Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №5 за 2019 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 05, 2019
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 02-10-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2019
Музыкальный театр
Аргамакова Н.В. - Математические структуры и принципы симметрии в музыке Арво Пярта и их хореографические проекции c. 1-13

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.30841

Аннотация: Данная статья посвящена анализу использования математических структур в музыке эстонского композитора Арво Пярта и их воплощения в хореографии. Рассматривается ряд произведений Пярта, которые интерпретируются хореографами, а именно: «Spiegel im Spiegel», «Fratres»,«Tabula rasa», «Summa». Данные сочиненния анализируются с точки зрения обращения в них композитора к «лирической геометрии» в построении композиции. Также рассматриваются принципы симметрии в хореографии. Симметрия, в первую очередь, – это геометрически выверенное и уравновешенное расположение тела артиста, его положение в пространстве. В хореографических воплощениях музыки Пярта хореографы проецируют симметрию музыкального текста на хореографический. С точки зрения использования симметрии проанализированы следующие балеты: «Отелло» Джона Ноймайера, «Дежавю» Ханса ван Манена, «Палата №6» Раду Поклитару, «Nunc Dimittis» Начо Дуато. Методологической основой исследования стал комплексный подход, опирающийся на научные достижения, как современного музыкознания, так и в области изучения хореографического искусства. В своих произведениях Арво Пярт часто обращается к математическим структурам в построении композиции. Обусловлено это не только рациональными основаниями авторской техники tintinnabuli, но и духовной составляющей пяртовской музыки, так как часто структура в сочинениях композитора носит символический характер. В балетах, поставленных на музыку Пярта, мы наблюдаем обращение хореографов к принципам симметрии, как одному из способов взаимодействия с музыкой. В зависимости от художественной задачи, отношений с музыкой, жанровой принадлежности балета, принципы симметрии, заложенные в композиции сочинений Пярта и находящие отражение во многих хореографических интерпретациях его произведений, по-разному используются балетмейстерами.
Музыкальная этнография и фольклор
Редькова Е.С. - Из истории секции музыкального фольклора Ленинградского отделения Союза композиторов (1960-е–1970-е годы). К 115-летию со дня рождения Феодосия Антоновича Рубцова c. 14-23

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.30906

Аннотация: Ленинградский композитор, музыковед, профессор консерватории Феодосий Антонович Рубцов (1904–1986) более 50 лет сотрудничал с Союзом композиторов. Помимо редактирования сочинений, подготовки к публикации партитур и клавиров он возглавлял секцию музыкального фольклора, в рамках которой вел большую работу, направленную на изучение, собирание, творческое использование подлинных образцов народной музыкальной культуры. Особое внимание Ф.А.Рубцов уделял привлечению молодых музыкантов - композиторов и музыковедов, студентов Ленинградской консерватории, к работе с фольклорными источниками как с целью их использования в сочинениях, так и исследования. Изучение документов, хранящихся в Архиве Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга, позволяют раскрыть эту наименее известную сторону деятельности Ф. А. Рубцова. В статье впервые приводятся данные из стенограмм заседаний и отчетов секции музыкального фольклора Союза композиторов, свидетельствующие о том, что на базе секции (и кабинета народной музыки) решались актуальные для этномузыковедения задачи создания общедоступного фонда экспедиционных звукозаписей и библиотеки по музыкальному фольклору, организации экспедиционной работы, взаимодействия ученых-фольклористов различных учебных и научных организаций, подготовки публикаций по музыкальному фольклору и др.
Философия музыки
Кекова С.В., Панкова А.И. - Литературное произведение как повод: «Запечатленный ангел» Н. Лескова и русская литургия «Запечатленный ангел» Р. Щедрина c. 24-30

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.30723

Аннотация: Предметом исследования в статье является проблема соотношения повести Н. Лескова «Запечатленный ангел» и Русской литургии «Запечатленный ангел» Р. Щедрина. В аннотируемой статье анализируются особенности творческого метода композитора, создавшего музыкальное произведение на основе литературного, используя «типологическую экзегезу», которая является главным творческим методом средневекового и канонического искусства. Суть этого метода заключается в следовании художника правде «первообраза», явленного в Священном писании и Священном предании. Оригинальное произведение должно «типологически» и «иконически» быть связано с этим «первообразом». Методология исследования статьи предстает в виде совокупности искусствоведческих подходов к духовно-эстетическим феноменам отечественного искусства. Вывод, который дается в аннотируемой статье, заключается в том, что Р. Щедрин создает своего рода «музыкальную икону», указывающую путь к правде через покаяние и соединение с Истиной. Новизна статьи состоит в том, что раскрыт творческий метод Р. Щедрина, которым пользовался композитор при создании хорового сочинения «Запечатлённый ангел».
Музыкальная эстетика
Королевская Н.В. - Геометрия смысла c. 31-42

