Статья 'Террористический кризис в Буркина-Фасо и смена внешнеполитических приоритетов 2012-2022' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Террористический кризис в Буркина-Фасо и смена внешнеполитических приоритетов 2012-2022

Ванграуа Вендпанягдэ Ванеса Эстель

кандидат исторических наук

аспирант, кафедра "Теория Истории и международных отношений", Российский Университет Дружбы Народов

117198, Россия, московская область, г. Москва, ул. Миклухо Маклая, 3

Wangraoua Wendpagnagde Vanessa Estelle

PhD in History

Graduate student, People's Friendship University of Russia

117198, Russia, Moscow region, Moscow, Miklukho Maklaya str., 3

31vanessaestelle@gmail.com

DOI:

10.25136/2409-868X.2023.8.43559

EDN:

UKEMKM

Дата направления статьи в редакцию:

12-07-2023


Дата публикации:

16-08-2023


Аннотация: В статье автором рассмотрены основные направления в развитии внешней политики Буркина-Фасо, заключающиеся в выстраивании выгодных для государства международных связей, решающих политические и экономические вопросы. За последние несколько лет террористический индекс в Буркина-Фасо возрос, что привело к кризису и возникновению негативных отношений между властями и народом. Это обуславливает отказ государства от французского ориентира во внешней политике и выставление приоритета к сотрудничеству с Россией, США, Китаем и Ганой. Кроме того, политическая нестабильность соседних государств сказалась и на Буркина-Фасо в вопросах, затрагивающих проблему терроризма – представляется, что обмен информацией, координация действий и общие усилия на региональном и международном уровне помогают улучшить безопасность и защитить границы Буркина-Фасо. Сотрудничество с другими государствами позволяет Буркина-Фасо вносить свой вклад в решение общих глобальных проблем, таких как изменение климата, международный терроризм, бедность и миграция. Объединение усилий и совместная работа с другими государствами может улучшить эффективность и достижение согласованных решений. Также обратим внимание на возможность обмениваться опытом, знаниями и передовыми практиками в разных областях, таких как образование, здравоохранение, сельское хозяйство и т.д. Это может помочь улучшить качество жизни и развитие страны.


Ключевые слова:

Буркина-Фасо, колонизация, экономика, пандемия, санкции, сотрудничество, международные связи, внешняя политика, тероризм, политика

Abstract: In the article, the author examines the main directions in the development of Burkina Faso's foreign policy, which consist in building international relations beneficial to the state, solving political and economic issues. Over the past few years, the terrorist index in Burkina Faso has increased, which has led to a crisis and the emergence of negative relations between the authorities and the people. This causes the state to abandon the French benchmark in foreign policy and prioritize cooperation with Russia, the United States, China and Ghana. In addition, the political instability of neighboring States has also affected Burkina Faso on issues affecting the problem of terrorism - it seems that the exchange of information, coordination of actions and common efforts at the regional and international levels help to improve security and protect the borders of Burkina Faso. Cooperation with other States allows Burkina Faso to contribute to solving common global problems, such as climate change, international terrorism, poverty and migration. Joining efforts and working together with other States can improve efficiency and achieve agreed solutions. We will also pay attention to the opportunity to exchange experience, knowledge and best practices in various fields, such as education, healthcare, agriculture, etc. This can help improve the quality of life and development of the country.


Keywords:

Burkina-Faso, colonization, economy, pandemic, sanctions, cooperation, international relations, foreign policy, terrorism, policy

Введение.

Современное состояние государства Буркина-Фасо характеризуется низким уровнем жизни, а также бедностью среди населения. Но постепенное выстраивание международных взаимоотношений с более развитыми странами приводит к улучшению ситуации. Несмотря на то, что деятельность органов государственной власти направлена на эффективное повышение уровня развития Буркина-Фасо, на сегодняшний день одной из актуальных проблем для государства является смена внешнеполитических взглядов.

Географическое положение Буркина-Фасо характеризуется менее положительно, что отражается на геополитике государства. Развитие международных отношений напрямую зависит от политической концепции, включающая в себя географический фактор. Современные темпы развития экономики также сказываются на положении Буркина-Фасо в системе международных связей, поскольку как было сказано, государство является одним из беднейших на сегодняшний день.

В данной работе мы рассмотрим внешнюю политику Буркина-Фасо, влияние Франции на государство, являющееся до 1960 года французской колонией, а также террористический кризис, который приобретает большую значимость в последние несколько лет. Борьба за понижение индекса терроризма в Буркина-Фасо ведется более 10 лет, однако достичь желаемого результата не удается. На сегодняшний день состояние международных связей страны зависит от внутренней ситуации в Буркина-Фасо, которая характеризуется крайне негативно. Актуальность выбранной темы безусловна, поскольку нестабильное состояние государства в социальной, политической и экономической областях негативно сказывается на международных связях.

