Человек и культура - рубрика Сценические искусства
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Сценические искусства"
Сценические искусства
Лавров Д.Е. - Работы художников промысла палехской лаковой миниатюры в области оформления театральных постановок 1930-х – 1970-х гг. (Палех и театр) c. 9-17

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.37011

EDN: EPDWQJ

Аннотация: Предметом предлагаемого исследования является исторический анализ работ мастеров палехского промысла 1930-х – 1970-х гг. в области оформления театральных постановок – малоизученного феномена русской народной культуры ХХ в. Автор статьи привлекает наиболее показательные примеры, обращаясь к эскизам, созданным художниками Палеха для постановок советского театра. Особое внимание в исследовании уделяется крупнейшим деятелям промысла, работавшим в области театрального оформления: И. И. Голикову, П. Д. Баженову, Н. М. Парилову, А. А. Котухиной. Цель статьи – на обширном материале многочисленных постановок крупных театров Москвы, Ленинграда и других городов показать важное значение творческого вклада палехских мастеров в развитие театрально-декорационного искусства советского времени.   Используя метод сравнительного анализа, а также историко-системный и иконографический методы исследования, автор подчеркивает важность знания о работах палехских художников в области оформления театральных постановок для правильного понимания общей истории палехского промысла в ХХ в. Научная новизна исследования состоит в попытке анализа рассматриваемой темы как единого комплексного явления. Основным выводом статьи является тезис о неразрывной связи «театральных» работ палешан с лаковой миниатюрой: театрально-оформительские работы мастеров Палеха появляются в одно время с их опытами с лаковой миниатюрой; с театрами работали крупнейшие палехские миниатюристы; в течение всего советского периода опыт палешан в театрально-декорационном искусстве был востребован так же сильно, как и их лаковая миниатюра.
Полякова А.С. - Постмодернистские русалии: в поиске созидательной энергии c. 11-17

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.23027

Аннотация: Предметом исследования является спектакль Геннадия Абрамова (1939-2015), создателя экспериментальной труппы «Класс экспрессивной пластики» (при театре Анатолия Васильева «Школа драматического искусства») «О-У-А!» (2005), созданный совместно со студентами факультета современного танца Гуманитарного университета как синтез традиционных архаических элементов и тематики, лексики contemporary dance. Объектом исследования являются произведения современного искусства во взаимодействии с архаическими формами танцевального фольклора. В исследовании рассматриваются так называемые «русалии» в связи с возможностью обретения новых образов и, вместе с ними, новых витальных сил в танцевальном искусстве. Приводятся различные примеры поиска новых способов движения начала XX века в контексте представленного взаимодействия. Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Рассматриваемый спектакль исследуется с точки зрения сопоставления с работами хореографов-модернистов XX века. В то же время, автор усматривает и существенные различия между произведениями, созданными в разные культурно-художественные периоды. Новизна исследования заключается в отнесении спектакля Геннадия Абрамова к кругу еще недостаточно изученных явлений в современном танце, которые автор предлагает обозначать как "танец постфолк". Особенность последнего – с одной стороны, принадлежность (пост)современной культуре (посткультуре), и связанным с ней ироничным переосмыслением уже существующих тем, образов и смыслов; с другой – нацеленность на обнаружение новых смыслов и ценностей, в связи с включением фольклорных элементов в ткань (пост)современного произведения. В работе Абрамова, архаические фольклорные элементы подвергаются переосмыслению и рефлексии, но, одновременно, наделяют произведение энергией и витальностью.
Чепинога А.В. - "Конфликтный факт" и "событие", как инструменты режиссерского анализа при постановке оперного спектакля c. 16-26

