Вопросы безопасности - рубрика Стратегия обеспечения национальной безопасности
по
Вопросы безопасности
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Вопросы безопасности" > Рубрика "Стратегия обеспечения национальной безопасности"
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Паненков А.А. - Криминологическая обусловленность государственной политики по борьбе с преступностью - залог успеха в борьбе с терроризмом и его финансированием в России c. 1-54
Аннотация: В статье автор приводит аргументы о необходимости криминологической обусловленности государственной политики по борьбе с преступностью, видит в этом залог успеха в борьбе с терроризмом и его финансированием в России. Раскрывает особенности влияния внешнего фактора на преступность террористической направленности, останавливается на проблемах выявления источников и каналов финансирования терроризма по результатам научных исследований, частично приводя их.
Урсул А.Д. - Обеспечение национальной безопасности через приоритеты устойчивого развития c. 1-61

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.1.325

Аннотация: Устойчивое развитие рассматривается как глобальная стратегия разрешения глобального социоприродного противоречия между растущими потребностями человечества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Этот новый тип развития представляется в качестве выхода из пока углубляющегося глобально-экологического кризиса и трактуется как глобально управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование человечества. Показано, что устойчивое развитие является наиболее безопасным типом развития и в широком смысле представляет собой нерегрессивный тип эволюции, который элиминирует либо снижает до приемлемого уровня любые негативные воздействия на объект с целью его сохранения. В социоприродном аспекте под устойчивым развитием понимается наиболее безопасный тип эволюции, направленной на сохранение цивилизации и биосферы, их сосуществование и коэволюцию. Акцентируется внимание на необходимости расширения трактовки этого типа развития, все большего распространения его на все сферы человеческой деятельности, включая обеспечение национальной и глобальной безопасности. Безопасность представляется как устойчивый способ бытия того или иного объекта, сохранение его природы в условиях внутренних и внешних негативных воздействий и изменений. Отмечается, что безопасность мирового сообщества и национальная безопасность России в перспективе может быть обеспечена не столько средствами защиты, сколько эффективной реализацией стратегии устойчивого развития, ведущей к выживанию цивилизации и сохранению биосферы. Основным принципом Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года выступает принцип обеспечения безопасности через приоритеты устойчивого развития. Раскрывается история и содержание этого принципа, автором которого является автор данной статьи, предложивший его еще в 1995 г. и разработавшего его в ряде монографических работ.
Сергунин А.А., Конышев В.Н. - РЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ АРКТИКИ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ c. 1-30

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.6.3772

Аннотация: В условиях повышения геополитического статуса Арктики явно намечается опасная тенденция к милитаризации региона. Это выражается в усилении военных присутствия и активности ряда стран, а также НАТО в Арктике; модернизации вооруженных сил, дислоцированных в Арктике, и соответствующей военной инфраструктуры; активном использовании военно-морских флотов для отстаивания своих экономических интересов; тенденции к формированию новых военно-политических блоков и/или коалиций. При определении своей позиции в отношении ремилитаризации региона Россия должна проводить сбалансированную линию. С одной стороны, она не должна забывать о мерах по обеспечению своей обороноспособности в Арктике, с другой – ей и другим заинтересованным государствам и международным организациям необходимо уже сейчас задуматься над поиском взаимоприемлемых решений с тем, чтобы не допустить дальнейшей эскалации негативных тенденций. Создание особого регионального режима по контролю над вооружениями и развитие мер доверия могли бы стать важными приоритетами международного сотрудничества в Арктике.
Данилов А.П. - Военный аспект арктической политики России. c. 1-7