Сотрудничество Буркина-Фасо с бывшей метрополией – Францией.

В 2020 году пандемия коронавируса стала шоком для мировой экономики, поскольку она привела к резкому сжатию производства, сокращению активности в секторе услуг, нарушению производственных цепочек. Разразившийся кризис сильно повлиял и продолжает влиять на подходы к инвестиционной политике Буркина-Фасо [4]. На текущий момент можно констатировать тот факт, что общее внимание к задачам комплексного развития ослабело. Государство стало терять позиции на привилегированных рынках, инвестиционная деятельность сократилась, в связи с чем власти Буркина-Фасо заинтересованы в развитии международных связей. Кроме того, Covid-19 оказал сильное влияние на ситуацию в государстве, в связи с чем уровень безработицы с 2020 года остается высоким. Все это оказывает давление на власти Буркина-Фасо для заключения новых международных договоров для дальнейшего сотрудничества.

Исследователи, чей интерес направлен на изучение африканского государства, отмечают, что ее развитие пошло не по пути стран Запада несмотря на то, что Буркина-Фасо является бывшей французской колонией, и до недавних пор ориентировалась на политику Франции [7].

В 2022 году Россия подверглась санкциям со стороны Запада и Европы, что стало детерминантом разрыва многих дипломатических отношений с государством. Но власти Буркина-Фасо заинтересованы в том, чтобы наладить сотрудничество, что во многом противоречит политике Франции, которую активно перенимало Буркина-Фасо [8].

Сегодня власти государства стремятся сохранить дипломатические отношения со многими странами Евросоюза, поскольку это дает возможность стабилизировать экономику государства. В том числе, Франция продолжает оказывать поддержку в некоторых делах, однако в августе 2022 года население Буркина-Фасо стало требовать от властей государства разорвать отношения с ней. На это влияет несколько причин, одной из которых является повышение уровня совершения террористических актов. В 2019 году наблюдался один из самых высоких индексов терроризма в Буркина-Фасо.

Терроризм как одна из важных проблем Буркина-Фасо.

В государстве существует достаточно высокий уровень террористической угрозы. В связи с санкционными мероприятиями, введенными против России, большинство стран оказались в нестабильной экономической ситуации, что повлекло увеличение уровня совершений актов терроризма. Буркина-Фасо не стал исключением. Однако другой причиной можно назвать осуществление деятельности террористических группировок, запрещенных на территории Российской Федерации: «Аль-Каида» и «Исламское государство» [16]. В связи с такими обстоятельствами, население Буркина-Фасо требует разорвать любые отношения с Францией.

Глава правительства Буркина-Фасо утверждает, что если в течение многих лет сотрудничество с Францией не позволяет победить терроризм, то его страна вправе ставить подобные вопросы. Их нужно задавать несмотря на то, что Франция является для Буркина-Фасо «историческим партнером» [15].

Власти подчеркнули, что проблемы возникают не между народами Буркина-Фасо и Франции, а между правителями и в отношении сотрудничества двух государств. Напомним, в условиях участившихся террористических атак в Буркина-Фасо представители гражданского общества регулярно призывают к разрыву отношений с Францией и налаживанию сотрудничества с Россией.

Нами были проанализированы местные и зарубежные источники, рассматривающие причины повышения уровня терроризма в странах Африки, в том числе и в Буркина-Фасо. Среди исследований можем выделить работу И.Н. Нья-деры и Х. Массауда. В относительно недавней статье авторы указали, что главной из причин является «теория неуправляемого пространства и конфликтов, согласно которой отсутствие эффективной деятельности со стороны правительства со временем может привести к дезинтеграции и политической дестабилизации» [14]. На наш взгляд, вследствие возникновения множества конфликтов, население Буркина-Фасо стало уязвимым перед факторами, ведущими к появлению вооруженных групп и террористических группировок. Анализ показателей правления государством показывает, что на протяжении нескольких лет власти Буркина-Фасо не проводили эффективную внутреннюю политику [12].

Другие исследователи, в частности, И. Аттия [13], указывают, что основной причиной высокого террористического индекса в государстве является влияние бывшей метрополии – Франции. В современных условиях вопросы независимости становятся приоритетными для каждого государства, в особенности, для местного населения. Так, многолетняя борьба за право автономии привела к восстаниям и революциям [9].

