Человек и культура - рубрика Memory studies
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Memory studies"
Memory studies
Атанесян Г. - Судьба памятников Великой Отечественной войны в постсоветской Армении. c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26168

Аннотация: В статье рассматриваются механизмы сохранения многочисленных памятников Великой Отечественной войны на территории постсоветской Армении и процессы переосмысления их символического значения в коммеморативных практиках последних лет. Вскоре после обретения независимости, в Армении начался процесс переоценки традиционных советских ключевых событий, результатом которого стала борьба против советских памятников. Памятники ВОВ единственные из советских памятников Армении, которые продолжают интерпретироваться в прежнем контексте. Однако, многочисленные памятники ВОВ не только потеряли свою прежнюю роль в символическом ландшафте постсоветской Армении, но и вовсе были заброшены. В постсоветские годы многочисленные памятники жертвам Арцахской войны, Спитаксого землетрясения были установлены на территориях памятников Отечественной войны, формируя пантеоны. На основе рассмотрения памятников, возведенных в советский период, посвященных жертвам и героям Отечественной войны, утверждается, что эти монументы и их территории были преобразованы не только на физическом, но и на символическом уровне. Посредством методов наблюдения и интервью уточняется специфика восприятия этих символов жителями городов постсоветской Армении при празднованиях Дня Победы. После того как уже более двадцати лет 9 мая параллельно с Днем Победы в Армении также отмечают День освобождения Шуши и День формирования Армии обороны, память о Великой Отечественной войне приобрела национальное содержание и потеряла свое прежнее доминирующее символическое значение в общественной памяти. С другой стороны, благодаря появлению новых пантеонов на территориях памятников Отечественной войны, многие из них возродились, привелись в порядок и стали активными субъектами коммеморативных практик последних лет.
Линченко А.А. - Травмы культурной памяти в миграционном и постмиграционном обществе c. 1-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31889

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются особенности конструирования и воспроизводства культурных травм в среде миграционных сообществ. На основе отечественных и зарубежных исследований миграционной сферы современного немецкого общества, а также серии эмпирических исследований автора в двух федеральных землях ФРГ, анализируется специфика конструирования и воспроизводства травм культурной памяти в среде беженцев и вынужденных переселенцев, этнических и трудовых мигрантов. Сопоставляются особенности репрезентации культурного травматического опыта в миграционном и постмиграционном обществе. Применение системного подхода позволило нам выявить структуру и основные отношения между ключевыми составляющими процесса воспроизводства и конструирования культурных травм в миграционной среде. Конструирование и воспроизводство культурных травм в миграционной среде зависят от позиции принимающего общества и длительности времени нахождения мигранта в нем, специфики самого вида миграции, интенсивности контактов со страной исхода, а также особенностей культурной памяти страны исхода. Новизна предпринятого исследования заключается не только в сравнительном анализе особенностей восприятия культурного травматического опыта в среде вынужденных переселенцев, этнических и трудовых мигрантов современной Германии, но и сопоставлении миграционного и постмиграционного общества в контексте вопросов конструирования и воспроизводства культурных травм. Было выявлено, что «постмиграционное общество» способствует трансформации процесса конструирования культурных травм в сторону дальнейшей фрагментации культурного травматического опыта, а также в сторону появления и распространения культурных травм, связанных с наиболее трагическими страницами истории человечества в целом.
Геворкян Г.Н. - Особенности коллективной памяти современной армянской диаспоры Москвы c. 33-42

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.33177

Аннотация: Современная деятельность армянской диаспоры по всему миру демонстрирует стремление к духовной консолидации ее членов и сохранению духовного единства армянского общества. Предмет данного исследования - коллективная память об общих исторических событиях, которая является одним из важнейших маркеров национально-культурной идентичности армян, наравне с языковой принадлежностью, вероисповеданием, воспоминаниями о материнском государстве, традициями и обычаями. Объектом изучения являются современные армяне, родившиеся или переехавшие в Москву, главным образом молодежь. Главная цель статьи – выяснить, как трансформируется в настоящее время коллективное сознание армянской диаспоры в столице.    Исследование было проведено в рамках реализации проекта «Особенности формирования и развития армянской диаспоры Москвы в конце XX – начале XXI века», поддержанного грантом РФФИ №18-59-0500718. Эмпирической базой данного исследования является опрос представителей армянской диаспоры столицы 2018 года. На его основе был дан анализ тенденциям, отражающим отношение молодежи диаспоры к важнейшим историческим событиям, а также к выдающимся личностям из истории армянского народа. В заключении были сделаны выводы о специфике коллективной памяти и ее роли для самоидентификации армян, проживающих за пределами исторической родины.
Васильев А.Г. - Традиция и культурная память в контексте социальных инноваций c. 72-91

