Статья 'Досуговая повседневность провинциальных горожанок Казанской и Вятской губерний на рубеже XIX – начала XX века: балы, маскарады, танцевальные вечера' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Досуговая повседневность провинциальных горожанок Казанской и Вятской губерний на рубеже XIX – начала XX века: балы, маскарады, танцевальные вечера

Шабалина Серафима Сергеевна

Аспирант, кафедра всеобщей и отечественной истории, Елабужский институт КФУ

423600, Россия, республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, 89

Shabalina Serafima Sergeevna

Postgraduate student, Department of General and National History, Elabuga Institute of KFU

89 Kazanskaya str., Yelabuga, Republic of Tatarstan, 423600, Russia

simaguard@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2024.3.69978

EDN:

AHWHBA

Дата направления статьи в редакцию:

27-02-2024


Дата публикации:

08-04-2024


Аннотация: Повседневная жизнь – проблема, требующего подробного изучения. Именно в том, как была организована досуговая деятельность людей, раскрываются предпосылки для формирования мировоззрения и мироощущения народа. Женская повседневность рубежа XIX – начала XX века достойна отдельного изучения, потому что в этот период идет переосмысление гендерного вопроса, позволившего в сложный период отечественной истории женщине оказаться наравне с мужчиной. Целью исследования является изучение досуговой повседневности провинциальных горожанок рубежа XIX – начала XX века на примере архивных материалов Казанской и Вятской губерний. Зачастую определяет досуговую деятельность то, как свободное время проводят представители высших сословий. Именно они закладывают основы этикета, моды, правил подведения, мест для посещения и многое другое. В исследовании были использованы следующие методы: анализ исторической литературы в аспекте изучаемой проблемы; сравнительно-сопоставительный метод, представляющий собой анализ различных источников с точки зрения их комплексного рассмотрения; выборочный метод, используемый для более детального изучения рассматриваемого вопроса. Область применения результатов: материал исследования может быть использован для более глубоко изучения женской повседневности, изучения эволюции гендерного вопроса, в процессе комплексного изучения истории Казанской и Вятской губерний, а также истории России в целом. Выводы: повседневная жизнь горожанок Казанской и Вятской губерний – вопрос, не изученный до конца, очень многие архивные материалы оказались вне поля зрения исследователей. Автор сосредотачивает внимание на том, каким образом себя занимали девушки на рубеже веков. Отмечается, что любимым видом досуга являлись балы, танцевальные вечера и маскарады. Во время этих мероприятий устанавливалась негласная иерархия в обществе, заключались сделки и т.д. Женщины особо тщательно должны были подбирать свой туалет, посещая подобные мероприятия, которые проходили в различных клубах. Клубы стали центром общественной жизни не только столицы, но и провинциальных городов.


Ключевые слова:

Казанская губерния, Вятская губерния, Российская империя, повседневность, гендерные вопросы, провинция, горожанки, балы, маскарады, досуг

Abstract: Everyday life is a problem that requires detailed study. It is in the way people's leisure activities were organized that the prerequisites for the formation of the worldview and worldview of the people are revealed. Women's daily life at the turn of the XIX – early XX century is worthy of a separate study, because during this period there is a rethinking of the gender issue, which allowed a woman to be on an equal footing with a man in a difficult period of national history. The purpose of the research is to study the leisure everyday life of provincial townspeople at the turn of the XIX – early XX century on the example of archival materials of the Kazan and Vyatka provinces. Leisure activities are often determined by how representatives of the upper classes spend their free time. They are the ones who lay the foundations of etiquette, fashion, rules of summing up, places to visit and much more. The following methods were used in the study: analysis of historical literature in the aspect of the problem under study; comparative method, which is an analysis of various sources from the point of view of their comprehensive consideration; selective method used for a more detailed study of the issue under consideration. Scope of the results: the research material can be used for a more in-depth study of women's everyday life, the study of the evolution of the gender issue, in the process of a comprehensive study of the history of the Kazan and Vyatka provinces, as well as the history of Russia as a whole. The daily life of the townspeople of the Kazan and Vyatka provinces is an issue that has not been fully studied, a lot of archival materials were out of the field of view of researchers. The author focuses on how girls occupied themselves at the turn of the century. It is noted that balls, dance evenings and masquerades were a favorite form of leisure. During these events, an unspoken hierarchy in society was established, deals were made, etc. Women had to carefully select their toilet when attending such events, which took place in various clubs. Clubs have become the center of public life not only in the capital, but also in provincial cities.


