Электронный журнал Философская мысль - №10 за 2019 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 10, 2019
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 14-12-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2019
Социальная динамика
Ильинская С.Г. - Этический выбор современной российской семьи как политическое решение c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.10.31419

Аннотация: Обыденное течение жизни ставит современную российскую семью в ситуацию принятия целого ряда решений, имеющих крайне значимые последствия для общества и государства, вот почему этот вопрос нуждается в отдельном рассмотрении в мировоззренческом ключе и политологическом ракурсе. Целью данной статьи является доказательство того, что ряд частных внутрисемейных стратегий имеет настолько определяющее значение для гармонизации российского общества и сохранения российского государства, что это обстоятельство поднимает их до статуса политического выбора. Опираясь на методы критического анализа социальной действительности, автор рассматривает каждое направление возможных стратегий российской семьи как отдельную задачу. В результате делает вывод, что некоторые из них имеют принципиальное значение не только для укрепления российской государственности, но даже для сохранения человека как вида и «перезапуска» человеческой истории в случае реализации многих локальных или глобальных катастрофических сценариев. Главное, чем должна руководствоваться семья, совершая каждый раз свой маргинальный (с точки зрения потребительской логики) выбор – это его строгие моральные критерии.
Диалог культур
Урбанаева И.С. - Интерпретация буддизма в сравнительной философии: анализ некоторых основных подходов c. 13-30

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.10.31642

Аннотация: Автор дает анализ истоков сравнительного философского изучения буддизма – роли российских буддологов Ф. И. Щербатского и О.О. Розенберга в развитии философской интерпретации буддизма, значение подхода Массон-Урселя; освещаются некоторые малоизученные, но весьма значимые подходы к интерпретации буддийской философии в сравнении с западной, разработанные в современной философской компаративистике («необуддизм» Б. Дандарона, процессуалистский подход Н. П. Джекобсона, историко-философские подходы С. Радхакришнана, П. Раджу), а также некоторые подходы сравнительного философского изучения буддизма по «внутреннему» вектору, в частности, работы В. Либенталя, В. Лая о «китаизации» буддийской философии. Применяется историко-философская и кросскультурная методология анализа истоков сравнительного философского изучения буддизма и основных подходов. Основными выводами статьи являются следующие положения: во-первых, отсутствие признанной академической традиции философской интерпретации буддизма – это огромная теоретико-методологическая трудность, возникшая с самого начала буддологических исследований и сохраняющаяся по сей день; во-вторых, герменевтические искажения, допускаемые западными компаративистами в процессе философской интерпретации буддизма, коренятся также в том, что в качестве предмета философской компаративистики чаще всего рассматриваются ранние или дальневосточные формы буддизма, тогда как наиболее зрелой формой буддийской философии является Нагарджуна. Поэтому можно ожидать, что наиболее перспективные тренды сравнительных философских исследований буддизма будут связаны с изучением именно мадхьямаки в индо-тибетской ее традиции.
Этика
Максимов Л.В. - О методологических дилеммах теоретической этики c. 31-40

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.10.31666

Аннотация: В статье рассмотрены три методологические дилеммы теоретической этики на предмет выявления и акцентирования их содержательной близости, взаимопересечения и взаимодополнения. Подобная аналитическая процедура, последовательно распространенная и на другие дилеммы, могла бы в перспективе упростить, систематизировать исторически сложившуюся многоплановую проблематику этой области знания и способствовать более продуктивной полемике сторонников разных методологических подходов. Выбор автором статьи конкретных дилемм, подлежащих сопоставительному анализу, основан на многолетнем опыте его работы в концептуальном поле метаэтики и аналитической этики; этот опыт показал, что дилеммы, формулируемые в терминах «когнитивизм–нонкогнитивизм», «трансцендентализм–натурализм» и «психологизм–антипсихологизм», образуют в совокупности весьма значительную часть методологического базиса теоретической (не «нормативной») этики. «Мысленный эксперимент» по поводу возможного объединения (или сближения) некоторых разноплановых методологических идей проведен именно на указанном материале. Содержание этих дилемм и конкретных подходов передано так, чтобы связующие их признаки были легко обозримы уже в самом тексте. В заключительной части статьи констатируется, что «нонкогнитивизм», «натурализм» и «психологизм» (как отдельно взятые стороны указанных дилемм) фактически составляют единый комплекс «родственных» подходов, альтернативный другому комплексу, включающему прочие названные позиции. Тем самым три дилеммы, рассматриваемые прежде порознь, вполне могли бы уступить место в методологических дискуссиях одной, «интегральной» дилемме.
История идей и учений
Савинцев В.И., Попова В.С. - Трансформация концепта «соборность / всеединство» в интуитивизме Н.О. Лосского (гносеологический аспект) c. 41-48