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.1.14767

Аннотация: В статье рассматривается проблема традиции в том виде, как она была поставлена теоретической мыслью Запада в XVII-XVIII вв., а затем подвергалась переосмыслению на протяжении всего XX столетия ведущими представителями культурной (социальной) антропологии, социологии, cultural studies, memory studies и др. Особенное внимание уделяется трансформациям в понимании традиции, произошедшим в конце XX – начале XXI века, в числе которых отмечается выход в 1983 году в Кембридже антологии «Изобретение традиции», под редакцией Э.Хобсбаума и Т.Рейнджера. В статье используются методы теоретической культурологии, а также привлекается генетический метод, позволяющий дать характеристику явлению, исходя из особенностей его происхождения, и отчасти компаративистский подход. Новизна исследования заключается в том, что в автором впервые проводятся корреляции между «традициологией» и memory studies как представляющих собой, по сути, одну и ту же область комплексного исследования феномена передачи культурной информации и постоянно развертывающегося процесса реконструкции культуры. Помимо этого, делает вывод о том, что концепт традиции в современном социально-гуманитарном знании трансформируется в направлении, сближающим его с понятием культурной (социальной) памяти.
Грязнова Е.В. - Социальная память как элемент культуры c. 92-106

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.5.16366

Аннотация: Предметом данного исследования является социальная память в системе культуры. Цель исследования - выявление места и роли социальной памяти в системе культуры. Данная цель реализуется путем решения ряда задач: 1. Анализ понятия социальной памяти. 2. Исследование типологии социальной памяти. 3. Определение места и роли социальной памяти в системе культуры. В работе дается обзор и анализ различных подходов к изучению социальной памяти. Основной акцент в работе сделан на типологизации социальной памяти на основе информационного подхода. В качестве основных методов исследования использовался метод анализа, обобщения, типологизация, структурно-функциональный метод, информационный подход, деятельностный подход. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Изучение понятия "социальная память" показало, что его содержание различается в зависимости от подхода, применяемого в исследовании. 2. Применение информационного подхода в изучении социальной памяти как понятия и как феномена позволило определить: - социальная память является носителем культуры; - наиболее полной типологией социальной памяти оказывается типология, построенная на основе информационного подхода, где она рассматривается как вид социальной информации.
Гоголев А.И., Егоров А.Ф., Руфов Д.Е. - Хомус в исторической памяти Якутии c. 177-183

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69313

EDN: BAIHKA

Аннотация: Формированием новой исторической памяти с преобразованием коммеморативных практик в Республике Саха (Якутия) можно и назвать современным состоянием исторической памяти в регионе России, что в первую очередь направлено на переосмысление старых практик и введение новых механизмов памяти. Данный процесс начался в конце ХХ века повсеместно на всей территории Российской федерации. Отметим, что помимо начала формирования новой общероссийской исторической памяти, формируются местные проявления памяти, связанные с местными народами и их культурой. В данной статье мы попытаемся рассмотреть данный в процесс изменения исторической памяти, используя методы конценпции мест памяти, с одним из ярких примеров коммеморации – якутским хомусом, который можно считать одним из национальных символов Якутии. Основным методом в данной работе выступают методы исследования исторической памяти, а именно методы изучения мест памяти. В данной работе впервые дается попытка объяснить через концепцию мест памяти Пьера Норы, какое место в исторической памяти Республики Саха (Якутия) занимает хомус, который является одним из основных музыкальных инструментов народа Саха. У якутов музыкальный инструментарий не такой обширный, по сравнению с народами Алтая, Центральной Азии, якуты богаты устным народным и песенным творчеством, что делает хомус одним из главных музыкальных инструментов народа. Хомус являясь варганным инструментом, один из древнейших видов музыкальных инструментов, прошел через века и практически не изменил свой внешний вид, будет изменены только технологии и методы производства. Коммеморативные процессы которые происходят с хомусом весьма интересны для изучения и рассмотрения учеными.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.