Вопросы безопасности - рубрика Экономическое обеспечение национальной безопасности
по
Вопросы безопасности
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Вопросы безопасности" > Рубрика "Экономическое обеспечение национальной безопасности"
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Старовойтов В.Г., Крупнов Ю.А., Лапенкова Н.В. - Инвестиционная деятельность в российских регионах в условиях санкционных ограничений c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-7543.2023.4.44135

EDN: ZTKYIL

Аннотация: Предметом исследования являются организационные, управленческие, социально-экономические отношения, возникающие в российских регионах и муниципалитетах при реализации инвестиционных проектов в условиях санкционных ограничений. Целью исследования является анализ и разработка рекомендаций для региональных и муниципальных органов власти по привлечению инвестиций в условиях жесткого санкционного давления "западных" стран на Российскую Федерацию. В статье использованы методы эмпирического исследования по выявлению, анализу новых тенденций и передового опыта привлечения инвестиций в российские регионы и муниципалитеты. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы исследования, как возрастание значимости привлечения инвестиций в муниципалитеты и регионы в связи со значительным сокращением прямых иностранных инвестиций из-за вводимых санкций. Особое внимание уделяется выявлению источников инвестиционного капитала в России и в "дружественных" странах. А также созданию условий для реализации инвестиционных проектов в российских регионах и муниципалитетах при действии беспрецедентных санкционных ограничений. Вывод. Для активизации инвестиционных процессов необходимо обеспечить: разработку и реализацию стратегий развития муниципалитетов и регионов; выявление и использование "уникальных" природных, производственных и человеческих ресурсов; развитие инвестиционной инфраструктуры; создание условий для перемещения современных производственных комплексов из крупных городов; предпочтительный выбор инвесторов из "дружественных" стран и представителей отечественного бизнеса возвращающих капитал из западных оффшоров; формирование в регионах особых экономических зон. Новизна исследования заключается в том, что на основе анализа лучших отечественных практик выработаны конкретные рекомендации органам региональной и муниципальной власти по поиску и привлечению инвестиционных ресурсов в российские регионы и муниципалитеты в условиях «жестких» санкционных ограничений. Использование результатов исследований позволяют активизировать в регионах и муниципалитетах процессы: привлечения современных высокотехнологичных объектов экономики; повышения производственного, финансового потенциала; улучшения качества жизни населения и др.
Сергеева А.А., Гурев М.С., Кириллова Я.М., Пяткова О.В., Фейзуллаев Ф.М., Лотоцкий А.С. - Некоторые особенности противодействия мошенничеству, совершаемому с использованием электронных средств платежа, по законодательству России и Китая c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-7543.2024.1.69010

EDN: JMCGPE

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена увеличением посягательств на денежные средства, функционирующие в безналичной форме. В перспективе развитие цифровой экономики будет сопряжено с возрастанием таких рисков. В этой связи авторами предпринято сравнение российского и китайского опыта их минимизации. В обеих странах фиксируется стабильный рост количества хищений, совершенных с использованием неправомерного доступа к электронным платежным системам. При этом уголовно-правовые нормы, предназначенные для противодействия мошенническим действиям, имеют определенные недостатки. Неоднозначным является и судебное толкование этих норм. В условиях ограниченного функционирования международных платежных систем хищения безналичных денежных средств могут совершаться новыми способами. В перспективе безналичные расчеты будут увеличиваться в объемах, поэтому необходимо совершенствование безопасности их проведения. Авторами использован сравнительно-правовой метод, а также анализ и синтез, что позволило придать исследованию завершенный характер. В рамках статьи обобщен российский и китайский опыт противодействия хищениям денежных средств, размещенных в безналичной форме. Поскольку доля безналичных расчетов в России и Китае является значительной, в их совершение вовлечены не только хозяйствующие субъекты, но и граждане. Последние, не обладая финансовой грамотностью, могут становиться жертвами мошенников. Государственная политика в части регулирования безналичных расчетов выстроена в направлении установления контроля за функционированием электронных площадок. Однако это представляется недостаточным, поскольку не снижает финансовые риски. Уголовно-правовое поле остается фактически единственным рычагом противодействия хищениям данного вида. Вместе с тем, структура уголовно-правового запрета не отражает характера и степени общественной опасности мошеннических действий и не содержит четкого отличия их от тайного хищения.
Даниловская А.В. - Дифференциация уголовной ответственности как элемент уголовно-правовой политики в сфере охраны добросовестной конкуренции c. 20-39

DOI:
10.25136/2409-7543.2024.1.70062

EDN: XGRDHA

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы дифференциации уголовной ответственности за преступления, посягающие на добросовестную конкуренцию (далее также – антиконкурентные преступления), как элемент уголовно-правовой политики в сфере охраны добросовестной конкуренции. В частности, исследуются проблемы выделения такой группы преступлений, критерии дифференциации ответственности на примере анализа как поименованных, так и не предусмотренных составами преступлений отдельных квалифицирующих признаков преступлений, иные средства дифференциации ответственности за их совершение, проблемы построения санкций за совершение преступлений рассматриваемой группы. Цель работы заключается в оценке современного состояния, выявлении проблем дифференциации уголовной ответственности за совершение преступлений, посягающих на добросовестную конкуренцию, в свете официального признания необходимости противодействия им как угрозе экономической безопасности, определении путей их решения. Методология исследования основана на общенаучных и частнонаучных методах познания – историко-правовом, методах системного анализа, логическом, сравнительном, формально-догматическом методах, методе правового прогнозирования и классификации, анкетировании. Новизна заключается: 1) в исследовании положений УК РФ в их соотношении с ФЗ «О защите конкуренции» в целях установления критериев выделения группы антиконкурентных преступлений и обоснования дифференциации ответственности за их совершение; 2) в предложениях о выделении в качестве самостоятельных составов преступлений отдельных видов нарушений антимонопольного законодательства, за которые уголовная ответственность не установлена, а также о включении в ряд статей УК РФ признака совершения преступления в целях недобросовестной конкуренции, как дифференцирующего ответственность за преступления с незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности в сфере предпринимательства; 3) в анализе проблем средств дифференциации ответственности за посягательства на добросовестную конкуренцию и в предложениях по их совершенствованию, 4) в предложении вести официальный учет группы антиконкурентных преступлений при формирования статической отчетности по совершаемым преступлениям в структуре преступлений экономической и коррупционной направленности. Выводы заключаются в том, что устранение проблем дифференциации уголовной ответственности за антиконкурентные преступления, а также официальный учет таких преступлений является залогом эффективности всей уголовно-правовой политики в сфере охраны добросовестной конкуренции.
Розанова Л.И., Морошкина М.В., Тишков С.В. - Проблемы экономического роста при снижающейся конъюнктуре инвестиционного рынка c. 25-42

