PHILHARMONICA. International Music Journal - рубрика Голоса и хоровые ансамбли
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Рубрика "Голоса и хоровые ансамбли"
Голоса и хоровые ансамбли
Зайцева М.Л., Чекменев А.И. - Особенности трактовки хоровых жанров в творчестве Артура Лурье c. 53-66

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.16924

Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей трактовки хоровых жанров в творчестве Артура Лурье. Авторами в результате проведенного музыковедческого анализа выявлена роль творчества композитора в музыкальной культуре начала XX века, определены новаторские приемы сближения выразительных возможностей симфонической и хоровой партитур, направленные на усиление колористических и экспрессивных возможностей хорового звучания. Обосновано, что симфонизм является доминирующим принципом развития музыкальной драматургии симфонической кантаты для смешанного хора a cappella «В кумирне золотого сна» А. Лурье. Исследователями использован метод системного анализа и обобщения для выявления особенностей музыкального мышления А. Лурье как одного из ярких представителей отечественного музыкального авангарда, для обоснования перспективности идей композитора в области музыкального языка и драматургии. Доказано, что в кантате лирико-драматический принцип симфонизма реализуется на уровне музыкальной драматургии и системы выразительных средств. Обосновано, что А. Лурье использует приемы монотематического развития, создает систему тематических арок, способствующих структуризации музыкального материала и закреплению исходной интонации-импульса, а также применяет новаторские приемы, способ-ствующие сближению выразительных возможностей хоровой и оркестровой партитур. Авторами сделан вывод о том, что результатом активизации внимания композитора к сонористическому звучанию музыкальной горизонтали является трансформация взглядов природу голоса, который все больше сближается с характером звучания музыкального инструмента.
Сокольникова Е.Ю. - Об "идиостиле" Алексея Ларина в зеркале приемов хоровой композиции (на примере сочинений 2000-х годов) c. 67-77

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.17251

Аннотация: В публикации рассматриваются особенности музыкального языка композитора, обособляющие от музыки современников, и стилевые отличия современных хоровых произведений от предшествующего творчества. Рассматривая вопросы музыкальной композиции, более подробно останавливаемся на «плане содержания» и «плане выражения», выявляя особенности применения музыкально-выразительных средств. В центре исследуемого музыкального материала являются хоровые сочинения, основанные на материале русских народных песен. При этом важно установить, каковы индивидуально-стилевые черты сочинений, созданных на текст первоистончика, от других хоровых произведений, созданных в 2000-е годы. В статье применены научные методы, опирающиеся на знания лингвистики, литературоведения, касающиеся предметов авторского стиля, «идиостиля» / «идиолекта». Важны и музыковедческие работы, освещающие вопросы музыкального стиля, поэтики музыкальной композиции. «Идиостиль» хоровой музыки А.Ларина проявляется в жанровом разнообразии фольклорных источников. В статье пытаемся классифицировать жанры используемых песен по инициационному признаку, принадлежности крестьянской и городской среде, этномузыкальной ориентации тематики и музыкальных решений. Индивидуально-авторский подход проявляется по некоторым признакам. В отношении композитора к тексту первоисточника отражена степень модификации ритмического и интонационного рисунка. Для «идиостиля» характерно преобладание фактурно-тембровой составляющей. Тембризация представлена сонорностью хорового состава, которая формируется посредством варьирования тембрового состава хора, и разделением каждой тембровой группы певцов. Важная роль тембровой и фактурной сторон проявляется как в конструктивной роли способов музыкального синтаксиса (а именно, распределения мелодии между хоровыми партиями), так и различных способов многоплановой фактуры, проявленных в наслоении.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.