Электронный журнал Философская мысль - №6 за 2020 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 06, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 22-06-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2020
Социальная философия
Юсупов Р.Н. - Метод постижения истории Н. А. Бердяева в свете возможных современных социально-философских интерпретаций c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.6.26475

Аннотация: Предмет исследования составляют методы философско-исторического познания, развиваемые в трудах Н. А. Бердяева, его трёхчастная схема отношения субъекта к истории. Первый период непосредственного, целостного пребывания в каком-нибудь устоявшемся историческом строе не располагает к возникновению исторической рефлексии. Второму периоду, который у Бердяева ассоциируется с эпохой «просвещения», характерно расщепление, раздвоение в исторической жизни и в человеческом сознании, противоположение исторического объекта и субъекта. Однако настоящее построение философии истории возможно лишь при условии перехода в третье состояние человеческого духа, при котором возникает особая острота сознания, способность к рефлексии и пониманию, что позволяет вернуться и по-новому, осмысленно, приобщиться к тайникам исторической жизни. Основной метод: опыт абдукций самого познающего субъекта составляет изначальную предпосылку для интерпретации текстов и отошедших в прошлое событий. Научная новизна - в преломлении метода постижения истории, развиваемого Бердяевым, сквозь призму тех методологических возможностей, которыми располагает современная социальная философия. Выводы: главное отличие первого и третьего уровней отношения субъекта к истории, в схеме Бердяева, заключается в изменении объекта познания, когда объект - уже не просто эмпирическая данность, а особая, высшего порядка действительность. Такая переориентация позволяет по-новому переопределить ситуацию первого периода, что открывает дополнительные возможности для соотнесения деятельного освоения бытия со стандартами повседневного опыта, а также пере-интерпретировать природу второго периода, когда он может быть воспринят не как кризис, а как рабочий момент, непременное условие перехода в третий, наиболее продуктивный период.
Кадыров Д.Э. - Возвращение к «Истокам» Квентина Скиннера c. 13-23

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.6.33178

Аннотация: В настоящей статье автор дает краткий анализ сборника Rethinking the Foundations of Modern Political Thought («Переосмысление истоков современной политической мысли»). Данный сборник статей под редакцией Аннабель Бретт и Джеймс Талли, — попытка переосмыслить первоначальную работу Квентина Скиннера под названием The Foundations of Modern Political Thought («Истоки современной политической мысли»). Автор статьи описывает внимание тому, как авторы сборника рассматривают такие основные темы, как контекст «Истоков» Скиннера, его «лингвистическая» философия, риторика, поздняя схоластика, а также то, как эти авторы затрагивают вопросы о Гоббсе и демократии. В завершение рассматривается влияние этой попытки «пересмотра» на идеи и взгляды самого Скиннера, а также его реакция в завершающей статье сборника на замечания.     Цель данной статьи состоит в том, чтобы рассмотреть основные тезисы и критику авторов указанного сборника. И хотя он охватывает довольно широкий спектр вопросов, в своем обзоре автор отмечает лишь несколько ключевых моментов, указанных авторами сборника. Необходимость такого обзора подкрепляется тем фактом, что Кембриджская школа интеллектуальной истории представляет все больший интерес для отечественной гуманитарной науки. Статьи сборника достаточно узкоспециализированны, тем не менее, они могут быть очень полезны тем, кто заинтересован в изучении истории Кембриджской школы и исследуемых ее авторами проблем. «Переосмысление истоков» по-прежнему остается для российской политической науки важным и непереведенным источником для более широкого понимания Кембриджской школы интеллектуальной истории. Автор статьи пытается отчасти восполнить данный пробел.
Диалог культур
Добрыднева А.С. - Ар деко и авангард: природа взаимодействия c. 24-31

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.6.32798

Аннотация: Предметом исследования является различение двух важнейших направлений в искусстве XX века - ар деко и авангарда, выявление природы их взаимодействия. Объектом исследования являются авторские тексты мастеров, памятники искусства, принадлежащие направлениям. Особое внимание уделяется характеристике специфических черт ар деко и авангарда, выявлению сходств и различий двух параллельно развивающихся стилевых концепций. Автор рассматривает ключевое для истории взаимодействия двух направлений событие, а именно Парижскую выставку 1925 года, и критику, сформировавшую взгляды на искусство эпохи модернизма. Методология исследования включает историко-описательный, сравнительный, аналитический метод, художественно-образный анализ, культурно-исторический, культуролонический подходы. Новизна исследования заключается в рассмотрении двух важнейших для понимания истории культуры XX века направлений в контексте их взаимодействия. Начиная с 1966 года, ар деко представлялся несамостоятельным стилем, тесно связанным с модерном и подражающим авангарду. Основным выводом исследования является выявление адаптационного культурного механизма, который позволил ар деко преодолеть ряд проблем, среди которых выделяется отношение к техническому прогрессу и массовому обществу. Автор подчеркивает, что оба направления стоит рассматривать в контексте диалога культур. В первую очередь, их объединяло стремление к современности и выработка новаторская языка искусства.
Религии и религиозное возрождение
Ранджбари Хейдарбаги А. - Религиозные последствия предсказания времени явления Мессии в исламе c. 32-45

