Статья 'Трихотомия методологии журналистской деятельности в условиях постепенного перехода к универсализации психологического портрета журналиста' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Litera
Правильная ссылка на статью:

Трихотомия методологии журналистской деятельности в условиях постепенного перехода к универсализации психологического портрета журналиста

Смекалина Кристина Сергеевна

ORCID: 0000-0002-4578-6727

преподаватель, кафедра журналистики, медиакоммуникаций и рекламы, Московский университет имени Александра Сергеевича Грибоедова

111396, Россия, г. Москва, ул. Зелёный Проспект, 66А, каб. 310

Smekalina Kristina Sergeevna

Lecturer, Department of Journalism, Media Communications and Advertising, Moscow University named after Alexander Sergeyevich Griboyedov.

66A Zeleny Prospekt str., office 310, Moscow, 111396, Russia

kristinamiheeva1996@gmail.com

DOI:

10.25136/2409-8698.2023.4.40436

EDN:

SKCZSX

Дата направления статьи в редакцию:

12-04-2023


Дата публикации:

28-04-2023


Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь темперамента и коммуникативных паттернов с первичным опытом, нарабатываемым в ходе посещения занятий, выполнения заданий и прохождения практики. Объектом исследования являются личностные особенности потенциальных журналистов в корреляции с их опытом профессиональной деятельности и выявленными трудностями. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как вероятность того, что студенты-журналисты испытывают проблемы с межличностной коммуникацией в ходе профессиональной деятельности и сбором материала, а также как это коррелируется с их психологическим типом. Особое мнение уделяется рассмотрению соотношения представителей различных психологических типов среди студентов-журналистов 1-4 курсов бакалавриата.   Основными выводами проведенного исследования являются: адаптация в обучении и работе журналиста зависит от вида его психологической предрасположенности; согласно результатам проведенных исследований, более 60% студентов журналистов испытывает трудности при сборе информации; распределение и акцентирование внимание на методах сбора информации, относительно приверженности журналиста к тому или иному деятельности обусловливается результатами проведенных исследований. Особым вкладом автора в исследовании темы является рассмотрение соотношения представителей различных психологических типов среди студентов-журналистов 1-4 курсов бакалавриата. Новизна исследования заключается в установлении необходимости ориентировать методологию журналистской деятельности на психологическую предрасположенность журналиста к её реализации.


Ключевые слова:

новые медиа, коммуникация, психологические типы, типы личности, журналистика, сбор информации, дегитализация, жанры журналистики, кризис традиционных жанров, студенты-журналисты

Abstract: The subject of the study is the relationship of temperament and communicative patterns with the primary experience gained during attending classes, completing assignments and passing practice. The object of the study is the personal characteristics of potential journalists in correlation with their professional experience and identified difficulties. The author examines in detail such aspects of the topic as the likelihood that journalism students experience problems with interpersonal communication during their professional activities and collecting material, as well as how this correlates with their psychological type. A special opinion is given to the consideration of the ratio of representatives of various psychological types among journalism students of 1-4 undergraduate courses. The main conclusions of the conducted research are: adaptation in the training and work of a journalist depends on the type of his psychological predisposition; according to the results of the conducted research, more than 60% of students of journalists experience difficulties in collecting information; distribution and emphasis on methods of collecting information regarding the commitment of a journalist to a particular activity is determined by the results of the conducted research. A special contribution of the author in the study of the topic is the consideration of the ratio of representatives of various psychological types among journalism students of 1-4 undergraduate courses. The novelty of the research lies in the establishment of the need to orient the methodology of journalistic activity on the psychological predisposition of a journalist to its implementation.


