Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №4 за 2019 год - Содержание - список статей - ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 04, 2019
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 14-09-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2019
Музыкальная эстетика
Петров В.О. - "Всевластна смерть!": последние произведения Дмитрия Шостаковича c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.4.30510

Аннотация: Жизнь Дмитрия Шостаковича противоречива и полна различного рода, с одной стороны, патриотических всплесков, с другой, – трагических концепций, полных горечи созидания происходящих в мире событий Последние усиливают свое присутствие в последние годы творчества композитор. Именно они становятся основой статьи, характеризуя композитора как глубоко философско мыслящего автора, обреченного, но достойно смиряющегося с действительностью. Предмет исследования обусловлен малоизученностью этих сочинений в контексте исторических событий и отдельных событий жизни самого Шостаковича. Предпринят комплексный подход к изучаемому предмету - последним опусам композитора. Исторический метод позволяет понять специфику написания авторских произведений, особенности их особо трагической образности, определенного структурного и содержательного планов. Научная новизна заключена помимо этого в широком использовании литературных высказываний как самого композитора, так и его личных друзей и врагов, что позволило более отчетливо выразить контекст бытия художественных сочинений в мире шостаковических образов.
Герменевтика, семантика и содержание музыки
Домбраускене Г.Н. - Музыкальное воплощение иконографического сценария храмового пространства в цикле «Три хорала для большого органа» Сезара Франка c. 11-30

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.4.30635

Аннотация: Исследование статьи направленно на выявление смыслообразующих стимулов одного из загадочных произведений Сезара Франка "Три хорала для большого органа". Основная проблема в интерпретации цикла связана с отсутствием опоры на подлинные мелодии старинных церковных песнопений. Традиционно их присутствие в музыкальных сочинениях образует смысловое ядро благодаря коннотации хорального вербального текста. В статье обращается внимание на новаторский подход Сезара Франка в создании "Хоралов" в духе хоральных фантазий, принципы его композиторского мышления и выявление внутренней смысловой структуры сочинения. С целью раскрыть содержание музыки "Хоралов" С. Франка, был избран комплексный подход, учитывающий культурно-исторический контекст, влияние научных концепций в области иконографии и иконологии, распространенных во Франции с 30-х гг. XIX века, особенности творческого мышления С. Франка, имеющего признаки синестезийности. Музыкально-герменевтический и семиотический анализ позволил рассмотреть элементы музыкального языка, такие как музыкальная символика, музыкально-риторические фигуры, семантика тональностей и прочие как репрезентанты внутренней смысловой структуры. На основе проведенного исследования автор статьи выдвинул собственное предположение - хоралы С. Франка представляют собой основные доктринальные образы Христа в плане их пространственного расположения в помещении католической церкви согласно разработанному еще в средневековом богословии иконическому сценарию. Параллели с иконографическими и иконологическими принципами в построении музыкальных образов позволили смоделировать следующую смысловую структуру цикла: Хорал № 1 - «Рождество Христово», Хорал № 2 - «Страсти Христовы», Хорал № 3 - «Воскресение Христово». В плане храмового пространства эти образы соответствуют входу, центральной части, алтарю.
Проблемы теоретического музыкознания
Окунева Е.Г. - О понятии серии в теории и практике серийной композиции (проблемы корреляции и исторического развития терминологии) c. 31-43

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.4.30430

Аннотация: Специфический немецкий термин «Zwölftonreihe», возникший в первой трети ХХ века в связи с додекафонией, в течение последующих лет претерпел значительное развитие и подвергся смысловому расширению. Представление данного понятия в эволюционной динамике потребовало многоаспектного рассмотрения. В статье освещается бытование и адаптация термина «серия» в различных языковых традициях, поднимаются вопросы дифференциации смысловых значений «row», «series»и «set» в англоязычной среде, а также понятий «серия» и «ряд» в отечественном музыкознании. Отдельное внимание уделяется проблемам дефиниции, указываются трудности первых формулировок, обусловленные укорененностью композиторского мышления в традициях классико-романтической системы, обозначаются факторы, под воздействием которых определения изменялись и корректировались. Еще один важный аспект рассмотрения ‒ различие в трактовке серии двумя авангардами. На смену «ультратематической» (Булез) концепции двенадцатитоновой серии с ее принципиально горизонтальным характером пришла идея «генерирующей» серии (без предпочтительного количества элементов), из которой выводились все производные объекты, которая становилась базисом для других параметров и создавала структурную иерархию, объемля всю композицию в целом.
Саввина Л.В. - Художественная картина мира Шостаковича: от монтажной гармонии к двенадцатитоновым рядам c. 44-52

