Человек и культура - рубрика Эстетика и теория искусства
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Эстетика и теория искусства"
Эстетика и теория искусства
Ли С. - Идея «Небо и человек едины» в древнекитайской эстетической мысли и ее положительное значение c. 84-93

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.1.37480

Аннотация: «Характерной чертой восточной модели всеобъемлющего мышления является общая концепция и универсальная связь /…/ Положение о «Небо и человек едины» является высшим и наиболее полным воплощением восточной всеобъемлющей модели мышления » [2,с.149]. Идея « Небо и человек едины » является одним из основных духов традиционной китайской культуры. Эта главная идея повлияла на древнекитайскую политику, этику, жизньи искусство, а также проникла в древнекитайскую эстетическую мысль и произведения искусства.Идея «Небо и человек едины» - это традиционная мудрость древнего китайского народа.Эта идея широко пропагандировалась китайским обществом в 21 веке. Всестороннее продвижение идеи ”единства неба и человека" может улучшить понимание художником измерения и формы красоты, помочь сломать старую парадигму и способствовать культурному развитию и прогрессу. Это воплощено в художественном творчестве, особенно в художественном творчестве китайской живописи, которое фокусируется на “художественной концепции”, что позволяет художникам обращать внимание на понимание общего духа произведений искусства, не разрушая общую красоту из-за определенной части. Из этого видно, что идея ”единства неба и человека" имеет сильное руководство и значение в области эстетической практики, такой как художественное творчество. Цель этой статьи - правильно интерпретировать идею “единства неба и человека” посредством анализа древнекитайской литературы и записей в сочетании с философией, эстетикой и другими областями. И благодаря анализу репрезентативных китайских картин, которые придерживались этой идеи в древнем Китае, это дает пример того, как эта идея может быть применена к эстетической практике. В заключении, мы объединим опыт того времени, чтобы в будущем увидеть положителные значения этой идеи.
Субботский Е.В. - Магический кристалл Рене Магритта c. 86-124

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.12113

Аннотация: В статье дается анализ произведений бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта с точки зрения исследований происхождения искусства в палеоантропологии и магического мышления в психологии. Эти исследования показывают, что у истоков искусства лежит вера древнего человека в то, что рядом с обычным, земным миром существует магический, сверхъестественный мир, в котором обитают души людей и животных. Для общения с этим сверхъестественным миром человек создает особые средства – рисунки, скульптуру, архитектуру, абстрактные знаки и символы. В ходе долгого исторического процесса, вера в магический мир уступает место официальной религии, а у многих современных людей – вере в науку. Чувство магического превращается в чувство эстетического, а средства общения со сверхъестественным – в современное искусство. Однако иследования магического мышления в психологии показали, что у современного городского обитателя вера в магическое не исчезла, а ушла на уровень бессознательного. Хотя наше сознание может отрицать факт существование сверхъестественного, наше бессознательное «верит», что за пределами знакомого мира науки кроется мир сверхъестественного. В этом невидимом мире действуют не законы природы, а законы магии. Полотна Магритта заставляют современного человека почувствовать наличие в нем остаточной веры в существование сверхъестественного мира, отрицаемого современной наукой. Новизна: Впервые живопись Магритта рассматривается в контексте современных экспериментальных исследований магического мышления в психологии. Новым является и анализируемая в статье связь произведений Магритта с наскальной живописью позднего палеолита. Выводы: (1) Полотна Магритта являются квинтэссенцией исторической памяти искусства, уводящей нас на десятки тысячелений в прошлое, к искусству позднего палеолита. Эти полотна обращены к подсознательной вере современного человека в сверхъестественное; (2) Скрытая глубоко в бессознательном вера в сверхъестественное, резонируя с полотнами Магритта, порождает в современном зрителе ощущения загадки и тревоги, а также чувство «уже виденного», заставляя его эмоционально признать отрицаемую рациональным мышлением веру в существование сверхъестественной реальности.
Зайцева Н.В. - Языковые реформы во Франции XVII века и формирование галантной эстетики. c. 91-102

