Человек и культура - рубрика Декоративно-прикладное искусство
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Декоративно-прикладное искусство"
Декоративно-прикладное искусство
Березина Е.С. - «Городок в табакерке»: образ города в русской и советской лаковой миниатюре c. 1-13

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.19106

Аннотация: На визуальном материале коллекции «Русская лаковая миниатюра» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства автор рассматривает галерею городских образов в русской и советской лаковой миниатюре и предлагает свою типологию изображений, располагая их между полюсами «реального» и «утопического». Изображения городских видов проанализированы в контексте сменяющих друг друга «режимов видения» и поддерживаемых властью технологий показа территорий. Описывая, как менялись подходы к репрезентации городского пространства в искусстве художественных лаков, автор прослеживает трансформации образа города в воображении жителей государства. С точки зрения методологии, автор опирается на принципы визуальных исследований и строит анализ содержания изображений учитывая социальный контекст их бытования. Исследование развивает традицию рассмотрения предметов с лаковой живописью как части российской и советской материальной культуры. Помимо введения в научный оборот новых визуальных исторических источников результатом исследования является фиксация сопровождающей смену исторических эпох динамики визуальной культуры, которая выражается в расширении «принципов видения» городского пространства и типов его изображения на предметах с лаковой миниатюрной росписью.
Унежева З.С., Султанова А.М. - Женский национальный пояс конца XVIII- первой половине XIX в.в. c. 27-30

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.18731

Аннотация: Предметом исследования являются пояса к женской одежде конца XVIII-первой половине XIX в. Проведет анализ по выполнению женского национального пояса конца XVIII-первой половины XIX в. из фонда Национального Краеведческого музея Нальчика. Женская одежда неразрывно связанная с произведениями декоративного искусства, в частности с ювелирными украшениями. Изучаются несколько различий женских поясов: по форме, объему, размерам, разновидностям орнаментов, по технике выполнения и т.д. Рассматривается значения и место быть женского пояса в жизни черкесских девушек и женщин. Методом данного исследования является изучение реконструкции, техники выполнения и разновидности женского национального пояса, аналогом которого стал пояс из фонда Национального Краеведческого музее Кабардино-Балкарской республики. В результате проведенных исследований можно прийти к следующему суждению, что пояс женский серебряный могли позволить носить девушки из богатых семьей, молодые девушки носили пояса узкие, а широкие уже по статусу подходило больше всего женщинам. Трансформации женской одежды, происходит стилизация и самого пояса. Утратило свою функциональность женский национальный пояс. Стали делать современные мастера-ювелиры пояса без разъёмные, упростили форму пояса. В современном мире происходит глобализация, видоизменение и стилизация старинных изделий.
Михайленко А.Ю. - Вещь в интерьере как концепция интеграции декоративно-прикладного искусства в дизайн помещений. c. 34-47

DOI:
10.25136/2409-8744.2024.1.69671

EDN: FGOWXY

Аннотация: Предметом исследования выступает дизайн помещений. Автор подробно рассматривает связь декоративно-прикладного искусства с дизайном интерьера жилых и общественных помещений. Особое внимание уделяется тому, что в современном дизайне помещений широкое распространение получает тенденция преобразования интерьерного пространства с использованием предметов декоративно-прикладного искусства, которые и определяют общую стилистику помещения, несмотря на применяемый в проекте тот или иной академический дизайнерский стиль. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как влияние авторской вещи на эксклюзивность проекта, придание типовому интерьеру индивидуальности за счет включения предмета декоративно-прикладного искусства, сделанного специально для этого помещения, либо грамотно подобранного специалистом с учетом специфики и назначения помещения, трансформация проекта от типового к индивидуальному. Автором были проанализированы и систематизированы современные методы и техники внедрения авторского искусства в дизайн интерьеров помещений различного назначения. По результатам исследования была сформирована и предложена общая методика по интегрированию вещи в интерьер предлагаемых пространств, концепция преобразования помещений с использованием объектов и техник декоративно-прикладного искусства. Основным выводом приведенного исследования является то, что определенным образом созданный и интегрированный в дизайн интерьера авторский арт-объект декоративно-прикладного искусства позволяет формировать определенную концепцию вещи в интерьере, философию или даже свой неповторимый и узнаваемый авторский стиль. Новизна исследования заключается в определении современной тенденции интеграции предметов ручной работы в интерьеры и пространства жилых и коммерческих помещений различного назначения с целью придания неповторимости что способствует развитию индустрии дизайна и художественного искусства в целом.
Лавров Д.Е. - П.Д. Баженов, И.К. Балакин, В.А. Белов – художники-новаторы в русских лаковых промыслах XX века c. 38-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.32765

