Статья 'Сохранение и воспроизводство культурно-исторической памяти в комплексе функций журналистики' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Litera
Правильная ссылка на статью:

Сохранение и воспроизводство культурно-исторической памяти в комплексе функций журналистики

Блохин Игорь Николаевич

ORCID: 0000-0002-6582-3951

доктор политических наук

профессор, кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций , Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Университетская, 7/9

Blokhin Igor Nikolaevich

Doctor of Politics

Professor, Department of Theory of Journalism and Mass Communications, St. Petersburg State University

199034, Russia, Saint Petersburg, Universitetskaya str., 7/9

i.blokhin@spbu.ru
Георгиева Елена Савова

кандидат политических наук

доцент, кафедра международной журналистики, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Университетская, 7/9

Georgieva Elena Savova

PhD in Politics

Associate Professor, Department of International Journalism, St. Petersburg State University

199034, Russia, Saint Petersburg, Universitetskaya str., 7/9

kaob@yandex.ru
Лабуш Николай Сергеевич

доктор политических наук

профессор, кафедра международной журналистики, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Университетская, 7/9

Labush Nikolai Sergeevich

Doctor of Politics

Professor, Department of International Journalism, St. Petersburg State University

199034, Russia, Saint Petersburg, Universitetskaya str., 7/9

n.labush@spbu.ru
Олейников Сергей Викторович

доктор политических наук

профессор, кафедра журналистики, ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко"

3300, Молдова, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 107

Oleinikov Sergei Viktorovich

Doctor of Politics

Professor, Department of Journalism, State Educational Institution “Transnistrian State University named after. T.G. Shevchenko"

107 October 25 str., Tiraspol, 3300, Moldova

olen_serg@inbox.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2024.3.70054

EDN:

LQBFSN

Дата направления статьи в редакцию:

05-03-2024


Дата публикации:

09-04-2024


Аннотация: Предметом исследования является специфика проявления журналистской функции сохранения и воспроизводства культурно-исторической памяти. Объект изучения – комплекс функций института журналистики. Обращение к феномену культурно-исторической памяти в контексте теории журналистики и профессиональной практики имеет значение по ряду причин. В теоретическом смысле необходим учет структурных особенностей явления культурно-исторической памяти и динамики его развития, изменений и влияния на процессы, происходящие в журналистике под воздействием становления новой системы постглобального мироустройства. Вопрос о сущностных институциональных признаках журналистики пространств суверенных макрорегионов может быть решен только в поиске опорных специфических базовых принципов существования и бытования профессии. В качестве одного из подобных принципов следует выделить культурно-историческую память, имеющую национальную природу порождения и институционально-культурные формы выражения, к которым в ряду других (не менее, но и не более важных) следует отнести журналистику. При определении функциональной структуры использованы подходы, выработанные в рамках структурно-функционального анализа. В определении взаимозависимости структуры исторического факта в журналистике и пространств его реализации использован дискурс-анализ в его функциональном применении в форме дискурсивных рамок. Новизна исследования заключается в обосновании принципа субъектности журналистики, ее институциональной природы, позволяющей инициирование и полноценное участие в социальных изменениях. Сохранение и воспроизводство культурно-исторической памяти присутствует как неотъемлемая часть комплекса профессиональных журналистских функций. Функциональный комплекс журналистики проявляется на стратегическом уровне как соучастие в расширении культурного пространства и самоопределении как активной части культурной национальной истории. На оперативно-тактическом уровне журналистика выполняет функции социокультурной интеграции, социализации и адаптации. Структурные компоненты исторического факта в журналистике (денотат, смысл, значение и концепты) раскрываются в разной степени в зависимости от пространств реализации. Методология пространственного подхода, используемого в исследовании журналистики, позволяет выделить естественное, материальное, социальное, персональное и опосредованный медиа уровни пространства. На естественном, материальном и социальном уровнях доминирующую роль играет денотат, на персональном уровне – смысл, на уровне медиапространства – значение, а в системах обратной связи с аудиторией – концепты.


Ключевые слова:

теория журналистики, системный анализ, журналистский анализ, журналистика, социальный институт, журналистская методология, факт, Функции журналистики, культурная память, Историческая память

Abstract: Addressing the phenomenon of cultural and historical memory in the context of journalism theory and professional practice is important for a number of reasons. In a theoretical sense, it is necessary to take into account the structural features of the phenomenon of cultural and historical memory and the dynamics of its development, changes and influence on the processes taking place in journalism under the influence of the formation of a new system of post-global world order. The question of the essential institutional features of journalism in the spaces of sovereign macroregions can be solved only in the search for supporting specific basic principles of the existence of the profession. One of these principles should be cultural and historical memory, which has a national origin and institutional and cultural forms of expression, to which, among others (no less, but no more important), journalism should be attributed. The methodology of system analysis is used as a fundamental principle in the work. In determining the functional structure, the approaches developed within the framework of structural and functional analysis are used. In determining the interdependence of the structure of a historical fact in journalism and the spaces of its realization, discourse analysis is used in its functional application in the form of a discursive framework. The inclusion of the issues of cultural and historical memory in the processes of professional journalistic education requires the approval of the principle of subjectivity of journalism, its institutional nature, which allows initiation and full participation in social changes. The preservation and reproduction of cultural and historical memory is present as an integral part of the complex of professional journalistic functions.The functional complex of journalism manifests itself at the strategic level as participation in the expansion of cultural space and self-determination as an active part of cultural national history. At the operational and tactical level, journalism performs the functions of socio-cultural integration, socialization and adaptation. The structural components of a historical fact in journalism (denotation, meaning and concepts) are revealed to varying degrees depending on the implementation spaces. The methodology of the spatial approach used in the study of journalism allows us to identify the natural, material, social, personal and mediated media levels of space. Denotation plays a dominant role on the natural, material and social levels, meaning plays a dominant role on the personal level, meaning plays a dominant role on the media space level, and concepts play a dominant role in audience feedback systems.


