Litera - рубрика Историзм
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Рубрика "Историзм"
Историзм
Кулагина-Ярцева В.С. - Дора Эштон. Экзистенциализм (перевод) c. 45-55

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.2.19044

Аннотация: Автор рассматривает историю развития экзистенциализма в Америке. Экономический кризис тридцатых годов перерос в нравственный кризис сороковых, а "отчуждение масс" под воздействием психологии и экономики войны переросло в "отчуждение индивида". Отчуждение становится лейтмотивом послевоенного десятилетия. В искусстве стали преобладать идеи, которые в широком смысле можно было назвать экзистенциальными. Язык экзистенциалистов начал входить в художественную критику в конце сороковых - начале пятидесятых. Большую роль в осмыслении художественного процесса сыграл Сартр. Во время своего продолжительного визита в Соединенные Штаты он выступал с лекциями во многих американских университетах. Кроме того, созвучен чувствам и творческим стремлениям многих художников нью-йоркской школы того времени оказался Фридрих Ницше с его пророческим тоном и обращением к античности (аполлоническое и дионисийское). К началу пятидесятых проблема мифа уже не привлекала прежнего внимания художников, и из картин исчезли все следы мифических аллюзий
Цветов Д.Л. - «Географическая судьба» культуры Ленинграда в годы блокады c. 73-81

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.4.20494

Аннотация: Блокада Ленинграда продолжает оставаться актуальной темой для междисциплинарных научных исследований. С точки зрения культурологии блокада Ленинграда является культурным феноменом военного времени, появление которого вызвано определенным рядом факторов и в первую очередь географической судьбой города возникшего вопреки неблагоприятным для того природным и культурным условиям. Автор статьи ставит перед собой цель определить особенности влияния географических координат Ленинграда на процесс метаморфоз в его культуре военного времени, а также прояснить культурно-историческое значение осады города для хода Великой Отечественной войны. Прояснить особенности влияния географического фактора на сознание горожан и культуру блокадного Ленинграда, автор статьи предлагает через введение в исследование термина «географическая судьба». Эту дефиницию, на страницах статьи «Современность между Востоком и Западом», использовал Ю. М. Лотман. Географические координаты местонахождения Петербурга, служившие впоследствии основой появления в российском интеллектуальном и общественном дискурсе «открытой» в своей семантике культурологемы, — «Окно в Европу», сформулированной А. Пушкиным в поэме «Медный всадник», внезапно явились причиной её трансформации в совершенно иную, «закрытую», семантически противоположную формулировку — «блокадный (блокированный) Ленинград». Узкий промежуток суши, «выводивший» русскую культуру по географическому, морскому пути к европейски ценностно-ориентированной стратегической модели развития, стал местом, где русская культура, воплотившая в себе ценности этой модели (на всех уровнях культурной предметности, в виде культурной системы «идеального» городского типа, идеального и для самой Европы), столкнулась с контркультурной и антигуманистической силой. Это было место, на котором происходила одна из главных битв Второй мировой войны — битва «варварства» и культуры. Характер этой битвы в значительной мере определил историко-географический фактор.
Бочкина М.В. - Распад связи времен и его преодоление в романах «Письмовник» М. Шишкина, «Лестница Якова» Л. Улицкой и «Авиатор» Е. Водолазкина c. 87-93

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24810

Аннотация: В данной статье предпринята попытка анализа проблемы распада времён и его преодоления, актуальных для ряда современных романов, в числе которых «Лестница Якова» Л. Улицкой, «Письмовник» М. Шишкина и «Авиатор» Е. Водолазкина. В качестве источника мотива разрыва рассматривается пьеса Шекспира «Трагическая история о Гамлете, принце датском». Также в связи с данной проблемой анализируется концепция времени в данных произведениях. Время выполняет не только структурообразующую функцию в тексте, феномен времени зачастую становится объектом авторской рефлексии. Методом исследования в данной работе является сравнительно-сопоставительный анализ текстов и культурно-исторический подход. В качестве теоретической базы были использованы работы Б. Успенского, А. Гуревича и филологические труды Е. Водолазкина. Таким образом, в статье было проанализировано своеобразие трактовок проблемы в данных романах, выявлено взаимовлияние основных концепций времени Средневековья и постмодернизма. При всем различии понимания времени авторов сближает идея преодоления его распада, которая заключается в слове и тексте. Данная идея реализуется в мемуарно-эпистолярной составляющей романов.
Кулагина-Ярцева В.С. - Культура и просвещение в Викторианском Лондоне. Лайза Пикард c. 163-227
Аннотация: В статье рассматривается подготовка к Всемирной промышленной выставке 1851 г., описывается ее открытие, популярность выставки у жителей Великобритании, роль, которую она сыграла в развитии культуры и промышленности страны. В статье также подняты вопросы образования, в частности школьного ("школы для бедных" -- величайшее достижение викторианской эпохи), рассказывается о различных институтах, курсах, о доступных библиотеках.
Гусейнов М.А. - «Производственная» тема в кумыкской прозе: особенности художественного воплощения c. 194-200

