Человек и культура - рубрика Музыка и музыкальная культура
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Музыка и музыкальная культура"
Музыка и музыкальная культура
Белоносова И.В. - Формирование фортепианного исполнительства в Сибири c. 1-22

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.16733

Аннотация: Предметом исследования являются процессы, характерные для фортепианного исполнительства в Сибири во второй половине XX-начале XXI вв. Автор подробно рассматривает важнейшие для периодов становления фортепианного искусства в Сибири факты и события. Указываются принципы организации концертно-просветительской работы в связи с традициями отечественной фортепианной исполнительской школы. Особое внимание уделяется деятельности педагогов кафедр Новосибирска и Красноярска, кратко освещаются их творческие биографии, роль и значение в становлении профессионального исполнительства. В качестве основного метода исследования используется метод исторического музыкознания – рассмотрение событий в их исторической логике. Основным выводом проведенного исследования является установление двух взаимосвязанных «школ» фортепианного исполнительства в Сибири, сосредоточенных в крупнейших музыкальных центрах – Новосибирске и Красноярске. Делается вывод о вкладе сибирских исполнителей в развитие лучших традиций отечественного музыкального искусства; отмечается их роль в пропаганде академической музыки и творчества сибирских композиторов.
Просыпкина В.О. - Поиск национальной самобытности в русской музыкальной городской культуре XIX века c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.3.23601

Аннотация: В статье последовательно рассматривается процесс поиска отечественными композиторами национальной самобытности в светской музыке XIX века, начиная с периода конца XVIII века, когда композиторами производились первые попытки создания классической музыки, включающей элементы народного песенного творчества, и заканчивая историческими операми второй половины XIX века. Рассматривается деятельность следующих композиторов по созданию национальной русской музыки: А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, А. Е. Варламова, М.И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского–Корсакова и А. П. Бородина, П. И. Чайковского и А. Г. Рубинштейна и др. Данный процесс исследуется при помощи метода музыкальной компаративистики, а также анализа наиболее влиятельных эстетических, идеологических процессов, протекающих в русских городах XIX века. Сформулирован вывод о том, что наиболее интенсивно характерные черты русской культуры раскрылись в произведениях оперного жанра в сравнении с прочими светскими музыкальными жанрами, популярными в XIX веке. Определены причины избрания композиторами оперы в качестве наиболее адекватной музыкальной формы выражения особенностей русской культуры.
Швецова О.Ю. - Воспитание музыкального слуха: стилистический аспект c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23755

Аннотация: Статья посвящена вопросам воспитания профессионального музыкального слуха на интонационно-стилевой основе на занятиях сольфеджио. Предметом исследования является стилевое воспитание слуха как способности воспринимать музыкальный стиль на основе проявлений его признаков, оценки соответствия стилевых элементов и осмысления содержания музыкального произведения в стилевом контексте. Стиль в музыке представляет собой иерархическую систему, включающую множество составляющих, выступает на различных уровнях обобщения, характеризуется многоаспектностью своего существования и может быть познан через изучение его детерминант-факторов, обуславливающих конкретно-исторические проявления, материализованные в его категориальном аппарате. Статья посвящена вопросам воспитания профессионального музыкального слуха на интонационно-стилевой основе на занятиях сольфеджио. Предметом исследования является стилевое воспитание слуха как способности воспринимать музыкальный стиль на основе проявлений его признаков, оценки соответствия стилевых элементов и осмысления содержания музыкального произведения в стилевом контексте. Стиль в музыке представляет собой иерархическую систему, включающую множество составляющих, выступает на различных уровнях обобщения, характеризуется многоаспектностью своего существования и может быть познан через изучение его детерминант-факторов, обуславливающих конкретно-исторические проявления, материализованные в его категориальном аппарате. Автор приводит перечень аспектов слухового восприятия, необходимых для формирования стилевого отношения к музыкальному материалу, основанного на изучении исторических, национальных и авторских стилей. Предложенные методы интонационно-стилевого постижения музыки предполагают обеспечение представлений различных пластов музыкальной культуры, выявление традиций и новаторства композиторов, произведений, форм, методов и формирование целостного восприятия всей музыкальной ткани, что способствует обогащению интонационно-слухового опыта музыканта.
Токарев Н.А. - Преемники М.И.Табакова c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.30156

Аннотация: Автором подробно рассматриваются периоды профессионального обучения исполнительскому искусству игры на трубе и деятельность педагогов-трубачей, работавших в Московской консерватории с 1930-х по 2005 гг. – учеников и последователей М. И. Табакова в Московской консерватории, различия их методик, нововведения, прослежена преемственность педагогических и исполнительских традиций, проанализированы их новаторства, педагогические и исполнительские принципы. В статью вошли как ранее известные сведения о педагогической деятельности Г. А. Орвида, С. Н. Еремина, Л. Н. Володина, Ю. А. Усова, А. Максименко, В. Ю. Юдина Е. Я. Фомина и Ю. Е. Власенко, так и еще не получившие своего освещения, которые обретены путем бесед и интервью с их коллегами и учениками. метод исследования был выбран комплексный, объединяющий в себе историко-хронологический метод, метод логического анализа, ретроспективный метод, хронологический метод, метод системного анализа, метод сравнительного и описательного анализа, метод типологии, аналитический, источниковедческий, исторический подходы к изучению документальных материалов, а также технологический подход. Новизна исследования заключается в в том, что впервые освещена в полном объеме работа преемников М. И. Табакова в Московской консерватории, проанализированы их творческая деятельность и педагогические принципы, как часть особого самобытного феномена русской музыкальной культуры, российского музыкального образования, части общемирового музыкального наследия.
Алдаков И.А. - «Былинные звукоряды»: соната для арфы №2 Валерия Кикты в свете особенностей жанра c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.38007

Аннотация: В данной статье производится рассмотрение сонаты для арфы соло №2 «Былинные звукоряды» Валерия Кикты с целью выявления жанровых особенностей, положенных в основу художественной задачи. Русская арфовая школа прошла собственный путь становления и обладает признанным авторитетом. Несмотря на данный факт, сочинения для солирующей арфы в творчестве современных отечественных авторов – явление довольно редкое. Валерий Кикта стал одним из композиторов, стремящихся возродить интерес к национальному арфовому искусству и выступающих за сохранение традиции. Его главное достижение на этом поприще заключено не только в создании новой музыки, прочно вошедшей в исполнительский и концертный репертуар, но и участие в организации Русского арфового общества. Проанализированные автором статьи три знаковые характеристики сочинения – жанр, тембр и лад – дали возможность определить произведение музыкального искусства как текст, поддающийся расшифровке. В процессе работы отдельное внимание уделено подробной характеристике традиционным и новаторским способам работы с материалом. Особый акцент сделан на поиске связей с отечественной композиторской школой и свойственной для нее опорой на народно-национальную культуру. Определен семиозис сонаты и составляющие его выразительные особенности музыкального языка. Символика былины в объединении с объявленным автором программным компонентом позволила обнаружить заключенное в ней «послание».
Сычева Н.Н. - Жанр этюда в творчестве современных пианистов-композиторов: традиции и новаторство c. 1-21

DOI:
10.25136/2409-8744.2024.1.43411

EDN: QHUXVN

Аннотация: Статья посвящена изучению жанра этюда, который в творчестве отечественных композиторов-пианистов второй половины XX – начала XXI столетия стал полем эксперимента и запечатления личной художественной картины мира. В центре внимания статьи – два опуса современных композиторов-пианистов Михаила Георгиевича Коллонтая (род. 1952) и Алексея Евгеньевича Чернова (род. 1982). В результате проведенного анализа цикла этюдов ор. 55 (2006-2007) М. Г. Коллонтая автор приходит к выводу о том, что данное сочинение продолжает линию листовской трансцендентальности. Особое внимание в данном цикле уделяется рассмотрению религиозно-духовной тематики, выраженной на вербальном уровне. Художественные комментарии композитора к этюдам, эпиграф из стихотворения поэта и католического священника Г. Гезелле, послесловия к пьесам дополняют и углубляют концептуальное поле программного сочинения, в котором воплотились новозаветные сюжеты, связанные с крестным путем Иисуса Христа на земле. Для фортепианного цикла Девять этюдов-картин ор. 11 (2006-2013) А. Е. Чернова вдохновляющим источником и моделью послужили девять этюдов-картин ор. 39 (1917) С. Рахманинова. В ходе проведенного анализа автором статьи отмечается, что цикл этюдов А. Е. Чернова характеризуют следующие черты: концентрический тип композиции с устремленностью к финалу, наличие лирической сердцевины, развитие и переплетение двух психологических модусов (лирического и драматического), парная группировка этюдов по принципу контраста, наличие лейтмотивов («лейтимпульсов»), в том числе и лейтжанров (ноктюрна и вальса), пронизывающих фортепианный цикл, что придает циклу цельность и стройность. В статье подчеркивается мысль о том, что интерес именно к такому жанровому импровизационному миксту как «этюд-фантазия» или «фантазия-этюд» встречается преимущественно в наследии композиторов-пианистов-виртуозов XIX – XX столетий, стремящихся в своем творчестве к пролонгированию романтических традиций.
Малютин А.С. - Эволюция служебно-строевого репертуара отечественных военных оркестров в послевоенный период СССР (1945 – 1985 гг.) c. 7-15