Keywords:

Kazan province, Vyatka province, The Russian Empire, everyday life, gender issues, province, the townspeople, balls, masquerades, leisure

Повседневная жизнь горожанок, то, как они проводили свободное время – часть истории, которая до сих пор еще целиком не изучена. Для исследователей это широкое поле деятельности. Кроме того сегодня в исторической науке наметился особый интерес к изучению бытовой жизни общества прошлых лет. Это позволят понять формирование мировоззрения и мироощущения народа.

В данном исследовании внимание сосредоточено на досуговой деятельности горожанок Казанской губернии второй половины XIX – XX веков. На основе архивных материалов сделана попытка обобщить и систематизировать имеющийся материал.

Говоря о досуговой деятельности провинциальных горожанок, в первую очередь, обычно подразумевают представительниц высшего сословия, ведь именно они и олицетворяют собой культуру эпохи. Первая перепись населения, проведенная в 1897 году, показала, что в Казанской губернии проживает «2.170.665 жителей обоего пола, из них 1.059.388 мужчин и 1.111.277 женщин» [12]. Результаты свидетельствуют о том, что в губернии женщин было на 9,5% больше, чем мужчин. Женщины в этот период занимали активную позицию и принимали участие в развлекательных мероприятиях губернии.

С 1890 по 1990 годов количество дворян в Казани выросло почти на тысячу с 3069 до 4060 человек. Им важно было расположение, доступность основных административных учреждений, важных культурных и образовательных центров. Например, в центральной части Казани «разместились особняки таких видных деятелей дворянского самоуправления, как П. Демидов (улица Грузинская), А. Казаков (улица Большая Красная), А. Лебедев (улица Лядская), Д. Теренин (улица Нагорная) и другие» [10, с. 24].

Вклад дворянского сословия Казани в общественную и культурную жизнь был заметен и способствовал преображению города. Повсеместно начинают открываться клубы по интересам. Именно клубы и становятся центром досуговой жизни провинциальных горожанок.

Одним из постоянных видов деятельности, которые осуществлялись на территории клубов, были танцевальные вечера, балы и маскарады.

Маскарады были особенно популярны. Однако маскарадами они только назывались, потому что мужчины предпочитали масок не носить. На балы мужчины, как правило, надевали фраки, а женщины любили костюм-домино.

Очень много внимания женщины уделяли своему внешнему виду. На страницах периодических изданий публиковались модные на то время костюмы, платья, шляпы, прически и т.д.

Можно встретить и статьи посвященные тому, как себя держать в обществе, на приемах, что надевать, как причесываться, как правильно ходить: «Слишком узкая одежда, туго стянутый корсет лишают походку грации. Напряженное положение фигуры производит впечатление движущегося автомата…» [3, с. 12].

Очень много информации относительно вариантов проведения досуга мы находим у А.Н. Зорина в монографии «Очерки городского быта дореволюционного Поволжья» [7]. В ней автор подробно описывает особенности провинциальной повседневности.

Маскарады и балы проводились в клубах. Вход на бал стоил 50 копеек для женщин и 1 рубль для мужчин, во время проведения маскарадов цена составляла 1 рубль для представителей обоих полов [7, с. 209]. Только часть граждан, принадлежавших к элите, могла позволить себе посещение таких мероприятий.

Танцевальные вечера проводились летом на яхтах. Стоимость посещения была в пределах 0,25-1 рубля [8].

Балы проводились с октября по февраль. За этот период в Казани организовывались в среднем 50 балов и маскарадов. В 1910 году это число выросла до 140.

Балы и маскарады имели особое значение для общественной жизни. Считалось, что необходимо произвести достойное впечатление на окружающих. К балам тщательно готовились. Когда дети достигали зрелого возраста, их торжественно вводили в светский круг именно на таких мероприятиях. Это был своего рода обряд инициации. Для того, чтобы молодежь не ударила в грязь лицом на первом своем вечере и на последующих, для нее при клубах создавались обучающие танцам курсы. На балах происходила оценка выгодных будущих партий для детей, к юношам и девушкам присматривались, оценивая их манеры, внешний вид, умение держать себя в обществе и производить впечатление.

На балах были и комнаты, в которых посетители могли проводить тайные встречи. Танцы были разные: от вальса до кадрили. Специально обученные люди занимались тем, что следили за ходом танца и объявляли обязательные для всех движения.

Нежелательными элементами на балах становились дамы с сомнительной репутацией. Хотя в тот период становится нормальным некая легкомысленность в поведении. Что подтверждается содержанием статей, театральных постановок и прочим.

