Статья 'Актуальность и специфика использования хоровых сочинений современных композиторов в классе по специальности «хоровое дирижирование»' - журнал 'PHILHARMONICA. International Music Journal' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:

Актуальность и специфика использования хоровых сочинений современных композиторов в классе по специальности «хоровое дирижирование»

Мовчан Лариса Анатольевна

профессор, кафедра хорового дирижирования, Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского

125009, Россия, г. Москва, ул. Большая Никитская, 13

Movchan Larisa Anatol'evna

Professor, Department of Choral Conducting, Moscow State P.I. Tchaikovsky Conservatory

125009, Russia, Moscow, Bolshaya Nikitskaya str., 13

movchanlarser@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Мовчан Сергей Михайлович

доцент, кафедра хорового дирижирования, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

125009, Россия, г. Москва, ул. Большая Никитская, 13

Movchan Sergei Mikhailovich

assistant professor, Department of Choral Conducting, Moscow State P.I. Tchaikovsky Conservatory

125009, Russia, Moscow, Bolshaya Nikitskaya str., 13

movchanlarser@mail.ru

DOI:

10.7256/2453-613X.2024.1.70025

EDN:

IDONNY

Дата направления статьи в редакцию:

01-03-2024


Дата публикации:

21-03-2024


Аннотация: В статье авторы обращаются к вопросу репертуара хоровых коллективов в классе по специальности «Хоровое дирижирование». Произведения для хора a cappella на протяжении нескольких десятилетий являются одним из ведущих жанров в творчестве многих современных композиторов. Популярность светской хоровой музыки связана с развитием коллективного музыкального воспитания в учебных заведениях, а также с активным участием вокальных ансамблей в концертах, конкурсах и фестивалях. Не реже звучат и сочинения духовной тематики, что объясняется возродившимся в конце ХХ века стремлением композиторов и исполнителей к духовным исканиям. В современных хоровых произведениях используются различные новаторские технологии, которые представляют техническую трудность и требуют определенного методического подхода. Исполнение произведений такого рода благотворно влияет на повышение уровня певческого мастерства и профессиональных компетенций будущих певцов и хоровых дирижеров.  Учебный репертуар студентов-хоровиков и список хоровых произведений, исполняемых вокальными коллективами на концертах/конкурсах/фестивалях, имеет мало совпадений. Если концертирующие исполнители всё чаще включают в свою программу музыку современных авторов, то в учебных заведениях больший процент репертуара до сих пор составляет классика. Из исследования можно сделать следующие выводы. Произведения для хора a cappella на протяжении нескольких десятилетий являются одним из ведущих жанров в творчестве многих современных композиторов. Популярность светской хоровой музыки связана с развитием коллективного музыкального воспитания в учебных заведениях, а также с активным участием вокальных ансамблей в концертах, конкурсах и фестивалях. Не реже звучат и сочинения религиозного характера, что объясняется возродившимся в конце ХХ века стремлением композиторов и исполнителей к духовным исканиям. Обновление репертуара играет важную роль в воспитании учащихся музыкальных вузов. Это не только изучение новаторских идей современных композиторов, использование в преподавании инновационных технологий, но и морально-этическая сторона. Нами было отмечено, что в музыке XXI века часто применяется тенденция отражения действительности и её постоянных изменений. Исполнение произведений такого рода благотворно влияет на повышение уровня певческого мастерства и профессиональных компетенций будущих певцов и хоровых дирижеров.


Ключевые слова:

хоровое дирижирование, современный репертуар, композитор, хор, обучение, хоровой коллектив, произведение, репертуар, методика, профессиональное образование