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26112

Аннотация: Объектом данного научного исследования являются представители отечественного музыкального искусства – военные духовые оркестры. Целью статьи является рассмотрение и изучение проблемы формирования служебно-строевого репертуара отечественных военных оркестров в военный и послевоенный периоды СССР (1945 – 1985 гг.) в историко-культурном контексте. Актуальность статьи заключается в раскрытии общих особенностей и принципов репертуарного отбора, а также закономерностей его изменения и дальнейшего развития. Дается оценка роли советских композиторов в развитии отечественной маршевой музыки рассматриваемых периодов. Анализ проблемы производится через призму исторических событий, количественно-качественных характеристик произведений служебно-строевого репертуара. Данный анализ необходим для более полного понимания тех факторов, на основе которых и был сформирован репертуар отечественных военных оркестров в послевоенное время – 1945 – 1985 гг. Особым вкладом автора в исследовании является рассмотрение характерных образцов произведений для военных оркестров, относящихся к тому или иному временному отрезку как с художественной, так и с композиционно-технической стороны. В заключении статьи подводятся итоги композиторской работы в направлении расширения и обогащения репертуара военных оркестров в послевоенный период.
Волков Д.В. - Ранние традиции игры на гуслях и современный статус инструмента. c. 11-26

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.30847

Аннотация: В статье освещены традиции гусельного исполнительства от VI века до современности. В опоре на сохранившиеся документы анализируются аспекты искусства игры на гуслях в различные исторические периоды, а также выявляются несколько внутренне однородных традиций: эпическая, духовная, скоморошья, сословная XVII-XIX вв. Предметом исследования являются ранние традиции искусства игры на гуслях. Объект исследования – сохранившиеся документальные и литературные источники, повествующие об игре на гуслях с VI века по начало XX-го. Особое внимание уделяется взаимосвязям традиций с современным исполнительским искусством на инструменте гусли. Методология исследования комплексно объединяет в себе историко-хронологический метод, элементы исторической социологии, источниковедческий, методы анализа литературных текстов, метод сравнительного и описательного анализа, искусствоведческий метод типологии художественных традиций. Основной вывод проведенного исследования: игра на гуслях как древнейшее традиционное русское искусство была распространена во всех слоях общества, оказала большое влияние на русскую доклассическую и классическую музыку, способствуя развитию в ней эпического начала. Интерес к игре на гуслях возродился с новой силой в конце XX века, когда этот род исполнительства вошёл в сферу профессионального академического искусства. Новизна работы заключается в том, что впервые систематически рассматривается связь искусства исполнительства на гуслях с момента его зарождения и раннего бытования с практикой наших дней.
Самбуева С.Б., Лыгденова В.Б. - Е.Д. Прозорова: из истории театрального и музыкального образования в Бурятии c. 14-23

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20197

Аннотация: Актуальность темы прежде всего связана с малочисленностью исследований, посвященных деятельности Колледжа искусств им. П. И. Чайковского, которому в этом году исполнилось 85 лет. Основное внимание в статье уделено раскрытию значения личности Екатерины Дмитриевны Миронской-Прозоровой, заслуженного деятеля искусств Бурят-Монгольской АССР, возглавлявшей коллектив учебного заведения с 1944 по 1958 гг. Через освещение разных граней деятельности директора, автор прослеживает и дает обобщенную характеристику становления и развития театрального и музыкального образования в Бурятии. Метод исследования связан с историческим анализом проблемы: применен метод сбора, обобщения и анализа архивных документов, материалов, полученных в ходе свободного интервьюирования с выпускниками Е. Д. Миронской-Прозоровой. Результаты исследования могут послужить отправной точкой для дальнейшего изучения процессов становления театрально-музыкального образования Бурятии. Область применения результатов – история культуры Бурятии, сохранение культурного наследия, история театрального образования Бурятии, история музыкального образования Бурятии, история Колледжа искусств им. П.И. Чайковского. Выводы: Результаты исследования расширяют знания об истории Колледжа искусств им. П.И. Чайковского (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ), оценивается вклад Е.Д. Миронской-Прозоровой в развитие театрального и музыкального образования Бурятии. Представлены имена музыкантов и актеров драматического театра, сыгравших значительную роль в истории культуры и искусства республики.
Хазеева И.Н., Швецова О.Ю., Дмитриев В.А., Антипова У.А. - Интерпретация музыкального произведения как значимый компонент профессиональной деятельности концертмейстера c. 23-38

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.40442

EDN: OZQNQK

Аннотация: Предметом исследования являются условия развития профессиональных умений и навыков концертмейстера в работе над интерпретацией произведения. В статье рассматривается проблема интерпретации музыкального произведения как базового качества личности музыканта в целом, и в частности, в структуре профессиональной деятельности концертмейстера. Данная статья посвящена описанию процесса работы над музыкальным произведением музыканта вообще, и, в частности, концертмейстера. В работе рассмотрены педагогические условия формирования умений и навыков интерпретации музыкальных произведений, как важного компонента в подготовке музыканта-исполнителя, концертмейстера; определена значимость коммуникативных навыков концертмейстера, как одного из факторов в работе над интерпретацией музыкального произведения.   В данной статье выявлена роль психологических и профессиональных качеств музыканта в художественном воплощении интерпретации, которые зависят от его музыкально-слуховых представлений, интеллекта, темперамента, эмоциональной чуткости, музыкального опыта, исполнительской выдержки, концентрации внимания, способности контролировать свою игру. Новизна данного исследования заключается в выявлении определенного алгоритма работы, направленного на создание интерпретации музыкального произведения в совместном исполнительстве солист – концертмейстер. Основным выводом данной работы является то, что применение художественно-педагогической интерпретации в работе концертмейстера над музыкальным произведением может способствовать развитию профессионально значимых качеств концертмейстера.
Шкиртиль Л.В. - Приметы новой эпохи: «женский» вокальный цикл в период обновления отечественной музыки 1960–1970-х годов c. 24-32

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.1.39581

EDN: BJSWKH

Аннотация: Предметом исследования является «женский» камерно-вокальный цикл в отечественной музыке 1960–1970-х годов, который, по мысли автора, стал особой приметой времени перемен и обновления, пришедшими в музыкальную культуру Советского Союза вместе с хрущевской «оттепелью». Статья посвящена типологии «женского» вокального цикла, появлению большого числа произведений на стихотворения А. Ахматовой и М. Цветаевой, музыки для детей и юношества, многочисленных вокальных сочинений в духе «новой фольклорной волны», работ-посвящений выдающимся интерпретаторам вокальной музыки современных советских композиторов – З. Долухановой, Л. Давыдовой, Г. Вишневской, Е. Образцовой, Е. Гороховской, Н. Юреневой и другим. Основным выводом проведенного исследования становится мысль о том, что существует несколько устойчивых типов «женских» камерно-вокальных циклов, связанных, прежде всего, с современной поэтической традицией, с народным музыкальным творчеством, со сложившейся в стране концертной исполнительской практикой, с различными голосовыми возможностями певцов, шириной их вокального диапазона, гибкостью, тембровыми характеристиками и т.д. Отечественная камерно-вокальная музыка впервые изучается в подобном ракурсе и это направление необходимо признать плодотворным. Совершенно очевидно, что именно «женский» вокальный цикл стал важнейшей приметой времени коренного обновления отечественного музыкального искусства в 1960–1970-е годы.
Серов Ю.Э. - "Марина" Бориса Тищенко в контексте обновления отечественного симфонизма второй половины ХХ века c. 26-35