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.2.36031

Аннотация: Изучение языка как носителя нового эстетического идеала в первой половине XVII века во Франции и языковых реформ как следствие появления нового этоса находятся на пересечении социолингвистики, истории и культурологии. На протяжении почти трех столетий французский язык являлся не только языком межнационального общения, подобно латыни. Он нес в себе новую эстетику, знакомил с новой литературой, давал возможность приобщиться к новой манере поведения и образу жизни в целом. Французский язык стал не столько языком образованных людей, подобно латыни, сколько языком светских воспитанных людей, он выражал идеалы галантности, хороших манер и воспитания, обучаться которым иностранцы приезжали в Париж. Чтобы объяснить феномен распространения французского языка и влияния французской культуры не только на Россию, но и на другие европейские страны, необходимо вернуться к языковым реформам XVII века, когда язык становится отражением новой эстетики. Данное исследование ставит задачей показать почему дискуссия вокруг языка перетекает в дискуссию о стиле, а она, в свою очередь, о превосходстве новой эстетики. Реформы французского языка, с одной стороны, стали следствием утверждения в сознании новых эстетических принципов, с другой стороны, повлияли на эстетические принципы своего времени. Простота, естественность и чистота стиля, ясность выражений, которые передают точно мысли приходят во французскую литературу и позднее переносятся на искусство в целом. Успехи языковых и литературных реформ для современников ассоциируются с политическими успехами Франции, ибо «величие империи и элегантность языка всегда идут рука об руку».
Серов Н.В. - Логика оформления цветовых образов c. 106-176
Аннотация: Цель настоящей работы – наглядное представление различий между двумя стратегиями мышления в искусстве и культуре. Методология хроматизма позволила провести семантическое выделение цвета и рисунка в сочетании с известными закономерностями билатеральности мышления. В результате исследования получены семиотические характеристики, которые описывают специфику обыденного, формально-логического и творческого мышления, что может быть использовано в теории культуры, творчества, моды и практике искусствоведения.
Блюдов Д.В. - Прием «субъективного микрофона» в фильме М. Хуциева «Мне двадцать лет» c. 121-128

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.4.43674

EDN: WFRJNV

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье является актерская речь в кинематографе периода «оттепели». Предмет исследования – художественная специфика звучания речи в фильме «Мне двадцать лет». В статье анализируется использование приема «субъективного микрофона» в звуковом решении фильма Марлена Хуциева. В рамках исследования на нескольких примерах подробно проанализирован как эстетический, так и технико-технологический аспект использования вышеупомянутого приёма. «Субъективный микрофон» рассматривается автором как часть обновленного речевого стиля, пришедшего в отечественный кинематограф в эпоху «оттепели». Особое внимание автор уделяет влиянию обновленной речевой эстетики кинематографа 1950-1960-х годов на театральное искусство и актерское творчество.   Новизна настоящего исследования заключается в изучении феномена актерской речи в кинематографе «оттепели» с эстетических и технических позиций. Впервые введен в научный оборот термин «субъективный микрофон» в применении к звучащей речи в экранных искусствах. Предложен для включения в научный оборот термин «кросс-диегезис» для определения особого звукового пространства, формирующегося в экранных искусствах при использовании приема «субъективного микрофона». В статье научно обосновано особое место, которое занимает прием «субъективного микрофона» в концепции разделения звукового пространства фильма на диегетический, недиегетический и метадиегетический планы. Отдельно автор останавливается на включенности приема «субъективного микрофона» в общий документально-поэтический художественный стиль Марлена Хуциева. В заключении автор делает выводы том, какое мощное воздействие на эстетику кинофонографии и, в частности, звучания актерской речи оказало появление магнитной звукозаписи в 1950-х годах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.