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.2.15866

Аннотация: Инвестиции в основной капитал являются основным катализатором динамичного роста экономики. В связи с институциональными изменениями в сфере собственности инвестиционный рынок становится более зависимым от мотивации инвесторов в складывающейся конъюнктуре. Уровень инвестиций зависим как от социально-экономического состояния в стране, так и от внешних вызовов. Целью исследования является оценка влияния инвестиций на динамику ВВП и возможностей стимулирования инвестиций при сложной ситуации на финансовом рынке в условиях ограничений, связанных с санкциями в отношении России. Авторами использовались методы анализа и синтеза, обобщения, сравнения, группировки. Эмпирической базой исследования послужили статистические данные, на основе которых проанализированы структурные сдвиги, тенденции и источники финансирования инвестиций в основной капитал, определены взаимосвязи в динамике инвестиций и ВВП за период с 1990 по 2014 гг. Результаты исследования наглядно представлены графическим анализом. Обоснованы выводы об усилении влияния корпоративных структур на активизацию инвестиционной деятельности в отдельных секторах экономики, а также обозначена роль государства и значение иностранных инвестиций в инвестиционной сфере. Элементом новизны является выявленная закономерность более быстрого роста экономики относительно инвестиций в основной капитал при условии его качественного обновления. Эффект мультипликатора проявляется при инновационной модернизации основного капитала.
Полякова М.Р. - Лицом на восток: потенциал экспорта электроэнергии из России в Китай c. 27-38

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.1.18053

Аннотация: Предметов исследования, рассматриваемого в данной статье является вопрос региональной интеграции стран Северо-Восточной Азии в сфере электроэнергетики, на примере организации экспорта электроэнергии из России в Китай. Автором представлены данные о текущей ситуации по организации экспорта электроэнергии и представлен анализ потенциала приграничных российских регионов в производстве электроэнергии с целью организации экспорта электроэнергии на территорию КНР. Особое внимание автор уделяет вопросам обеспечения электроэнергией стран участниц интеграции в Северо-Восточной Азии в сфере электроэнергетики. Автор использует методы сравнительного анализа и экспертных оценок, в частности, основываясь на экспертных оценках инвестиционной привлекательности региона. Основными выводами произведенного исследования является то, что наращивание собственного экспортного потенциала в сфере электроэнергетики позволит России, укрепить существующий электроэнергетический комплекс российских регионов, граничащих с Китаем, стимулировать развитие сопутствующих отраслей, создать новые рабочие места в регионах, увеличить налогооблагаемую базу регионов, а также внести качественные изменения в структуру торгового баланса между Россией и Китаем в отношении энергоресурсов.
Гуламов Э. - Проект Евразийский союз: структура, особенности и институты управления c. 33-44

DOI:
10.7256/2306-0417.2014.1.11270

Аннотация: В статье приводятся факты, которые позволяют автору утверждать, что проект Евразийского Союза обретают все более реальные очертания. При этом создаваемый союз характеризуется как совершенно особенное региональное объединение в мире. Главная особенность, как показывается в статье, заключается в его большом потенциале. Это огромный совокупный, культурный и ресурсный потенциал евразийского пространства, который может стать основой для политического и экономического роста. Одним из важных итогов 20 лет самостоятельного развития стран СНГ является сохранение основ социально-экономического, политического и культурного единства. Особенно важно то, что даже при отсутствии четкой концепции развития СНГ и региональных интеграционных процессов нашим странам удалось сохранить потенциал торгово-экономического сотрудничества. Использовались исследования, таких ученых как М. Хазин , О. Григорьева и др. А так же информация из официальных сайтах Евразийского Союза. ЕврАзЭС представляет из себя на данном этапе экономический союз с перспективой перехода на союзное государство. И пока мало кто верит в эту перспективу и из за этого не представляет объект исследования, но мой взгляд это дело времени. В настоящее время желание вступить в ЕврАзЭС изъявили Турция, Индия, Израиль, Вьетнам и Сирия, с Украиной идут переговоры. Членство таких стран как Индия, Израиль, Сирия и Вьетнам очень необычно для России в том плане, что нет общих границ. В связи с последними событиями во внутренней политики Сирии и положением на международной арене ее желание вступить в ЕврАзЭС вполне объяснимо. Желания Израиля, скорее всего, связаны с изменениями отношений в положительную сторону США и Ирана, а Вьетнам рассчитывает на укрепление сотрудничества с Россией. Вызывает вопросы Индия. Население Индии 1187 млн. человек, этого достаточно для экономической зоны. Возможно, интерес Индии не столько экономический, сколько геополитический.
Мишин А.Ю., Андриянов Н.А. - Показатели оценки риска исполнения государственных контрактов с длительным жизненным циклом c. 39-59

DOI:
10.25136/2409-7543.2023.4.44047

EDN: AIIJFD

Аннотация: Предметом исследования являются процессы мониторинга исполнения и оценки риска исполнения государственных контрактов, предметом исследования – признаки оценки риска исполнения государственных контрактов в Российской Федерации. Методология исследования заключается в изучении статистических данных по госзакупкам в России; обогащении данных из ЕИС дополнительными данными из систем анализа рынков; анализе предметной области и выделении потенциально ценных категориальных данных, не исследованных ранее другими учёными и применение к этим данным инструментария однофакторного дисперсионного анализа с целью оценки их статистической значимости для решения задач прогнозирования исполнения государственных контрактов. В ходе применения метода ANOVA к датасету, включающему более 83 тысяч консолидированных записей были получены результаты, подтверждающе значимость для прогнозирования исполнения государственных контрактов ряда категориальных признаков, касающихся отраслевой принадлежности поставщика, его организационно-правовой формы и региону. В тоже время было выявлено, что такие признаки как форма собственности, способ размещения заказа, юридическая категория размера бизнеса поставщика и уровень бюджета не являются статистически значимыми для целей прогнозирования. Полученные результаты могут быть применены исследователями в ходе кластерного анализа, исследовательского анализа данных, при построении ансамбля моделей прогнозирования исполнения государственных контрактов. Полученные результаты расширяют и углубляют существующие подходы в части поиска новых значимых признаков на основе информационных возможностей, содержащихся в государственных информационных системах и других источниках больших данных.
Скляренко С.А., Прядко И.П., Болтаевский А.А., Шаров В.И. - Кластерная проблематика как спектр экономической и био- безопасности в области промышленной и агропромышленной сферы региональной экономики c. 43-63