Аннотация: Предметом исследования является анализ творчества трёх крупных художников различных центров производства лаковой миниатюры России ХХ века – П.Д. Баженова (Палех), И.К. Балакина (Мстёра), В.А. Белова (Холуй). Цель статьи – помимо попытки создания «сравнительного жизнеописания» художников различных лаковых промыслов, показать саму возможность плодотворной работы миниатюриста-новатора в различных областях искусства, не связанных с традиционным народным творчеством. Среди проявлений этого новаторства рассматривается «уход» перечисленных художников-миниатюристов в другие области изобразительного искусства, такие как станковое панно, театральные постановки, плакат, шарж. Используя биографический метод исследования, автор в то же время акцентирует внимание на экспериментировании и новаторстве как основной черте, объединяющей всех трёх мастеров данных лаковых промыслов: П.Д. Баженова в Палехе – в 1930-е г., И.К. Балакина во Мстёре – в 1940-е – 1950-е гг., В.А. Белова в Холуе – в 1960-е – 1970-е гг. Научная новизна исследования заключается в изучении практик внедрения перечисленными художниками особенностей перечисленных видов искусства в произведения лаковой миниатюры. Основным выводом статьи является принципиальное положение о правомерности творческого поиска любым художником народного искусства, которое оспаривалось в советский период истории русского народного искусства.
Сафронова Е.М. - Московский период творчества художника-керамиста П. К. Ваулина (1890-1903) c. 47-57

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.1.35212

Аннотация: Предметом исследования являются стилистические особенности и средства художественной выразительности архитектурной майолики Петра Кузьмича Ваулина. Объектом исследования является собственно архитектурно-художественная керамика П.К. Ваулина на фасадах зданий Москвы рубежа XIX-XX веков, как объект культурного наследия. Автор подробно рассматривает московский период деятельности мастера, обозначает круг художников, работавших с керамистом, анализирует феномен абрамцевского художественного кружка и его влияние на становление П.К. Ваулина. Особое внимание уделено мастерской в Абрамцево, как настоящему художественному центру и источнику формирования национально-романтического направления в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, а также наиболее значимым архитектурным памятникам Москвы с использованием майоликового декора в исполнении П.К. Ваулина. Теоретической и методологической базой статьи явились научные труды по теории и истории искусства, эстетике, психологии искусства и философии. Метод композиционно-художественного анализа, сравнительно-описательный метод и метод образно-стилистического анализа были применены для рассмотрения средств художественной выразительности архитектурной керамики, композиционного взаимодействия материалов и пространства, изучения стилеобразующих и формообразующих особенностей керамики. В результате исследования автор заключает, что непосредственное участие профессиональных художников в практике русского декоративно-прикладного искусства в конце XIX века серьезно повлияло на развитие прикладного искусства и обратило на себя внимание мирового сообщества, таким образом, способствовало прогрессу и высокой значимости этого направления искусства в системе изобразительных искусств. Анализ архитектурных произведений, приведенных в статье, позволяет назвать П.К. Ваулина соавтором керамических произведений, созданных художниками мамонтовского кружка. Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании творчества П.К. Ваулина московского периода деятельности в области фасадной керамики, а также образно-стилистическом и художественном анализе произведений мастера.
Железняк О.Е., Акинфеева И.И. - Этнонациональные особенности бурятского костюма как идентифицирующие элементы имиджевой сувенирной продукции Бурятии. c. 88-104

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23804

Аннотация: Объектом исследования является традиционный костюмный комплекс бурят, особенности его сегодняшнего существования как системы идентичности в современном пространстве глобального мировидения и транснациональных культур. Предметом исследования становится специфика использования уникальных черт бурятского костюма в качестве источника автохтонных характеристик «места» при создании сувенирных изделий. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как цвет и орнамент в национальном бурятском костюме, их роль и возможности в выявлении аутентичности культуры Бурятии. Особое внимание в статье уделяется анализу региональной сувенирной продукции в контексте исследования проблем культурной идентичности, образам родового этнического костюма, которые используются для создания имиджевых сувениров Бурятии, отражающих реальную специфику «места», а не «воображаемые идентичности». Методы сравнительно-исторического, этнографического анализа и маркетинговые исследования, использованные в процессе работы, позволили собрать обширный этнический материал, рассмотреть разнообразный ассортимент предметов, представленных на сувенирном рынке Улан-Удэ и республики, и провести сравнительное описание оригинальных моделей традиционной одежды и образцов сувенирной продукции с изображением элементов национального костюма и/или применением этнических образов. Выделенные этнонациональные особенности костюма, цветовые системы и специфика орнаментального декорирования, наиболее часто употребляемые элементы бурятской одежды, транслируемые в качестве своеобразных идентифицирующих кодов, а также их интерпретации в сувенирной продукции составляют новизну работы. Важную роль, наряду с этим, играют родоплеменные отличия костюмного комплекса как уникальный «опознаватель», позволяющий дифференцировать этнические образы, в т.ч. в сувенирной продукции. Использование при создании сувенирной продукции индивидуальных характеристик бурятского костюма, проявленных в ходе исследования, предоставит возможность расширить ассортиментную линейку сувениров, отделить бурятские мотивы от схожих монгольских и достичь б′ольшой «привязки» к культуре региона, превратив сувенир в поистине имиджевую продукцию «места».
Лавров Д.Е. - Выставочная деятельность промысла федоскинской лаковой миниатюры советского времени послевоенного периода (вторая половина 1940-х гг. – начало 1970-х гг.) c. 106-113