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.5.9812

Аннотация: В данной статье рассматривается военная составляющая арктической стратегии России. Приводится описание основополагающих документов, описывающих стратегию и действия России в Арктике. Автор анализирует заявления официальных лиц России и экспертов относительно военной политики страны в Арктике и отмечает некоторые расхождения в словах и действиях российских властей в данном регионе. В частности отмечается, что Россия всегда выступала за немилитаризацию региона, но военное присутствие страны в нем только увеличивается. Одновременно наблюдается общий рост военного присутствия в Арктике. Автор приходит к выводу, что для стабилизации ситуации в Арктике странам необходимо соблюдать военный паритет и добиваться только дипломатического решения возникающих в этом регионе проблем. Статья может быть интересна исследователям арктической политики России и геополитической ситуации в Арктике в целом, а так же тем, кто исследует военный аспект северной политики.
Рабкин С.В. - Стратегические отрасли и гарантии обеспечения экономической безопасности: поиск новой модели индустриализации c. 1-17

DOI:
10.7256/2409-7543.2014.6.14710

Аннотация: Объектом исследования является стратегические отрасли экономики как важнейший элемент системы обеспечения экономической безопасности. В статье подробно рассматриваются такие вопросы как взаимосвязь теории и практики реформ государственного регулирования экономики, взаимодействие государства и крупнейших корпораций в стратегических отраслях экономики, влияние иррациональных факторов на выбор новой модели индустриализации. Указывается на общую тенденцию изменения роли государства в определении отраслевых приоритетов развития, вне зависимости от выбранной модели экономического развития. Особое внимание уделяется анализу влияния рациональных и иррациональных факторов на формирование системы отраслевого регулирования и разрешения дилеммы «market or nonmarket». Основываясь на методе исторической аналогии и методологии институционального анализа, делается вывод о необходимости модернизации стратегических отраслей экономики как основы обеспечения экономической безопасности. Предлагаемый подход дополняет систему оценки пороговых значений обеспечения экономической безопасности и создает реальную возможность избежать состояния «институциональной ловушки» новой индустриализации. Для современной России принципиально важным является возвращение государства в реальный сектор экономики и создание определенных точек экономического роста, где возможен технологический прорыв. Переход к интегрированным формам модернизации стратегических отраслей экономики позволит конкретизировать национальные приоритеты развития в условиях институционализации гарантий их реализации.
Аникин В.И., Сурма И.В. - Национальная безопасность России: новые подходы в меняющемся мире c. 1-18

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.3.19019

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются основные элементы стратегического планирования и ключевые национальные приоритеты Российской Федерации. Появление новых вызовов и угроз вызвало необходимость обновления принятой в 2009 году стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Авторы анализируют новую стратегию национальной безопасности России и отмечают, что стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов существенно ослабляет всю систему глобальной безопасности, а также сложившуюся систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением, тем более, что сегодня как в Евразийском, Азиатско-Тихоокеанском, так и в Евро-Атлантическом регионах не соблюдаются основные принципы равной и неделимой безопасности. Особое внимание в статье уделяется мерам в области внешней и внутренней политики, направленным на укрепление национальной безопасности и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Использование многофакторного подхода, сравнительного и экспресс-анализа позволило авторам на основе результатов мониторинга ключевых показателей и оценки структуры основных характеристик состояния национальной безопасности выделить отличительные черты и особенности, которые показали превалирование позиций социальной и экономической безопасности и роли государственного регулирования экономики как основы национальной безопасности и внутриполитической стабильности в гражданском обществе. Авторы отмечают, что в целях защиты российских национальных приоритетов в обновлённой стратегии национальной безопасности России предусматривается проведение открытой, рациональной и достаточно прагматичной внешней политики, которая исключала бы затратную конфронтацию и новую гонку вооружений. Особенно важен факт, что планируется применять военную силу только в том случае, если все механизмы миротворчества и дипломатии исчерпали себя и оказались неэффективными.
Кубрин А.А., Кокунова С.Д. - Безопасность бизнеса как элемент системы экономической безопасности государства c. 1-14