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.2.16097

Аннотация: Предметом исследования является экономические взаимоотношения в региональной экономике по сфере экономической безопасности. Объектом исследования является экономика секторов промышленной и агропромышленной сферы регионов. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как преимущества кластерной интеграции для решения важнейших вопросов экономической и био-безопасности региона. Особое внимание уделяется анализу предлагаемых методик для современной конъюнктуры событий на внешнеполитической арене, а также широкому рассмотрению вопросов по данной проблематике в Московском и Московско- областном регионах. Для выполнения работы автором были применены следующие методы исследования: абстрактный, дедуктивный, индуктивный, экономико- статистический, логический. Основными выводами проведенного исследования является ответ на вопрос о том, какие государственные интересы реализуются в связи с усилением развития в регионах кластерных формирований. Особым вкладом автора в исследования темы является рассмотрение положительных и отрицательных моментов интеграции в рамках кластерных формирований. Новизна исследования заключается в том, что сделана попытка спрогнозировать перспективу дальнейшего развития промышленных и агропромышленных кластеров в региональной экономике
Степанов П.Ю. - Продовольственная Безопасность России в современных экономических условиях c. 45-63

DOI:
10.7256/2306-0417.2014.1.11647

Аннотация: В статье рассматривается содержание государственной политики обеспечения продовольственной безопасности России; представлена оценка текущего состояния сельскохозяйственной отрасли страны и предложены меры по повышению ее конкурентоспособности. Предлагается для решения задачи выбора мер государственного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности России использование адаптированной для данной проблематики базовой макроэкономической модели. Автором обоснован тот факт, что в настоящее время продовольственная безопасность страны может быть обеспечена только за счет последовательного осуществления комплекса взаимосвязанных и скоординированных организационно-экономических, законодательных, административных и социальных мер на федеральном и региональных уровнях путем сочетания государственных мер с использованием внутренних резервов непосредственно самих отраслей, предприятий и хозяйств всего агропромышленного комплекса. Показаны основные методы обеспечения продовольственной безопасности за счет снабжения страны собственными ресурсами, обоснованным объемом импортных поставок, уровнем и темпами развития отраслей агропромышленного комплекса, размерами стратегических и оперативных продовольственных запасов и стабильностью продовольственного комплекса страны. В сфере продовольственной безопасности определены проблемы проведения экономической и агропромышленной реформ, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка и степени его зависимости от мирового рынка продовольствия. Кроме того, предлагается внести изменения и уточнения в антимонопольное законодательство, разработать и принять ряд нормативных и правовых актов, включая федеральный закон о регулировании торговой деятельности в стране, а также шире использовать программно-целевой подход в регулировании агропромышленного производства. При этом в качестве реальных инструментов государственного регулирования агропродовольственного рынка можно использовать: тарифное и нетарифное регулирование им-порта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, материально-технических ресурсов; антимонопольные меры, технические регламенты, сертификацию и лицензирование; закупочные и товарные интервенции, изменив порядок и механизм их проведения, а также залоговые операции, закупку продукции для государственных нужд; поддержку кредитов и лизинга для формирования недостающих элементов инфраструктуры агропродовольственного рынка.
Кулапат Д., Бойков А.В. - Организация транспортных логистических систем мультимодальных перевозок в целях обеспечения экономической безопасности c. 47-55

DOI:
10.25136/2409-7543.2018.6.27793

Аннотация: В статье представлено описание транспортной логистической системы (ТЛС) перевозки на внутренних водных и морских путях в связи с воссоединением Крыма с РФ. Предметом исследования является организация ТЛС с маршрутами, проходящими через морские и речные бассейны. Объект исследования – грузовые линии ТЛС, включающие специальные суда РО-РО типа. В результате таких перевозок страна получит транспортную сеть с гораздо большей пропускной способностью, что обеспечит устойчивый темп роста национальной экономики. Авторы рассматривают варианты мультимодальных перевозок. Особое внимание уделяется рассмотрению эффективности перевозок ТЛС по сравнению с автомобильными и железнодорожными перевозками без использования ТЛС и следовательно – колоссальных перспектив дальнейшего развития водного транспорта в РФ, обеспечивающих приемлемый уровень экономической безопасности. Методология исследований заключается в решении задачи оптимизации целевой функции ТЛС с использованием морских и внутренних водных коммуникаций с учетом ограничений ресурсов. Основными выводами проведенного исследования является то, что в связи с воссоединением Крыма с РФ появились водные пути – морские, которые используются в качестве транспортных магистралей и соединяются с внутренними водными путями, что значительно расширяет возможности ТЛС. Это актуально при организации мультимодальных перевозок ТЛС и обеспечивает устойчивый темп роста национальной экономики и, соответственно, приемлемый уровень экономической безопасности. Особым вкладом авторов в исследование является оценка и анализ мультимодальных перевозок ТЛС с морскими и внутренними водными коммуникациями. Научная новизна заключается в исследовании и сравнении вариантов мультимодальных перевозок с использованием морских и внутренних водных коммуникаций.
Кулемин С.В., Миньков В.Ю. - Структурирование российского экспорта налоговыми инструментами c. 49-69