Ряд террористических актов прошел еще в 2011 году, причиной этого стала известная «Арабская ночь», изменившая политическую ситуацию в стране. Последствия приобрели исключительно негативную окраску, прежде всего, была создана одна из распространенных на сегодняшний день террористических группировок «ИГИЛ» (запрещенная на территории Российской Федерации). Подчеркнем, что после событий 2011 года, для Буркина-Фасо в целом последствия были незначительными, однако это состояние обострилось к 2014 году.

Согласно исследованиям, проведенным одной из международных баз данных «Global Terrorism Database», в 2015 году на территории Буркина-Фасо было зарегистрировано 7 актов терроризма. Для сравнения: в 2014 году их насчитывалось всего 3. С 15 января 2016 г., даты первого особо крупного террористического нападения, совершенного в центре Уагадугу по 10 декабря 2017 г. Буркина-Фасо стала объектом 102 масштабных нападений вооруженных экстремистов [5].

Из анализа можем сделать вывод, что террористический кризис был вызван рядом причин, среди которых ключевое место занимают события «арабской весны». Повышение индекса терроризма в 2021 году привело к изменению внешнеполитических взглядов Буркина-Фасо, в том числе, постепенно стал происходить отказ от ориентира на политику Франции.

Прежде всего, власти государства заинтересованы в налаживании международных связей с Россией. Подчеркнем, что дипломатические отношения между Буркина-Фасо и Советским Союзом были впервые заключены еще в 1967 году. После распада Советского Союза Буркина-Фасо признала Россию правопреемницей СССР. Однако по финансовым причинам посольства между двумя странами были закрыты [3].

Терроризм снова стал причиной для массовых конфликтов и демонстраций, призывающих властей Буркина-Фасо рассмотреть вопрос о присоединении государства к Российской Федерации. Во многом это связано с тем, что за последние несколько лет значительно увеличился индекс голода – большая часть населения не может удовлетворять базовые потребности в пропитании. Однако Совет Безопасности ООН остался в стороне и не внес заявлений по ситуации, произошедшей в Буркина-Фасо. Особое внимание привлекает бездействие Франции, которая некогда стремилась наладить ситуацию в государстве с терроризмом и начинала активную борьбу с повстанцами.

Говоря о реакции России на последние события в Буркина-Фасо, направленные на международные взаимоотношения между двумя странами, отметим, что власти России заинтересованы в оказании поддержки африканской стране. Некоторые из исследователей отмечают, что сотрудничество двух государств можно назвать историческим моментом, поскольку оно сможет оказать влияние на улучшение качества жизни в Буркина-Фасо [11].

Сотрудничество Буркина-Фасо и США.

Продолжая рассматривать вопросы внешней политики, отметим международные взаимоотношения Буркина-Фасо и США, поскольку сотрудничество затрагивает интересы двух государств в области укреплении стабильности экономических показателей.

Сотрудничество с США позволяет Буркина-Фасо реализовывать многие региональные программы в рамках двухсторонней дипломатии, поскольку государство оказывает финансовую помощь. Результатом Положительным аспектом такого сотрудничества можно назвать программу, реализуемую через католические службы в Буркина-Фасо под названием «Еда во имя мира» - школьные обеды.

Большинство исследователей придерживаются позиции, что Буркина-Фасо стала местом нескольких успешных примеров развития в процессе дипломатического сотрудничества с другими государствами. Так, к примеру, лидерство США в обеспечении продовольственной безопасности в Сахеле после засухи 1968-74 годов привело к фактической ликвидации голода, несмотря на повторяющиеся засушливые годы. В регионе ликвидирована речная слепота.

В обоих случаях США были основным донором межафриканских организаций со штаб-квартирой в Уагадугу, которые благодаря постоянным усилиям добились и закрепили эти достижения. В 2005 году Буркина-Фасо и Корпорация «Вызовы тысячелетия» (MCC) подписали страновую программу «Порог» стоимостью 12 миллионов долларов для строительства школ и увеличения числа девочек, посещающих школу.

Более того, в ноябре 2005 года Корпорация «Вызовы тысячелетия» выбрала Буркина-Фасо в качестве страны, имеющей право подать заявку на получение помощи со счета «Вызовы тысячелетия» на 2006 финансовый год, что сделало ее одной из двух стран, имеющих право на получение как порогового, так и льготного финансирования [1].

Сотрудничество Буркина-Фасо и Китая.

В последние несколько лет власти Буркина-Фасо стремятся к налаживанию международных отношений с Китаем. Подчеркнем, что определенный период времени Буркина-Фасо придерживались позиции, что Китайская Республика является единственным представителем Китая, и, как следствие, сотрудничало с ней.