Abstract: In the article, the author addresses the issue of the repertoire of choral groups in the class specializing in Choral conducting. Works for a cappella choir have been one of the leading genres in the works of many modern composers for several decades. The popularity of secular choral music is associated with the development of collective musical education in educational institutions, as well as with the active participation of vocal ensembles in concerts, competitions and festivals. Spiritual compositions are also heard no less often, which is explained by the desire of composers and performers for spiritual pursuits that revived at the end of the twentieth century. Modern choral works use various innovative technologies that present a technical difficulty and require a certain methodological approach. The performance of works of this kind has a beneficial effect on improving the level of singing skills and professional competencies of future singers and choral conductors. The educational repertoire of choral students and the list of choral works performed by vocal groups at concerts/competitions/festivals have little overlap. If concert performers increasingly include music by contemporary authors in their program, then classical music still makes up a larger percentage of the repertoire in educational institutions. The following conclusions can be drawn from the study. Works for a cappella choir have been one of the leading genres in the works of many modern composers for several decades. The popularity of secular choral music is associated with the development of collective musical education in educational institutions, as well as with the active participation of vocal ensembles in concerts, competitions and festivals. Religious compositions are also heard no less often, which is explained by the desire of composers and performers for spiritual pursuits that revived at the end of the twentieth century. Updating the repertoire plays an important role in the education of music students. This is not only the study of innovative ideas of modern composers, the use of innovative technologies in teaching, but also the moral and ethical side. We have noted that in the music of the XXI century, the tendency to reflect reality and its constant changes is often applied. The performance of works of this kind has a beneficial effect on improving the level of singing skills and professional competencies of future singers and choral conductors.


Keywords:

choral conductin, contemporary repertoire, composer, choir, training, choir group, composition, repertoire, methodology, professional education

В современной музыкальной педагогике искусство коллективного музицирования занимает одно из важнейших мест. Оно существует не только как специальность (инструментальные ансамбли, детские и юношеские оркестры, хоровые классы; в вузах и колледжах также оперные классы), но и как часть других, более широкопрофильных предметов. Например, без совместного пения не обходятся уроки сольфеджио. Присутствуют на них и инструментальные ансамбли – вспомним методику К. Орфа с её шумовыми оркестрами.

Однако вокальные коллективы в этом плане гораздо более актуальны. Композиторами XX – начала XXI века создано много хоровой музыки разных жанров и стилей, имеющей различную фактуру, голосовой диапазон; предназначенной для разных исполнительских составов. Обязательно изучение хоровых сочинений в классе хорового дирижирования. Это в первую очередь анализ партитур, необходимый студенту этой специальности для правильного определения дирижёрских жестов. Также в задачи дирижёра входит подбор репертуара для певческого коллектива, требующий высокого уровня знаний в области хорового искусства.

Методическая проблема, поставленная в статье, констатирует следующий факт. Учебный репертуар студентов-хоровиков и список хоровых произведений, исполняемых вокальными коллективами на концертах/конкурсах/фестивалях, имеет мало совпадений. Если концертирующие исполнители всё чаще включают в свою программу музыку современных авторов, то в учебных заведениях больший процент репертуара до сих пор составляет классика.

Цель статьи – обратить внимание на актуализацию произведений современных композиторов в учебном процессе студентов хоровых отделений музыкальных вузов.

Задачи:

- провести обзор хорового творчества композиторов конца XX – начала XXI века;

- ознакомиться с новаторскими приёмами в области выразительных средств музыкального языка;

- определить роль современной академической музыки в учебно-воспитательном процессе.

Объект исследования – работа со студентами хоровых отделений музыкальных учебных заведений. Предмет исследования – использование произведений современных композиторов в обучении студентов-хоровиков.

Основным методом исследования, использованным нами в статье, стал теоретический метод целостного и стилистического анализа.

Материалы исследования. Мы обращались к работам таких музыковедов, как Е. Батовская [1], А. Вязников [2], Т. Журбинская [4], А. Уварова и С. Божко [11]. Также в статье были рассмотрены хоровые произведения современных композиторов, написанные в период с конца 1990-х по настоящее время [8].

Хоровое творчество композиторов второй половины XX – начала XXI столетия обширно, однако не все авторы становятся популярными в исполнительском репертуаре хоровых коллективов. Это связано с тем, что некоторые композиторы авангардного направления создают произведения со сложным гармоническим языком, ритмом, фактурой и др.

Среди композиторов XX – XXI века, создававших произведения для хора, можно назвать В. Гаврилина, Г. Свиридова, А. Шнитке, Р. Щедрина, Е. Подгайца, Г. Струве, Р. Бойко, А. Ларина, А. Чайковского. Из более молодых авторов упомянем А. Ананьева, А. Вискова, К. Бодрова. Гармонический язык хоровых сочинений этих авторов отличается эстетической выразительностью, понятностью для восприятия и исполнения. Однако наряду с традиционной тональной музыкой в их творчестве находится место и современным изобразительным средствам.

