Философская мысль - рубрика Диалектика
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Диалектика"
Диалектика
Яковлев В.А. - К вопросу о синтезе классической диалектики и герменевтики c. 1-22

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.7.19598

Аннотация: Предметом исследования является осмысление диалектики как универ¬салии критического интерпретативного рационализма. Рассматриваются основные этапы становления диалектического метода в истории философии. Особое внимание уделяется гегелевской и марксистской теориям диалектики. Выявляется основной кластер элементов (ядро) диалектики, который сохраняется на протяжении всей истории её разви¬тия. Даётся развёрнутая критика понимания диалектики К. Поппером. Проводится реконструкция основных идей герменевтики Х.-Г. Гадамера и метода Ж.П. Сартра. Анализируются подходы современных философов и учёных в осмыслении диалектики. Выдвигается и аргументировано обсуждается авторский подход – синтез классической диалектики и герменевтики. При анализе современной постановки вопроса о диалектике используются исторический (диахронный) и логический (синхронный) методы исследования. При рассмотрении взглядов и подходов разных авторов применяется общий метод критического рационализма, а также методы контент-анализа и case-studies. Новизна исследования заключается в следующих утверждениях. Даётся новое осмысление диалектики как универ¬салии критического интерпретативного рационализма. Линейной (прямолинейной) диалектике XIX в. в настоящее время противостоит нелинейная («челночная») диалектика, суть которой состоит в герменевтическом движении с целью разрешения противоречия между частью и целым, частным и общим, второстепенным и главным. Объект рассматривается поочередно в различных контекстах, и мышление как бы постоянно совершает «челночное» движение от объекта к одному «горизонту», от него к другому и снова к объекту. В отличие от линейной схемы (тезиса — антитезиса — синтеза) новое понимание диалектики заключается, прежде всего, в умении вписать объ¬ект в различные, чаще всего противоположные (контрарные) смыс¬ловые контексты, которые противостоят друг другу как бинарные оппозиции.
Крапеницкий А.А. - Стоическое в диалектике Аврелия Августина: Contra Academicos, 3.13.29. c. 10-16

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.4.22923

Аннотация: Академический скептицизм главным образом был направлен против стоической философии. При всей успешности академиков в отрицании большей части стоического учения, они, тем не менее, не могли опровергнуть развитое стоиками формальное тождество самосознания, и, напротив, исходили из него. Поэтому, в своем трактате “Против академиков” Аврелий Августин показывает этот непреходящий момент в логике стоиков и воспроизводит его, преломляя в своей диалектике, с тем чтобы использовать его для опровержения скептицизма. Мы начинаем с описания общего отношения скептиков к стоическому учению. Далее, мы даем краткую характеристику стоической логики. А затем, вооружившись пониманием стоической диалектики, мы концентрируем внимание на том разделе Contra Academicos, где обнаруживаются общие и расходящиеся со стоицизмом нюансы августиновской мысли. Проделав эти шаги, мы удостоверяемся в том, что в своем трактате, направленном против скептической мысли, Августин на самом деле прибегает к формальному тождеству самосознания логики стоиков, которое не могли преодолеть скептики. Тем самым он сохраняет это завоевание античности, которое в дальнейшем осуществилось в более развитой спекулятивной форме неоплатонического мышления, присущей также и Августину.
Бартош А.А. - Диалектика гибридной войны c. 53-68

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.21510

Аннотация: Предметом исследования является стратегия гибридной войны. В статье сделана попытка показать, что война, как и любое социальное явление, претерпевает изменения. При этом речь идет не о простом процессе количественных изменений, которые не ведут к изменению качества. В условиях глобализации и информационно-технологической революции современные конфликты претерпевают изменения коренные, качественные. Эволюция подготовляет революцию, которая создает новые условия для дальнейшего эволюционного развития. Переход от старого качества к новому отличается многообразием форм, и только учёт конкретного характера явлений и исторических условий, в которых происходит развитие этих явлений, позволяет понять, в каких формах совершаются скачки, повороты от одного качества к другому. Методология основана на применении к исследованию эволюции стратегий современных конфликтов диалектического закона перехода количественных изменений в качественные как наиболее общего закона развития. Используется также компаративистский метод. Научная новизна заключается в попытке использовать диалектический закон перехода количественных изменений в качественные для анализа генезиса стратегии гибридной войны. Утверждается, что наиболее глубокое и всеобъемлющее влияние на изменения характера и содержания современных конфликтов оказывают процессы глобализации и информационно-технологической революции, которые формируют новые механизмы взаимодействия и взаимозависимости в глобальном и региональном масштабах. Показано, что изменение парадигмы современных конфликтов связано с тенденцией перехода от линейной к нелинейной модели войны, основанной на применении непрямых ассиметричных действий. Исследуются изменения системообразующих элементов гибридной войны, которые определяют содержание самой философии войны как гуманитарной составляющей учения о войне. Проводится сопоставительный анализ стратегий гибридной и холодной войны, вскрываются их общие и особенные черты. Разработана модель адаптивной стратегии, способная отражать комплекс важных задач защиты государства от гибридной агрессии. Как представляется, логика стратегии противодействия гибридной войне должна строиться с учетом нелинейной конфигурации стратегических сил и возможностей. Модель такой стратегии должна отражать следующие ключевые задачи защиты государства от гибридной агрессии: - переход от формы прикрытия пространства военно-политической, экономической и культурно-мировоззренческой сфер государства к функциональному контролю над наиболее важными стратегически элементами каждой сферы; - обеспечение возможности оперативного сосредоточения критически важных усилий и ресурсов в наиболее угрожаемом месте. Сегодня это - фронт информационной войны. Следует расшить функцию стратегического информационного сдерживания и придать сдерживанию способность не только к оборонительным, но и к контрнаступательным, наступательным, превентивным операциям. Необходимо сформировать систему мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности Российской Федерации в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства. - ведение непрерывной разведки и её тесное взаимодействие со структурами военно-политического управления государством и вооруженными силами с целью реализации стратегии, позволяющей оперативно обеспечивать создание и использования преимущества на угрожаемом направлении.
Корень Р.В. - Триединые системы как метаязык картины мира c. 70-116

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.722

Аннотация: Западная рационалистическая мысль выработала принципы: «расчленяй и изучай», в науке, и «разделяй и властвуй», в политике. Дифференциация наук привела к появлению специфических языков, в результате чего ученые различных специальностей, говоря, в сущности, об одном и том же, не понимают друг друга. Потеря общего языка осознается в среде философов и ученых, что имеет последствием попытки создания когнитивной философии и когнитивной науки. Автор приводит доказательства того, что триединые системы (ТЕС) являются метаязыком картины мира. Метаязык ТЕС способен описать объекты, имеющие различную онтологию и различный характер развития. С помощью ТЕС может быть прочитана информация, записанная не только в вербальной, но и любой другой системе. Табличная форма представления ТЕС позволяет до нескольких страниц уменьшить объем учебников, учебных пособий и справочников; улучшить дидактику и восприятие учебного материала; сократить сроки обучения. Представлены ряд определений ТЕС, их особенности и свойства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.