Keywords:

theory of journalism, system analysis, journalistic analysis, journalism, social institution, journalistic methodology, fact, functions of journalism, cultural memory, historical memory

Обращение к феномену культурно-исторической памяти в контексте теории журналистики и профессиональной практики имеет значение по ряду причин. В теоретическом смысле необходим учет структурных особенностей явления культурно-исторической памяти и динамики его развития, изменений и влияния на процессы, происходящие в журналистике под воздействием становления новой системы постглобального мироустройства. Вопрос о сущностных институциональных признаках журналистики пространств суверенных макрорегионов может быть решен только в поиске опорных специфических базовых принципов существования и бытования профессии. В качестве одного из подобных принципов следует выделить культурно-историческую память, имеющую национальную природу порождения и институционально-культурные формы выражения, к которым, в ряду других (не менее, но и не более важных) следует отнести журналистику.

В значении передачи культурного опыта в процессах специализированного образования и воспитания культурно-историческая память играет роль мировоззренческого комплекса, позволяющего сохранять и воспроизводить сущностные признаки журналистики в новых поколениях профессионалов. Приобщение к культурно-исторической памяти в образовании имеет две особенности: специфически профессиональную, позволяющую опереться на достижения специалистов-предшественников, и общекультурную, связанную с ценностным национальным и цивилизационным базисом.

Практическая прикладная реализация педагогических образовательно-воспитательных задач предполагает: усвоение навыков адаптации содержания и тематики журналистских произведений к ценностному культурно-историческому опыту аудиторий медиа; выработке умений концептуального отображения и регулирования культурно-исторической памяти с помощью выбора героев и управления сюжетными линиями; постоянного накопления знаний о прошлом и их использования в профессиональном труде. Отдельным направлением практического обращения к культурно-исторической памяти является журналистская историческая специализация, выражающаяся в системно- аналитическом способе познания прошлого и научно-популярной форме отображения исторических фактов и историософского знания.

Методология и методы исследования. Цель исследования заключается в обосновании сохранения и воспроизводства культурно-исторической памяти в комплексе функций журналистики как социального института. В качестве объекта исследования выступает комплекс функций института журналистики, предметом изучения является специфика проявления функции сохранения и воспроизводства культурно-исторической памяти.

Задачи работы заключаются: в определении функциональной структуры сохранения и воспроизводства культурно-исторической памяти с участием журналистики; в выявлении сходств и различий исторической и журналистской методологии общественного познания; в обосновании взаимозависимости структуры исторического факта в журналистике и пространств его раскрытия, развертывания и реализации.

В работе в качестве фундаментального принципа использована методология системного анализа. При определении функциональной структуры сохранения и воспроизводства культурно-исторической памяти с участием журналистики использованы подходы, выработанные в рамках структурно-функционального анализа. Для выявления сходств и различий исторической и журналистской методологии применяется сравнительный анализ. В определении взаимозависимости структуры исторического факта в журналистике и пространств его реализации использован дискурс-анализ в его функциональном применении в форме дискурсивных рамок, задающих параметры включения факта в повествование. При выделении пространств реализации факта применена методология пространственного подхода.

Обзор литературы. Классические подходы к определению и анализу культурно-исторической памяти достаточно подробно описаны в многочисленных исследованиях феномена. Обратим внимание на выводы, имеющие значение для теоретического осмысления функционирования журналистики в сохранении и воспроизводстве культурно-исторической памяти.

Одним из первых, кто обратился к потенциалу журналистики в контексте памяти был русский философ Н. Ф. Федоров (1829-1903). В работе «Музей, его смысл и назначение» (опубликована в 1913 г.), рассуждая в рамках своей мировоззренческой концепции «общего дела», он выделил отношение журналистики к культурно-исторической памяти как к общечеловеческому музею, который, по мысли философа, должен стать сосредоточием всемирного наследия: «Журналистику нынешнюю можно рассматривать как одну из частей распавшегося Музея, тогда как из журналистики, освободившейся от влияния враждебных сословий и даже руководящей ими, может создаться музей, или общая редакция журналов, которая и будет музеем. <…> Журналистика нынешняя составляет противоположность музею; она, представляя большую силу, расходуется на вопросы дня… Из сознания журналистикою своих недостатков и возникнет проект музея…» [26, с. 428].

