Электронный журнал Философская мысль - №2 за 2018 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 02, 2018
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 22-02-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2018
Методология философского знания
Бескова И.А. - Логико-методологический анализ формирования я-позиции c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.2.24386

Аннотация: В статье исследуется специфика формирования и функционирования я-позиции в детстве. На основе анализа ряда устоявшихся в научном познании представлений (об эгоцентризме детского мышления, о несформированности знания об объектной перманентности у детей, о позднем и выводном характере способностей ощущать свою отделенность от матери, относительную самостоятельность и независимость в межличностной коммуникации) выявляется их несоответствие имеющемуся положению вещей. В целях выработки более подходящего концептуального аппарата изучения детского самосознания рассматриваются сильные и слабые стороны концепции Ульриха Найссера, вводящего в научный оборот такие перспективные понятия, как экологическое и интерперсональное «я». В результате логико-методологического анализа экспериментальных данных раскрываются концептуальные «ловушки», которые уводят исследователей в сторону от не-предвзятого восприятия специфики детского само- и мироощущения, провоцируя их истолкование с позиции «взрослого» миропонимания. В статье формулируются выводы, обладающие качеством новизны. В частности, проводится принципиальное разграничение стадий становления феномена и его последующего развития, которое я усматриваю в том, что первая из них разворачивается, когда состояние носителя целостно и недвойственно, тогда как вторая соотнесена с состоянием дуальности. На этой основе раскрываются глубинные предпосылки сущностного несходства само- и мироощущения ребенка и взрослого. Показывается, что наиболее авторитет-ные и широко распространенные в настоящее время представления о важнейших особенностях детского мышления и мировосприятия, связываемые с именем Ж. Пиаже, во многом не соответствуют действительности. Обосновывается, что неосознаваемая исследователями установка, связанная с тем, что поведение маленького ребенка истолковывается в рамках и на основе категориальной сетки миропонимания взрослого, провоцирует неверный взгляд на истолкование логики формирования самости в когнитивном развитии человека.
Связь времен
Саенко А.В. - О концептуальных персонажах Ж.-П. Сартра c. 15-23

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.2.22242

Аннотация: Анализируется проблема изложения Ж.-П. Сартром своих философских взглядов в литературных и собственно философских произведениях. Схема понимания «концептуальных персонажей» рассматривается на примере персонажей известных философских текстов. Демонстрируется связь литературных произведений и философских трактатов упомянутого писателя. Особое внимание уделяется связи художественных произведений литератора с его философской концепцией «Другого». Также отмечается связь литературного наследия писателя с концептами «свобода», «ответственность» и «выбор». Демонстрируется проблема понимания этих концептов в связи со сложностью разграничения взглядов самого французского экзистенциалиста, которые он вкладывает в уста своих персонажей, и взглядов «самих» этих персонажей. При анализе данной проблемы автор статьи использует методологию Делеза и Гваттари, описанную ими в работе «Что такое философия». Понятие «концепт» отчасти выводится из системы координат, в которой мыслили французские философы, отчасти сохраняет ту специфику, которую они ему придали. Возможности разграничения концептуальных и чисто литературных персонажей в творчестве французского писателя придается статус проблемной зоны. Такой же статус придается пониманию взглядов данного литератора, вложенных им в сюжет некоторых пьес. Областью применения используемых в статье понятий «концепт» и «концептуальный персонаж» является преподавание философии, в частности объяснение особенностей ее языка.
История идей и учений
Мартынова О.А. - Личность и царствование Бориса Годунова в трудах ранних славянофилов c. 24-32

