Статья 'Медианарратив: к вопросу о структуре и функциях' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Litera
Правильная ссылка на статью:

Медианарратив: к вопросу о структуре и функциях

Павлов Дмитрий Николаевич

аспирант, кафедра журналистики, медиакоммуникаций и рекламы, Московский университет имени А. С. Грибоедова

111024, Россия, Центральный федеральный округ, г. Москва, ул. Ш. Энтузиастов, 21

Pavlov Dmitrii Nikolaevich

Postgraduate Student, Department of Journalism, Media Communications and Advertising, A. S. Griboyedov Moscow University

111024, Russia, Central Federal District, Moscow, Sh. Enthusiastov str., 21

dima2011211@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Голованов Александр Николаевич

аспирант, кафедра журналистики, медиакоммуникаций и рекламы, Московский университет имени А. С. Грибоедова

111024, Россия, Центральный федеральный округ, г. Москва, ул. Ш. Энтузиастов, 21

Golovanov Aleksandr Nikolaevich

Postgraduate Student, Department of Journalism, Media Communications and Advertising, A. S. Griboyedov Moscow University

111024, Russia, Central Federal District, Moscow, Sh. Enthusiastov str., 21

headmanjr@yandex.ru
Тыркалова Варвара Вячеславовна

аспирант, кафедра журналистики, медиакоммуникаций и рекламы, Московский университет имени А. С. Грибоедова

111024, Россия, Центральный федеральный округ, г. Москва, ул. Ш. Энтузиастов, 21

Tyrkalova Varvara Vyacheslavovna

Postgraduate Student, Department of Journalism, Media Communications and Advertising, A. S. Griboyedov Moscow University

111024, Russia, Central Federal District, Moscow, Sh. Enthusiastov str., 21

vasviva@ya.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2023.8.43675

EDN:

WZWHED

Дата направления статьи в редакцию:

30-07-2023


Дата публикации:

05-09-2023


Аннотация: В качестве исследовательской задачи авторами была осуществлена попытка провести анализ феномена медианарратива в структурно-функциональном аспекте. Избранный материал исследования включает в себя следующие явления: советские плакаты, публикации в средствах массовой коммуникации (СМК) и видеоролики (мотивирующий контент), размещенные на платформе TikTok. Предметная сторона исследования включает в себя нарративные мотивы, представленные в соответствующих материалах. Актуальность данного научного исследования обусловливается тем, что медианарратив обладает большим «манипулирующим ресурсом» и может воздействовать на индивидуума или социум. Манипуляционная «сила» медианарратива усиливается прямо пропорционально развитию информационных технологий в современном обществе. В основе методологии исследования лежит нарративная теория В. Я. Проппа, которая предполагает декомпозицию сюжета на составные инвариантные мотивы. Анализ показал, что мотив борьбы в исследуемых медианарративах является ключевым, он повторяется во всех сюжетных конструкциях – от нарратива советского плаката до современных нарративных форм. Важность данного мотива объясняется тем, что он сопрягается с целями медиавоздействия, а реципиенты начинают воспроизводить в реальность мотивы из изученных авторами материалов. То есть, можно сказать, что аудитория, потребляя информацию, содержащую такого рода медианарратив, начинает сама становиться его частью, но уже в действительности.


Ключевые слова:

Нарратив, медиа, Пропп, мифология, сказка, СМК, манипуляция, плакат, Соцсети, мотив

Abstract: As a research task, the authors made an attempt to analyze the phenomenon of the media narrative in the structural and functional aspect. The selected research material includes the following phenomena: Soviet posters, publications in the mass media (MSK) and videos (motivational content) posted on the TikTok platform. The subject side of the study includes narrative motifs presented in the relevant materials. The relevance of this scientific research is due to the fact that the media narrative has a large "manipulating resource" and can affect the individual or society. The manipulative "power" of the media narrative is increasing in direct proportion to the development of information technologies in modern society. The research methodology is based on the narrative theory of V. Ya. Propp, which involves the decomposition of the plot into composite invariant motifs. The analysis showed that the motive of struggle in the studied media narratives is the key one, it is repeated in all plot constructions - from the narrative of the Soviet poster to modern narrative forms. The importance of this motive is explained by the fact that it is associated with the goals of media exposure, and the recipients begin to reproduce the motives from the materials studied by the authors in reality. That is, we can say that the audience, consuming information containing this kind of media narrative, begins to become a part of it itself, but in reality.