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.4.19703

Аннотация: В статье исследуется проблема влияния уголовного законодательства на один из системообразующих факторов российской экономики – частный бизнес. В исследовании экономическая система рассмотрена как матрица государства и общества, обеспечение безопасности которой независимо от сложившейся исторически формы является залогом национальной и общественной безопасности. Авторами исследовано влияние уголовной правоприменительной практики на систему экономики и выявлены ее дестабилизирующие аспекты. В статье представлены исследования аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и проанализирован ряд актуальных вопросов гуманизации уголовного законодательства в отношении субъектов предпринимательской деятельности. При написании статьи авторами применены юридический, статистический, социологический, исторический, системный и сравнительный методы исследования влияния уголовного законодательства и правоприменительной практики на систему экономики в РФ. Основными выводами проведенного исследования являются: заключение авторов об избыточной степени уголовно-правового вмешательства государства в рыночные отношения, о нередком применении уголовного преследования представителей бизнеса в случаях наличия гражданско-правовых споров, о необходимости дальнейшей декриминализации ряда преступлений в сфере экономики и расширении сферы применения гражданского и административного права в сфере предпринимательской деятельности.
Пономарев А.И. - Проблемно-ориентированная методология стратегического целеполагания как условие прогрессивного развития общества: обеспечение национальной безопасности (часть первая) c. 1-9

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.1.21109

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы стратегического целеполагания в Российской Федерации. В части первой статьи приводятся результаты методологического анализа системы стратегических установок в сфере обеспечения национальной безопасности. Для обоснования значимости целеполагания в государственном управлении автор использует гипотезу о том, что основной проблемой неэффективности принимаемых мер по развитию страны является некорректное целеполагание. Характерной чертой стратегического целеполагания в сфере обеспечения национальной безопасность является тот факт, что ключевые стратегические установки в сфере обеспечения национальной безопасности – национальные интересы Российской федерации, включают как вопросы обеспечения национальной безопасности, так и вопросы социально-экономического развития.Причину данного смешения целей развития и обеспечения безопасности автор видит в отсутствии научно-обоснованного представления об иерархии целей развития общества и обеспечения его безопасности. Автором используется методы формально-юридического и сравнительного анализа, моделирования, аналогии с результатами иных отраслей научного знания: психологической теории деятельности, теории мотивации и синергетики. По мнению автора результативность стратегического целеполагания обеспечивается при условии существования фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости стратегии национальной безопасности Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. В заключении автор делает вывод о том, что осознание угроз безопасности индивида, общества и государства образует основное содержание проблемно-ориентированного целеполагания в сфере обеспечения национальной безопасности.
Пономарев А.И. - Проблемно-ориентированная методология стратегического целеполагания как условие прогрессивного развития общества: социально-экономическое развитие (часть вторая) c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.4.21110

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы стратегического целеполагания в Российской Федерации. В части второй статьи приводятся результаты методологического анализа системы стратегических установок в сфере социально-экономического развития Российской Федерации. Такой подход позволяет с приложением минимального количества усилий установить адекватность системы стратегического целеполагания, поскольку знание методологии дает возможность систематически проверять чужие выводы с точки зрения их метода и опираться на них, как на правильные в методологическом смысле. . Анализ действующих документов показывает, что на конец 2016 года в Российской Федерации отсутствует формально-определенная долгосрочная стратегия социально-экономического развития, поэтому автор обращается к содержанию «Стратегии-2020: новая модель роста – новая социальная политика», поскольку многие ее положения получили внедрение в практику бюджетной и финансовой политики. Методологический анализ данного документа показывает, что никакой модели социально-экономического развития он не содержит, а лишь предлагает набор разрозненных мер, не гарантирующих результата. Обобщение подходов стратегического планирования позволяет автору сделать вывод, о том, что в процессе целеполагания могут использоваться два подхода: целевой и сценарный. По мнению автора, поступательное развитие возможно при совмещении двух этих подходов. Также автором раскрываются некоторые методологические позиции, связанные с принципиальной возможностью формулирования позитивных целей общественного развития, исходя из современного состояния общественной и научной мысли. Основой для формулирования целей развития должны быть ценности. Взаимозависимость целей и ценностей является основанием для утверждения о существовании некоторой целе-ценностной системы, которая обуславливает направление общественно-исторического движения. В заключении автор делает вывод о том, что определение широкого круга исходных характеристик объекта развития – суть проблемно-ориентированного подхода в стратегическом целеполагании социально-экономического развития.
Бартош А.А. - Трансформация современных конфликтов c. 1-18

