Человек и культура - рубрика Историческая культурология и история культуры
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Историческая культурология и история культуры"
Историческая культурология и история культуры
Князев П.Ю. - Чарльз Дэвенант (1656-1714) – английский публицист и политик c. 17-24

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.32772

Аннотация: Предметом исследования является биография английского мыслителя, публициста и политика Чарльза Дэвенанта (1656-1714). Автор подробно рассматривает жизнь и деятельность мыслителя, факторы, повлиявшие на его карьеру и определившие особенности его творчества. Автор рассматривает различные этапы биографии мыслителя, его участие в политической борьбе в Англии конца XVII-начала XVIII веков. Особое внимание уделяется роли Дэвенанта как публициста, как автора памфлетов и политических трактатов. Затронута эволюция взглядов Дэвенанта в связи с его биографией. Автор применяет историко-биографический метод, реконструирует обстоятельства жизни, особенности и результаты деятельности мыслителя в контексте эпохи. Новизна исследования связана с актуальностью изучения наследия Ч.Дэвенанта в контексте английской культуры рубежа XVII-XVIII веков. До сих пор в отечественной литературе не существует биографии мыслителя, совсем немного о карьере публициста написано в работах зарубежных авторов. Автор приходит к выводу, что карьера Дэвенанта оказала заметное влияние на содержание и тематику его работ. Опыт работы в торговых и финансовых ведомствах дал Дэвенанту ценные знания и доступ к статистическому материалу, в конечном итоге сделал возможным обращение мыслителя к методу «политической арифметики». Наконец, необходимо отметить, что политическая позиция Дэвенанта менялась под воздействием карьерных соображений, что необходимо учитывать при дальнейшем анализе взглядов мыслителя.
Безверхий Д.В. - Усадьба Глазово и другие каширские имения Баженовых в первой трети XIX в. c. 26-40

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.4.43719

EDN: UENOOP

Аннотация: Усадьба Глазово в Каширском уезде Тульской губернии (ныне деревня Старое Глазово Веневского района Тульской области) занимает особое место в биографии великого русского архитектора Василия Ивановича Баженова (1738-1799), выдающегося зодчего и живописца эпохи классицизма. Именно здесь зодчий регулярно проживал в период своей опалы после отстранения от строительства усадьбы Царицыно во второй половине 1780-х гг. и в начале 1790-х гг., и именно в с. Глазове в 1799 г. Василий Иванович по своему завещанию был перезахоронен со Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге. В настоящей статье автор продолжает исследование истории усадьбы архитектора В. И. Баженова и ставит своей задачей осветить историю каширских имений его семьи в первой трети XIX в. до момента их полной продажи в 1837 г., окончательно проясняя ряд важных вопросов истории усадьбы Глазово. Новизна исследования заключается в публикации многих раннее неизвестных сведений и документов, выявленных автором в ходе работы в архивах Тулы, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. К примеру, впервые приводится опись господского строения усадьбы Глазово 1823 г., окончательно подтверждается факт захоронения В. И. Баженова на кладбище бывшего с. Глазова, а также проясняется судьба усадебной каменной Никольской церкви, которую зодчий заложил в 1784 г. и так и не смог достроить. Выяснение данных вопросов важно как с точки зрения баженоведения, так и с точки зрения истории русского искусства и архитектуры в целом.
Царёва Е.С. - Культурно-просветительные общества в Енисейской губернии и их участие в музыкальной жизни региона конца XIX – начала XX века c. 35-58

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23811

Аннотация: Предметом исследования являются культурно-просветительные общества Енисейской губернии как локальная форма самоорганизационных социальных процессов. Объектом выступает музыкальная жизнь городов Енисейской губернии конца XIX – начала XX века. Цель данной статьи заключается в анализе деятельности ряда культурно-просветительных обществ Красноярья (любителей музыкального искусства, попечения о начальном образовании, вольно-пожарных, трезвости) и в осмыслении её влияния на становление музыкального пространства региона. На основе корпуса научных трудов и широкого спектра неопубликованных исторических источников (архивных документов, дореволюционных печатных изданий) характеризуются культурно-просветительные общества как явление российской истории досоветского периода, кратко рассматривается их генезис, отмечается региональная (сибирская) специфика, очерчиваются организационная структура и функции, открываются неизвестные ранее аспекты музыкально-творческой работы просветительных обществ Енисейской губернии. Методологическую основу статьи составляет комплексный междисциплинарный подход, опора на исследования отечественных учёных в области музыкознания (в том числе музыкального краеведения), истории, регионоведения, социологии, культурологии. Ведущим для автора являлся принцип историзма, установлению необходимого массива эмпирического материала способствовал источниковедческий метод, при работе с конкретными фактами широко использовались дескриптивный и сравнительно-исторический методы. Новизна исследования заключается в следующих выводах: 1) Развитие музыкальной жизни в Енисейской губернии (и на многих других периферийных территориях страны), не входя в сферу непосредственных интересов местной власти, во многом питалось общественной инициативой, и культурно-просветительные негосударственные союзы как очаги социальной самоорганизации выступали важнейшим и доминирующим катализатором её динамики, а в уездных городах – практически единственным; 2) В Енисейской губернии, в отличие от многих соседних сибирских территорий, не сложился механизм необходимых условий для устойчивого и продолжительного функционирования союзов любителей искусства, непосредственно формирующих локальную музыкальную жизнь, их отсутствие отчасти компенсировалось немузыкальными просветительными обществами, проводившими широкую культуротворческую работу.
Лепешкина Л.Ю. - Образы «своего» и «чужого» в обрядах жизненного цикла немцев Поволжья (20-е гг. XX в.) c. 36-46