Keywords:

Narrative, media, Propp, mythology, fairy tale, smk, manipulation, poster, social networks, motive

Медианарратив, понимаемый как совокупность медиасюжетов, настраивает на определенные формы и способы мышления посредством демонстрации примеров и призывов к их выполнению или отказу от них, может рассматриваться в качестве средства социального влияния. Объектом исследования выступает медианарратив, рассматриваемый как инструмент формирования общественного или личного мнения. Эмпирической базой работы стали советские плакаты, публикации в СМК и видеоролики на платформе TikTok. Выбор столь хронологически разнородных объектов обусловлен гипотезой работы.

В качестве гипотезы исследования выдвигается идея о том, что успешные нарративные стратегии, даже хронологически далекие, имеют сходные принципы организации, которые стали предметом исследования работы.

Структурная специфика изученных материалов заключается в их нарративно-сюжетной организации. По нашему предположению объект изучения реанимирует повествовательные архетипы волшебной сказки. Это связано с относительной простотой используемых мотивов. Мы полагаем, что материалы данного характера несут побудительную функцию [1, с. 18]. Нарратор, для побуждения реципиента к действию, делает упор на необходимый мотив, который предположительно воплощает художественный образ героя в зрителе, тем самым, помогая личности перейти в активное состояние.

Методологической основой исследования стала теория В. Я. Проппа. В своей работе «Морфология волшебной сказки» [2, с. 35] он выявил мотивы, организующие сказочное повествование в единую синтагматическую структуру.

Данные функции мы можем обнаружить в нарративной структуре [3, с. 56] объектов нашего исследования. Обозначим их четкую рубрикацию:

· Прежде всего мы разбираем нарратив советского плаката. Так как плакат выступает в качестве иллюстрированного рассказа с текстовым сопровождением, который включает в себя определенный сюжет о конкретном лице, мы можем увидеть, как с помощью различных явлений и персонажей выстроены сказочные мотивы ;

· Аналогичным образом мы рассматриваем нарратив в современных медиа, релевантным материалом исследования для которого, как мы считаем, служат новостные публикации телеграм-канала «NEXTA Live» (рассмотрено 10 публикаций для анализа). Они иллюстрируют использование нарративных мотивов при составлении новостных материалов;

· Третьим объектом нашего исследования, которые мы обозначаем как нарратив социальных ресурсов, является группа из трех видеороликов мотивирующего характера, размещенных в различных аккаунтах на платформе TikTok.

Нарратив советского плаката

Самой простой и легкой для восприятия формой медианарратива, выступает комикс или в равной степени русский лубок с его потомком – плакатом. Они представляют собой иллюстрированный рассказ, включающий определенный сюжет о конкретном акторе, который существует на фоне различных явлений и персонажей, определяющих его действия.

Нарратив выстраивается из знаков двух типов: иконических (сам рисунок) и символов (вербальные пояснения). В случае с плакатами — иллюстративных, дополненных текстовыми пояснениями.

Как утверждал Ролан Барт в своей работе «Мифологии», «зрительный образ, конечно, императивнее письма, свое значение он внушает нам сразу целиком, без разложения на дробные элементы <…>. Как только зрительный образ начинает нечто значить, он сам становится письмом, а в качестве письма он предполагает и некое словесное оформление» [4, с. 267].

Развивая эту идею, Барт полагает, что визуальное получает свое сюжетное наполнение через вербальное, то есть когда путем сочетания изображения с текстом последний, ограничивая варианты для интерпретации первого, начинает проявлять себя как функция именования, которая ведет к закреплению денотативных смыслов. «Что касается "символического" сообщения, то здесь словесный текст управляет уже не актами идентификации, а процессами интерпретации; такой текст подобен тискам, которые зажимают коннотативные смыслы, не позволяют им выскользнуть ни в зону сугубо индивидуальных значений <…>, ни в зону значений, вызывающих неприятные ощущения» [5, с. 305].

Вот как раз такую форму распространения информации, прямо «бьющую» в восприятие человека и обеспечивающую беспрепятственность ее усвоения, первоначально избрал творческий тандем В. В. Маяковского и А. М. Родченко в «Окнах сатиры РОСТА». Рисунки примитивного характера с емкими высказываниями в виде комикса содержали в себе короткие рассказы, «строевые» мотивы которых можно соотнести с функциями волшебной сказки, выведенными В. Я. Проппом.

Так, в «Окнах сатиры РОСТА» героем нарратива с различными сюжетами выступает безликий красноармеец (иногда такой же рабочий). Солдат Красной армии, изображенный иконически в виде двухмерной, будто вырезанной из бумаги фигурки в фуражке и с ружьем. Его антагонистом в таком случае выступает пузатый буржуй во фраке и цилиндре, а также представитель ударной силы буржуазии в виде царского генерала или польского солдата, отображающих актуальные внутригосударственные и международные события России конца 10-х – начала 20-х годов XX столетия.

