Исследования космоса - рубрика Космонавтика
по
Исследования космоса
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Исследования космоса" > Рубрика "Космонавтика"
Космонавтика
Гладков И.А. - Модель ошибок в гиперболической системе c. 15-21

DOI:
10.7256/2453-8817.2016.1.20427

Аннотация: Предмет исследования – комплексы и средства навигационных определений, а также многопараметрические фазометрические системы траекторных измерений, имеющие в своём составе каналы, способные в беззапросном режиме измерять угловые координаты и скорости изменения угловых координат движущихся объектов. Недостатком таких систем является то, что линии положения, на которых находится объект, считаются прямыми. Таким образом, приемлемая точность измерения угловых координат сохраняется только при выполнении условия, когда дальность до объекта во много раз больше базы измерений. В статье рассматривается важный для практики случай, когда длина мерной базы соизмерима или даже больше расстояния до объекта. Для решения научных задач, поставленных в исследовании, были использованы методы функционального анализа, метрологии и радиотехнических измерений. Были исследованы возможности перехода к гиперболической системе, траекторных измерений (то есть к системе измерений, когда линии положения, на которых находится движущийся объект, являются гиперболами). Получены аналитические зависимости точности определения угловых координат при произвольных расстояниях до движущегося объекта в предположении, что линией положения является линия пересечения двух гиперболоидов вращения, образованных двумя взаимно перпендикулярными базами. Указанные аналитические зависимости позволяют не только априорно оценить точность, достоверность и надёжность получения навигационных параметров движущихся объектов, но и рассчитать научно-обоснованные ограничения работы комплексов измерительных средств.
Гладков И.А. - Новые технологии определения параметров движения летательных аппаратов в беззапросном режиме

DOI:
10.7256/2453-8817.2017.1.21576

Аннотация: Настоящая работа посвящена разработке элементов теории и методов представления измерительной информации и определения параметров движения ракет-носителей и космических аппаратов. Предметом исследования стали системы траекторных измерений, определяющие параметры движения летательных аппаратов в беззапросном режиме при полигонных испытаниях образцов ракетно-космической техники. Параметры принимаемого сигнала от бортового передатчика функционально связаны с параметрами движения объекта. Наиболее просто эта связь проявляется в виде допплеровского смещения частоты, что используется для определения орбит космических аппаратов и других движущихся объектов. Вместе с тем принятый сигнал несёт также информацию о дальности до объекта, поскольку с момента излучения сигнала происходит его запаздывание, пропорционально времени распространения радиоволн. Целью работы является определение условий для расширения вектора состояния определяемого объекта и измерения дальности в беззапросном режиме. Для решения поставленных задач применялись модернизированный морфологический анализ как основа генерации новых идей, формирования системы моделей и поиска закономерностей путем систематизированного обобщения знаний на различных уровнях их представления, а также системный и структурно-функциональный подходы. Были использованы методы линейной алгебры, математического моделирования случайных процессов и компьютерных методов обработки измерительной информации. В работе решена практически важная задача повышения точности определения параметров движения беззапросным методом с одновременным привлечением дополнительных измерительных функций. Анализ показал, что использование теоремы о расширении вектора состояния даёт возможность не только повысить достоверность анализа летных качеств испытываемых аппаратов, но также сократить количество испытательных пусков при полигонной отработке образцов ракетно-космической техники.
Гладков И.А. - Новые технологии определения параметров движения летательных аппаратов в беззапросном режиме c. 17-27

DOI:
10.7256/2453-8817.2017.1.68557

Аннотация: Настоящая работа посвящена разработке элементов теории и методов представления измерительной информации и определения параметров движения ракет-носителей и космических аппаратов. Предметом исследования стали системы траекторных измерений, определяющие параметры движения летательных аппаратов в беззапросном режиме при полигонных испытаниях образцов ракетно-космической техники. Параметры принимаемого сигнала от бортового передатчика функционально связаны с параметрами движения объекта. Наиболее просто эта связь проявляется в виде допплеровского смещения частоты, что используется для определения орбит космических аппаратов и других движущихся объектов. Вместе с тем принятый сигнал несёт также информацию о дальности до объекта, поскольку с момента излучения сигнала происходит его запаздывание, пропорционально времени распространения радиоволн. Целью работы является определение условий для расширения вектора состояния определяемого объекта и измерения дальности в беззапросном режиме. Для решения поставленных задач применялись модернизированный морфологический анализ как основа генерации новых идей, формирования системы моделей и поиска закономерностей путем систематизированного обобщения знаний на различных уровнях их представления, а также системный и структурно-функциональный подходы. Были использованы методы линейной алгебры, математического моделирования случайных процессов и компьютерных методов обработки измерительной информации. В работе решена практически важная задача повышения точности определения параметров движения беззапросным методом с одновременным привлечением дополнительных измерительных функций. Анализ показал, что использование теоремы о расширении вектора состояния даёт возможность не только повысить достоверность анализа летных качеств испытываемых аппаратов, но также сократить количество испытательных пусков при полигонной отработке образцов ракетно-космической техники.
Gladkov I.A. - Application of trajectory analysis to design a system of safe take-off and landing of aircraft

