Человек и культура - рубрика История искусств
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "История искусств"
История искусств
Агеева П.Р. - Эволюция монументальной живописи Фридриха Овербека c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.5.38785

EDN: VXMNQN

Аннотация: Предметом исследования являются монументальные росписи, а также картоны и эскизы немецкого художника, одного из основателей «Союза святого Луки», Фридриха Овербека (Johann Friedrich Overbeck; 1789–1869), в сопоставлении с его станковыми работами и фресками мастеров его круга. Объект исследования – специфика и эволюция подхода художника к монументальной живописи. Цель данной работы заключается в выявлении особенностей фресковой живописи Фридриха Овербека, а кроме того – в анализе эволюции манеры его работы над монументальными циклами. В качестве методологической основы исследования используется стилистический, иконографический и историко-культурный анализ. Научная новизна статьи заключается в том, что несмотря на то, что деятельность Овербека стала одним из важных явлений европейской художественной жизни первой половины XIX века, в отечественной и западной историографии проблема формирования и развития его подхода к фресковой живописи практически не был затронута. В данном исследовании был прослежен постепенный переход в творчестве Овербека от простых иллюстративных композиций к сложным многоуровневым по своему смыслу программам. Основная специфика монументальных циклов Овербека относительно других назарейцев заключается в усложнении символического содержания работ, в первую очередь основанного на использовании «типологического символизма».
Дядюнова Н.А. - Фронталь Сант-Марти де Пучбо и иконография Святого Мартина Турского в традиции каталонской алтарной живописи c. 23-34

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.38220

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является иконография и культ Святого Мартина в Турского в традиции каталонской алтарной живописи на дереве. Непосредственно объектом исследования стал уникальный живописный памятник первой половины XII века – фронталь Сант-Марти де Пучбо, некогда считавшийся одним из наиболее древних произведений каталонской романской живописи. Автором была предпринята попытка развеять историографический миф о древности этого памятника и встроить его в современный ему историко-культурный и политический контекст. Именно метод иконографического анализа позволил связать создание фронталя Сант-Марти де Пучбо с особым культом Святого Мартина Турского в каталонских комарках, а также с его покровительством барселонским графам. В ходе исследования автором был сделан вывод о том, что создание фронталя Сант-Марти де Пучбо связано с деятельностью барселонского графа Рамона Беренгера III, святым покровителем которого являлся Святой Мартин. Этот вывод позволил более точно датировать фронталь из церкви Сант-Марти де Пучбо. О связи почитания культа Святого Мартина и деятельности Рамона Беренгера свидетельствуют архивные документы, а также некоторые посвященные Святому Мартину памятники, находящиеся на территориях, подконтрольных барселонскому графу. Проведенный анализ позволил связать иконографию Святого Мартина на фронтале из Пучбо с иконографией Рамона Беренгера III на надгробии графа из монастыря Санта-Мария де Риполь, что также позволило автору сделать вывод о том, что анализируемый фронталь и скульптурное надгробие могли быть выполнены в одной мастерской. Новизна исследования заключается в том, что ранее еще не предпринималась попытка полностью реконструировать контекст заказа этого произведения каталонской алтарной живописи и определить точное время и место его создания.
Строй Л.Р. - Влияние художников-военнопленных Первой мировой войны на художественную жизнь Красноярска c. 25-34

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.24010

Аннотация: Объектом исследования является художественная жизнь города Красноярска периода Первой мировой войны. В качестве предмета исследования изучается роль иностранных художников-военнопленных в творческих процессах сибирской провинции (1914-1920). Деятельность пленных, повлиявшая на региональную историю искусства, практически не изучена, хотя очевидно, что долгое пребывание иностранных мастеров в сибирских лагерях, проявилось в художественных процессах российской периферии, повлияло на творческий поиск местных мастеров, существенно отразились на развитии сибирской культуры. С помощью междисциплинарного подхода и методов синтеза и аналогии, разрозненные и малоизученные сведения, соединяются в целостные сюжеты и воссоздают художественные процессы города. В исторических реконструкциях роль военнопленных становится явленной и связана с привнесением различных художественных традиций, влиянием на местное художественное образование, активизацией экспозиционного процесса. В целом, в годы Первой мировой войны произошло обогащение местного творческого генофонда, что позволило художественной жизни города избежать стагнации и динамично развиваться не только в описываемый период, но и дорабатываться на последующих исторических этапах.
Васильева В.В. - Утопия космоса в книжной графике Франциско Инфанте c. 62-71

