современного астраханского композитора Ю. П. Гонцова, объектом — история астраханской музыкальной культуры. Жанр интервью позволяет глубже познакомиться с взглядом на музыкальное творчество «изнутри», через видение композитора тех влияний, которые на него оказывает музыкальная и внемузыкальная среда. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению стилевых индивидуальных особенности Ю. Гонцова (мелодика, интервалика, ритмика, гармонический план и т.д.), определяющих стиль его письма, производится попытка тематической классификации его вокальных сочинений. При работе над материалом статьи автор использовал следующие методы: интервьюирования (свободное интервью), идеографический – при подготовки материала беседы с композитором, систематизации – при анализе сочинений композитора. Так как статья написана в форме интервью, в самом тексте явно не прописана проблемная составляющая исследования, которая заключается в рассмотрении композиторского творчества как единого процесса социальных взаимосвязей. Особую роль в этом ключе играют составленные для беседы вопросы, которые затрагивают динамику становления композитора – от прямых влияний до самостоятельной деятельности. Особым вкладом автора в исследование является попытка систематизации стилевого языка композитора, а также тематической классификации его вокальных сочинений. Новизна исследования заключается в том, что приведенный выше музыкальный материал впервые исследуется подобным образом.
Сейберт А.Ю. - Феномен livre-partition в наследии Ж. Кастнера c. 9-19

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.34651

Аннотация: В XIX веке после двухвекового забвения возрождается интерес к средневековому жанру danse macabre. Пляски смерти не только находят новое воплощение в живописи, литературе, музыке, но и привлекают внимание ученых. Предметом исследования в данной статье является один из таких научных трудов – «Les Danses des Morts» Ж. Кастнера, уникальность которого заключается в соединении теоретического исследования и практического воплощения его результатов в музыкальном произведении. Жанр трактата определяется учеными как livre-partition – книга-партитура. Автор приводит биографические сведения из жизни и творчества французского ученого, музыковеда и композитора, мало известного в отечественном музыкознании. Основываясь на собственном переводе оригинального текста, рассматривает структурно-содержательные компоненты трактата и выявляет его специфику. Ж.-Ж. Кастнер рассматривает жанр dance macabre в историческом, философском и эстетическом аспектах, прослеживает взаимовлияние литературных, изобразительных и музыкальных версий плясок. В трактате французского музыковеда подробно рассматривается инструментарий dance macabre (на основе коллекции гравюр из дерева готической Doten Dantz, напечатанной во второй половине XV века). выявлены отличия научных идей Ж.-Ж. Кастнера от танатологических взглядов его предшественников Г. Пейно и Э.-Г. Ланглуа. Новизна работы состоит во введении в научный обиход отечественного музыкознания новых персоналий и их исследований.
Бурматов М.А. - Тема труда в советской массовой песне 1930-х гг. c. 9-19

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.6.36655

Аннотация: Статья посвящена анализу темы труда в советской массовой песне 1930-х гг. Цель исследования – раскрыть поэтику труда массовой песни в контексте отечественной музыкальной культуры 30-х гг. ХХ в. Автор указывает, что массовая песня представляет собой один из наиболее интересных феноменов советской культуры. Справедливо отмечается, что являясь продуктом социалистической эпохи, массовая песня была призвана решать задачи мобилизации значительного числа людей на трудовой подвиг, без которого было немыслимо успешное строительство новой жизни в молодом советском государстве в первые десятилетия его становления после Октябрьской революции 1917 г. Констатируется, что песня тех минувших лет отражала типичные черты песенного искусства, направленого на развитие у советских граждан оптимистичного духа, твердой воли и уверенности в собственных силах. В статье рассматриваются характерные черты массовой песни 1930-х гг., анализируются цели ее распространения, основные образы, популяризируемые в текстах данного вида песен, а также их влияние на сознание советского народа. Теоретическая значимость проделанного исследования определяется его вкладом в разработку проблем эстрадного музыкального искусства как неотъемлемой части отечественной культуры.
Бальшин В.В. - Жанр струнного квартета в творчестве Бетховена и Шостаковича: тематические и интонационные связи c. 9-20

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.5.68840

EDN: AMRFRM

Аннотация: Жанр струнного квартета занимает важное место в истории отечественной и западноевропейской музыки. Его формирование начинается в творчестве Моцарта, Гайдна и Бетховена и проходит революционный путь от «приятной музыки для дилетантов» до серьёзного жанра, «рассчитанного на знатоков и профессионалов». В статье исследуется жанр струнного квартета на примере творчества Бетховена и Шостаковича в аспекте интонационных и тематических связей, а также параллелей творчества. Автор приводит примеры тематического, интервального, интонационного и фактурно-мелодического цитирования сочинений Бетховена в квартетах Шостаковича. Выявляется взаимосвязь Бетховена с русской культурой, в частности, в отношении работы с материалом русских песен в квартетах, написанных по заказу графа Разумовского. Раскрывается тяготение Шостаковича к творчеству Бетховена, близость его композиторского стиля и идей в отношении концептуальности, архитектоники, использовании музыкально-выразительных средств и склонности к динамическому натиску.  Методология исследования основана на анализе исторических материалов, музыкальных статей, концепций выдающихся историков и теоретиков музыки. Материалом стали партитуры струнных квартетов двух выдающихся авторов - Бетховена и Шостаковича. Основными выводами данного исследования является выявление тематических и смысловых связей между квартетами Бетховена и Шостаковича. Автор делает вывод о том, что Шостакович часто обращался к творчеству Бетховена, использовал его методы и приемы работы с материалом, структуру цикла, включал в свои квартеты аллюзии на темы, интонации и даже использовал целые фактурные отрывки из музыки Бетховена – и все это он преломлял через призму своего творческого стиля. Новизна статьи заключается в выявлении связи творчества Бетховена с русской музыкой, использование композитором мелодий русских песен в «Русских квартетах», а также интонационно-тематические параллели между квартетами Бетховена и Шостаковича. Кроме того, в статье раскрывается особая роль исполнителя в работе над квартетом как у Бетховена, так и у Шостаковича – этим подчеркивается сходство творческого процесса двух авторов – представителей разных эпох.
Цингг И.В. - Арфа с педалями простого действия: история, строение инструмента, особенности звучания c. 11-18