История взаимоотношений между Буркина-Фасо и Китаем долгая, однако затрудняется нестабильной ситуацией в мировой экономике. С 15 сентября 1973 года по 4 февраля 1994 года Уагадугу и его пять последовательных президентов поддерживали скромные отношения с Пекином (с точки зрения проектов и финансирования) [2]. Это оппортунистическое произошло через два года после вступления так называемого материкового Китая в Совет Безопасности ООН.

В 1971 году Буркина-Фасо (тогда еще «Верхняя Вольта» - название было получено в колониальный период) вместе с США выступили против резолюции 2758 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 октября 1971 года. Морис Ямеого (президент с 1959 по 1966 год), однако, поддерживал отношения с Пекином до официального оформления двусторонних отношений, то есть во время тайваньско-буркинабийского сотрудничества.

В конце 1990-х годов Буркина-Фасо подвергалась влиянию многих факторов, которые негативно сказались на и так плохом финансовом состоянии государства. На наш взгляд, Буркина-Фасо нуждается в материальной помощи со стороны зарубежных инвесторов, однако страны Запада не могут в этом оказать поддержку. Однако на данном этапе сотрудничества Китай не проявляет заинтересованности в вопросе оказания финансовой поддержки.

Сотрудничество Буркина-Фасо и Ганы.

Отметим и взаимовыгодное сотрудничество государства со странами Западной Африки, поскольку динамика их отношений в разы улучшилась в течение последних десяти лет [6]. Одной из стран, с которой Буркина-Фасо стремится укрепить дипломатические отношения является Гана.

С приходом к власти в Буркина-Фасо в 1983 году Томаса Санкары, отношения между государствами стали более близкими. Ориентир на Францию по вопросам выстраивания политики стал ключевым в вопросах создания прочной связи, способной повысить уровень экономики, а также наладить политические отношения между странами. Несмотря на то, что Гана является одной из бедных стран, как и Буркина-Фасо, их союз за последние года лишь укрепился. Подчеркнем, что власти государств объединили силы также и для решения вопроса, связанного с повышенным индексом терроризма в обеих странах.

В колониальный период между Буркина-Фасо и Ганой сотрудничество было нарушено, поскольку нахождение под влиянием бывшей метрополии негативно сказалась на взаимоотношениях народов. В настоящее время в государствах налажены каналы импорта и экспорта, за счет чего социальное и материальное положение каждой из стран повышается.

Смена внешнеполитических взглядов.

Смену внешнеполитических ориентиров Буркина-Фасо можно рассмотреть на примере постепенно прекращающегося сотрудничества с Францией. На современном этапе развития государства и вступления в новые дипломатические отношения, Буркина-Фасо уверенно отходит от французского ориентира, выстраивая новые политические ветви на международной арене. Во многом на данный процесс повлиял переворот, который произошел небезосновательно – это обусловлено неэффективной деятельностью французского государства в борьбе с терроризмом. На данном этапе власти Буркина-Фасо намерены выстраивать только те международные отношения, которые могут оказать положительное влияние на их развитие в разных направлениях. Несмотря на то, что государственные перевороты в Буркина-Фасо происходят довольно часто, именно последние события стали основой для разрыва отношений с Францией.

Несмотря на то, что Буркина-Фасо длительное время находилось под влиянием бывшей метрополии [10], сегодня политические взгляды и международные связи государства активно сменяются. Причины очевидны – влияние пандемии Covid-19 на состояние показателей мировой экономики, в частности, Буркина-Фасо, а также террористический кризис, наблюдаемый в государстве последние 10 лет.

Результаты.

На основе проведенного анализа можем сделать несколько выводов: во-первых, события «Арабской весны» стали основной для возникновения многих вооруженных группировок, в том числе знаменитых «Аль-Каида» и «ИГИЛ» (запрещенных на территории Российской Федерации). Представляется, что активность радикальных и террористических группировок в Буркина-Фасо объясняется рядом сложных и взаимосвязанных факторов. Несколько из них следующие:

1. Политическая нестабильность: ситуация в Буркина-Фасо остается нестабильной на протяжении длительного времени. Исторические конфликты, недостаток сильного государственного контроля и неспособность правительства предоставить достойные условия жизни для всех граждан могут стимулировать недовольство и сопротивление в отдельных сегментах общества, что создает почву для возникновения радикальных группировок.

2. Экономические проблемы: тяжелая экономическая ситуация, высокий уровень бедности, безработицы и неравномерное распределение ресурсов также являются факторами, способствующими привлечению граждан к радикальным группам. Недостаток экономических возможностей может создавать чувство отчаяния и безысходности, что делает индивидуумов более уязвимыми для пропаганды и вербовки террористическими группами.