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.36799

EDN: ZNEGDT

Аннотация: Предметом настоящего исследования является анализ выставочных практик федоскинского промысла лаковой миниатюры в послевоенный период (с 1945 г. до начала 1970-х гг.) Цель статьи – не просто рассказать о выставках лаковых изделий Федоскина послевоенного периода, но прежде всего – показать те важные изменения, которые позволяют считать именно послевоенный период важным этапом истории развития промысла и его выставочной деятельности. Кратко рассмотрев библиографию вопроса и дав характеристику выставкам Федоскинской трудовой артели в довоенный период (1920-е – 1930-е гг.), автор подробно анализирует наиболее примечательные послевоенные выставки промысла, находя как общие черты с предыдущим периодом, так и черты различия, на которых автор останавливает своё внимание.   Используя метод сравнительного анализа, а также историко-системный и проблемно-хронологический методы исследования, автор даёт характеристику различным формам выставочной деятельности, применявшихся для экспонирования изделий федоскинского лакового промысла как в послевоенный период, так и в более раннее время. Научная новизна исследования состоит в анализе деятельности музейных работников и художников промысла в деле популяризации и общественного признания изделий федоскинской лаковой миниатюры в послевоенный период. Основным выводом статьи является утверждение важности изучения выставочных практик федоскинского промысла послевоенного периода для наиболее полного изучения его истории и общественного признания.
Лавров Д.Е. - Работы палехских художников-миниатюристов в области оформления фарфоровых изделий (палехский фарфор) c. 114-120

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.37124

EDN: TPUJSZ

Аннотация: Статья посвящена истории производства и росписи художественных фарфоровых изделий в палехском промысле – малоизученной странице в летописи Палеха ХХ в. Предметом исследования является анализ технических и художественных трудностей, стоявших перед палехскими художниками в деле освоения производства и росписи фарфора в 1920-е – 1930-е гг., а также причин того, что оно, в отличие от производства и росписи папье-маше, не смогло быть поставлено на промышленную основу. Цель статьи – на примере альтернативного для Палеха художественного материала расширить наше представление о том богатстве путей развития, которое имел палехский промысел в течение раннего советского периода. Используя метод сравнительного анализа, а также нарративный и структурный методы исследования, автор рассматривает роль А. В. Бакушинского и других представителей советской интеллигенции в деле освоения палехскими художниками росписи по фарфору. Научная новизна исследования состоит в попытке рассмотрения указанной проблемы как комплексного явления: в статье даётся анализ фарфоровых изделий Палеха как довоенного периода, так и 1950-х – 1970-х гг. Основным выводом статьи является утверждение о том, что несмотря на постепенное затухание интереса палехской промысловой организации к данному материалу, многие палехские художники в течение советского времени продолжали создавать талантливые и самобытные изделия из фарфора.
Лавров Д.Е. - Выставочная деятельность промысла палехской лаковой миниатюры (1945-1989 гг.) c. 117-125

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.36910

EDN: CMYTQB

Аннотация: Исследование является продолжением статьи «Выставочная деятельность промысла палехской лаковой миниатюры (1923-1939 гг.)», опубликованной в научном журнале «Человек и культура». Предметом предлагаемой работы является анализ выставочной деятельности палехского лакового промысла в послевоенный период, ограниченный второй половиной 1940-х и концом 1980-х гг. Цель статьи – используя историко-типологический и структурный методы исследования, а также историко-системный подход, показать специфику указанного периода в истории выставочной деятельности палехского промысла. Подчёркивая преемственность выставочной деятельности 1940-х – 1980-х гг. с довоенным периодом, автор в то же время указывает и на те новые черты, которые появляются в выставочных практиках промысла в послевоенное время.   Научная новизна исследования состоит в том, что автор подвергает анализу наиболее важные художественные смотры Советского Союза, на которых экспонировались изделия палехской лаковой миниатюры в 1940-е – 1980-е гг. Особое внимание в статье уделяется деятельности Государственного музея палехского искусства, ставшего после своего открытия в 1935 г. важным выставочным центром изделий лакового промысла, рассматриваются персональные, ретроспективные, тематические и передвижные выставки. Основным выводом статьи является обоснование важности рассмотренной темы для понимания того общественного признания и известности, которые приобрёл промысел палехской лаковой миниатюры в поздний советский период, а также в постсоветское время.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.