по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 03, 2021
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 25-06-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2021
Музыкальная этнография и фольклор
Черкасова З.В. - Научная и образовательная деятельность Общества любителей еврейской народной музыки в Петербурге (1908 –1921) c. 1-12

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.3.33342

Аннотация: Предметом исследования, отраженного в данной статье, является научная и образовательная деятельность Общества любителей еврейской народной музыки, образованного в Санкт-Петербурге в 1908 году. На примере данного Общества рассматриваются воплощенные на практике идеи народного музыкального образования, ставшие широко популярными в России в начале ХХ века. Особое внимание уделяется исторической роли фольклорного компонента в музыкальном образовании горожан. В этой связи в статье рассматривается деятельность Общества, связанная с этнографическими изысканиями образцов еврейской народной музыки, их обработкой и использованием в музыкально-образовательной и просветительской деятельности. Особым вкладом автора является освещение процесса постановки в Обществе любителей еврейской народной музыки музыкально-образовательного процесса. Упоминается деятельность созданных при Обществе в 1916 году одногодичных Музыкальных курсов, специально готовящих исполнителей произведений еврейской народной музыки и известные имена преподававших там педагогов-музыкантов: И.С. Томарс, И.Ю. Ахрон, М.Е. Букиник. Кроме того, научно-историческую ценность представляют дающиеся в статье сведения об издаваемых Обществом музыкальных сборниках, а также об организуемых им концертах еврейской народной музыки, где как отмечает автор, фигурировали не только музыкальные номера, но и музыкально-просветительские лекции.
История музыки
Серов Ю.Э. - Влияние литературоцентристских концепций на развитие симфонического творчества Б. Тищенко 1960-х годов c. 13-21

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.3.35674

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). В статье рассматриваются его сочинения 1960-х годов, вдохновленные классической и современной русской поэзией. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как взаимоотношение музыки и поэзии в больших оркестровых произведениях Тищенко, а также на серьезном влиянии литературных концепций на развитие его симфонизма. Особое внимание в исследовании уделяется четырем выдающимся произведениям композитора: Балету «Двенадцать» по поэме А. Блока (1963), Второй симфонии «Марина» на стихи М. Цветаевой (1964), Реквиему на слова А. Ахматовой (1966) и музыке к документально-игровой картине «Гибель Пушкина» (1967).   Основным выводом статьи становится мысль о том, что большая часть симфонического творчества Б. Тищенко основана на его любви к литературе, к слову, к художественному образу, рожденному литературой и поэзией. Особым вкладом автора в исследование темы является подробное изучение масштабных симфонических произведений Б. Тищенко 1960-х годов, в основе которых оказались поэтические произведения. Новизна исследования заключается в том, что литературоцентристкие концепции Б. Тищенко впервые рассматриваются в контексте развития его симфонического творчества, в статье устанавливается тесная связь авторского стиля и языка композитора с внемузыкальным влиянием на его художественное мышление.
История и теория исполнительского искусства
Габриэлян Н.З. - Концерт для скрипки с оркестром ля минор А. Аренского: исполнительский анализ партии солиста. c. 22-31

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.3.34646

Аннотация: В статье рассматривается Концерт для скрипки с оркестром А. Аренского, который представляет камерную лирическую модель жанра одночастной структуры. Цель работы заключается в поиске необходимых для успешной интерпретации произведения исполнительских особенностей партии скрипки. . Объект исследования – жанр скрипичного концерта. Предмет исследования – исполнительские особенности партии солиста Концерта для скрипки с оркестром А. Аренского. В процессе исследования были привлечены теоретические и эмпирические методы исследования, в том числе анализ, обобщение и систематизация научных источников, целостный и исполнительский анализ Концерта для скрипки с оркестром А. Аренского. Проанализированы функции солиста в разных темах и эпизодах произведения, даны методические указания по поводу смены и распределения смычка, скорости движения смычка, выявлены технические и интонационные сложности партии скрипки. Также большое внимание уделяется штриховой стороне исполнения. Впервые выявлено, что исполнительские достоинства партии солиста являются одним из «ключей» к успешному исполнению произведения. Они заключаются в создании певучего, ровного, пластичного звучания, достигаемого грамотным распределением смычка, его спокойными сменами, хорошим владением legato, выстраиванием фраз широкого дыхания. Исполнителю необходимо опираться на исполнительские идеалы времени создания произведения, которые во многом заключаются в педагогических установках Л. Ауэра, касающихся нужного нажима предплечья и плеча на смычок. В результате исполнительского анализа партии скрипки установлено, что для создания художественного образа сочинения исполнителю необходимо найти индивидуальную палитру колористического решения партии скрипки, основанную на исполнительских идеалах времени создания произведения.
Ван Б. - Музыкально-выразительные средства саксофона в современной камерно-инструментальной музыке c. 32-46

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.3.35753

Аннотация: Предметом исследования, отраженного в данной научной статье, является современная камерно-инструментальная музыка конца ХХ–начала ХХІ века в контексте новейших исполнительско-выразительных средств и приемов игры на саксофоне, как уникального духового и сложного для интерпретации инструмента. Широкий музыкально-выразительный спектр современной музыки с участием саксофона дает возможность оценить на практике глубину философско-образных концепций, которые воплощают современные композиторы. В этой связи в статье рассматривается особенности рекомендованных приемов игры на саксофоне, которые были выявлены и исследованы в творческой деятельности Ю. Л. Поволоцкого. Выразительная темброво-звуковая палитра привлекает современного композитора, как с целью эксперимента, так и с попыткой собрать широкую гамму художественно-философских обобщений целой эпохи. Этот взаимообусловленный процесс — с одной стороны, темброво-звуковой эксперимент, а с другой — обусловленное им постоянное расширение исполнительско-выразительных средств саксофона в лоне камерно-инструментальной культуры — побудил автора исследования к научной аналитике на примере камерно-инструментального творчества современных композиторов. Кроме того, научно-историческую ценность представляют дающиеся в статье сведения о творческих поисках Ю. Л. Поволоцкого: привлечение неожиданных решений, композиционных структур, новейших способов и приемов игры на саксофоне.
Философия музыки
Авдеев В.А., Лаврова С.В. - Образ машины в итальянском футуризме: манифесты, музыка, живопись c. 47-68

