Человек и культура - рубрика Изобразительные искусства
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Изобразительные искусства"
Изобразительные искусства
Ван Ц. - Творчество художника Чжан Сяогана в диалоге традиций западноевропейской и китайской живописи c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.31891

Аннотация: В данной статье рассматривается живописное творчество Чжан Сяогана как видного представителя современной китайской живописи, особенности его художественного мастерства, сформировавшиеся в разные периоды его творчества под воздействием двустороннего влияния китайской и западной живописи. Трансформация и эволюция живописных концепций и формальных художественных средств, заявленные в серии работ художника зрелого периода «Кровные узы большой семьи», показывают как «собственная историческая память» формирует новые выразительные формы живописи. Сравнивать и анализировать, как взаимодействуют формы и языки западной и китайской живописи, и анализировать характеристики структуры мазка кисти художника в разные периоды, чтобы показать, как формируется внутренняя духовная сущность. Это доказывает, что столкновение концепций китайской и западной живописи порождает новые художественные явления, которые являются результатом ассимиляции живописных концепций и «локализации» формального языка; именно таким образом, западная и китайская живописи взаимно влияют и порождают многообразие пластических идей и художественных форм. Китай вступил в период «не модернизма».
Ван Ц. - Творчество художника Юэ Миньцзюня в диалоге традиций западноевропейской и китайской живописи c. 1-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.32579

Аннотация: В статье представлен комплексный и всесторонний анализ визуализированного эго-образа художника с искаженным от смеха лицом как основного персонажа картин Юэ Миньцзюня – одного из ведущих мастеров направления современной китайской живописи — циничного реализма, приведена интерпретация образа в призме китайского социализма, восточной и западной художественных традиций.Далее приводятся подробные описания произведений различных серий, определяются типичные особенности индивидуальной манеры, проводится сопоставление работ для выявления характерного для циничного реализма набора художественных средств, осуществляется всесторонний анализ творчества. В статье раскрывается концепция взаимодействия приемов западной и китайской живописи на конкретных примерах, в том числе посредством приведенных высказываний самого художника о психологии творчества и искусстве в целом, их анализа и выводов на его основе для более глубокого понимания творчества Юэ Миньцзюня. Юэ Миньцзюнь прибегает к различным средствам художественной выразительности, в том числе к игровым приемам, и, в зависимости от цели: к знакам-символам массовой культуры, узнаваемым классическим сюжетам западноевропейской живописи, компьютерным технологиям, картографическим изображениям, а также субъективным мысленным образам, – для создания определенных визуальных символов, осуществляющих диалог со зрителем. Сущность его творчества заключена в ироничном отношении к жизни, лежащем в основе циничного реализма. Очевидно, что современная китайская живопись вошла в эпоху bie-modern (не-модерна).
Ван Ц. - Творчество художника Цзэнь Фаньчжи в диалоге традиций западноевропейской и китайской живописи c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.32802

