Электронный журнал Философская мысль - №4 за 2018 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 04, 2018
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 21-04-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2018
Философия любви
Купарашвили М.Д., Ветрова-Деглан М.С. - Пол и любовь в русской философии c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.4.25656

Аннотация: Выявление особенностей понимания пола в русской философии и его включенности в философию любви являются главным предметом анализа предлагаемой работы. Специфика русского прочтения гендерных проблем имеет более фундаментальный вид и существенный антологический оттенок. Собственный терминологический аппарат для анализа проблем пола определяет принципиальную инаковость русской философии. Условия, раскрывающие православное звучание вопросов, которые связаны с полом, гендером и любовью представляют более глубокий анализ заявленной темы. Авторы подробно рассматривают разные аспекты любви: как вселенского закона, как страсти, как эроса. В качестве методологии используются исторический подход к теме и метод концептуального анализа тех авторов, которые посвятили свои работы теме пола и любви. В произведениях русских мыслителей тема пола и любви предстает не только оригинальным прочтением, но и более содержательным ответом, возникшим вызовам XXI века. Глубокий нравственный анализ ключевых понятий, большое внимание к био-физиологической стороне феномена любви облагораживают и возвышают ее до радости, сострадания, искреннего пожелания блага. Понимание любви как свойства универсума, как космической величины может стать нравственным фундаментом возрождения и сохранения человечности.
Диалектика
Крапеницкий А.А. - Стоическое в диалектике Аврелия Августина: Contra Academicos, 3.13.29. c. 10-16

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.4.22923

Аннотация: Академический скептицизм главным образом был направлен против стоической философии. При всей успешности академиков в отрицании большей части стоического учения, они, тем не менее, не могли опровергнуть развитое стоиками формальное тождество самосознания, и, напротив, исходили из него. Поэтому, в своем трактате “Против академиков” Аврелий Августин показывает этот непреходящий момент в логике стоиков и воспроизводит его, преломляя в своей диалектике, с тем чтобы использовать его для опровержения скептицизма. Мы начинаем с описания общего отношения скептиков к стоическому учению. Далее, мы даем краткую характеристику стоической логики. А затем, вооружившись пониманием стоической диалектики, мы концентрируем внимание на том разделе Contra Academicos, где обнаруживаются общие и расходящиеся со стоицизмом нюансы августиновской мысли. Проделав эти шаги, мы удостоверяемся в том, что в своем трактате, направленном против скептической мысли, Августин на самом деле прибегает к формальному тождеству самосознания логики стоиков, которое не могли преодолеть скептики. Тем самым он сохраняет это завоевание античности, которое в дальнейшем осуществилось в более развитой спекулятивной форме неоплатонического мышления, присущей также и Августину.
Циклы и волны глобального мира
Урсул А.Д. - Глобалистика и глобализационные исследования: cтановление новых интегративных направлений c. 17-29

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.4.24168

Аннотация: Автор показывает, что глобалистика обретает не только дисциплинарную форму своего существования и развития, но и проявляет интегративные интенции, расширяющую глобальную сферу научного поиска. Рассматриваются ряд направлений этого поиска, которые могут быть квалифицированы как междисциплинарные разделы глобалистики, поскольку они были сформированы в результате её взаимодействия с конкретными научными дисциплинами. Вместе с тем обращается внимание на то, что каждый из исследуемых глобальных процессов и формируемых ими систем может оказаться источником появления нового направления (раздела) глобалистики. Исследуются тенденции этих глобально-интегративных процессов и особенно механизмы их развёртывания. В статье используются глобальный и системный подходы, такие способы исследования как интегративно-междисциплинарный, исторический и эволюционный подходы, методы прогнозирования науки. Выделены как внешние, так и внутренние источники «глобального синтеза» знания, который носит не только междисциплинарный характер, но и содержится в самом «внутреннем» содержании глобалистики, что показано на примере глобализационных исследований, входящих в глобалистику в качестве составной части. Предполагается, что в числе новых интегративных направлений глобалистики могут появиться разделы, соответствующие тем или иным как глобальным, так и глобализационным процессам и системам. Этот один из наиболее приоритетных источников появления новых направлений глобальных исследований, имеющих не только междисциплинарный характер.
Философия познания
Гашков С.А. - "Эпистема" как путь к познанию. Эвристический потенциал концепта "эпистемы" Фуко для социально-онтологических концепций языка и истории. c. 30-40

