Litera
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Litera" > Contents of Issue 10/2021
This issue is currently being formed. All articles presented on this page have already been included in this issue, are considered published, and will remain unchanged in the final version of the issue along with other metadata of the articles.
: , w.danilenko@nbpublish.com
: , , elvira-spirova@mail.ru
Contents of Issue 10/2021
Linguistics
Kruglov V., Uryvskaya T., Rusak D. - Cross-lexicographic analysis of the concepts of sociopolitical discourse of the Chinese language pp. 1-20

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.36254

Abstract: The object of this research is the concepts of sociopolitical discourse of the Chinese language, selected by the continuous sampling method. The subject of this research is the cross-lexicographic coefficient, which is derived mathematically within the framework of the cross-lexicographic analysis of these concepts. The goal is set to determine the diachronic changes in the meanings of lexemes of sociopolitical discourse via cross-lexicographic analysis based on dictionary materials compiled by the prominent Russian and foreign sinologists over the period from 1888 to 2002. Attention is drawn to such theoretical concepts as semantics, pragmatics and discourse. Description is given to the key characteristics of sociopolitical discourse, as well as the methodology of formation of the corresponding conceptual apparatus. The research leans on the method of continuous sampling from lexicographic sources. The scientific novelty lies in the development of innovative methods of statistical analysis of the conceptual apparatus of sociopolitical discourse of the modern Chinese language. Among the acquired results, the author notes the transformation of meanings of the selected lexemes through the analysis of metalanguage of the dictionaries. The uniqueness of this article consists in the analysis of the vast range of the previously unpublished archival lexicographic sources of the Chinese language. The author also reveals the dynamics of changes in the selected lexical means by means of the derived cross-lexicographic coefficient, as well as determines the key vectors of their discursive transformations and evolution of linguopragmatic functions.
Literary criticism
Denisova E.A. - On the autobiography of M. Y. Lermontov's dramaturgy of the early period (plats Menschen und Leidenschaften and A Strange Man) pp. 21-30

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.36462

Abstract: This article is dedicated to the analysis of the two plays written by M. Y. Lermontov in the the early period – “Menschen und Leidenschaften” and “A Strange Man” form the perspective of manifestation of autobiographical context therein. These works are based on the dramatic events in Lermontov's biography that took place in 1830–1831, such as conflict between the poet's grandmother and father, death of his father, as well as Lermontov's relationship with N. F. Ivanova. Analysis is conducted on the texts of these two dramas, as well as on the biographical situation that encouraged Lermontov to create these plays. Special attention is given to determination of specificity of interrelation between the biographical and fictional in Lermontov's dramaturgy of the early period. Lermontov’s appeal to the drama genre is associated directly with the need for artistic mastering of the biographical context. The article analyzes the process of instilling life facts in the dramaturgical text, as well as the specificity of manifestation of the autobiographical in the plotline, images of the heroes, as well as ideological-thematic aspect of the work. The result of the conducted research lies in tracing the evolution of the image of the protagonist based on self-projection of the author's personality, as well as the peculiarities building a romantic conflict that has autobiographical grounds. The two compositions represent a different perspective upon the personality and behavior of a “strange” man; autobiographical accuracy in depicting a romantic conflict is associated with the possibility of conveying the history of relationships in the play, due to the closeness of this literary genre to empirical reality. This allows viewing the two plays as a system of artistic development of biographical events in the dramatic discourse.
Interpretation
Ilin B.B. - Space transformations in the hagiographies (based on the materials of Uspensky Collection) pp. 31-43

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.36484

Abstract: Fragments of the text that represent the category of space in the Old Russian hagiographies from the Uspensky Collection became the sources for this research. The object this article is the contexts that depict spatial images in dynamics. The subject is the semantics of the analyzed contexts. The relevance of the selected topic is substantiated by undiminishing interest to the interpretation of the category of space in the Old Russian texts, as by elaboration of the concept of sanctity in studying the hagiographic literature. The goal of this research lies in determination and description of the semantics of spatial transformations in the analyzed hagiographic texts. Research methodology leans on the descriptive method, which includes observation, interpretation and classification; as well as hermeneutical analysis with consideration of anthropological and axiological approaches. The scientific novelty consists in revealing the new aspect of the category of space in the hagiographic texts – spatial transformations. The author highlights several groups that characterize space transformations in the hagiographies: semantics of construction, semantics of destruction, semantics of expansion, semantics of transfiguration, and semantics of the miraculous. The keynote in the hagiographies is the idea of sanctity, which is important for the interpretation of the transforming space. All changes in the physical world take place under the influence of divine intervention for asserting sanctity of the hero or sanctity of the place. The depicted in the hagiographies spiritual reality impact the state of visible spatial images. In addition to the idea of sanctity, the perception of space transformations is affected by pragmatics of the text – the edifying focus of the genre. The acquired results can be valuable in studying the corpus of hagiographic texts from perspective of the category of space.
Linguistics
Alekseeva O.A. - Syntactic peculiarities of Turkish news materials pp. 44-60