Keywords:

new media, communication, psychological types, personality types, journalism, collection of information, degitalization, genres of journalism, crisis of traditional genres, journalism students

Введение

Профессиональная ориентация абитуриента, планирующего поступать на факультет журналистики, или студента, уже обучающегося на таком факультете, во многом обусловлена его личностными качествами, в частности – темпераментом, эмоциональной лабильностью и готовностью к взаимодействию с респондентами, в том числе в условиях коммуникативного дискомфорта. При этом поступление на факультет журналистики и дальнейшая работа в профессии в современных условиях не предполагает психологического тестирования, первичной ориентации в понимании своего эмоционального интеллекта и других критериев отбора абитуриентов и обучающихся. Это обусловливает актуальность настоящего исследования, призванного сформулировать научную методику оценки эмоционального интеллекта будущего профессионала. Бытует стереотип, что обратившиеся к журналистике обучающиеся – главным образом, те, кто не испытывает проблем с коммуникацией, раскрепощен и свободен в общении. Между тем, практика преподавания на факультете журналистики убедительно доказывает, что многие обучающиеся приходят в профессию, испытывая существенные трудности с коммуникацией, в надежде, что именно учеба на факультете позволит им преодолеть коммуникативные барьеры. Соответственно, возникает диссонанс ожидаемой и реальной ситуации, ведущий к нерезультативной практике преподавания, выполнения заданий и последующей работы в профессии. С учетом возросших в последнее время требований к корреляции между учебными программами высшего образования и рынком труда предпринятое исследование приобретает особую значимость.

Цель настоящего исследования – рассмотреть соотношение представителей различных психологических типов среди студентов-журналистов 1-4 курсов бакалавриата. За основу взята классификация коммуникативных типов Г. Ю. Айзенка [1], подразделяющая людей на экстравертов и интровертов. Сама типология данного ученого основывается на первоначальной дихотомии, введенной К. Г .Юнгом [10]. Доработанная и переосмысленная она приобретает собственные характерные черты. Так, дифиниция понятия «интроверт» включает в себя понимание личности скромной и застенчивой, склонной к пессимизму. «Серьёзно относится к принятию решений, склонен планировать и обдумывать действия заранее, а не отдаваться внезапным побуждениям. Любит порядок во всём, высоко ценит моральные нормы. Свои чувства контролирует, его сложно вывести из себя» [9]. Контрарное понятие – «экставерт» – «личность общительная, направленная на развитие контактов вовне, широкий круг знакомств. Добродушен, весел, беззаботен и оптимистичен. Для него типична импульсивность, вспыльчивость, действия под действием момента. Имеет склонность к агрессивности и риску» [9]. Добавим, Юнг не опровергал наличие нейтирального звена. В настоящее время его дефиницируют как «амбиверсия». Данное понятие было введено Э. Конклином [2].

В данном исследовании были поставлены следующие задачи:

1) выяснить, испытывают ли студенты-журналисты проблемы с межличностной коммуникацией в ходе профессиональной деятельности и сбором материала;

2) сопоставить полученные данные с их распределением по типам личности;

3) обобщить полученные закономерности и предложить решение выявленной проблемы.

Материалы и методы

Объектом настоящего исследования выступили личностные особенности потенциальных журналистов в корреляции с их опытом профессиональной деятельности и выявленными трудностями. Предмет исследования определяется как взаимосвязь темперамента и коммуникативных паттернов с первичным опытом, нарабатываемым в ходе посещения занятий, выполнения заданий и прохождения практики.

Для выявления коммуникативных типов среди респондентов был использован метод анкетирования, позволивший более точно определить взаимосвязь людей, испытывающих трудность при сборе информации, с точки зрения половой принадлежности, и их отношении к тому или иному психологическому типу. Сопоставительный анализ, в свою очередь, позволил выявить закономерность и определить проблемные области данного вопроса.

Раскрывая дефиниции вышеуказанных терминов, необходимо акцентировать внимание на одну из главенствующих позиций адаптации потенциальных журналистов в журналистской современной профессиональной среде. Дегитализаций процессов работы и интерпретации результатов сказывается на форме конвергенции журналистских жанров и образовании новых медиа. Отметим, что о современных медиатехнологиях и многовекторности адаптации в журналистике говорит Р. И. Мальцева [4]. Более того, непосредственно предрасположенность человека к тем или иным моделям поведения, восприятия и выстраивание коммуникативного процесса при сборе информации можно считать аддендой к результатам данного исследования. Необходимость анализа данного аспекта еще также обусловлена кризисом традиционных журналистских жанров и генезисе новых медиа [8], при формировании которых учитывается также адаптация к конвергенции с точки зрения не только подготовки журналистских кадров, но и переподготовки уже имеющихся. И в этом ключе нужно говорить именно об изучении и анализе непосредственно психологических особенностей и предрасположенностей. Возникновение новых медиа основывается также на кризисе вербального контента, о котором пишут Молчанова М. М. и Лекова П. А. [5] Рассматривая вербальность в контексте инструмента сбора информации в журналистской деятельности также можно говорить о креативном способе передачи информации в современном медиатексте, о чем пишет Т. А. Ленкова [3]. Отметим также, что о новых медиа, о реальной перспективе и проблематике развития данного явления и адаптация к нему как с точки зрения восприятия аудиторией информации, так и с точки зрения обучения и развития профессиональных кадров говорят и А. Г. Пастухов [6], и А. А. Шнайдер [7].