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.18757

Аннотация: Предмет исследования. Предметом исследования в данной статье являются ключевые понятия метода действенного анализа «событие» и «конфликтный факт», как инструменты режиссерского действенного анализа пьесы или партитуры оперы. При этом особое внимание уделяется выработке четких определений для каждого понятия с целью точного их разграничения. Указывается, что «событие» и «конфликтный факт» - принадлежат разным этапам постановки спектакля. «Событие» необходимо на этапе замысла и «застольного периода», как инструмент деления сюжета на куски (с целью выявления задач -мотивировок поступков персонажей), как средство для выявления «предлагаемых обстоятельств». Тогда как «конфликтный факт» необходим на этапе воплощения, в момент работы над сценой «этюдом» для выявления действия (непосредственных «раздражителей» для эмоциональны реакций актера, проявляющихся в физическом действии) в рамках «куска», определенного «событием». Показывается, что смешение этих понятий порождает путаницу в терминологии. А так же делает сам метод громоздким, лишая его возможности практического применения. Метод или методология исследования. В статье проведен тщательный теоретический анализ с целью разграничить сферы действия «события» и «конфликтного факта». Для этого по теме исследования проведено тщательное изучение литературы классиков режиссерского действенного анализа в драматическом и оперном театре, теории драматической и оперной режиссуры (малая часть из которого представлена в списке литературы) с подробным конспектированием и цитированием. Подробно разобрана суть дискуссии о «событии» и «конфликтном факте», произошедшей в 70-80-х годах ХХ века. Научная новизна и выводы. Теоретическая незаконченность метода действенного анализа, громоздкость его терминологического аппарата сделала сам метод не применимым на практике. Что в свою очередь спровоцировало появление в массовом порядке за последние тридцать лет на сценах оперных и драматически театров спектаклей, где режиссерами делается упор на иллюстрацию сюжета, что категорически отбрасывает театральное искусство на 100 лет назад, делая реформу великого К.С. Станиславского по сути бессмысленной. Отсутствие серьезных теоретических изысканий в области разработки терминологии метода за последние тридцать лет, отчетливо указывает на кризис в теории режиссуры.
Хохлова Д.Е. - Балет Жана-Кристофа Майо «Укрощение строптивой»: особенности авторской трактовки образов Катарины и Петруччо c. 32-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.1.37356

Аннотация: Предметом изучения является интерпретация Ж.-К. Майо образов Катарины и Петруччо, рассматриваемых в контексте идейно-образных параллелей с оригинальным текстом – комедией У. Шекспира «Укрощение строптивой». Исследование проводится с целью определения выразительных средств и хореографических элементов, использованных балетмейстером для постановки главных ролей, а также их контекстуального сопоставления с литературным текстом первоисточника. Теоретической основой исследования стали принципы балетоведческого анализа, разработанные теоретиками и историками балета Добровольской, Красовской, Слонимским, Суриц. Работы Лопухова использовались как методологическая основа анализа формы и хореографии. К другим источникам относятся видеоматериалы из архивов Балета Монте-Карло и Большого театра, записи постановочных репетиций, проходивших с апреля по июнь 2014 г. (архив автора). В процессе исследования автор использовал методы идейно-художественного анализа, семантического анализа построения и хореографического решения партий Катарины и Петруччо, метод включенного наблюдения (личное участие в постановке). К новым результатам можно отнести значительный задел в аспекте выявления инновационных и модернизированно-классических художественных элементов хореографии и постановки, разработанных Майо (лейтмотивные пластические комбинации, трансформирующиеся движения-символы). Детальный семантический анализ композиции и хореографической разработки образов Катарины и Петруччо явился основным инструментом изучения и позволил сделать следующие выводы. Трактовка образов главных героев в первом акте концептуально близка тексту Шекспира и незначительно адаптирована согласно выразительному потенциалу балетного искусства и авторским художественным задачам. Во втором акте хореограф смещает композиционный и сюжетный акцент, выделяя не финальные сцены, а развернутый дуэт главных героев, где согласно изменениям их эмоциональных состояний трансформируется пластическое решение партий. Именно абстрактное и изобразительное пластическое мышление индивидуализирует хореографический стиль Майо и становится основой трактовки балетмейстером великого сюжета комедии Шекспира.
Ганин А.А., Бушкова Т.В. - Развитие циркового искусства в России до 2035 г. в культурологическом аспекте c. 41-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.4.43817

EDN: WSIILQ

Аннотация: Определяется роль цирка в формировании социокультурной среды. Целью работы является исследование циркового искусства в России в культурологическом аспекте. Предметом исследования становится культурологический аспект развития искусства цирка до 2035 г., представлен анализ двух моделей циркового искусства: отечественной и зарубежной. Намечаются задачи и перспективы в данной сфере, направлением дальнейшего творческого развития российской цирковой системы до 2035 г. должно стать создание качественно новых цирковых программ и спектаклей с использованием возможностей смежных видов искусств (театра, кино, эстрады и др.) и использование современных технологий. Новизна исследования заключается в определении основных тенденций развития циркового искусства, определении мировых и отечественных трендов, описание их особенностей. Российская цирковая индустрия менее сегментирована, в отличие от западной, в которой выделяются высокотехнологичные шоу мирового уровня, традиционные цирковые труппы, цирковые артисты с отдельными номерами. В России второй сегмент является частью системы цирка из-за его востребованности среди детской и семейной аудитории. Предлагаются рекомендации по совершенствованию циркового дела и его популяризации: популяризация цирка в качестве формы семейного досуга, совершенствование кадровой базы, оказание всесторонней поддержки цирковой сферы и т.д.
Хохлова Д.Е. - К проблеме различия интерпретаций сюжета балета Д.Д. Шостаковича «Светлый ручей» c. 43-51

