Человек и культура - рубрика Стили, течения, школы
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Стили, течения, школы"
Стили, течения, школы
Соколова М.В. - Проблемы стиля в загородной жилой архитектуре Р.Н.Шоу c. 40-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25624

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является проблема стиля в творчестве британского архитектора поздневикторианского времени, Р.Н.Шоу. Предметом исследования стала область, занимающие особенно важное место в творчестве этого мастера, а именно загородные дома, поскольку именно архитектура загородного жилища становится сейчас своего рода лакмусовой бумажной, позволяющей выявить новые процессы, происходящие в английской архитектуре в последние десятилетия девятнадцатого века. Также в статье анализируются в качестве материала для сравнения проекты его современника и коллеги, Дж.Девиз. Тщательному искусствоведческому анализу подвергаются элементы объемно-пространственной композиции, фасадной композиции и архитектурного декора загородных домов британского архитектора. Основным вывод, сделанный автором статьи: в конце Викторианского царствования архитектура загородного дома в Англии претерпевает кризис, связанный с утратой значимости земельной собственности для социального статуса ее владельца. В связи с этим земельные владения сокращаются, а загородный дом переориентируется на новые образцы для подражания. Не усадебный дом, а скромный фермерских коттедж вдохновляет архитекторов нового поколения, в частности, Р.Н.Шоу, что неизбежно ведёт к существенному видоизменению стилистики загородного жилища.
Танюшина А.А. - Знаковая природа изобразительного искусства Веймарской Германии и принцип визуального нарратива c. 69-78

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.34441

Аннотация: Предметом исследования являются художественные практики Веймарской Германии, представленные, в первую очередь, фотомонтажными работами художников-дадаистов, а также живописными и фотографическими произведениями представителей «новой вещественности», творивших с начала 1920-х годов до прихода к власти нацистов в 1933 году. Актуальность данной темы связана с ростом интереса со стороны современных исследователей к культурным процессам первой половины ХХ века, оказавшим значительное влияние на становление современной визуальности образной системы. Кроме того, в рамках настоящего исследования затрагивается проблема ассимиляции современных художественных практик, связанная с интеграцией искусства во все сферы социальной жизни; вопрос о толковании подобной тенденции является одним из наиболее актуальных для современного искусствоведения. Новизна работы связана с применением в ее рамках комплексной методологии, предполагающей единство социально-аналитического и философско-антропологического приемов, а также метода структурно-семиотического анализа, основанного как классических теориях, так и на работах современных искусствоведов и культурологов постструктуралистского толка (П. МакБрайд, Р. Краусс, Б. Бухло, П. Стетлер и др.). Итогом исследования является выявление с помощью описанных выше приемов результатов взаимовлияния фотомонтажных практик дадаистов и искусства «новой вещественности», наглядно демонстрирующих «знаковую» природу произведений, создаваемых в рассматриваемый исторический период. Основные выводы, сделанные в рамках данной работы, могут послужить отправной точкой для дальнейших исследований как немецкого искусства «нового реализма», представленного в работах художников «новой вещественности» и «магического реализма», так и многих последующих художественных направлений ХХ века.
Девятов В.С. - Русская народная песня в сценических условиях и пути ее сохранности c. 79-90

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.29796

Аннотация: Статья посвящена современным проблемам бытования и сохранения народной песенной традиции в России. Отмечается место и роль русской народной песни в национальной культуре как произведения коллективного устного творчества, которое, бесспорно, отличается исключительным богатством и широким разнообразием. Целью статьи является анализ системных изменений, которые происходят в народно-песенной культуре в настоящее время, определение их причин и прогнозирование результатов выявленных характерных тенденций. Функционирование песенного фольклора в сценических условиях рассматривается как фактор трансформации народной музыкальной культуры. Автор в своем исследовании опирается на диахронический метод культурологического анализа. Нашли своё применение и иные методы изучения культуры, в частности, сравнительно-исторический и структурно-функциональный. В статье выявляются позитивные и негативные аспекты, связанные с инновационными процессами в народной музыкальной культуре; раскрывается исторический ракурс сценического воплощения народной песни; предлагается комплекс мер по сохранению и популяризации народного песенного искусства. Прослеживается мысль о том, что русская народная песня является важной составляющей культурного и исторического наследия России.
Александров Н.Н. - Третья фаза инженерного стиля - декаданс c. 94-109