Результаты исследования

Студены факультета журналистики считаются потенциальными журналистскими кадрами. В связи с этим стоит задача выяснения не только их мотивации и заинтересованности в данной профессии, но и психологической предрасположенности к данной деятельности. Для более точной идентификации среди студентов вышеуказанного факультета Московского университета им. А.С. Грибоедова было проведено анкетирование с целью выяснить, испытывают ли они трудности при соборе информации. В нем принял участие 131 человек: 40 юношей (30,5% от общего числа) и 91 девушка (69,5% от общего числа).

Согласно результатам, ответы распределились следующим образом: из 131 опрошенного, 8 человек ответили «да», что составляет 6,1% от общего количества. «Нет» ответили 54 респондента, что составило 41,2%. В графе «Иногда» поставили отметку 68 человек, что составило 51,9%. Также среди общего числа один человек не ответил на данный вопрос – это составило 0,7%.

Среди ответивших положительно 3 юноши и 5 девушек, что в процентном соотношении составляет 37,5% и 62,5% соответственно.

От общего количества ответивших юношей процент составляет 7,5. Девушек – 5,5.

Распределение респондентов, ответивших «да», по типам личности дало следующие результаты:

§ Интроверты – 2 человек, что составляет 25%;

§ Экстраверты – 6, что составляет 75%;

§ Амбиверты – 0 человек;

§ Воздержавшиеся от ответа – 0 человек.

Анализируя результаты по отношению к общему числу респондентов по распределению по типам личности, можно увидеть следующее:

· Интроверты – 2 человека из 48, что составляет 4,2%;

· Экстраверты – 6 человек из 59, что составляет 10,2%;

· Амбиверты – 0 человек;

· Воздержались от ответа – 0 человек.

Ответ «Иногда» на вопрос «Испытываете ли вы трудности при сборе информации?» дали 68 человек. Из них 18 юношей и 50 девушек, что составляет 26,5% и 73,5% соответственно.

Говоря об общем соотношении ответивших «Иногда» на данный вопрос с суммарным числом респондентов, разделенных по половому признаку можно выявить следующие результаты: количество юношей составляет 45% от общего числа фокус-группы юношей, количество девушек составляет 54,9% от общего числа фокус-группы девушек.

Выявляя закономерность по результатам относительно распределению по типам личности, у ответивших «Иногда» на вопрос «Испытываете ли вы трудности при сборе информации» получается, что:

· Интроверты – 25 человек из 68, что составляет 36,7%;

· Экстраверты – 28 человек из 68, что составляет 41,2%;

· Амбиверты – 12 человек из 68, что составляет 17,6%;

· Воздержались от ответа 3 человека из 68, что составляет 4,4%.

Анализируя ответы всех респондентов с распределением по типам личностей, можно увидеть следующие результаты:

· Интроверты – 25 человек из 48, что составляет 52,1%;

· Экстраверты – 28 человек из 59, что составляет 47,5%;

· Амбиверты – 12 человек из 19, что составляет 63,2%;

· Воздержались от ответа 3 человека из 5, что составляет 60%.

Среди ответивших «нет» на вопрос «Испытываете ли вы трудности при сборе информации?» оказалось 54 человека. Из них 36 девушек и 18 юношей, что в процентном соотношении составляет 66,7% и 33,3% соответственно.

Если брать статистику по отношению к общим ответам респондентов, поделенных по половому признаку, то соотношение результатов следующее: количество юношей составляет 18 человек из 40, что является 45% от общего числа; соотношение девушек составляет 36 человек из 91, что является 39,5% от общего числа.