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.33137

Аннотация: Объект настоящего исследования – сюжет балета «Светлый ручей». Предмет изучения – интерпретация данного сюжета в двух редакциях Ф.В. Лопухова (1935) и в версии А.О. Ратманского (2003), а также рецензии на указанные спектакли. Цель исследования – выявление смыслообразующих для концепций балетмейстеров отличий либретто (как литературной сюжетной основы) трех редакций балета и сравнение восприятия сюжета в год первой постановки и в настоящее время. Изучаемая проблема потребовала исторического подхода – привлечения материалов и статей 1935–1936 гг. В процессе источниковедческого анализа автором были переведены и рассмотрены одни из новейших рецензий на изучаемый спектакль – англоязычные ревью на «Светлый ручей» Ратманского, представленный в составе лондонских гастролей Большого театра в августе 2019 г. Также использован практический опыт работы автора с Ратманским и участие в указанных гастролях (исполнение партии Зины).          Основным инструментом для решения поставленной проблемы стал сравнительный анализ вариантов либретто (авторы – Лопухов и Пиотровский) трех редакций балета «Светлый ручей». К новым результатам относится выявление главного отличия редакции Ратманского от версий Лопухова – развитие лирической сюжетной линии и семантический авторский акцент на личность (не на коллектив). В результате рассмотрения исторических и наиболее современных рецензий, сделаны следующие выводы. Первые редакции «Светлого ручья» пользовались успехом у публики, но вызвали или неоднозначные, или негативные отзывы критики, повлиявшие на снятие спектакля с репертуара. Последняя редакция регулярно идет в репертуаре Большого театра и участвует в гастролях, заслужив более чем позитивную оценку и публики, и искушенной британской критики. Можно подвести итог, что «Светлый ручей», снятый в 1936 г. с репертуара, сегодня продолжает яркую сценическую жизнь.
Томилин Д.В., Носова М.В., Глазов Е.А. - Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС как пример успешного взаимодействия «пятерки» в гуманитарной сфере c. 65-76

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32060

Аннотация: В статье представлена форма успешного взаимодействия стран БРИКС в гуманитарной сфере. Предметом исследования является Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС. Фестиваль рассматривают как большой праздник творческой молодежи, которая представляет разные культуры, театральное искусство своей страны. Цель статьи – охарактеризовать Фестиваль, которым открыта уникальная возможность общения молодежи государств БРИКС. Студенты смогли обменяться театральными традициями и опытом. Им предоставили возможность приобрести новых друзей и продемонстрировать свои актерские таланты. Основу методологии работы составил метод аналитической характеристики источников, проясняющий понятие «Фестиваль театральных школ стран БРИКС». Научную новизну статьи доказывает впервые систематизированный материал, который касается специфики организации и проведения Международного Фестиваля театральных школ стран БРИКС. Доказано, что международная образовательная программа по актерскому мастерству (МОП) в рамках Фестиваля является реализацией творческих инвестиций в культурную жизнь Российской Федерации. Особый вклад автора заключается в уточнении, что за последние десять лет страны БРИКС добились многих достижений в областях культуры и искусства. Среди всех видов сотрудничества, образовательное и культурные обмены играют ключевую роль в качестве гуманитарных мостов между странами. Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС стал источником развития внутреннего мировоззрения молодежи разных стран, расширил кругозор современных форм культуры и искусства, подчеркнул определяющую роль образовательных методик обучения актерскому искусству, сквозь призму метода Станиславского - трансформирующего через культуру этносов стран, представленных на Фестивале.
Солнцев И.С. - Современная постановочная цирковая режиссура в контексте синтеза различных форм зрелищно-массовых искусств c. 87-100