DOI:
10.25136/2409-7543.2018.1.22294

Аннотация: Предметом исследования являются факторы, определяющие изменения современных конфликтов в процессе перехода от линейной к нелинейной модели войны. Актуальность статьи определяется нарастающей тенденцией перехода современной войны к стратегиям непрямых ассиметричных действий, основанных на комбинации военных усилий с политическими, экономическими и информационными методами воздействия на противника для решения задач, которые прежде решались преимущественно военными методами.Современная война охватывает все сферы управления общественной жизни людей: административно-политическую, социально-экономическую и культурно-мировоззренческую, что придает войне универсальный, многоплановый характер и требует совершенствования системы обеспечения национальной безопасности. Методология исследования базируется на сопоставительном анализе стратегий современной войны и особенностей генезиса и эволюции современных конфликтов в условиях глобализации и информационно-технологической революции. Научная новизна исследования состоит в том, что работа представляет собой одну из первых попыток изучения эволюции современной войны с привлечением категории детерминант. При этом автор анализирует два вида конфликтов- гибридную войну и цветную революции как наиболее яркие примеры эволюции войны в эпоху глобализации и информационно-технологической революции. Подробному анализу подвергаются основные составляющие гибридной войны: военно-политическая, социально-экономическая и информационная. Показано, что в начале XXI века с особой силой проявился ряд факторов, обусловивших радикальную трансформацию смысла и целей современных конфликтов, что обусловлено заметным смещением баланса военных и невоенных форм, средств, методов и технологий в не силовую часть спектра. Указанный тренд является важным фактором, приводящим к качественному видоизменению показателей, определяющих конфликты нового поколения – гибридную войну и цветную революцию. Таким образом, осуществляется переход современных конфликтов от классической линейной парадигмы к нелинейным войнам нового типа, а высшей формой современной войны становится война цивилизаций, то есть война смыслов их существования. Победитель в войне смыслов выигрывает не пространство и даже не право распоряжаться ресурсами побежденного государства, а завоёвывает себе право определять его будущее. Это обусловливает необходимость разработки новой стратегии защиты государства от гибридной агрессии, которая должна строиться с учетом нелинейной конфигурации стратегических сил и возможностей и детерминант, определяющих трансформацию конфликтов.
Булавин А.В., Аникин В.И., Беляев И.И. - Сравнительный анализ основ стратегического планирования в области национальной безопасности: экспертно-аналитический аппарат c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22872

Аннотация: Объектом исследования статьи является стратегическое планирование в области национальной безопасности Российской Федерации. Предмет исследования - угрозы национальной безопасности России в долгосрочной перспективе, уточненные с помощью разработанного авторами экспертно-аналитического подхода. Исследование проведено в рамках научно-исследовательских и методологических задач, определенных Положением о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации. Приведены условия достижения, критерии и показатели объективности результатов сравнительного анализа, включая подходы к верификации перечня угроз национальной безопасности. Авторами рассмотрены особенности разработки и современная практика стратегического планирования зарубежных стран. Сформулированы базовые гипотезы выбора ареала стран-интересантов. Приведены ключевые положения экспертно-аналитического аппарата при проведении сравнительного анализа документов стратегического планирования в области национальной безопасности. Авторами сформулированы ключевые условия достижения, основные критерии и базовые показатели объективности результатов сравнительного анализа, включая подходы к верификации перечня угроз национальной безопасности. Реализация возможностей экспертно-аналитического аппарата, предложенного авторами, позволила составить макет Атласа угроз национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Липинский Д.А., Мусаткина А.А. - О юридической безопасности в сфере трудовых отношений в свете общей теории правовой безопасности c. 1-19