Мастера используют в своей музыке не только характерные для рубежа тысячелетий расширенную тональность, искусственные лады, признаки аутентичного фольклора, но и совершенно новые приёмы. «В современную хоровую партитуру все чаще включаются различные эффекты (звуковые, световые) и нетрадиционные исполнительские приёмы и т.д. Поэтому хоровая музыка нашего времени часто остаётся непонятой и трудной для восприятия» [2, с. 99-102].

Звуковые эффекты используют, например, Гаврилин в «Перезвонах» и «Военных письмах»; Щедрин в «Звонах». У Бойко в его кантате «Вятские песни» встречаются подлинные народные мелодии. Также в этот список можно добавить ораторию «Русские страсти» Ларина – здесь, как и в кантате Бойко, есть черты аутентичного фольклора, в частности плача, причитания. Интересен и состав инструментального сопровождения этой оратории: композитор включил в него флексатон, трещотку, бубен, валдайские колокольчики и церковные колокола. Один из инструментов «придуман самим композитором – это монетофон, небольшой деревянный ящик с помещёнными в него монетами» [7]. В. Кикта в своём «Закарпатском триптихе» использует тембр хора мальчиков и флейты-пикколо.

За счёт обновления музыкального языка, использования сложных гармонических, фактурных и метроритмических приёмов в хоровых сочинениях композиторов начала XXI столетия появляется необходимость совершенствования дирижёрской техники и расширения возможностей голоса. Также эти особенности играют роль в правильном подборе репертуара. «Руководитель должен всегда иметь в виду возможности конкретного коллектива, его качественный состав» [10, с. 80-82]

Интонация в современной музыке также подвергается значительным усложнениям. В произведениях молодых композиторов часто присутствуют диссонансы, неприготовленные задержания, сочетания гомофонии и полифонии, резкий контраст силлабической и мелизматической манер пения. Часто это связано с распространением тенденции следования музыкального текста за содержанием и формой текста поэтического (который нередко бывает свободным, иногда без рифм – например, подстрочный перевод с иностранного языка).

Этим особенно ярко отличается хоровое творчество Е. Подгайца. Один из принципов композитора – использовать такие тексты, которые имеют тесную, гармоничную связь с музыкальной драматургией. Она передаётся не только через ладогармоническую и интонационную составляющие, но присутствует и в метроритмических нюансах [см. об этом: 13, с. 11].

Весьма характерна для хоровой музыки композиторов третьего тысячелетия сонористика, алеаторика, отчасти синестетическая звукоподражательность: она может, например, рисовать образы природы, эмоции и чувства лирических героев. В современном музыкальном искусстве новизна этих приёмов состоит в том, что они также передают окружающую атмосферу, изменчивость и непостоянство реального мира. Это важно в том числе не только для музыкального, но и для нравственного воспитания, поскольку отражение происходящего в музыке может быть трактовано как ответ на умение адаптироваться к неустойчивости окружающих реалий. Примером могут послужить хоровые произведения современных молодых композиторов, написанные в 2010-е – начале 2020-х годов и составившие двухтомник «Голоса премьер». Следование музыки за поэтическим текстом используется в хоре «В государстве теней» Н. Сайковича (2008); новаторские звуковые эффекты есть в произведении «Чудо-зеркало» В. Зайцевой (2014). Вторая часть сборника завершается сочинением С. Левина «Ce la faremo», написанном в 2022 году. Оно стало откликом на одно из драматических событий современной истории – начало пандемии COVID-19. Сам автор пишет в аннотации к произведению следующее:

«Пьесу Сe la faremo я написал в 2020 году для фортепиано. Вы помните, что Италия первой в Европе столкнулась с новым вирусом, пришедшим из китайского Уханя. Мне очень хотелось тогда включиться в борьбу с этим злополучным вирусом с помощью музыки, и я обратился к знакомой поэтессе Юлии Пикаловой, проживающей в Италии, с просьбой предложить мне подходящую фразу на итальянском языке, в которой содержалось бы максимальное количество буквенных обозначений нот. Она сразу же предложила короткую и ёмкую фразу – Ce la faremo, что означает "мы справимся", "мы преодолеем". В ней оказалось сразу пять нот: С (до) | Е (ми) | La | Fa Re. Из этих нот и состоит музыкальная фраза, которая неизменно повторяется на протяжении всей пьесы» [8, с. 82].

