Статья 'Сущность дидактического принципа преемственности в обучении игре на скрипке в КНР' - журнал 'PHILHARMONICA. International Music Journal' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:

Сущность дидактического принципа преемственности в обучении игре на скрипке в КНР

Фан Цзиньвэнь

аспирант, кафедра Исполнительского искусства, Московский педагогический государственный университет

119991, Россия, г. Москва, ул. М. Пироговская, 1

Fang Jinwen

Postgraduate student, Department of Performing Arts, Moscow State Pedagogical University

119991, Russia, Moscow, M. Pirogovskaya str., 1

teoretina@mail.ru

DOI:

10.7256/2453-613X.2024.1.69578

EDN:

IJFXHZ

Дата направления статьи в редакцию:

14-01-2024


Дата публикации:

21-03-2024


Аннотация: Исследование преемственности между поколениями является предметом интереса специалистов, работающих в разных научных областях, таких как философия, культурология, педагогика, психология, искусствоведение и другие. Эта проблема привлекает внимание ученых и исследователей, которые стремятся понять, каким образом знания и ценности передаются и сохраняются в различных сферах человеческой деятельности. Благодаря такому междисциплинарному подходу мы можем получить более глубокое понимание значения процесса преемственности в обществе и культуре. В данной статье автор обращается к актуальному вопросу скрипичного образования в Китае, его основным характеристикам и проблемам преемственности. С различных точек зрения рассматривается вопрос преемственности в философии, культурологии, педагогике, психологии, искусствоведении. Подчеркивается роль дидактического принципа преемственности для российской скрипичной школы. Анализируется состояние современного скрипичного образования в Китае с акцентом на основные проблемы и задачи скрипичной педагогики. В статье использованы методы сравнительного анализа, исследуется история скрипичного искусства в России и Китае, дается характеристика образовательного процесса в КНР, выявляются основные проблемы и предлагаются пути их решения. В Китае сохраняется очень жесткая конкуренция при поступлении в профессиональные музыкальные вузы: согласно статистике, из общего числа населения страны (около 10 миллионов человек) ежегодно в консерваторию по специальности скрипка поступает всего около 15 студентов. Несмотря на то, что скрипичное образование в Китае организовано по международным стандартам, существуют отдельные проблемы в области педагогики и исполнительства, требующие решения. Совершенствование методики обучения игре на скрипке (с самого начального уровня), повышение профессионализма педагогов, расширение штата квалифицированных кадров и создание педагогических условий – все это поможет сделать профессиональную подготовку будущих скрипачей эффективной и укрепит положение китайской скрипичной школы на мировом уровне. На сегодняшний день очевидна тенденция по трансформации сложившихся в методике образования устоев с перефокусировкой на индивидуальные качества ученика и развитие его самостоятельности. Педагоги подбирают новые репертуары, которые включают как классические произведения, так и выдающиеся сочинения современных авторов.


Ключевые слова:

скрипичная педагогика, преемственность, образование, педагогика, Китай, Россия, скрипичное искусство, обучение на скрипке, проблемы образования, методика

Abstract: The study of continuity between generations is the subject of interest for specialists working in various scientific fields, such as philosophy, cultural studies, pedagogy, psychology, art criticism and others. This problem attracts the attention of scientists and researchers who seek to understand how knowledge and values are transmitted and preserved in various spheres of human activity. Thanks to this interdisciplinary approach, we can gain a deeper understanding of the importance of the succession process in society and culture. In this article, the author addresses the topical issue of violin education in China, its main characteristics and problems of continuity. The issue of continuity in philosophy, cultural studies, pedagogy, psychology, and art criticism is considered from various points of view. The role of the didactic principle of continuity for the Russian violin school is emphasized. The author analyzes the state of modern violin education in China with an emphasis on the main problems and tasks of violin pedagogy. The article uses methods of comparative analysis, examines the history of violin art in Russia and China, describes the educational process in China, identifies the main problems and suggests ways to solve them. There is still very fierce competition in China for admission to professional music universities: according to statistics, out of the total population of the country, only about 15 students enter the conservatory in the violin specialty every year. Despite the fact that violin education in China is organized according to international standards, there are separate problems in the field of pedagogy and performance that need to be solved. Improving the methodology of teaching violin playing (from the very initial level), increasing the professionalism of teachers, expanding the staff of qualified personnel and creating pedagogical conditions – all this will help make the professional training of future violinists effective and strengthen the position of the Chinese violin school at the world level. To date, there is an obvious tendency to transform the foundations established in the educational methodology with a refocus on the individual qualities of the student and the development of his independence. Teachers select new repertoires, which include both classical works and outstanding works by contemporary authors.