Аннотация: Статья посвящена исследованию творчества современного художника Цзэнь Фаньчжи в контексте диалога традиций западноевропейской и китайской живописи. Поэтапно рассмотрен процесс формирования его авторской художественной манеры, сочетающей различные стилевые приемы и техники. Раскрываются основные художественные особенности работ в разные периоды творчества китайского мастера: от обращения к приемам живописи западного экспрессионизма к формированию индивидуальной авторской манеры. Подробно проанализированы принципы концептуального искусства Цзэнь Фаньчжи, воплотившиеся, в том числе, в использовании знаковых образов-символов, например, “маски”. Исследованы приемы абстрактной живописи в творчестве китайского художника, получившие развитие в технике «хаотичной кисти», в основе которой лежали экспрессивные линейные абстракции. Раскрываются основные художественные особенности работ концептуальной серии «Посвящение», в которых Цзэнь Фаньчжи обратился к живописному наследию прошлых эпох. Рассмотрен период экспериментальной живописи в творчестве художника после 2018 г: «Цзэнь Фаньчжи путем объединения художественных приемов Поля Сезанна с концепциями традиционного китайского искусства, применяя технику реди-мейда, предлагает качественно новую интерпретацию произведений китайской классической живописи». В исследовании были использованы интервью с Цзэн Фаньчжи о его творческих взглядах, живописи и формах художественной выразительности. Предпринят системный, как обобщенный, так и на примере конкретных картин, сравнительный анализ художественного языка Цзэн Фаньчжи, рассмотрен процесс формирования его авторской манеры, а также применяемые живописцем стилистические принципы и специфика их взаимодействия. Были проанализированы особенности линейных построений и мазков в картинах художника для выявления характерных черт, свойственных работам разных периодов. На основе проделанного анализа, сделан вывод о том, что живописные произведения Цзэнь Фаньчжи представляют собой наглядное проявление органичного взаимодействия западноевропейской и китайской художественной традиции.Каждый стилистический прием, к которому обращается Цзэнь Фаньчжи демонстрирует глубокое понимание живописи и языка форм, раскрывает его творческое осмысление художественных принципов западноевропейского искусства, которое сформировалось у художника благодаря личному опыту и высокому уровню образования, ставшими результатом многолетнего труда. Это исследование на примере творчества Цзэнь Фаньчжи раскрывает одну из сущностных особенностей современной китайской живописи, – ее синтетический или комбинированный характер, который в чем-то схож, а в чем-то отличен от традиций западного искусства. Разница кроется не столько в географии происхождения, несмотря на то, что творчество Цзэнь Фаньчжи развивалось в контексте традиционной китайской культуры и сложившихся принципов художественно-эстетического канона, но и благодаря личному опыту и субъективным переживаниям, облаченным в живописную форму в пространстве картин мастера. Китайская живопись вошла в эпоху бе-модерна (не-модерна), оставаясь во многом схожей и в то же время отличной от искусства западного модерна и постмодерна.
Езерницкая А.Б. - «Процессия на площади Сан-Марко» и «Чудо на мосту Сан Лоренцо» Джентиле Беллини: опыт смысловой интерпретации. c. 8-23

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.21954

Аннотация: Нарративные живописные циклы эпохи Возрождения, подобно архивным документам, выступают в роли своеобразных первоисточников и содержат в себе важную информацию, позволяющую глубже раскрыть смысл хорошо известных работ. Предметом исследования являются два полотна Джентиле Беллини «Процессия на площади Сан-Марко» (1496) и «Чудо на мосту Сан Лоренцо» (1500), написанные по заказу Большой Скуолы св. Иоанна Богослова (Scuola Grande di San Giovanni Evangelista) в Венеции. Основываясь на изученных архивных документах, в настоящей статье автор стремиться конкретизировать максимальное количество исторических персонажей - участников, изображенных Беллини событий. Используя в большей степени иконологический анализ, автор уточняет смысл и глубже раскрывает то, что называется внутренним значением произведения. Впервые хорошо известные, программные работы Беллини рассматриваются наравне с текстами первоисточников. Автор анализирует не сколько живописные свойства произведений, сколько их историческую информативность, анализируя венецианские реалии и уделяя внимание деталям, которые были важны для Джентиле Беллини в качестве признаков эпохи. В том числе, среди изображенных на обоих холстах идентифицированы представители "Обществ Чулка" (Compagnie della Calza), важные и неотъемлемые участники культурной жизни Венецианской Республики XV-XVI веков.
Шоличева А.Г. - Интертекстуальность визуальных и вербальных произведений наивной художницы Надежды Спириной c. 29-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69131

