Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №1 за 2019 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 01, 2019
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 12-03-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2019
Философия музыки
Лаврова С.В. - Кафкианская тема в современном музыкальном театре: оперы «У врат закона» Сальваторе Шаррино, «К…» Филиппа Манури и «Превращение» Михаэля Левинаса c. 1-23

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.29024

Аннотация: Статья посвящена анализу современных опер, основывающихся на творчестве Франца Кафки. В статье приводится список из 24 опер, написанных на сюжеты Кафки. Наиболее распространенными произведениями для оперных интерпретаций оказываются «Процесс», «Замок», «Америка» и «Превращение».Жанровый диапазон опер также велик: от академических трактовок оперного жанра, авангардных прочтений до джазовой оперы и мюзикла. В фокусе исследования подробно анализируются три оперы: У врат закона» Сальваторе Шаррино «К…» Филиппа Манури и «Превращение» Михаэля Левинаса. Тематическое содержание прозы Кафки невероятно многообразно: он обращается к проблеме бюрократизации общества в романе «Процесс», анализирует сущность тоталитаризма («В исправительной колонии»), поэтику и психоаналитическую сущность сновидений в романе «Превращение». Основным выводом из проведенного анализа становится то, что, обращаясь к миру Кафки, каждый из композиторов находит в произведениях Кафки не только близкие своим творческим идеям темы, такие как: уничтожающее всевластие бюрократии, одиночество и разрушение межчеловеческих связей, «восстание тела», невозможность найти ответ на фундаментальные вопросы бытия, но также и отправную точку ярких пространственно-звуковых образов.
Герменевтика, семантика и содержание музыки
Степанова А.С. - Принципы персонификации образов Уильяма Блейка в инструментальной музыке Дмитрия Смирнова (на примере опуса «Четыре этюда по Иову») c. 24-34

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.29105

Аннотация: Образы Блейка в ХХ столетии привлекали внимание не только поэтов и писателей, философов и художников, но и композиторов разных школ и направлений. Дмитрий Н. Смирнов является самым ярким представителем русской школы, чье творчество наполнено особой любовью к Блейку. Творчество Блейка вдохновило Смирнова на создание большого количества произведений. Основной объект данной статьи — инструментальный цикл Дмитрия Н. Смирнова «Четыре этюда по Иову», выражающий принципы персонификации образов блейковской лирики в музыке. Предпринят целостный и контекстный анализ указанного произведения с точки зрения выявления синтеза двух драматургий: живописной и музыкальной. С помощью инструментального театра композитор стремится углубить и расширить значимость своих сочинений, сблизить всех участников процесса: композитора — исполнителя — слушателя. Тем самым, Смирнов становится не просто композитором, но режиссером, который может создавать событийные линии, визуальный ряд и досказывать источники, лежащие в основе музыкальных произведений, в данном случае — живописные работы Блейка.
История музыки
Рудякова А.Э. - Деятельность Общества любителей изящных искусств в Саратове c. 35-42

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.29040

Аннотация: Предметом исследования статьи является деятельность Общества любителей изящных искусств, существовавшего в Саратове в 1889-1903 гг.. Выявлено, что ОЛИИ проводило большую работу по популяризации всех видов искусств в среде горожан. Музыкальным отделом организовывались концерты вокальной и инструментальной музыки, вызывающие интерес местных меломанов. Наиболее значимым признаётся открытие Обществом музыкальной школы, имеющей в числе других вокальное образование, а также наличие программы обучения декларирующей итальянский метод постановки голоса. Методической основой исследования можно назвать анализ сохранившихся ранее не опубликованных документов Государственного Архива Саратовской Области, Центрального Государственного Исторического Архива СПб, а также редких источников. На основе воссозданной картины деятельности ОЛИИ в контексте существующего политического напряжения в городе, доказывается, что к причинам закрытия данного культурного объединения можно отнести: постепенно нарастающую конкуренцию с Саратовским отделением Императорского Русского Музыкального Общества, поддерживаемого властями губернии, а также популярность в демократических слоях обывателей Саратова.
Соболева Е.А. - Роль фестивального движения Союза композиторов в развитии музыкальной культуры регионов (на примере астраханского фестиваля современной музыки) c. 43-52

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.29132

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является астраханская региональная музыкальная культура, объектом – музыкальная культура как система. В статье автором подробно рассматривается значение фестиваля как особой формы деятельности региональных музыкальных организаций, являющихся частью когда-то мощной системы - Союза композиторов РСФСР. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению, в качестве примера, деятельности Астраханского Союза композиторов в проведении фестиваля современной музыки, который, по мнению автора, повысил потенциал региональной музыкальной культуры. При работе над материалом статьи автор использовал следующие методы - системный метод при исследовании феномена музыкальной культуры как системы, историко-генетический, идеографический, проблемно-хронологический методы при работе с историческим материалом, и кластер-анализ при обработке данных и составления таблиц. Основной вывод проведенного исследования заключается в признании высокой роли Союза композиторов РСФСР в развитии региональных культур, получивших мощный импульс для создания целостной музыкальной системы. Особую роль в этом ключе сыграла такая форма взаимодействия внутри музыкальной культуры как фестиваль. Особым вкладом автора в исследование является детальное изучение истории астраханского фестиваля современной музыки, которая наглядно демонстрирует, что музыкальная культура регионов после 90-х годов, несмотря на слабость центральной организации, продолжает развиваться. Новизна исследования заключается в том, что вопрос о вкладе фестивального движения как особого рода деятельности региональных организаций поднимается впервые.
Проблемы теоретического музыкознания
Литвинова О.А. - Графическая нотация: к теории и истории явления c. 53-60