В «Окне сатиры РОСТА» «Серые! К вам орем вниз мы: Довольно в тине буржуазной плесниться. Одно спасенье – в коммунизме! Ловите! К счастью единственная лестница» [6] реципиенту демонстрируется обладание красноармейцем сведениями о достижении счастья, которого можно добиться под знаменем Российской Коммунистической Партии. Здесь налицо сюжет из четырех частей. Каждая часть нарратива проявляется конкретной пропповской функцией. Так, недостача высокого (до солнца) природного значения человека компенсируется приобретением волшебного средства – коммунистической идеологии в виде лестницы, которая, давая возможность вылезти из низов, позволяет герою ликвидировать недостачу и победить самого себя.

В«Окне сатиры РОСТА» №76 [7, с. 17] «Товарищи, не поддавайтесь панике. Она делает обыкновенно из мухи слона… Без всякой паники, но и не зря резво, идите на фронт – хладнокровно и трезво» красноармеец предстает перед антагонистом в качестве хладнокровного, то есть смелого героя, выбравшего трезвость, то есть отвечающего за свои поступки. Здесь нарратив формируется также из четырех частей, соответствующих сюжетным функциям нарратива. Главным мотиватором для красноармейца опять-таки служит недостача, от которой надо избавиться. В данном случае отсутствие трезвости приводит к преувеличению вражеских сил и нехватке собственных возможностей. Поэтому, обзаведясь таким волшебным средством, как трезвость, солдат красной армии ликвидирует недостачу собственных сил, что приводитк победе над врагом.

Невооруженным глазом видно, что ключевой сюжетной функцией в нарративе о красноармейце-рабочем в революционной агитационно-пропагандистской «Сатире РОСТА» было событие, когда в распоряжение героя попадает волшебное средство.

В«Окне сатиры РОСТА» №742 [8, с. 58] «Мы зажгли над миром истину эту. Эта истина разнеслась по всему свету. Теперь нам нужны огни эти. Пусть этот огонь Россию осветит!» рабочий держит в руке факел (волшебное средство), представляющий образ коммунизма, который в итоге превращается в «лампочку Ильича», символ курса на электрификацию, провозглашенного В. И. Лениным.

В«Окне сатиры РОСТА» (номер не найден) «Мир стоит на вулкане. Смелее решетки гни. Коминтерна мощный магнит, Стальную пыль восстаний тянет в единый меч, в единый щит» [9] рабочий обзаводится мощным молотом, который помогает ему разрушить буржуазную решетку, сковавшую мир. Недостаток свободы в этом случае ликвидируется молотом, превращающимся в транспарант с надписью «Коминтерн», черенком от которого красный рабочий придавил, пузатого буржуа, сброшенного с земного шара.

Наравне с этими «волшебными» средствами в руках красноармейца всегда присутствует ружье, причем с примкнутым штыком, с помощью которого он разит антагониста и охраняет границу, что в контекст строевой команде в дореволюционной России «примкнуть штыки», демонстрирует его постоянную готовность к атаке.

В большинстве случаев победа над буржуем, царским генералом или представителем вражеской армии описывается в виде иллюстрации фразеологизмов «поднять на штыки» и «опрокинуть в бездну».

Всеобщность такого образа борьбы с врагами подтверждается его применением в различных видах искусства. Например, в поэзии. В стихотворении Демьяна Бедного так и говорится:

«С Красной Армией пойду

Я походом,

Смертный бой я поведу

С барским сбродом,

Что с попом, что с кулаком

— Вся беседа:

В брюхо толстое штыком Мироеда!» [10, с. 160]

Это проявилось в таких плакатах, как «Окно сатиры РОСТА» №62 «Украинских и русских клич один: “Да не будет пан над рабочим господин!”» [11], в котором изображенные уже известным нам способом красноармеец и рабочий подкинули штыками своих ружей испуганного польского гусара в расстегнутом доломане и в кивере с высоким султаном на голове.

В свою очередь, в«Окне сатиры РОСТА» №146 [12, с. 23] «Пока не укрепится красное знамя – винтовка не может быть брошена нами» красная фигурка рабочего с помощью ружья со штыком, поднятым над головой мощным кулаком, прогоняет польского солдата и солдата Белой армии с холма, на котором установлено красное знамя с надписью: «РСФСР».

Со временем образ героя-красноармейца в революционных агитационно-пропагандистских плакатах претерпевает модификацию. Он начинает приобретать конкретизирующие очертания. Такое же трафаретное изображение героя в виде красной фигурки становится чуть более усложненным иконическим знаком с помощью прорисовки черными линиями частей человеческого лица и тела внутри фигурки красноармейца.