Многие женщины заводили себе любовников. Об этом свидетельствуют истории, публикуемые в периодике. Например, в 10 номере «Дамского мира» от 1910 года опубликован рассказ Бурже «Сообщница», в котором описана встреча любовников в людном месте [5].

Практически все женщины, имеющие достаток, выписывали себе журналы для женщин. В начале ХХ века провинциальные состоятельные горожанки ведут достаточно раскрепощённую жизнь, не сильно заботясь о том, что о них подумаю окружающие люди. Об этом свидетельствует статья в журнале «Дамский мир», где описана современная женщина: «руководящим стимулом для которой служит прежде всего – свобода любви <…> это свобода сильная эгоизмом, самодовольством и отсутствием целомудрия» [6]. Именно поэтому посещение увеселительных мест стало очень популярным у женщин той эпохи.

Пропаганду отсутствия моральных устоев демонстрировали и на сцене. Театр – стал еще одним видом досуга у женщин. Обязательным элементом журналов становились статьи-обзоры о предстоящих в городе театральных событиях, а также отзывы на спектакли. Приведем небольшой отрывок из пьесы, которая была популярна в 1916 году. Одна из актрис, отдыхающая в женской компании, просит у метрдотеля пригласить к ним мужчин: «Ах, какой вы непонятливый… У вас тут мужские компании кутят? Когда им становится скучно, вы приглашаете к ним дам? Ну, вот и мы раскутились сегодня. Нам стало скучно, и мы попросили вас пригласить к нам мужчин. Поняли наконец?!» [6]. Это привнесло в моду среди женщин полную свободу в вопросах проведения досуга.

Еще одной популярной формой досуга были так называемые семейные вечера, когда в клубы допускались не только взрослые, но и дети. В ежедневной газете «Камско-Волжская речь» от 29 декабря 1913 года выпуска находим заметку об одном таком мероприятии, посвященном предстоящему празднованию Рождества. Работал Новый клуб, в котором и проходило это мероприятие, по следующему расписанию: с 18:00 по 23:00 дети могли играть возле огромной елки, обвешанной подарками, с 21:00 были организованы танцы для взрослых [8, с. 9]. В таких «семейных вечерах» принимало участие около 700 человек в одном мероприятии.

Жители Казани, принадлежащие к верхней прослойке общества, любили организовывать дорогостоящие приемы по самым разнообразным поводам. На таких приемах женщины демонстрировали свои наряды, знание этикета, умение вести беседу. Тогда же обсуждались все новые тенденции в модной жизни. О наиболее ярких банкетах, на которых присутствовали выдающиеся люди, на следующий день писали в местных газетах [11].

О том какие мероприятия должны пройти в каком клубе писали в прессе. Например, в «Вятской речи» №249 за четверг 21-го ноября 1913 года находим следующий перечень мероприятий:

«В общественном собрании. Сегодня 21 ноября, чайный вечер и реставрация картин аппаратом.

В железнодорожном клубе. Сегодня спектакль. Идут «№13» и «Невеста в карьер».

В народном доме. Сегодня закрытие зимнего сезона. Идет пьеса «Горячее сердце».

В коммерческом клубе. Сегодня в клубе чайный вечер. В субботу – маскарад» [4].

В Казанской губернии клубы были очень популярны, об открытиях новых клубов сообщали в газетах и журналах. Там же на страницах периодики шли открытые споры о необходимости устраивать клуб. Статья «О новом клубе в гор. Вятка» написана от лица противника открытия нового клуба, как ответ на предыдущую статью. В ней автор перечисляет стандартные для клубов мероприятия: «по существующим обычаям, в клубе устраиваются: библиотека, спектакли, увеселительные вечера, затем карты, бильярд (обычно игра на интерес), лото и другие игры, буфет с пивом и другими спиртными напитками» [1].

Карточные игры на деньги становятся еще одним из увлечений конца XIX – начала ХХ веков. При этом играли как мужчины и женщины. Клубы получали с этого неплохой доход. Так как приобретать запечатанные колоды игральных карт можно было только у них. Цена одной такой колоды в клубе составляла 2 рубля до 1901 года и 2 рубля 50 копеек после), когда вне стен клуба ее можно было приобрести всего за 92-95 копеек) [7, с. 508].

О суммах, которые проиграли гости, значилось крупными буквами уже при входе в клуб. Как подчеркивает А.Н. Зорин, «игра и долги по игре были распространены вплоть до верхов общества» [7, с. 503].

Особенно массовые и шумные вечера в клубах организовывали к предстоящим праздникам. Например, 1 октября в «Народном доме» состоялся большой танцевальный вечер, во время которого были на сцене показаны две шутки. После представления были танцы с призами. В заключение вечера организован показ кинолент (демонстрировали до 10 картин).