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.4.17314

Аннотация: В статье рассматривается проблема неравномерной структуры российского экспорта и выдвигаются возможные, в связи с этим, угрозы экономической безопасности, а также предлагаются налоговые меры, способствующие смене сырьевой модели развития экономики на новую, высокотехнологичную и инновационную. Предметом исследования является роль налоговых инструментов в регулировании экспорта. Авторы подробно рассматривают ряд преград в структурировании российского экспорта налоговыми инструментами, к которым относятся проблемы гармонизации налоговых систем стран - участниц Таможенного союза и реализация Правительством РФ налогового манёвра. Особое внимание уделено необходимости ориентации налоговой политики государства на стимулирование импортозамещения. В исследовании проводится анализ и сравнение динамики отдельных внешнеторговых статистических показателей за период с 2001 по 2015гг. В результате исследования сделан вывод о нарастании кризиса, обусловленного привязкой российской экономки к энергоносителям. Обоснована необходимость диверсификации экспорта при помощи создания эффективного налогового механизма, способного системно регулировать все отрасли экономики в целях развития инновационного импортозамещения как необходимого элемента новой модели развития страны. Новизна исследования заключается в предложении использования уже действующих, но требующих модернизации, налоговых инструментов для воздействия на экспортные отношения.
Прядко И.П., Болтаевский А.А. - Состояние российского АПК в прошлом и настоящем в свете обеспечения продовольственной безопасности государства c. 52-63

DOI:
10.25136/2409-7543.2018.4.22805

Аннотация: В работе ставится теоретическая задача, состоящая в определении компонент продовольственной безопасности. Анализируется комплекс факторов, влияющих на продовольственную безопасность страны. В настоящей статье авторы раскрывают содержание данного понятия в свете фактов отечественной истории XX века. Именно поэтому рассматриваются описываемые историками факты чрезвычайных ситуаций, вызванных неурожаями и нехваткой продовольствия, относящиеся как к дореволюционной эпохе, так и к советскому периоду нашей истории. Исторические факты авторами используются в качестве иллюстративного материала, необходимого для раскрытия содержания компонент комплексной безопасности. В качестве основного метода исследования используется ретроспективный анализ источников. Авторами проводится обзор публицистических и социально-исторических работ авторов XIX - XX вв. Новизна исследования состоит в использовании историко-компаративного метода, позволяющего сравнивать состояние российской деревни до и после революции 1917 г. Анализируются причины и последствия голода как одной из наиболее масштабных по своим социальным последствиям ЧС. Актуальность работы определяется тем вниманием, которое сегодня уделяется как представителями гражданского общества, так и органами власти разного уровня проблеме продовольственной безопасности.
Ельчанинов А.П., Ельчанинова О.Ю. - Сельскохозяйственные тюрьмы и колонии в Российской империи в начале ХХ века: к вопросу о целесообразности создания и проблемах реализации c. 53-60

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.2.35510

EDN: PLUUPH

Аннотация: В условиях стремительно изменяющегося миропорядка одной из стратегических целей, стоящих перед Россией в настоящее время, является обеспечение продовольственной безопасности, которая является составной частью национальной безопасности. В Российской Федерации в настоящее время в сельском хозяйстве задействованы предприятия различных форм собственности. Среди них особое место занимают специализированные сельскохозяйственные предприятия и подсобные хозяйства, находящиеся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний, одной из основных задач которых является обеспечение продовольственной безопасности уголовно-исполнительной системы. К сожалению, производственные мощности этих предприятий и их эффективность в настоящее время являются недостаточными, что объясняется рядом объективных причин. Между тем, возможности пенитенциарной системы в производстве сельхозпродукции, проведении работ по восстановлению земель сельскохозяйственного назначения, восстановлению лесов достаточно велики, о чем в настоящее время говорят все чаще. Идея использования лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в процессе производства сельскохозяйственной продукции не нова. На рубеже XIX – ХХ вв. эти идеи активно обсуждались как на международных тюремных конгрессах, так и в среде российских пенитенциаристов. Учитывая актуальность темы, в данной работе рассматриваются основные идеи отечественных пенитенциаристов по созданию в Российской империи сельскохозяйственных колоний и тюрем, достоинства и недостатки исправительных учреждений нового типа перед превалирующим в то время тюремным заключением. Проведенное исследование позволило авторам сделать выводы о том, что основные идеи, разработанные в начале ХХ в. отечественными юристами по созданию сельскохозяйственным колоний и тюрем, остаются актуальными и для России в ХХI в. Результаты исследований начала ХХ в. по рассматриваемой теме, после их основательной доработки могут учитываться современными юристами при корректировке концепции развития отечественной уголовно-исполнительной системы.
Алтуфьева Н.В. - Безопасность инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан c. 55-65

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.1.21802

Аннотация: Предметом исследования является система безопасности инновационной деятельности и продукции, производимой предприятиями среднего и малого бизнеса на территории Республики Башкортостан. Инновационная деятельность предприятий этого сектора экономики с каждым годом охватывает все новые области науки и производства. В соответствии с этим, актуализируется важность проблемы вредоносности инноваций, а также появляется необходимость в решении проблемы безопасности инновационных проектов. Основные аспекты исследования, определены в рамках ситуационного анализа, характеризующегося возрастающей необходимостью развития импортозамещения. В работе использован системный подход к анализу развития инноваций в Республике Башкортостан, в рамках которого использовался социальный метод к оценке воздействия инноваций различных отраслей на основные сферы жизни общества. Проведён сравнительный анализ структуры малых и средних предприятий в республике. Уточняется терминология. Предложены меры укрепления безопасности инновационной деятельности, в частности: возложение дополнительной ответственности на лиц, связанных с разработкой и внедрением инновационных продуктов, а также лиц, использующих инновационную продукцию; создание аналитико-диагностических центров безопасности инновационной продукции.
Литвинова А.В., Черная Е.Г., Парфенова М.В. - Влияние розничного кредитования на экономический рост в России c. 70-102