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.1.35045

Аннотация: Предметом исследования является Вторая симфония «Марина» выдающегося отечественного композитора второй половины XX века Бориса Ивановича Тищенко. Она закончена в 1964 году и долгое время оставалась не исполненной и неизданной. Особое внимание в статье уделяется симфонической драматургии произведения, проблеме взаимоотношения музыки и поэтического текста, вопросам обновления композиторского языка. В симфонии в полной мере проявилась характерная особенность симфонизма Тищенко — стремление и умение вскрыть, обнажить окружающие конфликты и противоречия. Тищенко мастерски воссоздает в звуке любую нужную ему эмоционально-психологическую атмосферу, отсюда разнообразие приемов и технических решений. Вторая симфония Бориса Тищенко явилась значительным явлением отечественной музыки и, конечно, серьезным этапом в становлении симфонизма самого композитора. В «Марине» Тищенко решает важнейший вопрос не только своего творчества, но, пожалуй, и всего музыкального искусства XX века: вопрос о мере подчинения авторской фантазии музыкальной форме. Фантазия его здесь безудержна, язык в высшей степени современен, форма — классически ясная и глубоко связана с добротным русским и советским симфонизмом. Новизна исследования заключается в том, что выдающееся симфоническое произведение Бориса Тищенко рассматривается и анализируется с позиций сегодняшнего времени и в контексте обновления всего отечественного симфонизма 1960-х годов.
Карачевская М.А. - Проблемы становления еврейской музыкальной культуры в России в начале ХХ века (по материалам статей и выступлений М.Ф. Гнесина) c. 30-41

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.6.28388

Аннотация: Объектом исследования являются неопубликованные и преимущественно неизвестные тексты М.Ф. Гнесина о еврейской музыкальной культуре: доклад «Рихард Вагнер и еврейство» (1913), статья «Антисемитизм и музыка» (1915), а также рукописи, посвященные истории и теоретическим основам еврейской музыки («Еврейская музыка» и др., 1920-е гг.). Предметом исследования выступают проблемы культурной идентичности, национального самосознания, «музыкального» национализма, отражающие сложный процесс становления профессиональной еврейской музыкальной культуры в России начала ХХ века. Основные методы исследования — анализ рукописных и печатных текстов Гнесина, а также сравнение их ключевых положений и выводов с позицией отечественных и зарубежных современников. Основными выводами статьи являются следующие: Гнесин — один из первых отечественных исследователей, серьезно размышлявших и всесторонне изучавших историю и стилистические особенности еврейской музыки; в текстах Гнесина затронуты наиболее важные и актуальные для своего времени вопросы — не только музыковедческие, культурологические, но и философские, социальные, психологические (в частности, феномен т.н. «еврейской самоненависти»), а также отражена эволюция взглядов на еврейскую музыкальную культуру в среде представителей еврейской интеллигенции начала ХХ века. Научная новизна исследования заключается во введении в научный оборот неизученных и неопубликованных текстов Гнесина, ранее не становившихся предметом специального изучения.
Самбуева С.Б., Дугарова Т.Б. - Музыкальное образование Бурятии: становление и развитие Колледжа искусств им. П.И. Чайковского (1920-1940-е гг.) c. 34-43

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20769

Аннотация: Объектом исследования является система профессионального музыкального образования в период с 1920 по 1940 гг. Предметом исследования является история становления и развития первого в Республике Бурятия учреждения музыкального образования - Колледжа искусств имени П. И. Чайковского. Актуальность изучения истории музыкального образования обусловлена потребностью в осмыслении аспектов развития национальной культуры и образования. Результаты исследования могут послужить отправной точкой для создания инновационных учреждений в сфере музыкального образования, сохраняющих лучшие национальные традиции республики. Область применения результатов – история культуры Бурятии, сохранение культурного наследия, история музыкального образования Бурятии, история Колледжа искусств им. П.И. Чайковского. Метод исследования связан с комплексным анализом истории становления и развития Колледжа искусств им. П. И. Чайковского. К проведенному историческому исследованию был применен метод сбора, обобщения и анализа архивных документов. Научная новизна исследования состоит в том, что дана целостная картина становления и развития Колледжа искусств им. П. И. Чайковского в 1920-1940 гг. в контексте конкретно-исторических условий советского общества; показано влияние политики государства на формирование и развитие профессионального музыкального образования в республике; введены в научный оборот уникальные архивные материалы.
Чепинога А.В. - «Идея» и «мораль», как категории действенного анализа партитуры оперы c. 41-76

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.17866

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются «идея» и «мораль», как инструменты режиссерского действенного анализа пьесы или партитуры оперы. При этом особое внимание уделяется выработке четких определений для каждого понятия с целью точного их разграничения. Указывается, что «идея» и «мораль» - принципиально отличны одно от другого, высказывается мысль о недопустимости повсеместного «смешения» этих двух понятий. Показывается опасность подмены понятием «мораль» понятия «идея» и их последствия для целостности и смысла спектакля. Особо подчеркивается, что ангажированность, идеологичность, социологичность реализованному на сцене драматургическому материалу как раз придает использование «морали», реализуемое через строгое конфликтное разграничение персонажей на две конфронтационные стороны. В то время, как использование такого инструмента, «идея» существенно расширяет образные возможности режиссера путём включения в конфликт всех без исключения действующих лиц, без искажения их характеров и мотивировок. В статье проведён тщательный теоретический анализ с целью дать строгое определение, то есть выделить характерные стороны, признаки, особенности, свойства и принцип действия категорий «идея» и «мораль». Для этого по теме исследования проведено тщательное изучение литературы классиков режиссерского действенного анализа в драматическом и оперном театре, теории драматической и оперной режиссуры (малая часть из которого представлена в списке литературы) с подробным конспектированием и цитированием. Появление за последние тридцать лет на сценах оперных и драматически театров спектаклей, где режиссером проведена искусственная «актуализация» исходного классического драматургического материала отчетливо указывает на кризис в теории режиссуры. В частности, за отсутствием четких определений ключевых для анализа пьесы и партитуры, категорий, режиссеры либо по неведению, либо намеренно смешивают понятия «идея» и «мораль» и тем самым извращают изначальный драматургический замысел, сводя глубокие философские произведения к идеологическим, ангажированным агиткам.
Захаров Ю.К. - У истоков анализа мелодии в СССР: Лев Владимирович Кулаковский c. 41-51

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.19094

Аннотация: В статье рассматривается научная биография советского музыковеда-фольклориста Л.В. Кулаковского (1897-1989). Особое внимание уделено оригинальной методике анализа мелодии, разработанной Кулаковским в 1928–1930 годах. Эта методика была основана на теории ладового ритма Б. Яворского. Кулаковский выделил три форманты мелодии (ладовое строение, ладо-метрическое строение, рисунок мелодии), последовательно продемонстрировав методы анализа каждой из них. Особого внимания заслуживает предложенный им метод расчёта ладометрических индексов каждой мелодии. На основании этого метода был произведён статистический анализ 255 песен разных народов. Кулаковский рассматривал закономерности рисунка мелодии и ладовые тяготения ступеней как две противоборствующие силы. Однако теория Кулаковского была незаслуженно забыта в СССР в связи с идеологическими факторами. Впоследствии учёный целиком переключился на исследование русского фольклора (в том числе в экспедициях), а также на разработку гипотезы, согласно которой «Слово о полку Игореве» рождалось в синкретическом единстве с пением.
Токарев Н.А. - Современное исполнительское искусство игры на трубе в Московской консерватории. c. 45-54

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30204

Аннотация: Предметом исследования является современная исполнительская школа игры на трубе в Московской консерватории. В статье рассматривается современное профессиональное обучение исполнительскому искусству игры на трубе и деятельность педагогов-трубачей Московской консерватории с 1970 года по н/в. Прослежена эволюция современной исполнительской школы игры на трубе, выделены главные творческие принципы педагогов-трубачей Московской консерватории, отличия и сходство их методик и исполнительских принципов. В статье приведены, как ранее известные сведения об их творческой деятельности, так и еще не получившие своего освещения, которые обретены путем бесед и интервью. Метод исследования был выбран комплексный, объединяющий в себе иметод логического анализа, ретроспективный метод, хронологический метод, метод системного анализа, метод сравнительного и описательного анализа, метод типологии, аналитический, источниковедческий к изучению документальных материалов. Новизна исследования заключается в в том, что впервые освещена в полном объеме работа В. Новикова, А. Икова, А. Корнильева, В. Лаврика и Л. Гурьева в Московской консерватории, описаны различия их методик, нововведения, прослежена преемственность педагогических и исполнительских традиций, проанализированы их новаторства, педагогические и исполнительские принципы.
Самбуева С.Б. - Из истории бурятской музыки: о некоторых особенностях вокального стиля композитора Г-Д. Дашипылова на примере песни «Буряад оронойм соло» c. 52-66