Keywords:

violin pedagogy, continuity, education, pedagogy, China, Russia, violin art, teaching the violin, problems of education, methodology

Исследование преемственности между поколениями является предметом интереса специалистов, работающих в разных научных областях, таких как философия, культурология, педагогика, психология, искусствоведение и другие. Эта проблема привлекает внимание ученых и исследователей, которые стремятся понять, каким образом знания и ценности передаются и сохраняются в различных сферах человеческой деятельности. Благодаря такому междисциплинарному подходу мы можем получить более глубокое понимание значения процесса преемственности в обществе и культуре.

Если обратиться к Большому энциклопедическому словарю, то в нем указано, что «преемственность» обозначает «связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и понимании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы» [1, с. 1021].

С точки зрения философии — это «связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы» [2, с. 15].

Психологи рассматривают понятие преемственности в контексте передачи и непрерывности психологических процессов и характеристик от одного поколения к другому. Они исследуют, как наследственные факторы и воспитательная среда влияют на формирование личности и развитие психологических особенностей у отдельного индивида. Свои труды этому вопросу посвятили Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Шнуренко, Е.В. Плотникова и другие.

В рамках данной статьи актуальной является идея Л.С. Выготского о тесной связи, существующей между развитием и обучением. Психолог подчеркивает, что образовательный процесс происходит только в том случае, когда оно предшествует развитию. Обучение может актуализировать функции, находящиеся на стадии созревания, если произвести его в «период, определенный зоной ближайшего развития» [3, с. 252].

Преемственность в образовании означает, что каждый этап учебно-воспитательного процесса способствует развитию и формированию новых черт личности, которые необходимы для прогресса студента в процессе обучения. В основе преемственности лежит идея создания базы и условий, которые позволяют эффективно работать с прошлым, настоящим и будущим.

Вопрос сохранения преемственности между разными типами научных учреждений может быть рассмотрен с полярных точек зрения. Необходимо обратить внимание на соответствие учебных программ, организацию процесса образования, взаимодействие учеников между собой, а также с педагогом и т.д. Эту проблему в своих работах освещали такие авторы, как М.Н. Лебедева, М.В. Зайцев, Э.С. Черкасова и другие.

Проблема преемственности играет значимую роль в исследованиях, которые посвящены согласованию содержания образовательных программ в рамках полноценной системы. В них внимание уделяется как преемственности, так и непрерывности процесса образования, в которых важна последовательность. Оба этих аспекта взаимосвязаны и позволяют сделать возможными плавные переходы между разными возрастными периодами образовательных звеньев, обеспечивающих новые знания при сохранении предыдущих. Именно эти два аспекта, работающих при целостном педагогическом подходе, значительно влияют на качество обучения молодых скрипачей.

Принцип преемственности лежит в основе скрипичного образования в России на протяжении многих веков. Скрипка появилась в XVI — начале XVII века, а своего расцвета скрипичное искусство достигло в XIX веке. Для него всегда была характерна последовательность и взаимосвязь между разными звеньями образования, экстраполировался опыт других систем (включая принципы работы, использующиеся учебные материалы и репертуар), например, традиции европейской школы.

В отличие от российской, профессиональное обучение игре на скрипке в Китае началось в первые десятилетия XX века. В этом столетии в стране произошло множество переломных событий. В 1949 году образовалась Китайская народная республика, с 1968 года на протяжении 10 лет продолжалась Культурная революция, а затем начался период восстановления и развития, закончившийся только к 90-ому году. Всё это время китайское скрипичное образование находилось в состоянии изоляции, которое начало преодолеваться в 90-х годах, когда китайских музыкантов отправляли на обучение в другие страны, а также приглашали профессионалов из-за рубежа в КНР [4, с. 59].

Проблемам скрипичного образования в Китае посвящены многочисленные исследования современных авторов, таких как Чжао Уэй [5], Чжан Цзинь-синь [6, с. 12], Фан Цзыцзюнь [7, с. 248-252]. Они касаются вопросов скрипичного образования на разных этапах обучения: начальном, среднем и высшем.