На социальное единство как непременное условие существования культурно-исторической памяти обратил внимание французский социальный философ Морис Хальбвакс (1925): «…общество может жить лишь при том условии, что между образующими его индивидами и группами имеется достаточное единство во взглядах. <…> …общество стремится устранять из своей памяти все, что могло бы разделять индивидов, отдалять друг от друга группы; в каждую эпоху оно перерабатывает свои воспоминания, согласовывая их с переменными факторами своего равновесия» [28, с. 336-337]. Хальбвакс стоял на позициях социологического понимания общества как системы, стремящейся к равновесию через устранение и преодоление внутренних противоречий, и, таким образом, задача социальных институтов, включая журналистику, состоит в обеспечении единства общества.

Британский историк Фрэнсис Йейтс в труде «Искусство памяти» (1966) выделила значение образности и визуальности, техник запечатления «мест» и «образов», в целях сохранения культурно-исторической памяти: «Формирование мест имеет огромное значение, поскольку одно и то же расположение мест loci может многократно использоваться при запоминании различного материала. Образы, которые мы разместили в них для запоминания определенного ряда вещей, стираются и блекнут, если мы больше ими не пользуемся. Но места остаются в памяти и могут быть вновь использованы при размещении другого ряда образов, относящихся к другому материалу» [12, с. 19]. Подчеркнутая Йейтс роль визуальной эстетики имеет непосредственное отношение к структурам медиадизайна и формам функционирования сетевой коммуникации.

Немецкий историк Ян Ассман, главный теоретик культурной памяти (1992), подвергает ее анализу в связи с коммуникацией: «индивидуальная память создается в каждой отдельной личности благодаря ее участию в процессах коммуникации» [2, с. 37]. Исследователь разделяет коммуникативную и культурную память: «Коммуникативная память охватывает воспоминания, которые связаны с недавним прошлым. Это те воспоминания, которые человек разделяет со своими современниками» [2, с. 52]; «Культурная память всегда имеет своих особых носителей» [2, с. 56]. В развитии идеи о двух видах памяти обосновывается тезис о типах журналистской деятельности: с одной стороны – оперативной коммуникации, обеспечивающей функционирование коммуникативной памяти и связь живущих поколений; с другой стороны – специализированной работы носителей традиции, актуализирующих историю и участвующих в воспроизводстве ценностей культуры.

Французский историк Пьер Нора, известный исследованиями «мест памяти», анализируя процесс «ускорения» истории, постоянства изменений, выделил эффекты аккумуляции и автономизации (2002). Аккумуляция, порожденная неизвестностью будущего, «проявляется как раздувание функции памяти и как гипертрофия учреждений и орудий памяти: музеев, архивов, библиотек, коллекций, компьютерных каталогов, банков данных, хронологий и прочего». Автономизацию характеризует отношение к настоящему времени как мгновению «между непредсказуемым будущим и канувшим во тьму, непрозрачным для нас прошлым» [19, с. 397]. Автономизация связана с процессами атомизации личности, развития игрового отношения к действительности и его прошлому, формирования персональных «информационных пузырей» в медиапространстве [20, с. 19-27] и т. п.

Германский культуролог Алейда Ассман выделяет в системе формирования памяти элементы носителя, среды и опоры (2006). В зависимости от формы памяти – нейронной, социальной и культурной – в качестве продуцирующих ее факторов неизменно присутствуют социальная коммуникация и символические медиаторы [1, с. 30-31].

Современные исследователи феномена культурно-исторической памяти акцентируют внимание на интерпретации понятия [3, 36], ее роли в системе педагогической деятельности и воспитательной работы [18, 27, 38], различных аспектах ее функционирования, таких как сохранение национальной идентичности [5], участие в актуализации контекстов современности [22] и оптимизации личностного развития [40].

Принимая положение об историческом факте как базовом элементе культурно-исторической памяти, требуется обращение к обоснованию его понятия [6, 15, 25, 33, 35]. Категория исторического факта в современных исследованиях определяется в контекстах фундаментальных философских подходов – онтологически [17], гносеологически [30] и методологически [21]. Историография проблемы рассматривается в связи с эволюцией исторического познания [11, 16, 34]. Понятийное разграничение факта и события приводится в труде И. В. Силантьева «Сюжет и смысл». Исследователь рассматривает факты как «все более или менее целостные динамические моменты, которые человек вычленяет из определенного процесса, руководствуясь определенной точкой зрения. <…> Событие – это… очеловеченный факт. …для квалификации факта достаточно критерия замеченности (с определенной точки зрения, позиции). Событие предполагает вовлеченность человека в отмеченный им факт или совокупность фактов. При этом вовлеченность может быть не только социально-ситуативная, но и личностная, и поэтому событие не просто ментально, но и отчетливо аксиологично. Последовательность изложенных, рассказанных в определенном коммуникативном акте событий образует нарратив» [24, с. 71]. Подобным образом происходит применимое к журналистике описание процесса работы автора над текстом, а сама журналистика выступает в качестве особого типа формотворчества, фиксирующего культурно-историческую память.