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.34108

Abstract: This article reviews the syntactic peculiarities of Turkish news materials determined as result of analysis of the most reputable Turkish online news sources, such as Anadolu Ajansı, Hürriyet, Cumhuriyet etc. The key syntactic peculiarity of news materials is the direct order of words in sentences (SOV) without inversion. News reports usually represent a set of simple sentences, which are complicated by the extended sentence parts (most commonly with forms ending with -DIğI/-AcAğI) and homogeneous parts of the sentence. News materials are characterized by the use of simple sentences, in which the subject is expressed in forms ending with -DIğI/-AcAğI or the verb name ending with -mA, while the predicate is in passive voice. Extended participial clauses with a semi-predicative meaning, pronounced present or past participle ending with -An. The subordinate word of such participial clauses is generally the subject of the superordinate clause. The article examines the formats of direct and indirect speech, lists the most commonly used phrases that introduce direct speech, as well as provides the examples of sentences that contain both direct and indirect speech. The author also cites statistical data on the prevalence of sentences containing direct and indirect speech in news materials. The article lists grammatical structures typical for sociopolitical discourse. These include constructions with the verb ‘bulunmak’ (to have), the peculiarity of which lies in replacement of verbs such as ‘ifade etmek’ (to express), “çağırmak” (to call) , etc. by compound nominal structures in locative case, which forms a single-affix ezāfe with the previous phrase and the verb ‘bulunmak’ (to have). Construction is -DIğI görüşünde or -AcAğI görüşünde.is commonly uses alongside constructions with the verb ‘bulunmak’.
Boyarkina A.A., Popova L.G., Shvedova I.V. - Symbolism of the blue/light blue color in the English and German publicistic texts pp. 61-72

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.36202

Abstract: This article aims to determine similarities and differences in manifestation of symbolism of the blue/light blue color in the English and German publicistic texts. The subject of this research is the semantics of English and German lexemes representing the blue/light blue color in both languages. The symbolism of this color designation is selected due to its insufficient coverage in comparative linguistics. Based on the material of lexicographic sources, the author describes the dictionary meanings of the aforementioned lexemes, which resemble symbolism of the blue color in the English and German publicistic texts. The scientific novelty lies in the establishment of similarities and differences of symbolism of the blue/light blue color on the example of the English and German publicistic texts, highlighting that in the English texts, the lexemes that denote these colors are used more often than in the German texts (English word ‘blue’; German word ‘blau’). The conducted analysis reveals that in the English publicistic texts, symbolism of the blue/light blue color is applied in creation of precedent names, as well as nominations of affiliation to a particular party, nobility, symbol of nobleness, purity, or despondency, suppression of wrongdoing. In the German publicistic texts, this color designated affiliation to the political party, or authorization document for foreign employees. Comparison of the content of lexemes ‘blue’ and ‘blau’ in the English and German texts reveals more similarities. However, in the English publicistic texts, this lexeme denotes the symbolism of sadness, despondency, or noble descent.
Kao Thi T. - The peculiarities of using games as a means of improving effectiveness of the Russian language class and experiment with the use of games in teaching Russian language at Hanoi National University of Education pp. 73-85