DOI:
10.7256/2453-8817.2017.2.23099

Abstract: The subject of this article is the application of some techniques of high-precision trajectory analysis for the improvement of safety of takeoff and landing of aircraft. This issue critically important for airports with the high density air traffic, where the air traffic service (ATS) is responsible for the safety of takeoffs and landings. Nowadays the Instrument Landing System (ILS) is the primary system for these purposes, but all categories of the ILS equipment are sensitive to interferences/obstructions and depend on meteorological conditions. The use of the Satellite Navigation System (SNS) smooths over the deficiencies of the ILS, but without additional components, it does not ensure accuracy comparable at least with the ILS CAT I.The study aims at finding the approaches for obtaining accurate, reliable and credible navigation data directly on board of the aircraft, regardless of weather conditions. The proposed approach is based on the mathematical model of the system of trajectory measurements, defining the flight parameters of an aircraft in a non-query mode.In order to achieve the research goals, the author uses the methods of linear algebra, mathematical modeling of stochastic processes, and computer methods of measurement data processing.The mathematical model and the results of the simulation demonstrate the possibility of high-precision measurement, on board of a plane in a non-query mode, of six current navigation parameters: distance; radial velocity; azimuth; elevation and the rate of change of azimuth and elevation. The proposed method allows increasing the safety of takeoff and landing of an aircraft in the most adverse weather conditions (Сategory IIIс ICAO).
Gladkov I. A. - Application of trajectory analysis to design a system of safe take-off and landing of aircraft c. 115-125

DOI:
10.7256/2453-8817.2017.2.68654

Аннотация: The subject of this article is the application of some techniques of high-precision trajectory analysis for the improvement of safety of takeoff and landing of aircraft. This issue critically important for airports with the high density air traffi c, where the air traffi c service (ATS) is responsible for the safety of takeoffs and landings. Nowadays the Instrument Landing System (ILS) is the primary system for these purposes, but all categories of the ILS equipment are sensitive to interferences/obstructions and depend on meteorological conditions. The use of the Satellite Navigation System (SNS) smooths over the defi ciencies of the ILS, but without additional components, it does not ensure accuracy comparable at least with the ILS CAT I. The study aims at fi nding the approaches for obtaining accurate, reliable and credible navigation data directly on board of the aircraft, regardless of weather conditions. The proposed approach is based on the mathematical model of the system of trajectory measurements, defi ning the fl ight parameters of an aircraft in a non-query mode. In order to achieve the research goals, the author uses the methods of linear algebra, mathematical modeling of stochastic processes, and computer methods of measurement data processing. The mathematical model and the results of the simulation demonstrate the possibility of high-precision measurement, on board of a plane in a non-query mode, of six current navigation parameters: distance; radial velocity; azimuth; elevation and the rate of change of azimuth and elevation. The proposed method allows increasing the safety of takeoff and landing of an aircraft in the most adverse weather conditions (Сategory IIIс ICAO).
Yin Z., Qiang Z. - The Capturing of Space Debris with a Spaceborne Multi-fingered Gripper

DOI:
10.7256/2453-8817.2017.3.24667

Abstract: With the massive launching of spacecraft, more and more space debris are making the low Earth orbit (LEO) much more crowded which seriously affects the normal flight of other spacecrafts. Space debris removal has become a very urgent issue concerned by numerous countries. In this paper, using SwissCube as a target, the capturing of space debris with a spaceborne four-fingered gripper was studied in order to obtain the key factors that affect the capturing effect. The contact state between the gripper fingers and SwissCube was described using a defined contact matrix. The law of momentum conservation was used to model the motion variations of the gripper and SwissCube before and after the capturing process. A zero-gravity simulation environment was built using ADAMS software. Two typical kinds of capturing processes were simulated considering different stiffness of fingers and different friction conditions between fingers and SwissCube. Comparisons between results obtained with the law of momentum conservation and those from ADAMS simulation show that the theoretical calculations and simulation results are consistent. In addition, through analyzing the capturing process, a valuable finding was obtained that the contact friction and finger flexibility are two very important factors that affect the capturing result.
Yin Zhang, Qiang Zhan - The Capturing of Space Debris with a Spaceborne Multi-fingered Gripper c. 208-215