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.19041

Аннотация: Предметом исследования является выявление и обобщение особенностей вокального стиля бурятского композитора Гур-Дармы Дашипылова (1937-1980). Целью работы является: исследование песенного творчества одного из ярких и талантливых композиторов Бурятии, определение его самобытности, роли и места в музыкальной культуре Бурятии. Данная статья - одно из первых исследований, посвященных изучению песенного творчества бурятского композитора Г.-Д. Дашипылова на примере песни «Буряад оронойм соло». Материалы исследования могут быть использованы при изучении музыкальной культуры и профессиональной музыки Бурятии, а также в учреждениях музыкального образования республики. Результаты исследования могут послужить отправной точкой для дальнейшего изучения процессов становления и развития жанра песни в творчестве бурятских композиторов. Область применения результатов – история культуры Бурятии, сохранение культурного наследия, песенное искусство, творчество бурятских композиторов. Метод исследования - поиск и изучение песен Г-Д. Дашипылова в печатных источниках, аудио-визуальных исполнениях. Выводы: необходимо отметить умение композитора достигать в малой, афористически сжатой форме песни поэтически обобщенной, емкой образности и психологической глубины, воплощение в своем творчестве традиций народной бурятской музыки, а также унаследование наиболее ценных достижений советской массовой песни. Песни Г.-Д. Дашипылова завоевали симпатии слушателей своей несомненной психологической чуткостью, тонким проникновением в жизнь эмоций, умением передать многообразные оттенки настроений. Следует также отметить их романтическую настроенность, устремленность к светлому поэтическому идеалу, способному служить вдохновляющим примером для слушателей.
Панкратов А.Е. - Ритмическое остинато и его проявления в новоевропейской музыке c. 52-59

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.25953

Аннотация: Объектом исследования является ритмическое остинато, которое понимается как повторение элементов музыкального языка, экспонирующее обособленную мысль и мыслящее себя как постоянно узнаваемое подобие. В статье подробно рассматривается ритмическое остинато в контексте эволюции музыкального мышления, в рамках коммуникативной функции музыки, многогранность его проявлений на разных стадиях развития музыкальной ритмики и в основных течениях новоевропейской музыки от барокко до массовых музыкальных жанров XX столетия. Выявляется взаимодействие ритмического остинато с другими элементами музыкального языка. В основе данной работы лежит описательно-аналитический метод, который представляется действенным при изучении как научной литературы, так и музыкальных произведений. Научная новизна статьи состоит в том, что в ней впервые выполнен теоретический анализ тенденций использования ритмического остинато. Их комплексное рассмотрение и впервые представленное панорамное освещение позволили выработать собственный взгляд на соотношение и взаимодействие ритмических элементов в музыкальной практике. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что осмысление ритмического остинато в контексте новоевропейской музыки проясняет и снимает некоторые противоречия, накопленные в музыкознании.
Романов Н.А. - Перекодировка оперной постановки в ситуации современного медиапространства. c. 54-61

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.3.23512

Аннотация: Современное медиапространство эксплицитно и имплицитно влияет на все сферы культуры технологически развитых регионов мира. Традиционные и классические артефакты культуры не только репрезентируются, но и претерпевают перекодировку в современном медиапространстве. Так предметом исследования являются трансформации оперной постановки в рамках современного медиапространства. Автором рассматриваются основные репрезентационные стратегии актуализации визуальной составляющей современных оперных постановок. Изучается влияние феномена клиповой культуры на традиционный музыкальный артефакт, в частности, классическую оперу. Анализируется перекодировка современных оперных постановок классических композиторов с точки зрения изменения соотношения и роли аудиальной и визуальной культуры. В статье используется структурно-функциональный метод, благодаря которому становится возможным наиболее полно проанализировать основные изменения классической оперной постановки в современном медиапространстве. Основными выводами проведённого исследования являются: 1. Перекодировка оперы происходит в рамках визуализации постановки и способов её последующей репрезентации и транслирования в современную культурную действительность. 2. Первичная роль аудиального субстрата в оперной постановке редуцируется, уступая своё место фрагментированному визуальному образному ряду. 3. Оперная сцена становится монитором, который отражает не события сюжета оперы, а репрезентирует клипы (фрагменты) современной действительности, которые не имеют ничего общего с классическим проектом искусства. 4. Клиповый монтаж и динамичная съёмка оперной постановки способствуют её фрагментированному восприятию субъектом культуры. Новизна исследования заключается в следующем положении: На примере классической академической культуры, в частности оперы, рассмотрены некоторые варианты воздействия клиповой клиповой культуры современного медиапространства на традиционные артефакты.
Серов Ю.Э. - Музыка балета «Двенадцать» Б. Тищенко в контексте обновления отечественного симфонизма 1960-х годов c. 59-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36269

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). В статье рассматривается первый большой балет композитора по поэме А. Блока «Двенадцать», заказанный ему в 1963 году выдающимся советским хореографом Л. Якобсоном для постановки в Кировском театре в Ленинграде. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как новаторская роль Тищенко в деле обновления отечественного симфонизма второй половины прошлого столетия, взаимоотношение музыки и поэзии в оркестровых произведениях Тищенко, а также на серьезном влиянии литературных концепций на развитие его симфонизма. Особое внимание в исследовании уделяется вопросу наследования Б. Тищенко большой русской симфонической традиции. Основным выводом статьи становится мысль о том, что «Двенадцать» Б. Тищенко – первый по-настоящему современный балетный спектакль в советском музыкальном театре. Особым вкладом автора в исследование темы является детальное изучение сочинений выдающегося отечественного композитора не становившихся до сих пор предметом пристального внимания со стороны музыковедов. Новизна исследования заключается в том, что автор показывает важную роль Б. Тищенко в общем процессе обновления отечественной симфонической музыки 1960-х годов на примере его раннего балета. Тищенко, развивая свои собственные художественные концепции, симфонизировал балетный спектакль, проложив в этом направлении дорогу многим советским композиторам.
Синеокий О.В. - Рекорд-лейблы стран Центральной и Юго-Восточной Европы в системе социальных коммуникаций второй половины ХХ столетия: документально-информационный обзор c. 64-113

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.384

Аннотация: В статье рассматривается история организации звукозаписывающей индустрии стран Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине ХХ столетия. «Эра демократов» тридцатилетней длительностью целиком укладывается во временные рамки 1945-1995 годов и является настолько особенным, самобытным феноменом в социальной структуре отечественной филофонии, что, несмотря на формальное ее окончание, продолжает волновать многих ввиду недостаточной изученности вопроса. Автором представлена концептуальная модель института грамзаписи как специфического социального и коммуникационного явления и обосновано его место в системе массовых коммуникаций. Особое внимание автором уделено правовым и коммуникативным особенностям развития грамзаписи поп- и рок-музыки в странах «Восточного блока» при социализме.
Черток М.Д. - История одной песни c. 73-89

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.6.10507

Аннотация: Предметом исследования является популярная солдатская строевая песня "Взвейтесь, соколы, орлами". Целью работы является: проследить историю песни с момента её первого появления, первого публичного исполнения, первой публикации. Результат работы - актуализация фактов первого исполнения её в 30-х годах XIX столетия, именно в 1934 году, во время Калишских маневров, а не в период Отечественной войны 1812 г. Результаты работы могут использоваться в подготовке к публикации песенных сборников. Область применения результатов - солдатская песня, военная история, сохранение культурного наследия, песенное искусство, история русского народа в контексте изучения песенного искусства. Метод исследования - поиск и изучение всех упоминаний песни в печатных источниках, аудио-визуальных исполнениях. Изучение существующих песенных солдатских сборников на русском и иностранных языках. Соблюдается хронологический порядок и опора на исторически достоверные факты. Выводы: Старинная солдатская строевая песня "Взвейтесь, соколы, орлами" является наиболее любимой и популярной среди военнослужащих. Песня имеет богатую историю, связанную с героизмом русского народа во время войн. Различные варианты песни с уверенностью позволяют указать на широту творческих поисков солдатских сочинителей. Песня актуальна и для современных творческих работников - явилась поводом для создания телефильма.
Круглова Е.В. - Выразительные свойства украшений в вокальной музыке первой половины XVIII века c. 76-84