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.3.30132

Аннотация: Около 1720 года была создана арфа с педалями простого действия - harpe organisée. Предметом анализа в статье является история, строение, особенности звучания этого музыкального инструмента. Цель исследования заключается в необходимости на теоретическом уровне раскрыть специфику игры на арфе с педалями простого действия в середине XVIII века, когда были предприняты первые попытки сформулировать принципы арфовой педагогики. Теоретическая значимость подтверждается характеристикой понятий «арфа с педалями простого действия», «европейская музыка», «строение арфы», «особенности звучания арфы» в контексте истории философско-искусствоведческого знания, а также - методологии науки. Практическая значимость подтверждается тем, что полученные результаты позволяют широко понимать роль арфы с педалями простого действия, проследить соотношение арфовой методики с исполнительской практикой XVIII века, определить место арфы в системе философии культуры, искусства начала ХХІ века. Методология работы предопределена целью и задачами исследования, а также самобытностью исследуемого материала. Ее основа - метод аналитического изучения источников, проясняющий логику и понятие об арфе с педалями простого действия; методы сравнительного анализа. Научная новизна статьи определяется самой постановкой проблемы, а также подтверждается тем, что в отечественном музыкознании дополняется новый фактический материал об арфе с педалями простого действия, позволивший по-иному осветить проблемы истории, строения инструмента, особенностей его звучания. Результат работы - исторические процессы в арфовом исполнительстве, специфика арфы с педалями простого действия – актуальная научная проблема, решение которой ведет к пониманию исторического исполнительства и смысловых доминант арфовой музыки в европейской цивилизации.
Серов Ю.Э. - Симфонии Б. Тищенко: в ногу со временем, наперекор безвременью. Часть 1 c. 11-22

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.4.36161

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). В статье рассматриваются его сочинения 1960-1980-х годов: первые шесть симфоний, имеющих номера, а также ряд симфоний, имеющих названия. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как новаторская роль Тищенко в деле обновления отечественного симфонизма 1960-х годов, взаимоотношение музыки и поэзии в больших оркестровых произведениях Тищенко, а также на серьезном влиянии литературных концепций на развитие его симфонизма. Особое внимание в исследовании уделяется вопросу наследования Б. Тищенко большой русской симфонической традиции. Основным выводом статьи становится мысль о том, что Б. Тищенко – один из немногих в своем поколении остался верен жанру большой, «чистой» симфонии, явился наследником симфонической линии своего гениального учителя Д. Шостаковича. Особым вкладом автора в исследование темы является подробное изучение всех, без исключения симфонических произведений Б. Тищенко. Подобное исследование впервые проводится в истории русской музыки. Новизна исследования заключается в том, что автор доказывает тесную связь симфонизма Тищенко с его временем, с противоречивыми культурными и социальными процессами, выпавшими на долю поколения композиторов-«шестидесятников».
Серов Ю.Э. - Симфонии Б. Тищенко: в ногу со временем, наперекор безвременью. Часть 2 c. 11-22

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.5.36784

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). Статья является продолжением краткого анализа всех семнадцати симфоний композитора, в ней рассматриваются сочинения 1980–2000-х годов: Французская и Пушкинская симфонии, Данте-симфонии, симфонии №№ 7, 8, 9. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как новаторская роль Тищенко в деле обновления отечественного симфонизма второй половины прошлого столетия, взаимоотношение музыки и поэзии в его больших оркестровых произведениях, на серьезном влиянии литературных концепций на развитие его симфонизма. Особое внимание в исследовании уделяется вопросу наследования Б. Тищенко большой русской симфонической традиции. Основным выводом статьи становится мысль о том, что Б. Тищенко – один из немногих в своем поколении остался верен жанру большой, «чистой» симфонии, явился наследником симфонической линии своего гениального учителя Д. Шостаковича. Особым вкладом автора в исследование темы является подробное изучение всех, без исключения симфонических произведений Б. Тищенко. Подобное исследование впервые проводится в истории русской музыки. Новизна исследования заключается в том, что автор доказывает тесную связь симфонизма Тищенко с его временем, с противоречивыми культурными и социальными процессами, выпавшими на долю поколения композиторов-«шестидесятников».
Серов Ю.Э. - Музыка Б. Тищенко к документальным фильмам С. Шустера (к вопросу о коренном обновлении отечественного симфонизма в 1960-е годы) c. 11-21

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.2.37784

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). В статье рассматривается его музыка для документальных фильмов режиссера С. Шустера «Суздаль» (1964), «Палех» (1965) и «Северные этюды» (1968). Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как новаторская роль Тищенко в деле обновления отечественного симфонизма второй половины прошлого столетия, переформатирования самих основ композиторского мышления, обогащения звуковой палитры с помощью средств современного музыкального авангарда. Особое внимание в исследовании уделяется вопросу наследования Б. Тищенко большой русской симфонической традиции.   Основным выводом статьи становится мысль о том, что музыка Б. Тищенко к документальным фильмам 1960-х годов аккумулировала в себе самые свежие идеи периода обновления в отечественном искусстве. Особым вкладом автора в исследование темы является подробное изучение трех малоизвестных партитур композитора в контексте интенсивного поиска «новой музыки». Новизна исследования заключается в том, что автор рассматривает сочинения композитора сквозь призму стилевых и языковых новаций 1960-х годов, доказывает тесную связь симфонизма Тищенко с его временем, с противоречивыми культурными и социальными процессами, выпавшими на долю поколения композиторов-«шестидесятников».
Петров В.О. - Фортепианный дуэт. Бытование жанра в ХIХ веке c. 11-23