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.3.29800

Аннотация: Статья посвящена обрядам жизненного цикла немцев Поволжья в 1920-е гг. Указанный исторический период выбран в силу его противоречивости, который можно охарактеризовать борьбой между прежними культурными ценностями и социалистическими идеалами. Ключевым вопросом в анализе немецкой обрядности является отражение в ней категорий «свой» и «чужой». Данные категории служат теми первоэлементами, вокруг которых разворачивается обрядовый сюжет. Они четко определяют символику обрядов жизненного цикла, выделяя в них область реального и сакрального. В основу исследования положен принцип историзма. В публикации используются следующие методы: сравнительно-исторический, логический, ретроспективный, проблемно-хронологический и синхронный. Новизна исследования состоит в том, что впервые обряды жизненного цикла немцев Поволжья анализируются как область столкновения «своего» и «чужого», влияющих на картину мира немецких колонистов и предопределяющих их судьбу. В структурном плане статья включает краткую характеристику понятий «свой» и «чужой», описание способов проявления «своего» и «чужого» в обрядах жизненного цикла поволжских немцев, рассмотрение немецких ритуальных текстов с точки зрения присутствия в них исследуемых категорий. Результаты исследования показывают, что система «свой – чужой» оказывала влияние на восприятие поволжскими немцами инокультурных элементов. Теоретическая значимость статьи заключается в углублении представлений об обрядах жизненного цикла немцев Поволжья. В практическом отношении материалы публикации могут использоваться для подготовки целевых программ сохранения культурного наследия Поволжского региона.
Тинякова Е.А. - Классика, история и современность в театральном искусстве c. 38-55

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.6.3880

Аннотация: В статье рассматриваются отличительные черты театрального искусства по сравнению с другими видами искусств. Внимание уделяется современным тенденциям в развитии театрального искусства. Особенность этого вида искусства кратко просматривается с его зарождения. Твердый фундамент русского классического театра составляет система К. С. Станиславского. На примере Курского областного драматического театра имени А. С. Пушкина, с творчеством которого автор статьи знаком многие десятилетия и историю которого изучала по архивным источникам, отмечаются классические факты из истории русского театра в целом.
Шапиро Б.Л. - Русская конница в эпоху Фридриха Великого: культурный конфликт или диалог культур? c. 41-56

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.28891

Аннотация: Развитие кавалерийского искусства XVIII столетия тесно связано с достижениями прусской военной системы. Предмет исследования — динамика развития русской кавалерии, происходившая под влиянием идей Фридриха Великого — создателя сильнейшей конницы Европы середины и второй половины XVIII столетия. В России его влияние было весьма ощутимым, но при этом в разные периоды различным: оно прежде всего зависело от отношения правящего монарха к прусскому милитаризму. Источники исследования — военно-административные и военно-уставные документы XVIII столетия. Методологической основой исследования является сравнительно-исторический метод. Вариативные сравнения позволили выделить и проанализировать общее и особенное в организации кавалерии Пруссии и России в разные ее периоды; построение привязано к стадиальности событийной истории. Проведенный анализ позволил выделить те положительные и отрицательные стороны, которое появились в русской кавалерии под прусским воздействием. Сопоставляя их, можно заключить, что рецепция достижений Фридриха II в России приобрела значение, которое трудно переоценить: именно благодаря ей были определены те основы, на которых национальное кавалерийское искусство развивалось в следующие полвека.
Синеокий О.В. - Рок как символический элемент «югоностальгии» – в нашей интерпретации через призму концепции словенского профессора-культуролога М. Великоня c. 44-106