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.4.22930

Аннотация: Предметом работы является понятие эпистемы как концепт. В данной статье мы не ограничиваемся тем употреблением, которое сам автор понятия французский философ Мишель Фуко (1926-1984) даёт в своих работах «археологического» периода. Нашей задачей является показать, что понятие эпистемы выступало в работе "Слова и вещи" как базисное для построения социальной онтологии, которая так и не была создана философом. Поэтому мы рассматриваем понятие эпистемы как отдельный социально-философский концепт, получающий применение в философии истории и философии языка. Мы подчёркиваем, что однозначного понимания эвристической природы эпистемы у самого Фуко нет. Мы предлагаем рассматривать "эпистему" не как пост-метафизическую позитивность, а как путь к познанию социальных институтов, языка и истории в их комплексном развитии. С помощью методов историко-философского, философско-исторического, и лингвофилософского анализа мы пытаемся проникнуть в суть этого понятия как концепта, который мы сами понимаем, прежде всего, как базис «ненаписанной» самим Фуко онтологии социально-гуманитарного знания. Результатами работами выступают: 1) анализ эволюции понятия эпистемы в работах Фуко с точки зрения социально-философской эвристики, 2) историко-философское определение специфики понятия «эпистемы» в его эпистемологическом и социально-философском значении, 3) определение применимости этого понятия для философско-исторического и социально-философского анализа. Мы также показываем, что было бы поспешно и неправильно ассоциировать «археологию» Фуко исключительно с теорией дискурсов, а «эпистему» ставить в ряд попыток осмыслить научную рациональность исходя из данных истории наук. Мы предлагаем гипотезу, что эпистема может рассматриваться как эвристический концепт для построения социально-философской онтологии
Философия свободы
Пархоменко Р.Н. - Veritas non auctoritas facit legem* (о развитии понятия публичной сферы у Ю. Хабермаса) c. 41-51

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.4.24072

Аннотация: Предметом исследования является понятие политической публичной сферы, рассмотренное в работах Ю. Хабермаса - прослеживается возникновение феномена политической публичности, который, по мнению Хабермаса первоначально возникает как требование развивающейся экономики западных стран. Политическая публичная сфера повлияла на формирование англосаксонской модели государства, означающую примат права и рациональных суждений, а также публичное обсуждение насущных вопросов политики и экономики. Согласно данной парадигме политической мысли, правильное в государстве должно совпадать со справедливым. Методом исследования послужило изучение работ Хабермаса, в т.ч. не переведенных на русский язык и мало известных у нас в стране. Основными выводами исследования является утверждение о том, что, по мнению Хабермаса, законодательство в демократическом государстве должно представлять собой не результат политической воли - оно должно быть основано на рациональной договоренности всех игроков свободного рынка. Публичная сфера при этом призвана сделать более прозрачным и демократическим процесс принятия решений в государстве.
Самосознание и идентификация
Гурьянова А.В., Маховиков А.Е. - К вопросу о специфике российского правосознания: цивилизационно-ценностный аспект c. 52-58