3. Этнические и религиозные разногласия: в Буркина-Фасо существуют этнические и религиозные различия, которые могут приводить к конфликтам и напряженности в обществе. Религиозные культы и их индивидуальные интересы могут использоваться радикальными группами для мобилизации поддержки и создания конфликтов.

4. Геополитические факторы: Буркина-Фасо граничит с множеством стран, включая Мали, Нигер и Кот-д'Ивуар, которые также сталкиваются с серьезными проблемами политической нестабильности и терроризма. Это может облегчать перемещение террористических организаций через границы и обмен опытом, оружием и ресурсами.

Прогнозирование результатов борьбы с терроризмом в Буркина-Фасо представляется сложным процессом, так как он зависит от множества факторов и условий. Однако, рассмотрим несколько возможных прогнозов:

1. Усиление международного сотрудничества: Буркина-Фасо может ожидать дальнейшего укрепления сотрудничества с другими странами и международными организациями в борьбе с терроризмом. Обмен информацией, поддержка в области обеспечения безопасности и техническое содействие могут помочь повысить эффективность контртеррористической деятельности.

2. Укрепление государственных институтов: Буркина-Фасо может предпринимать шаги по укреплению своих государственных институтов и обеспечению правопорядка в стране. Это может включать улучшение правоохранительных органов, развитие судебной системы, а также укрепление границ и вооруженных сил.

3. Привлечение и интеграция местного населения: важно вовлечь местное население, особенно в областях, где действуют радикальные и террористические группы, в борьбу с терроризмом. Это может включать программы социального развития, создание рабочих мест, доступ к образованию и участию в местных и политических процессах.

4. Предотвращение радикализации: помимо борьбы с текущими террористическими группировками, Буркина-Фасо может сосредоточиться на предотвращении радикализации и вербовки новых членов. Это может быть достигнуто через образование, информационные кампании, вовлечение религиозных лидеров и адаптацию социальных медиа стратегий.

5. Экономическое развитие: улучшение экономической ситуации в Буркина-Фасо может сыграть важную роль в борьбе с терроризмом. Создание рабочих мест, развитие инфраструктуры, поддержка малого и среднего предпринимательства и борьба с бедностью могут снизить уязвимость населения к радикализации и помочь создать стабильное общество.

Это лишь некоторые возможные прогнозы. Борьба с терроризмом является сложной задачей, требующей постоянного анализа ситуации, принятия эффективных мер и сотрудничества различных сторон.

Во-вторых, повышение террористического индекса наблюдается с 2014 года несмотря на то, что в 2011 году был совершен ряд актов терроризма, направленных на захват государственной власти. Начиная с 2014 года, власти Буркина-Фасо стали в срочном порядке пересматривать внешнеполитические связи, поскольку остро стояла необходимость в решении террористического вопроса.

В-третьих, на сегодняшний день Буркина-Фасо заинтересовано в налаживании международных связей с большим количеством государств, поскольку и без того низкие экономические показатели становятся фактором совершения новых террористических актов.

В-четвертых, сотрудничество между Россией и Буркина-Фасо является приоритетным для властей государств, поскольку в настоящее время требуется необходимость выстраивания гуманитарных каналов, и налаживания торгово-экономических путей между странами.

Таким образом, на сегодняшний день Буркина-Фасо стремится к созданию союзов со странами, которые смогут восстановить их экономическое состояние, а также разрешить вопрос переворотов в государстве. Некогда бывшая колония Франции – Буркина-Фасо – после долгих лет сотрудничества с французским государством, решила изменить ориентир на Францию в пользу выстраивания крепких дипломатических отношений с другими государствами.

Изучив террористический кризис и смену внешнеполитических взглядов Буркина-Фасов, можем отметить крайнюю необходимость в реализации мер, направленных на снижение террористического индекса, устранения причин и факторов терроризма, а также выстраивание международных связей для эффективного разрешения экономических вопросов.