Например, на плакате В. Н. Дени «Спеши пана покрепче вздуть! Барона тоже не забудь!» [13] красноармеец, стиснув зубы в ехидном оскале, демонстрирующем насмешливую злобу к врагу, занес сцепленные пальцы в кулак, чтобы поразить пойманного им за воротник беспомощного польского пана.

В таких плакатах, как в агитационном листке Дени, герой уже обзаводится эмоциональными характеристиками, которые демонстрируют зрителям его отношение к антагонистам.

То же самое касается и приобретения личностных черт в образе героя – революционного рабочего. Так, в плакате «Дорогу мировому октябрю» [14] того же художника рабочий с помощью черных линий, но уже утолщенных для прорисовки теней, демонстрирует персонажа, пусть и представленного в иконическом виде, однако имеющего уже индивидуальный вид человека. Благодаря этой конкретизации рабочий, который над совещательным собранием буржуев занес приклад ружья для удара по ним, стал выглядеть суровым мужчиной с мускулами лица, изображенными строгими заостренными формами.

Кульминацией развития иконического образа красноармейца стал солдат Красной армии на плакате Д. С. Моора «Ты записался добровольцем?» [15]. В этом плакате революционный боец имеет портретное изображение (автор плаката изобразил самого себя). Представитель революционных войск в данном случае был подвергнут полной персонификации. При этом необходимо отметить, что отход от иконического, трафаретного изображения героя произошел в тот момент, когда вступила в силу такая пропповская сюжетная функция, как Герой реагирует на действия будущего дарителя, в данном случае – помощника. В этом же конкретном сильно редуцированном нарративе помощником становится сам зритель, реципиент красноармейца, призывающего ко вступлению в ряды революционных войск.

На этом плакате участие зрителя в обращении героя здесь и сейчас именно к нему подкрепляется указующим жестом красноармейца в виде выставленного вперед пальца, а также – с помощью широко раскрытых глаз, пронзительного взгляда автора-героя плаката, устремленного сквозь пространство рисунка прямо на уличного прохожего, такого вынужденного получателя информации.

Подытожив, стоит сказать, что медианарратив о «приключениях» героя-красноармейца в революционных агитационно-пропагандистских плакатах развивался на основе проявления функций персонажей, которые были выведены В. Я. Проппом при изучении сюжетов русских сказок. Лейтмотивом сюжетов в плакатах «Окон сатиры РОСТА» была недостача, которая ликвидировалась с помощью волшебного средства и приводила к победе над врагом или самими собой. Сам образ героя-красноармейца претерпевал изменения, начиная с обезличенного иконического изображения персонажа-революционера и постепенно превращаясь в персонифицированный символ борца за победу коммунистического миропорядка. Его очеловечивание произошло с помощью более явной связи плаката с реципиентом, чему способствовала функция персонажа плакатного медианарратива. А представлена она была реакцией героя на действия будущего помощника, в качестве которого выступал сам зритель, становясь участником медианарратива.

Нарратив современных медиа

Если говорить о современных средствах массовой коммуникации, то медианарратив можно проследить и в различного рода телеграм-каналах, которые позиционируют себя как освещающие новостную повестку. Возможности кроссплатформенной системы позволяют им передавать информацию с помощью текста, видео, аудио и картинки, используя из этого что-то одно или совмещая сразу несколько видов подачи материала.

Для данного исследования в качестве материала для анализа мы взяли публикации телеграм-канала «NEXTA Live», датированные временным промежутком с мая 2020 года по март 2021 года. Тогда в Белоруссии после объявления официальных итогов президентских выборов, на которых победил действующий глава государства А. Г. Лукашенко, по всей стране вспыхнули протесты. Телеграм-канал «NEXTA Live» занял оппозиционную официальной власти позицию, выражая поддержку другому кандидату в президенты республики С. Г. Тихановской, а также активно освещал ход событий в стране.

Мы считаем, что при более детальном изучении публикаций данного телеграм-канала можно говорить о том, что во многих из них встречались манипулятивные приемы, а его редакционная политика строилась в том числе на том, чтобы способствовать дестабилизации обстановки в белорусском социуме.

Приемы манипуляции в данном случае, как мы полагаем, частность более широкого – медианарратива, который выстраивала для аудитории «NEXTA Live». Если проследить за сюжетом, который транслировал данный телеграм-канал, можно говорить о том, что в качестве положительного героя выступала Тихановская, которую активно поддерживала «NEXTA Live» в своих публикациях, а ее антагонистом являлся Лукашенко.

В реальности они вступили между собой в борьбу за голоса избирателей, однако в дальнейшем, после подсчета и объявления официальных итогов выборов, по всей стране вспыхнули массовые протесты против их результатов [16].