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14624

Аннотация: В статье представлен анализ истории рок-культуры в Югославии c позиции развития социокультурных коммуникаций. Предметом данной статьи выступает социокультурный анализ развития югославского рока, а целью – ретроспективное обобщение исторического опыта в данной сфере с позиции концепции о коммуниктивно-символической природе «югоностальгии», изложенной в работах современного словенского культуролога, профессора Мити Великоня. Автор подробно освещает малоизученные страницы истории югославской рок-музыки. Определено место рока как особой институции в системе социокультурных коммуникаций. Охарактеризована социально-коммуникационная сущность системы рекординга. Особое внимание уделяется изучению закономерностей развития звукозаписывающих учреждений в системе социальных коммуникаций во времена социализма. Проанализирована бизнес-модель музыкально-издательских корпораций Югославии во второй половине ХХ столетия. В статье c позиции гуманитарного знания рекординг исследован как социальный конструкт в широком поликультурном медиапространстве. Автор ведет научный поиск, используя сравнительно-историческую методологию и опираясь на наиболее значимые идеи концепции М. Великоня о коммуникативно-символической природе феномена югоностальгии. Географические границы исследования составляет Социалистическая Федеративная Республика Югославия (позже – республики Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина). Новизна исследования заключается в обозначении приоритетов информационных стратегий по продвижению фонографических релизов, среди которых особая роль в музыкальном бизнесе отводится PR-технологиям и «обратной связи». В результате проведенного исследования автором предложено понимание рекординга как сложного кластера медиасферы, где сформированы устойчивые правила, проявляются определенные исторические закономерности, а также действуют специфические принципы.
Романова Е.Н., Покатилова Н.В. - Понятие «культуры» в научной биографике репрессированного ученого Г. В. Ксенофонтова в период советского нациестроительства c. 50-59

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40699

EDN: SFJCOF

Аннотация: В изучении персональной истории репрессированной интеллигенции Якутии имя выдающегося ученого и общественно-политического деятеля Гавриила Васильевича Ксенофонтова (1888–1938) занимает особое место не только в силу трагичности его личной судьбы, но и актуализации и значимости на современном этапе его наиболее концептуальных идей, обладающих, как и их автор, собственной научной судьбой. Впервые исследования подобного типа стали возможными, благодаря, с одной стороны, бесценному пласту архивных источников, выявленных в рукописном наследии Г. В. Ксенофонтова, с другой – методологии комплексного изучения биографического нарратива в интеллектуальной традиции первых якутских ученых-гуманитариев в рамках современных подходов интеллектуальной истории. Впервые в неопубликованном рукописном наследии Г. В. Ксенофонтова выделяется особенный круг представлений, наиболее показательных в аспекте формирования его целостной интеллектуальной программы. В своих научных записях 1934–1937 гг. Г. В. Ксенофонтов все чаще обращается к многоаспектному понятию «культуры», воспринимаемой в целом в качестве сложного механизма комплексного продуцирующего начала, связанного с этнической идентичностью и национальным самосознанием. В этой связи в высказываниях и исследованиях ученого последних лет наблюдается устойчивый интерес к методологическим исканиям и концептуальной основе смежных гуманитарных дисциплин. На их обзоре и обоснованию в широком контексте представлений Г. В. Ксенофонтова о «культуре», причин их появления в его научном инструментарии остановимся в настоящей работе, что определило предмет и цель исследования.
Арапов А.В. - Изображения в митреумах и их интерпретация c. 51-63

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.12881

Аннотация: Предметом исследования являются изображения в митреумах - местах, гдн совершались мистерии Митры. Автор утверждает, что в каждом митреуме центральное место занимало изображение Митры, убивающего священного быка, а также что вторым по значению после тавроктонии изображением в митреуме является изображение пира. На этом изображении показаны Митра и Солнце пирующие над убитым быком, вкушая различные части его тела. Еще одно часто встречающееся изображение по мнению автора: рождение Митры из камня. Митра изображен юношей появляющимся из камня, с кинжалом в одной руке и с факелом в другой. В статье также утверждается что одним из наиболее характерных митраистских изображений является также леонтоцефал: обнаженная мужская фигура с львиной головой, обвитая змеей или двумя змеями, как кадуцей. В исследовании используются сравнительный анализ, рассматриваются классические и современные исследования митраистского символизма. Статья показывает современное состояние проблемы интерпретации изображений из митреумов. Автор делает вывод что, единственное, что надежно устанавливается при интерпретации тавроктонии – это то, что бык является жертвенным животным. Классической и до середины 1970-х господствующей была выдвинутая Франсом Кюмоном концепция «переноса». В статье также исследуются выводы Кюмона, который пологал, что митраизм представлял собой перенос персидского культа на римскую почву. Мистерии Митры были по его словам «римской формой маздеизма». Автор констатирует, что во второй половине XX века на первое место выдвинулась интерпретация, согласно которой астрономический и астрологический символизм имеют ключевое значение в мистериях Митры в целом и в тавроктонии, в частности. Юлэнси предположил, что Митра символизирует созвездие Персея, которое на звездном небе расположено непосредственно над созвездием Быка. Микаэль Шпайдель предложил другую интерпретацию в рамках астрономического подхода. По его мнению, Митра соответствует созвездию Ориона. Роджер Бек подверг критике Шпайделя и Юланси за буквалистскую картографическую логику их интерпретаций. По мнению Бека Митра является солнцем, которое проходит через созвездия. В настоящее время среди академических исследователей нет консенсуса относительно интерпретации тавроктонии.
Соколов О.А. - Крестовые походы в арабском дискурсе Палестинского вопроса (1917-1948): культурный аспект c. 52-59