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.4.44077

EDN: YAPKRL

Аннотация: Изучение истории любого музыкального жанра подразумевает детальную его характеристику в определенные исторические эпохи, связанные с изменением художественных и общественных ориентиров. Такой обособленной эпохой является XIX век – век романтизма, время модификации ряда известных музыкальных жанров. Подобной трансформации в указанное время подвергается и жанр фортепианного дуэта. Предметом исследования в данной статье становится специфика бытования фортепианного дуэта в условиях значительного переосмысления семантико-стилистического тезауруса музыкального искусства в целом, произошедшего в XIX веке. Акцентируется, что жанр не только меняет специфику своего исполнения (осуществляется постепенный переход к концертной эстраде), но и подвергается внутренне-стилистическим преобразованиям. Впервые в музыкознании уделено внимание причинам распространения жанра в XIX столетии, создана классификация дуэтных сочинений (концертного и камерного типов), рассматриваются особенности содержания, формы, фактуры, темпа, исполнительских приемов, характеризующих фортепианный дуэт в указанное время, а также названы причины модификации его жанровых признаков. В качестве примеров представлены произведения С. Геллера, Э. Грига, Л.М. Готшалка, К. Рейнеке и ряда других композиторов. В качестве вывода отмечены причины неравнозначности дуэтных сочинений XIX века в художественном отношении.
Загидуллина Д.Р. - Жанр фортепианной сюиты в Китае на рубеже XX–XXI в. (на примере «Альбома для юношества нового века» Ду Минсиня) c. 12-21

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.3.25113

Аннотация: В представленной статье рассматривается фортепианное творчество известного китайского композитора Ду Минсиня (Du Mingxin, род. 1928). В связи с тем, что его имя мало известно российскому читателю, в первой части статьи коротко изложены основные события творческой биографии Ду Минсиня. Главное внимание уделено фактам, оказавшим влияние на становление творческой личности композитора. Вторая часть статьи посвящена анализу одного из последних произведений для фортепиано — сюиты «Альбом для юношества нового века». В процессе анализа выявлен ряд признаков, позволяющих назвать произведение циклом. Подробно рассмотрена каждая из четырех пьес, составляющих сюиту: образный строй, особенности жанра, формы, музыкального языка. В музыкальном языке сюиты «Альбом для юношества нового века» композитор сочетает черты национальной музыки (интонационные, ладовые особенности) с традиционными приемами европейского композиторского письма.
Доценко В.Р. - Магический реализм и творчество Марлоса Нобри c. 13-19

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.2.19624

Аннотация: В творчестве латиноамериканских композиторов заметна устойчивая тенденция к созданию произведений, отражающих особенности мировосприятия жителей региона, в которых автохтонные элементы индейской и афроамериканской народной музыки находят преломление средствами новейших композиторских техник. Подобное явление в литературе получило наименование «магического реализма». Марлос Нобри (р. 1939) – один из наиболее ярких представителей бразильской композиторской школы, его музыка отличается эмоциональной насыщенностью, ясностью формы, свидетельствует о виртуозной композиторской технике. Магией «чудесной реальности» Латинской Америки проникнуты такие его произведения как «Укринкинмакринкин», «Яномани», «Каббала» и другие. В процессе изучения материала привлекалась методология стилевого и стилистического анализа. В вопросах жанровой типологии основное внимание уделялось методам сравнительного анализа, а также исторического исследования, предполагающих стадиальное рассмотрение отдельных явлений в рамках развивающихся художественных традиций. В произведениях Нобри наблюдается переплетение трех разностильных составляющих – авангардизма, как синонима новизны и эксперимента, неоклассицизма, как опоры на профессиональное искусство прошлого, и неофольклоризма, как олицетворения современной трактовки проблемы народности. Однако в качестве превалирующей характеристики необходимо выделить его бразильскую национальную принадлежность, проявляющуюся как в идейно-содержательном, так и в техническом аспектах его сочинений.
Серов Ю.Э. - Влияние литературоцентристских концепций на развитие симфонического творчества Б. Тищенко 1960-х годов c. 13-21

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.3.35674

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). В статье рассматриваются его сочинения 1960-х годов, вдохновленные классической и современной русской поэзией. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как взаимоотношение музыки и поэзии в больших оркестровых произведениях Тищенко, а также на серьезном влиянии литературных концепций на развитие его симфонизма. Особое внимание в исследовании уделяется четырем выдающимся произведениям композитора: Балету «Двенадцать» по поэме А. Блока (1963), Второй симфонии «Марина» на стихи М. Цветаевой (1964), Реквиему на слова А. Ахматовой (1966) и музыке к документально-игровой картине «Гибель Пушкина» (1967).   Основным выводом статьи становится мысль о том, что большая часть симфонического творчества Б. Тищенко основана на его любви к литературе, к слову, к художественному образу, рожденному литературой и поэзией. Особым вкладом автора в исследование темы является подробное изучение масштабных симфонических произведений Б. Тищенко 1960-х годов, в основе которых оказались поэтические произведения. Новизна исследования заключается в том, что литературоцентристкие концепции Б. Тищенко впервые рассматриваются в контексте развития его симфонического творчества, в статье устанавливается тесная связь авторского стиля и языка композитора с внемузыкальным влиянием на его художественное мышление.
Федотова В.Н. - «Импрессии» для фортепиано Панчо Владигерова c. 14-20