EDN: XEAMBD

Аннотация: В современной гуманитаристике принято рассматривать наивное искусство и наивную литературу как два отдельных явления. Исходя из этого подхода исследование наивного изобразительного искусства отдается на откуп искусствоведению, а изучение наивной литературы остается в рамках филологии и лингвистики. Культурология исследует культуру как исторический и социальный опыт людей, который может проявляться в их творчестве и истолковывается в «культурных текстах» искусства. В данной статье актуализирована потребность в переходе от узконаправленных исследований к комплексному подходу: контекстному изучению визуальных и вербальных произведений наивных художников. Объектом данного исследования являются картины и стихотворения наивной художницы Надежды Ивановны Спириной (Ивановская область, город Южа). Предмет исследования – эстетика и поэтика интертекстуальности работ наивного художника. Целью работы является анализ стилистики и композиции картин в комплексе с поэтическими текстами автора. Задачи – поиск интертекстуальных отсылок и реминисценций в произведениях Н. И. Спириной, раскрытие в ее произведениях различных практик авторской саморефлексии, проверка гипотезы о расширении статуса произведения наивного художника в качестве культурного текста, с учетом смысловых особенностей вербального высказывания для восприятия и прочтения визуального текста, то есть интертекстуальности произведений наивного искусства.  Методы исследования базируются на комплексном анализе культурно-исторических явлений и комплексном междисциплинарном подходе. Используются синхронистический, сравнительно-сопоставительный, биографический, психологический, семиотический, культурно-исторический анализ. Научная новизна исследования заключается в анализе стилистики и композиции картин наивного художника в комплексе с поэтическими текстами автора, что дает возможность точнее интерпретировать миссию художника, которая формирует его наивное высказывание. Выдвинутая гипотеза о расширении статуса произведения наивного художника с учетом интертекстуальности его работ частично подтверждена. Нами проанализирована стилистика и композиция нескольких картин в комплексе с поэтическими текстами автора. Удалось решить ряд задач, обозначенных в начале работы. Перспектива исследования, начатого в данной статье, видится нами в обширном изучении биографий, личностей и творчества наивных художников Ивановской области 1990-2020-х годов в контексте исторических, общественно-политических и социокультурных явлений в регионе и стране на рубеже ХХ-XXI веков.
Деменёв Д.Н. - Жизнеутверждающее искусство Александра Дейнеки, как синтез художественной и жизненной правды c. 46-54

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25427

Аннотация: Предметом исследования является искусство Александра Дейнеки. Искусство Дейнеки предстаёт перед нами в качестве фундаментальной нравственно-эстетической идеи – идеи красоты, труда, мира; идеи, призванной отражать не только идеологические и общественные идеалы, но и художественные идеалы своего времени. Оно становится проводником его идей в таких же осознанных и «по-дневному» светлых образах, как и его художественно-методологические рассуждения или же обычные повседневные наблюдения и размышления. Ядром исследования творчества ярчайшего представителя соцреализма является анализ понятия «идеал» как определенного диалектического отношения идеи и действительности применительно к связке искусство – жизнь. Методология исследования строится на таких общенаучных методах как: анализ и синтез, индукция и дедукция, диалектический метод, метод искусствоведческого изучения изобразительного материала; сравнительный принцип, принципы историзма, системного анализа, а также принцип аксиологической направленности искусства. Новизна исследования заключается в интерпретации существующих подходов к изобразительному искусству А. Дейнеки с точки зрения непосредственного впечатления художника-практика (автора статьи). Основная масса искусствоведческого материала посвящена анализу искусства Дейнеки с позиции примата идеологического над художественным. В результате проведённого исследования, автор приходит к выводу об уникальном, равноценном взаимосплетении художественной и жизненной правды в его творчестве, позволяющем говорить о последнем не только с точки зрения его идеологии, но и с позиции морально-нравственного и эстетического воздействия на зрителя. Данное взаимосплетение как нельзя лучше способствует жизнеутверждающему отображению строящейся новой, социалистической жизни.
Хохлова Е.А. - Трактовки причин становления пейзажа «подлинного вида» (чингён сансухва) в южнокорейском искусствознании c. 50-61

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.6.28547

Аннотация: Предметом исследования являются корейские пейзажи «подлинного вида» (чингён сансухва) художника Кёмчжэ Чон Сона (1676–1759). Объектом исследования стали предложенные южнокорейскими искусствоведами теории о том, что стало причиной формирования этого направления пейзажной живописи. Автор рассматривает исследования, в которых подробно рассматривается процесс становления чингён сансухва и анализируются процессы, которые могли повлиять на желание художника Кёмчжэ Чон Сона изображать корейскую природу. Впервые в отечественной и зарубежной науке рассматривается существующая в южнокорейском искусствознании дискуссия о причинах становления чингён сансухва Чон Сона. Для классификации предложенных искусствоведами версий формирования чингён сансухва Чон Сона применял сравнительный метод и метод критического анализа. Основными выводами проделанного исследования являются следующее. Южнокорейские специалисты высказывают разные мнения о том, что стало причиной формирования пейзажа чингён сансухва. Представители «теории внутренних причин» во главе с Чхве Вансу настаивают на том, что чингён сансухва — это явление местного происхождения, сложившееся в результате развития корейского неоконфуцианства, способствовавшего формированию «национального» сознания в рядах элиты и обретению ею уверенности в самобытности родной культуры. Сторонники «теории внешних причин» склонны считать, что пейзажи «подлинного вида» сформировались в процессе переосмысления новых философских и живописных практик китайских династий Мин и Цин. Южнокорейские исследователи по-разному оценивают степень взаимодействия китайского и корейского пейзажа, при этом для представителей «теории внутренних причин», на наш взгляд, характерно принижение китайского влияния.
Кугушева А.Ю. - Дискурс исторического пейзажа в визуальном тексте киммерийской школы c. 80-87