Особая группа научных источников представлена трудами, посвященным проблеме факта в журналистике. При обращении к данной теме исследователи прежде всего акцентируют внимание на прикладных аспектах вопроса о достоверности информации, техническом и логико-алгоритмическом потенциале ее проверки [10, 13, 14, 37]. Отдельное направление представлено работами, в которых определяются эволюционные тенденции развития журналистики факта в связи с нормативными, морально-этическими условиями профессиональной деятельности [8, 31, 32]. Поскольку наиболее важным представляется рассмотрение сохранения и воспроизводства культурно-исторической памяти в системе журналистских функций, требуется обращение к положениям, изложенным в работах, в которых анализируется функционирование журналистики в комплексе ценностных противоречий [4, 9, 29, 39].

Результаты исследования. Использование категории функции в отношении феномена культурно-исторической памяти со стороны журналистики предполагает определение последней в качестве социального института, субъекта, инициирующего и участвующего в общественных изменениях. Функции сохранения и воспроизводства культурно-исторической памяти, помимо журналистики, осуществляются различными институтами – семьи, образования, литературы, искусства, музея и т. д. Институт журналистики участвует в сохранении и воспроизводстве культурно-исторической памяти, используя все разнообразие своего функционала, в котором выделяются стратегический и оперативно-прикладной уровни.

На стратегическом уровне функциональный комплекс журналистики включает в себя, во-первых, участие в расширении культурного пространства. Институционально журналистика объективно ограничена языковым ареалом, в границах которого осуществляются коммуникации, а иноязычная информация проникает в среду ареала, проходя через нормативные, ценностные, технологические и др. фильтры, развитие системы которых позволяет расширять пространства культур. Журналистика региональных, городских, других поселенческих сообществ участвует в обнародовании, сохранении и воспроизводстве исторических знаний, памятников, фактов, интегрирующих локальные культурные пространства. Во-вторых, стратегически, журналистика сама представляет собой часть культурной истории, ведущий институт сохранения культурно-исторической памяти, смыслового и ценностного пространства культуры.

Среди оперативно-прикладных функций, которые имеют значение в культурно-историческом контексте, выделяются: социокультурная интеграция, социализация новых поколений, а также адаптация представителей интегрируемых сообществ. В прикладном смысле данные функции проявляются в детальном описании исторических фактов, фиксировании свидетельств современников как участников и наблюдателей происходящего, анализе прямых (наблюдаемых) и опосредованных (логически, аналитически реконструируемых) событий.

Выделение стратегического и оперативно-прикладного функциональных уровней оказывает влияние на определение сходств и различий исторической и журналистской методологии. Так, на стратегических уровнях и историческая наука, и журналистика участвуют в формировании интегральной общественной идеологии, определяющей целеполагание социального развития на базе опыта прошлого. На уровне оперативно-прикладного функционирования историки и журналисты собирают и обрабатывают фактическую информацию, используют единую систему эмпирических методов, анализируют полученные данные с помощью универсальных научных логических алгоритмов. Для историка и журналиста следование фактам является нормативным требованием, но при этом «необходимо каждый раз определяться с тем, какую систему отсчета ему избрать для трактовки факта (в зависимости от системы отсчета, будет меняться и масштаб, и объем, и смысл факта)» [4, с. 170].

Исторический факт в журналистике раскрывается в соответствии с его структурой, в которую входят произошедшее событие (денотат), авторское послание (смысл), средства выражения (значение) и способы, используемые журналистом для закрепления понимания текста (культурные концепты). И. А. Королев отмечает, что «журналист способен максимально объективно оценить лишь… денотативную составляющую, то есть определить правдивость или ложность самого ядра факта (события или явления), на котором он базируется. Вместе с тем верификация смысла и значения факта в любом случае подразумевает определенные интерпретации, основанные на внутренней системе норм и ценностей журналиста» [14, с. 110].

При определении структуры факта в журналистике нельзя не обратить внимание на различие условий, лежащих в основе типов профессиональной деятельности. Например, факты, используемые в научно-популярной журналистике, имеют свою специфику в сравнении, например, с фактами, которыми оперирует художественный критик и т. д. Различие условий раскрытия, развертывания и реализации факта проявляется при анализе пространств, осуществления журналистской деятельности, которые выражены в медиа-продуктах и творческих произведениях. Денотат имеет рамочное нормативное значение, которое нельзя игнорировать, в пространствах естественного мира природы (например, в трэвел-журналистике), предметно-материальных отношений (например, в исторической журналистике), социальных и коммуникативных действий (то, чем оперирует, так называемая, «журналистика фактов»). Соответствие факту естественного, материального и социального пространств связано с достижением достоверности в изложении и доверия при восприятии информации аудиторией.