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.30777

Аннотация: Смысловое содержание музыки — предмет настоящего исследования, представленный в диалоге с методом имманентного анализа музыкального текста Л. О. Акопяна. Цель работы — показать, что система парадигматико-синтагматических отношений Ф. де Соссюра как основа «чистого» структурного анализа музыкально-художественного текста может быть результативно применена к процессам музыкального смыслообразования в качестве действенного инструмента анализа. Последовательное сравнение двух методов на материале Ноктюрна H-dur ор. 32 Ф. Шопена позволяет увидеть ограничительный характер «чистого» структурного подхода к музыкальному тексту, не только оставляющего за скобками семантический слой произведения, но отрицающего его наличие, рассматривающего замысел художника как обезличенную структуру. Напротив, смыслообразовательный дискурс, в рамках которого абстрактная соссюровская модель обретает значение хронотопа как внутренней формы смысла, может быть осуществима только в единстве содержания и формы. В сопряжении с методологией смыслового взрыва Ю. М. Лотмана анализ смыслообразования вкладывает в руки музыковедов и исполнителей инструмент, обеспечивающий проникновение в глубинные смысловые пласты произведений, соотносимые с «текстами сознания», способствуя открытию индивидуального своеобразия музыкально-художественного текста как сокровенного высказывания, предопределяющего эксклюзивный облик его смысловой структуры. Репрезентируемый метод может быть эффективно использован как инструмент целостного анализа произведений ХХ и ХХI века, продолжающих традиции классико-романтической музыки в условиях доминирующего типа индивидуально-творческого сознания.
Проблемы теоретического музыкознания
Бобнева А.В. - К вопросу о формировании индивидуального стиля национального композитора ( на примере творчества М. Касумова). c. 43-55

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.30690

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению логики процесса стилеобразования в раннем периоде творчества национальных композиторов. Привлечение методологий этнопсихологии и социологии глубин позволило выдвинуть предположение о целесообразности интерпретации этого процесса рождения новой, индивидуально-авторской формы художественного синтеза европейского профессионализма и основ традиционной культуры собственного этноса с помощью структурной логики инициального обряда. Обозначенная проблема решается на основе анализа одного из ранних сочинений дагестанского композитора М. Касумова – Первого концерта для скрипки с оркестром (1971 г.). Использование не трех- (В. Тэрнер, Ю. М.Лотман, А.-Ж. Греймас) а четырехфазной модели инициации (Д. Фрезер, В. И.Тюпа), включающей еще и фазу «партнерства», позволило конкретизировать процесс ассимиляции русской музыкальной культуры и уточнить специфику момента превращения «чужого» в «свое». Осуществленный анализ Концерта М. Касумова показал, что принцип саморегуляции и самоорганизации стилевых систем гетерогенного типа связан с особой формой диалогового отношения двух канонов, относящихся к высшим сакральным ценностям европейской и традиционной культур. В силу этого сам процесс смыслообразования в раннем периоде творчества национального композитора включает в себя две стадии драматургического развития. Первая из них определяется необходимостью достижения культурной идентичности, а вторая, стимулируемая инстинктом самосохранения, устремлена к этнической самоидентификации. Обнаруженная двухстадийность процесса творческого испытания каждым национальным композитором решается оригинальным путем, формирующим индивидуальный облик его стилевой системы.
Загидуллина Д.Р. - Симфонии Рашида Калимуллина: темброво-оркестровый аспект c. 56-70

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.30853

Аннотация: В представленной статье автор рассматривает симфоническое творчество современного татарского композитора Рашида Калимуллина. Предметом анализа являются семь симфоний композитора, созданных с 2000 по 2015 годы. Особое внимание уделяется оркестровой технике, темброфактурным приемам в сочинениях. Рассматривается лишь небольшая часть вопросов, связанных с оркестровым письмом Калимуллина, а именно: оркестровые составы симфонических произведений; тембры-«солисты»;характерные ансамблевые сочетания;объединяющие темброфактурные приемы;излюбленные темброфактурные приемы («клише»). Безусловно, оркестровка находится в центре внимания, однако нередко анализируется в сочетании с другими средствами музыкального языка. При написании статьи автор опирается на идеи и положения, содержащиеся в трудах зарубежных и отечественных исследователей оркестровки, а также самих композиторов, таких как: И. Барсова, Г. Берлиоз, А. Благодатов, А. Карс, Н. Римский-Корсаков и другие. Основные выводы проведенного исследования. Яркое и колоритное оркестровое письмо Калимуллина является одним из важнейших компонентов его творческого стиля. Большое разнообразие и индивидуальность, отличающие тематизм симфоний, создаются во многом именно благодаря его темброфактурной характеристике. Был выявлен ряд излюбленных тембров, наиболее часто используемых композитором в качестве «солистов». Также выделены характерные тембровые сочетания, постоянно наблюдаемые в симфониях. Подробный анализ симфоний Калимуллина для большого состава оркестра позволил выявить ряд темброфактурных приемов («клише»), применение которых можно наблюдать в различных произведениях.
Современная композиция
Орлов В.В. - Владимир Королевский. «Шесть детских песен» для сопрано и фортепиано на стихи Бориса Заходера c. 71-77