Библиография
1. Абрамова И.О. Африка в современной модели мироустройства: весомый игрок или аутсайдер? Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. – 11(5). – 6-21 с.
2. Ашаева А.В. Постколониальный дискурс и рецепция античности: африканская идентичность греко-римского мира // Вестник ННГУ. – 2017. – №4. – 9-15 с.
3. Бамба В. Кот-Д'Ивуар и Россия: перспективы торгово-экономического сотрудничества // Азия и Африка сегодня. – 2017. – №6. – 51-54 с.
4. Бирженюк Г.М. Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего // Социологические исследования. – 2018. – №1. – 146-148 с.
5. Исаев Л.М. Глобальная террористическая угроза в Сахеле и истоки терроризма в Буркина-Фасо / Л.М. Исаев, А.В. Коротаев, Д.А. Бобарыкина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22, № 2. С. 411-421.
6. Кассае Н. Вольде Микаэль. Особенности политического развития Африки в постколониальный период / Н. Вольде Микаэль Кассае, Н.В. Ивкина // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. – 2020. – №1. – 22-38 с.
7. Костелянец С.В.  Терроризм в Африке: особенности, тенденции и перспективы / С.В. Костелянец // ИМЭМО РАН. – 2016. – №2 (51). – 101-113 с.
8. Савичева Е.М. Особенности африканского вектора внешней политики Муаммара Каддафи: от арабского единства к панафриканизму // Вопросы истории. – 2020. – № 1. – 234-244 с.
9. Филиппов В.Р. Операция «Бархан»: бесславное завершение? // Азия и Африка сегодня. – 2022. – № 2. – 40-47 с.
10. Филиппов В.Р. Первое африканское турне Э. Макрона // Международные отношения. – 2018. – №1. – 75-89 с.
11. Sow, P. (2017). Young people and political participation in Burkina Faso. Africa Spectrum, 52(1), 75-86.
12. Zongo, T., & Sangaré, M. (2016). Does liberalisation lead to job growth? A case study of indirect employment creation in Burkina Faso. Development Policy Review, 34(6), 899-917.
13. Attiya I. (2017) Li-tahdid al-munazamat wa al-irhab: masadir jadida li-tahdid al-amn fi Ifriqiya. Macallatul-buhus wad-dirasatil-qanuniyya was-siyasiyya // Research Journal of Legal and Policy Studies], (8), pp. 53-70.
14. Nyadera I., & Massaoud, M. (2019). Elusive peace and the impact of ungoverned space in the Sahel conflict. Güvenlik Bilimleri Dergisi, 8(2), pp. 271-288.
15. Sakande M. (2018) Attaques Terroristes Contre Le Burkina Faso: Le G5 Sahel, La Solution à Petite Vitesse // Evénement, pp. 271-288.
16. Thurston A. (2021) Escalating Conflicts in Burkina Faso // RLS Research Papers on Peace and Conflict Studies in West and Central Africa, pp. 1-33.
References
1. Abramova, I.O. (2018) Africa in the modern model of the world order: a significant player or an outsider? Contours of global transformations: politics, economics, law, 11(5), 6-21.
2. Ashaeva, A.V. (2017) Postcolonial discourse and reception of antiquity: African identity of the Greco-Roman world. Bulletin of the UNN, 4, 9-15.
3. Bamba, V. (2017) Ivory Coast and Russia: prospects for trade and economic cooperation. Asia and Africa today, 6, 51-54.
4. Birjenuk, M.V. (2018) Global world: systemic shifts, challenges and contours of the future. Sociological research, 1, 146-148.
5. Isaev, L.M., Korotaev, A.V., & Bobarikina, D.A. (2022) The global terrorist threat in the Sahel and the origins of terrorism in Burkina Faso. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: International Relations, vol. 22, 2, 411-421.
6. Kassae, N. Wolde Mikael. (2020) Features of the political development of Africa in the postcolonial period. (Eds.) N. Wolde Mikael Kassae, N.V. Ivkina. Bulletin of the RUDN. Series: International Relations, 1, 22-38.
7. Kostelyanec, S.V. (2016) Terrorism in Africa: features, trends and prospects. IMEMO RAS, 2(51), 101-113.
8. Savicheva, E.M. (2020) Features of the African vector of Muammar Gaddafi's Foreign policy: from Arab Unity to Pan-Africanism. Questions of history, 1, 234-244.
9. Filippov, V.R. (2022) Operation "Barkhan": an inglorious end? Asia and Africa today, 2, 40-47.
10. Filippov, V.R. (2018) E. Macron's first African tour. International Relations, 1, 75-89.
11. Sow, P. (2017). Young people and political participation in Burkina Faso. Africa Spectrum, 52(1), 75-86.
12. Zongo, T., & Sangaré, M. (2016). Does liberalisation lead to job growth? A case study of indirect employment creation in Burkina Faso. Development Policy Review, 34(6), 899-917.
13. Attiya, I. (2017) Li-tahdid al-munazamat wa al-irhab: masadir jadida li-tahdid al-amn fi Ifriqiya. Macallatul-buhus wad-dirasatil-qanuniyya was-siyasiyya. Research Journal of Legal and Policy Studies], 8, 53-70.
14. Nyadera, I., & Massaoud, M. (2019). Elusive peace and the impact of ungoverned space in the Sahel conflict. Güvenlik Bilimleri Dergisi, 8(2), 271-288.
15. Sakande, M. (2018) Attaques Terroristes Contre Le Burkina Faso: Le G5 Sahel, La Solution à Petite Vitesse. Evénement, pp. 1-30.