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.2.21997

Аннотация: Объектом исследования является философско-исторические взгляды ранних славянофилов, их понимание основных факторов развития общества, места России в мире. Предмет исследования - интерпретация ранними славянофилами А.С. Хомяковым и К.С. Аксаковым личности и царствования Бориса Годунова, его роли в истории России. В статье рассматривается понимание мыслителями основных направлений внутренней и внешней политики Бориса Годунова, наиболее важных событий его царствования. Также прослеживается связь высокой оценки славянофилами личности и царствования Бориса Годунова с уверенностью мыслителей в решающей роли народа в истории России. Для исследования проблемы использованы методы анализа референтных текстов, сравнения, классификации, соотношение исторического и логического, системного и комплексного анализа проблемы. В статье получены результаты, содержащие элементы научной новизны: проанализировано понимание славянофилами роли личности и народа в истории России; систематизированы взгляды мыслителей на личность и царствование Бориса Годунова; прослежено отношение мыслителей к Борису Годунову и его действиям, выявлена степень достоверности их взглядов, определено место анализа царствования Бориса Годунова в философии истории славянофилов.
Социальная динамика
Балаклеец Н.А. - Власть и трансгрессия: феномен масс в современном социальном пространстве c. 33-44

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.2.22208

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию феномена масс, конституируемого в современном социальном пространстве. Автор эксплицирует ряд факторов, затрудняющих однозначную социально-философскую дефиницию массы. Опираясь на исследования О. Шпенглера, Г. Лебона, Г. Тарда, Э. Канетти, Г. Маркузе, Ж. Бодрийяра и других мыслителей, автор выделяет две основные тенденции в трактовке феномена масс. Согласно первой из них, масса трактуется как неорганизованное аморфное множество, которому присущ трансгрессивный характер. В рамках второй тенденции массовым формам социального бытия приписываются структурированность и упорядоченность. Особое внимание в статье уделяется особенностям конституирования масс, взаимодействия массы и власти в условиях технологического общества. В исследовании используется постструктуралистская методология, позволяющая осуществлять трактовку массы и власти в категориях «трансгрессии», онтологического «остатка» и «избытка». Кроме того, применяется метод сравнительного анализа и междисциплинарный подход. Новизна исследования заключается в выявлении зависимости особенностей массы от специфики конститутивного для них социального пространства. Автор вводит концепты «топосы внутренней трансгрессии» и «топосы избытка», применяя их для анализа элементов социального пространства. Если первые из данных элементов производятся системой отношений власти в целях ее самосохранения, то вторые служат для реализации стратегии ускользания от массовых форм социального бытия.
Самосознание и идентификация
Попов А.П. - Самореференция и самоидентичность в эпистемологии наблюдателя c. 45-52

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.2.22210

Аннотация: Предметом исследования являются понятия идентичности и самоидентичности индивида, рассматриваемые через призму эпистемологии наблюдателя, предложенной австрийско-американским математиком Х. фон Фёрстером, одним из основоположников радикального конструктивизма. В статье демонстрируется тесная связь философии Фёрстера с феноменологической социологией и концепцией интерсубъективного мира А. Шюца. Предложено различение понятий идентичности и самоидентичности человека на основании анализа самореференций индивида. Идентичность рассматривается как результат двухпорядковой интерпретации в процессе конструирования реальности. Используемое Фёрстером в своей концепции понятие «ответственности» осмысливается как выход к самоидентичности человека. Исследование проводилось в рамках кибернетического направления радикального конструктивизма Х. фон Фёрстера и феноменологической социологии А. Шюца. Новизна исследования заключается в рассмотрении такого понятия как идентичность человека в рамках сконструированного, интерсубъективного мира: описано взаимовлияние конструирующего индивида и изобретенной им социальной реальности посредством анализа самореференций этого индивида, которые сами являются, в свою очередь, основой процесса конструирования. Проведено различие между идентичностью и самоидентичностью индивида, обусловленное двумя уровнями самореференции.
Философия смерти
Борисов Н.А. - Темпоральность смерти в её связи с социальным становлением c. 53-59