Смысл, который журналист вкладывает в сообщение, раскрывает персональное пространство авторской реальности, которому соответствует понятие «жизненного мира» Э. Гуссерля. Согласно ему, личности «конституируют различные окружающие миры культуры как конкретные жизненные миры, в которых живут, действуя и претерпевая воздействия, относительно или абсолютно обособленные общности» [7, с. 170]. Для выявления смысла оптимально использовать метод анализа дискурс-рамки журналиста, в которую входят модель и тип медиа, жанр и функции произведения, отобранные факты и их авторские интерпретации. Содержание авторской интерпретации определяется с помощью реконструкции процедур отбора фактов и их системной композиции в произведении, выборе языковых средств, использовании терминологии и оценочной лексики. На данном смысловом уровне проявляются проблемы соответствия действительности и реальности, истины и правды, вовлекающие в процедуры интерпретации, помимо автора, также героев произведений, оценивающих экспертов и, самое главное, адресатов сообщения. Правда «оказывается зависимой от психологии и менталитета как автора высказывания, так и воспринимающей это высказывание личности». В журналистике она «сопрягается с особенностями национальной картины мира (языковой либо выраженной в языке), которая для носителя языка и будет правдой» [9, с. 179].

Значение как компонент факта определяется при обращении к анализу медиапространства, которое, несмотря на свою вторичную искусственную природу, также является специфической средой порождения фактов. Внешнее влияние на отношение журналистов к фактическому материалу оказывают существующие как на уровне отдельных СМИ, так и национальных медиасистем, формы регулирования объемов информации и ее содержания: законодательные и этические нормы, «самоцензура» в редакционной политике, правила блокировки сетевых ресурсов и т. д. Внутренние регуляторы проявляются в журналистике, когда авторы начинают ориентироваться на собственные представления о состоянии общественного сознания и предпочтениях аудитории. Природа подобных представлений обусловлена ценностной средой персональной медиасреды журналиста, его социальным опытом и доминированием тех или иных представлений в доступном для него секторе медиапространства. Если рассматривать журналистов как группу лидеров мнений, оказывающих влияние на человеческое поведение, то они коммуникативно-технологически становятся объектом манипулятивного воздействия: «С одной стороны, историческая память в ее медийном символическом выражении – неотъемлемая часть культурного фонда общества, является основанием для решения вставших перед ним проблем, с другой ‒ на уровне массового сознания медийное клише, чрезвычайно удобное средство в руках манипуляторов от идеологии» [23, с. 173].

Использование культурных концептов, используемых журналистами для закрепления понимания текста, выполняет задачу определения значения факта в контекстах восприятия аудиторий. Для работы с концептами в аудиторных контекстах необходима категоризация факта как части концептуальной структуры в зависимости от уровней текста (текст как сообщение, произведение, медиа и канал коммуникации), согласование авторских дискурс-рамок и ментальных матриц аудиторных групп (массовых и целевых, хаотических и структурированных, рационального и эмоционального типа восприятия) и использование материалов обратной связи и медиастатистики как показателей состояния культурно-исторической памяти.

Выводы. Включение проблематики культурно-исторической памяти в процессы профессионального журналистского образования требует утверждения принципа субъектности журналистики, ее институциональной природы, позволяющей инициирование и полноценное участие в социальных изменениях. Сохранение и воспроизводство культурно-исторической памяти присутствует как неотъемлемая часть комплекса профессиональных журналистских функций.

Функциональный комплекс журналистики проявляется на стратегическом уровне как соучастие в расширении культурного пространства и самоопределении как активной части культурной национальной истории. На оперативно-тактическом уровне журналистика выполняет функции социокультурной интеграции, социализации и адаптации.

Участию журналистики в сохранении и воспроизводстве культурно-исторической памяти способствует тождественность с рядом направлений научно-исторической методологии: формирование общественной идеологии, использование методического аппарата, оперирование фактами.

Структурные компоненты исторического факта в журналистике (денотат, смысл, значение и концепты) раскрываются в разной степени в зависимости от пространств реализации. Методология пространственного подхода, используемого в исследовании журналистики, позволяет выделить естественное, материальное, социальное, персональное и опосредованный медиа уровни пространства. На естественном, материальном и социальном уровнях доминирующую роль играет денотат, на персональном уровне – смысл, на уровне медиапространства – значение, а в системах обратной связи с аудиторией – концепты.