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.33315

Аннотация: Во второй половине XX - начале XXI вв. арабский дискурс Палестинской проблемы был и остается насыщенным отсылками к теме Крестовых походов (1099-1291) и уподоблениями современных перипетий истории Палестины средневековым событиям. Современная историография прослеживает рост популярности подобных реминисценций начиная с 1948 г., при этом в современной научной литературе практически нет упоминаний об использовании арабскими деятелями культуры «антикрестоносной риторики» до этой даты. Исходя из этого, объектом исследования является мобилизация исторической памяти в арабской культуре первой половины XX в., а его предметом - обращения к теме Крестовых походов в арабских художественных произведениях 1917-1948 гг., посвященных Палестинскому вопросу. Анализ художественных произведений арабских деятелей культуры первой половины XX в., показал, что задолго до Арабо-израильской войны 1948-1949 гг. такие события как обнародование декларации Бальфура в 1917 г. или Арабское восстание 1936-1939 гг. активно соотносились арабскими поэтами и драматургами с эпохой Крестовых походов. В период с 1917 по 1948 гг. можно выделить следующие типы обращений арабских деятелей культуры к эпохе Крестовых походов в связи с Палестинской проблемой: обвинения Европы в ведении нового Крестового похода, проявлениями которого объявлялись деятельность мандатных администраций и прибытие еврейских поселенцев; напоминания о неудаче Крестовых походов, которая должна была послужить предостережением для современных европейцев; возрождение собственной героической памяти палестинцев о противостоянии европейским крестоносцам в Средние века, которая должна была воодушевить современников на борьбу за свою землю.
Брыкина Ю.Я. - Супружеские отношения в купеческой семье в ранних произведениях А. Н. Островского c. 56-63

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.22564

Аннотация: Предметом исследования статьи стали супружеские отношения разных поколений в купеческой семье, описанные в ранних произведениях А. Н. Островского. В литературном мире А. Н. Островскому отведена роль «бытописателя» купеческого сословия. Еще современники воспринимали пьесы драматурга не только в качестве художественных произведений, а как «картины жизни». Откликнувшись на появившийся в обществе интерес к жизни различных сословий, А. Н. Островский, прекрасно знакомый с разными сторонами купеческого быта, сделал его открытым для широкой читательской и зрительской аудитории. Пьесы драматурга воспринимались как зарисовки из повседневной жизни и формировали новый стереотип в восприятии купечества. Цель работы состоит в определении степени достоверности в изображении одной из сторон частной жизни купеческой семьи, а именно супружеских отношений. Для достижения поставленной цели были изучены описания взаимоотношений мужа и жены в ранних произведениях А. Н. Островского («Записки Замоскворецкого жителя», «Картина семейного счастья», «Свои люди – сочтемся!», «Утро молодого человека», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «В чужом пиру похмелье», «Праздничный сон – до обеда», «Гроза»). Далее были отобраны и изучены воспоминания представителей купечества середины XIX в. Мемуарное наследие, фиксирующее жизнь московского купечества 1845-1860-х гг. невелико. Для исследования были взяты воспоминания Н. П. Вишнякова, А. И. Волковой. Новизна исследования заключается во-первых, в использовании произведений драматургии в качестве исторического источника, во-вторых, в попытке раскрыть характер супружеских отношений старшего и младшего поколений купечества 40-60-гг. XIX в., используя произведения художественной литературы. Проведенное исследование показало, что семейный уклад купечества старшего поколения, описанный в ранних произведениях А. Н. Островского был основан на традиционных принципах, ведущих начало от «Домостроя». Семейные отношения молодых представителей купечества намного разнообразнее, чем у их родителей. Изображая отношения старшего поколения, А. Н. Островский использует одну и ту же схему – полная власть главы семьи и рабское подчинение супруги, не имеющей возможности отстаивать свои права. Дух времени проникает за высокие заборы купеческих усадеб и вносит изменения в семейный уклад, господствовавший десятилетиями. Мемуары представителей купечества этого периода крайне скупы в описании взаимоотношений между супругами, что можно объяснить либо желанием сохранить тайну частной жизни, либо отсутствием ярких воспоминаний. Поскольку за А. Н. Островским еще при жизни закрепилась слава бытописателя купечества, и в виду незначительного внимания мемуаристов к супружеским отношениям, произведения драматурга можно использовать в качестве дополнительного источника информации для исследования этой стороны сословного быта.
Евсеев В.Н., Макашева С.Ж. - Традиционная одежда русского старожильческого населения Обь-Иртышского Севера (вторая половина XIX - начало XX вв.) c. 63-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.28172