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.35921

Abstract: The subject of this research is the peculiarities of different types of translation activity in the process of teaching students of non-philological specialties at Hanoi National University of Education. Being the direct participant of bilingual communication, the student applies the following behavioral vectors: reproduction of the semantic-structural peculiarities of the original text and adaptation of the translation text to a new linguocultural perception. This is namely the key to success in the bilingual communication, since the translator fulfills the communicative, ideological, cumulative (culturological) and even a correctional functions attempting to create the original text without flaws and shortcomings of the original text due incompetence of its author. Fulfilling any of these functions, the translator must desubjectivize the original text (extract the subjective meaning) and the translation text (taking into account the characteristics of the addressee) for the purpose of adequate objectification of the translation text in accordance with the situation. In this regard, the modern methods and techniques implemented in the pedagogical practice of Hanoi National University of Education are particularly relevant. The scientific novelty of this research lies in the attempt to determine the peculiarities of using games as a means of improving effectiveness of the Russian language class and implementation of game-based learning at Hanoi National University of Education.
Interpretation
Yuan X. - The particle just in lexicographic terms and materials for complementing its lexical entry pp. 86-96

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.36595

Abstract: This article is devoted explores the lexicographic description of functional words. The object of this research is the lexicographic interpretation of functional words. The subject is the interpretations of the particle “just” in various types of dictionaries, namely explanatory and etymological dictionaries of the Russian language, as well as dictionaries developed foreign scholars. The goal is set to systematize the existing information on the particle “just” in the dictionaries, as well as present the material for complementing its lexical entry based on the analysis of factual material in order to create a comprehensive portrait of this unit. For achieving the set goal, the article employs descriptive, comparative, and analytical methods. Comparison of the dictionary data allows determining the similarities and differences in interpretation of the word “just”, establish the invariant meaning of this particle, outline the discrepancies in classification of the types of its use. Leaning on the analysis of factual material of the particle “just” in relation to its syntagmatic and paradigmatic characteristics, the author offers a new interpretation of the meanings of this particle and division of modifications of its meanings. The novelty of this work consists in the proposed material for complementing the lexical entry of the particle “just”.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 10, 2021
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
Содержание № 10, 2021
Лингвистика
Круглов В.В., Урывская Т.А., Русак Д.В. - Кросс-лексикографический анализ понятий общественно-политического дискурса китайского языка c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.36254

Аннотация: Объектом исследования выступают понятия общественно-политического дискурса китайского языка, выбранные методом сплошной выборки. Предметом исследования является кросс-лексикографический коэффициент, выведенный математическим способом в рамках проведенного кросс-лексикографического анализа этих понятий. Авторы ставят целью выявление диахронических изменений значений лексем общественно-политического дискурса посредством кросс-лексикографического анализа на материале словарей, составленных известными отечественными и зарубежными синологами с 1888 по 2002 гг. В фокусе исследования такие теоретические понятия, как семантика, прагматика и дискурс; описаны основные характеристики общественно-политического дискурса и проанализирована методология формирования соответствующего понятийного аппарата. В основу исследования лег метод сплошной выборки из лексикографических источников. Научная новизна исследования заключается в разработке инновационных методов статистического анализа понятийного аппарата общественно-политического дискурса современного китайского языка. Среди результатов исследования можно выделить то, что была зафиксирована трансформация значений отобранных лексем посредством анализа метаязыка словарей. Уникальность исследования состоит в том, что авторами был проанализирован огромный корпус архивных лексикографических источников китайского языка, которые не публиковались ранее. Также в ходе исследования была выявлена динамика изменений отобранных лексических средств посредством выведенного кросс-лексикографического коэффициента, а также определены основные векторы их дискурсивных трансформаций и эволюции лингвопрагматических функций.
Литературоведение
Денисова Е.А. - К вопросу об автобиографизме ранней драматургии М. Ю. Лермонтова (драмы «Menschen und Leidenschaften» и «Странный человек») c. 21-30

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.36462

Аннотация: Статья посвящена анализу двух ранних драм Лермонтова – «Menschen und Leidenschaften» и «Странный человек», рассматриваемых с точки зрения проявления в них автобиографического контекста; фоном для создания данных произведений послужили драматические события биографии Лермонтова 1830-1831 гг. – конфликт между бабушкой и отцом поэта, смерть отца, а также отношения Лермонтова с Н.Ф. Ивановой. В статье рассматриваются собственно сами тексты двух драм, а также биографическая ситуация, послужившая импульсом к их написанию; особое внимание при этом уделяется выявлению специфики соотношения биографического и художественного в ранней драматургии Лермонтова.   Обращение к драме как роду литературы в творчестве Лермонтова оказывается непосредственно связано с необходимостью художественного освоения биографического контекста; автор статьи подробно анализирует процесс преломления жизненных фактов в драматургическом тексте, а также специфику проявления автобиографического в сюжете, образах героев и идейно-тематическом аспекте произведения. Результатом проведенного исследования становится выявление эволюции образа главного героя, основанного на самопроекции личности автора, а также особенностей построения любовного конфликта, имеющего автобиографические основания. Два произведения представляют собой разный фокус взгляда на личность и поведение «странного» человека; автобиографическая точность в изображении любовного конфликта связана с возможностью передачи в драме истории отношений, в силу наибольшей близости данного литературного рода к эмпирической реальности. Сказанное позволяет рассматривать две драмы как систему художественного освоения биографических событий в драматическом дискурсе.
Интерпретация
Ильин Б.Б. - Трансформации пространства в житиях (на материале житий Успенского сборника) c. 31-43