Разбивка количества ответивших «нет» по типам личности показала следующие результаты:

· Интроверты – 21 человек, что составляет 38,9%;

· Экстраверты – 24 человека, что составляет 44,4%;

· Амбиверты – 7 человек, что составляет 12,9%;

· Воздержались от ответа 2 человека, что составляет 3,7%.

Результаты относительно общего числа ответивших респондентов по распределенным типам личности следующие:

· Интроверты – 21 человек из 48, что составляет 43,75%;

· Экстраверты – 24 человека из 59, что составляет 40,7%;

· Амбиверты – 7 человек из 19, что составляет 36,8%;

· Воздержались от ответа 2 человека из 5, что составляет 40%.

Обсуждения

Проведенное исследование доказывает наличие трудностей со сбором информации больше, чем у половины респондентов среди студентов факультета журналистики. Говоря о соотношении результатов по типам личности, можно также выявить предрасположенность к этому среди респондентов как с интроверсией, так и с экстраверсией.

Данное исследование демонстрирует потребность в классификации методологической базы по сбору информации в журналистской деятельности для безукоризненной адаптации к современным реалиям в условиях цифровизации не только медиаконтента, но и обучения и работы журналиста. Необходимость подстраивать теоретическую и практическую направленность в обучении под типы личности и выделять те или иные методы сбора информации под каждый отдельно взятый психотип, обусловлена предрасположенностью студентов к систематическому восприятию представляемой теоретической информации. Кроме того, данная разработка способствует облегчению в обучении и работе потенциальным журналистам, а также в выборе конкретного вида профессиональной деятельности.

Вариативность типологизации методов сбора информации в соответствии с принадлежностью респондентов к тому или иному типу личности может быть следующей: журналисты, склонные к интроверсии, могут пользоваться такими методами сбора информации, как наблюдение, работа с документами и анкетирование; для экстраверсивных представителей данной профессии оправдано использование интервью/беседы, опроса или эксперимента. Однако последний вид имеет основание быть использованным вне зависимости от психологической предрасположенности журналиста.

Выводы

1. Адаптация в обучении и работе журналиста зависит от вида его психологической предрасположенности. Она обусловлена конвергенцией традиционных жанров и методов журналистской деятельности в эпоху цифровизации и способствуют образованию новых медиа.

2. Согласно результатам проведенных исследований, более 60 процентов студентов журналистов испытывает трудности при сборе информации.

3. Распределение и акцентирование внимание на методах сбора информации, относительно приверженности журналиста к тому или иному деятельности обусловливается результатами проведенных исследований.