В данном исследовании мы не ставим задачей проводить анализ политической подоплеки, а также влияния создаваемой телеграм-каналом информационной действительности на общество в реальности. Нас интересует исключительно то, в какой структуре и функциях может проявляться медианарратив, складывающийся из отдельных публикаций, сообразно позиции «NEXTA Live».

В рамках выбранной методологии мы подобрали наиболее репрезентативные примеры публикаций в телеграм-канале, а также провели аналогию с детской стихотворной сказкой Корнея Чуковского «Тараканище» [17]. В самой сказке можно выделить нарративные компоненты, о которых пишет Пропп в своем труде: нарушение запрета, подвох, вредительство, противодействие, борьба, победа, трудные задачи и решения, ликвидация беды, погоня, спасение, наказание антигероя, свадьба или воцарение. В целом, мы бы хотели сказать, что медианарратив, используемый телеграм-каналом «NEXTA Live», имеет много общих пересечений с детской сказкой «Тараканище». Вплоть до того, что главные «антигерои» имеют одно и то же название.

Так, «NEXTA Live» именовала Лукашенко в своих публикациях «тараканом» [18], «Тараканом Григорьевичем» [19], «Тараканом Трёхпроцентовичем» [20], «Усатым Генералиссимусом» [21] и использовала выражение «тараканье государство» [22]. То есть, вредитель был обозначен однозначно. Далее, чтобы провести аналогию со сказкой Корнея Чуковского, процитируем отрывок из сказки, которая начинается с картины, где звери весело ехали:

«... Едут и смеются,

Пряники жуют... ».

А затем:

«... Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Таракан, Таракан, Тараканище!

Он рычит, и кричит,

И усами шевелит:

“Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую” ... »

Можно сказать, что, по мнению телеграм-канала «NEXTA Live», благостная картина происходящего была нарушена появлением злостного вредителя в лице Лукашенко (к которому, кстати, на протяжении предыдущих годов его президентства, начиная с 1994 г., таких претензий, подобным тем, которые в итоге вылились в массовые протесты 2020 г., не возникало). В сказке звери, как водится, сначала испугались таракана.

29 мая 2020 года (в день задержания С. Л. Тихановского и еще до массовых протестов) телеграм-канал опубликовал следующее сообщение: «К вам едет человек, который довёл страну до ручки. С крыш, через прицелы винтовок, на вас будут смотреть снайперы. А он будет рассказывать вам о том, что вы сами во всём виноваты. Ваши действия? Забаррикадироваться и не пускать злодея? Нет. В авральном режиме всё вылизать, вычистить, выкрасить и починить, чтобы он остался доволен поездкой (...)» [23]. Здесь мы видим наблюдаем функцию вредительства.

А потом появился Гиппопотам (сюда мы бы отнесли разного рода общественных деятелей, призывавших к «мирным» протестам в Белоруссии), который сказал «крокодилам и китам»:

«... “Кто злодея не боится

И с чудовищем сразится,

Я тому богатырю

Двух лягушек подарю

И еловую шишку пожалую!”

“Не боимся мы его,

Великана твоего:

Мы зубами,

Мы клыками,

Мы копытами его!”

И весёлою гурьбой

Звери кинулися в бой... »

И уже через два дня после этого, 31 мая 2020 года, было опубликовано сообщение: «Комаровка скандирует “выпускай” и “стоп таракан”!» [24]. Что можно отнести к функции противодействия и борьбы.

То, что борьба – это «весело» всячески напоминала и «NEXTA Live». Так, происходящее в стране она окрестила «тусовками», что имеет коннотацию положительного характера, преимущественно у молодежи («Тусовка на Киевском сквере преобразовалась в шествие. Без каких-либо лидеров!» [25]; «Вело-тусовка уже недалеко от здания ОНТ» [26], последнее сообщение сопровождалось подмигивающим улыбающимся смайликом; «На Зыбицкой всегда классные тусовки!» [27] и т. д.). Здесь мы, кстати, усматриваем и пример агитации, которая проявляет функцию борьбы.

В реальности подобные призывы со временем переросли в стычки протестующих с правоохранительными органами, где протестующие применяли «коктейли Молотова», строили уличные баррикады, кроме того, были пострадавшие с обеих сторон. «NEXTA Live» же активно снабжала «мирных» протестующих информацией, как правильно делать «сцепки», публиковала для них памятки, призывала не забывать про «средства защиты от карателей» [28].