Еще одним увлечением женщин стало посещение гадалок и хиромантов. Предсказанья становились предметом для обсуждения. О популярности такого досуга свидетельствуют объявления в журналах, а также статьи (Например, «Оккультная наука» [5, с. 31].

Борьба за женские права – важный этап в истории. В конце XIX – начале ХХ века свой досуг часть женщин проводила на лекциях, на которых обсуждались важнейшие вопросы о том, как и каким образом женщина должна измениться и как общество должно ее принимать. Среди основных тем для лекций стали: «Женщина сегодняшнего и завтрашнего дня», «Современная женщина», «Вечер поэтесс», «Судьба женщины», «Душа женщины», «Женщина о себе» и прочее [6, с. 3].

В казанском периодическом издании «Вятская речь» №254 за 27 ноября 1910 года находим заметку, посвященную предстоящему женскому съезду [3]. В ней указано, что записались на съезд более 600 участниц и продолжают записываться. Факт того, что нет помещения, способного вместить всех желающих, обязывает бюро приостановить запись. Однако приезжих из других городов все-таки записывать будут. Желающие принять участие в предстоящем мероприятии женщины едут с Кавказа, Литвы, Владивостока и Каинста. В газете даже отмечены темы предстоящих докладов, среди которых: «Женщина на сцене» Гриневской, «Женщина как жена и мать в борьбе с алкоголизмом» Григорьева, «О деятельности женщин в исправительных заведениях и тюрьмах» фон Кубе и т.д. [3]. Особый интерес представляют в этом отношении темы, которые будут озвучены во 2 и 3 секциях. Третья секция занимается вопросами о гражданских и политических правах женщин, а вторая проблемами экономического положения женщин и этики.

Таким образом, проблема досуговой повседневности провинциальных горожанок Казанской и Вятской губерний на рубеже XIX – начала XX века требует подробного изучения. Она позволяет полнее понять многие аспекты истории, которые оказались до сих пор не изученными. Особое внимание следует уделить быту и досугу, которые и являются важнейшей частью повседневной жизни. Подробное изучение этих аспектов жизни позволяет понять, каким образом менялось мировоззрение народа, что оказывало влияние, какие идеи были актуальны для общества. Основными видами досуга для женщин становятся балы, маскарады, танцевальные вечера. К ним женщины готовились особо внимательно. Именно в клубах, организовывающих подобные мероприятия, обсуждались все новости и тенденции. Анализ архивных материалов позволил изучить интересы женщин рубежа XIX – начала XX века. Материал исследования может быть использован для более глубоко изучения женской повседневности, изучения эволюции гендерного вопроса, в процессе комплексного изучения истории Казанской и Вятской губерний, а также истории России в целом.

Библиография
1. Вятская речь. – 1905. – №104.
2. Вятская речь. – 1908. – №17.
3. Вятская речь. – 1910. – №254.
4. Вятская речь. – 1913. – №249.
5. Дамский мир. – 1910. – №10.
6. Дамский мир. – 1916. – №8.
7. Зорин А.Н. Очерки городского быта дореволюционного Поволжья: монография / А.Н. Зорин, Н.В. Зорин, А.П. Каплуновский, Э.Б. Каплуновская, Е.В. Клюшина, Л. Хэфнер. – Ульяновск: Средневековый научный центр, 2000 – 693 с.
8. Камско-волжская речь. – 1913. – №162.
9. Камско-волжская речь. – 1913. – №285.
10. Миронова, Е.В. Городская жизнь дворян Казанской губернии в 1861-1917 гг. / Е.В. Миронова // Вестник ПГГПУ. – Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки. – 2014. – С. 24.
11. НА РТ, ф. 98, оп. 5, д. 1228, лл. 31-31 об., 38.
12. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. : [кн. 1-89] / под редакцией Н. А. Тройницкого. – Казанская губерния. – [Санкт-Петербург]: издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. – 1904 (обл. 1903). – 284 с.
References
1. Vyatka speech. – 1905. – No. 104.
2. Vyatka speech. – 1908. – No. 17.
3. Vyatka speech. – 1910. – No. 254.
4. Vyatka speech. – 1913. – No. 249.
5. Ladies' world. – 1910. – No. 10.
6. Ladies' World. – 1916. – No. 8.
7. Zorin, A.N. (2000). Sketches of urban life in the pre-revolutionary Volga region: monograph. A.N. Zorin, N.V. Zorin, A.P. Kaplunovsky, E.B. Kaplunovskaya, E.V. Klyushina, L. Hefner. Ulyanovsk: Medieval Scientific Center.
8. The Kama-Volga speech. – 1913. – No. 162.
9. Kamsko-Volzhskaya speech. – 1913. – No. 285.
10. Mironova, E.V. (2014). Urban life of the nobility of the Kazan province in 1861-1917. Bulletin of the PGGPU. Series, 3. Humanities and Social Sciences.
11. ON RT, f. 98, op. 5, 1228, l. 31-31. Vol., 38.
12. The first General Population Census of the Russian Empire in 1897: [books 1-89]. Edited by N. A. Troynitsky. Kazan province. [St. Petersburg]: publication of the Central Statistical Committee of the Ministry of Internal Affairs. – 1904 (region 1903).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Отзыв на статью «Досуговая повседневность провинциальных горожанок Казанск.ой и Вятской губерний на рубеже XIX – начала XX века: балы, маскарады, танцевальные вечера»