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.36484

Аннотация: Источниками стали фрагменты текста, репрезентующие категорию пространства в древнерусских житиях из Успенского сборника. Объектом рассмотрения являются контексты, в которых пространственные образы представлены в динамике. Предметом исследования стала семантика анализируемых контекстов. Актуальность статьи обусловлена неослабевающим интересом к интерпретации категории пространства в древнерусских текстах, а также активной разработкой концепта святости при изучении агиографической литературы. Цель статьи - выявить и описать семантику пространственных трансформаций в анализируемых житийных текстах. Основой для создания работы был избран описательный метод, включающий в себя наблюдение, интерпретацию и классификацию. При анализе фрагментов текстов был реализован метод герменевтического анализа с учётом антропологического и аксиологического подходов. Научная новизна состоит в выявлении и описании нового аспекта категории пространства в житийных текстах - пространственных трансформаций. В результате анализа выделено несколько групп, характеризующих способы трансформации пространства в житиях: семантика строительства, семантика разрушения, семантика расширения, семантика преображения и семантика чудесного. Каждое из изменений фрагментов физического мира в житиях связано с прагматической и аксиологической установками. Идея святости является ведущей в житиях и важна для интепретации трансформируемого пространства. Изменения физического пространства в житиях происходят под воздействием божественного вмешательства для утверждения святости героя или святости места. В житиях представляемая духовная реальность влияет на состояние зримых пространственных образов. Помимо идеи святости, на восприятие трансформаций пространства влияет прагматика текста - назидательная установка жанра. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при изучении корпуса житийных текстов с точки зрения категории пространства.
Лингвистика
Алексеева О.А. - Синтаксические особенности турецких новостных материалов c. 44-60

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.34108

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются синтаксические особенности турецких новостных материалов, выявленные в результате анализа наиболее авторитетных турецких новостных интернет-изданий Anadolu Ajansı, Hürriyet, Cumhuriyet и др. Основной синтаксической особенностью новостных материалов является прямой порядок слов в предложениях (SOV) и отсутствие инверсии. Новостные сообщения, как правило, представляют собой набор простых предложений, осложненных развернутыми членами предложения (чаще всего с формами на -DIğI/-AcAğI) и однородными членами. Характерным для новостных материалов является использование простых предложений, в которых подлежащее выражено формами на -DIğI/-AcAğI или глагольным именем на -mA, а сказуемое имеет форму страдательного залога. Также широко употребляются развернутые причастные обороты с полупредикативным значением, выраженным причастием настоящего-прошедшего времени на -An. Подчиняющим словом таких причастных оборотов, как правило, является подлежащее главного предложения. В статье подробно рассматриваются способы оформления прямой и косвенной речи, перечисляются наиболее распространенные словосочетания, вводящие прямую речь, а также приводятся способы оформления предложений, содержащих и прямую, и косвенную речь. Наряду с этим приводятся статистические данные по частоте встречаемости предложений с прямой и косвенной речью в новостных материалах. В статье перечислены грамматические конструкции, характерные для общественно-политического дискурса. К их числу относятся конструкции с глаголом bulunmak ‘находиться’, особенностью которых является замена глаголов типа ifade etmek ‘заявлять’, çağırmak ‘призывать’ и т.п. сложным именным оборотом в форме местного падежа, образующим одноаффиксный изафет с предыдущим словосочетанием, и глаголом bulunmak ‘находиться’. Помимо конструкций с глаголом bulunmak часто встречающейся является конструкция типа -DIğI görüşünde или -AcAğI görüşünde.
Бояркина А.А., Попова Л.Г., Шведова И.В. - Символика синего/голубого цвета в английских и немецких публицистических текстах c. 61-72