DOI:
10.25136/2409-7543.2019.4.30451

Аннотация: Объект исследования – совокупность правоотношений, обеспечивающих правовую безопасность, в целом, и национальную, в частности. Предмет исследования - нормы трудового и служебного законодательства, закрепляющие основные ценности правовой безопасности в указанной сфере; научные воззрения о национальной и юридической безопасности. Анализируются различные воззрения ученых о понятии правовой безопасности. Делается вывод, что правовая безопасность и правовая безопасность, как составная часть национальной безопасности, не являются тождественными. Определяются признаки юридической безопасности как составной части национальной безопасности, как в целом, так и в сфере трудовых отношений. В контексте трудового законодательства исследуются основные категории, составляющие основу правовой безопасности. Методология исследования - в основе исследования находится совокупность как специально-юридических, так и частных методов научного познания, а именно: диалектический, аксиологический, эмпирический, формально-юридический, структурно-правовой. Как в отдельности, так и в составе других методов, использовались приемы индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения, описания и так далее. Новизна исследования заключается в сделанных выводах об объеме и содержании понятий «правовая безопасность как составная часть национальной безопасности; «правовая безопасность в сфере трудовых отношений». Кроме того, она состоит в выявленных признаках правовой безопасности в сфере трудовых отношений; определённых уровнях и направления обеспечения правовой безопасности как составной части национальной безопасности в сфере трудовых отношений.
Плешакова Е.С., Гатауллин С.Т., Осипов А.В., Романова Е.В., Самбуров Н.С. - Эффективная классификация текстов на естественном языке и определение тональности речи с использованием выбранных методов машинного обучения c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.38658

EDN: UPWMCV

Аннотация: В настоящее время генерируется огромное количество текстов, и существует острая необходимость организовать их в определенной структуре, для выполнения классификации и правильного определения категорий. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как классификация текстов на естественном языке и определение тональности текста в социальной сети Twitter. Использование социальных сетей помимо многочисленных плюсов, несет и негативный характер, а именно пользователи сталкиваются с многочисленными киберугрозами, такими как утечка персональных данных, кибербуллинг, спам, фейковые новости. Основной задачей анализа тональности текста является определение эмоциональной наполненности и окраски, что позволит выявить негативно окрашенную тональность речи. Эмоциональная окраска или настроение являются сугубо индивидуальными чертами и, таким образом, несут потенциал в качестве инструментов идентификации.   Основная цель классификации текста на естественном языке состоит в том, чтобы извлекать информацию из текста и использовать такие процессы, как поиск, классификация с применением методов машинного обучения. Авторы отдельно выбрали и сравнили следующие модели: логистическая регрессия, многослойный перцептрон, случайный лес, наивный байесовский метод, метод K-ближайших соседей, дерево решений и стохастический градиентный спуск. Затем мы протестировали и проанализировали эти методы друг с другом. Экспериментальный вывод показывает, что применение скоринга TF-IDF для векторизации текста улучшает качество модели не всегда, либо делает это для отдельных метрик, вследствие чего уменьшается показатель остальных метрик для той или иной модели. Наилучшим методом для выполнения цели работы является Стохастический градиентный спуск.
Pleshakova E.S., Gataullin S.T., Osipov A.V., Bylevskii P.G. - The factor of complex interaction in responding to telephone fraud c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-7543.2023.1.39274