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.2.22187

Аннотация: В статье рассматривается смерть как временной феномен, способный влиять на процесс образования определенных типов социального взаимодействия, структур и институтов. Образ смерти имеет свою историю и связан с социальной практикой, что прослеживается в изменении форм творческого воплощения смерти. В социальной жизни люди руководствуются различными моделями восприятия времени, которые определяют доминирование коллективного или индивидуального, отношение к традиции и прошлому, публичности кладбищ и задают основания эсхатологического интереса к посмертному бытию. Цель статьи – соотнести модели восприятия исторического времени с социальными представлениями о смерти и социальным становлением: устройством социальной жизни и способами бытия. Для этого будет использоваться метод феноменологической редукции, интенционального анализа и моделирования. Новизна исследования заключается в применении феноменологического подхода к исследованию смерти как феномена общественного бытия. Каждая модель позволяет координировать социальное взаимодействие по отношению к смерти, а также социальное становление в целом. Автор рассматривает три модели, в которых выявлена связь между временем, социальными представлениями о смерти и социальным становлением: бытие-без-смерти, бытие-к-смерти, бытие-от-смерти. Обозначен переход в современности от линейной модели восприятия времени к маятниковой, от западноцентристского мировоззрения к востокоцентристскому, а также их синтезу. Темпоральность смерти связывается с изменениями, происходящими в современной общественной жизни: активизацией суицидального поведения, ростом девиантности.
Эстетика
Пырова Т.Л. - «Art is method»: теория и практика Новой черной эстетики c. 60-67

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.2.25001

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению направления Новая черная эстетика (New Black Aesthetic) и выявлению его основных особенностей. Новая черная эстетика зарождается в 1960-х гг. в Америке как ответ афроамериканского населения на властный дискурс белой культуры. Возникнув как часть движения «Нация ислама», новая черная эстетика бысто трансфоримровалась в самостоятельное художественное течение, осмысляющее себя при помощи специфичного набора категорий. Отправной точкой концептуализации эстетической практики в рамках рассматриваемого направления является убеждение в том, что результатом искусства должно быть изменение общественной жизни. Это сближает новую черную эстетику с философскими позициями прагматизма и неопрагматизма. В статье также отдельно рассматривается проблематика субверсивного отношения к новой черной эстетике изнутри афроамериканского сообщества, сконцентрированного в понятии «культурный мулат». Автор обращается к корпусу мультимодальных материалов указанного эстетического направления, используя визуально-семиотический, контент и историко-компаративистский анализы. В научный оборот российских эстетических исследований автором вводится описание одного из значимых эстетических проектов XX века - Новой черной эстетики (NBA). Описывается социально-политический и исторический контекст формирования данного эстетического направления, его основные особенности, а также влияние на современные культурные течения.
Философия техники
Ястреб Н.А. - Практики работы с техническим знанием: эпистемологический анализ c. 68-74

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.2.25237

Аннотация: Предметом исследования являются практики производства и применения технического знания, лежащие в основании познавательных ситуаций в области современных технологий и существенно изменившиеся по сравнению с традиционными технологиями. В центре внимания находятся современные технические объекты, а также специфика того знания, которое связано с этими объектами, и изменившиеся по сравнению с предыдущими этапами развития технического познания эпистемические процедуры, имеющие место в сфере современных технологий. Основное внимание уделяется рассмотрению феномена рассмотрения знания как объекта технического исследования. В качестве методологической основы работы выбраны технонаучный подход, в рамках которого знание рассматривается в единстве фундаментальных и прикладных аспектов, а так же эпистемологический анализ. В статье показано, что наиболее существенное изменение познавательной ситуации в современном техническом знании, вызванное развитием современных технологий, состоит в том, что само знание становится техническим объектом. Техническое знание уже не ограничивается сферой конструирования и использования машин и механизмов и должно пониматься в широком смысле как такое знание, которое позволяет получать запланированный результат, основываясь на естественных причинно-следственных связях. Познавательная деятельности в области современных технологий описана как совокупность эпистемических практик, то есть методов работы с техническими объектами, направленных на повышение эффективности того знания, на основе которого они построены. Выявлены и рассмотрены универсальные для современного технического знания эпистемические практики обратного конструирования и циклической верификации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.