по
Security Issues
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Security Issues" > Contents of Issue є 03/2021
Contents of Issue є 03/2021
Legal support of national security
Gorian E. - Normative legal mechanism for ensuring cyberspace security of Thailand pp. 1-20

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.36255

Abstract: The object of this research is the legal relations that emerge in the context of implementation of measures for ensuring cybersecurity. Characteristic is given to the provisions of the normative legal acts of Thailand in the sphere of cybersecurity. The article author explores the peculiarities of such policy and regulatory documents as Thai National Cybersecurity Strategy for 2017–2021, Policy and Plan for National Security (2019–2022), Cyber Crime Act of 2007 (revised in 2017), Criminal Code of 1956 (revised in 2019), Personal Data Protection Act of 2017, and Cybersecurity Act of 2019. The author reveals the peculiarities of normative legal mechanism for ensuring cyberspace security in Thailand. In its policy documents, Thailand does not determine the major information threats in domestic and foreign spheres or the priorities in the development of cybersecurity system, but rather outlines the range of national interests and sets the tasks may propel it to the regional leadership. The laws are elaborated with consideration of the latest trends in the sphere of information technologies,, and include in the scope of regulation such questions as the protection of personal data, computer and information systems, and critical information infrastructure. The vertical framework of state administration and monitoring, as well as the range of powers of the competent bodies are established on the legislative level. In the sphere of protection of personal data, Thai legislation extensively duplicates the provisions of the General Data Protection Regulation of the European Union. A distinctive feature of the normative legal acts consists in legal substantiation of restriction of human rights and freedoms in the context of implementation of such provisions.
Chuklova E.V. - State legal mechanism for ensuring environmental and technogenic safety pp. 21-43

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.36378

Abstract: In the light of the ongoing state administration reform, it is relevant to examine the state legal mechanism for ensuring environmental and technogenic security as the types of national security. The subject of this research is the definition of the concept and structure of such mechanism, which is an essential condition for ensuring the protection of favorable environment; observance of the interests of citizens and legal entities, society and the state; prevention of threats of natural and technogenic emergency situations; and minimization of the consequences of such situations. On the institutional level, the state legal mechanism for ensuring environmental safety represents the system of governing institutions assigned with the implementation of the key directions and mechanisms for ensuring environmental and technogenic safety; as well as private and legal entities, whose legal status includes the rights and responsibilities in the sphere of ensuring environmental and technogenic safety. On the technological level, the state legal mechanism is characterized by the types of legal activity. On the instrumental level, it represent a set of means and methods at the disposal of the entities. The scientific novelty of this research lies in examination of the essential aspects of the state legal mechanism for ensuring certain types of national security, as well as in formulation of the concept of the state legal mechanism applicable to ensuring environmental and technogenic safety, the absence of which impedes the assessment of the effectiveness of such mechanism in relation to protection of identity, society, and the state from environmental and technogenic hazards, threats and conflicts. The conclusion is made that a range of problems arises in the context of formation of the state legal mechanism for ensuring environmental safety: the existing model of state regulation of greenhouse gas emissions, which is based on voluntary inventory, obstructs the acquisition of information on the volume of greenhouse gas emissions by the administrative authorities; the created information systems in the sphere of environmental security are not an effective mechanism for achieving the goals of the Strategy of Environmental Security; there is certain inconsistency in environmental surveillance regulation.
Doctrine
Iroshnikov D.V. - Reflection of the category УsecurityФ and derivative concepts in the Constitution of the Russian Federation (in the light of the amendments of 2020) pp. 44-59

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.35699

Abstract: This article examines security as the constitutional-legal category through the prism of its consolidation alongside the derivative concepts (national security, public security, environmental safety, and other) in the text of the Constitution of the Russian Federation. Special attention is given to the evolution of the category of “security” in the Constitution of the Russian Federation in the context of amendments introduced in 2020, which also affected constitutional framework of ensuring security. However, the subject of research does not include the question on the need and feasibility of amending the Constitution of the Russian Federation in 2020, as well as implementation of such significant changes without its full revision. The author concludes that from the perspective of improving the constitutional framework of security, it is difficult to assess the constitutional amendments unambiguously. On the one hand, question od security was left out, and some of its aspects were reflected in the text of the Constitution, although the pivotal questions of ensuring security could have been regulated by the constitutional norms in more detail. The author notes that according to the Constitution, the major threat to the individual, society and the state regardless the introduced amendments, is the threat of military nature. In that context, the fundamentals of countering security threats of nonmilitary nature should be reflected in the Constitution more constructively.
Reliability factor in security systems
Pastushenko A.A., Antonova E.Y. - Criminal law protection of certain principles of the budgetary system of the Russian Federation pp. 60-69