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.28499

Аннотация: Предметом данного искусствоведческого исследования является современная постановочная цирковая режиссура, рассмотренная в статье как механизм развития синтеза зрелищно-массовых искусств. Научный интерес также направлен на характеристику работы режиссера, которая основывается на реорганизации творческого опыта (художественного и техническо-трюкового характеров), его рекомбинациях в соотношении с принципами преемственности форм. Отдельного изучения требует специфика цирковой режиссуры, которая находится в интеграции новейших приемов организации представлений на манеже с классическими видами циркового искусства. Методологической основой работы являются общие принципы научного познания, соответствующие искусствоведческому и культурологическому дискурсам. Это обусловило использование исследовательских методов: системно-аналитического - для изучения искусствоведческой, культурологической литературы по избранной проблеме; системно-структурного - с целью глубинного исследования сути современной постановочной режиссуры в цирковом искусстве; конкретно-исторического - для исследования на основе данных современного процесса формирования визуально-абстрактных цирковых элементов, объективных представлений и знаний о достоверности свойств модерной постановочной цирковой режиссуры; структурно-функционального - для анализа составляющих исследуемого объекта, выявление внутренних связей; семиотического, для передачи художественной информации при исследовании элементов циркового искусства как знаковых систем и обнаружения особого художественного «языка» цирковой режиссуры. Научная новизна исследования заключается в комплексном теоретическом осмыслении становления и закономерностей развития постановочной цирковой режиссуры в искусстве, в котором выражается многовековой этнокультурный и художественный опыт, что придает ему уникальной формы. Научная новизна также определяется тем, что в статье предложен новый взгляд на стилистику циркового искусства и приемы режиссуры в цирке.
Смирнова Е.А. - Спектакли В. С. Петрова в Севастопольском русском драматическом театре имени А. В. Луначарского c. 92-104

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.18723

Аннотация: Предметом исследования является поэтика спектаклей В. С. Петрова в Севастопольском русском драматическом театре имени А. В. Луначарского, созданных им с 1985 по 1989 гг. («Проводим эксперимент» В. Черных и М. Захарова, «Арена» И. Фридберга, «Чья шинель, товарищи?» Б. Кривошея, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Театр» М. Фрейна). Анализируются основные особенности творческой манеры режиссера: создание игровой атмосферы и романтического двоемирия, многослойность, ирония и др. Рассматриваются игровой способ и проживание как условия создания актерского ансамбля. Исследуется роль сценографии, пластики, музыки и прочих составляющих драматического действия. Статья основана на использовании сравнительно-исторического метода, личном зрительском опыте ее автора и анализе прессы, посвященной спектаклю. Изучение творчества В. С. Петрова предпринимается впервые. Исследование его режиссерской манеры может стать показательным для выявления закономерностей, характерных для региональной театральной жизни, и восстановить страницы истории русского театра, выпавшие из контекста исследовательской деятельности. За небольшой период своей работы режиссеру удалось вывести театр из затяжного кризиса и добиться широкой известности.
Хохлова Д.Е. - Специфика хореографического воплощения образов главных героев в балете «Зефир и Флора, или Метаморфозы» (2021 г.) в контексте пластических тенденций современности. c. 97-105

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.1.38325

EDN: HXNUPC

Аннотация: В настоящей статье осуществляется попытка осмысления особенностей хореографического воплощения образов главных героев (Зефира и Флоры) балетмейстером А.С. Беляковым в спектакле «Зефир и Флора, или Метаморфозы» (2021 г.). Этот балет – современное обращение к смыслообразующей для развития балетного искусства теме предромантического балета Ш. Дидло (начало XIX в.). Подобный замысел не может не быть актуальным, как и исследование его творческих результатов, впервые осуществленное в настоящей статье. Основываясь на методах балетоведческого анализа, утвержденных отечественными историками и теоретиками балета (Добровольской, Красовской, Слонимским, Суриц), автор применял сравнительно-исторический, идейно-художественный и аналитический методы, а также метод включенного наблюдения (опираясь на личный опыт работы над партией Флоры). Основными инструментами исследования стали аналитическое описание и семантический анализ вариации Зефира и дуэта Зефира и Флоры. С их помощью удалось сделать следующие выводы. Хореографическая лексика фрагментов отличается органичным сочетанием классических позиций и pas с авторскими движениями (изобразительными, орнаментальными позами; несколько изломанными положениями рук и корпуса; оригинально модифицированными техническими элементами). Драматургия же современного прочтения сюжета предромантического балета развивается балетмейстером пластическими (не пантомимными) средствами в ключевых танцевальных фрагментах. Таким образом, хореографическое воплощение образов Зефира и Флоры демонстрирует органичный синтез идейного замысла и общей эстетики предромантического балета с нестандартностью и инновационностью современного авторского пластического решения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.