Дидактический принцип преемственности и непрерывности в китайском скрипичном образовании осуществляется за счет последовательности в обучении. Новый этап обучения учитывает весь опыт, который был получен на предыдущем. Таким образом, на разных ступенях музыкального образования (школа, колледж, вуз) формируются всеобъемлющие требования, и все полученные ранее студентами знания непременно используются в дальнейшем.

Начальные музыкальные навыки прививаются детям еще в общеобразовательных школах на уроках музыки, которые в Китае называются «школьная песня», а также на занятиях по игре на музыкальных инструментах во второй половине дня. В 1982 году были утверждены два законопроекта, касающихся музыкального воспитания, которые способствовали повышению роли музыкального образования в обычных школах.

Сейчас начальные профессиональные музыкальные навыки обучающиеся могут получить в школах искусства, работающих как в общеобразовательной школе, так и на более высоком уровне в музыкальных. На территории Китая работает множество специализированных музыкальных учебных учреждений, таких как частные школы, колледжи, консерватории, академии искусств. Доступно обучение музыке в многопрофильных университетах и на факультетах педагогических вузов.

Как отмечает ученый Дин И, значительную роль в сфере музыкального образования сыграл план развития и реформы образования, который должен был осуществиться с 2010 по 2020 годы. В рамках этого плана необходимо было достичь баланса в фундаментальном образовании, сделать среднее образование всеобъемлющим и повысить уровень качества профессионального образования [8, с. 12].

Принцип преемственности может работать только при наличии профессиональных учебных учреждений со своей специфической структурой. При этом важно не допустить стагнации методов обучения, а также интегрировать знания и умения скрипичных школ зарубежных стран и их представителей.

Следует обратить внимание, что современное музыкальное образование Китая сложилось из методики педагогов, обучавшихся за рубежом. Именно знания и умения, полученные от иностранных мастеров, позволили китайским преподавателям заложить фундамент для цельной системы обучения игре на скрипке.

В начале прошлого века скрипичное образование в Китае развивали Цэн Чживун, Цао Жуцзинь и Е Бо, которые обучались в Японии. Важный вклад внесли скрипачи-оркестранты, получившие образование в Европе - Чжао Нянькуй и Му Чжицин [9, с. 27-29]. Большую роль сыграло объединение под названием «Музыкальная учебная ассоциация» в Пекине, в которую входили Чжао Нянькуй, Цюань Шу Мэн, Гань Вэньлянь. Впоследствии их ученики продолжили развивать достижения своих наставников.

Профессиональное скрипичное образование начало активно распространяться с возникновением высших музыкальных учебных заведений. В 1925 году была открыта консерватория им. А. Глазунова в Харбине, а в 1927 в Шанхае появился государственный институт музыки. В это же время в стране начинают использовать оркестр европейского типа. В них скрипачей обучали по российским и немецким образовательным стандартам. Особую роль в становлении скрипичного искусства сыграл Сяо Юмэй – скрипач и ректор Шанхайской консерватории. Кроме него в то время преподавали Арриго Фоа, Р.Б. Герцовский, У. Франкел, М. Лифшиц. Из стен Шанхайской консерватории вышли выдающиеся скрипачи – Чэнь Юсинь, Доу Лисюнь, Сюй Симянь, Сянь Син-хай, Ван Жэньи и др. [10, с. 111] Именно Шанхайская консерватория задавала темп развития скрипичного искусства и педагогики во всем Китае, на неё ориентировались и другие музыкальные учебные заведения.

Хочется отметить, что в китайской исполнительско-педагогической школе явно прослеживается влияние опыта советских педагогов, которые работали в Китае в начале ХХ века, среди них – В.В. Волчек, Ф.К. Вагнер, В.Н. Каплун-Владимирский, Э. А Зингер, В.Д. Трахтенберг, A.М. Шаевский, С.И. Хорошевский и др. [11, с. 34].

Отметим также важную роль педагогических достижений выдающихся скрипачей – основателей русской скрипичной школы – И. Хандошкина, Л. Ауэра, П. Столярского, Л. Цейтлина, К. Мостраса, А. Ямпольского, Д. Ойстраха и др. Их педагогические и исполнительские традиции проникли в китайское скрипичное искусство благодаря педагогам, которые преподавали в Китае, а также методическим пособиям и другим трудам, переведенным на китайский язык. Сложившийся на основе их знаний подход к учебному процессу применяется и в современных музыкальных учебных заведениях Китая.