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.1.37472

Аннотация: Предметом исследования является книжная иллюстрация Ф. Инфанте в сопоставлении с его графикой и станковыми работами. Объект исследования — образ космоса в книжной иллюстрации мастера. Материалом для исследования послужили научно-популярные и научно-фантастические издания, которые оформлял Ф. Инфанте, а также его графика и живопись. В ходе исследования автор пользовался методом описания и анализа. В статье рассматривается специфика и своеобразие образа космоса в работах художника. Внимание также уделяется комплексному сравнению этого образа в книжной иллюстрации с более широким контекстом творчества Ф. Инфанте. Цель данной статьи — на примере книжной графики и анализа теоретических концепций Ф. Инфанте раскрыть своеобразие его представлений о космосе в ракурсе утопии взаимоотношений человека с Вселенной, а также определить, как иллюстрации на данную тему вписываются в общий контекст творчества художника. Главным выводом исследования является установление своеобразия подхода Ф. Инфанте к указанной теме. Художник обращался к основным мотивам из своей графики и станковой живописи, однако изменял их согласно специфики сюжета иллюстрируемого издания. Особое внимание в анализе уделяется излюбленным формам художника: спирали и точке, с помощью которых он выражал идею бесконечности космоса. Новизна исследования заключается в обращении к материалу, с которым до этого еще не проводилась полноценная искусствоведческая научная работа. Впервые в научный контекст вводится книжная иллюстрация Ф. Инфанте, в которой художник обращается к образу космоса.
Тесаев З.А. - К историческому контексту в поэме «Алгузиани» (XV век) c. 65-77

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.35521

EDN: TNRMDO

Аннотация: Цель исследования заключается в выявлении в тексте грузиноязычной поэмы «Алгузиани» исторических сведений: проводится идентификация упомянутых в ней личностей, а также определение времени описанных событий. Далее следует анализ текста, который позволяет выявить в нем признаки (термины, личности, события), указывающие на определенную историческую эпоху. Затем производится датировка изложенных в поэме событий посредством сопоставления ее сюжета с реальной исторической картиной определенного в ходе исследования периода. В ходе разностороннего анализа складывается картина, позволяющая, во-первых, отождествить ряд героев поэмы с реальными историческими личностями XIV–XV веков, а во-вторых, указать на конкретные социально-политические процессы, отраженные в тенденциозной подаче и поэтической форме.   Впервые в результате проведенного анализа выдвигается гипотеза, определяющая датировку конкретных происшествий (война с калмыцким ханом; война с чеченским царем и другие сюжеты) и идентифицирующая личности главных героев произведения (Алгуз, Амахуни, Каир-хан, Бибор, Куртагон и другие). Исследование позволяет высказать аргументированное мнение, согласно которому события, изложенные в поэме «Алгузиани», описывают процессы XV века и отражают противоборство Крымского ханства и Большой Орды, а также втянутых в него народов Кавказа. Таким образом, вне зависимости от того, кем был автор поэмы, она вызывает исторический интерес и может служить соответствующим источником для исследователей.
Агратина Е.Е. - К вопросу о взаимоотношениях художника и Королевской академии живописи и скульптуры во Франции XVIII века. Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806). c. 78-93

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.36863

EDN: WVKNNX

Аннотация: Предметом исследования является вопрос взаимодействия художника – Ж.-О. Фрагонара – и влиятельного официального учреждения, каким была в XVIII веке Парижская академия живописи и скульптуры. С позиций исторической социологии и психологии автор рассуждает о том, почему достигнув существенных успехов, завоевав Римскую премию и получив звание назначенного, художник предпочел отдалиться от Академии и сознательно отказался от построения академической карьеры. Анализируя причины подобного решения, автор привлекает исторические источники, позволяющие получить данные о частной жизни мастера, его отношениях с учителями, академическим начальством, заказчиками различных категорий. Реконструируя художественную среду Парижа рассматриваемого периода, автор помещает своего героя в широкий культурный контекст, без которого невозможно понять место Фрагонара среди его предшественников и современников. Разумеется, автор постоянно сверяется с научными трудами, где затрагивается интересующая его проблематика.     Автор впервые в отечественной историографии подробно рассматривает основные факты биографии Ж.-О. Фрагонара в контексте его отношений с Королевской академией живописи и скульптуры. Однако принципиальная новизна исследования заключается во внимании к тому, как во французской художественной среде середины XVIII века формируется новый тип личности, несходный с типом, господствующим в конце предшествующего столетия. Художники времен основания Королевской академии стремились в первую очередь отделить себя от ремесленной среды, доказать свою принадлежность творческой элите и свое равноправие с передовыми итальянскими мастерами. Теперь же на первый план выходит отстаивание творческой свободы, в том числе и от Королевской академии, поиск собственного пути, далеко не всегда совместимого с академической карьерой. Как полагает автор, опыт творческой свободы, полученный такими мастерами рококо, как Ж.-О. Фрагонар, оказался особенно важен для дальнейшего развития французского искусства.
Лавров Д.Е. - Празднование 50-летнего юбилея промысла палехской лаковой миниатюры 1974 г. c. 94-101