Аннотация: Предметом исследования является традиционная одежда русского старожильческого населения Обь-Иртышского Севера, основные элементы которой сложились в течение трех столетий к XIX веку. Рассмотрены такие факторы в формировании одежды сибирских старожилов Обского Севера (праздничной и повседневной, мужской и женской), как традиции национального костюма, особенности природно-климатические и хозяйствования, иноэтнические элементы, возникающие в определенной среде проживания и обусловленные контактами с коренными народами Обского Севера, влияние моды на рубеже XIX-XX вв. На основе историко-типологического метода предпринят системный подход к описанию традиционных элементов и особенностей одежды старожильческого населения Обь-Иртышского Севера, когда основные положения исследования верифицируются ссылками на работы исследователей быта и культуры населения Обского Севера указанного периода. Традиционные комплексы одежды старожилов Северо-Западного Зауралья наследовали прежде всего традиции северорусского типа одежды, с сохранением общерусских элементов повседневной и праздничной одежды. Повседневная, трудовая, дорожная одежда насельников испытала значительное влияние иноэтнического костюма коренных народов региона, в первую очередь зимней одежды автохтонного населения, что порождало смешанный (полиэтнический) тип зимней одежды старожильческого населения. Не испытал изменений, иноэтнических влияний ритуальный (похоронный) костюм. В праздничном комплексе национальные традиции сохранялись, однако на рубеже столетий праздничная одежда старожилов утрачивала отчетливые национальные черты. Причины кроются в новых реалиях быта и культуры: полиэтничный состав населения региона, наступал диктат моды (в одежде), наличие разнообразной привозной одежды на северном рынке, а также возможность выбора одежды товарного производства.
Серебрякова Е.Г. - Ценность социального поступка в аксиологии и самосознании советских нонконформистов 1960-70-х годов c. 73-79

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.29182

Аннотация: Объектом данного исследования является самосознание советской либеральной интеллигенции 1960-70-х годов. Предмет анализа – аксиология сообщества, реализованная в социальных поведенческих практиках. Цель – охарактеризовать базовую ценность в нонконформистской аксиологии. По мнению автора, такой ценностью был социально ответственный поступок. Достижение цели требует решения нескольких задач: определить семантику понятия «социально ответственный поступок» в самосознании советских нонконформистов, выявить мотивацию социальных действий, оценить место общественных акций в аксиологии сообщества. Материалом исследования выступают воспоминания и дневники представителей либеральной интеллигенции эпохи «оттепели» Цель и задачи определили специфику исследовательского подхода. Семиотический метод определяет инструментарий анализа: выявление семантики понятия «поступок» влечет оценку реализации сформированного представления в самосознании и поведенческой практике сообщества, позволяет охарактеризовать аксиологию Автор делает вывод, что «поступок» является смыслообразующим понятием в аксиологии и самосознании нонконформистов. В семантику понятия авторы мемуаров включали бескорыстное, самоотверженное действие, продиктованное ответственностью за судьбу страны, потребностью проявить свою гражданскую активность. С помощью категории «поступок» нонконформисты производили идентификацию себя и членов сообщества. Способность к ответственному действию была для нонконформистов главной социальной характеристикой личности, определяющей поведенческую тактику, цели и задачи личной и групповой активности
Карагодин А.В., Петрова М.М., Глубоков А.И. - Приморские виллы «Мечта» и «Ксения» в Симеизе на Южном берегу Крыма: судьба зданий и их создателей на фоне «столетия крайностей» (1900-1990 гг.) c. 73-93