Остановимся подробнее и рассмотрим принципы русской скрипичной школы, которые применяются многими педагогами в скрипичной педагогике в Китае.

- воспитание художественного мышления,

- обращение к содержательной стороне исполнительского процесса,

- непримиримость «к внешней» виртуозности,

- единство художественного и технического развития,

- принцип индивидуального подхода, учет индивидуальных физиологических и психологических особенностей.

Данные принципы были основой педагогики русской скрипичной школы. Большинство методов практиковались в классе педагогов второй половины XIX века – Ф. Лауба, Г. Венявского, Л. Ауэра, И. Гржимали, В. Безекирского. Позднее они были восприняты последующими поколениями педагогов русской скрипичной школы: П.С. Столярским, Л. Цейтлиным, А. Ямпольским, К. Мострасом, Б. Сибором, а дальнейшее развитие получили в исполнительско-педагогической деятельности Д. Ойстраха, М. Полякина, Д. Цыганова, Ю. Янкелевича, Я. Рабиновича, Л. Когана и других.

После того, как на территории Китая были открыты школы, училища и консерватории, многие заинтересовались скрипкой. Со временем появилось большое количество энтузиастов игры на этом инструменте, как простых любителей, так и профессионалов, занимавших первые места на конкурсах. Как отмечает Сюй Бо, китайские исполнители начали активную концертную жизнь, произошел «выход за пределы страны и международный резонанс» [4, с. 78].

Согласно исследованию Ло Чжихуэй, на рубеже ХХ и ХХI веков в КНР увеличился поток музыкантов. Родители часто отдавали на обучение детей, и музыкальные школы были по-настоящему огромными — в Пекинской школе было свыше 23.000 обучающихся. Авторитетность профессии музыканта поддерживалась на государственном уровне, выделялось большое количество финансовых средств для музыкальных заведений, особенный вклад осуществлялся относительно молодых талантов [12, с. 56].

На сегодняшний день очевидна тенденция по трансформации сложившихся в методике образования устоев с перефокусировкой на индивидуальные качества ученика и развитие его самостоятельности. Педагоги подбирают новые репертуары, которые включают как классические произведения, так и выдающиеся сочинения современных авторов.

В настоящее время скрипичное образование в Китае соответствует международным стандартам. Существует начальное (школа), среднее (колледж) и высшее (бакалавриат и магистратура) музыкальное образование. В стране существует одиннадцать консерваторий и шесть художественных колледжей, а в остальных общеобразовательных университетах есть художественные факультеты, в которых преподают игру на скрипке. Самые известные из них – Центральная консерватория в Пекине и Шанхайская консерватория.

Некоторые студенты, поступающие на струнное отделение по специальности скрипка в китайские университеты, оканчивают среднюю школу при музыкальных университетах, где они получают самую высокую профессиональную подготовку с начала обучения. Там они проходят строгий отбор, систематически обучаются музыке и скрипичному искусству у лучших педагогов.

Другие студенты приходят из обычных средних школ, их уровень скрипичной подготовки значительно ниже. Как правило, это те поступающие, которые не набрали достаточного количества баллов для поступления в консерваторию. Перед вступительными экзаменами в университет такие студенты занимаются с преподавателями-скрипачами, чтобы подготовиться к поступлению. Индивидуальные занятия по скрипке – частая практика в Китае, так как желающих обучаться очень много. Кроме того, скрипачи часто обучаются по принципу групповых занятий, что для России является нетипичным. В такой практике есть и положительные, и отрицательные стороны: обучаясь в группе, будущие скрипачи учатся друг у друга, получают навыки коммуникации и умения работать коллективно, однако здесь отсутствует индивидуальный подход.

В Китае сохраняется очень жесткая конкуренции при поступлении в профессиональные музыкальные вузы: согласно статистике, из общего числа населения страны (около 10 миллионов человек) ежегодно в консерваторию по специальности скрипка поступает всего около 15 студентов.

Преемственность скрипичного образования в Китае имеет два аспекта. Если скрипачи получают профессиональное, систематическое образование до университета (как, например, ученики прикрепленной средней школы), то после поступления в университет они продолжают более углубленное обучение, а преподаватели подстраиваются под индивидуальные способности студента и организуют их обучение в соответствии с их способностями. Многие университетские профессора одновременно преподают и в средней школе, как и в России. Если один и тот же профессор обучает студента-скрипача на довузовском и вузовском уровнях, то постановка сохраняется, и для студента нет необходимости что-то менять в своей манере игры или постановке рук.