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.36593

EDN: TOGZNC

Аннотация: Предметом данного исследования является анализ 50-летнего юбилея советского промысла палехской лаковой миниатюры 1974 г. Подробно раскрывается предыстория и ход проведения праздничных торжеств, даётся характеристика тем направлениям деятельности, которые использовали советское государство, интеллигенция и общество для популяризации и признания палехского промысла. Цель статьи заключается в попытке доказательства важной роли официального празднования 50-летия палехской лаковой миниатюры для развития этого промысла, а также утвердить принципиальный тезис о важности исследования данного феномена – праздновании юбилеев промысла палехской лаковой миниатюры советского периода – для изучения его истории.   Используя нарративный, ретроспективный и историко-системный методы исследования, автор акцентирует внимание на важности поддержки государства и общества для жизнедеятельности палехского промысла советского периода, что является крайне актуальной проблемой и в наше время, когда промысел, по мнению многих палехских художников, переживает упадок именно вследствие недостаточного внимания со стороны государства. Таким образом, научная новизна исследования состоит в попытке комплексного описания конкретного исторического явления, которое способно послужить моделью для будущей государственной политики по отношению к Палеху как уникальному достоянию российской культуры. Высказанное мнение о необходимости повтора советского опыта и является основным выводом предлагаемой статьи.
Хрипкова Е.А. - Образ «мира невидимого» в иконографической программе мозаики оратория в Жерминьи - де - Пре. c. 100-109

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19960

Аннотация: Предметом исследования данной работы является иконографическая программа мозаики апсиды оратория аббата Теодульфа в Жерминьи-де-Пре. Объект исследования - ораторий аббата Флери и епископа Орлеана Теодульфа в Жерминьи-де-Пре – уникальный памятник каролингской эпохи, который не только позволяет прикоснуться к историческому источнику как к бесценному документу и свидетелю, но и ставит немало вопросов. В поле дискуссионных тем входят не только аспекты сохранности памятника, состояние и датировка фрагментов его декорации, но и программа мозаики, отличающаяся весьма необычной иконографией и стилем исполнения. В представленном исследовании на базе иконографического метода и междисциплинарного подхода автор анализирует ветхозаветные образы мозаики Теодульфа, сопоставляя их с текстами Священного Писания. В настоящей статье автор рассматривает современные представления о дискуссионной иконографической программе мозаики апсиды оратория в Жерминьи-де-Пре и предлагает свой вариант объяснения иконографической схемы Теодульфа, дополняющий существующую интерпретационную картину. Автор показывает, что не Ковчег Завета, как таковой, является главным смысловым объектом этой программы, а незримая Слава Господа, присутствующая между херувимами Ковчега, что, в свою очередь, связано с литургической символикой.
Скворцова Е.А. - Аллегорическая программа «Портрета царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны» из Чинарового кабинета дворца Марли в Петергофе c. 113-120

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.30619

Аннотация: В статье предпринята попытка расшифровать аллегорическую программу недавно введенного в научный оборот «Портрета царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны», который был исполнен в 1721‒1723 гг. работавшим при дворе Петра I французским художником Луи Караваком (1684, Марсель‒1754, Санкт-Петербург) для Чинарового кабинета дворца Марли в Петергофе, о котором можно судить по фотографии из Научного архива ГМЗ «Петергоф» и копии кисти неизвестного мастера из Музея изобразительных искусств Республики Карелии в Петрозаводске. Атрибуты моделей интерпретируются в контексте европейских традиций эмблематики и иконографии, которые были известны в России. Заказанный для приватного интерьера, портрет отвечал своему предназначению украшать личное пространство государя. В изображении нежно любимых Петром дочерей использована символика и композиционное решение, восходящие к распространенному варианту аллегорической иконографии понятия Pax (мир) в виде пары женских фигур с соответствующими атрибутами, которая была актуальна для России в связи с победоносным завершением Северной войны и востребована в заказанной в 1723 г. С. Рагузинским по прямому указанию Петра П. Баратта скульптурной группе. Торжества в честь заключения Ништадского мира в начале 1722 г. в Москве совпали с тезоименитством Анны, тогда же было объявлено и о совершеннолетии Елизаветы. Создание портрета могло быть связано с преподнесением дочерям Петра титула «цесаревен». Не исключено, что доминирующая роль Анны в портрете может быть связана не просто с ее старшинством, но и с планами о том, что она станет продолжательницей династии.
Мерецкая Ю.С. - Анализ творческого наследия А. Ажбе в свете новых фактов c. 149-160

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.29726

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является творческое наследие словенского художника-педагога Антона Ажбе (1862–1905) и его интерпретация в работах искусствоведов и свидетельствах его учеников и современников. Предметом исследования являются графические и живописные работы художника-педагога. Целью статьи является переосмысление существующего в современном искусствознании понимания вектора творческого развития А. Ажбе. Особое внимание уделяется живописному наследию художника-педагога, в частности живописной работе «Негритянка», дата создания которой была уточнена. При написании данной статьи в процессе анализа творческого наследия А. Ажбе был использован метод формально-стилистического анализа как наиболее точно отвечающий цели статьи и потребностям автора. Научная новизна данного исследования заключается в переосмыслении процесса творческого развития словенского художника-педагога А. Ажбе на основе новой информации о датировке «Негритянки» – одной из его знаковых живописных работ. Основным выводом проведенного исследования является характеристика эволюционных этапов творческого развития А. Ажбе.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.