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.4.30765

Аннотация: Одним из источников отражения картины мира Шостаковича в раннем периоде творчества явился футуризм, экспансия которого охватила не только все виды искусства, но и определила строй мыслей и поведенческую норму жизни. Вероятно, в футуризме Шостакович нашел подтверждение собственным идеям и возможность выразить атмосферу происходящих событий, наполненных манифестациями, митингами и демонстрациями. Подобно художнику, работающему с натурой, композитор не копирует объект, а как бы создает новую реальность, воспроизводя ее по памяти, путем воображения. Бесконечная игра в «ассоциации» напоминает лабораторию «звуковых метафор», где в поисках новой вещественности части аккорда сначала раскладываются, а потом вновь собираются, создавая картину преображенного пространства – дискретного и фрагментарного, как в картинах, построенных по законам кубизма. В отличие от вариаций на аккорд ранних сочинений, где все мелькает и множится, в поздних произведениях «кадры», постепенно замедляясь, останавливаются. Крупный план преобладает над дробным, и хотя монтажность не исчезает, но приобретает иной характер – плавного, а не резкого объединения разнородных элементов. Сама же двенадцатитоновая тема приобретает значение макротемы, состоящей из микротем. Специфика звукоорганизации Шостаковича находится в прямой зависимости от доминирования определенных типов культурных кодов, на которые ориентируется композитор. Смена культурной и художественной модели кинематографа на элементы кодирования серийной музыки свидетельствуют о переходе от творчества синтетического, направленного вовне, к культуре направленной вглубь, ориентированной на реалии собственно музыкальные. Переход от одной художественной модели к другой связан с усилением семиотических признаков музыкального текста.
История и теория исполнительского искусства
Лебедев А.Е., Михайлова А.А. - Конкурсы, посвященные творчеству И.Я. Паницкого, в контексте художественных традиций Саратова и Поволжского региона c. 53-60

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.4.30682

Аннотация: Объектом исследования является традиция проведения в Саратове конкурсов исполнителей на русских народных инструментах, посвященных творчеству одного из первых отечественных баянистов - И.Я. Паницкого. Анализируется исторический контекст появления конкурсов, их значение для культурной жизни Поволжского региона и музыкальной жизни Саратова. Отдельное внимание уделено рассмотрению музыкально-исполнительских конкурсов как одного из наиболее востребованных видов современных художественных практик, способствующих ранней профессионализации молодых музыкантов и развитию творческих способностей учащихся на различных этапах обучения. В анализе используются исторический и культурологический подходы, в основе которых систематизация фактов и их оценка с точки зрения развития региональной музыкальной культуры. Конкурсы, посвященные творчеству И.Я. Паницкого, представляют собой яркое и самобытное явление музыкальной культуры Саратова и Поволжского региона, выступают как важнейший фактор сохранения русского национального академического искусства. Анализ показал наличие в Саратове глубоко укоренившихся традиций народно-инструментального искусства и их высокий профессиональный статус.
Музыкальная этнография и фольклор
Вишневская Л.А. - К проблеме сравнительного изучения северокавказского вокального многоголосия (на материале адыгской и карачаево-балкарской традиций) c. 61-67

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.4.30524

Аннотация: Объектом исследования является северокавказское вокальное многоголосие, которое изучается на базе бурдонного компонента сольно-групповых песнопений разных жанров в музыкальной культуре адыгов, карачаевцев и балкарцев. В контексте фонологии, музыкального и вербального текстов, бурдон предстает надъэтническим музыкальным диалектом, который обусловил появление в северокавказском регионе структурной общности этнических певческих моделей. Одновременно, бурдон предстаёт ярким показателем индивидуально-этнической трактовки единой певческой модели. Так, бурдон как остинато превалирует в традиции адыгов, бурдон как педаль –– в традиции карачаевцев и балкарцев. В статье применен сравнительный (компаративный) метод исследования. Северокавказский бурдон изучается на основе более широкого (в сравнении с энциклопедией) толкования понятия «бурдон» как самой древней формы сопровождения в народном и храмовом певческом многоголосии. Новизна исследования заключается в том, что впервые северокавказское вокальное многоголосие подвергается изучению в контексте музыкальных культур разных народов и религиозных конфессий. Впервые, на базе бурдона, обоснован древний «возраст» северокавказского вокального многоголосия, которое представляет культуру диффузного типа, возникшую в результате исторической корреляции архаических автохтонных, восточноазиатских и европейских её истоков.
Полозова И.В., Полозов С.П. - Певческие традиции старообрядцев Саратовского Поволжья: история и современное состояние на примере с. Самодуровка c. 68-80

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.4.30748

Аннотация: Саратовское Поволжье во второй половине XIII–ХХ вв. обладает крупнейшими старообрядческими центрами, среди которых у беспоповцев исключительное значение имеет село Самодуровка (ныне с. Белогорное Вольского района Саратовской области). Материалом исследования стало изучение обширного архивного и рукописного материала, а также полевые исследования авторов статьи, неоднократно проводимых в селе в 2000-х гг. Предметом исследования является история и церковно-певческие традиции старообрядцев Самодуровки. Объектом исследования является церковно-певческая культура старообрядцев Саратовского Поволжья в историческом аспекте. В качестве методологической базы исследования выступает комплексный подход, охватывающий изучение исторических источников, певческих рукописей и печатных книг, имеющих отношение к старообрядцам Самодуровки, результаты полевых исследований. Такое многогранное изучение позволяет рассмотреть традицию как в ее синхроническом состоянии, так и развитие в диахроническом аспекте. Наконец, изучение локальной традиции опирается на широкий контекстный подход. Научная новизна данной статьи заключается в опоре на эксклюзивный полевой материал, собранный авторами в результате экспедиций в село. Особое внимание исследования было связано с изучением рукописного певческого наследия, в научный обиход введено несколько рукописных памятников, в том числе исключительно редкий для старообрядческой культуры "Канцерт на крюковых нотах...". Научная новизна исследования заключается в сборе и систематизации архивных документов, позволяющих выстроить историю развития старообрядчества в Саратовском Поволжье. Исследование показало, что церковно-певческая практика самодуровских старообрядцев сохраняет релевантные признаки достаточно устойчивой старообрядческой культуры и до настоящего времени представляет для саратовских беспоповцев определенный эталон.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.