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.36091

Abstract: The subject of this research is the criminal law guarantees for the implementation of the principles of appropriate and targeted spending of budgetary resources as an element of ensuring national security of the Russian Federation. The author conducts the assessment of normative and law-enforcement material that determines the legal essence of the indicated principles of budgetary system of the Russian Federation. The article explores case law of implementation of certain norms of criminal legislation of the Russian Federation associated with contravention of the principle of appropriate use of budgetary allocations. This article is first to juxtapose the measures of criminal law protection of the principles of appropriate and targeted spending of budgetary resources. Based on the acquired results, the current position on the absence of penalties for the inappropriate use of budgetary allocations is being disputed. The conducted comparative analysis of the measures of criminal responsibility reveals large disparity with regards to protection of the two key principles of budgetary system of the Russian Federation. The author also established the presence of criminal elements that carry out preclusive function, which narrows down the capabilities of criminal law of the Russian Federation. The article offers an optimal and effective method for eliminating this problem and improving protective capabilities of the Criminal Code of the Russian Federation, including the tasks of ensuring national security.
Internal threats and countermeasures
Simavoryan S.Z., Simonyan A.R., Popov G.A., Ulitina E.I. - Immune-like procedure for functionality of the system of information security in automated data processing systems in the context of countering internal threats pp. 70-83

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.36228

Abstract: The subject of this research is the system of creating mechanisms of information from internal threats in automated data processing systems similar to the mechanism of human immunity. The object of this research is the mechanism of human immunity and systems of ensuring information security in automated data processing systems. The goal of this work lies in the development of the universal scheme of functionality of the mechanism of human immunity against internal threats in form of the procedure, and develop on its basis the immune-like scheme for countering internal threats applicable to the systems of ensuring information security. Methodological research on the development of procedure for detecting internal threats in the mechanism of human immunity is carried out via the methods of systemic analysis in area of ensuring information security. Special attention is given to such aspects as consistency and adaptability of the mechanisms of human immunity applicable to the systems of ensuring information security. This article introduces the new solution to the task of adapting the universal scheme of functionality of the immune system in countering internal threats in the systems of ensuring information security based on the principle of demarcation of the elements to “known/alien” and implementation of the procedure to “destroy” threat, the so-called “Trogotcytosis” (“gnaw”). The developed procedures may serve as the basic schemes in further practical studies of the immune-like systems of ensuring informations security.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Вопросы безопасности
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Вопросы безопасности" > Содержание № 03, 2021
Выходные данные сетевого издания "Вопросы безопасности"
Номер подписан в печать: 01-10-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук, cona01@yandex.ru
ISSN: 2409-7543
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2021
Правовое обеспечение национальной безопасности
Горян Э.В. - Нормативно-правовой механизм обеспечения безопасности киберпространства Таиланда c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.36255

Аннотация: В качестве объекта исследования выбраны правовые отношения, возникающие при осуществлении мер по обеспечению кибербезопасности. Характеризуются положения нормативно-правовых актов Таиланда в сфере кибербезопасности. Исследуются особенности программных и регулирующих документов: Национальной стратегии кибербезопасности Таиланда 2017–2021, Политики и плана национальной безопасности (2019-2022), Закона о компьютерных преступлениях 2007 года (в редакции от 2017 года), Уголовного кодекса 1956 года (в редакции 2019 года), Закона о защите персональных данных 2017 года и Закона о кибербезопасности 2019 года. Определяются особенности нормативно-правового механизма обеспечения безопасности киберпространства Таиланда. Таиланд в своих программных документах не определяет основные информационные угрозы во внутренней и внешней сфере вместе с приоритетами развития системы кибербезопасности, а всего лишь очерчивает круг национальных интересов и ставит задачи, выполнение которых способно вывести его в лидеры региона. Законы разработаны с учетом последних тенденций в сфере информационных технологий и включают в сферу регулирования такие вопросы как защита персональных данных, компьютерных и информационных систем, критически важной информационной инфраструктуры. Законодательно установлена вертикаль государственного управления и мониторинга, очерчен круг полномочий компетентных органов. В сфере защиты персональных данных законодательство Таиланда в значительной мере дублирует положения Общего регламента по защите данных Евросоюза. Отличительной чертой нормативно-правовых актов является легальное обоснование ограничения прав и свобод человека при реализации их положений.
Чуклова Е.В. - Государственно-правовой механизм обеспечения экологической и техногенной безопасности c. 21-43

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.36378

Аннотация: В свете продолжающейся реформы государственного управления исследование государственно-правового механизма обеспечения экологической и техногенной безопасности как видов национальной безопасности является актуальным. Предметом исследования выступает определение понятия и структуры такого механизма, что является необходимым условием обеспечения защищенности благоприятной окружающей среды, интересов граждан и юридических лиц, общества и государства, предотвращения угроз наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимизации последствий таких ситуаций. На институциональном уровне государственно-правовой механизм обеспечения экологической безопасности представляет собой систему органов власти различных уровней, на которые возложена реализация основных направлений и механизмов обеспечения экологической и техногенной безопасности, а также физических и юридических лиц, правовой статус которых включает права и обязанности в сфере обеспечения экологической и техногенной безопасности; на технологическом уровне характеризуется видами юридической деятельности; на инструментальном – совокупностью средств и методов, находящихся в распоряжении субъектов. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении наиболее существенных аспектов государственно-правового механизма обеспечения отдельных видов национальной безопасности и формулировании понятия государственно-правового механизма применительно к обеспечению экологической и техногенной безопасности, отсутствие которого препятствует проведению оценки эффективности такого механизма применительно к защите личности, общества и государства от экологических и техногенных опасностей, угроз и конфликтов.Автором делается вывод о том, что в рамках формирования государственно-правового механизма обеспечения экологической безопасности, существует ряд проблем: существующая модель государственного регулирования выбросов парниковых газов, основанная на добровольной инвентаризации, делает затруднительным получение органами управления информации об объемах выбросов парниковых газов; созданные информационные системы в сфере экологической безопасности пока не могут служить эффективным механизмом достижения целей Стратегии экологической безопасности; наблюдается некоторое несоответствие норм об экологическом надзоре.
Доктрина
Ирошников Д.В. - Отражение категории «безопасность» и производных от нее понятий в Конституции Российской Федерации (в свете поправок 2020 года) c. 44-59