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.4.25969

Аннотация: В статье рассматривается специфика российского правосознания в его сопоставлении с правосознанием западноевропейской цивилизации. Прослеживаются истоки и особенности становления ценностных оснований и ориентаций российской и западной традиций правосознания. Делается вывод, что при продуцировании своей специфичной системы цивилизационных ценностей российское правосознание не может развиваться по пути формализации права, как это происходит в рамках современной глобальной цивилизации со свойственной ей экспансией западных ценностей. Для российского правосознания его обособление от морали и исключение из его сферы нравственных ценностей грозит утратой собственно цивилизационной идентичности. Специфической особенностью российского правосознания является возникновение на цивилизационном уровне тесной взаимосвязи норм правового и нравственного характера по аналогии с принципом градации ценностей относительного и абсолютного порядка. На основании данной демаркации совокупность правообразующих принципов, таких как свобода, равенство и справедливость, приобретают в рамках российского правосознания не формально-правовой, как это свойственно пониманию права в системе ценностей западной техногенной цивилизации, а религиозно-нравственное значение. Восприятие же права по западному образцу, связанное со стремлением к его полному обособлению от морали и исключению из него нравственных ценностей, может повлечь за собой негативные последствия и, в частности, отказ от собственной национальной идентичности.
Ценность и истина
Иванова О.Э., Гнатышина Е.А. - Сократический диалог как метод управления проблемами c. 59-65

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.4.24133

Аннотация: Предметом исследования является сократический диалог (полилог) как форма философской практики. Цель работы: обосновать инструментальность сократического диалога в управлении проблемами. Автором подробно рассматривается сократический диалог как универсальный метод управления проблемами, базирующийся на прояснении в вопрошании смысла проблемы и применяемый как в отношении вопросов обычной жизни, так и в организациях в образовательной, политической и экономической сферах. Выявляя последовательные этапы в развитии инструментальности сократического диалога в решении проблем, наряду с оригинальным сократическим диалогом, организационным полилогом, образовательным диалогом, особое внимание автор уделяет сократическому диалогу как виду философского консалтинга. В данной работе использовался логико-семантический анализ, компаративистский подход, коммуникативно-прагматический подход, коммуникативно-деятельностный подход, принцип диалектической противоречивости, принцип совместимости. Особым вкладом автора в исследование является обоснование обращения к философскому вопрошанию прагматически ориентированного бизнеса. Выявлены преимущества внедрения сократического диалога в решение организационных проблем по сравнению с другими современными формами философской практики (экзистенциальным консультированием, логико-философской терапией, философским партнерством) как органично синтезирующего логико-гносеологический и коммуникативно-аксиологический компоненты. Подчеркнут коммуникативный характер сократического диалога, его актуальность как адаптивного метода в решении проблем в условиях постиндустриального общества, организациях ad hoc с тенденцией постоянного роста количества проблем.
Благоговение перед жизнью
Пупышева Н.В. - Интерпретация принципов пульсации в терминах тибетской медицины c. 66-78

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.4.25843

Аннотация: Предметом данного исследования являются основополагающие теоретические положения тибетской медицины, которая, являясь частью буддийского учения, имеет четко определенную научную основу. Объектом работы является философская и методологическая основа диагностики и лечения болезней в тибетской медицине. Базовыми терминами, которыми описывается функционирование и психики человека, и физиологии его организма является система пяти великих элементов, которые на психофизиологическом уровне представлены системой трех основ. Нарушение равновесия этих трех основ приводит к болезненным состояниям. В исследовании конкретного текстологического материала использовались общенаучные принципы познания – принцип системности, принцип структурности, принцип целостности, метод семантического и семиотического анализа. Высказывается гипотеза о функционировании векторной модели субъектно-объектного реагирования на уровне психики (эмоциональных проявлений) и расширительном ее толковании на физиологическом уровне, при этом она представлена как основа физиологической пульсации. В работе дается описание системы дхату (мест проявления великих элементов в организме), а также взаимное влияние великих элементов внутренней и внешней среды. Взаимное функционирование трех основ организма лежит в основе диагностики по пульсу, а также лечения болезней (лекарственного и нелекарственного). В работе проводится анализ функционирования основ организма и принципов физиологической пульсации. Анализ, проведенный в работе, позволяет сделать вывод, что что система великих элементов стала методологической основой представления знаний в буддизме, что дает возможность реконструкции процесса физиологической пульсации в его связи с феноменами сферы психики и более объемного понимания этих взаимосвязей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.