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23447

Аннотация: Предметом исследования является развитие дискурса античного визуального и литературного наследия в изобразительном искусстве XIX - первой половины XX в. Представителей киммерийской школы разных поколений объединяет интерес к художественному образу Крыма, к историческому наследию полуострова. Одной из наиболее актуальных тем в изобразительном искусстве «киммерийцев» на протяжении XIX — первой половины XX в. является культурное наследие античности. Объектом исследования является изменение в прочтении визуального текста античной культуры в киммерийской школе живописи. В исследовании применены метод семиотического анализа произведений художников киммерийской школы; дескрипция визуальных образов; анализ литературных и нарративных источников. Основными результатами проведенного исследования являются: раскрытие культурного базиса античной и архаической тематики в искусстве; выявление ключевых направлений прочтения образов античности в наследии художников киммерийской школы, принадлежащих к разным поколениям. Особым вкладом автора в исследование темы является освещение творчества крымского художника С.Г. Мамчича (1924-1974). Новизна исследования заключается в рассмотрении динамики визуального текста исторического пейзажа в киммерийской художественной школе первой половины и середины XX в.
Шоколо И.Н. - Типичное и индивидуальное в портретах духовенства кисти Б.М.Кустодиева. c. 93-105

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20479

Аннотация: Данная статья посвящена малоизученному аспекту творчества Бориса Михайловича Кустодиева – портретам русского духовенства. Произведения, исследуемые в комплексе, охватывают период с 1901 года по 1920 год: от женского портрета,созданного во время обучения в Императорской Академии Художеств, заказных работ и этюдов, до двух листов из поздней акварельной серии "Русские типы". Автором предлагается применение категорий «индивидуального» и «типичного» для анализа художественных образов священников и монахинь, созданных мастером. Живописные произведения предлагаются в хронологическом порядке их создания. Проводится стилистическая и композиционная оценка, позволяющая проследить развитие и использование художником колористических и декоративных принципов, как основных художественно-выразительных средств, в рамках традиций русской реалистической школы. В качестве научной новизны в статье отмечается путь становления восприятия художником клерикального образа от индивидуальных характеристик модели к обобщенно-значимым. В результате автор исследования определяет тему портрета духовного лица в творчестве Кустодиева, как неотъемлемую часть его миропонимания «русского» и «национального».
Хуан Ю. - Особенности воплощения образа Хуанхэ в китайской масляной живописи рубежа XX и XXI веков c. 94-105

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.38499

EDN: WQOMFR

Аннотация: В статье рассматривается исторический процесс развития особенностей воплощения достаточно актуального в современном искусстве Китая мотива реки Хуанхэ, выполненного в технике масляной живописи. К классическому мировому наследию живописи китайские художники обратились лишь в конце ХIХ в. За сравнительно небольшой промежуток времени китайские мастера не только в совершенстве освоили реалистические принципы изображения маслом, но и смогли адаптировать этот вид художественного творчества к своей культуре путём поиска национальной идеи произведения. Настоящая статья посвящена анализу изображения и символическому значению реки Хуанхэ в китайской масляной живописи. В ходе исследования сделан вывод, что характер и мировоззрение китайского народа зародились в долине реки Хуанхэ, поэтому образ этой реки неразрывно связан в сознании каждого гражданина страны с истоками нации. Более того, художественное выражение духовных ценностей китайского народа не мыслится без образа Жёлтой реки. В современную эпоху многие художники, работающие маслом, по-разному выражают образ реки Хуанхэ, передавая живописными средствами свое понимание и восприятие национального духа. В этой связи представляет интерес изучение вариаций образа реки в масляной живописи с точки её символического значения и художественной выразительности. Данное исследование выявляет и рассматривает на примере выдающихся произведений масляной живописи Китая конца XX и начала XXI столетий особенности живописного прочтения образа в сюжетных композициях.
Одинокова П.С. - Синтез живописи, литературы и каллиграфии в альбомных листах Шитао раннего периода. c. 139-173

