Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №2 за 2017 год - Содержание - список статей - ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 02, 2017
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 16-01-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2017
Философия музыки
Соболева Е.А. - Философия женской любви в творчестве Д. Шостаковича c. 1-5

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.2.25011

Аннотация: В статье рассматривается феномен женской любви через призму женских художественных образов, характерных, прежде всего, для русской литературы ХIX века. В результате проведенного анализа, автор приходит к выводу, что их объединяет нечто общее — трагическая судьба, связанная с вовлеченностью женщин в роковую любовь, которая порабощает их и приводит к гибели. Основанием для такого прочтения женской природы являются существующие и ныне стереотипы понимания женской сущности, которые закрепились во многих культурах. В качестве примера проанализированы образы Катерины из «Грозы» Н. Островского, Анны Карениной Л. Толстого, Катерины из «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова. Именно этому персонажу уделяется особое внимание, так как этот образ включает в себя не только стереотипный набор «женских» качеств, но и определяет их фатальность, несостоятельность и незаконченность. В статье показано, как вместе с изменённой в ХХ веке социальной средой, меняется и отношение к женщине, по-другому оцениваются ее возможности и жизненные задачи. Наряду с этим пересматривается и философия женской любви, что выразилось в самых известных интерпретациях литературных образов в других видах искусства — кино и музыке. Отмечается, как трансформировался образ «Леди Макбет…» в опере Д. Шостаковича «Катерина Измайлова». Анализ изменения сюжетной линии, свободное прочтение мужских образов повести Н. Лескова, смещение смысловых акцентов, произведенных в опере, отношение самого Шостаковича к героине, приводит к оценке вклада композитора в философию женской любви, раскрываются ее новые глубинные грани, позволяющие оценить женское начало, как предуготовленное служению любви, предстающей главным смысловым источником жизни женщины.
Проблемы теоретического музыкознания
Райс М. - Монодия и электроакустическая музыка: сходство и различия c. 6-15

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.2.24995

Аннотация: Предметом исследования является функциональная общность между тоновыми и тембровыми складами, демонстрируемая на примере монодии и электроакустической музыки. Монодия – склад, где элементом является звук, чаще всего определённой высоты. В музыке, созданной на электронный носитель, звуки определённой высоты обычно вообще отсутствуют, а тоны и шумы имеют одинаковое значение. Тем не менее основной признак устоя в обоих складах – большая протяжённость устойчивого звука. Характерно и наличие всех обертонов в пределах, ограниченных возможностями голосов или инструментов, с помощью которых исполняется произведения. Показывается и разница характера устойчивости и неустойчивости в обоих складах Методом исследования является математический, структурный и спектральный анализ средневековой одноголосной музыки, а также произведений Л. Берио, К. Штокхаузена и П. Булеза. Новизна исследования заключается в том, что оно выявило множество общих черт в функциональных связях и восприятии монодии и электроакустической музыки. Автор отказывается от тематического рассмотрения структуры монодии, заимствованного из анализа гомофонно-гармонических произведений, и показывает отличия электроакустической музыки от сонористики, с которой её часто объединяют вследствие их красочности.
Современная композиция
Петров В.О. - Инструментальный моноспектакль: к вопросу о синтезе искусств c. 16-24

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.2.24640

Аннотация: Объектом исследования статьи является инструментальный моноспектакль — жанр, являющийся признаком постмодернистской эстетики и входящий в общий жанровый пласт перформанса. Рассматриваются аспекты синтеза искусств, формирующие собой ритуальное пространство инструментального моноспектакля — соотношение музыки и слова, музыки и событийного действия, музыки и театра с его декорациями и реквизитом. Это соотношение предполагает превращение исполнения инструментального произведения в подлинное театрализованное действо, построенное по законам не музыки, но театра. Тем не менее, рассмотренная театрализация не снижает художественной значимости инструментальных сочинений Р. Эриксона, Ф. Ржевски, Л. Берио, К. Штокхаузена, И. Соколова. Статья предполагает комплексный подход к изучению объекта исследования и базируется на целостном анализе конкретных музыкально-театральных произведений. Большинство рассматриваемых сочинений анализируется в литературе впервые; также научную новизну статьи диктует выделение отдельных композиторских концепций. Понять зачем автор в инструментальную музыку вовлекает театральные эффекты — основной вопрос работы. Ответом на данный вопрос становится теория о том, что использование театра со всеми присущими ему элементами театрализации сценического пространства (от слова до бутафории) специфично для тех композиторов-постмодернистов, чье творчество неразрывно связано с идеями перформанса, с желанием наглядно выразить скрытую зачастую в музыке программность.
Лаврова С.В. - Время как форма существования звука. Спектрализм и философия времени Жерара Гризе c. 25-33

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.2.25002

Аннотация: В статье анализируются феномены времени и пространства в концепции композитора французской спектральной школы Жерара Гризе. В новой музыке понятия времени и пространства неразделимы: время — это способ организации событий в акустическом пространстве, в связи с чем, пространственно-временная парадигма определяется принципом многомерности, в основе которого лежит принцип организационного единства от уровня микро- до макро- пространства. В процессе анализа автор обращается к лиминальной — пороговой концепции времени и пространства спектрализма и особой методологии Жерара Гризе, опирающейся на природно-физиологические процессы. В контексте философии времени, автор рассматривает трактат Ж. Гризе «Tempus ex machina» и выводит из него ось координат системы. Для дальнейшего анализа привлекается одноименная композиция Ж .Гризе, в связи с чем описываются ритмические паттерны. Автор проводит параллели с теорией информации Молля а также естественно-научным законом Вебера-Фехнера. Финальным выводом из проведенного исследования становится, то что технологии освоения внутризвукового пространства в спектрализме приводят к новому звуковому концепту — звуку как феномену жизни. Переключение планов с «внутреннего убранства звука» на внешние факторы, переход от микрофонического к макрофоническому пространству, позволяют представить звук как живое существо, выходящее из небытия и умирающее в пересечении порога тишины, что открывает особую философию жизни Жерара Гризе.
Музыкальная этнография и фольклор
Иванова О.А. - Лирические сюжеты хороводных песен в русских селах волжской дельты Астраханской области c. 34-40

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.2.25040

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению одной из разновидностей песенного жанра, бытующих в русских селах Дельты реки Волга Астраханской области — хороводной песне. Исследуется специфика проявления в хороводных песнях лирического сюжета как системы событий и действий, определяющих драматургию хороводного действия. Отмечается, что сюжет в фольклоре отражает коллективное сознание, свершающиеся процессы в жизни. В качестве примеров используются материалы фольклорных экспедиций, собранные автором статьи от информантов в Володарском, Камызякском и Лиманском районах Астраханской области. Предпринята попытка комплексного изучения данного явления, основным методом которого стал анализ экспедиционных материалов и их приведение в единую систему. Данные материалы подвергнуты аналитическому осмыслению впервые, что диктует актуального проведенного исследования и представленной статьи. В качестве вывода определяются основные жанровые признаки хороводной песни в целом в контексте хороводных песен, созданных на лирический сюжет: наличие рефрена, наличие цепного запева, исполнение песен с шаговым или плясовым движением, использование песенных образцов в календарных обрядах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.