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.6.17992

Аннотация: Предметом исследования являются отношения, формирующиеся в процессе производства банками кредитных услуг населению, учитываемого в составе общественного продукта страны и оказывающего, тем самым, непосредственное влияние на масштабы и динамику ее экономического роста. Исследование направлено на детализацию системы показателей, посредством которых оценивается влияние розничного кредитования на экономический рост; выявление состава и содержания факторов, определяющих это влияние, анализ тенденций их развития; разработку направлений усиления позитивного влияния розничного кредитования на масштабы и динамику экономического роста в России. Метод и методология исследования. Для достижения поставленной цели, обеспечения обоснованности сформулированных в работе положений и выводов использовались абстрактно-логический, субъектно-объектный, аналитический, сравнительный методы научного исследования Научная новизна и выводы. Выполнена оценка влияния розничного кредитования на экономический рост в России через динамику показателя доли объемов предоставленных физическим лицам кредитов в ВВП за период с 1998 по 2015 гг., с учетом темпов его роста и характера воздействия кризисных явлений в развитии экономики России. Выявлены и системно представлены основные факторы влияния розничного кредитования на экономический рост. Обосновано, что данное влияние выражается сложной многофакторной системой, в которой результативным признаком выступает объем ВВП, факторами – объемы предоставленных банками кредитов, уровень просроченной задолженности, особенности кредитной политики банков, макроэкономическая ситуация, кредитно-денежная политика центрального банка, платежеспособность потребителей кредитов, уровень инфляции. Установлено, что каждый фактор характеризуется собственной функцией и динамикой и может оказывать разнонаправленное, как способствующее экономическому росту, так и сдерживающее производство общественного продукта, влияние. Описаны индикаторы негативного влияния. Необходимо отслеживать указанные индикаторы и своевременно корректировать причины неблагоприятных тенденций во влиянии розничного кредитования на общественный продукт и, тем самым, обеспечивать позитивный характер воздействия розничного кредитований на экономический рост.
Голобоков А.С., Заборова П.А. - Динамика развития двусторонних экономических отношений России с бывшими странами СЭВ в условиях западных санкций c. 70-78

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22391

Аннотация: В статье исследованы особенности внешнеэкономических отношений России со странами Восточной Европы в условиях западных санкций. Объектом исследования являются отношения России со странами Восточной Европы в экономике. Предмет исследования – опасности и угрозы экономической безопасности России, касающиеся двусторонних экономических отношений с бывшими странами СЭВ в исторической перспективе и на современном этапе. Авторы проводят анализ развития экономических отношений России с предложенными странами с учётом сложившейся геополитической и гео-экономической ситуации, включающей интересы совместной экономической деятельности участников взаимоотношений. Актуальность исследования поставленной проблемы состоит в неоднозначности характера развития экономических особенностей двусторонних отношений России с новыми членами ЕС в связи с изменившейся гео-экономической расстановкой сил, усилением международной конкуренции и повысившейся волатильностью европейских рынков. Предложенный метод исследования включает в себя обзорно-исторический подход, политико-экономический анализ научных источников по проблеме исследования, официальных сообщений СМИ, анализ обработанных статистических данных, указывающих на динамику экономических отношений России со странами-учредителями СЭВ, а также сравнительный анализ действий в указанной ретроспективе участников двусторонних отношений в условиях политических изменений в Восточной Европе и антироссийских санкций. В ходе исследования авторы приходят к выводу, что усиление международной конкуренции в Восточной Европе продолжает представлять угрозу национальной безопасности России, однако с учетом ослабления западных санкций, направленных против России у рассматриваемых стран имеются тенденции к положительному развитию двусторонних экономических отношений. Кроме того, для последовательной реализации запущенных инициатив России и стран Восточной Европы необходима научно обоснованная оценка инструментов стимулирования притока инвестиций и предпринимательской активности. Результаты данной работы представляют собой информационно-аналитический материал для политиков, дипломатов, специалистов-международников, изучающих экономические аспекты взаимоотношений России с новыми членами ЕС.
Абрамов В.Л., Лапенкова Н.В. - Повышение конкурентоспособности постсоветских интегрированных национальных экономик c. 71-81

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.1.34474

Аннотация: Предметом исследования является международная конкурентоспособность постсоветских национальных экономик, в рамках нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве - Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В рамках исследования научной проблемы по изучению конкурентоспособности государств - членов международных региональных интеграционных объединений авторами проанализирован и условно разделен на несколько основных направлений исследований научный и теоретический задел отечественных и зарубежных ученых. В статье сформулированы подходы к оценке влияния интеграционных процессов на конкурентоспособность национальных экономик государств – членов ЕАЭС. Для анализа конкурентоспособности стран-участниц интеграционного альянса была использована методология Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Конкурентоспособность стран-участниц альянса была проанализирована по 8 основным направлениям: эффективность государственных институтов, оценка инфраструктуры, оценка уровня макроэкономической стабильности, развитие финансовых рынков, эффективность рынка товаров и услуг, оценка эффективности рынка труда, развитие человеческого капитала, уровень развития инфраструктуры, оценка инновационной активности. По итогам проведенного анализа авторы приходят к выводу, что все страны-участницы постсоветского интеграционного объединения имеют положительную динамику в развитии своей международной конкурентоспособности, хотя достаточно сильно отличаются по ее уровню. Сформулирован подход к оценке влияния интеграции на конкурентоспособность. Показано, что достижение более высокого уровня конкурентоспособности сдерживается макроэкономической нестабильностью национальных экономик постсоветского пространства. Сформулированы предложения и рекомендации по формированию их конкурентных преимуществ в рамках интеграционного союза.
Черногор И.А. - Современные экономические проблемы реализации права человека на питание в России c. 73-85

DOI:
10.25136/2409-7543.2018.5.27458

Аннотация: Продовольственное обеспечение населения является наиболее важной целенаправленной деятельностью каждого государства и общества в целом. В статье автором дается определение дефиниции продовольственной безопасности, которая является основой независимости государства. Вопросом изучения становится понятие продовольственной безопасности в мире и России. Дается теоретическое обоснования термина продовольственная безопасность. Автор дает собственное определение продовольственной безопасности. Предметом исследования являются конкретные формы экономических отношений, складывающихся при решении вопросов в сфере продовольственной безопасности. Объектом исследования выступает продовольственная сфера в России и стран мира. Метод и методология исследования - сравнение,наблюдение, аналогии, подсчета, анализ и синтез, статистические методы, моделирование. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предложения и выводы автора, могут быть хорошими перспективами обеспечения продовольственной безопасности и независимости России. Научную новизну результатов исследования составляют следующие положения: - уточнена сущность понятия продовольственной безопасности и продовольственной независимости РФ и стран мира; - проанализированы зависимость потребление основных продуктов питания от благосостояния населения России ; - выявлены проблемы физиологического и экономического доступа населения к ввозимым продуктам питания; - предложены рекомендации, позволяющие обеспечить продовольственную безопасность и продовольственную независимость РФ и стран мира.
Старовойтов В.Г., Сильвестров С.Н., Трошин Д.В., Селиванов А.И., Лапенкова Н.В. - Проблемы мониторинга и оценки состояния экономической безопасности Российской Федерации c. 76-87