Ниже мы процитируем еще строки из стихотворения Чуковского, а затем проведем их аналогию с публикациями «NEXTA Live»:

«... Вот и стал Таракан

победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться,

проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

“Принесите-ка мне, звери,

ваших детушек,

Я сегодня их за ужином

скушаю!” ... »

Этому изображению злостного сказочного врага, как мы считаем, больше всего соответствует следующая публикация «NEXTA Live»: «Когда дорогой (но так и не пригодившийся из-за прохладной погоды) промышленный кондиционер Daikin увезли, а роскошные красные ковры сняли, внезапно выяснилось, что трибуна, на которой Усатый Генералиссимус вчера принимал парад во время своего #УГшоу, (...) Всё у них так. Абсолютно всё. Не удивимся, если однажды пробьют часы, и шикарный “Майбах” за 1,4 млн $ превратится в тыкву. Хотя нет. В картошку» [29].

Кроме того, доходило до подобного рода публикаций: «Лукашенко хотел съесть шпица... » [30]. Здесь опять же, мы усматриваем функцию вредительства.

Мы считаем, что в дальнейшую логику телеграм-канала «NEXTA Live» укладывались бы и следующие строки стихотворения, если переносить его на белорусское общество, которое якобы страдает из-за того, что Лукашенко снова становится главой государства по результатам выборов:

«... Бедные, бедные звери!

Воют, рыдают, ревут!

В каждой берлоге

И в каждой пещере

Злого обжору клянут... »

Далее, видимо, по задумке телеграм-канала «NEXTA Live», спасителем-воробьем должна была явиться С. Г. Тихановская, чьей функцией должны были стать трудные задачи и решения, а также ликвидация беды.В свою очередь,в детской сказке такие функции приобрел воробей:

«... Взял и клюнул Таракана,

Вот и нету великана.

Поделом великану досталося,

И усов от него не осталося... »

А все общество (у Чуковского – звериное, у «NEXTA Live» – белорусское) должно было радоваться этому факту, что означало бы проявление функции воцарения:

«... То-то рада, то-то рада

Вся звериная семья,

Прославляют, поздравляют

Удалого Воробья! ... »

При исследовании медианарратива в современных медиа, мы учитываем, что всего Пропп приводит 31 функцию, и понимаем, что не все из них используются, однако здесь хотелось бы отметить, что происходящее в реальности не всегда сообразуется с сюжетами сказок, однако, проследить некую общую тенденцию вполне возможно, что мы и сделали, предложив к ряду функций по нескольку примеров, которые укладываются в их логику.

Кроме того, нам удалось найти сказку, которая, как мы считаем, наиболее полно и емко сообразуется с медианарративом телеграм-канала «NEXTA Live», вплоть до одинакового названия «главного злодея». Стоит отметить, что на схожесть обратили внимание не только мы. Так, российский сайт сатирических «новостей» «Панорама», опубликовал у себя материал под заголовком «В Белоруссии запретили “Тараканище” Корнея Чуковского» [31]. Таким образом, мы считаем, что это может служить хорошим примером того, как вся эта ситуация отразилась и была воспринята в массовом сознании.

Нарратив социальных ресурсов

Кроме того, нарративная парадигма наблюдается не только в материалах плакатного характера или в СМК, она четко прослеживается и в развлекательном контенте сервиса для создания коротких видеороликов TikTok. Для более наглядного изучения мы выбрали мотивирующий контент (далее МК), помогающий проходить зрителю через субъектное эмоциональное изменение [32, с. 13]. Медианарратив, содержащийся в МК, способен побудить реципиента к решению личностного кризиса [33, с. 140]. Популярность такого рода материалов указывает на необходимость академического анализа нарративных мотивов. По нашему предположению, МК реанимирует сказочные архетипы, использование которых помогает образовывать своеобразные сценарные решения различных кризисных ситуаций [34, с. 83]. Безусловно, такой прием называется психолого-терапевтическим, он является временным и не способен заменить профессиональную психологическую помощь [35, с. 46]. Следует отметить, что в данной работе мы останавливаемся исключительно на структурном аспекте МК.

Объектом в данной части исследования стали три видеоролика, которые размещены в двух тематических аккаунтах. Их репрезентативность обусловлена высоким количеством просмотров, лайков, а также большим количеством комментариев.

(Обратимся к анализу материала.)

Первый аккаунт, рассмотренный в рамках данного исследования, называется «Апгрейд | Мотивация» (1,1 миллиона подписчиков, 44,9 миллиона лайков). Можно заметить, что видеоролики поделены на рубрики: финансовая грамотность, послание из кино, цитаты из книг, советы.

Первый видеоролик в TikTok, который раскрывает использование сказочных нарративов, называется «Дрейк и Lil Wayn перед толпой фанатов» [36]. Интересным является отсутствие строгой композиции материала, однако инвариантные мотивы, разработанные В. Я. Проппом, помогают структурировать информацию для более понятного восприятия [37, с 57]. Примечательно, что выбор тех или иных функций зависит от цели ролика.