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.33467

Аннотация: Предметом исследования является история двух признанных памятников Южного берега Крыма – вилл «Мечта» и «Ксения» в поселке Симеиз под Ялтой, возведенных в период дачного бума начала XX в. и с тех пор являющихся центром притяжения внимания любителей старины, жителей и гостей этого курортного поселка, его градостроительной доминантой. Впервые в историографии на основании комплекса вновь вводимых в научных оборот источников – в первую очередь архивных, материалов музейных фондов, а также источников исторической памяти – восстановлена последовательность смены собственников земельных участков, на которых построены оба здания, выявлены имена заказчиков строительства обеих вилл и их архитекторов, описана судьба зданий и их владельцев и потомков после установления советской власти и национализации частных владений на Южном берегу Крыма. Новизна предпринятого исследования заключается не только в осуществленной авторами впервые документальной реконструкции судьбы двух памятников истории и культуры России конца XIX - начала XX вв., описание которой в исторической, искусствоведческой и краеведческой литературе до того изобиловало «белыми пятнами», но и в помещении этой реконструкции в контекст изучения социокультурной модернизации России в начале XX в., формирования новых социальных страт со свойственной им новой культурой досуга, эстетизации быта. Выявленные авторами источники и информация, несомненно, не только будут способствовать сохранению культурного наследия России, но и могут использоваться исследователями истории России XX в., работающими в области социальной истории, истории культуры, истории досуга, истории ментальности.
Шапиро Б.Л. - Русская конница на рубеже веков: Belle Époque или Fin de Siècle? c. 82-93

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.30802

Аннотация: Рубеж XIX–XX вв. — один из самых противоречивых периодов в истории русской конницы. В это время ее развитие проходило под влиянием пограничных по отношению друг к другу культур: Belle Époque, выражающей идею расцвета, и культуры Fin de Siècle, естественным образом связанной с декадентскими настроениями культурного перелома. Конфликт двух полярных тенденций обозначил несколько направлений развития, которые максимально обострились к концу исследуемого периода. Своеобразным катализатором развития послужило поражение в Русско-японской войне, усилившее пессимистические настроения. Методологической основой исследования является историко-системный метод: он используется для раскрытия вопроса как совокупности взаимосвязанных событий, явлений и объектов, из взаимодействия которых складывается определенная форма русской военной культуры. Метод периодизации используется для обозначения этапов исторического развития этой культурной формы. Структура работы сформирована по проблемно-хронологическому принципу изложения. В научный оборот вводятся материалы, позволяющие не только проследить историческое развитие русской конницы на рубеже XIX–XX вв., но и заявить о ней как о культурной форме, подверженной тому же конфликту перелома веков, как и другие, "мирные" культурные формы. Результаты исследования также позволяют рассматривать историю развития русской конницы в условиях культурного перелома их не только как часть российской военной истории, но и как часть культурной истории России.
Шапиро Б.Л. - Сапоги и шпоры: вещи-символы русского всадничества в воспоминаниях русских кавалеристов c. 85-95

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.35669

Аннотация: Предметом работы являются отдельные памятники материальной культуры русского всадничества как специфическая форма, имеющая потенциал символико-смыслового содержания. Цель работы — комплексное исследование процесса символизации некоторых форм материальной культуры русского всадничества. Источниковая база — археологический материал, историческая публицистика и мемуарная литература. Значительное место отдано трудам представителей русского зарубежья: это материалы, предоставленные корреспондентами русского военно-исторического журнала «Военная быль» (Париж, 1952–1974) и литературно-публицистического «Нового журнала». По понятным причинам в центре внимания здесь оказалась именно символика-смысловая сторона проблемы, несмотря на изрядную долю ностальгизации и мифологизации исторической действительности. Наиболее общие принципы методологии исследования связаны с культурологическими концепциями представителей московско-тартуской семиотической школы Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского (реинтерпретация русской культурной истории в контексте бинарной оппозиции) и В. Н. Топорова (реконструкция архетипов русской культуры). В первую очередь, речь идет о возможностях семиотического подхода к истории, объектом анализа которого являются взаимосвязанные исторические тексты, и исторические контексты. Проблема, в том виде, как она поставлена в настоящем исследовании, еще не ставилась и не разрабатывалась исторической культурологией и историей культуры. История материальной культуры русского всадника впервые представлена с позиции культурологической методологии познания. Результатом исследования стало следующее заключение: процесс поэтизации, мифологизации и символизации вещей-символов русского всадничества получил наибольшую востребованность в экстремальных условиях рубежа XIX–XX веков (последних лет империи). Сфера возможного практического применения результатов исследования — музейное дело, важнейшим направлением которого является не только сохранение памятников материальной и нематериальной культуры, но и максимально возможное раскрытие их историко-культурного потенциала, исторической уникальности.
Кандаурова Т.Н. - Российские предприниматели XIX – начала XX вв.: возможна ли энциклопедия одной фамилии? c. 86-99