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.19174

Аннотация: Предметом рассмотрения в статье является развитие дизайна в период 1942-1960 годов. Это период, который недостаточно исследован в истории дизайна. Сложность освещения закономерностей данного этапа состоит в том, что часть его приходится на период мировой войны. С учетом этой особенности построена картина разного развития европейского и американского дизайна. Европейская линия дизайна порождает новые стили, в то время как американская их наследует с опозданием. Представлена картина данного периода истории дизайна на основе циклической методологии. Применен метод экзистенциальной системогенетики, который является развитием общей системогенетики, техногенетики, теории циклов и теории менталитета. Новым является рассмотрение периода 1942-1953 годов как стилистически однородного, характеристикой которого является декаданс инженерного стиля. В работе введены новые понятия об «отложенном развитии» в стилевых тенденциях в связи с войной, что объясняет расцвет "детройтского барокко". Установлено единство формальных тенденций в "сталинском барокко" и "детройтском барокко".
Александров Н.Н. - Генезис и состав стиля арт-деко c. 98-117

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.19161

Аннотация: Статья посвящена важному периоду в развитии дизайна с 1931 по 1942 годы, известному как манера арт-деко. Раскрыта его всеобщая стилевая ориентированность, в том числе присутствие тенденций арт-деко в раннем сталинском стиле. Обозначенный период (десятилетие доминирования арт-деко) рассмотрен как последовательность смены четырех стилевых тенденций. Речь идет об известной в теории дизайна функциональной, ступенчатой, а также обтекаемой стилизации и их синтезе в ступенчато-обтекаемом стилизации конца 1930-х годов. Общей методологией исследования является системогенетика (системная генетика), частной — теория циклов (циклогенетика). В работе использован авторский вариант и того, и другого методов — экзистенциальная системогенетика и циклогенетика. Основной вывод проведенного исследования состоит в том, что генезис арт-деко является переходным состоянием от чисто инженерной манеры 1920-х годов к бароккальной и декадентской манере инженерного стиля 1940-50-х годов. Это демонстрируют рассмотренные этапы стиля арт-деко, отличающиеся по форме.
Лиманская Л.Ю. - В. Кандинский и авангардные поиски в южно-украинской художественной культуре начала ХХ века c. 116-152

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.2.236

Аннотация: Истоки развития различных направлений авангардной живописи первых десятилетий ХХ века во многом связаны с международной деятельностью В.Кандинского, Д.Бурлюка, В.Издебского, Т.Фраермана, А.Нюренберга , М.Бойчука. Важную роль в формировании художественной жизни региона играло Одесское художественное училище, многие выпускники которого продолжали обучение в крупных художественных и образовательных центрах России и Европы. В творческих поисках мастеров начала ХХ века прослеживается влияние французского импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма, кубизма, немецкого экспрессионизма, итальянского и русского футуризма. Многообразие художественных направлений в одесской живописи нач ХХ века объясняется тем, что многие выпускники рисовального училища продолжали образование в учебных заведениях Парижа, Мюнхена, Кракова, Вены. Тесная связь одесских художников с западноевропейскими художественными центрами сформировала особую творческую атмосферу. Культурная жизнь Одессы в начале ХХ века оказалась вовлечена в общеевропейские художественные контексты .
Епишин А.С. - Революционные архетипы в произведениях русской живописи 1880-1910-х годов. Эволюция образов c. 188-205
Аннотация: Статья раскрывает специфику образа революционера-народника в русской живописи конца XIX - начала XX вв., его трансформацию под влиянием происходивших в России историко-политических событий от интеллигента-разночинца до боевика-пролетария. Автор анализирует развитие русской революционной утопии, прослеживая переход от евангельской идеи жертвенности к осмысленному отрицанию необходимости этой жертвы, а затем и Бога как такового. Основное внимание в работе акцентировано на творчестве художников-передвижников: И. Е. Репина, его ученика Н. И. Верхотурова, а также Н. А. Касаткина.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.