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69245

EDN: VFNAVS

Аннотация: В современном исполнительстве старинной музыки одной из центральных задач певцов является стремление к самостоятельному декорированию мелодии. Принимая во внимание отсутствие у отечественных исполнителей знаний и навыков барочной импровизации, применяемые украшения зачастую представляют, по сути, только технический элемент, с которым необходимо справиться. В данном случае художественной ценности орнаменты не имеют, звучат блекло, бессодержательно в отношении экспрессии, не соответствуя главному предназначению – подчеркиванию аффекта и усилению его выразительности, о чем настоятельно писали старинные мастера. Предлагаемая статья направлена на решение актуальных проблем в области барочного исполнительства, связанных с вокальной орнаментацией и передачей аффекта сочинения. В современном отечественном музыкознании данная тема не получила еще своего освещения. Автор статьи приводит исторические данные о характеристике мелизмов и их направленности на выражение определенных аффектов, что и определяет научную новизну исследования. Методология исследования базируется на историческом подходе. Особое значение имеют также методы анализа и синтеза, благодаря которым при изучении разрозненных данных удалось воссоздать историю орнаментального искусства во взаимосвязи с оперными традициями первой половины XVIII века. Позиция автора заключается в том, что любой вид орнаментации в старинных ариях должен применяться в мелодической линии с целью подчеркивания и усиления аффекта исполняемого сочинения. Певцу при исполнении сочинений рассматриваемого времени важно понимать значение декорирования мелодии, как одного из главных средств выразительности и в соответствии с этим руководствоваться выбором украшений. Автор делает выводы о взаимосвязи и взаимовлиянии орнаментики и аффекта в музыке эпохи барокко. Материал статьи и выводы будут полезны певцам, исполняющим старинную музыку, для стилистически верной ее интерпретации, а также в учебных курсах истории вокального исполнительства на исполнительских отделениях в музыкальных колледжах и факультетах вузов.
Ремишевский К.И., Калацей В.В. - Белорусская дуда в кинохронике 1930-х годов (по материалам киножурнала «Советское искусство» № 7, 1939 г.) c. 81-92

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.4.343

Аннотация: С использованием методов аудиовизуальной антропологии, компаративного искусствоведческого анализа, а также методов типологизации и историзма проведено комплексное исследование условий бытования традиционного белорусского музыкального инструмента – дуды (белорусской волынки) – в регионе белорусского Подвинья. В результате исследования кадров архивной кинохроники, снятых на территории Беларуси летом 1939 года, удалось выявить вариативность морфологии дуды, с высокой точностью установить географический ареал ее распространения на территории Беларуси в период между двумя войнами.
Асташев Д.А. - Украшения в музыкально-теоретическом учении Джусто Даччи: дидактический стандарт c. 81-91

DOI:
10.25136/2409-8744.2024.1.68784

EDN: XBIGNE

Аннотация: Статья обращает внимание на систему музыкальных украшений, данных в дидактическом стандарте итальянского педагога середины XIX века Джусто Даччи. Созданная в условиях изменившейся практики исполнительства, где важность приобрело прочтение нотного текста максимально близкое к намерениям композитора, система украшений маэстро Даччи не только предложила педагогам их унификацию в виде знаков сокращенного письма, но и установила эталоны их расшифровки. По отношению к содержанию раздела теория музыки, связанного с изучением орнаментики, система Даччи стала тем организующим конструктом, который приобрел устойчивую форму дидактического обобщения. Выделенные Джусто Даччи виды украшений: апподжиатура – аччаккатура – мордент – группетто – трель, это те элементы музыкальной теории, которые сохраняют универсальность по сей день. Они введены в дидактический стандарт в особый исторический момент активного создания методических концептов, обеспечивающих теоретические и технологические основания для педагогической работы в профессиональных музыкальных учебных заведениях Италии. Подобная работа не только обогатила музыкальную культуру XIX века. В формировании базовых навыков колорирования она и сегодня остается важным образовательным ориентиром. Впервые введенное в данной статье знание о стандарте Джусто Даччи необходимо по трем причинам: 1. В теории музыки оно фиксирует опыт точного кодирования украшений. Этот опыт, по сути, является залогом визуализации неизменного звучания. Для музыкознания он представляет интерес с точки зрения изучения истории формирования цикла музыкально-теоретических дисциплин и его содержания. 2. В образовательной практике оно расширяет существующий формат знания, открывает педагогам возможность включить данный образовательный материал в свою практическую работу. 3. В исполнительстве оно необходимо для понимания граней возможной исполнительской свободы в дешифровке украшений в произведениях, взятых из того или иного временного хронотопа.
Захаров Ю.К. - Теория Г. Шенкера в России c. 91-101

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.19008

Аннотация: В статье рассматривается история распространения учения австрийского музыковеда Генриха Шенкера в России. Если в англоязычном мире теория Шенкера во второй половине ХХ века оказала мощное влияние на методологию гармонического анализа, то в СССР о ней практически ничего не было известно. Лишь благодаря трудам Б.Т. Плотникова и Ю.Н. Холопова отечественные музыковеды в начале XXI века смогли познакомиться с этой теорией. Приводится обзор российских публикаций о Шенкере; более подробно рассмотрены работы Плотникова. Автор статьи поднимает вопрос об особом "аналитическом слышании", воспитываемом шенкерианской методологией, а также о присущем ей неизбежном субъективном моменте. Рассматривая возможность использования теории Шенкера за пределами тональности, автор приходит к выводу, что в условиях атональной и додекафонной музыки эта теория в полном объёме неприменима, однако метод редукции может быть вычленен из контекста теории и направлен на поиск плавных звуковысотных линий, скрывающихся за слышимой и видимой фактурой. В конце статьи рассматриваются перспективы развития теории Шенкера в России.
Цингг И.В. - Эволюция арфы в контексте строения инструмента, репертуара и исполнительства в XVIII веке c. 91-99

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30123

Аннотация: Прогрессивное развитие инструментостроения повлияло на факт становления арфы одним из инструментов с виртуозным потенциалом. По этой причине предметом анализа в статье становится эволюция арфы в контексте строения инструмента, репертуара и исполнительства в XVIII веке. Цель исследования заключается в необходимости на теоретическом уровне раскрыть специфику феномена эволюции арфы, а также особенности искусства игры на этом инструменте в исследуемый период. Теоретическая значимость подтверждается характеристикой понятий «эволюция арфы», «строение арфы», «особенности арфовой дидактики» в контексте истории философско-искусствоведческого знания. Практическая значимость подтверждается тем, что полученные результаты позволяют более широко понимать роль эволюции арфы, проследить соотношение строения инструмента с исполнительской практикой XVIII века. Методология работы предопределена целью и задачами исследования. Ее основой стал метод аналитического изучения источников, проясняющий логику и содержание понятия «эволюция арфы»; методы сравнительного анализа для определения взаимосвязи проблем универсальной истории европейской музыкальной культуры и концепции локальных культур, связанных с развитием игры на арфе. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней впервые систематизация существующих знаний о вопросах эволюция арфы построена на изучении идеи универсальной истории музыки и концепции локальных культур посредством исследования музыкально-выразительных средств, строения и репертуара арфы в XVIII веке. Результатом работы стала констатация того, что эволюция арфы в контексте строения инструмента, репертуара и исполнительства в XVIII веке выступает неповторимым социокультурным феноменом, который проявляет себя через систему духовных ценностей и содержание духовной жизни многих народов.
Синеокий О.В. - Филофония как особый социальный феномен: коммуникативные аспекты собирательско-коллекционерской деятельности в рекреативном пространстве культуры досуга c. 97-121

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15815

Аннотация: В статье рассмотрены историко-культурные аспекты развития филофонии в плоскости коллекционирования грампластинок и других музыкальных аудионосителей. Вопрос об исследовании причин и условий становления и развития филофонии в системе социокультурных коммуникаций при социализме является актуальной научной проблемой. Исходя из этого, предметом публикации выступают социально-коммуникативные аспекты собирательско-коллекционерской деятельности артефактов музыкальной звукозаписи в рекреативном пространстве культуры досуга. Цель проведенного исследования заключается в изучении социальной инфраструктуры филофонии и ее культурно-рекреативных функций. Методологическим основанием статьи является системный метод, поскольку исследование строится на синтезе различных взглядов в социально-гуманитарной науке на феномен филофонии. Автор пришел к выводу о том, что введение категории «филофония» преобразит не только теорию культуры, но и науку коммуникавистики: типология системы массовой коммуникации в сфере досуга невозможна без учета опыта создания аудиовизуальных коллекций. Особое внимание уделено анализу инфраструктуры филофонии как социокоммуникативного феномена в условиях социализма. Охарактеризованы рекреативные функции филофонии в досуговом культурном пространстве. Обоснована гипотеза, согласно которой филофония является уникальным институтом социокультурной коммуникации.
Чжан И. - Изучение трендов современной музыкальной культуры с целью повышения компетентности будущих педагогов по вокалу c. 102-113