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.36202

Аннотация: Целью работы стало выявление сходств и различий проявления символики синего/голубого цвета в английских и немецких публицистических текстах. Предметом исследования является семантика английских и немецких лексем, репрезентирующих синий/голубой цвет в сопоставляемых языках. Символика данного цветообозначения была выбрана в связи с ее недостаточной изученностью в сопоставительном языкознании. В статье на материале лексикографических источников определяется словарные значения указанных лексем, способных отобразить символику изучаемого цвета в публицистических текстах на английском и немецком языках. В ходе исследования в качестве основного был использован сопоставительный метод, кроме этого, применялись метод семантического анализа, метод моделирования, количественный подсчет и метод компонентного анализа. Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем впервые устанавливаются сходства и различия символики синего/ голубого цвета на материале английских и немецких публицистических текстов. Было установлено, что в английских текстах чаще наряду с другими цветообозначениями по сравнению с немецкими текстами используются лексемы, обозначающие данные цвета (в английском языке blue, в немецком языке blau). В результате анализа было выявлено, что в английских публицистических текстах символика синего/голубого цвета применяется при создании прецедентных имен и при выражении номинаций принадлежности к той или иной партии, к дворянскому сословию, выступая символом благородства, чистоты, а также уныния, замалчивания неблаговидных поступков. А в немецких публицистических текстах этим цветом обозначаются принадлежность к политической партии, как номинация удостоверения иностранных рабочих. Сопоставление состава значений лексем blue и blau в английских и немецких текстах показало присутствие в большей степени сходств. Но в английских публицистических текстах указанная лексема обозначает символику грусти, уныния, символику аристократического происхождения.
Као Тхи Т. - Особенности использования игр как средства повышения эффективности урока русского языка и проведение эксперимента использования игр при обучении русскому языку в Ханойском педагогическом институте c. 73-85

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.35921

Аннотация: Предметом исследования являются особенности разных видов переводческой деятельности в процессе обучения студентов-нефилологов в Ханойской педагогическом институте. Студент как непосредственный участник двуязычной коммуникации применяет такие векторы поведения как: воспроизведение семантико-структурных особенностей текста оригинала и приспособления текста перевода к новому лингвокультурному восприятию. Успех двуязычной коммуникации в значительной степени зависит именно от него, поскольку переводчик реализует различные функции: коммуникативную, идеологическую, кумулятивную (культурологическую) и даже коррекционную функцию в попытке создания текста оригинала без изъянов и недостатков текста оригинала, обусловленных непрофессионализмом его автора. Выполняя любую из этих функций, переводчик должен десубьективизировать текст оригинала (изъять субъективный смысл) и текст перевода (с учетом признаков адресата) с целью адекватной объективизации текста перевода в соответствии с ситуацией. В связи с этим современные методы и способы, применяемые в педагогической практике Ханойского педагогического института, представляют особый интерес.Научная новизна заключается в том, что в работе предпринята попытка выделить особенности использования игр как средства повышения эффективности урока русского языка и адаптация игровых средств в преподавательскую деятельность в Ханойском педагогическом институте.
Интерпретация
Юань С. - Частица «как раз» в лексикографическом представлении и материалы для дополнения её словарной статьи c. 86-96

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.36595

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу лексикографического описания служебных слов. Объектом данного исследования является лексикографическая интерпретация слубжебных слов. Предметом исследования являются трактовки частицы «как раз» в словарях разных типов, в частности в русских толковых и специальных словарях, а также в словарях, разработанных иностранными учёными. Задачи настоящей работы заключаются, во-первых, в систематизации имеющейся информации о частице «как раз» в словарях и, во-вторых, в представлении материала для дополнения её словарной статьи на основе анализа фактического материала с целью создания полного портрета данной единицы.   Для достижения поставленной цели были использованы описательный, сопоставительный и аналитический методы. В результате сопоставления существующих в словарях данных выделяются сходства и различия в толковании слова «как раз», устанавливается инвариантное значение исследуемой частицы, отмечаются расхождения в выделении её типов употребления. На основе анализа фактического материала частицы «как раз» в отношении её синтагматических и парадигматических свойств дается новый вариант выделения значений исследуемой частицы и разделения модификаций её значений. Новизна данной работы заключается в предлагаемом материале для дополнения словарной статьи частицы «как раз».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"