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.35699

Аннотация: В статье исследуется безопасность как конституционно-правовая категория сквозь призму закрепления ее и различных производных от нее понятий (государственная безопасность, общественная безопасность, экологическая безопасность и других) в тексте Конституции Российской Федерации. Особое внимание уделяется эволюции категории "безопасность" в Конституции Российской Федерации в контексте поправок, внесенных в нее в 2020 году и затронувших (помимо прочего) конституционные основы обеспечения безопасности. При этом сам вопрос о необходимости и целесообразности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, а также об осуществлении столь значимых изменений без ее полного пересмотра не входит в предмет исследования.    Автор приходит к выводу о том, что принятым в Конституцию поправкам с точки зрения совершенствования конституционных основ безопасности сложно давать однозначную оценку. С одной стороны, о проблеме безопасности не забыли и некоторые ее аспекты были более детально отражены в тексте Конституции. С другой стороны, можно было бы урегулировать важнейшие вопросы обеспечения безопасности нормами Конституции более детально.Автор также пришел к общему выводу о том, что главной угрозой для личности, общества и государства, несмотря на внесенные поправки, согласно Конституции, выступает прежде всего угроза военного характера. В этой связи, по мнению автора, в Конституции сегодня необходимо было бы более конструктивно отразить основы противодействия угрозам безопасности невоенного характера.
Фактор надежности в системах безопасности
Пастушенко А.А., Антонова Е.Ю. - Уголовно-правовая охрана отдельных принципов бюджетной системы РФ c. 60-69

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.36091

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются вопросы уголовно-правовых гарантий реализации принципов эффективного и целевого расходования бюджетных средств как элемента обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Проведена оценка нормативного и правоприменительного материала, определяющего правовую сущность указанных принципов бюджетной системы Российской Федерации. Изучена судебная практика применения отдельных норм уголовного законодательства Российской Федерации, связанная с нарушением принципа эффективного использования бюджетных средств. Впервые осуществлено сопоставление мер уголовно-правовой охраны принципов эффективного и целевого расходования бюджетных средств. При написании статьи использовались такие специальные методы, как сравнительно-правовой, формально-логический, системный. По результатам проведенного исследования, оспорена существующая позиция об отсутствии мер ответственности за неэффективное использование бюджетных средств. По итогам осуществленного сравнительного анализа мер уголовно-правовой ответственности выявлена серьезная диспропорция в степени защищенности двух ключевых принципов бюджетной системы Российской Федерации. Дополнительно установлено наличие криминообразующих признаков, которые выполняют пресекательную функцию, сужающую возможности уголовного закона Российской Федерации. Предложен оптимальный и эффективный вариант устранения указанной проблемы и повышения защитных возможностей Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе для решения задач в области обеспечения национальной безопасности.
Внутренние угрозы и контрмеры
Симаворян С.Ж., Симонян А.Р., Попов Г.А., Улитина Е.И. - Иммунноподобная процедура функционирования системы обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах обработки данных при противодействии внутренним вторжениям c. 70-83

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.36228

Аннотация: В данной научной работе предметом исследования является система, которая основана на проблеме построения механизмов защиты информации от внутренних угроз в автоматизированных системах обработки данных (АСОД) по аналогии с механизмами защиты организма человека его иммунной системой (ИмС). Объектами исследования являются ИмС и системы обеспечения информационной безопасности (ОИБ) в АСОД. Цель работы – разработать: общую схему функционирования ИмС по противодействию внутренним угрозам в виде процедуры, и на её основе разработать иммунноподобную общую процедуру (схему) по противодействию внутренним угрозам применительно к системам ОИБ. Методологические исследования по разработке процедуры выявления внутренних угроз в ИмС проводятся с использованием методов системного анализа в области ОИБ. Особое внимание было уделено таким вопросам как системность и адаптируемость механизмов ИмС применительно к системам ОИБ. В данной работе реализован новый вариант решения задачи адаптации общей схемы функционирования иммунной системы при противодействии внутренним угрозам в ОИБ на основании принципа разграничения элементов на «свой-чужой», и на основе реализации процедуры «поедать» угрозу, называемой «Трогоцитоз» («Грызть»). Разработанные процедуры могут служить как базовые схемы при дальнейших практических разработках иммунноподобных систем ОИБ.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"