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.21030

Аннотация: Жанровая палитра наследия болгарского композитора Панчо Владигерова необычайно широка и включает инструментальные пьесы, вокальные миниатюры, камерные опусы, масштабные симфонические произведения, сочинения для музыкального театра. Многое из того, к чему он обращался в своем творчестве, было новым для болгарской культуры. Его музыка звучала и издавалась в 1920–1930 годы в Европе, а сам композитор был одним из популярных авторов венского издательства «Universal Edition», печатавшего почти все его произведения, написанные в то время. Особое место в наследии композитора заняла фортепианная музыка – отдельные пьесы и более тридцати циклов, созданных с 1914 по 1978 годы, среди которых «Импрессии» (1920, опус 9). В процессе анализа цикла автор исходила из специфики стилистического анализа, а также других аналитических приемов музыковедения. В музыке «Импрессий» можно отметить не только символистские, но и романтические и неоклассицистские черты, что связано с особенностями «ускоренного развития» болгарской культуры. Возможно это наложило отпечаток и на творческую индивидуальность музыканта, в наследии которого можно найти разнообразие образов, эмоций и яркую красочность звуковых образов.
Волошко С.В. - В ожидании Иоганна Штрауса (об истоках венской оперетты) c. 19-27

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.2.29663

Аннотация: Предметом исследования данной статьи стали явления и процессы, связанные с рождением жанра венской оперетты как феномена зарождающейся массовой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. столица Австрии Вена - крупнейший музыкальный центр, где получил широкое распространение ряд музыкально-театральных жанров, готовивших появление новых художественных феноменов — аристократическая итальянская опера, французская оперетта, австро-немецкие площадной фарс и зингшпиль. Специфика общественно-политической ситуации в стране («режим Меттерниха») способствовала всемерному развитию развлекательного искусства, в музыке — вокальной лирики и танцев (вальс), в музыкальном театре — комических жанров. В работе используются сравнительно-исторический метод, историко-типологический подход, общенаучные методы анализа, систематизации и обобщения. Новизна подхода определена тем, что венская оперетта рассматривается как один из начальных этапов формирования массовой музыкальной культуры. Модель французской оперетты показала венским композиторам и драматургам образец, способный объединить достоинства высоких и низких жанров, иностранное влияние и местные традиции. В результате, ранняя венская оперетта (Ф. фон Зуппе) складывается как национальный вариант молодого жанра, обладающего чертами качественно новой массовой культуры.
Лобзакова Е.Э. - Знаменный распев как константа художественного мира Юрия Буцко: камерная музыка c. 19-26

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.5.38957

EDN: JVOLHS

Аннотация: Статья посвящена камерно-инструментальным произведениям одного из ярких представителей отечественной композиторской школы второй половины ХХ века Юрия Буцко, в которых многомерно и ярко воплощается его религиозно-музыкальная философия. В центре внимания – обнаружение авторского подхода к «переинтонированию» культового песнопения в ткани светского сочинения и его роли в процессах смысло- и текстообразования художественного целого. Создававшиеся композитором преимущественно в ранний период (1960 – 1970-е гг.) произведения в камерных жанрах рассматриваются как своеобразная творческая лаборатория, в которой формируются принципы диалоговой поэтики религиозного и светского начал, проявляющей себя как на концепционном уровне, так и на уровне текстуальных отношений. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что церковная монодия в произведениях Юрия Буцко проявляет себя как динамический конструкт, музыкальная лексика и семантическое поле которого, с одной стороны, поддаются переосмыслению в процессе создания на его основе новых художественных образцов, с другой – обладают трансформирующей силой, оказывающей значительное влияние на содержательное, композиционно-драматургическое, интонационно-тематическое устройство произведения. Как на концепционном уровне, реализуемом в процессе взаимодействий таких структур, как символическая инвариантная формула сюжета о Голгофе, внешняя программа, «сюжет» цитируемого распева, так и на уровне отношений текстуальных, в камерных опусах Юрия Буцко формируется многоуровневая оригинальная система сопряжения древнерусского распева и индивидуально-авторской поэтики, которая не имеет аналогов в отечественной музыкальной культуре.
Петров В.О. - Год 1936… Шостакович и Сталин c. 21-26

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.4.25530

Аннотация: Статья посвящена фигуре величайшего композитора ХХ столетия Дмитрия Шостаковича. Рассматриваются противоречия его творческого наследия 1930-х годов, когда композитор вынужден был пойти на так называемые в музыковедении компромиссы. Эти компромиссы были связаны, в первую очередь, с желанием писать такую музыку и работать в таких жанрах, которые отвечали эмоциональности самого композитора. С другой же стороны, Шостаковичу приходилось сочинять «поверхностную» музыку в угоду действующему политическому режиму, который следил за каждым творческим шагом композитора. В статье предпринят исторический ракурс рассмотрения наиболее противоречивых произведений 1930-х годов, созданных в театральных жанрах – оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей». Исторический подход потребовал привлечения источников того времени – фрагментов статей из газет и журналов, в которых в том или ином ракурсе затрагивается имя Шостаковича. Такой подход придает новизну рассматриваемой теме. Отмечается, что музыка Шостаковича всегда будет актуальна, в какую бы эпоху не существовало человечество и она явится для будущих поколений подлинным свидетельством истории ХХ столетия.
Лю Ц. - Традиции сычуаньской оперы чуаньцзюй в фортепианных пьесах Сун Миньчжу и Цзя Дацюня c. 24-35