Следует отметить, что самые новые, недавние сочинения для хора с их непростым музыкальным языком пользуются популярностью на концертах, но ещё не освоились в репертуаре учебных заведений. Их можно и нужно включать в программу обучения студентов. Однако важно изучать и более традиционную в отношении композиторского стиля хоровую музыку: с преобладанием консонирующих созвучий, гомофонной фактурой, ритмичным поэтическим текстом, относительно однородным способом исполнения. Таковы, например, хоровые сочинения Р. Бойко на стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина.

Для расширения музыкального кругозора учеников используются разные жанры как светской, так и духовной музыки. У современных композиторов присутствует множество произведений духовного жанра, среди которых встречаются молитвы и песнопения на канонические тексты. Они могут исполняться не только во время церковных богослужений, но и в концертах. Среди подходящих для концертного исполнения исследователь хоровой музыки С. Хватова отмечает следующие религиозные сочинения наших современников: «Владычице Преблагая» Л. Блинова, «Концерт из Триоди постной» В. Довганя, «10 духовных песнопений», «6 духовных песнопений» Н. Каретникова, «Покаянный псалм св. Дмитрия Ростовского», «Песнь Пресвятой Богородице», «Многая лета» В. Кикты, «Святая Русь» и «Духовный триптих» А. Кулыгина, «4 духовных песнопения» и «6 фрагментов Всенощного бдения» H. Леденева, «Душе моя» Ю. Машина, «Трисвятое» и «Молитва Господня» И. Мациевского, «Псалмы царя Давида» Е. Подгайца, «3 духовных песнопения» и «8 духовных песнопений» А. Рындина, «Шесть литургических песнопений» В. Рябова, «Три хора на культовые тексты» В. Соколова, «Молитва» Ю. Фалика, «Семь песнопений на тексты Вечерни» H. Ходоша, «Шесть духовных песнопений» и «Из первого послания святого апостола Павла корифенянам» А. Эшпая, «Херувимская песнь» и «Символ веры» Б. Целковникова» [13, с. 33]. Однако существуют произведения на духовную тематику, созданные не на канонические тексты, например, хоры на стихи русских поэтов: «Восемь духовных хоров памяти Б. Пастернака» А. Королёва, «Молитва» М. Ставиского, «Концерт для хора на стихи Г. Нарекацци» А. Шнитке, хоровые опусы А. Эшпая, Н. Леденёва, В. Довганя, В. Кикты и многих других авторов.

Расцвет духовной музыки в творчестве композиторов конца XX – начала XXI века можно по праву назвать «вторым религиозным Ренессансом» (по аналогии с произошедшим в начале ХХ столетия – в произведениях Н. Римского-Корсакова, А. Гречанинова, С. Рахманинова, С. Танеева, П. Чеснокова, А. Кастальского). Наибольшее влияние на него оказала важнейшая историческая дата – 1000-летие Крещения Руси, отмечавшаяся в 1988 году. Советская идеология значительно усложнила духовные искания в отечественном искусстве, но не прервала их. Особое место в религиозной музыкальной культуре нашего времени занимает ученик Свиридова – композитор А. Висков (род. 1965). Он сотрудничает с ансамблем духовной музыки «Благовест», для которого написал ряд песнопений Литургии и Всенощного бдения. Также этот композитор исследует русский фольклор, прежде всего духовные стихи; участвует в работе по восстановлению неоконченных партитур авторов прошлых эпох.

Нельзя обойти вниманием и проникший в современное хоровое искусство экспериментальный жанр. Новаторскими настроениями отличается, например, хоровая музыка украинского композитора В. Мужчиля. «Мастерски владея традиционными средствами выразительности, композитор запечатлевает в своих произведениях обострённо воспринятую атмосферу нашего времени. Хоровые опусы В. Мужчиля репрезентируют новационные и экспериментаторские достижения в сфере «современной музыкальной фонетики» и пуантилистической техники» [1, с. 65-69]. В творчестве этого автора используются такие приёмы, как сочетание традиционного и модернистского исполнения; элементы перформанса (взаимодействие исполнителей и слушателей, иное восприятие реальности, новый взгляд на эстетику). В целом, полистилистика, зародившаяся ещё в творчестве Шнитке, до сих пор пользуется большой популярностью у композиторов.