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15244

Аннотация: Объектом исследования являются семьи российских предпринимателей (Абрикосовых, Боткиных, Бахрушиных, Третьяковых, Мамонтовых, и др.), которые много сделали не только в области развития отечественного промышленного производства, торговли и банковского дела, но и в сфере развития отечественной культуры, и в социальной сфере пореформенного периода. В статье рассматривается возможность создания энциклопедий одной семьи, внесшей значительный вклад в развитие отечественной культуры. Подобная энциклопедическая практика может представлять интерес как в плане подготовки справочного издания, так и расширения информационного поля историко-культурных исследований. При проведении исследования использовались методы исторической культурологии, привлекался принцип историзма и отдельные элементы метода компаративистики. Вкладом автора в исследование темы выступает произведенный анализ формата энциклопедических изданий, посвященных семьям российских купцов и предпринимателей, включая анализ возможностей представления различных информационных массивов, разделов и блоков, которые позволяют отразить основные этапы жизни и деятельности больших купеческих и предпринимательских семейств и их отдельных представителей. Предлагается теоретико-методологическое обоснование возможности энциклопедического издания, посвященного отдельной предпринимательской фамилии.
Сертакова Е.А. - Концепт «город» в русской культуре c. 97-126

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.12044

Аннотация: Предмет исследования - концепт города в контексте истории русской культуры. Проводится анализ исследований в области понятия "концепт", рассматриваются различные теории концепта. Концепт города раскрывается через интеграцию различных определений города, его понимания в летописных и живописных произведениях древнерусской культуры. Рассматриваются современные теории города как социально-культурного феномена. Предлагается понимание города как культурного пространства, рассматривается генезис современного культурологического понимания города в контексте анализа древнерусских летописей и живописных миниатюр. Основной метод - анализ концептов (методика Ю.С. Степанова, А.А. Ситниковой). Используется терминологический анализ понятия "город", применяются элементы культурных исследований (методика Н.П. Копцевой), искусствоведческого анализа текстов древнерусского искусства (методика В.И. Жуковского). Научная новизна работы заключается в интеграции культурологического, концептуального, искусствоведческого методов исследования. Уточнено древнерусское понимание концепта "город" на материале анализа конкретных древнерусских живописных миниатюр. Используется синтетическая культурологическая методология, связанная с синтезом теоретических и прикладных методов культурных исследований. Концептуальный анализ города дополняется искусствоведческим анализом художественных произведений.
Карагодин А.В., Петрова М.М. - Новый Мисхор - первый дачный курорт на Южном берегу Крыма (1898-1920): реконструкция социокультурной истории c. 103-127

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.32969

Аннотация: Предметом исследования является история первого из дачных курортов, появившихся на Южном берегу Крыма на рубеже XIX - XX вв. на землях крупных помещичьих имений – Нового Мисхора Шуваловых-Долгоруковых. Феномен дачного строительства на Южном берегу, старт которому дало основание Нового Мисхора, рассматривается в контексте процессов экономической и социокультурной модернизации российского общества, формирования механизмов самоидентификации нарождавшегося «среднего класса» и новой городской культуры. Отдельное внимание уделяется периоду 1917-1920 гг., когда на дачах Нового Мисхора сформировалась колония уехавших из столиц деятелей искусства. На основании изучения комплекса исторических источников, многие из которых впервые выявляются и вводятся в научный оборот, составлена база данных дач и дачников Нового Мисхора. Широко используются архивные фонды, справочная литература, источники личного происхождения (мемуары, переписка), визуальные источники. Новизна предпринятого исследования заключается в первую очередь в установлении личностей и социального статуса арендаторов всех участков на дачном курорте Новый Мисхор, осуществленном впервые в историографии, выявлении круга источников для его дальнейшего изучения, а также реконструкции хронологии развития курорта, деталей повседневной жизни и черт ментальности его обитателей, среди которых оказалось немало известных деятелей культуры и искусства России того времени – писателей, актеров, художников, ученых, меценатов.
Суходольская Е.С. - Роль культуры в сохранении этнической идентичности армян в V веке c. 117-126