Библиография
1. Айзенк, Г.Ю. Проверьте свои способности. Санкт-Петербург: Лань, 1996. 158 с.
2. Интроверт, экстраверт, амбиверт. Кто они такие? // URL: https://www.b17.ru/article/352533/ (Дата обращения: 5.02.2023).
3. Ленкова Т. А. Креативные технологии членения информационного потока в заголовочном комплексе креализованного медиатекста // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnye-tehnologii-chleneniya-informatsionnogo-potoka-v-zagolovochnom-komplekse-kreolizovannogo-mediateksta-na-materiale-zhurnala/viewer (Дата обращения: 5.02.2023).
4. Мальцева Р.И. Медиатехнологии и многовекторность адаптации журналистики // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatehnologii-i-mnogovektornost-adaptatsii-zhurnalistiki/viewer (Дата обращения: 5.02.2023).
5. Молчанова М.М., Лекова П.А. Кризис вербальности контента в интернет-дискурсе // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-verbalnosti-kontenta-v-internet-diskurse/viewer (Дата обращения: 5.02.2023).
6. Пастухов А. Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-granitsah-media-novye-media-i-novaya-mediynaya-kultura/viewer (Дата обращения: 5.02.2023).
7. Шнайдер А.А. Новые медиа – новые возможности // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-media-novye-vozmozhnosti/viewer (Дата обращения: 5.02.2023).
8. Шуйская Ю.В., Платицын А.В. Основания кризиса традиционных журналистских жанров: генезис новых медиа (исторический аспект). // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере: материалы XIV Международной научно-практической конференции (Москва – Пенза, 21–22 ноября 2022 г. Москва – Пенза, 2022. С. 121 – 127.
9. Экстраверт и Интроверт по Айзенку // URL: https://psychologos.ru/articles/view/ekstravert-i-introvert-po-ayzenku (Дата обращения: 5.02.2023).
10. Юнг, К.Г. Психологические типы. Москва: Академический проект, 2019. 538 с.
References
1. Aizenk, G.Yu. Test your abilities. St. Petersburg: Lan, 1996. 158 p.
2. Introvert, extrovert, ambivert. What are they? // URL: https://www.b17.ru/article/352533/ (Date of access: 5.02.2023).
3. Lenkova T. A. Creative technologies for dividing the information flow in the heading complex of a krealized media text -na-materiale-zhurnala/viewer (Date of access: 5.02.2023).
4. Maltseva R.I. Media technologies and multi-vector adaptation of journalism // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatehnologii-i-mnogovektornost-adaptatsii-zhurnalistiki/viewer (Date of access: 02/05/2023).
5. Molchanova M.M., Lekova P.A. The Crisis of Verbal Content in Internet Discourse // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-verbalnosti-kontenta-v-internet-diskurse/viewer (Date of access: 02/05/2023).
6. Pastukhov A. G. On the boundaries of media: new media and new media culture // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-granitsah-media-novye-media-i-novaya-mediynaya-kultura/viewer (Accessed: 02/05/2023).
7. Schneider A.A. New media - new opportunities // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-media-novye-vozmozhnosti/viewer (Date of access: 02/05/2023).
8. Shuiskaya Yu.V., Platitsyn A.V. Foundations of the crisis of traditional journalistic genres: the genesis of new media (historical aspect). // Russia in the world: problems and prospects for the development of international cooperation in the humanitarian and social sphere: materials of the XIV International Scientific and Practical Conference (Moscow - Penza, November 21–22, 2022. Moscow - Penza, 2022. P. 121 - 127.
9. Extrovert and Introvert according to Eyzenk // URL: https://psychologos.ru/articles/view/ekstravert-i-introvert-po-ayzenku (Accessed: 5.02.2023).
10. Jung, K.G. Psychological types. Moscow: Academic project, 2019. 538 p.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рассмотрение статья «Трихотомия методологии журналистской деятельности в условиях постепенного перехода к универсализации психологического портрета журналиста», предлагаемая к публикации в журнале «Litera», несомненно, является актуальной, ввиду рассмотрения особенностей организации профессиональной ориентации абитуриента или студента профильного факультета с учетом психологических нагрузок будущей профессиональной деятельности. Разрабатываемая тематика актуальна, так как сегодняшняя подготовка журналистов подразумевает классическое филологическое образование, но недостаточное в области психологической подготовки в будущей профессии, что и обуславливает актуальность настоящей статьи.
Цель исследования по мнению автора - рассмотреть соотношение представителей различных психологических типов среди студентов-журналистов 1-4 курсов бакалавриата.
В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Методологией является метод анкетирования, сопоставительный анализ, а также методы наблюдения и описания.
Практической базой послужила выборка из 131 студента одного из университетов города Москвы. В данном случае возникают сомнения насколько репрезентативная такая несущественная выборка респондентов 1-4 курсов, которые не гомогены.
Результаты исследования оформлены графически и сопровождаются интерпретацией.
Статья является новаторской, одной из первых в российской журналистике, посвященной исследованию подобной тематики в 21 веке. Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Однако вводная часть не содержит отсылок к работам предшественников по данной тематике. Кроме того, автор не опирается на исследования зарубежных коллег в данной области.
Библиография статьи насчитывает 10 источников, среди которых представлены теоретические работы исключительно на русском языке. Отсутствие оригинальных современных зарубежных исследований К сожалению, в статье отсутствуют ссылки на фундаментальные работы, такие как монографии, кандидатские и докторские диссертации.
Технически список литературы оформлен верно.
В общем и целом, следует отметить, что статья написана простым, понятным для читателя языком. Опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности в тексте работы не обнаружены. Высказанные замечания не являются существенными и не влияют на общее положительное впечатление от рецензируемой работы. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе преподавания вузовских курсов по журналистике и специальной психологии. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Статья «Трихотомия методологии журналистской деятельности в условиях постепенного перехода к универсализации психологического портрета журналиста» может быть рекомендована к публикации в научном журнале.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.