Репертуар студентов хоровых отделений постоянно, хотя и не быстро, пополняется подобными произведениями. Главным принципом выбора исполняемых сочинений является характерное для музыки рубежа XX – XXI веков является разнообразие жанров, форм, стилей. Студенты-хормейстеры скрупулёзно изучают авторский текст (композиторский и поэтический), вникая в особенности музыкального языка и органично сочетая исполнительскую интерпретацию с авторской.

В российских музыкальных учебных заведениях не остаётся без внимания и хоровое творчество зарубежных композиторов. Это авторы из стран Европы, а также США, Китая, Японии, Филиппин. Их музыка часто звучит на международных хоровых конкурсах. Отметим следующую особенность зарубежного хорового творчества: «Композиторы не просто учитывают технические возможности певцов и, в принципе, человеческого голоса, но и имеют в виду уровни трудности музыкального материала, который они предложат любительским коллективам для исполнения» [9, с. 1].

Традиционно произведения как русских, так и зарубежных мастеров предназначены для исполнения a cappella; не редкость также и использование инструментального сопровождения. При этом звуковые эффекты, сонористика, о которой упоминалось выше, может присутствовать и в оркестровой, и в вокальной партии. Таким образом, расширение хорового репертуара и включение в него современных произведений с новыми изобразительными приёмами открывает путь к активному использованию современных методик преподавания (в том числе инновационных цифровых технологий). Их применяют в обучении как певцов, так и инструменталистов.

Не стоит забывать и об эстетике фактуры. Сплетение сложных полифонических имитаций с характерными признаками русской протяжной песни и подголосочной полифонии встречается в хоровых фугах Р. Щедрина. Композитор фактически исполнил мечту М. Глинки – объединил «узами законного брака» западноевропейскую и отечественную полифонию. Для современной хоровой музыки, особенно духовной, характерна также медитативность и созерцательность. В качестве примера можно вспомнить партии хора в мессах К. Бодрова.

В наши дни к обычным акустическим инструментам композиторы всё чаще добавляют электронные, один из таких авторов – А. Киселёв (1948-2020). Он известен также рядом православных вокально-хоровых сочинений: «Богородице Дево, радуйся», цикл «Седмины А. С. Пушкина» на стихи великого русского поэта. На одном из юбилейных концертов композитора прозвучало его «Песнопение Всенощного бдения». Использование органа и струнного оркестра в хоровых сочинениях на духовную тематику присутствует в произведениях А. Ананьева «Renovatio mundi» («Возрождение мира») для солистов, смешанного хора и органа и «Моление святого благоверного князя Андрея Боголюбского» для смешанного хора и струнного оркестра.

Из исследования можно сделать следующие выводы. Произведения для хора a cappella на протяжении нескольких десятилетий являются одним из ведущих жанров в творчестве многих современных композиторов. Популярность светской хоровой музыки связана с развитием коллективного музыкального воспитания в учебных заведениях, а также с активным участием вокальных ансамблей в концертах, конкурсах и фестивалях. Не реже звучат и сочинения религиозного характера, что объясняется возродившимся в конце ХХ века стремлением композиторов и исполнителей к духовным исканиям.

Возможности человеческого голоса позволяют композиторам применять различные новаторские технологии в хоровой музыке. В первую очередь это нетривиальные сочетания кантилены и речитатива, силлабики и мелизматики, пения и мелодрамы (речи под музыку). Большее разнообразие в звуковом фоне достигается при участии инструментов – как акустических, так и электронных. Однако эти приёмы возможны и в произведениях, исполняемых без сопровождения.

Обновление репертуара, обогащение его произведениями рубежа тысячелетий играет важную роль в воспитании учащихся музыкальных вузов. Это не только изучение новаторских идей современных композиторов, использование в преподавании инновационных технологий, но и морально-этическая сторона. Нами было отмечено, что в музыке XXI века часто применяется тенденция отражения действительности и её постоянных изменений. Исполнение произведений такого рода благотворно влияет на повышение уровня певческого мастерства и профессиональных компетенций будущих певцов и хоровых дирижеров.