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.33576

Аннотация: Предметом статьи выступает культурная деятельность армян в V веке, направленная на сохранение народного единства в условиях потери государственности и усугубившемся положением населения Восточной и Западной Армении. Объектом исследования выступают армянские деятели V века, оказавшие влияние на культурное развитие региона в изучаемый период. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как создание национальной письменности, распространение образования и появление национальной литературы, развитие архитектурной мысли. Особое внимание уделяется роли церкви в развитии культуры этого периода, и, как следствие, появившимся номоканонам, ставшими правовой основой светской и церковной жизни. Научная новизна исследования определяется новым в исторической науке направлением, связанным с исследованием этнической идентичности. В медиевистике данное проблемное поле представляет особую значимость, так как народы и государства в это время нередко сталкиваются с потерей независимости и вынужденной утратой государственности, что усложняет процессы этнического самоопределения населения. В работе анализируются источники, описывающие культурное развитие как Восточной, так и Западной Армении, позволяющие говорить о степени сохранения этнического самосознания народа, его единения перед угрозой ассимиляции и потери самобытности. Выводы, сделанные в работе, позволяют судить о значимости культурного развития для формирования, сохранения и развития этнической идентичности народа в условиях угрозы ассимиляции или насильственной интеграции.
Яйленко Е.В. - Nulla mulier buona: образ идеальной жены по данным морально-этических трактатов эпохи Возрождения. c. 171-189

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.28171

Аннотация: В статье изучается комплекс воззрений на предназначение женщины и ее общественное положение, каким он отразился в содержании морально-дидактических трактатов эпохи Возрождения. В качестве исторических источников служат сочинения Джузеппе Пасси («Женские недостатки», 1599), Лукреции Маринелла («Благородство и совершенства женщин, и недостатки и изъяны мужчин», 1600) и Модераты Фонте («Достоинства женщин», 1591-2), а также других авторов, составлявших компендиумы о правильном ведении домашнего хозяйства или воспитании детей. Метод научного исследования заключается в выявлении в составе таких трактатов основополагающих тезисов, характеризующих распространенное отношение к женщинам, которое уточняется при сопоставлении с другими историческими источниками. Новизна работы заключается в том, что впервые в качестве исторического источника использован содержательный материал морально-дидактических и хозяйственных трактатов, помогающий выявить реалии повседневного существования женщины в эпоху Возрождения.Поскольку иногда автором таких сочинений бывали сами женщины-писательницы, обращение к ним позволяет понять, какими особенностями отличалось их собственное восприятие своего общественного положения.
Назанян К.Г. - Иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Антоний (Сорунков) (1859-?) и его вклад в сохранение и изучение церковных древностей c. 190-197

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.28993

Аннотация: Актуальность темы исследования обусловлена возрождением интереса к деятельности Русской Православной Церкви и её истории в наши дни. Исследование сохранения отечественного культурного наследия православным духовенством основано на анализа личного вклада священника Кирилло-Белозерского монастыря. Предметом исследования являются идеи и проекты, предложенные в начале ХХ века иеромонахом Антонием (Сорунковым). Объектом исследования является социокультурная деятельность священнослужителя. Автор подробно рассматривает в статье факты биографии монаха, подтверждённые архивными и музейным документами, которые реконструируют описываемые события. Для научной разработки темы особое значение имеет применение деятельностного подхода в изучении истории культуры, в раскрытии личности и ее персональных стратегий поведения, в анализе проблемы соотношения коллективного и личностного в Русской Православной Церкви, концептуальных основ и исторических форм сохранения и изучения культурного наследия. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ всех выявленных документальных свидетельств об иеромонахе Антонии (Сорункове). Указанные документы архивов и музеев смогли смоделировать те события, которые повлияли на о. Антония как на будущего журналиста и собирателя. Неспособность смиренно реагировать на несправедливость действий окружающих, желание реформировать установленные порядки и увлечение созерцательно-охранительной стороной жизни привели к тому, что музей, создание которого он видел своей целью, не был создан. Сегодня часть личного музея иеромонаха Антония находится в музеях Санкт-Петербурга и Череповца, иллюстрируя крестьянский монастырский быт Русского Севера.
Петренко М.С. - В. М. Шукшин и односельчане: столкновение образов сельского мира (на материалах фильма «Печки-лавочки») c. 198-205

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31436

Аннотация: Объектом исследования является образ сибирской деревни в фильме В. М. Шукшина «Печки-лавочки». Предметом исследования является столкновение конструктов сельского мира режиссера и его односельчан в контексте волновавших Шукшина социальных проблем. Автор рассматривает фильм как инструмент конструирования новой реальности, посредством которой режиссер пытался визуализировать собственные размышления и выразить их посредством образов. Цель работы – выявить ключевые смысловые проблемы, вызывавшие озабоченность Шукшина, и сравнить с восприятием их односельчанами режиссера. Методы исследования: описательно-аналитический с использованием интерсубъективного подхода на основе конструктивистской парадигмы; метод сравнительного исследования. Результатом проведенного исследования стало обнаружение различных способов видения сельского мира, породивших столкновение образов сибирской деревни и конфликт пониманий социальных проблем Шукшиным и его односельчанами, через описание которых писатель-кинематографист пытался отразить специфику сибирской деревни и заострить внимание на негативных последствиях социальной трансформации, происходившей на селе в 1960-е гг.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.