Человек и культура - рубрика Художественная культура и творчество
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Художественная культура и творчество"
Художественная культура и творчество
Николовская Ю.В. - Потенциалы компьютерной графики в развитии художественных способностей учащихся c. 1-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.5.43950

EDN: WGJWKV

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является использование такого вида компьютерного искусства, как компьютерная графика, в художественном развитии детей, обучающихся в средних общеобразовательных организациях, с точки зрения педагогики. При анализе потенциала двухмерной компьютерной графики учитываются ее средства, существующие с точки зрения искусствознания и информатики. Особое внимание уделяется на техническом потенциале компьютерной графики в развитии художественных способностей учеников и включает в себя аппаратные и программные средства, а искусствознание сосредоточено на художественно-выразительном потенциале, формируемом художественно-выразительными средствами компьютерной графики (точкой, силуэтом, цвет и др.). Основными выводами исследования темы данной статьи является детальное раскрытие потенциалов компьютерной графики в развитии художественных способностей учащихся. Речь идет о таких ее свойствах, которые, совмещаясь между собой, обеспечивают развитие художественных способностей детей. В настоящей статье дается раскрытая характеристика таким свойствам и рассматриваются развивающие возможности каждого из них. Особым вкладом автора в исследовании данной темы является формулирование теоретических аспектов, благодаря которым в дальнейшем представляется возможным разработка эффективных методик обучения лиц, относящихся к различным возрастным категориям, компьютерной графике и изобразительному искусству в рамках художественного образования.
Шаповалова Н.В. - Крымская война в художественном творчестве ветеранов 1812 года (по произведениям П. А. Вяземского и Ф. Н. Глинки). c. 12-19

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.25941

Аннотация: Предметом настоящей статьи выступает поэтическое творчество русских поэтов, ветеранов Отечественной войны 1812 года, Федора Николаевича Глинки и Петра Андреевича Вяземского, посвященное Крымской войне и обороне Севастополя в 1854-1855 гг. Автор выявляет и анализирует комплекс стихотворений, созданных в период с 1853 по 1867 год. Они касаются различных тем: прославления героев и военачальников, военных действий на Кавказе, бомбардировки Одессы, обороне Севастополя, восприятия Крымской войны как войны за веру, сатирических обзоров военных действий союзников и некоторых других. В статье затрагивается вопрос о восприятии русским обществом Крымской войны сквозь призму исторического опыта 1812 года. Методологической основой исследования служат принципы исторического познания: объективность, историзм. В статье используются сравнительно-исторические методы: художественное творчество поэтов рассматривается на фоне публицистических произведений и литературного процесса эпохи в целом. Обращение к художественной литературе предопределило использование междисциплинарных методов из арсенала филологии и литературоведения: в частности, текстологических методов и структурного анализа. В результате проведенного анализа выявлены основные мотивы, прозвучавшие в художественном творчестве Ф. Н. Глинки и П. А. Вяземского. Оценка ими событий Крымской войны как представителей поколения 1812 года прежде не попадала в поле зрения исследователей. Стихотворения поэтов встраиваются в широкую палитру отечественной культуры середины XIX века, чем подчеркивается их значение не только как личного впечатления, но и свидетельства эпохи. Особое внимание уделено произведениям выражающим формирующуюся историческую память об обороне Севастополя во время Крымской войны.
Вольф Д.В. - Практики DIY в художественной культуре: история и современность c. 31-40

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.18768

Аннотация: Предметом исследования являются исторические закономерности возникновения и развития DIY-практик (от англ. «Do It Yourself» − сделай это сам) как вида любительского художественного творчества. Рассматриваются разные виды DIY-практик в контексте культурной эволюции от древнейших времен до современности. Обосновывается место DIY-практик в эстетике повседневности, историческое изменение роли человека как субъекта материальной и духовной деятельности. Особое внимание уделено функциям DIY-практик, важнейшая из которых преодоление отчуждения человека от его личного творческого начала. Деятельностный подход и историко-генетический метод культурологического исследования позволили выявить особенности DIY-практик как способа творческой самореализации личности в пространстве художественной культуры. Новизна исследования заключается в многоаспектном ретроспективном рассмотрении феномена DIY с учетом культурологического, социально-психологического и искусствоведческого ракурсов. Основным выводом исследования является прямая связь между постиндустриальной стадией развития общества и распространением DIY-практик в области художественной культуры. Показано, что феномен DIY охватывает многие сферы современной художественной культуры, от декоративно-прикладного искусства до музыкального и медийного творчества. Стремление найти вещественную опору в условиях виртуализации реальности, а также преодолеть отчуждение от собственной деятельности, с одной стороны, возвращает людей к архаическим практикам «ручного» непрофессионального труда, с другой стороны, способствует самоактуализации личности посредством индивидуальной творческой деятельности, превращающей повседневные предметы в артефакты художественной культуры.
Канокова Ф.Ю. - Юрий Карасов - художник вольного народа. c. 47-51