Очевидно, что повествование начинается с общения главного героя и «волшебного дарителя». В композиции видеоролика присутствуют следующие инвариантные мотивы:

1. «Ты дал мне 30 тысяч долларов, которые я смог принести домой своей маме» - получение волшебного средства.

2. «Это изменило наши последующие шесть месяцев. Я никогда не забуду этого, потому что это самая важная сумма, которую я заработал. Мы боролись с бедностью». – перемещение в иное царство и борьба.

Таким образом, перед зрителем предстает медийная личность, которая до получения известности проходит через определенные испытания, помогающие трансформации героя.

3. Инварианты победа и воцарение показаны в моменте, где мужчине удается разобраться в кризисной ситуации: «Посмотрите на этот успех, ты сделал это, ты помог мне добиться всего!»

4. Важным элементом, сопровождающим МК в TikTok, является вывод в конце материала. В данном случае волшебный даритель обращается к залу с посылом того, что невозможного не существует: «Дайте шума сами для себя, все в вашей жизни возможно!»

Отдельное внимание стоит уделить контекстной работе зрителя с видеоматериалом. Из-за относительно небольшой продолжительности видеоролика подписчики могут восстановить нарратив из контекста.

Для отображения частоты использования сказочных нарративов мы обратимся к следующему видеоролику на данном аккаунте: «Илон Маск заряжает на действия» [38].

1. Так, главный герой рассказывает об истории успеха, которая может произойти с каждым человеком. «Любой богатый человек изначально не был таким. Ваши мечты можно реализовать, если вы приложите усилия и пройдете через множество ударов от жизни» (-) – инвариант отлучка, который предполагает лишение поддержки героя со стороны и создает предпосылку к будущему сюжету.

2. «Хочешь успеха? Действуй в сторону успеха!» – борьба и перемещение в иное царство. Данные мотивы используются во всем МК для того, чтобы показать необходимость в преодолении кризиса личности.

3. Примечательно, что в данном видеоролике нет вербального сопровождения результата, к которому должен прийти главный герой после трансформации. Зрителю показан видеоряд из достижений Илона Маска, включающий разработку всех его изобретений: проект SpaceX, Tesla. Именно так автор дает понять зрителю, что для достижения цели необходимо преодолеть трудности.

Повторяющиеся мотивы присутствуют не только на данном аккаунте. Аккаунт «Unistar» в TikTok насчитывает 19,3 тысячи подписчиков и 366 тысяч лайков. Контент сопряжен с музыкальной сферой и носит развлекательный характер, однако нарративные элементы в нем также присутствуют.

Первый видеоролик содержит информацию о певице Рианне и называется: «Как девочка из крохотного острова стала мировой звездой?» [39]. Важным элементом этого видеоролика является присутствие нарратора, который композиционно выстраивает повествование.

1. «Девочка с маленького острова, торговавшая одеждой в палатке за каких-то пару лет добилась мировой славы» (-) – инвариант отправка, онпредполагает начало активных сюжетных действий. Именно он отражает начало путешествия главного героя.

2. «У себя на родном Барбадосе девушка пришла на прослушивание к Эвану Роджерсу» – первая функция дарителя. Девушка знакомится с волшебным помощником, который помогает ей начать трансформацию.

3. «Поскольку Рианне было на тот момент 14 лет, то предложение поехать в Нью-Йорк и записать демо он делал ее маме». В данной части рассказа отражен ключевой момент жизни главного героя – перемещение в иное царство. Рианна попадает в совершенно другую жизнь, ее сопровождает мать, которая выполняет функцию наставника, и волшебный даритель – продюсер.

4. «Демозапись попала к Джей Зи, который на тот момент являлся директором лейбла. Рианна вышла с прослушивания только в три часа ночи с контрактом на запись шести альбомов. Работала она только во время школьных каникул» – инвариантные мотивы реакция на действия будущего дарителя и борьба показывают сложности, с которыми столкнулась певица. На пути к своей цели она преодолела множество страхов и трудностей.

5. «А что было дальше вы знаете...». Нарратор прибегает к приему визуализации достижений главного героя, он перечисляет известные музыкальные композиции, записанные Рианной на пути к популярности.

Таким образом, мы утверждаем, что блогеры используют нарративные мотивы для создания сюжетной составляющей видеороликов. Для побуждения зрителя к действию нарраторы используют мотивы борьбы и трансфигурации, которые завершают художественный образ героя, продолжая его в подписчике. В таком случае мотивирующий контент, подобно волшебной сказке, показывает переход от одного состояния героя к другому, а также побуждает зрителя к данному переходу.