Если это ученики обычной средней школы или индивидуального обучения, то их подготовка может сильно отличаться от высокого уровня специальных школ при университетах. При поступлении в высшее учебное заведение после такой подготовки будущим скрипачам меняют постановку правой и левой руки, что по сути означает обучение практически с самого начала. Это негативно сказывается на их последующих занятиях и уровне исполнительского мастерства.

Кроме того, существует проблема отсутствия государственных программ для начального музыкального образования и обязательных предметов по теории музыки. Из-за большого спроса на скрипичное образование существует острая потребность в квалифицированных кадрах. Часто преподаватели уделяют внимание лишь технической подготовке будущих скрипачей, занимаются с ними пением для выработки чистоты интонации и активно подключают родителей, которые должны следить за их самостоятельными занятиями дома. Все это сказывается на дальнейшем обучении в высшей школе.

Что касается вузовского образования, то, как мы отметили выше, уровень музыкальной подготовки поступающих может сильно отличаться (в зависимости от того, где они обучались до поступления в вуз). Кроме того, у многих абитуриентов очень скудный репертуар и мало изученных произведений. Знания и навыки по теоретическим предметам также не всегда получают высокого уровня компетентности среди поступающих. Погоня за быстрым результатом делает предвузовское обучение поверхностным, за рамками остаются важные исполнительские задачи – понимание глубины и смысла произведения, знание стиля и эпохи исполняемого сочинения, отсутствие широкого кругозора и знаний в области музыкальной истории и теории. Все это сказывается на исполнительской манере студентов, рождает проблемы с интерпретацией и осмыслением произведений.

В китайских вузах для курсов теории музыки, таких как гармония, анализ произведений, история китайской музыки, история западной музыки и так далее, обычно организуются большие классы, примерно по 20-30 студентов в группе. Эти теоретические курсы ведут университетские преподаватели, которые в основном начинают с самых базовых знаний. При таком большом количестве студентов не всегда удается отследить качество усваиваемых знаний.

К сожалению, данные проблемы не получили решения на государственном уровне – они отданы на откуп самих студентов [13]. Несмотря на то, что скрипичное образование в Китае организовано по международным стандартам, существуют отдельные проблемы в области педагогики и исполнительства, требующие решения. Совершенствование методики обучения игре на скрипке (с самого начального уровня), повышение профессионализма педагогов, расширение штата квалифицированных кадров и создание педагогических условий – все это поможет сделать профессиональную подготовку будущих скрипачей эффективной и укрепит положение китайской скрипичной школы на мировом уровне.