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.37914

EDN: TUEYXL

Аннотация: В статье предпринята попытка обоснования необходимости повышенного внимания заинтересованных сторон к актуальности обновления профессиональной подготовки педагогов по вокалу. Автор публикации пошагово раскрывает идеальную структуру компетентности педагога по вокалу на основании систематизированных им взглядов различных экспертов, а также предлагает делать отдельные принципиальные акценты на комплексном изучении студентами трендов современной музыкальной культуры, поскольку осознанное и целенаправленное ознакомление с таковыми является, на его взгляд, неотъемлемым элементом в системе современной профессиональной компетентности. Достаточно подробно раскрываются личностные и профессиональные характеристики, которыми должен обладать каждый будущий педагог по вокалу; подчёркивается особенное значение каждого из этих слагаемых успеха в конкурентной борьбе на рынке педагогического труда. Помимо этого, освещаются ключевые особенности распространения музыкальной информации в современном обществе, влияние сетевых технологий на специализированную подготовку педагогов и реципиентов. Отмечается специфика восприятия и использования музыкальной информации различными поколениями российских людей. В качестве вывода автор предлагает дальнейшее, более глубокое изучение затронутой им проблематики, поскольку, на его взгляд, она недостаточно разработана на научном уровне. В качестве вывода автор предлагает дальнейшее изучение затронутой им проблематики.
Синеокий О.В. - Рок как мультижанровое отражение эпохи высокотехнологической звукозаписи c. 105-161

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16839

Аннотация: В статье охарактеризована социально-коммуникационная сущность рок-музыки. Автор представляет звукозапись рок-музыки как особый социально-коммуникационный конструкт (двуединая институция) в глобальном межкультурном пространстве. Многообразная картина рок-музыки интерпретируется в рамках коммуникационной системы звукозаписи. Выявлены особенности регионально-субжанрового развития рок-музыки в системе социальных коммуникаций. Проанализированы социально-коммуникативные истоки зарождения рок-н-ролла, показано многообразие развития англо-американского рока. Особое внимание уделено изучению самобытности африканской, азиатской и латинской рок-музыки. При анализе происхождения и различных значений понятий «рок-музыка» применен историко-генетический метод. Для выяснения жанровых особенностей рок-музыки и ее составных применялся музыковедческий метод. В изучении отдельных признаков музыкальной индустрии применялся структурный подход, что позволило раскрыть многомерность и разноплановость коммуникативных показателей звукозаписи рок-музыки. К тому же применение сравнительно-исторического метода и феноменологического подхода дало возможность определить основные этапы и охарактеризовать закономерности эволюции звукозаписи рок-музыки как коммуникационной и коммуникативной категорий. Терминологический метод предоставил возможности уточнить понятийный аппарат. Метод Интернет-опроса позволил выявить тенденции в изменении жанровых приоритетов среди постоянных посетителей музыкальных сайтов. Автор пришел к выводу о том, что рок является социально-коммуникационным отражением эпохи высокотехнологической звукозаписи. В результате проведенного исследования предложено понимание звукозаписи рок-музыки как сложного кластера социокультурной сферы, где сформированы устойчивые правила, проявляются определенные исторические закономерности, а также действуют специфические принципы. Новизна исследования заключается в установлении коммуникационных элементов системы рока, поскольку истоки универсальности этого музыкального направления коренятся в музыкальной сфере и в явлениях широкого общественного плана.
Баярсайхан С.Б. - Саксофон в военном марше композиторов стран Западной Европы и Америки второй половины XIX – первой половины ХХ вв.. c. 110-117

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21519

Аннотация: В данной статье раскрывается одна из важных и малоисследованных проблем инструментовки – трактовка инструментов семейства саксофонов в качестве оркестровых инструментов – и отражается часть основных научных выводов одноимённого диссертационного исследования, посвящённого трактовке саксофона как оркестрового инструмента. Основываясь на результатах анализа авторских партитур военных маршей второй половины XIX – первой половины ХХ века, написанных композиторами стран Западной Европы и Америки (Франции, Германии, Великобритании, Италии, Австро-Венгрии, Испании, США, Мексики), а также научных трудов по вопросам теории и практики инструментовки, в статье раскрываются способы, особенности и тенденции применения инструментов семейства саксофонов в жанре военного марша. Для исследования использовались партитуры, как правило, только тех произведений, в состав которых авторами включалась одна или несколько партий саксофонов. Современные коммуникативные средства (Интернет) помогли отыскать многие сочинения в жанре марша, но не всегда эти партитуры являются авторскими первоисточниками. Во всяком случае, объём ставших доступными материалов позволяет сформировать целостные представления и сделать обоснованные заключения. Раскрыть сведения о применении саксофонов в марше представляется целесообразным, опираясь на национальную принадлежность композитора или, выражаясь иначе, в рамках отдельной страны.
Аверина О.В. - Дистанционная форма как метод обучения в классе фортепиано c. 112-120

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35200

Аннотация: Статья посвящена вопросам специфики обучения музыкантов – исполнителей в классе фортепиано в условиях «удалённого» обучения в ВУЗе. Автор предлагает рассматривать дистанционную форму обучения в качестве активного способа осуществления познавательной деятельности, т.е. как метод обучения студентов – исполнителей. А также с позиции современной организационной инновации. Последовательно освещаются некоторые исторические предпосылки существования дистанционного метода обучения в музыкальном образовании в середине XX века, а также условия для успешной реализации исследуемого метода. Описываются форматы дистанционного обучения, интернет – платформы, позволяющие реализовать on – line и off - line взаимодействие участников образовательного процесса. На основании проанализированных мнений авторитетных педагогов – исполнителей, а также, опираясь на собственный опыт проведения дистанционных занятий автором определяется практическая значимость и целесообразность использования дистанционной формы как метода обучения в работе со студентами – исполнителями. Автор приходит к выводу о том, что современная повсеместная модернизация, внедрение и разработка технологии дистанционного обучения в сфере традиционного образования мало учитывает специфику ВУЗов музыкальной (творческой) направленности. При всех недостатках и несовершенстве дистанционной инновации описаны положительные стороны, которые позволят педагогам частично использовать дистанционный метод для достижения определенных учебных задач.
Розин В.М. - Становление и теоретическое осмысление в культуре Нового времени классической музыки c. 114-184

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.9458

Аннотация: В статье рассматривается становление классической музыки, начиная от её предпосылок в средние века, когда она представляла собой «звучащий космос», связывающий человека с Богом, заканчивая теоретическим осознанием музыки в наше время. Важную роль в этом процессе сыграло появление новоевропейской личности, которая в рамках самостоятельного поведения искала средства для реализации своих желаний и эмоций. Исследование последних предполагает анализ двух взаимообусловленных планов жизни человека ‒ искусственного, деятельностного и естественного, конкретно, процессов претерпевания. При этом автор использует свою концепцию "психических реальностей", а также учение о знаках и схемах. Делается вывод, что классическая музыка и определенные стороны личности человека Нового времени формировались одновременно, причем необходимым условием становления классической музыки выступает складывающаяся новоевропейская личность и, наоборот, необходимым условием становления рассмотренных в статье сторон новоевропейской личности выступает классическая музыка.
Баярсайхан С.Б. - Саксофон в симфонических партитурах c. 115-124

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20625

Аннотация: В данной статье рассматривается одна из важных, но недостаточно исследованных проблем инструментовки, музыковедения, а также музыкальной педагогики, связанной с инструментоведением, инструментовкой и композицией – использование авторами оперно-симфонической и балетной музыки инструментов семейства саксофонов в своём творчестве. На основании результатов исследования ряда авторских партитур сочинений композиторов различных стран и культурно-исторических эпох, , а также научных трудов по вопросам теории и практики инструментовки, в статье раскрываются способы, особенности и тенденции применения представителей семейства саксофонов в партитурах произведений для симфонического оркестра и – как музыкально-сценического (опера, балет, музыкальные иллюстрации к драматическим произведениям), так и иных направлений (автономные сочинения и музыкальные иллюстрации к кинофильмам). Несмотря на проявленный композиторами интерес к семейству саксофонов, его представители семейства, однако, не стали постоянными участниками симфонического оркестра.
Трухачева Е.А. - Альбер Коэн и Дов Аттья как феномен французского мюзикла нового века c. 119-134