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.26069

Аннотация: Предметом настоящего исследования является творчество одного из основоположников изобразительного искусства Карачаево-Черкесской республики, первого профессионального ногайского художника - Карасова Юрия Баубековича. Автор проводит искусствоведческий анализ его живописных и графических полотен из этнографической серии ,,Ногай Эл,,. Выявляет общий стиль, определяет круг сюжетов каждого произведения, раскрывает символические значения ключевых образов, уделяя особое внимание изучению композиционных схем, использованию технических приемов, вычислению цветовых формул и определению основных колористических предпочтений художника. Методы искусствоведческого анализа произведений включают формально-стилистический и иконографический анализ всей серии и отдельно изображаемых образов. В проведённом исследовании автор прослеживает процесс создания каждой работы, начиная от возникновения идеи и, заканчивая, готовым продуктом. Выявляет пути творческого поиска, определяет источники вдохновения. Научная новизна исследования заключается в введении в современное искусствознание круга новых, не известных ранее произведений художника.
Лавров Д.Е. - Палехский промысел лаковой миниатюры в 1980-е гг.: накануне катастрофы c. 57-64

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.36650

EDN: TNAUNZ

Аннотация: Предметом исследования является анализ путей развития промысла палехской лаковой миниатюры в 1980-е гг. – последнее десятилетие советского периода, ставшее также и последним сравнительно благополучным временем развития самого промысла. Особое внимание в статье уделяется анализу так называемого палехского «раскола» – уничтожению единой организации Палехских художественно-производственных мастерских, последовавшему в 1989 г. и закончившему советский период в истории палехского промысла. Цель статьи – охарактеризовать то состояние, в котором один из самых благополучных советских промыслов народного искусства – знаменитый промысел палехской лаковой миниатюры – вошёл в трагическую эпоху 1990-х гг.   Научная новизна исследования состоит в попытке комплексного исследования позднего этапа истории палехского лакового промысла в 1980-е гг., что также позволяет осознать и проблемы его современного кризисного положения. Используя историко-системный метод, а также метод сравнительного анализа, автор исследования приходит к выводу о том, что 1980-е гг. (до «раскола» 1989 г.) стали, как и предыдущие десятилетия истории промысла палехской лаковой миниатюры (несмотря на некоторые отдельные издержки) временем его поступательного развития, а основной причиной распада единой организации промысла в 1989 г. стали финансовые разногласия его участников.
Рашитов Д.Д. - Монеты как украшение и элемент традиционного костюма татар в XIX-XX вв. c. 66-88

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.33350

Аннотация: В статье рассматривается историко - культурологическая составляющая монет в ювелирных украшениях и женском костюме татарского народа Поволжья в XIX-XX вв. Предметами рассмотрения являются монеты царского, советского и современного российского периода, так или иначе использовавшиеся в качестве декоративного элемента в комплексе татарского костюма и в ювелирных изделиях. Методология исследования включает общенаучные и частнонаучные методы, среди которых стоит выделить культурологический анализ, эмпирический опыт автора в реставрации украшений, а также метод интервьюирования. Источниками исследования послужили иконографические материалы, украшения, а также сочинения и свидетельства очевидцев.   Научной новизной в рамках заданной темы является тематический подбор источников и информации, анализ и сопоставление фактов. Также, затрагиваются ранее не изучавшиеся технико-технологические аспекты в подготовке и обработке монет к использованию их в качестве украшения на подлинных образцах. В статье раскрыта основная специфика использования монет в декоративных целях, приведены сведения и гипотезы на основе источников, которые описывали использование монет в целях украшения костюма. Впервые дана классификация монет в зависимости от способа крепления, отверстий и элементов костюма. Показан способ исторической датировки в зависимости от технических и технологических способов обработки монет для использования в украшениях.
Фролов Д.А. - Творчество Аугуста Иванса в контексте развития художественной культуры Латвии 1920–1930 гг. c. 95-103