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.2.25652

Аннотация: Предметом исследования является кумыкская послевоенная проза, в частности, произведения таких известных кумыкских, дагестанских авторов, как Аткай, М.-С. Яхьяев, И. Керимов и др. Объектом исследования является "производственная" тема в национальной прозе, особенности ее художественного воплощения. Автор подробно рассматривает такие аспекты проблемы, как влияние внелитературных, идеологических факторов на развитие темы производства в советской литературе вообще и в национальной литературе в частности, на базе концепций современного российского литературоведения отмечает позитивные и негативные аспекты такого рода воздействий на художественный процесс. При этом акцентируется внимание на том, что дала положительного национальной словесности актуализация "производственной" темы в послевоенный период, в 1945-1955 гг. Особое внимание уделяется новаторским исканиям кумыкских авторов, выявляются характерные особенности, поэтика произведений. Методами исследования являются аналитический, сравнительный, культурно-исторический. Методология исследования базируется на современных научных разработках, посвященных советской литературе, литературе социалистического реализма, прежде всего принадлежащих ученым ИМЛИ. Новизна исследования заключается в том, что целостное изучение кумыкской послевоенной прозы в данной статье осуществляется впервые. Одним из основных выводов заключается в том, что официальная идеология делала в этот период определенный "заказ" на изображение темы производства, что привело к созданию в национальной словесности крупномасштабных произведений, с широким воспроизведением народной жизни, с высвечиванием национальной сущности образов. Кроме того, в исследуемой литературе обнаруживается поворот к лиризации субъектно-объектных отношений, нравственной проблематике и т. д., что также выявлено и аргументировано в данной статье впервые.
Гришакова Е.С., Балыкина М.И. - Мотивы и закономерности обращения к античным источникам в древнеанглийских религиозных текстах авторства Эльфрика Эйншемского и Вульфстана c. 248-257

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.10.68791

EDN: HXYMTV

Аннотация: Статья посвящена анализу некоторых исследований особенностей перевода латинских источников в древнеанглийских религиозных произведениях авторства Эльфрика Эйншемского и Вульфстана, а также модификаций, которые претерпевают античные материалы в процессе перевода. Приводятся примеры использования латинских источников и риторических приемов при их адаптации. Осуществляется сравнение авторских стилей двух сочинителей и выдвигаются гипотезы о их личных мотивах при обращении к античным источникам. Анализируются примеры из различных религиозных текстов как на латыни, так и на древнеанглийском, дается их перевод, а также предпринимаются попытки обосновать мотивы и эффекты от применения рассматриваемых риторических приемов. Актуальность статьи определяется необходимостью структурировать имеющиеся данные по латинским заимствованиям в древнеанглийских гомилиях с целью выявления закономерностей, мотивов и влияния этих источников на авторский стиль упоминаемых авторов англо-саксонского периода. Делаются выводы о фундаментальной значимости античных произведений для древнеанглийских гомилетических произведений как в виде пословного перевода, так и в форме авторских интерпретаций, в связи с использованием переводов в качестве обучающей базы для монахов, их объединения в особые религиозные сборники для структуризации и упорядочивания круглогодичных служб. Констатируется первичная зависимость стилистического оформления древнеанглийских гомилий от античного наследия с последующим применением авторских модификаций с целью донесения персонализированных смыслов до целевой аудитории.
Кротовская Н.Г. - Л. Пикард. Религиозные течения и похоронные ритуалы в викторианском Лондоне (перевод) c. 263-311

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.1.138

Аннотация: В викторианскую эпоху прежняя приходская организация Лондона, когда люди в обязательном порядке посещали свой церковный приход, исчезла. Для тех, кто решил посетить англиканскую службу, Церковь Англии предлагала смущающее разнообразие богослужений, свободно группирующихся вокруг так называемых широкой, высокой и низкой церквей, к которым позже присоединились приверженцы обрядности. Как у среднего, так и у высшего класса регулярное посещение церкви считалось одним из признаков благопристойности, тогда как доля представителей низших классов в приходе была ничтожно мала. Лондонские погосты уже давно, после чумы 1665 года, были переполнены. Начиная с середины Х1Х века стали открываться частные кладбища и появились новые модные тенденции захоронения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.