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.36722

Аннотация: Дов Аттья и Альбер Коэн – французские авторы, режиссеры, продюсеры дают импульс развитию жанра в XXI веке. Поэтому предметом анализа в статье определено их творчество, почти не изученное наукой о театре. Цель исследования заключается в необходимости на теоретическом уровне раскрыть роль Дов Аттья и Альбера Коэна в развитии французского мюзикла. Методологию работы составляют подходы: междисциплинарный - привлекает научные теории и концепции из других областей познания; историко-культурологический - помогает выявлять факторы, которые способствуют сближению французской культуры с традициями других культур; системный подход, направленный на рассмотрение профессионального исполнительства во французском мюзикле как результат творчества Дов Аттья и Альбера Коэна.   Научной новизной является введение в научный оборот ранее отсутствующие материалы о творчестве Дов Аттья и Альбера Коэна, их деятельности в контексте развитии жанра французского мюзикла. Теоретическая значимость подтверждается тем, что охарактеризованы понятия «французский мюзикл нового века», «интерпретация классики», «французский шансонный стиль» в контексте искусствоведческого знания, а также - методологии науки. Практическая значимость доказана тем, что результаты позволяют понимать роль становления и распространения французского мюзикла, популяризуют творчество Дов Аттья и Альбера Коэна. Результаты работы констатируют, что Дов Аттья и Альбер Коэн в французском мюзикле укрепляют образ мыслей и эстетические вкусы французов. Для них этот жанр является возможностью остро и красиво высказаться в защиту национальных ценностей.
Гармаш О.А., Ефимова Н.И. - Генезис менеджмента академической музыки в России c. 121-138

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.18000

Аннотация: Статья обращает внимание на содержательную сторону феномена музыкального менеджмента, выделяя в нем в качестве специальной – деятельность, именуемую менеджмент академической музыки, и направленную на гарантированное сохранение выдающегося наследия академической музыки в культурном пространстве современности. Историю формирования первой в России управленческой системы, целенаправленно ориентированной на продвижения академической музыки в пореформенной России авторы связывают с деятельностью Императорского русского музыкального общества (сокр. ИРМО). Изучение опыта ИРМО, который существовал в дорыночной управленческой истории России и который ныне малоизвестен, а его стратегические ориентиры почти забыты, видится особенно важным. Оно порождает дальнейшие рассуждения в цепи причин и следствий, раскрывающие глубинные проблемы трансформации и сохранения системы ценностей. Основными методами исследования стали методы историзма, музыкально-исторического анализа и исторической реконструкции. Также использовались источниковедческие методы описания и анализа, обобщения и систематизации документов, фактов и событий, раскрывающих рассматриваемую тему. Научная новизна заключается в осуществлении объективного анализа генезиса развития менеджмента в дореволюционной России. Отечественные теории менеджмента большей своей частью существуют в парадигме рыночной (коммерческой) деятельности , в то время как некоммерческое направление менеджмента, по сути своей, должно осмысливаться вне этой парадигмы. Императорское русское музыкальное общество (сокр. ИРМО) породило исторически первую управленческую систему общественно-государственного строительства в области академической музыки, координирующую образовательную и концертно-просветительскую жизнь в стране, и вполне вписывающуюся в типологию социодинамической модели.
Круглова Е.В. - Исторический портрет первой оперной примадонны эпохи барокко: Виттория Аркилеи c. 129-140

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.4.43644

EDN: WGJVSK

Аннотация: Имя Виттории Аркилеи вошло в историю вокального искусства, как первой оперной примадонны в новом для рубежа XVI-XVII столетий стиля пения. При жизни певица пользовалась огромной популярностью. Выдающиеся композиторы Дж. Каччини, Я. Пери, С. Д’ Индиа, Э. де’ Кавальери и др. восхищались ее мастерством, отмечая необычайную нежность звучания голоса, сочетающуюся с его яркой виртуозностью. Исполнение Аркилеи значительно отличалось от других певцов, ее современников. Не случайно Я. Пери называет примадонну Эвтерпой своего времени. В предлагаемой статье представлен творческий портрет Виттории Аркилеи – первого блестящего интерпретатора монодической музыки, выдающейся певицы, создавшей новый метод пения женщин. Методологическую основу работы составляет принцип историзма. Использован культурно-исторический метод исследования. Биографическая реконструкция произведена на основе источниковедческой работы с отзывами современников певицы, письмами, музыкально-критическими статьями. В отечественном музыковедении данная статья является первой специальной публикацией, посвященной творческому пути Виттории Аркилеи. Этот материал будет полезен музыкантам, певцам, исполняющим старинную музыку, для стилистически верной ее интерпретации, а также в учебных курсах истории вокального исполнительства на вокальных отделениях музыкальных колледжей и факультетах вузов.
Цыбикова-Данзын И.А. - Претворение национальных традиций в фортепианной музыке бурятского композитора Ю. И. Ирдынеева c. 151-161

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.33027

Аннотация: В современной музыкальной науке одной из актуальных задач является изучение национальных культур. Объектом исследования является фортепианная музыка бурятского композитора Юрия (Цыбикжапа) Ирдынеевича Ирдынеева. Предмет исследования – особенности претворения национальных традиций в фортепианных сочинениях композитора. В статье проанализированы опусы для фортепиано, созданные в годы учебы композитора в консерватории и относящиеся к раннему периоду творчества. На основе анализа фортепианных сочинений, которые стали своего рода "творческой лабораторией" Ю. И. Ирдынеева, прослеживается эволюция его стиля: от первых опытов работы с фольклорным материалом в фортепианном цикле "Шесть детских пьес", через обращение к романтическому жанру в цикле "Три экспромта", к значительному итогу творческих поисков – Сонате для фортепиано (1971). Для понимания самобытности и уникальных черт композиторского стиля авторами предпринят целостный анализ фортепианных сочинений, который включает в себя изучение каждого произведения с точки зрения интонационного, тонального и гармонического развития, особенностей образной сферы и драматургии. В исследовании уделяется внимание и специфике исполнительской интерпретации национальных фортепианных произведений. Метод исследования в статье выбран комплексный, сочетающий в себе подходы источниковедческого, музыкально-теоретического, интонационного, исполнительского и сравнительного анализа. Новизна работы состоит в проведении развернутого исследования, которое позволило выявить системные связи фортепианной музыки Ю. И. Ирдынеева с национальными и европейскими музыкальными традициями. В результате, сделан вывод о том, что своеобразие фортепианного наследия Ю. И. Ирдынеева заключается в глубоком и многогранном претворении национальных традиций в фортепианных сочинениях композитора. Автор отмечает определяющую роль бурятского фольклора, народных праздников, песен, танцев, имитации звучания народных инструментов (лимби, хур), философско-мировоззренческих констант в формировании композиторского стиля. Фортепианная музыка Ю. И. Ирдынеева отличается своей оригинальной палитрой художественных образов, вызывающей богатый строй эмоций и ассоциаций. Композитор использует традиционные жанры и современные композиционные техники, привнося индивидуальность с помощью интонационно-тематического материала, бурятских национальных истоков и ладовости, а также способами работы с тематическим материалом. Ю. И. Ирдынеев обогатил бурятскую музыку рядом новых для неё приёмов музыкальной выразительности (сонорные созвучия, кластеры, додекафония) и внёс значительный вклад в фортепианный учебно-педагогический репертуар музыкальных учебных заведений Бурятии.
Синеокий О.В. - Томми Болин. Фонографический дискурс и цифровая эпитафия c. 166-220

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.350

Аннотация: В статье представлено исследование, посвященное одному из самых выдающихся и загадочных гитаристов второй половины ХХ столетия – Томми Болину. Особое внимание уделено коммуникативным особенностям становления гитариста в музыкальном бизнесе. Анализ его истории жизни в рок-музыке до сих пор порождает многочисленные версии раннего трагического конца. Автор рассматривает неожиданную версию ошибки бренда как одно из обстоятельств, которые косвенным образом на психологическом уровне стали причиной прогрессирующей наркозависимости гитариста. Кроме этого, представлен детальный обзор многих фонографических раритетов с участием Томми Болина, в том числе и нелегально изготовленных отечественными «пиратами». В современных условиях развития высоких технологий музыкальная индустрия переживает не самые лучшие времена, а будущее требует новой платформы, которая построит здоровые отношения между слушателями и музыкантами. В этой связи затрагиваются правовые вопросы переиздания фонографических релизов в цифровом формате.
Захаров Ю.К. - Витольд Лютославский: творческий портрет на фоне мировых войн c. 184-199