16. Thurston, A. (2021) Escalating Conflicts in Burkina Faso. RLS Research Papers on Peace and Conflict Studies in West and Central Africa? pp. 1-33.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Последние полтора столетия оказались противоречивыми для Франции: с одной стороны, это и поражение под Седаном, капитуляции 1871 и 1940 гг., и Дьенбьенфу, с другой стороны, Париж оказался победителем и в Первой, и во Второй мировой войне, при этом в результате последней получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН. В то же время уже через четверть века после Второй мировой Франция лишилась своих африканских колоний, казалось бы окончательно уйдя в тень своих англо-американских партнеров. Однако, несмотря на трудное расставание с колониальным прошлым, Франция сумела наладить торгово-экономические отношения с новыми независимыми государствами на Черном континенте, а в целом ряде случаев ее геополитическое влияние определяется не только культурными связями (тем же французским языком), но и военным присутствием. В условиях осложнения международной обстановки в постковидном и постмонополярном мире представляется важным обратиться к изучению различных аспектов формирования международных отношений целого ряда бывших французских колоний в Африке.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является смена внешнеполитических ориентиров в Буркина-Фасо. Хронологические рамки работы охватывают период 2012-2022 гг. Автор ставит своими задачами рассмотреть сотрудничество Буркина-Фасо со своей бывшей метрополией Францией, а также с США, Китаем и африканскими соседями, проанализировать влияние террористической угрозы на взаимоотношения Уагадугу и Парижа.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор на основе различных источников стремится охарактеризовать перемены во внешнеполитическом курсе Буркина-Фасо за последние десять лет.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент отметим его разносторонность: всего список литературы включает в себя 12 различных источников и исследований. Несомненным достоинством рецензируемой статьи является привлечение зарубежных материалов, в том числе на английском и французском языках, что определяется самой постановкой темы. Из привлекаемых автором исследований отметим прежде всего труды И.О. Абрамовой, С.В. Костелянец, Л.М. Исаева, А.В. Коротаевой, Д.А. Бобарыкиной, И.Н. Ньядеры и Х. Массауда, в центре внимания которых различные аспекты деятельности террористических и радикальных групп на Африканском континенте. В то же время к библиографии есть замечания: в списке литературы представлены общие труды в формате учебников, при этом учебник «Основы экономики» М.В. Богатыревой и вовсе предназначен для среднего профессионального образования, как следует из его описания. Заметим, что привлечение для научной статьи учебных пособий, тем более имеющих столь общий характер, вряд ли служит примером успешной исследовательской работы. В то же время вне рамок авторского поля зрения оказался целый ряд интересных работ, например, В.Р. Филиппова («Операция «Бархан»: бесславное завершение?», Азия и Африка сегодня. 2022. № 1) и т.д.
Таким образом, на наш взгляд, библиография статьи нуждается в уточнении.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, в ней присутствует значительный элемент публицистики, а сама статья доступна для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как африканским регионом, в целом, так и отдельными его странами, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что сегодня одной из насущных проблем для Буркина-Фасо является смена внешнеполитических ориентиров. Как отмечается в рецензируемой статьи, нынешние власти страны, понимая что Франция как «исторический партнер» не помогла решить вопрос терроризма, ищут новых союзников, среди которых может быть и Россия. Примечательно, что как показано в работе, Китай пока не готов усилить свое финансовое присутствие в Буркина-Фасо, а это значит что страна открыта для сотрудничества многочисленным акторам.
Главным выводом статьи является то, что «некогда бывшая колония Франции – Буркина-Фасо – после долгих лет сотрудничества с французским государством, решила изменить ориентир на Францию в пользу выстраивания крепких дипломатических отношений с другими государствами».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в учебных курсах, так и в рамках стратегий взаимоотношений России и африканских стран.
В то же время к статье есть замечания, а сама она имеет обзорный характер:
1) Необходимо уточнить библиографию, удалив из нее учебные пособия и добавив работы по теме статьи. Желательно усилить статью анализом литературы по ее теме.
2) Следует вычитать статью. В тексте у автора значится: «Терроризм снова стал причиной для массовых конфликтов и демонстраций, призывающих властей Буркина-Фасо рассмотреть вопрос о присоединении государства к Российской Федерации», «Во многом на данный процесс повлиял переворот, который произошел небезосновательно».
3) Автор говорит о переворотах, происходивших за последние годы в Буркина-Фасо, но без какой-либо конкретики. Следует показать причины и характер переворотов, а также отразить интересы новых сил в стране.
4) Необходимо показать подлинные причины усиления деятельности радикальных и террористических групп в Буркина-Фасо и возможные прогнозы по дальнейшей борьбе с ними.
Только после существенной переработки статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования».


Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Отзыв
На статью «Террористический кризис в Буркина-Фасо и смена внешнеполитических приоритетов 2012-2022».
Предмет исследования обозначен в названии и разъяснен в тексте статьи.
Методология исследования основана на принципах объективности, научности, комплексности и системности. В работе также были использованы историко-сравнительный, историко-сопоставительный и историко-генетический и описательный методы.
Актуальность исследования определяется тем, что Буркино-Фасо относится к одной из беднейших стран Африки и борьба с терроризмом в этой стране ведется длительное время, но ситуация далека от разрешения. Буркина-Фасо (до 1984 г. называлась Верхняя Вольта) и во внешней политике она в основном ориентировалась на Францию, чьей колонией она была фактически с конца XIX в до 1960 г. В последние годы Буркино-Фасо во внешней политике ориентируется в первую очередь на Россию, что было продемонстрировано временным президентом этой страны Ибрагимом Труаре на саммите Россия –Африка в июле 2023 г. Буркино-Фасо в последнее время дистанцируется от своего давнего партнера Франции и нацелена на развитие отношений также с Китаем, Ганой и др. странами.
Новизна темы определяется постановкой проблемы и задач. По сути это первая работа, в которой комплексно рассматривается террористический кризис в стране и причины и факторы смены внешнеполитических приоритетов Буркино-Фасо в 2012-2022 годы.
Стиль работы научный, есть элементы описательности при анализе отношений Буркино-Фасо с США, Ганой, Китаем. Язык статьи написан доступным языком, что делает статью понятной не только для специалистов, но и для широкого круга читателей. Структура работы нацелена на достижение цели статьи и состоит из следующих разделов: Введение; Сотрудничество Буркина-Фасо с бывшей метрополией – Францией; Терроризм как одна из важных проблем Буркина-Фасо; Сотрудничество Буркина-Фасо и США; Сотрудничество Буркина-Фасо и Китая; Сотрудничество Буркина-Фасо и Ганы; Смена внешнеполитических взглядов; Результаты. Во введении автор разъясняет цель и задачи исследования, ее актуальность, предмет исследования и хронологические рамки. В разделе «Терроризм как одна из важнейших проблем Буркино-Фасо» автор провел анализ работ российских, зарубежных и авторов из Буркино-Фасо, которые рассматривали причины повышения уровня терроризма в странах Африки и выделяет среди них наиболее интересные. Этот раздел представляет интерес для специалистов, изучающих факторы современного терроризма. По мнению автора статьи, «вследствие возникновения множества конфликтов, население Буркина-Фасо стало уязвимым перед факторами, ведущими к появлению вооруженных групп и террористических группировок. Он отмечает, что «на протяжении нескольких лет власти Буркина-Фасо не проводили эффективную внутреннюю политику», что привело к росту террористических актов. Названия разделов статьи соответствуют их содержанию. В разделе результаты показаны итоги проведенного анализа автором и даны некоторые прогнозы по борьбе с терроризмом, которые вызовут интерес у читателей. Текст статьи логически выстроен, текст последовательно изложен, читается легко.
Библиография работы достаточно обширна и состоит из 16 источников, в том числе 9 работ российских специалистов. Все работы опубликованы в 2017-2022 годы и посвящены теме исследования и смежным темам и их вполне достаточно для раскрытия темы исследования.
Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации по теме исследования.
Статья написана на актуальную тему, имеет признаки новизны и будет интересна специалистам и широкому кругу читателей.
В работе есть опечатки, есть незавершенные предложения и при подведении выводов автор пишет: Борьба с терроризмом является сложной задачей, требующей постоянного анализа ситуации, принятия эффективных мер и сотрудничества различных сторон. Затем он пишет: «Во-вторых, повышение террористического индекса наблюдается с 2014 года…». Представляется, что до во-вторых, должно быть, во-первых. Текст требует внимательной вычитки.

Замечания главного редактора от 11.08.2023: "Автор частично учел замечания последнегро рецензента. Доработанная рукопись рекомендуется к пбуликации".

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.