EDN: LWCDNH

Abstract: The subject of the study is to identify effective methods of legislative work to counteract the use by telephone fraudsters of such technical means as illegal substitution of SIM cards and Internet services for substitution of incoming call numbers. The general scientific methodology of dialectical (meaningful) logic and comparative analysis of practical problems and legislative activity of federal authorities are used. Fraud causes huge damage to society and incurs huge costs to the state. The global spread of the Internet has allowed scammers to export their activities to a fast-growing market and attract previously untapped consumers. The evolution of technologies and the spread of fraudulent approaches on the Internet have exacerbated the problems faced by victims. The results serve as evidence that when detecting and timely stopping attempts at telephone fraud (suspending suspicious transactions), legislative support and the formation of a subordinate regulatory framework are necessary for the interaction of financial organizations, telecommunications operators and law enforcement agencies. The development of smartphones and cellular networks increases the need for mobile advertising and targeted marketing. However, it also causes invisible security threats. We have found that phone fraud with fake phone numbers with a very short service life is becoming more and more popular and is being used to deceive users. The article is devoted to the consideration of the problem of legal regulation to ensure information security. As phone fraud becomes more common, it is extremely important to understand how to increase the effectiveness of prevention. Conclusions are drawn about the need to strengthen the centralization of countering intruders in order to increase the effectiveness of preventing telephone fraud, following the example of creating an interbank digital platform "Know your Customer".
Литвинов И.М. - Концепции обеспечения безопасности Французской Республики c. 7-14

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.6.21005

Аннотация: Во Франции со второй половины XX в. сложилась традиция изложения взглядов политического руководства на проблемы безопасности и обороны страны в «Белых книгах» (Livre Blanc). Всего было разработано 4 Белых книги по обороне и безопасности (1972 г., 1994 г., 2008 г., 2013 г.), и одна Белая книга о противодействии терроризму (2006 г.) Предметом данной статьи являются взгляды политического руководства Французской Республики по ключевым вопросам обеспечения безопасности государства. Хронологическими рамками исследования охватывается период с 1972 года по настоящее время. Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, конкретно-исторический подход, метод системного анализа, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Новизна исследования состоит в последовательном изложении ключевых положений основополагающих документов Французской Республики по вопросам обороны и безопасности, анализе причин и последствий их изменения, а также в определении возможных перспектив их развития. Автор приходит к выводу о том, что представители французской политической элиты находятся под серьезным влиянием американской политической мысли. Это проявляется как в сближении идей, изложенных в концептуальных документах, так и в использовании опыта организации и деятельности разведывательного сообщества.
Лапенкова Н.В., Побываев С.А., Золотарев Е.В. - Апробация разработанной методики компаративного анализа на примере зарубежных и отечественных документов стратегического планирования в области энергетической безопасности c. 11-29

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.4.36382

Аннотация: На сегодняшний день энергетическая безопасность является одним из ключевых составляющих национальной безопасности любой страны. Объектом исследования статьи выступают основные документы стратегического планирования в области обеспечения энергетической безопасности Европейского Союза (Дорожная карта Европейского Союза «Final 10-year ETIP SNET R&I roadmap covering 2017-26») в контексте сравнительного анализа к существующим подходам обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации (Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации). Анализ проводится с позиций сравнения двух документов стратегического планирования (ДСП) на предмет выявления угроз и рисков экономической безопасности. Предметом исследования статьи выступают угрозы и риски энергетической безопасности стран, а, следовательно, и их национальной безопасности. Научная новизна заключается в исследовании документов стратегического планирования в области энергетической безопасности при помощи методики компаративного анализа (сравнительного), разработанной авторами. Для сравнительного анализа документов используется разработанная методика на основе динамической семантической сети (ДСС). В соответствии с разработанной методикой анализируется структура документов, которая заявляет исследуемую совокупность процессов, проявление которых можно наблюдать с помощью объективных и субъективных методов мониторинга. Авторским коллективом был разработан экспертно-аналитический аппарат компаративного анализа, а также методика оценки объективности сравнительного анализа. Авторами была апробирована разработанная методика компаративного (сравнительного) анализа на примере документов стратегического планирования в области энергетической безопасности Европейского Союза и Российской Федерации. В статье делается вывод о необходимости дальнейшего исследования методологических основ компаративного анализа для решения задач по выявлению рисков и угроз экономической безопасности Российской Федерации.
Иншаков С.М. - Космическая безопасность: системный анализ c. 15-29