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.4.43626

EDN: YARQMY

Аннотация: Предмет исследования – фортепианные сочинения современных китайских композиторов Сун Миньчжу (триптих «Музыкальная сюита Сычуаньской оперы») и Цзя Дацюня (миниатюра «Чуаньцян» из цикла «Три прелюдии для фортепиано»), написанные под влиянием традиций сычуаньской оперы чуаньцзюй. Уникальная многосоставность истоков Южной китайской драмы предопределила своеобразие типовых напевов цюйпай и их ладовую окраску, стиль пения в высоком регистре, особенности сценического действия, тембровый состав аккомпанирующего ансамбля ударных инструментов ин чанмянь. Цель исследования состоит в изучении специфики преломления традиций сычуаньской оперы в современном фортепианном репертуаре. Методология исследования: сравнительно-типологический и аналитический методы позволяют обосновать уникальность избранных фортепианных миниатюр, обусловленную воздействием стилистики чуаньцзюй. Фортепианные сочинения Сун Миньчжу (триптих «Музыкальная сюита Сычуаньской оперы») и Цзя Дацюня (миниатюра «Чуаньцян» из цикла «Три прелюдии для фортепиано») рассматриваются в отечественном музыкознании впервые. Основные выводы исследования заключаются в следующем. Стилевые особенности традиционной оперы Сычуани проявили себя в фортепианных пьесах Сун Миньчжу и Цзя Дацюня на разных уровнях: на уровне цитирования типовых напевов гаоцян, куньцян, пихуанцян, распространенных в южном регионе страны; на уровне ладовой организации напевов, связанных с пентатоникой и гептатоникой (лады чжэншэн и циншан); на уровне имитации на фортепиано тембров струнных и ударных инструментов оперы чуаньцзюй (скрипки хуцинь, гайбаньцзы, трещотки банцзы, гонгов и барабанов); на уровне фактурной организации, обусловленной взаимодействием солиста и хора в опере чуаньцзюй гаоцян.
Петров В.О. - История создания, премьеры и запрета Тринадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича c. 26-36

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.1.39945

EDN: CJMEAU

Аннотация: Предметом исследования в данной статье становится Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича – одно из монументальнейших симфонических полотен ХХ столетия, отразивших по своей сути хронику исторических перипетий, происходивших в Советском Союзе. После ряда компромиссных сочинений конца 40-х – 50-х гг., вынужденно написанных («Песни о лесах», Одиннадцатой симфоний, многочисленных миниатюр), Тринадцатая симфония произвела фурор в музыкальных и околомузыкальных кругах, поскольку многие восприняли ее под углом полемики со сталинским режимом. Внимание читателя акцентируется на том, что в ней композитор прибегает к завуалированной полемике с действующей властью, а образный мир симфонии являет собой непосредственную реакцию Шостаковича не только на события, которым посвящен опус («Бабий Яр», слова Е. Евтушенко), но и на окружающую его действительность. Смысловые контексты произведения рассматриваются сквозь призму биографических данных о композиторе, вследствие чего привлекается широкий документально-исторический аппарат - воспоминания коллег и современников Шостаковича, его собственные высказывания, адресованные как рассматриваемой симфонии, так и широкому историко-культурологическому контексту эпохи. Именно в широком контекстуальном подходе видится научная новизна статьи. Помимо этого, в статье представлен аналитический материал, позволяющий более глубоко понять суть произведения в целом и причины, по которым симфония в свое время была запрещена.
Петров В.О. - Первые «Секвенции» Лучано Берио: концепция и интерпретация c. 28-34

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.2.29585

Аннотация: «Секвенции» — уникальный цикл, ставший не только знаковым для творчества самого Берио, ведь именно в нём воплотились ярчайшие элементы новаторской трактовки музыкального исполнительства автора, но и для всего мирового музыкального искусства, поскольку он, наравне с его же Симфонией (1968) для восьми голосов и оркестра, стал символом постмодернистской эстетики. Предмет исследования — наиболее популярные в исполнительской среде первые три "Секвенции" композитора, ставшие, между тем, самыми одними из самых значимых в наследии композитора.Открытость формы и содержания, использование синтеза искусств в рамках одного инструментального опуса, проникновение слова в инструментальную сферу (обращение к жанру инструментальной композиции со словом), полистилистика, орнаментально окрашивающая один опус в многообразие языковой палитры, разнообразие не только исполнительских интерпретаций каждого номера, но и его слушательского восприятия, применение новых принципов нотописи, связанных с алеаторикой — эти знаки постмодернизма представлены в «Секвенциях» в достаточно полном объёме и будут продемонстрированы в данном материале при анализе отдельных пьес цикла, наиболее показательными из которых становятся первые три. Данная статья посвящена аналитическому осмыслению именно этих "Секвенций" композитора.
Серов Ю.Э. - Басни И. А. Крылова в интерпретации Дмитрия Шостаковича: начало большого пути c. 29-37