Библиография
1. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 328 с.
2. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
3. Бегунова Е. А. Некоторые аспекты сравнительного анализа понятий «культурная память» и «историческая память» в зарубежной и отечественной гуманитаристике // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 48. С. 50-55.
4. Белевитина Т. М., Дмитровский А. Л. Факт в журналистике: к дефиниции понятия // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2 (58). С. 162-171.
5. Гончарова А. В. Историко-культурная память как условие сохранения национальной идентичности // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8. № 1. С. 134-141. DOI: 10.18413/2408-932X-2022-8-1-0-13
6. Григорьев А. В., Карпова О. В., Величко С. В. Исторический факт в науке и образовании // Проблемы высшего образования и современные тенденции социогуманитарного знания (VIII Арсентьевские чтения). Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. С. 87-90.
7. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М.: Академический Проект, 2010. 229 с.
8. Жирков Г. В. Негативная роль журналистики в формировании социокультурного пространства (эволюционный аспект) // Русская литература и журналистика в движении времени. 2014. № 1. С. 146-158.
9. Загидуллина М. В. К философии «границы»: искажение правды в новостной журналистике в контексте особенностей отечественного менталитета и информационной экспансии // Век информации. 2014. № 3. С. 178-187.
10. Ильченко С. Н. Исторический факт в журналистике: как обнаружить фейк // Современные СМИ в контексте информационных технологий. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2017. С. 154-158.
11. Ипполитов Г. М. Категория «исторический факт» в трактовке советских ученых // In memoriam: Владимир Ильич Белозерцев: сборник памяти Белозерцева В. И. Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2015. С. 83-93.
12. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб.: Университетская книга. 1997. 479 с.
13. Козлов А. В. Достоверность журналистского факта, или Как цель оправдывает средства // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24. № 1 (171). С. 72-79.
14. Королев И. А. Факт как объект фактчекинга: модели установления достоверности // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1: Педагогика. Психология. Филология. 2022. № 2 (112). С. 108-113.
15. Кривоносова Е. Э., Рудковский Э. И. Исторический факт или его интерпретация? // Актуальные проблемы источниковедения. Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2019. С. 23-25.
16. Кром М. М. Что такое исторический факт? Эволюция представлений об основной категории исторического познания // Вестник Пермского университета. История. 2018. № 4 (43). С. 5-14. DOI: 10.17072/2219-3111-2018-4-5-14
17. Медведева З. А. Существование и исторический факт // Социогуманитарный вестник. 2011. № 6. С, 145-149.
18. Москаленко М. Р., Каргаполова Е. С., Юдин И. В. Культурно-историческая память и ее роль в социальной безопасности общества: особенности изучения со студентами вузов // МедиаVектор. 2022. № 5. С. 107-111.
19. Нора П. Всемирное торжество памяти // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М.: Новое литературное обозрение. 2005. С. 391-402.
20. Паризер Э. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас? М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. 304 с.
21. Рахматуллин Р. Ю., Зиязетдинов Р. М., Назаров Т. З. Исторический факт в свете философии науки // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 11. С. 168-171. DOI: 10.30853/manuscript.2019.11.30
22. Сидоренко Л. Ю. Актуализация культурно-исторической памяти: тенденции и формы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2018. № 1. С. 27-33.
23. Сидоров В. А. Прошлое и настоящее в медийной среде: ценностный резонанс // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17. № 2. С. 171-180. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-2-171-180
24. Силантьев И. В. Сюжет и смысл. М.: Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2018. 144 с.
25. Удальцов В. Г., Михалкин Н. В., Наместникова И. В. Исторический факт: к вопросу о понятии // Актуальные проблемы философии: история и современность / Под ред. В. А. Песоцкого. М.: Московский государственный областной университет, 2018. С. 20-29.
26. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение // Собр. соч. в 4-х тт. Т. 2. М.: Прогресс, 1995. С. 370-437.
27. Фролова С. В., Аксенов С. И. Категории гражданской идентичности и культурно-исторической памяти в историко-педагогическом дискурсе // Грани познания. 2023. № 4 (87). С. 23-27.
28. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007.
29. Цуканов Е. А., Лозовская В. А. Исторический факт как инфоповод в СМИ // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2020. С. 63-69.
30. Шпека К. А. Исторический факт и историческое знание // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2019. № 1 (29). С. 41-49. DOI: 10.25688/2078-9238.2019.29.1.05
31. Якушева Г. В. Пропаганда и правда: журналист на перекрестках истории вчера и сегодня // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания. Часть 2. М.: Московский гуманитарный университет, 2017. С. 553-556.
32. Aberdein A. (2023). Anonymous Arguments. Ethical Theory and Moral Practice: 1-15. DOI: 10.1007/s10677-023-10420-1
33. Burrows T. (2023). Reproducibility, Verifiability, and Computational Historical Research. International Journal of Digital Humanities 5: 283-298.  DOI: 10.1007/s42803-023-00068-9
34. Davidov O., Rudas T. (2024). On the Use of Historical Estimates. Statistical Papers 65: 203-236. DOI: 10.1007/s00362-022-01375-z
35. Guala F. (2023). Social Kinds: Historical and Multi-Functional. European Journal for Philosophy of Science 13: 32. DOI: 10.1007/s13194-023-00534-9
36. Heersmink R. (2023) Materialised Identities: Cultural Identity, Collective Memory, and Artifacts. Review of Philosophy and Psychology, 14(1), 249-265. DOI: 10.1007/s13164-021-00570-5
37. Inshakova N. G., Pankeev I. A. (2022) About Fact-Checking of Online Scientific Publications. Scientific and Technical Information Processing 49, 269-274. DOI: 10.3103/S0147688222040074
38. Korol A. D. (2022). Preserving Historical Memory through Educational Silence Practice. Interchange 53 (3-4), 619-636. DOI: 10.1007/s10780-022-09475-3
39. Pawelec M. (2022) Deepfakes and Democracy (Theory): How Synthetic Audio-Visual Media for Disinformation and Hate Speech Threaten Core Democratic Functions. Digital Society, 1, 19. DOI: 10.1007/s44206-022-00010-6
40. Veresov N. (2021). Cultural-Historical Theory and the Dialectics of Lower and Higher Psychological Functions. Integrative Psychological and Behavioral Science 55 (2), 735-748. DOI: 10.1007/s12124-021-09647-3 
References
1. Assman, A. (2014). Long Shadow of the Past. Memorial Culture and Historical Politics. Moscow: New Literary Observer Publ.
