PHILHARMONICA. International Music Journal - рубрика Музыка кино и телевидения
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Рубрика "Музыка кино и телевидения"
Музыка кино и телевидения
Антоненко Е.А. - Функции аудиоряда в киноинтерпретации повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» (режиссер М. Швейцер, композитор С. Губайдулина) c. 85-95

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35078

Аннотация: В статье на материале анализа художественного фильма «Крейцерова соната» (реж. М. Швейцера, комп. С. Губайдулина) выявляется роль звука, представленного музыкой и шумовыми эффекта в раскрытии концепции киноинтерпретации одноименной повести Л. Толстого. На основе сравнения литературного произведения и его экранизации раскрываются функции аудиоряда и роль музыки как фактора драматургии. Отмечается важность тембрового и шумового принципа, поскольку именно звуковые характеристики помогают разделить грани событийных периодов сюжета (прошлое и настоящее), а железнодорожные и городские шумы становятся своеобразным маркером, выделяющим важные фразы из диалога Позднышева с попутчиком. В фильме важна роль цитатного материала, вводимого для характеристики персонажей и способствующего их раскрытию. Цитаты, сопровождают образы Лизы (классические фортепианные произведения, романс и французская песня), Позднышева (вальс И. Штрауса, канкан Ж. Оффенбаха, тюремная песня), Трухачевского (цыганские напевы П. Сарасате). Трех главных героев объединяет «Крейцерова соната» Л. Бетховена, создающая психологический подтекст в иллюстрации отношений Лизы, Трухачевского и Позднышева. Музыка С. Губайдулиной, при минимальном использовании первичных средств музыкальной выразительности, прежде всего тембрами характеризует диапазон эмоций Позднышева от любви к ненависти и комментирует внутренний диалог героя. Аудиоряд в фильме выполняет иллюстративную, характеристичную, подтекстовую и драматургическую функции. Специфической особенностью введения музыки в синтетический текст стало частое использование внутрикадрового принципа, обусловленного как прозой Толстого, так и самим названием повести. Аргументируется, что «Крейцерова соната» М. Швейцера наиболее аутентична, в сравнении с другими экранизациями, поскольку в фильме сохранены диалоги и реплики героев, первоисточнику соответствуют единство реальных событий и воспоминаний, драматургия фильма аналогична литературному тексту, при этом выразительность кульминационных зон подкрепляется музыкой и шумовыми эффектами, что способствует глубокому пониманию идейного замысла повести.
Зольников М.Е., Сергиенко Н.А. - Культурные герои средневековья в киноискусстве и киномузыке XXI века (Тристан Кевина Рейнольдса) c. 86-95

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.3.32583

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей трактовки режиссером образа главного героя в фильме «Тристан и Изольда» (2006). Исследованию подвергаются средства выразительности, в том числе музыкальные, а также сценарий в сравнении с его основой - романом Готфрида Страсбургского. Новизна статьи определяется тем, что данный фильм исследуется в отечественном искусствоведении впервые с применением методов междисциплинарного анализа, что позволило сопоставить образ протагониста с его историко-культурным прототипом, а вместе с тем и выявить художественно-эстетическую позицию режиссера при создании ленты. Методология исследования включает в себя сравнительный, искусствоведческий, историко-киноведческий, музыкальный анализ, принципы семиотического анализа в отношении элементов художественного языка фильма как самостоятельных «текстов». Авторы приходят к следующим основным выводам: режиссер следует традиции больших исторических фильмов, он использует мифологический материал, однако не эксплуатирует его «волшебность», встраивая мифологический подтекст на уровне отсылок. Важные акценты расставляет музыка фильма, которая выходит за рамки прикладной, она обозначает генетическую связь чувств героев с природой, становясь неотъемлемым элементом медиатекста. Кроме того, музыка в фильме играет и формообразующую роль, сцепляя его разделы. Представленная в фильме картина мира «вертикально» многомерна: содержит адресации к эпохе великого переселения народов, средневековью и современности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.