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.3.33175

Аннотация: В статье рассматривается юношеское сочинение Дмитрия Шостаковича Две басни И. А. Крылова для голоса и фортепиано. Несмотря на то, что романсы написаны, когда композитору было всего пятнадцать лет, в них намечаются многие важные направления камерно-вокальной лирики и художественные принципы зрелого творческого периода Шостаковича, отчетлив именно его почерк, его образность и даже мастерство. Основное внимание в статье уделяется тесной связи Басен с поздними вокальными произведениями композитора, в ней дается разбор романсов, приводятся оценки этой работы самим Шостаковичем, рассказывается о творческом окружении автора времени создания сочинения.    Основным выводом приведенного исследования является ясное понимание того, что юношеские Басни Крылова достаточно широко открывают дверь в мир камерно-вокального искусства композитора. В них намечаются все основные линии развития вокальной лирики Шостаковича – яркая театральность, склонность к юмору и гротеску, парадоксальность мышления, образность, ансамблевая значимость фортепианного аккомпанемента. С высоты наших дней мы находим это произведение и ярким, и смелым, и новаторским. Тем не менее, оно мало исполняются и мало изучаются. Цель статьи – привлечь внимание к этому оригинальному и яркому опусу гениального русского композитора.
Ромодина Л.В. - Культурно-исторические традиции в творчестве Владимира Рубина (на примере ораториальной тетралогии позднего периода) c. 32-45

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.32839

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме культурной традиции в творчестве позднего периода московского композитора Владимира Рубина. Целью исследования является раскрытие тенденции к восстановлению связей с историческим прошлым в духовных сочинениях В. Рубина на примере ораториальной тетралогии (оратории «Песнь Восхождения», «Песни любви и смерти», вокально-симфонический цикл «Ангел-хранитель», оратория «Будь милостив»). Выявлены художественные принципы В. Рубина, которые опираются на традиции европейской музыки эпохи классицизма и романтизма, русского церковного пения и отечественной композиторской школы. Методы научного исследования включали: системно-комплексный, теоретический, историко-культурный, эмпирический, теоретический, логический и метод экстраполяции. Научная новизна заключается в исследовании ораториального творчества Владимира Рубина в контексте наследования им культурно-исторических традиций. Впервые раскрыты неомифологическое сознание композитора, диалогичность музыкального языка, выдвинута гипотеза об особенностях тесситурно-регистрового применения в целях пространственно-временной организации музыкальной ткани. Сделан вывод о включении крупных вокально-симфонических произведений В. Рубина в рамки традиций русской духовной музыки в целом и русской духовной оратории в частности.
Сычева Г.С. - Эркки Мелартин: жизнь под знаком смерти, творчество во имя жизни c. 33-40

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.2.40870

EDN: HITSMA

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является финская музыкальная культура. Предметом исследования – жизнь и творчество композитора, педагога, дирижера и просветителя Эркки Мелартина (1875-1937). Цель статьи: воссоздание личностного и творческого портрета Э. Мелартина как одного из выдающихся музыкантов Финляндии первой половины ХХ века. Автор подробно рассматривает биографию композитора в тесной взаимосвязи со всеми видами его деятельности, дает характеристику основных направлений композиторского творчества. Особое внимание автора уделено административной деятельности Э. Мелартина как руководителя Гельсингфорсского музыкального института (ныне – Академии имени Сибелиуса), его дирижерской и педагогической работе. Основные выводы исследования: Эркки Мелартин внес колоссальный вклад в развитие культуры и музыкального профессионального образования в Финляндии; его внушительное композиторское наследие (при множестве влияний других композиторов и фольклора Карелии) имеет яркие и самобытные черты; Э. Мелартин является автором первой национальной оперы ("Айно") и первого масштабного национального балета ("Голубая жемчужина"). Среди его учеников: Аарре Мериканто, Юрьё Килпинен, Вяйне Райтио, Илмари Ханникайнен, Ууно Клами, Сулхо Ранта и Хельви Лейвиска – те, кто в дальнейшем составили цвет финской композиторской школы ХХ века. В статье впервые в отечественном музыкознании публикуются подробные сведения о жизни, творчестве и общественной деятельности композитора.
Рудякова А.Э. - Деятельность Общества любителей изящных искусств в Саратове c. 35-42

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.29040

Аннотация: Предметом исследования статьи является деятельность Общества любителей изящных искусств, существовавшего в Саратове в 1889-1903 гг.. Выявлено, что ОЛИИ проводило большую работу по популяризации всех видов искусств в среде горожан. Музыкальным отделом организовывались концерты вокальной и инструментальной музыки, вызывающие интерес местных меломанов. Наиболее значимым признаётся открытие Обществом музыкальной школы, имеющей в числе других вокальное образование, а также наличие программы обучения декларирующей итальянский метод постановки голоса. Методической основой исследования можно назвать анализ сохранившихся ранее не опубликованных документов Государственного Архива Саратовской Области, Центрального Государственного Исторического Архива СПб, а также редких источников. На основе воссозданной картины деятельности ОЛИИ в контексте существующего политического напряжения в городе, доказывается, что к причинам закрытия данного культурного объединения можно отнести: постепенно нарастающую конкуренцию с Саратовским отделением Императорского Русского Музыкального Общества, поддерживаемого властями губернии, а также популярность в демократических слоях обывателей Саратова.
Краснова О.Б. - По направлению к Шуберту: структура и символика вокального цикла Л.Бергера «Прекрасная мельничиха» c. 37-51