DOI:
10.25136/2409-7543.2020.3.33676

Аннотация: Мониторинг и оценка состояния экономической безопасности проводятся для контроля достижения целей и решения задач, определенных Стратегией экономической безопасности Российской Федерации. По результатам мониторинга и оценки состояния экономической безопасности формируются меры государственной политики, направленные на снижение негативного воздействия выявленных вызовов и угроз экономической безопасности, на парирование связанных с ними рисков, на предотвращение и минимизацию возможного ущерба национальной экономики. Выявление проблем мониторинга и оценки состояния экономической безопасности РФ и их решение позволяет повысить качество и эффективность управленческих мер, направленных на преодоление кризисных явлений и обеспечение в стране экономического роста, что является важной, актуальной научно-прикладной задачей. Для решения поставленных задач были использованы методы анализа и обобщения информационно-аналитических материалов по оценке состояния экономической безопасности, представленные участниками мониторинга состояния экономической безопасности.        В статье представлены результаты анализа информационно-аналитических материалов к оценке состояния экономической безопасности, подготовленные участниками мониторинга состояния экономической безопасности (более 30 органов государственного и корпоративного управления России). Определено соответствие представленных материалов структуре и составу информационно-аналитических материалов, необходимых для составления доклада Правительства РФ Президенту РФ «О состоянии экономической безопасности РФ в 2017 году и мерах по ее укреплению», подготовленных Министерством экономического развития РФ. Выполнена оценка адаптирования информационно-аналитических материалов состояния экономической безопасности к использованию в качестве базы данных для детализации имитационной модели и проведения имитационного моделирования состояния экономической безопасности в различных отраслях экономики. Выявлены недостатки, допущенные участниками мониторинга и оценки экономической безопасности при подготовке информационно-аналитических материалов, необходимых для оценки экономической безопасности в различных отраслях экономики и подготовки доклада Правительства РФ Президенту РФ. Предложены меры по решению выявленных проблем.
Аникин В.И., Сурма И.В. - Плюрилатеральные соглашения в контексте развития Всемирной торговой организации c. 80-96

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.5.17468

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются, так называемые, плюрилатеральные соглашения, то есть многосторонние соглашения с ограниченным числом участников, которые открыты для присоединения другим странам Всемирной торговой организации (ВТО). Эти соглашения рассматриваются в контексте дальнейшего развития ВТО. Авторы детально рассматривают как положительные, так и отрицательные стороны плюрилатеральных соглашений как в рамках, так и вне рамок ВТО. Дается оценка возможных путей развития процесса использования плюрилатеральных соглашений в рамках ВТО. При этом данный процесс анализируется с использованием основ и методологии сравнительного и структурно-функционального подходов. В статье рассматриваются два вида плюрилатеральных соглашений (соглашения в рамках ВТО и соглашения вне рамок ВТО, а именно региональные или преференциальные торговые соглашения), которые сегодня используются на международных торговых площадках. Новизна исследования заключается в том, что потенциал и перспективы плюрилатерального процесса в настоящее время значительно видоизменились и расширились со времен Уругвайского раунда. В статье констатируется устойчивый рост региональных или преференциальных торговых соглашений. Авторы отмечают, что институциональное реформирование ВТО на практике будет встречать значительные препятствия, но постепенное включение плюрилатеральных соглашений в многостороннюю торговую систему в перспективе должно только послужить ее укреплению и развитию.
Акопджанова М.О. - Правовая охрана банковской деятельности: новое в законодательстве c. 91-103

DOI:
10.7256/2306-0417.2014.4.13374

Аннотация: Статья посвящена вопросам исследования действующей редакции законодательной регламентации правовой охраны банковской деятельности с учётом внесённых в законодательство изменений, вступивших в законную силу. В рамках статьи подробно рассмотрены функции кредитных организаций в части осуществления банковских операций, перечислены ограничения и запреты при осуществлении торговой деятельности, исключения из общего правила, а также приведены меры ответственности за нарушение соответствующих запретов. В статье подробно рассматриваются особенности административной и уголовной ответственности должностных лиц кредитных организаций, допустивших нарушение банковского законодательства. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, а также формально-логический метод. В статье исследуются и анализируются важнейшие аспекты применения диспозиций норм закона об ответственности в банковской сфере. В процессе исследования был приведен перечень нарушений банковской дисциплины, влекущих наступление уголовной или административной ответственности. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам при расследовании дел соответствующей категории, судьям, студентам, аспирантам, а также всем интересующимся вопросами юриспруденции.
Чирков Д.К., Лякуткин А.И., Белинский В.В. - Нужна ли России финансовая полиция? c. 96-112

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.4.677

Аннотация: Аннотация: гуманизация уголовного законодательства в сфере экономики не улучшила общую криминальную ситуацию. Коррупция процветает, даже не смотря на ряд мер по ужесточению. Скандальные схемы вывода денежных средств и сокрытия налогов в различных министерствах и ведомствах освещаются СМИ практически каждый день. Многомиллиардные суммы оседают в оффшорных зонах через подставные фирмы. Изменения УПК РФ, в которой была введена норма, где единственным поводом для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения являются материалы проверки налоговых органов. Тем самым органы внутренних дел, по сути, освобождены от выявления налоговых преступлений, которое было передано узкоспециализированному ведомству, в данном случае – налоговому органу. Указанный орган наделен только полномочиями по проведению мероприятий налогового контроля и не уполномочен проводить оперативно-розыскные мероприятия. Отсюда и невысокая выявляемость налоговых преступлений налоговым органом, так как основная задача состоит не в противодействии налоговой преступности, а в контроле (проверке) правильности исчисления налогоплательщиками сумм налогов, исходя из представленных ими документов бухгалтерской и налоговой отчетности, в доначислении выявленных недоимок по ним и привлечении виновных к налоговой ответственности. В этой связи и возникает необходимость создания специализированного подразделения по выявлению и раскрытию налоговых преступлений.
Феофилова Т.Ю., Литвиненко А.Н. - Развитие малого предпринимательства в обеспечении экономической безопасности региона c. 98-149

