|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Человек и культура"
> Рубрика "О поэзии и прозе"
Никитин Д.С. - Англо-индийское сообщество 1880-х гг. в ранних произведениях Редьярда Киплинга |
|
c. 121-127
|
DOI: 10.25136/2409-8744.2022.4.36815
EDN: YIVZVT
Аннотация: Предметом исследования является англо-индийское сообщество 1880-х гг. и отражение его характерных черт в творчестве Редьярда Киплинга середины 1880-х - начала 1890-х гг. - газетных очерках, стихотворениях, рассказах. Подробно рассмотрены такие особенности англо-индийского сообщества, как замкнутость, его оторванность от коренного населения Индии, неприязненное отношение к путешественникам, которые судят о состоянии страны исходя из кратковременных визитов, не понимая уникальных климатических, политических, социальных условий Индии. Особое внимание уделено отношению англо-индийской общины к формирующемуся национальному движению, требующему расширения прав индийцев в управлении страной. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: 1) часто встречающийся в раннем творчестве Р. Киплинга («Пэджет, Ч. П.», «Англо-индийское общество», «Просвещение Пэджетта, члена парламента») образ путешественника, описывающего Индию, но не обладающего знаниями о ней и пониманием ее условий, был характерен для англо-индийской литературы исследуемого периода (в частности, для творчества Дж. Абери-Маккея) и отражал воззрения, широко распространенные в англо-индийской среде ; 2) меняющиеся условия индийской жизни, такие, как возникновение и развитие национального движения, становятся новым сюжетом в англо-индийской литературе и творчестве Киплинга, показывающим отрицательное отношение сообщества к усилению политической активности коренного населения Индии.
Никитин Д.С. - Из истории англо-индийской политической сатиры XIX в.: «Индия в 1983 г.» Т. Харт-Дэвиса |
|
c. 126-132
|
DOI: 10.25136/2409-8744.2022.5.37273
EDN: DBEWQJ
Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является англо-индийское сообщество - слой населения Британской Индии, состоящий из родившихся в Индии или постоянно проживавших в ней англичан. В начале 1880-х гг. сообщество столкнулось с новым фактором политической жизни - бурным развитием индийского национализма, и реакция сообщества на новые веяния отразилась в политической сатире исследуемого периода - в частности, в памфлете Томаса Харт-Дэвиса "Индия в 1983 г." В памфлете описано гипотетическое общество Индии будущего, которая освободилась от британского владычества, но оказалась неспособной к самостоятельному существованию. В результате проведенного исследования были сделаны выводы о том, что в начале 1880-х гг. англо-индийское сообщество представляло собой замкнутую, обособленную прослойку населения, которая отрицательно относилась к требованиям индийской интеллигенции о расширении прав коренного населения в управлении страной. Критика требований зарождавшегося национального движения нашла свое выражение в политической сатире, одним из примеров которой стал памфлет Т. Харт-Дэвиса "Индия в 1893 г.", в котором отразились представления англо-индийского сообщества о незрелости и беспочвенности политических требований деятелей Индийского национального конгресса и национального движения в целом.
Шашнева Е.Н., Валькевич С.И., Маслов В.Г., Михайлов А.А., Ершова Л.В., Астахов О.Ю., Романова К.Е., Океанская Ж.Л. - Восточные мотивы и образы в творчестве К.Д. Бальмонта: культурологический аспект. |
|
c. 164-176
|
DOI: 10.25136/2409-8744.2023.6.69360
EDN: GDNETP
Аннотация: В статье рассматриваются восточные мотивы и образы в творчестве поэта серебряного века К.Д. Бальмонта. Культурное значение творчества К.Д. Бальмонта несомненно для идей серебряного века. Целью исследования является анализ творчества поэта и выявление восточных образов и мотивов: Просветленный Будда, пустыня, сфинкс, Коран, Аллах, милосердный. Объектом и материалом исследования стали стихотворные тексты К. Бальмонта: «Боро-Будур» из сборника «Горящие здания», «Сфинкс» из сборника «Тишина», «Милосердный» из сборника «Жемчужный коврик». Научная новизна нашего исследования заключается в рассмотрении мотивов и образов в качестве важной составляющей образной картины мира и поэтического мировосприятия К.Д. Бальмонта. Выявлен и обоснован культурологический аспект восточной тематики в творчестве поэта. Методологией исследования явилась компаративная методика сравнения и сопоставления текстов К. Бальмонта с определенным корпусом литературы Востока. Сделан вывод о том, что культура Востока вдохновила К.Д. Бальмонта на написание стихотворений, путевых записок, писем, эссе. Сформированы такие восточные идеи и мотивы, новые образы в его творчестве, как: просветленный Будда, нирвана, пирамиды, пустыня, сфинкс, мотивы Корана, Аллах, милосердный и др. В 1909 – 1912 годах К.Д. Бальмонт совершил кругосветное путешествие. Египет, Индонезия, Индия совершенно покорили поэта. Бальмонт изучил огромное количество научных работ по религии, философии и мифологии Востока. К.Д. Бальмонт написал множество писем, стихотворений, путевых записок, эссе, очерков о культуре Востока.Переводческая деятельность поэта занимает особую нишу в его творчестве. Он перевел с санскрита Ашвагоша «Жизнь Будды», драму Калидасы «Сакунтала», «Малявика и Агнимитра» и «Мужеством добытая Урваши», а с арабского он перевел «Коран». Фольклор и мифология Индии, Китая, Японии, Ирана собраны в сборнике «Зовы древности». Материалы исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении творчества К.Д. Бальмонта, в преподавании культурологии и русской литературы XX века, семинарских и практических занятиях в средних специальных и высших учебных заведениях.
|
|