Библиография
1. Батовская Е. Экспериментальные тенденции в современном хоровом творчестве // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2015. – №2 (19). – С. 65-69.
2. Вязников А.В. Хоровая музыка современных российских композиторов в классе хорового дирижирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №4-4. – С. 99-102.
3. Дынник М. Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов: дисс. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 131 с.
4. Журбинская Т. Антология современной хоровой музыки композиторов России. Камерный хор Московской консерватории, дирижёр Александр Соловьёв (Аннотация к компакт-диску, фирма «Мелодия») // Музыкальная жизнь. – 27 июля 2018. – URL: https://muzlifemagazine.ru/antologiya-sovremennoy-khorovoy-muzyk/ (дата обращения: 06.03.2024)
5. Кошкарёва Н. Русская тема в полифоническом пространстве хорового творчества a cappella Р. Щедрина (к 90-летию со дня рождения композитора) // Художественное образование и наука. Памятные даты. Юбилеи. – 2022. – № 4 (33). – С. 172-180.
6. Кривицкая Е. Хоровая музыка современных композиторов прозвучала в Санкт-Петербурге // Независимая газета. Культура. – 13 ноября 2023. – URL: https://www.ng.ru/culture/2023-11-13/100_231113music.html (дата обращения: 06.03.2024)
7. Ларин А. Л. Оратория «Русские страсти» // Музыкальные сезоны. – 13 августа 2019. – URL: https://musicseasons.org/aleksej-lvovich-larin-oratoriya-russkie-strasti/ (дата обращения: 06.03.2024)
8. Левин С. «Ce la faremo» – «Мы справимся» // В сборнике произведений: Второй проект-фестиваль хоровой музыки современных композиторов «Голоса премьер». – М., 2023. – С. 82.
9. Роганова И. Современные зарубежные хоровые композиторы. Краткий справочник для дирижёров. – М., 2016. – Вып. 1. – 7 с.
10. Степина Н. В., Агибалова О.А. Произведения современных композиторов в репертуаре хорового коллектива // Карельский научный журнал. – 2019. – №4 (29). – С. 80-82.
11. Уварова А. В., Божко С. О. Особенности и приёмы исполнения вокально-хоровой музыки «нового» времени // Актуальные исследования. – 2022. – №9 (88). – С. 46-48.
12. Хватова С. Православная певческая традиция на рубеже XX-XXI столетий: дисс. … д-ра иск. – Р.-на-Дону, 2011. – 423 с.
13. Челмакина М. Ефрем Подгайц. «Утешься, душа моя» на стихи Г. Фальковича // Вопросы интерпретации. Хрестоматия с методическими пояснениями. – М.: АХИ им. В. С. Попова, 2022. – С. 10-14. 
References
1. Batovskaya, E. (2015). Experimental trends in modern choral creativity. South Russian Musical Almanac, 2(19), 65-69.
2. Vyaznikov, A.V. (2015). Choral music of modern Russian composers in the choral conducting class. Current problems of the humanities and natural sciences, 4, 99-102.
3. Dynnik, M. (2004). Modern choral music in the content of education of students of music faculties of pedagogical universities. Dis. kand. ped. nauk. Moscow.
4. Zhurbinskaya, T. (2018). An anthology of modern choral music by Russian composers. Chamber Choir of the Moscow Conservatory, conductor Alexander Solovyov (CD annotation, Melodiya company). Musical Life. Retrieved from https://muzlifemagazine.ru/antologiya-sovremennoy-khorovoy-muzyk/
5. Koshkareva, N. (2022). Russian theme in the polyphonic space of a cappella choral creativity by R. Shchedrin (on the 90th anniversary of the composer’s birth). Art education and science. Memorable dates. Anniversaries, 4, 172-180.
6. Krivitskaya, E. (2023). Choral music of modern composers was performed in St. Petersburg. Nezavisimaya Gazeta. Culture.
7. Larin, A. L. (2019). Oratorio “Russian Passions”. Musical Seasons. Retrieved from https://musicseasons.org/aleksej-lvovich-larin-oratoriya-russkie-strasti/
8. Levin, S. (2023). “Ce la faremo” – “We can handle it”. The second project-festival of choral music of contemporary composers “Voices of the Premiers”. Moscow.
9. Roganova, I. (2016). Modern foreign choral composers.A short guide for conductors. Retrieved from http://www.choirlab.ru/upl/files/sprav-v1.pdf
10. Stepina, N., & Agibalova, O. (2019). Works of modern composers in the repertoire of the choir. Karelian scientific journal, 4, 80-82.
11. Uvarova, A.V., & Bozhko, S.O. (2022). Features and techniques of performing vocal and choral music of the “new” time. Current research, 9, 46-48.
12. Khvatova, S. (2011). Orthodox singing tradition at the turn of the XX-XXI centuries. Diss. ... dr. isk. R.-on-Don.