DOI:
10.7256/2409-7543.2014.6.14166

Аннотация: В статье развитие предпринимательства рассматривается как экономическая основа обеспечения национальной безопасности и как базовый элемент экономического потенциала, позволяющего поддерживать экономическую безопасность региона посредством удовлетворения заданного уровня потребностей населения при одновре-менной защите от влияния негативных воздействий. Предметом исследования выступают управленческие и экономические отношения между органами власти и субъектами малого предпринимательства в процессе обеспечения экономической безопасности региона. Цель - на основе оценки состояния и обобщения мер поддержки субъектов малого предпринимательства выявить реальные проблемы развития малого бизнеса в РФ, негативно влияющие на уровень экономической безопасности региона Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе. Использованы методы статистической обработки информации, экономического анализа. Из общенаучных методов использованы: индукция, сравнительный анализ, эксперимент. Основные выводы исследования сводятся к выявленным системным проблемам развития малого предпринимательства в РФ: несогласованность мер государственной поддержки, разрабатываемых различными ведомствами; отсутствие единого органа управления развития малого предпринимательства; отсутствие единой информационной базы для оценки эффективности мер государственной поддержки; ограниченный объем финансовой поддержки; недостаточная мотивация предпринимателей повышать свой профессиональный уровень. Элементы научной новизны содержит вывод: основная проблема в развитии малого предпринимательства в РФ состоит в нежелании населения создавать и участвовать в развитии собственного бизнеса.
Морошкина М.В., Розанова Л.И. - Роль фактора приграничности в оценке предпочтений иностранных инвесторов c. 113-142

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.4.6441

Аннотация: Экономический ландшафт России отличается пространственной неоднородностью, которая обусловлена как различием в потенциалах, так и разным весом отдельных регионов в мирохозяйственных связях. При этом многие регионы занимают выгодное для внешнеэкономической деятельности приграничное положение, что можно считать одним из преимуществ в международном сотрудничестве, предпосылкой успешной интеграции территории в мировое хозяйство. Исследуя развитие Республики Карелия, авторы приходят к выводу, что в отличие от многих приграничных регионов республика не в полной мере реализует преимущества от географического фактора по привлечению иностранных инвестиций – важного направления внешнеэкономических связей, поскольку они способствуют повышению инновационного потенциала и конкурентных преимуществ, увеличивают эффекты от участия в международном разделении труда. Участие иностранных инвесторов не столь заметно, вследствие чего Карелия оказалась в числе регионов с невысоким уровнем иностранных инвестиций. Авторы приходят к выводу, что фактор приграничности нивелируется периферийностью и рядом других факторов, в т.ч. малочисленности населения. При выборе мест размещения предприятий для иностранных инвесторов центрами притяжения становятся регионы с развитой производственной и транспортной инфраструктурой и высоким потребительским потенциалом. Подтверждаются теоретические основы «штандорт»-теорий, или теории размещения производства и теории центральных мест, ориентирующих на определение наиболее выгодного местоположения с позиций наименьших издержек производства и максимизации прибыли для их владельцев, определяющим фактором остаются сбытовые зоны предприятий.
Гузев М.М., Мишура Н.А. - Реализация кластерной политики как фактор обеспечения экономической безопасности в регионах России c. 128-137

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.6.18008

Аннотация: Особое внимание уделяется концепции кластерной политики в Российской Федерации, автором изложен алгоритм выработки государственной кластерной стратегии: индивидуальный подход в политике поддержки кластеров, определение инструментов и направлений поддержки, выработка механизма взаимодействия власти и бизнеса при формировании кластеров. Рассматривается региональная кластерная политика, её специфика в регионах Южного федерального округа, сводящаяся к развитию в регионах конкурентной среды, укреплению рыночных институтов, структуризации кластерной политики по уровням управления, выбору оптимальных вариантов использования факторов производства. При исследовании кластерной политики как элемента механизма формирования регионального кластера использовались системный, комплексный, общенаучные и специальные методы. Приводятся направления совершенствования региональной кластерной политики в Южном федеральном округе исходя из накопленного опыта ее осуществления в макрорегионе и стране в целом, особенностей макрорегиона: 1) поддержание и развитие конкурентной среды; 2) поддержание и развитие малого бизнеса; 3) развитие инновационно-производственной структуры; 4) поддержка и развитие научно-образовательной среды; 5) выявление элементов кластерного потенциала и разработка кластерных инициатив; 6) создание механизмов взаимодействия между участниками формирующегося кластера; 7) стимулирование развития кластеров и мониторинг их деятельности.
Аникин В.И., Сурма И.В. - Международные аспекты и стратегические оценки экономической безопасности России в условиях геополитической нестабильности c. 137-174

DOI:
10.7256/2409-7543.2014.5.14293

Аннотация: Предметом исследования являются важнейшие международные аспекты экономической безопасности России. Авторами рассматривается современная проблема обеспечения экономической безопасности являющейся наиболее актуальной в современных условиях геополитической и геоэкономической нестабильности. В статье представлены разнонаправленные аспекты как национальных, так и международных вопросов экономической безопасности государств - участников мировых экономических процессов и, прежде всего, в финансовом и энергетическом сегментах. Авторы также затрагивают три важнейших международных аспекта экономической безопасности, такие как: импортные поставки «жизненно важных» товаров – продовольствия, энергоносителей, «стратегического сырья»; импорт высокотехнологичной продукции и прогрессивных технологий; военные виды продукции и вооружения. В статье используется сравнительный анализ различных подходов к обеспечению внешнеэкономической безопасности, среди которых условно определяют сателлитный, автономный и ситуационный. В процессе анализа авторы опираются на ряд ключевых показателей, среди которых выделяют конкурентоспособность и экономический суверенитет. Основными результатами исследования является то, что решение проблем, с которыми сталкиваются финансовый и энергетический сектора экономики России, требует системной работы государства при постоянном взаимодействии с основными участниками этих сегментов рынка. Отмечается, что современная проблема обеспечения экономической безопасности остается не решенной с позиций разнонаправленных тенденций как национальных, так и международных аспектов экономической безопасности государств - участников мировых экономических процессов. В статье отмечается, что наибольшее влияние западных действий в отношении экономической безопасности России проявляется, прежде всего, на двух направлениях – финансовом и энергетическом. Авторами показана насущная необходимость оценки развития и взаимозависимости экономик различных стран и регионов.
Аникин В.И. - Стратегические оценки экономической безопасности стран БРИКС (энергетический вектор) c. 150-185