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.10.31414

Аннотация: Работа посвящена анализу историко-философской трансформации концептов, «соборность» и "всеединство" в творчестве Н.О. Лосского. Учитывая, что религиозно-философские истоки его системы берут свое начало не только в западном и русском неолейбницианстве, но также в славянофильстве и философии всеединства В.С. Соловьева, авторы выявляют и истолковывают логико-методологическую и гносеологическую мотивированность перехода Н.О. Лосского к понятию "единосущность", на котором и строится его концепция бытия как иерархического целого. В работе задействованы традиционные для такого рода исследования методы: диалектический, сравнительно-исторический и герменевтический, метод философской реконструкции. Установлено, что Н.О. Лосский, в рамках концепции имманентности знания, преодолевает присущее классической философии разграничение на «Я» и «не-Я», утверждая, что формируемое знание не прерогатива отдельного субъекта, но принадлежность всех субъектов по принципу «взаимообусловленности» или «единосущия». Этот подход определяет не только характер «открытости» сознания, что, кстати, актуально в современной эпистемологической мысли, но также онтологическую взаимосвязь субъектов в становлении реальности.
Политическая философия
Янгутов Л.Е. - Буддизм как фактор мягкой силы в политической стратегии Китая c. 49-53

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.10.31409

Аннотация: В данной статье рассматриваются традиционные ценности буддизма, которые широко используются в современной политической стратегии Китая. Подчеркивается толерантность, определяющая содержание буддийского учения, его миролюбивый характер, определяющий отношение к другим философско-сотериологическим воззрениям. Также уделяется большое внимание значимости буддизма, как языка дипломатии, который широко использовался правителями Китая в его отношениях с соседними странами. В этой дипломатии делался упор на такие установки буддизма, как толерантность, миролюбие и сострадание. В статье подчеркивается, что эти установки созвучны политическому курсу современного Китая направленного на построение гармоничного мира. В процессе работы над статьей автором были использованы историко-философский, структурно-аналитический, контекстуальный и сравнительный методы исследования. В статье показано, что буддизм стал надежной основой для расширения культурного и политического влияния Китая в странах Азии, а также в старанах Европы и Америки. Поэтому власти современного Китая проявляют большую заинтересованность в наращивании буддийского потенциала как фактора "мягкой силы" в своей политической стратегии.
Этика
Платонов Р.С. - Основные проблемы этики Аристотеля в историко-философском исследовании c. 54-72

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.10.31579

Аннотация: Предметом исследования является систематизация основных концепций морального учения Аристотеля в рамках историко-философского подхода. Автор подробно рассматривает такие проблемы, как аутентичность текстов Аристотеля (трех Этик: Никомаховой этики, Евдемовой этики, Большой этики), целостность философской системы Аристотеля (связь метафизики и этики – ее обоснование в унитаристском подходе и критика унитаризма), моральные и внеморальные основания определения счастья (трактовки аристотелевского понимания блага: инклюзивизм, эксклюзивизм, инструментализм), функциональный потенциал концепции добродетели как середины, многозначность понятия дружбы и ее роли в формировании морали. Для проведения исследования используется метод аналитического обзора, систематизируются как современные, так и ставших уже классическими работы ученых и философов, оказавших наибольшее влияние на развитие аристотелеведения. Основным выводом проведенного исследования является утверждение положительного влияния историко-философского подхода на изучение этики Аристотеля – при всей незавершенности результатов и продолжающихся дискуссиях по каждой из указанных проблем, научный подход позволил не только реконструировать корпус сочинений Аристотеля, но и более детально проработать структуру его этики, нюансировать ключевые понятия. Научная ценность данного исследования в возможности ориентирования начинающих исследователей философии Аристотеля, а также философской этики в целом, в проблемном поле морального учения Стагирита.
Философия культуры
Лепешкина Л.Ю. - Функции традиционных обрядов жизненного цикла в зарубежных культурологических концепциях XIX-XX вв. c. 73-82

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.10.31577

Аннотация: Статья посвящена выявлению функций традиционных обрядов жизненного цикла посредством анализа зарубежных культурологических концепций XIX-XX вв. Актуальность темы исследования обусловлена потребностью определить значение обрядовых функций в современной культуре. Обращение к историческому опыту изучения традиционных обрядов позволяет глубже понять их сущность как способов выражения коллективных представлений в прошлом и настоящем. Источниками исследования стали зарубежные культурологические концепции XIX-XX вв., а также отчёты и полевые дневники советских этнографов об обрядовых практиках народов Поволжья, находящиеся в российских научных архивах. В основу исследования положен принцип историзма, дающий возможность рассмотреть процесс познания обрядов жизненного цикла в исторической динамике. Анализ зарубежных культурологических концепций и этнографических материалов предполагает применение системного подхода, который способствует более целостному представлению о традиционной обрядности. Также в статье используются следующие методологические приёмы: сравнительно-исторический, логический, ретроспективный, метод научного описания. Новизна статьи состоит в том, что впервые предлагается типология культурологических концепций с целью определения функций традиционных обрядов жизненного цикла. Автором выделены три типа данных концепций: «магические», прагматические и теории «перехода». Результатами исследования выступают выявленные функции традиционных обрядов жизненного цикла: магическая, консолидирующая, объяснительная, программирующая (регулятивная), символическая и социальная. Ряд из этих функций сохраняется в современной культуре в силу ориентированности обрядов на бытие человека, его переживания и надежды. Материал исследования может быть полезным для культурологов и историков, преподавателей и студентов вузов гуманитарных направлений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.