2. Assman, Ya. (2004). Cultural Memory: Letter, Memory of the Past and Political Identity in High Cultures of Antiquity. Moscow: Languages of Slavic Сultures Publ.
3. Begunova, E. A. (2019). Some Aspects of Comparative Analysis of the Concepts “Cultural memory” and “Historical memory” in Foreign and Domestic Humanities. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts, 48, 50-55.
4. Belevitina, T. M., & Dmitrovskiy, A. L. (2014). The Fact in Journalism: To the Concept Definition. Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2(58), 162-171.
5. Goncharova, A. V. (2022). Historical and Cultural Memory as a Condition for Preserving National Identity. Research Result. Social Studies and Humanities, 1, 134-141. doi:10.18413/2408-932X-2022-8-1-0-13
6. Grigoryev, A. V., Karpova, O. V., & Velichko, S. V. (2020). Historical Fact in Science and Education. In: Problems of Higher Education and Modern Trends in Socio-Humanitarian Knowledge (VIII Arsentiev Readings), pp. 87-90. Cheboksary: Sreda Publ.
7. Gusserl, E. (2010). Cartesian Meditations. Moscow: Academic Project Publ.
8. Zhirkov, G. V. (2014). The Negative Role of Journalism in the Formation of the Sociocultural Space (Evolutionary Aspect). Russian Literature and Journalism in the Movement of Time, 1, 146-158.
9. Zagidullina, M. V. (2014). Philosophy of “Border”: Distortion of the Truth in News Journalism in the Context of Russian Mentality and Information Expansion. The Age of Information, 3, 178-187.
10. Ilchenko, S. N. (2017). Historical Fact in Journalism: How to Identify a Fake. In: Modern Media in the Context of Information Technology, pp. 154-158. St. Petersburg: St. Petersburg St. Univ. of Industrial Technology and Design.
11. Ippolitov, G. M. (2015). Category “Historical Fact” in the Interpretation of Soviet Scientists. In Memoriam: Vladimir Ilich Belozertsev, pp. 83-93. Ulyanovsk: UGTU.
12. Yyeyts, F. (1997). The Art of Memory. St. Petersburg: University Book Publ.
13. Kozlov, A. V. (2018). The Reliability of a Journalistic Fact, or How the End Justifies the Means. Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture, 1(171), 72-79.
14. Korolev, I. A. (2022). Fact as an Object of Fact-Checking: Models of Establishing Reliability. Bulletin of the Belarusian State Pedagogical University. Series 1: Pedagogy. Psychology. Philology, 2(112), 108-113.
15. Krivonosova, E. E., & Rudkovskiy, E. I. (2019). A Historical Fact or its Interpretation? In: Actual Problems of Source Studies, pp. 23-25. Vitebsk: Vitebsk St. Univ. Named after P. M. Masherov.
16. Krom, M. M. (2018). What is a Historical Fact? The Evolution of Perception of a Basic Category of Historical Knowledge. Perm University Herald. History, 4(43), 5-14. doi:10.17072/2219-3111-2018-4-5-14
17. Medvedeva, Z. A. (2011). Existence and Historical Fact. Socio-Humanitarian Bulletin, 6, 145-149.
18. Moskalenko, M. R., Kargapolova, E. S., & Yudin, I. V. (2022). Cultural and Historical Memory and its Role in the Social Security of Society: Features of Studying with University Students. MediaVektor, 5, 107-111.
19. Nora, P. (2005). The World Celebration of Memory. In: Memory of the War 60 years later: Russia, Germany, Europe, pp. 391-402. Moscow: New Literary Observer Publ.
20. Parizer, E. (2012). The Filter Bubble: What the Internet is Hiding from You. Moscow: Alpina Business Books Publ.
21. Rakhmatullin, R. Yu., Ziyazetdinov, R. M., & Nazarov, T. Z. (2019). Historical Fact in the Light of Philosophy of Science. Manuskript, 11, 168-171. doi:10.30853/manuscript.2019.11.30
22. Sidorenko, L. Yu. (2018). Actualization of Cultural and Historical Heritage: Tendencies and Forms. Herald оf Tver State University. Series: Philosophy, 1, 27-33.
23. Sidorov, V. A. (2022). Past and Present in the Media Environment: Value Resonance. Humanitarian Vector, 2, 171-180. doi:10.21209/1996-7853-2022-17-2-171-180
24. Silantyev, I. V. (2018). Plot and Meaning. Moscow: Languages of Slavic Сultures Publ.
25. Udaltsov, V. G., Mikhalkin, N. V., & Namestnikova, I. V. (2018). Historical Fact: To the Question of Concept. In: Pesotsky V. A. (Ed.). Actual Problems of Philosophy: History and Modernity, pp. 20-29. Moscow: Moscow St. Regional Univ. Publ.
26. Fedorov, N. F. (1995). The Museum, its Meaning and Purpose. Collected Works in 4 Volumes. Vol. 2, pp. 370-437. Moscow: Progress Publ.
27. Frolova, S. V., & Aksenov, S. I. (2023). The Categories of the Civic Identity and the Cultural and Historical Memory in the Historical and Pedagogical Discourse. The Facets of Knowledge, 4(87), 23-27.
28. Khalbvaks, M. (2007). The Social Framework of Memory. Moscow: New Publishing House.
29. Tsukanov, E. A., & Lozovskaya, V. A. (2020). Historical Fact as a News Hook in the Media. In: The Discourse of Modern Mass Media in the Perspective of Theory, Social Practice and Education, pp. 63-69. Belgorod: Belgorod St. National Research Univ. Publ.
30. Shpeka, K. A. (2019). Historical Fact and Knowledge. MCU Journal of Philisophical Science, 1(29), 41-49. doi:10.25688/2078-9238.2019.29.1.05
31. Yakusheva, G. V. (2017). Propaganda and Truth: A Journalist at the Crossroads of History Yesterday and Today. In: Higher Education for the 21st Century: Problems of Education. Part 2, pp. 553-556. Moscow: Moscow Univ. for the Humanities.
32. Aberdein, A. (2023). Anonymous Arguments. Ethical Theory and Moral Practice, 1-15. doi:10.1007/s10677-023-10420-1
33. Burrows, T. (2023). Reproducibility, Verifiability, and Computational Historical Research. International Journal of Digital Humanities, 5, 283-298. doi:10.1007/s42803-023-00068-9
34. Davidov, O., & Rudas, T. (2024). On the Use of Historical Estimates. Statistical Papers, 65, 203-236. doi:10.1007/s00362-022-01375-z
35. Guala, F. (2023). Social Kinds: Historical and Multi-Functional. European Journal for Philosophy of Science, 13, 32. doi:10.1007/s13194-023-00534-9
36. Heersmink, R. (2023). Materialised Identities: Cultural Identity, Collective Memory, and Artifacts. Review of Philosophy and Psychology, 14(1), 249-265. doi:10.1007/s13164-021-00570-5
37. Inshakova, N. G., & Pankeev, I. A. (2022). About Fact-Checking of Online Scientific Publications. Scientific and Technical Information Processing, 49, 269-274. doi:10.3103/S0147688222040074
38. Korol, A. D. (2022). Preserving Historical Memory through Educational Silence Practice. Interchange, 53(3-4), 619-636.  doi:10.1007/s10780-022-09475-3
39. Pawelec, M. (2022). Deepfakes and Democracy (Theory): How Synthetic Audio-Visual Media for Disinformation and Hate Speech Threaten Core Democratic Functions. Digital Society, 1, 19. doi:10.1007/s44206-022-00010-6
40. Veresov, N. (2021). Cultural-Historical Theory and the Dialectics of Lower and Higher Psychological Functions. Integrative Psychological and Behavioral Science, 55(2), 735-748. doi:10.1007/s12124-021-09647-3    