Предмет исследования – досуговая повседневность провинциальных горожанок Казанской и Вятской губерний на рубеже XIX –начала ХХ века».
Методология статьи. Автор рецензируемой работы вопросы методологии не затрагивает, но из контекста изложения текста можно определить, что в статье применялся традиционный для таких работ метод научности, системности, историзма и методология гендерного подхода.
Актуальность темы автор отмечает, повседневная жизнь женщин в провинциальных городах представляет значительный интерес, в связи с тем, что в «исторической науке наметился особый интерес к изучению бытовой жизни общества прошлых лет» , т.к. это дает возможность «понять формирование мировоззрения и мироощущения народа». Актуальность темы обусловлена также тем, что изучение бытовой жизни женщины дает возможность изучить роль женщин в семье и обществе, выявить какие вопросы ее интересовали, как она организовывала досуг, какие формы развлечений были для женщин в конкретный исторический период и многие другие вопросы.
Научная новизна определяется постановкой проблемы и задач исследования.
Стиль, структура, содержание. Стиль статьи можно отнести к научному, в статье широко используется метод описательности и потому статья читается легко. Структура работы логично выстроена. В начале статьи автор раскрывает актуальность статьи, ее цель и пишет, что «внимание сосредоточено на досуговой деятельности горожанок Казанской губернии второй половины XIX – XX веков». Автор отмечает, что на «основе архивных материалов сделана попытка обобщить и систематизировать имеющийся материал» по досуговой повседневности горожанок, в первую очередь представителей дворянского сословия двух губерний России Казанской и Вятской. В тексте же есть ссылка на один архивный документ из Национального архива Республики Татарстан и гораздо больше ссылок на материалы губернских газет. Автор отмечает рост дворянского сословия в Казани в конце XIX в., и подчеркивает рост вклада дворянства в общественную и культурную жизнь города, что привело к преображению облика Казани, открытию клубов по интересам, которые стали центром досуговой жизни жителей города и провинциальных барышень, которые проявляли активность для участия в новых формах досуга. Наиболее популярными формами досуга стали маскарады, балы и танцевальные вечера. Опираясь на монографическое исследование А.Н. Зорина «Очерки городского быта дореволюционного Поволжья» автор раскрывает какие формы досуга были популярны в разные времена года, так балы и маскарады проводились с октября по февраль и вход в клуб. Где они проводились были платными и не каждый мог купить билет на данное мероприятие, а танцевальные вечера проводились летом на яхтах и для участия в них также необходимо было купить билет. В статье показаны как проходили балы и маскарады, их роль в жизни общества, автор отмечает, что подросших детей дворян было принято вводить в светский круг на таких мероприятиях, «это был своего рода обряд инициации». В тексте статьи много интересных и любопытных форм проведения досуга (тайные комнаты для встреч, игра в карты на деньги, выписка модных журналов, семейные вечера в клубах, дорогостоящие приемы по различным поводам, посещение женщинами лекций о положении женщин в обществе). В заключении статьи автор делает выводы и пишет, что в исследуемый период «основными видами досуга для женщин становятся балы, маскарады» и отмечает необходимость более подробного и всестороннего изучения вопросов досуговой повседневности горожанок исследуемого региона.
Библиография работы состоит из разноплановых источников (газеты «Вятская речь», Камско-волжская речь», журнала «Дамский мир», монографии и статьи по теме и др.). Есть также ссылка на Научный архив Республики Татарстан. Общее количество источников составляет 12 и можно считать, что их оказалось достаточно для подготовки рецензируемой статьи.
Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранного в ходе работы над темой статьи информации
Выводы, интерес читательской аудитории. Статья может быть интересна специалистам и широкому кругу читателей.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.