DOI:
10.25136/2409-7543.2019.6.31421

Аннотация: Предмет исследования - проблематика, связанная с обеспечением космической безопасности. Этот феномен - важнейшая предпосылка военной безопасности, суверенитета и независимости государства, а также устойчивого развития страны (фактор научной, технологической, экономической безопасности). Космическая безопасность в статье рассматривается в нескольких аспектах: военном, техногенном, экологическом и астрофизическом. Трансформации системы космических норм в право сопутствовали два параллельных процесса. Во-первых, ядерная гонка. Во-вторых, процесс перерождения силового доминирования одной сверхдержавы в военный паритет США и СССР. Цель исследования – поиск путей повышения уровня устойчивости космической безопасности и обеспечение надежности безопасности страны. Методика исследования космической безопасности основывается на системном анализе, сравнительном правоведении, историческом, социологическом и диалектическом методе познания, философском подходе к познанию сущности права. Новизна работы и ее результаты определяются оригинальным подходом к изучению системных связей космической безопасности и сопутствующих феноменов. Диалектическое взаимодействие двух этих детерминант безопасной космической деятельности находятся в центре внимания. Формирование космической безопасности исследуется параллельно с анализом процесса зарождения и развития космического права. Эти процессы рассматриваются под углом зрения трансформации технических норм в систему, которая постепенно во все большей мере обретает правовую сущность. Особенностью изучения этой отрасли права является то, что в связи ее относительной новизной нам по силам охватить анализом всю ее полувековую историю. При этом феномен космической безопасности является отправной точкой исследования процесса трансформации системы космических норм в право
Севостьянова Е.В., Ульянова О.В. - Реализация в Забайкальском крае государственной политики содействия соотечественникам, проживающим за рубежом c. 17-35

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.1.34251

Аннотация: Государство, предпринимает различные меры для решения демографических проблем. Одна из них - реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, которая была утверждена Президентом РФ 22 июня 2006 г. Целью программы является стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников в РФ, содействие социально-экономическому развитию регионов, решение демографических проблем, в первую очередь, на территориях приоритетного заселения. В рамках реализации данной программы в 2012-2013 гг. субъекты, входящих в Дальневосточный федеральный округ, были включены в список территорий приоритетного заселения. При этом единая дальневосточная программа содействия переселению в РФ соотечественников в настоящий момент не разработана, реализуются программы регионов, прошедшие согласование в Правительстве РФ. Предмет исследования – реализация программы на территории трансграничного Забайкальского края. Актуальность обусловлена стратегическим геополитическим положения края. Рассмотрены нормативно-правовая база, меры, принимаемые правительством Забайкальского края, в целях реализации Государственной программы добровольного переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Рассматривается реализация программы по двум направлениям: содействие добровольному переселению соотечественников и сотрудничество с соотечественниками, не намеренными переселяться в Россию. Выявлены данные переселения и основные тенденции. Отмечена необходимость усилить информационную поддержку проектов. Выявлены основные направления и формы сотрудничества с соотечественниками, проживающими за рубежом. Авторы полагают, что более активное привлечение гражданского общества к сотрудничеству с соотечественниками, проживающим за рубежом может стать дополнительным стимулом повышения эффективности Государственной программы.
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - Российская деревня: трудный путь к возрождению c. 47-59