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.6.33116

Аннотация: Настоящая статья посвящена феномену предсказания времени явления Мессии в исламе. Данный феномен повлек за собой целый ряд последствий в исламских обществах. Эти последствия можно разделить на несколько категорий социально-политического и религиозного характера. Цель данной статьи состоит в изучении и анализе религиозных последствий, вызванных предсказаниями времени явления Спасителя в исламе. Значимость и необходимость этой работы обусловлена тем, что тема веры в Спасителя всегда была животрепещущей и динамично присутствовала в исламской традиции, а на современном этапе она по различным причинам вызывает еще больший интерес. В статье в основу исследования положен описательно-аналитический метод, автор придерживается исторического подхода.      Новизна статьи состоит в концентрации на последствиях предсказаний времени явления Махди, а также в обширном индуктивном заключении и применении исторического подхода к теме. Результаты исследования показывают, что предсказания времени явления Спасителя в исламе имели такие последствия, как возникновение лжемессий, появление новых религиозных сект, богословско-теологических споров, а также распространение отчаяния в будущем у ожидающих пришествия Спасителя. Нельзя считать, что предсказания в равной степени вносили вклад в возникновение каждого из этих последствий, и их роль можно представить в виде спектра ключевых, благоприятствующих или дополняющих факторов. Тем не менее сам факт их влияния ни в коей степени не подлежит сомнению.
Философская антропология
Ястребов А.С. - Спонтанность сознания в философии дзогчен c. 46-54

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.6.33127

Аннотация: Статья рассматривает феномен спонтанности сознания с точки зрения философии дзогчена - одного из учений тибетского буддизма. В дзогчене спонтанность рассматривается в качестве исконного и неотъемлемого, но, в то же время, скрытого свойства человеческого сознания. Освобождение в дзогчене соотносится, прежде всего, именно с достижением спонтанного состояния человеком. Оно становится возможным через обнаружение и поддержание этого состояния сознания. Однако, способ достижения этого состояния и такое понимание освобождения радикально отличаются от многих других традиций и путей самосовершенствования, в том числе принятых в других школах буддизма.       Цель настоящей статьи - выделить возможные трактовки, а также показать значимость понятия спонтанности в дзогчене, ее место в философии и практиках на основе традиционных воззрений этого учения. В ходе указанной работы проводится сравнение понимания проблематики спонтанности в дзогчене с классической западной философской мыслью в контексте рассмотрения вопроса спонтанности и свободы в философии сознания Канта, также выделяются возможные параллели и точки соприкосновения между ними. Делается вывод о существенном сходстве в понимании свойств человеческого сознания, возможностей его свободы и путей к ее достижению.
Философия культуры
Савина О.Э. - Социокультурная эволюция идеала женщины в творчестве И. С. Тургенева c. 55-64

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.6.33089

Аннотация: Предмет исследования составляет идеал женщины в творчестве И. С. Тургенева. Объектом исследования являются женские образы «зарисованные» русским писателем, преимущественно дворянского происхождения. Автор подробно рассматривает женские образы, представленные в творчестве писателя. Рассматриваются внешние признаки, поведенческие реакции, социальные роли женщины, а также фиксируются наблюдаемые с течением времени изменения в данных категориях. Особое внимание уделяется рассмотрению переломного революционного времени, так как многие трансформации женского идеала происходят под его влиянием: так в дореволюционный период женщина - заботливая мать, послушная, преданная и верная жена, а в революционный период - единомышленница, хозяйка своей жизни.     К основным выводам статьи следует отнести результат наблюдения изменений женского идеала, достигаемый путем выявления и сравнения некоторых категорий идеального женского образа в социокультурном аспекте в указанный исторический период в творчестве И. С Тургенева. Особым вкладом автора в исследование темы является системность изложенной информации в соответствии с историческим методом. Методом сравнительно-сопоставительного анализа просматриваются изменения идеала женщины, происходящие в российской культуре в период 1830-1870-х гг. на примере литературных образов героинь в произведениях русского писателя И. С. Тургенева в историко-культурном контексте. Результаты статьи являются первичными в рамках изучения трансформации женщины как конструкта русской культуры и будут использоваться в дальнейшей работе по теме социальных трансформаций женщины.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.