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.34332

Аннотация: Вокальный цикл Л. Бергера «Прекрасная Мельничиха» рассмотрен в контексте связей с позднейшим сочинением Ф. Шуберта, обусловленных использованием поэтических текстов В.Мюллера. Предметом исследования является система внутренних связей как в поэтических текстах, так и в музыке песен, образующих вокальный цикл: тональной логике, тематических и жанровых решениях. При анализе учитываются новые качества жанра Lied в берлинской песенной школе, который оказывается связующим звеном между фольклорной песней и авторским творчеством. Усиление авторского начала приводит к появлению диалогической напряженности в тексте, стилизованном под Lied im Volkston. В цикле выявляются символические и структурные связи, приближающие его к типу вокального цикла как дневника, что будет характерно для творчества Ф.Шуберта и Р.Шумана. Такое решение основано на организации цикла вокруг фигуры Мельника как главного героя и определяющей роли в цикле образов поэзии Мюллера. Анализ цикла позволяет заключить, что вокальный цикл Людвига Бергера развивает этот жанр в направлении шубертовских шедевров в большей степени, нежели цикл Л. ван Бетховена «К далекой возлюбленной». Главный вывод исследования: изначальная связь со спектаклем (лидершпилем) преодолевается в замысле Мюллера и Бергера, и решающая роль в такой концепции принадлежит композитору.
Сычева Г.С. - «Самозачетные таблицы» Тихона Сотникова в свете развития идеи самообразования в отечественной музыкальной педагогике c. 37-49

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.2.37816

Аннотация: Статья рассказывает о первой в истории отечественной музыкальной педагогики дидактической разработке по элементарной теории музыки, созданной в 1930-х годах ростовским композитором и педагогом Тихоном Ивановичем Сотниковым для самостоятельного освоения музыкально-теоретических знаний. Автор статьи указывает, что потребность в создании такого учебно-методического пособия для самообучения была продиктована сложившейся ситуацией в культурной жизни СССР начиная с 1930-х годов, когда в стране наблюдался активный рост художественной самодеятельности. Постепенное усложнение репертуара коллективов требовало роста музыкальной грамотности ее участников. Анализируя историческую ситуацию, автор констатирует, что несмотря на развивающуюся систему музыкального образования, школ и квалифицированных педагогов-музыкантов в масштабах страны не хватало. Усугубили ситуацию военные годы, когда были уничтожены многие библиотеки и архивы, и для желающих изучать музыкальную грамоту существенную проблему представлял даже поиск учебной литературы. Разработанные Сотниковым таблица и тематические карточки для самостоятельных занятий содержали не просто краткие сведения по музыкальной грамоте, но давали возможность тренировки теоретических знаний на практике без участия преподавателя. Кроме того, универсальность разработки ростовского композитора заключалась и в том, что его методика для самостоятельных занятий могла быть использована в тандеме с любыми из существовавших тогда учебников по теории музыки. Идея получила самую высокую оценку от профессоров ведущих музыкальных вузов СССР и была рекомендована к изданию в масштабах страны. В заключении автор статьи приходит к выводу, что в контексте исторической обстановки середины ХХ века в СССР разработка Сотникова была не просто актуальна, но при своевременной публикации могла иметь и вовсе революционное значение для развития музыкальной культуры в стране, и ее значение для истории музыкальной педагогики неоспоримо.
Денисов А.В. - Партии травести в оперном искусстве XVII–XVIII вв. — парадоксы и курьезы c. 39-49

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.26544

Аннотация: В статье показаны факторы, определяющие использование травести — связанные с историко-культурными нормами эпохи, а также детерминированные конкретными художественными задачами автора. Второй случай представляют ситуации репрезентации определенных возрастных особенностей героя/героини, пародийно-гротескные а также инфернальные образы. Отмечается связь последних двух ситуаций с эстетикой карнавала. Данная проблематика затрагивается в области музыкознания впервые. В качестве примеров приводятся оперы С. Ланди, Д. Винчи, Ф. Кавалли, Г. Генделя, В. Моцарта, Л. Росси, Ж. Рамо. Методология работы построена на комплексном рассмотрении изучаемого феномена. В качестве вывода отмечено, что Он представляет неотъемлемое качество музыкального театра рассматриваемой эпохи, существующего по своим законам, парадоксальным и мотивированным собственной художественной логикой одновременно. Статья предназначена широкому кругу читателей – от профессионалов, изучающих оперное искусство прошлого и современности до читателей, интересующихся общими проблемами театрального и оперного искусства.
Фу С. - Дворцовая музыка династии Цин конца XVII-XVIII веков: основные аспекты исследования c. 40-54

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.6.39562

EDN: ADGNXP

Аннотация: Цель данной работы - представить научный обзор исследований по дворцовой музыке династии Цин периода «золотого века» и обозначить новые аспекты изучения этого уникального феномена художественной культуры. Актуальность поднятой темы обусловлена возрастающей ролью китайской культуры в глобальных процессах культурной интеграции, когда обостряется проблема сохранения объектов традиционной нематериальной культуры (и дворцовая музыка династии Цин XVII-XVIII вв. — один из них). Автор полагает, что наличие лакун в российском музыкознании по проблемам цинской музыки долгое время было вызвано объективными трудностями в коммуникации с китайской научной общественностью и отсутствием доступа к архивам и библиотекам в связи с известными политическими событиями, как то падением империи Цин в начале ХХ века и культурной революцией 60-70-х годов, когда изучение императорской культуры не поощрялось. Тем не менее, современная открытость Поднебесной к научным контактам уже сегодня позволяет ввести в корпус российского музыкознания достижения китайской науки последних десятилетий. Перспективы исследования цинской музыкальной культуры автор видит в изучении культурно-исторического контекста в аспекте преемственности династийных традиций, в изучении архитектурных пространств звучащей музыки в аспекте их акустических особенностей, функциональном предназначении и символическом смысле, а также в продолжении источниковедческих исследований, подразумевающих постижение содержания музыкально-теоретических трудов эпохи Цин.
Соболева Е.А. - Роль фестивального движения Союза композиторов в развитии музыкальной культуры регионов (на примере астраханского фестиваля современной музыки) c. 43-52