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рассмотрение статья «Сохранение и воспроизводство культурно-исторической памяти в комплексе функций журналистики», предлагаемая к публикации в журнале «Litera», несомненно, является актуальной, ввиду важности рассмотрения особенностей репрезентации культурно-исторической памяти в СМИ.
Цель исследования заключается в обосновании сохранения и воспроизводства культурно-исторической памяти в комплексе функций журналистики как социального института.
Отметим наличие сравнительно небольшого количества исследований по данной тематике в отечественной журналистике. Статья является новаторской, одной из первых в российской лингвистике, посвященной исследованию подобной проблематики. В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Автор обращается, в том числе, к различным методам для подтверждения выдвинутой гипотезы.
В работе в качестве фундаментального принципа использована методология системного анализа. При определении функциональной структуры сохранения и воспроизводства культурно-исторической памяти с участием журналистики использованы подходы, выработанные в рамках структурно-функционального анализа. Для выявления сходств и различий исторической и журналистской методологии применяется сравнительный анализ. В определении взаимозависимости структуры исторического факта в журналистике и пространств его реализации использован дискурс-анализ в его функциональном применении в форме дискурсивных рамок, задающих параметры включения факта в повествование. При выделении пространств реализации факта применена методология пространственного подхода.
Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором.
Выводы по статье не в полной мере отражают проведённое исследование и требуют уточнения. Библиография статьи насчитывает 40 источников как на русском, так и иностранном языках.
Считаем, что ссылки на фундаментальные работы, такие как монографии, кандидатские и докторские диссертации, несомненно, бы усилили теоретическую значимость работы.
Опечатки, грамматические и стилистические ошибки не выявлены. Высказанные замечания не являются существенными и не умаляют общее положительное впечатление от рецензируемой работы. Работа является новаторской, представляющей авторское видение решения рассматриваемого вопроса и может иметь логическое продолжение в дальнейших исследованиях. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе преподавания вузовских курсов по лингвистике, медиадискурсу, а также в практической подготовке будущих журналистов. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Статья «Сохранение и воспроизводство культурно-исторической памяти в комплексе функций журналистики» может быть рекомендована к публикации в научном журнале.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.