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.33667

Аннотация: Проблема изучения художественной культуры Латвии после обретения страной независимости в 1918 году почти не отражена в трудах отечественных исследователей. На основе новых фактов творческой биографии одного из выдающихся деятелей культуры Латвии, художника Аугуста Иванса (1895–1975), предпринимается попытка анализа отдельных явлений художественной культуры Латвии 1920–1930-х гг., прежде всего становления высшего художественного образования в Латвийской республике. Благодаря сохранившимся высказываниям художника, раскрывается роль выпускников российских художественных училищ в становлении Латвийской академии художеств. Особо выделена роль участия художника в процессе демократизации художественной жизни страны, благодаря его работе над иллюстрированием сатирических журналов.   Впервые подробно рассмотрев историю жизненного пути и творческой деятельности латвийского художника Аугуста Иванса, можно судить о становлении высшего художественного образования в Латвийской республике. Благодаря сохранившимся высказываниям художника, можно сделать вывод о важнейшей роли выпускников российских художественных училищ в становлении Латвийской академии художеств. В 1920–1930-х гг. в Латвии художественная жизнь стала более публичной, художники получили большие возможности выставлять свои работы. Появилось больше художников, которые смогли обеспечивать себя за счет продажи своих работ. Благодаря изданию большого количества сатирических изданий, в оформлении многих из которых принимал участие А. Иванс, происходит процесс демократизации художественной жизни страны. Также впервые публикуются данные о смерти и месте погребения художника.
Середкина Н.Н. - К вопросу о методологических принципах культурно-семиотического подхода в изучении искусства индигенных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока c. 127-146

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.11320

Аннотация: Статья посвящена анализу культурно-семиотического подхода, рассматриваемого в качестве одного из основных в изучении искусства индигенных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Предложена авторская систематизация методологических принципов культурно-семиотического подхода (понимание культуры как структуры, состоящей из ряда символических систем и культурных текстов; принцип символотворчества, актуализируемого в художественном диалогизме; репрезентативность культуры и символическая интерпретация знаков культуры; понятие «ценность» как одно из ключевых в концепции семантической философии искусства). На основе корреляции методологических принципов культурно-семиотического подхода и идей конструктивизма уточняется определение понятия «искусство». Искусство понимается как культурно-семиотический конструкт, порождающий социальные смыслы в индивидуальных и коллективных сознаниях, и позволяющий осуществлять верификацию человеком представлений об окружающем мире и конструировать на подсознательном уровне свою картину мира. Метод исследования - концептуальный и категориально-понятийный анализ базовых понятий. В статье обосновывает культурно-семиотический методологический подход к анализу произведений изобразительного искусства. Используется методология философско-искусствоведческого анализа В.И. Жуковского, Н.П. Копцевой, Д.В. Пивоварова. Впервые определена наиболее эффективная методологическая стратегия для анализа произведений искусства коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Раскрыта двойная семиотика произведений искусства как культурных текстов. Проанализированы возможности культурно-семиотического подхода для анализа конкретных произведений, в том числе северных народов, проживающих на территории Российской Федерации. Проблематика статьи важна в связи с новым освоением Сибири и Дальнего Востока, необходимостью сохранения уникальной культуры коренных народов, проживающих на этих территориях.
Качай И.С. - Онтологическое, гносеологическое и антропологическое измерения творчества в контексте классической европейской философии c. 137-152

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69277

EDN: DTEPPZ

Аннотация: Объектом настоящего исследования выступает творчество как культурфилософский феномен. Предметом работы являются онтологический, гносеологический и антропологический аспекты творчества, раскрывающиеся в концептуальном пространстве классической европейской философии. Цель данного исследования заключается в выявлении способов осмысления творчества как культурфилософского феномена сквозь призму воззрений крупнейших представителей европейской философской мысли. При рассмотрении сущностных оснований творчества особое внимание уделяется онтологической, гносеологической и антропологической природе творчества, акцентирующейся в концептуальных построениях Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Локка, И. Канта и В.Ф.Й. Шеллинга. Помимо этого, в работе артикулируется тенденция дифференцирования подлинных и мнимых творческих интенций субъекта, в явном или имплицитном формате наличествующая в смысловом поле классической европейской философии. Актуальность исследования детерминируется современной тенденцией подмены творчества как свободного и вдохновенного процесса формирования нового бытия механистическими и алгоритмическими актами комбинаторного конструирования продукта с целью удовлетворениях сугубых прагматических интересов. Теоретической основой данного исследования являются оригинальные работы представителей классической европейской философии, а также современные исследования в области философии творчества. Методологическим фундаментом работы выступают компаративистский анализ и метод контекстуального видения творчества. Основным результатом проведённого исследования является артикуляция понимания феномена творчества в контексте классического периода развёртывания европейской философской мысли с позиций онтологического, гносеологического и антропологического подходов. На основе выявленных аспектов искомого культурного феномена представлено исторически детерминированное понятие творчества. Научная новизна исследования также заключается в обнаружении и акцентировании как явных, так и имплицитных стремлений классиков европейской философии к сущностному размежеванию подлинных и мнимых интенций творческого субъекта. Выявленные интенции вкупе с концептуализированными онтологическими, гносеологическими и антропологическими воззрениями европейских мыслителей относительно природы творчества позволили разработать рабочую дефиницию мнимого творчества. В этом отношении онтологический, гносеологический и антропологический аспекты творчества в перспективе могут образовать систему критериев, позволяющих дифференцировать подлинные и мнимые творческие интенции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.