13. Chelmakina, M. (2022). Efrem Podgaits.“Take comfort, my soul” to the poems of G. Falkovich. Questions of interpretation.Reader with methodological explanations. Moscow: AHI im.V. S. Popova, 10-14.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Актуальность и специфика использования хоровых сочинений современных композиторов в классе по специальности».
Предмет исследования. Работа нацелена на рассмотрение использования произведений современных композиторов в обучении студентов-хоровиков. Автором выполнены следующие задачи: проведение обзора хорового творчества композиторов конца XX – начала XXI века; ознакомление с новаторскими приемами в области выразительных средств музыкального языка; определение роли современной академической музыки в учебно-воспитательном процессе. В целом, автор представил собственное понимание данного вопроса и достиг поставленной цели.
Методологией исследования являются работы, рассматривающие особенности подготовки студентов хоровых отделений музыкальных вузов. В качестве основного метода исследования, использованного в статье, является теоретический метод целостного и стилистического анализа.
Актуальность исследования определяется тем, что важно обратить внимание на актуализацию произведений современных композиторов в учебном процессе студентов хоровых отделений музыкальных вузов.
Научная новизна исследования заключается в том, автором выделены основные направления обновления репертуара в учебном процессе студентов хоровых отделений музыкальных вузов.
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык работы научный. Структура работы не прослеживается четко. Автором не выделены основные смысловые части.
Во введении обозначена проблема исследования и ее актуальность. Автором отмечено, что методическая проблема констатирует следующий факт. Учебный репертуар студентов-хоровиков и список хоровых произведений, которые исполняют вокальные коллективы на концертах/конкурсах/фестивалях, имеет мало совпадений. В том случае, если концертирующие исполнители все чаще включают в свою программу музыку современных авторов, то в учебных заведениях больший процент репертуара до сих пор составляет классика. Во введении обозначена цель, задачи, объект и метод исследования.
Второй раздел посвящен описанию материалов исследования. Автором были проанализированы работы таких музыковедов, как Е. Батовская, А. Вязников, Т. Журбинская, А. Уварова, С. Божко. Также в статье были рассмотрены хоровые произведения современных композиторов, написанные в период с конца 1990-х по настоящее время. Помимо этого, рассмотрены работы В. Гаврилина, Г. Свиридова, А. Шнитке, Р. Щедрина, Е. Подгайца, Г. Струве, Р. Бойко, А. Ларина, А. Чайковского и др. Наряду с традиционной тональной музыкой в их творчестве находится место и современным изобразительным средствам. Особое внимание уделено рассмотрению хорового творчества Е.Подгайца.
Следующий раздел посвящен описанию способов расширения музыкального кругозора учеников за счет использования разных жанров как светской, так и духовной музыки. Важным является правильный подбор репертуара студентов хоровых отделений.
Проведенное исследование позволило автору подвести итоги и сделать ряд выводов.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 14 отечественных источников, незначительная часть которых издано за последние три года. В списке представлены, в основном, статьи и тезисы. Помимо этого, имеются также диссертации, монографии, словари, методические и учебные пособия, а также интернет-издания. Источники оформлены некорректно и неоднородно.
Апелляция к оппонентам.
Рекомендации:
- структурировать работу, выделив введение, основные части и заключения;
- сделать в завершении статьи аргументированные и обобщенные выводы;
- представить рекомендации по результатам проведенного исследования;
- оформить библиографический список в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Выводы. Проблематика статьи отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью; будет интересна специалистам, которые занимаются проблемами подготовки студентов хоровых отделений музыкальных вузов. Статья может быть рекомендована к опубликованию, важно учесть выделенные рекомендации. Это позволить представить в редакцию научно-исследовательскую статью, отличающуюся научной новизной и значимостью.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.