DOI:
10.7256/2453-8817.2017.3.68659

Аннотация: With the massive launching of spacecraft, more and more space debris are making the low Earth orbit (LEO) much more crowded which seriously affects the normal fl ight of other spacecrafts. Space debris removal has become a very urgent issue concerned by numerous countries. In this paper, using SwissCube as a target, the capturing of space debris with a spaceborne four-fi ngered gripper was studied in order to obtain the key factors that affect the capturing effect. The contact state between the gripper fi ngers and SwissCube was described using a defi ned contact matrix. The law of momentum conservation was used to model the motion variations of the gripper and SwissCube before and after the capturing process. A zero-gravity simulation environment was built using ADAMS software. Two typical kinds of capturing processes were simulated considering different stiffness of fi ngers and different friction conditions between fi ngers and SwissCube. Comparisons between results obtained with the law of momentum conservation and those from ADAMS simulation show that the theoretical calculations and simulation results are consistent. In addition, through analyzing the capturing process, a valuable fi nding was obtained that the contact friction and fi nger fl exibility are two very important factors that affect the capturing result.
Майборода А.О. - Технология малозатратной доставки грузов на естественные и искусственные спутники

DOI:
10.7256/2453-8817.2018.1.26018

Аннотация: Настоящая работа посвящена разработке малозатратной технологии транспортировки грузов с Земли на Луну, на другие космические объекты (тастероиды, спутники Марса, искусственные спутники) и в обратном направлении. Предметом исследования стали технологии доставки на Луну различных категорий грузов, технологии экспорта грузов с лунной базы на окололунную орбитальную станцию и околоземную орбитальную станцию, технологии передачи грузов с низкой околоземной орбиты на высокоэллиптические, технологии экспорта грузов с Земли на космические объекты искусственного и естественного происхождения. Целью работы является определение условий для устранения лишних операций и связанных с ними издержек и конструирования на этой основе малозатратных способов транспортировки, соответствующих достигнутому уровню развития техники и науки. Для решения поставленных задач применялись методы решения логистических задач. Для конструирования новых малозатратных способов транспортировки использовались методы «ТРИЗ» (теории решения изобретательских задач). В работе решена практически важная задача понижения стоимости доступа к космосу. Решение имеет мировую новизну, что подтверждено выдачей патентов СНГ, США, Евросоюза. Исследование показало, что при доставке на Луну определённых категорий грузов по разработанной технологии, получившей название «Moontrap», стоимость доставки сокращается на 80 процентов, при использовании технологии экспорта лунного сырья, получившей название «Sattrap», транспортные затраты на создание комплекса «лунная база – лунная орбитальная станция» сокращаются на 80 процентов, при использовании технологии «Sattrap» в околоземном пространстве в 2-3 раза сокращаются затраты на доставку грузов со спутника на низкой орбите на топливную заправочную станцию на высокоэллиптической орбите.
Майборода А.О. - Технология малозатратной доставки грузов на естественные и искусственные спутники c. 307-334

DOI:
10.7256/2453-8817.2018.1.68667

Аннотация: Настоящая работа посвящена разработке малозатратной технологии транспортировки грузов с Земли на Луну, на другие космические объекты (тастероиды, спутники Марса, искусственные спутники) и в обратном направлении. Предметом исследования стали технологии доставки на Луну различных категорий грузов, технологии экспорта грузов с лунной базы на окололунную орбитальную станцию и околоземную орбитальную станцию, технологии передачи грузов с низкой околоземной орбиты на высокоэллиптические, технологии экспорта грузов с Земли на космические объекты искусственного и естественного происхождения. Целью работы является определение условий для устранения лишних операций и связанных с ними издержек и конструирования на этой основе малозатратных способов транспортировки, соответствующих достигнутому уровню развития техники и науки. Для решения поставленных задач применялись методы решения логистических задач. Для конструирования новых малозатратных способов транспортировки использовались методы «ТРИЗ» (теории решения изобретательских задач). В работе решена практически важная задача понижения стоимости доступа к космосу. Решение имеет мировую новизну, что подтверждено выдачей патентов СНГ, США, Евросоюза. Исследование показало, что при доставке на Луну определённых категорий грузов по разработанной технологии, получившей название «Moontrap», стоимость доставки сокращается на 80 процентов, при использовании технологии экспорта лунного сырья, получившей название «Sattrap», транспортные затраты на создание комплекса «лунная база – лунная орбитальная станция» сокращаются на 80 процентов, при использовании технологии «Sattrap» в околоземном пространстве в 2-3 раза сокращаются затраты на доставку грузов со спутника на низкой орбите на топливную заправочную станцию на высокоэллиптической орбите.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.