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.29242

Аннотация: В статье рассматривается жизненный и творческий путь польского композитора Витольда Лютославского в период 1913–1945 гг. Особое внимание уделяется судьбе его отца Юзефа, расстрелянного вместе со своим братом в 1918 г., а также судьбе самого композитора и его брата Хенрика в годы Второй мировой войны. Во второй части статьи предметом исследования становятся особенности музыкального языка Лютославского, а также его взгляды на звуковысотную структуру и на драматургическое строение произведений. Доказывается наличие двух главных содержательных аспектов в музыке Лютославского: 1) постепенная трансформация гармонической вертикали за счёт последовательных изменений или добавлений звуков (в соединении с интонационными преобразованиями); 2) драматургия секций и драматургия пластов. Предлагается новый взгляд на творчество Лютославского как на продолжение традиций Г. Малера - как в области общей концепции симфонизма, так и в области интонационной фабульности. В заключительной части производится попытка объяснить особенности восприятия музыки Лютославского российским слушателем в контексте сравнения русского и польского менталитета.
Журкова Д.А. - Классическая музыка как сопровождение повседневности: формы и принципы функционирования c. 197-235
Аннотация: В статье дается общая характеристика закономерностей бытования и восприятия классической музыки в современной цивилизационной среде. Выявляются функции классической музыки в озвучивании пространства повседневности. В частности обозначаются особенности использования классической музыки как заполнителя «пустого» времени, включение её на правах фона в процесс работы и в различные контексты «живого» общения. Определяется, что классическая музыка своим присутствием формирует иллюзию гармоничности, эстетической притягательности окружающего пространства, обыденных действий и социальных отношений, способствует стиранию границ между удаленными историческими эпохами, привносит в монотонные операции и рядовые ситуации ощущение духовной содержательности и значимости. Также в статье рассматривается роль классической музыки в структуре персональных технических коммуникаций, а именно в виртуальных музыкальных открытках и звуковых сигналах мобильных телефонов. Выясняется, что с помощью классических мелодий человек может моделировать свой выигрышный социальный и культурный имидж. Вместе с тем выявляется противоположная тенденция эмоционально отстраненного, исполненного иронией обращения с классикой, привлечение ее в процессы межличностных коммуникаций в качестве шутки, сюрприза, эпатажа.
Синеокий О.В. - Апрелевский мегазавод и другие предприятия грампластинок: некоторые артефакты советской рок-коммуникации c. 197-272

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.2.379

Аннотация: В статье представлен исторический очерк об Апрелевском заводе грампластинок как центральном элементе системы звукозаписывающей индустрии Советского Союза. Настоящяя публикация не претендует на исчерпывающий анализ абсолютно всех аспектов грамзаписи рок-музыки. Вместе с тем, рассматриваются наиболее характерные особенности организации записи грампластинок в условиях социализма. Проанализированы основные этапы развития Апрелевского завода грампластинок и некоторых других в структуре объединения «Фирма Мелодия». Особое внимание уделено информационным, правовым и социально-коммуникативным особенностям грамзаписи поп- и рок-музыки в СССР. Выражаем благодарность всем авторам (в том числе и неизвестным Интернет-пользователям), чьи материалы частично использованы в исследовании, послужившем основой написания статьи, ссылки на труды или высказывания которых системно размещены по тексту, ни в коем случае не претендуя на авторство цитат либо проделанной энтузиастами-исследователями работы. Тем не менее, все эмпирические материалы в значительной мере переработаны, информационно дополнены, логически расширены и подаются не дословно, а в обобщенном виде и авторской редакции. В представленной работе упомянуты не все группы, пластинки, компакт-диски и рекорд-лейблы. Однако надеемся, что публикация сможет восполнить ряд информационных пробелов и приоткрыть некоторые секреты. Имена артистов, названия альбомов и композиций приводятся, прежде всего, на языке оригинала, а далее уже используются варианты русского написания. По результатам исследования автором обоснована гипотеза, согласно которой музыкальная звукозапись является уникальным институтом социальной коммуникации.
Денисов А.В. - О феномене пародии в музыкальном искусстве c. 206-227
Аннотация: Цель работы – анализ организующих принципов, лежащих в основе музыкальной пародии как художественного приема. Задачи – рассмотреть общие механизмы действия пародии, конкретные музыкальные средства, приводящие к ее образованию, а также показать общие функции пародии в музыкальном искусстве.Основной принцип пародии заключается в структурно-семантической инверсии исходного текста, формирующей его перевернутый в смысловом отношении образ. Пародийное переосмысление оригинала обычно происходит за счет параллельного действия внутритекстовых и межтекстовых отношений: определенной взаимной координации элементов текста пародии, а также «сравнения» этого текста с пародируемым оригиналом.При этом конкретное воплощение инверсии может быть связано, во-первых, с определенной имманентной организацией интонационной структуры музыкального текста, во-вторых – с его внемузыкальной смысловой сферой (в музыкально-театральных произведениях, вокальной музыке). На конкретных примерах рассматриваются основные приемы пародии в музыке – деформация и агглютинация. Наконец, отдельно показано положение и функции музыкальной пародии в историко-культурном контексте. В частности, сам принцип пародийной инверсии противопоставляется явлениям идеализации и мифологизации, сопутствующим друг другу в процессе развития культуры. Работа может быть интересна культурологам, искусствоведам, а также всем, интересующимся проблемами эстетики творчества.
Шириева Н.В. - Хоровые сочинения Софии Губайдулиной в отечественных и зарубежных исследованиях c. 206-215

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.28163

Аннотация: Творчество Софии Губайдулиной принадлежит к лучшим страницам антологии современной музыки. Несмотря на возрастающий исследовательский интерес к ее сочинениям, трудов, посвященных хоровым композициям Губайдулиной, существует немного, они представлены в различных источниках и до сих пор не подвергались комплексному изучению. Целью предпринятого в настоящей статье аналитического обзора стало выявление спектра музыковедческих подходов к изучению хоровой музыки композитора, которые, при существующих различиях, способствовали созданию целостной исследовательской картины этого пласта творчества Губайдулиной. Достижение поставленной цели потребовало применения автором компаративного метода научного исследования, а также использования системного анализа. Результатами обзора исследований хоровой музыки Губайдулиной, производимого по жанровому принципу, явились, во-первых, разделение вопросов, поднимаемых искусствоведами, на два блока – теоретический и практический; во-вторых, обнаружение эволюции роли хора в зависимости от масштаба сочинения. Выводом статьи стало заключение о перспективности изучения хоровых произведений Софии Губайдулиной в силу специфики хоровой фактуры, требующей пристального теоретического внимания и порождающей целый комплекс хормейстерских и исполнительских задач.
Савицкая Е.А. - Симфония, инструментальный концерт, concerto grosso в рок-музыке: к вопросам жанровой интерпретации и формообразования c. 216-225

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.28933

Аннотация: Статья посвящена вопросам интерпретации инструментальных жанров академической музыки (concerto grosso, сюита, инструментальный концерт, симфония) в контексте стилевого диалога с роком, начавшегося на рубеже 1960-1970-х годов. В статье анализируются произведения «на стыке» рока и академической музыки, атрибутированные самими авторами (прежде всего рок-музыкантами) как «симфония», «концерт» и т. д. Рассматриваются стилевые особенности, выявляется, что в большинстве случаев на первый план выходят такие характерные для рока способы формообразования и развития музыкального материала, как ритмическое и мелодическое остинато, динамическое нагнетание, тембровое варьирование. Уделяется внимание вопросам единства цикла, интонационных и структурных связей в конкретных произведениях. Методология исследования сочетает музыковедческий и историко-культурологический подходы; автор опирается на труды М. Арановского, Т. Диденко, В. Конен, В. Сырова, А. Цукера и других учёных. В научный оборот вводится новый материал из области рок-музыки («Симфония для семи исполнителей» и «Концерт для пишущей машинки ре мажор» In Spe, «Concerto Grosso №1» Kostarev Group и др.), уточняются особенности жанровой интерпретации известных сочинений («Concerto for Group and Orchestra» Deep Purple). Делается вывод о том, что композиционные принципы рок-музыки и сам её звуковой материал сопротивляются «диалектичности» классического сонатного allegro, хотя функциональная нагрузка частей сонатно-симфонического цикла во многих случаях сохраняется. При этом важное значение получают доклассические типы многочастной композиции и связанные с ними принципы концертирования, контраста, игры.
Собакина О.В. - СОНОРИСТИКА И АЛЕАТОРИКА В ПОЛЬСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ. АЛЕАТОРИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ БОГУСЛАВА ШЕФФЕРА. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА КАЗИМЕЖА СЕРОЦКОГО. c. 228-257
Аннотация: Интерес к новым художественным направлениям и актуальным средствам выразительности стал отличительным качеством польской музыки второй половины ХХ века. Стремясь к созданию индивидуального стиля Казимеж Сероцкий и Богуслав Шеффер обогатили свой музыкальный язык приемами сериализма, сонористики, алеаторики. Стремление к стилистическому синтезу можно считать отличием польского композиторского творчества 1960 – 1970-х годов, именно на этом пути рождались наиболее художественно значимые творческие явления.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.