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.30863

Аннотация: Объектом настоящей статьи является творчество современного отечественного композитора, члена Союза композиторов России Владимира Королевского, окончившего в 1986 году Саратовскую государственную консерваторию имени Л.В. Собинова по классу сочинения профессора Б.А. Сосновцева. С 2002 по 2012 годы композитор работал в должности доцента на кафедре теории музыки и композиции Саратовской консерватории, где преподавал сочинение и музыкально-теоретические дисциплины. В качестве предмета исследования выступает цикл В. Королевского «Шесть детских песен» для сопрано и фортепиано на стихи Бориса Заходера. Цель статьи – выявление взаимодействия между музыкальным и стихотворным текстами. Для достижения поставленной цели в статье решаются задачи, связанные с анализом каждой части цикла с точки зрения интонационного, тонального и гармонического развития. Основным методом исследования является целостный анализ каждой части цикла, который включает в себя изучение каждой части с точки зрения формы, интонационного, тонального и гармонического развития. Основными выводами проведенного исследования являются выявление простоты и естественности музыкального языка, чутко следующего за поэтическим текстом, что является продолжением лучших традиций отечественной вокальной музыки, значительная роль сопровождения, которое является не просто фоном, а отражением содержания стихотворного текста, индивидуальный тонально-гармонический план каждой части.
Музыкальный театр
Лаврова С.В., Новик Ю.О. - Внутреннее пространство и пластическая коммуникация в контактной импровизации Стива Пэкстона c. 78-85

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.30897

Аннотация: Статья посвящена феномену контактной импровизации, основоположником которого стал хореограф Стив Пэкстон. Техника контактной импровизации получила сегодня широкое распространение, зародившись в Америке в 1970 х годах. Стив Пэкстон определил контактную импровизацию как образование «сферического пространства», которое является «результатом изменений пространственной и кинестетической ориентации в течение короткого времени». В пластике контактной импровизации как индивидуальное тело, так и межличностная система могут занимать метастабильную позицию. Такое же явление мы видим и в иных импровизационных экспериментах. Основополагающим методом исследования становится сравнительный анализ: философских истоков контактной импровизации, в частности связь с одним из постулатов А. Бергсона, относительно того, что «всякое деление материи на независимые тела с абсолютно определенными контурами есть деление искусственное», а также связь с идеями современных ученых когнитивистов и психологов. Сравнивая контактную импровизацию с аналогичным явлением ансамблевой импровизации в творчестве Штокхаузена («Из семи дней»), автор делает вывод о том, что в обоих случаях отправной точкой импровизации становится проекция индивидуальных особенностей физических состояний участников (сердечного ритма, дыхания, специфики отражения исходных образов движения в импровизации и других аспектов).
История и теория исполнительского искусства
Сафонова Т.В., Фомина З.В. - К вопросу об исполнительской интерпретации Шестой фортепианной сонаты С. С. Прокофьева c. 86-94

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.30825

Аннотация: Предметом данного исследования являются особенности исполнения Шестой фортепианной сонаты С. С. Прокофьева. Это сочинение входит в «военную» фортепианную триаду и отражает существенные черты позднего периода творчества композитора. Особое место в работе уделено вопросу о характере исполнительской интерпретации, требующей активного, творческого соучастия исполнителя в воссоздании авторского замысла. Подчёркивается необходимость проникновения в смысловые слои исполняемого произведения, способствующего углублению существующих представлений, переосмыслению жизни и творчества С. С. Прокофьева. Исполнительский анализ осуществлён с позиций музыкально-теоретического, феноменологического и герменевтического подходов, разрабатываемых в работах Л. О. Акопяна, З. В. Фоминой. В результате осуществлённого исследования выявляются особенности индивидуального творческого почерка Прокофьева. Показана способность подлинного художественного гения выходить за пределы социально-исторических и культурных обусловленностей и выражать в своем творчестве надвременные, вечные смыслы. Осуществлённый анализ Шестой сонаты в контексте позднего творчества Прокофьева обнаруживает существенную эволюцию его фортепианного стиля, свидетельствуя о духовных, мировоззренческих поисках композитора.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.