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.3.35341

Аннотация: ХХ век стал новой эпохой в развитии европейской цивилизации, которая проецировала образы, порожденные процессом технологической трансформации реальности в художественное пространство. Стремительный рост технологий и индустриализация всех жизненных сфер нашли свое отражение в творчестве художников в урбанизированных образах действительности. Одним из таких образов стала машина как воплощение скорости и технического прогресса. Будучи изначально центральным мотивом пафоса итальянского футуризма (самого энергичного направления модернизма) образ машины проник во все художественные сферы итальянского искусства 1910-1930-х годов, больше всего: литературную (воплотившись, в первую очередь, в манифестах футуристов, посвященных Машине); музыкальную (шумовая музыка Б. Прателла и Л. Русолло); изобразительную (Механическая живопись). В последнее время наблюдается рост интереса к изобразительному искусству авангарда 1920-30-х годов, в том числе и к итальянскому футуризму. За рубежом большое количество научных статей и монографий за несколько последних лет посвящено техногенным аспектам этого неоднозначного эпатажного направления: образам электричества, архитектуре города, машинам и механизмам. Но в отечественной научной литературе углубленные исследования, посвященные этим аспектам футуризма пока отсутствуют. Данная статья предназначена стать первым шагом на пути изучения "машинного" аспекта футуризма, то есть истории возникновения, развития, влияния образа, легшего в основу пафоса создателя направления более ста лет назад. В статье рассматриваются использования образа машины в различных сферах художественной деятельности: литературной, музыкальной, изобразительной. Дается развернутый обзор и анализ явления.
Музыкальная эстетика
Тюмбеева Г.Э. - О хронотопе этномузыкальной картины мира калмыков c. 69-81

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.3.35588

Аннотация: Предметом статьи являются национальные параметры хронотопа калмыцкой этномузыкальной картины мира. В мировоззрении монголоязычных народов пространство и время неразрывно слиты, взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Хронотоп образует своеобразную систему координат, на которую в дальнейшем накладываются остальные компоненты национальной картины мира. Этим обосновывается актуальность предмета статьи. Цель исследования – выявление музыкальных особенностей национального хронотопа. В достижении цели автор опирается на ранее изученные проявления национального хронотопа в целом (исследованием филолого-лингвистического аспекта калмыцкого хронотопа занимаются Аюшова Ц. Н., Голубева Е. В., Омакаева Э. У., Салыкова В. В. и др.), систематизирует их и выделяет наиболее значительные его характеристики. В понимании и ощущении номада, степняка, калмыка пространство – категория безграничная, обширная, протяжённая, измеряемая им не только в горизонтальном, но и в вертикальном векторах. При изучении закономерностей музыкального пространства наиболее существенными представляются свойства звука, его пространственно-акустические характеристики. Главной доминантой в трактовке времени в калмыцкой картине мира является цикличность, проявляющаяся в двенадцатизначном периоде национального календаря и не только. Темпоральные качества национального хронотопа сосредоточены в бинарной оппозиции двух песенных жанров: Ут дун (долгая песня) и Ахр дун (короткая песня). Музыкальная культура калмыков является одним из способов семиотизации пространства и времени степного мира.
Музыкальная этнография и фольклор
Гумерова А.Т. - Традиция православного пения крещеных татар Лаишевского и Мамадышского уездов Казанской губернии: из истории возникновения c. 82-88

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.3.35028

Аннотация: Объектом исследования стало церковное пение татар-кряшен (крещеных татар) – субэтнической общности татарского народа, исповедующей православие. Татары-кряшены являются носителями уникальной православной певческой традиции, соединившей церковно-славянские напевы и молитвенные тексты на татарском языке. Предмет исследования – история богослужебного пения крещеных татар, населявших Лаишевский и Мамадышский уезды Казанской губернии. Историческим отрезком, попавшим под внимание автора, стало время зарождения традиции – вторая половина XIX – начало XX века, являющееся периодом активной миссионерской деятельности Русской православной церкви в регионе. Опора на исторический, культурологический, источниковедческий методы исследования позволила выявить пути формирования певческой практики: они связываются с введением в регионе новой системы религиозного и школьного просвещения «инородцев» и началом проведения богослужений на татарском языке. Приведены сведения, касающиеся функционирования крещено-татарских школ и приходов во второй половине XIX-начале XX века. Дана оценка современного состояния традиции православного пения кряшен, проживающих на рассматриваемой территории; выявлены предпосылки к ее развитию, которые были заложены миссионерами в дореволюционный период. Автором делается вывод о важной роли музыки в процессе христианского просвещения крещеных татар, о большом вкладе дореволюционных миссионеров в формирование духовно-певческой практики этноса, являющейся на сегодняшний день важной частью его музыкальной культуры. Данная этнорегиональная традиция православного пения в отечественном музыкознании рассматривается впервые.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.