Библиография
1. Большой энциклопедический словарь. М., 2002. 1456 с.
2. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. 294 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давидова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
4. Сюй Бо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже ХХ – XXI веков : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. Ростов на Дону, 2011. 149 с.
5. Чжао Уэй. Пути изучения скрипичной игры. Пекин: Народная музыка, 1989. 90 с.
6. Чжан Цзиньсинь. Обсуждение текущей ситуации и контрмер в преподавании скрипки в университете // Китайское образование. №2. 2015. С. 12.
7. Фан Цзыцзюнь. Проблемы и контрмеры преподавания скрипки в университете // Журнал педагогического института Цзинь Чжун. № 3. 2003. С. 248-252.
8. Дин И. Система фортепианного образования в современном Китае: структура, стратегии развития, национальный репертуар: дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. СПб., 2020. 213 с.
9. Лю Цзюй. Скрипичный педагог последнего императора // Музыкальный мир. 1985. № 3. С. 27-29.
10. Чжан Личжоу. Особенности скрипичного образования в Китае // Современное педагогическое образование. 2022. №5. C. 109-113.
11. Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. СПб.: Композитор, 2014. 336 с.
12. Ло Чжихуэй. Концертная жизнь современного Китая : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. СПб., 2016. 213 с.
13. Ку Уэнлей. Педагогическая теория обучения игре на скрипке Ли Яодзи. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2011. 194 с.
References
1Large encyclopedic dictionary. (2002). Moscow.
2. Baller, E.A. (1969). Continuity in the development of culture. Moscow: Nauka.
3. Vygotsky, L.S. (1991). Educational psychology / Ed. V.V. Davidova. M.: Pedagogika, 480.
4. Xu, Bo. (2011). The phenomenon of piano performance in China at the turn of the 20th – 21st centuries: dis. ...cand. art history: 17.00.02. Rostov-on-Don, 149.
5. Zhao, Wei. (1989). Ways to study violin playing. Beijing: Folk Music.
6. Zhang, Jinxin. (2015). Discussion of the current situation and countermeasures in teaching violin at the university. Chinese Education, 2, 12.
7. Fan, Zijun. (2003). Problems and countermeasures of teaching violin at university. Journal of Jin Zhong Pedagogical Institute, 3, 248-252.
8. Ding, I. (2020). System of piano education in modern China: structure, development strategies, national repertoire: dis. ...cand. art history: 17.00.02. St. Petersburg.
9. Liu, Ju. (1985). Violin teacher of the last emperor. Musical world, 3, 27-29.
10. Zhang, Lizhou. (2022). Features of violin education in China. Modern pedagogical education, 5, 109-113.
11. Zuo, Zhenguan. (2014). Russian musicians in China. St. Petersburg: Composer.
12. Luo, Zhihui. (2016). Concert life of modern China: dis. ...cand. art history: 17.00.02. St. Petersburg.
13. Ku, Wenlei. (2011). Pedagogical theory of learning to play the violin by Li Yaoji. Shanghai: Shanghai Music Publishing House.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Объектом исследования в представленной для рецензирования работе выступает преемственность как принцип в музыкальном образовании, предметом – её реализация в обучении игре на скрипке в Китае.
Актуальность работы обусловлена сравнительной редкостью рассмотрения принципов, а тем более частнодидактических принципов как теоретических истоков осмысления педагогического процесса на общем фоне доминирования тематики инструментального характера, то есть описания методик, технологий и пр..
С учётом специфики музыкального образования его частнодидактические принципы априори представляют собой элементы локальной педагогической новизны.
Основным методом исследования выступает повествовательный педагогический анализ, что является минимальным и достаточным «пороговым» уровнем для научных работ в формате статьи.
Теоретическая часть текста выполнена на приемлемом уровне. Заслуживает внимания обзор авторов и уточненное определение преемственности, однако, отметим, что данная теоретическая информация выводит преемственность на понимание ее как педагогического принципа лишь с определенной долей относительности, о чем будет сказано ниже.
Практическая часть исследования фактически решает задачу актуализации преемственности на основе описания педагогической работы с ее достижениями и проблемами.
С языковой точки зрения текст выполнен на высоком уровне качества, он достаточно легко читается и воспринимается в том числе представителем широкой аудитории, что благотворно для журнального жанра. Однако отметим, что в тексте публицистический стиль доминирует над научным, поскольку повествование и описание с точки зрения содержательно объема превалирует над рассуждениями.
Текст может вызвать интерес у весьма широкой аудитории, интересующейся педагогикой искусства.
Список литературы с содержательной точки зрения соответствует требованиям и находит отражение на страницах работы.
По работе существуют следующие значимые замечания как структурного, так и содержательно-методического плана.
Со структурой точки зрения текст не разбит на взаимосвязанные части, что традиционно принято в научных работах. Сплошной текст более типичен для публицистического стиля. Текст имеет публицистический оттенок и со стилистической точки зрения. Наиболее ярко на это указывает, на наш взгляд, эмоциональная формулировка «к сожалению» в выводах, выбивающаяся из канонов научного языка.
С содержательной точки зрения вся научно-педагогическая критика текста может быть сведена к тезису о том, что принцип преемственности актуализируется, но не раскрывается в методологическом понимании педагогической науки.
Во-первых с теоретической точки зрения преемственность рассматривается только на уровне определения, отсутствует педагогическая мотивировка ее как принципа. Иными словами не даётся детальный ответ на вопрос «почему педагогический процесс будет неполноценным, если в нем не будет преемственности». Во-вторых, принцип как макродидактичечкая единица определяет структуру педагогического процесса на уровне единиц более низкого порядка, то есть методов и форм обучения с сопутствующими уже им приемами и средствами. Об этом в тексте нет конкретизированной тезисной информации.
Вывод: представленный текст имеет публицистический или просветительский, но не научно-аналитический характер, тем не менее он, по нашему мнению, может быть опубликован в научном рецензированном журнале по причине хорошего исполнения и раскрытия на повествовательном уровне актуальной узкоспециализированной темы.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.