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.29132

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является астраханская региональная музыкальная культура, объектом – музыкальная культура как система. В статье автором подробно рассматривается значение фестиваля как особой формы деятельности региональных музыкальных организаций, являющихся частью когда-то мощной системы - Союза композиторов РСФСР. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению, в качестве примера, деятельности Астраханского Союза композиторов в проведении фестиваля современной музыки, который, по мнению автора, повысил потенциал региональной музыкальной культуры. При работе над материалом статьи автор использовал следующие методы - системный метод при исследовании феномена музыкальной культуры как системы, историко-генетический, идеографический, проблемно-хронологический методы при работе с историческим материалом, и кластер-анализ при обработке данных и составления таблиц. Основной вывод проведенного исследования заключается в признании высокой роли Союза композиторов РСФСР в развитии региональных культур, получивших мощный импульс для создания целостной музыкальной системы. Особую роль в этом ключе сыграла такая форма взаимодействия внутри музыкальной культуры как фестиваль. Особым вкладом автора в исследование является детальное изучение истории астраханского фестиваля современной музыки, которая наглядно демонстрирует, что музыкальная культура регионов после 90-х годов, несмотря на слабость центральной организации, продолжает развиваться. Новизна исследования заключается в том, что вопрос о вкладе фестивального движения как особого рода деятельности региональных организаций поднимается впервые.
Волошко С.В. - Оперетта и формирование массовой музыкальной культуры c. 46-60

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.33227

Аннотация: Предметом исследования является начальный этап формирования массовой музыкальной культуры в первой половине XIX века. В статье анализируются исторические, социальные и культурные условия создания одного из самых ранних жанров массовой музыки - оперетты - во Франции и Великобритании. В этих странах популярные публичные развлечения (ярмарочный театр, кафе-шантан, публичные концерты, мюзик-холл, театр бурлеска) создали предпосылки рождения не только нового жанра, но и нового типа культуры. Ж.Оффенбах, У.Гилберт и А.Салливан стали основоположниками оригинальных версий одного и того же жанра, опираясь на национальные музыкально-театральные традиции. Новизна работы связана с тем, что рождение оперетты в ней предстаёт как естественный итог культурно-исторического развития, выявляются сходные факторы, которые породили одновременно различные и, вместе с тем, внутренне близкие явления. Оперетта как явление массовой музыкальной культуры заполнила разрыв, который существовал между оперой и жанрами «низкого» народного театра, вбирая в себя достоинства того и другого. Новизна жанра проявилась как в особенностях содержания и музыкальных форм, так и в новой социальной функции, в обращении к качественно новой аудитории, объединившей разные слои современного общества и оказывающей непосредственное воздействие на конечный художественный результат.
Краснова О.Б. - Поэтика игры в цикле «Прекрасная мельничиха» Вильгельма Мюллера c. 61-71

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.33248

Аннотация: Предметом исследования является жанровая и символическая специфика поэтического цикла Вильгельма Мюллера «Прекрасная мельничиха», ставшего основой вокального цикла Ф.Шуберта. Обстоятельства создания цикла предопределяют наличие в нем игровой поэтики, которая обусловлена тем, что сюжет возник в качестве салонного спектакля (лидершпиля), а также объективной ориентацией авторов круга В.Мюллера на стилизацию народной и рыцарской поэзии средневековья. Поэтический цикл В.Мюллера рассмотрен в контексте традиций романтической поэзии, восходящих к миннезангу и майстерзангу и находящих отражение как в тематике и образах цикла, так и в его структуре. Анализируется жанровое решение мюллеровского цикла, связанное с наличием собственно сюжета и композиционной рамки, образованной прологом и эпилогом.    Анализ частей, не вошедших в музыкальную концепцию Ф.Шуберта, приводит к возможности увидеть с новой точки зрения генезис общей темы двух циклов, что и обеспечивает научную новизну статьи. В цикле выявляются дополнительные драматургические и символические связи, создающие своеобразное пространство поэзии-игры. Исследуются эстетические и стилистические причины, заставившие композитора отказаться от ряда частей поэтического цикла. Мюллеровский замысел оказывается связан с многоуровневой системой «игровых» опор в развитии текста, шубертовское решение − с устранением этого драматургического ряда, что обеспечивает дополнительные взаимосвязи «Прекрасной мельничихи» и позднейшего трагического цикла «Зимний путь».
Петров В.О. - Фортепианный дуэт ХХ века: к проблеме эволюции жанра c. 72-85

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.33903

Аннотация: Основной объект исследования - фортепианный дуэт ХХ века, предмет исследования - основные признаки жанра, изменившиеся как к началу указанного столетия, так и внутри него. Автором доказывается, что по сравнению с домашним музицированием, в русле которого он зародился, и салонного музицирования, в условиях которого он находился в ХIХ веке, фортепианный дуэт ХХ века - явление самодостаточное, имеющее собственные жанровые признаки и окончательно вышедший на концертную эстраду. Помимо этого названы основные достижения фортепианного дуэта в ХХ веке : - окончательный переход из «обиходного» жанра в жанр «надбытовой»; - эволюция от необходимой замены одного фортепиано двумя для достижения определенных технических целей в ХVIII веке до полного равноправия инструментов в ХХ столетии; - смена семантико-стилистического тезауруса фортепианного дуэта в содержании, формах и языке воплощения дуэтных композиций; - четкое разделение установок, функций и обязанностей композитора, исполнителей и слушателей; - изменение в общественных тенденциях, социальной направленности жанра: центростремительная функция (исполнитель - - исполнитель), характерная для дуэта ХVIII столетия, сменила свою ориентацию, окончательно превратившись в ХХ веке в функцию центробежную (исполнитель + исполнитель - слушатель).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.