DOI:
10.7256/2306-0417.2014.2.11688

Аннотация: В статье анализируются последствия вступления России в ВТО, приводятся мнения представителей экспертного сообщества: политиков, экономистов, руководителей отечественного Агропрома, жителей села. В центре внимания авторов находится отечественный Агропром, влияние глобализационных процесАвторы подвергли критическому анализу выводы экспертов-экономистов, руководителей крупных агропромышленных компаний. Последние обращают внимание на отрицательные последствия вхождения РФ в ВТО для отечественного сельского хозяйства и предлагают альтернативные экономические проекты. Современное развитие Агропрома анализируется в контексте реформ российского села, происходивших в XX веке. сов в сфере экономики на российское село. В статье приведены оценки А.Примакова, А.Кудрина, мнения, опубликованные на страницах официальной и оппозиционной прессы. На основе исторического анализа, делается вывод о том, что российское село в начале XXI века не вышло из кризиса: экономического, социального, культурного, а вступление ВТО в некоторых моментах усугубляет отрицательную динамику. Выводы авторов относительно перспектив хозяйственного развития российского села подкреплены ссылками на статистику.
Кузьменко А.О. - Влияние деятельности федеральных органов исполнительной власти на обеспечение национальной безопасности России в Арктическом регионе c. 47-60

DOI:
10.25136/2409-7543.2020.4.34020

Аннотация: Предметом исследования являются национальные интересы Российской Федерации в Арктическом регионе. Национальные интересы России в Арктике многогранны и достаточно сложны, так как представляют собой пересечение областей национальных интересов как России в целом, так и по отдельным направлениям: в Мировом океане, экономической сфере, пограничном пространстве и др. Они с различной степенью детализации обозначены в достаточно большом количестве нормативных правовых и иных документов. Систематизация национальных интересов, факторов и угроз в Арктической зоне, понимание их взаимосвязи является важным шагом в обеспечении национальной безопасности России в Арктическом регионе.     На основе анализа нормативных правовых актов обобщены и систематизированы факторы, влияющие на деятельность федеральных органов исполнительной власти в Арктике, выделены угрозы национальной безопасности России в Арктическом регионе, произведён анализ взаимосвязи факторов и угроз с национальными интересами России и направлениями деятельности федеральных органов исполнительной власти по их нейтрализации. Такой подход к взаимосвязи факторов, интересов и направлений деятельности носит комплексный характер, что отличает его от существующих подходов. Автором выявлена аналогия данной взаимосвязи с двухслойной нейронной сетью, оценена возможность использования предложенного автором подхода для оценки влияния деятельности федеральных органов исполнительной власти на обеспечение национальных интересов и предложены соответствующие рекомендации.
Дубень А.К. - Информационная безопасность в системе национальной безопасности: актуальные проблемы информационного права c. 51-57

DOI:
10.25136/2409-7543.2023.1.40078

EDN: AOZZYF

Аннотация: Работа посвящена исследованию информационных рисков в системе национальной безопасности. Сегодняшние вызовы и риски в информационной сфере заставляют искать новые взаимосвязи между отраслями для повышения качества жизни и снижения информационных угроз. Представленные информационные угрозы требуют идентификации и нивелирования в будущем при возникновении подобных внешних ограничений. В статье раскрывается роль и место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны. В данной работе рассматриваются основные понятия информационной безопасности в системе обеспечения национальной безопасности России, а также виды угроз информационной безопасности, методы и средства борьбы с данными угрозами. В данной статье изучена проблема правового обеспечения информационной безопасности. По результатам исследования автор делает вывод о том, что что информационная политика Российской Федерации является регулятором публичных и частных правоотношений, посредством чего реализуются стратегические задачи государства. Информационная безопасность, как вид национальной безопасности, своим регуляторным воздействием пронизывает все многообразие общественных отношений, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и государства. Из этого следует, что законодателем должно проводиться совершенствование не только норм публично-правового характера, содержащих предписания и запреты, но и частноправовых норм, конструкция которых основывается на дозволительном (диспозитивном) регулировании.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.