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.1.18060

Аннотация: Предметом исследования являются альбомные листы Шитао. Альбомный формат – один из способов монтировки произведений традиционной китайской живописи, который возник и утвердился достаточно поздно, в эпоху Сун. На рубеже династий Мин и Цин большое распространение получили живописные альбомы со стихотворными надписями-темами. Таланты не только художника, но и каллиграфа и поэта сочетал в себе Шитао. Он оставил большое творческое наследие, немалую часть которого составляют произведения альбомного формата. В данной статье проводится историко-культурологический анализ листов из альбома Шитао, которые относятся к самому раннему творческому периоду художника. Автор делает вывод о том, что синтез живописи, каллиграфии и литературы в этих произведениях осуществляется сразу на нескольких уровнях: техники кисти и туши, пластики форм и структуры композиции. В данном исследовании расширен и дополнен опыт всестороннего творчества Шитао на примере альбомных листов. В научно-художественный оборот вводится новый изобразительный материал.
Скоробогачева Е.А. - Русский Север в творчестве В. М. Васнецова и художников его круга c. 153-196

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.2.576

Аннотация: Цель статьи – выявить значение образов и искусства Русского Севера в продолжении традиций национальной культуры России на примере творчества В. М. Васнецова и художников его круга. Дана характеристика произведений В. М. Васнецова, Ап. М. Васнецова, К. А. Коровина, М. А. Врубеля, Е. Д. Поленовой, С. В. Малютина и ряда других авторов. Особенно значим анализ значения образов и искусства Севера в творчестве В. М. Васнецова. Последовательно рассмотрено сложение его мировоззрения в детские, юношеские и зрелые годы. Сделан анализ выражения образов Севера в его живописи, графике, архитектурных проектах, декоративно-прикладном искусстве, прежде всего, в мебели. Рассмотрена степень претворения традиций северного народного искусства в проектах мебели В. Васнецова. Сделан ряд заключений.1. В. Васнецов и художники его круга постигали суть народной жизни, во многом благодаря Северу, что проявилось в познании ими древнего художественного языка и образов Севера, которые они обогатили своей индивидуальностью и содержанием своей эпохи. 2. Творчество В. Васнецова является характерным примером влияния искусства Русского Севера на художественный почерк. 3. Мастера обретали в северном крае новый художественный язык, что доказывает исключительную роль Русского Севера в возрождении национальных корней в искусстве России, в культуре в целом, на рубеже XIX-XX веков.
Лиманская Л.Ю. - Южно-украинская живопись второй половины ХХ века между нонконформизмом и трансавангардом c. 177-196
Аннотация: Несмотря на идеологический прессинг, наступивший в художественной жизни СССР в послевоенное время, в Одессе продолжали работать и преподавать такие представители классического авангарда, как Теофил Фраерман, Михаил Жук и Николай Шелютто. Они создали плодотворную творческую атмосферу, прививая своим ученикам вкус к философско-эстетическим размышлениям о языке искусства. Традиции раннего авангарда переосмысливались их учениками- лидерами нонкоформизма 50-60-х годов, О.Соколовым и Ю.Егоровым, которые создали новые живописные системы и в своем творчестве предвосхитили искания нонконформистов 70-х. ХХ века. Среди их последователей особое место занимает творчество группы "Мамай" . Опираясь на условно-декоративные эксперименты с плоскостью и цветом, разработанные в абстракционизме и неовизантизме, 10-20-х годов, художники этого объединения идут по пути абстрактно-символического развития образного языка живописи. Поколение 90-х- 2000-х получило возможность свободно выставляться, в Украине, России, за рубежом. О. Недошитко, В. Рябченко, А. Ройтбурд, В. Покиданец, В.Кабаченко и многие другие молодые художники 90-х стали участниками и лауреатами международных биенале, пленэров, выставочных проектов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.