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.29023

Аннотация: В статье рассмотрено одно из знаковых явлений современного музыкального искусства – графическая нотация, свойственная партитурам некоторых композиторов-авангардистов. Представлен анализ литературы, посвященной графической нотации, как зарубежной, так и отечественной; приведено определение графической нотации. с одной стороны, современная графическая нотация не имеет четкого определения, классификации или типологии; с другой стороны, система музыкальных знаков и символов в современной графической нотации еще не сформировалась окончательно и не приобрела свой уникальный унифицированный вид; а также в исследовательской литературе производится несовпадение оценок в отношении современной графической нотации, что приводит к затруднению ее понимания в целом. Приводится собственная классификация графической нотации, прослеживается история ее развития. В качестве примеров рассматриваются партитуры Д. Крама, В. Глобокара, Д. Куртага и других. История графической нотации, конечно же, продолжается и рано судить о ее значимости в целом. Но уже сейчас можно смело говорить о том, что она явилась одной из самых ярких новаций оформления музыкального текста.
Райс М. - Live electronics: алеаторика в электроакустической музыке как путь к инструментальному театру c. 61-73

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.29095

Аннотация: Предметом исследования является жанр live electronics (живой электроники) - области электроакустической музыки, где электронные звучания исполняются на сцене оператором или компьютером. Иногда они предписаны композитором, иногда импровизируются по заранее заданным правилам, иногда изготовляются оператором предварительно. В жанре live electronics очень важна координация между инструменталистом/ами и оператором. Совпадения или несовпадения между их партиями часто определяют структуру, продолжительность и функциональность произведений. В абсолютном большинстве случаев это обозначается композиторами точно, хотя бы это было принципиальное несовпадение элементов: в этом случае намечена последовательность или одновременность структур. Закономерности развития жанра продемонстрированы на примере анализа отдельных произведений с точки зрения усложнения партии электроники и увеличения её роли в развитии. Новизна исследования заключается в том, что впервые live electronics не рассматривается как особый вид электроакустической музыки с применением традиционных инструментов. На примере функциональности live electronics показано, что она является особым жанром со своими свойствами, являющийся переходным по отношению к мультимедиа.
Современная композиция
Меньшиков Л.А. - Развитие антимузыки от концерта к перформансу: Становление жанра в арт-проектах Бенджамина Паттерсона c. 74-87

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.29102

Аннотация: Предметом исследования является антимузыкальная природа художественных проектов группы «Флюксус». Она прослеживается в статье на примере творчества одного из основателей и участников группы — американского художника Бенджамина Паттерсона. Показана специфика процесса возникновения акционистского жанра перформанса из музыкального творчества художника. Исследована трансформация концерта как классической формы представления музыкальных произведений в антиконцерт, а затем в перформанс. Автор подробно рассматривает эстетические предпосылки указанных процессов в близких к флюксусу художественных явлениях середины XX века. Особое внимание уделяется исследованию воплощения данных явлений в первом публичном мероприятии группы «Флюксус» — концерте в Висбадене — и роли Паттерсона в его проведении. Исследование опирается на искусствоведческое рассмотрение сохранившейся документации концертов, антиконцертов и перформансов флюксуса, воспоминаний их участников, на основании которых проведен жанрово-стилевой анализ основных форм художественной деятельности в рамках антимузыки. Основным выводом проведенного исследования является понимание антимузыкальной природы флюксус-движения, которое в своем возникновении восходило к классической форме концерта. Вкладом автора в исследование темы является выделение основных стадий развития флюксус-искусства от концерта к перформансу. Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном искусствоведении произведен анализ первого флюксус-концерта, участия и роли Паттерсона в становлении движения и сделаны выводы о жанрово-стилевых особенностях таких форм флюксус-искусства как концерт и перформанс.
Искусство джаза
Шак Ф.М. - Коммерциализированные разновидности джазовой музыки: опыт социокультурного анализа c. 88-93

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.29034

Аннотация: Основная задача настоящей статьи заключается в выявлении эстетически редуцированных, склонных к сближению с идейными пластами массовой музыки стилевых направлений современного джаза. Одним из наиболее выраженных явлений такого рода следует назвать разновидность инструментальной музыки Smooth Jazz, формирование которой пришлось на период 1970–1980 гг. В статье исторически обобщаются отдельные персоналии, представляющие это дискуссионное явление музыкальной культуры. Особое внимание уделяется вопросам проникновения и интеграции идей из области «высокой» джазовой музыки (Д. Колтрейн) в сферу более упрощенных музыкальных дискурсов. Под воздействием сложных социокультурных процессов стиль Smooth Jazz опростил целый ряд сложных идейных принципов, сформированных в среде креативных джазовых исполнителей. Smooth Jazz оказался одной из многочисленных жизненных форм, чье появление в целом должно объясняться не эстетикой и художественной целесообразностью, но в первую очередь агрессивными экономическими принципами музыкального бизнеса.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.