Выводы

Результаты исследования показали, что составные элементы нарратива сказки широко применяются в медийной сфере и представляют собой основу для формирования медийных сюжетов. При этом пропповские функции продолжают действовать в разных историко-культурных контекстах. Они отличаются лишь использованием различных средств распространения информации, которые доступны или популярны в социуме в конкретный момент времени.

Складываясь в различные мотивы, каждый отдельный нарратив имеет свой набор функций вне зависимости от средства массовой коммуникации. Сочетание функций в нарративах складывается с учетом того, какую цель преследует автор информационного послания. В свою очередь функция борьбы имеет универсальное значение для каждого медианарратива. Ее роль оказалась главной в деле завершения образа героя посредством прекращения набора функций в каждом конкретном медианарративе.

Отметим, что медианарратив о «приключениях» героя-красноармейца в революционных агитационно-пропагандистских плакатах «Окон сатиры РОСТА» содержал лейтмотив недостачи, которая ликвидировалась с помощью волшебного средства и приводила к победе над врагом или самими собой. Образ героя менялся, превращаясь в персонифицированный символ борца за победу коммунистического миропорядка. Его очеловечивание произошло с помощью более явной связи плаката с реципиентом, чему способствовала функция персонажа плакатного медианарратива.

Аналогичным образом нам удалось найти сказку, которая, как мы считаем, наиболее полно и емко сообразуется с медианарративом телеграм-канала «NEXTA Live», вплоть до одинакового наименования «главного злодея». При этом явно просматривается схожесть сюжетных функций в этих двух нарративах, принадлежащих к различным историко-культурным контекстам. Кроме того, этот контекст нашел отражение и в общественном сознании в качестве приведенного примера из сатирического издания «Панорама».

В рамках социальных сетей мы также можем заметить активную работу медианарратива со зрителем. Психологический мотивирующий контент платформы TilTok предполагает изменения в самовосприятии и самоидентификации подписчиков, предлагая им более действенную модель поведения при возникновении кризисных ситуаций. Так, мы наблюдаем за изменениям не только главного героя медиапроизведения, но и за возможными изменениями реципиента.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рассмотрение статья «Медианарратив: к вопросу о структуре и функциях», предлагаемая к публикации в журнале «Litera», несомненно, является актуальной, ввиду важности рассмотрения специфики медианарратива, понимаемого как совокупность медиасюжетов, одной из функций которых является оказания определенного влияния на социум.
Как известно, в условиях развития информационного общества возможности средств массовой информации значительно увеличиваются – это не только канал информирования, но и инструмент воздействия на массовую аудиторию. Отметим наличие сравнительно небольшого количества исследований по данной тематике в отечественной журналистике. Статья является новаторской, одной из первых в российской журналистике, посвященной исследованию подобной проблематики. В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Автор обращается, в том числе, к различным методам для подтверждения выдвинутой гипотезы. Основными методами явились контент- анализ, логико- семантический анализ, герменевтический и сравнительно-сопоставительный методы. Методологической основой исследования явилась теория В. Я. Проппа.
Практическим материалом исследования явились советские плакаты, публикации в СМК и видеоролики на платформе TikTok, новостные публикации телеграм-канала «NEXTA Live» (рассмотрено 10 публикаций для анализа). Однако автор не приводит точных объемов языкового корпуса, отобранного для проведения исследования, а также принципов отбора материала.
Теоретические положения проиллюстрированы примерами на русском языке.
Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Во введении не указана текущее состояние проблематики исследования, что не позволяет сделать вывод о приращении научного знания. Выводы, представленные в заключении, не в полной мере отображают проведенную работу и требуют усиления.
Библиография статьи насчитывает 39 источников на русском языке. Считаем, что обращение к работам на иностранных языках по данной или смежной тематикам, несомненно, обогатило бы данное исследование. К сожалению, в статье отсутствуют ссылки на фундаментальные работы, такие как монографии, кандидатские и докторские диссертации. Технически при оформлении библиографического списка нарушены общепринятые требования ГОСТа, а именно несоблюдение алфавитного принципа оформления источников.
Высказанные замечания не являются существенными и не умаляют общее положительное впечатление от рецензируемой работы. Опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности в тексте работы не обнаружены.
Работа является новаторской, представляющей авторское видение решения рассматриваемого вопроса и может иметь логическое продолжение в дальнейших исследованиях. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе преподавания вузовских курсов по журналистике, а также в практической подготовке будущих журналистов. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Статья «Медианарратив: к вопросу о структуре и функциях» может быть рекомендована к публикации в научном журнале.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.