DOI:
10.7256/2409-7543.2014.6.14761

Аннотация: В статье представлены актуальные аспекты экономической и энергетической безопасности стран БРИКС и показана насущная необходимость стратегической оценки развития и взаимовлияния экономик этих стран. Отмечается, что с ростом напряженности в мировом сообществе и нестабильности общей политической ситуации, обострением противоречий в мировых финансовых, энергетических центрах и регионах, возникла острая необходимость проведения реформ как в системе глобального управления в мире под эгидой ООН, так и в финансово-экономической системе. Автор констатирует, что в этих условиях создание, становление и дальнейшее развитие группы стран БРИКС оценивается как достойный ответ к сложившемуся дисбалансу сил на мировой арене, устранению противоречий и концентрации общих усилий этих стран в первую очередь на общем экономическом и энергетическом направлениях. Используя различные методы сравнительного анализа и рейтинговых оценок автор показывает, что начиная с 2008 года происходит замедление темпов экономического развития стран БРИКС, но в то же время с каждым годом сотрудничество этих стран переходит в новый качественный формат, а нацеленность на повышение уровня энергоэффективности экономик каждого из государств и диверсификацию источников энергии, инициируемую климатическими изменениями, в большей степени определяется важностью обеспечения энергетической безопасности, выстроенной на базе возобновляемых источников энергии. Автор делает вывод, что страны БРИКС являются и будут оставаться одними из основных игроков на мировом энергетическом поле и сегодня взаимодействие в области энергетики БРИКС в большей мере является двусторонним, однако неравномерным по степени развитости связей, что обусловлено также разной необходимостью доступа к энергоресурсам каждой страны с целью обеспечения энергетической безопасности государств-участников блока.
Юревич А.В., Журавлев А.Л., Юревич М.А. - Избыточное неравенство доходов как угроза национальной безопасности России c. 182-202

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.2.550

Аннотация: Авторы основываются на сложившемся в экономической науке различении нормального и избыточного неравенства в распределении доходов, гранью между которыми является превышение доходов 10% наиболее богатых слоев населения над доходами 10% наиболее бедных не более чем в 6-8 раз. Они показывают, что негативное влияние избыточного неравенства доходов, характерного для современной России, выходит далеко за пределы экономики, затрагивая самые разнообразные стороны жизни нашего общества, такие как рождаемость и смертность, состояние здоровья населения, убийства и самоубийства, коррупция, социально-политические процессы, и др., создавая реальную угрозу ее национальной безопасности. По их мнению, сокращение избыточного неравенства могло бы оказать многостороннее позитивное воздействие на современное российское общество, включая улучшение его социальной структуры, преодоление бедности, смягчение социальных конфликтов, расширение среднего класса, однако необходимые меры по его сокращению встречают сопротивление получающих сверхдоходы и их идеологов.
Розанова Л.И. - Поляризация пространства в условиях производственно-финансовой концентрации в лидирующих регионах c. 206-271

DOI:
10.7256/2306-0417.2014.3.12125

Аннотация: Диспропорции в развитии территорий становятся одной из главных социально-экономических и демографических проблем России. Концентрация производства и финансов в сравнительно небольшом перечне российских регионов способствует перераспределению ресурсов в их пользу, оставляя обширное пространство периферии без реальных шансов на преодоление отставания в экономическом развитии. Предметом исследования является процесс концентрации ресурсов в производственной и банковской сфере с позиций индивидуальных и групповых интересов, включая интересы государства. Автор отмечает положительные стороны данного процесса в условиях глобализации, а также негативные последствия от чрезмерной концентрации, проявляющиеся не только в углублении дифференциации регионального развития, но и в экологической напряженности в местах сосредоточения производства. В используются теоретические и методологические подходы к исследованию процесса концентрации на микро- и мезоуровне. На основе сравнительного анализа выделены регионы наибольшей концентрации промышленного и банковского капитала. Процесс концентрации многими учеными рассматривается на микроуровне. Автором предпринята попытка оценить влияние концентрации капитала на региональное развитие. Исследование показало, что процесс концентрации капитала с позиций национальных интересов является необходимым условием стабильности развития экономики, а индивидуальных интересов - приоритетной целью любого субъекта хозяйствования. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания негативные стороны чрезмерной концентрации. Концентрация ресурсов и поляризация пространства – два взаимообусловленных во времени процесса. Следует разрабатывать механизмы более эффективного распределения ресурсов, вовлекая в сферу интересов крупных хозяйствующих субъектов малый и средний бизнес в целях выравнивания развития территорий.
Цыганов В.В. - Российские центры капитала c. 290-346

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.1.241

Аннотация: Рассмотрены модели, риски и барьеры на пути создания российских центров капитала, и показана их неустойчивость. Исследованы условия инвестиционной привлекательности предприятий, города и страны в условиях глобальной либерализации. Определены условия формирования регионального и глобального центра капитала. Показано, что при сохранении утечки капиталов экспортеров за рубеж, вступление России во Всемирную торговую организацию приведет к уменьшению государственного и городского бюджетов. Рассмотрены циклы изоляционизма и открытости экономик независимых государств. Показан кризис глобальных центров капитала, а также инвестиционная непривлекательность рентной экономики. Проанализирована миграция российского капитала в условиях кризиса. Показана гипернеустойчивость российского фондового рынка. Дана критика «Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации». Показано, что возможность и целесообразность создания и развития российского центра капитала в условиях международного финансового кризиса связана с формированием интеллектуальных предприятий, конкурентоспособность которых обеспечивается перспективной научно-технической деятельностью, основанной на результатах фундаментальных исследований. Проанализирована эффективность антикризисных мероприятий правительства. Рассмотрены стратегические ошибки либералов, в том числе потеря управления реальной экономикой. Показана неизбежность централизации государственного управления. Охарактеризованы направления исследований и разработки механизмов создания и развития российского центра капитала, содействия устойчивому развитию страны.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.