Человек и культура - рубрика Гендерные исследования
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Гендерные исследования"
Гендерные исследования
Чуркина Н.А. - Образ Другого в пространстве гендерной ментальности c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.27147

Аннотация: Проблема гендерных особенностей мышления человека является актуальной в современном социокультурном знании. Предметом исследования данной статьи является гендерная ментальность, определяющая идентичность человека как представителя пола. В статье подчеркивается, что в основе механизма гендерной ментальности патриархального общества лежит принцип бинарных оппозиций. Это приводит к установлению иерархичности и различной ценностной маркированности маскулинности и феминности как основных структурных элементов гендерной ментальности. Особое внимание в статье уделяется анализу отношения к «Другому» с точки зрения бинарного структурирования гендерной ментальности. В качестве методологической основы исследования выступают работы представителей французской Школы Анналов, а также ученых, актуализирующих гендерный подход в науке. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ трансформации гендерной ментальности в современном обществе под воздействием социокультурных изменений. Принцип децентрации, который становится в современном обществе доминирующим, способствует изменению отношения к женщине как к Другому и со временем станет основой нового гендерного порядка.
Ионов А.Ю. - Поджанр слэшер в свете гендерной теории Кэрол Дж. Кловер c. 6-15

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.18615

Аннотация: Автор статьи обращается к ряду основных тезисов книги «Men, Women, and Chain Saws» (1992) Кэрол Дж. Кловер и анализирует, являются ли они в действительности неотъемлемыми жанроопределяющими чертами для исследуемого Кловер поджанра. Работа К. Кловер, первой обратившей внимание гуманитарной науки на столь нереспектабельный поджанр хоррора, не только вызвала переворот в области гендерных исследований кино и популяризировала термин «слэшер», но и прочно проникла в современную поп-культуру. В данной статье книга Кловер, по-прежнему не переведенная на русский язык, подвергается критическому и контент-анализу. Используются аспектный и компаративистский анализы фильмов поджанра слэшер 1970–2010-х гг. для проверки истинности основных положений труда этого гендерного теоретика. Автор статьи отмечает машинальное использование основных положений теории Кловер агентами киносообщества и проводит в отношении них собственный анализ. Называя справедливым ряд наблюдений Кловер, автор тем не менее не считает другие из них (включая концепцию «последней девушки») обязательными для определения слэшера.
Герасимова Ю.Л., Соснина Н.О. - Костюм и мода как воплощение гендерных трансформаций c. 44-52

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27350

Аннотация: Предметом исследования статьи являются процессы гендерной трансформации и их воплощение в костюме и моде. В статье рассматриваются признаки феминности и маскулинности и их проявление в мужском и женском костюме в разные периоды развития моды на протяжении конца XIX и XX вв. Особое внимание уделяется анализу влияния политических, экономических и социокультурных изменений в обществе, а также научных и технологических открытий на возникновение новых стилей и направлений в костюме, отражающих гендерные сдвиги в обществе: унисекс, гранж, минимализм, деконструктивизм. В работе используются общенаучные методы на основе комплексного культурологического подхода, что дает возможность выявить закономерности влияния глобальных изменений в обществе на гендерные трансформации через призму костюма и моды. В результате исследования были обобщены и структурированы виды и этапы гендерных трансформаций, воплощенных в костюме. Процесс гендерных трансформаций в костюме явление не сегодняшнего времени. Гендерные изменения начали активно влиять на костюм во время Первой мировой войны, и этот процесс является одним из движущих механизмов моды на протяжении ста лет. Акцент смещается то на мужской костюм, то на женский, в зависимости от общественных изменений, происходящих в тот или иной период. Обобщающим в этой теме стал тренд агендерной одежды, появившейся в 1960-х гг., и сейчас заставляющий переосмыслить гендерную функцию костюма в целом. Изученные материалы и результаты их анализа рекомендуются для применения в научной и преподавательской деятельности.
Сидорова Г.П. - Советская хозяйственная повседневность в образах массового искусства 1960–1980-х: гендерные особенности аксиологики труда c. 70-89

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.9784

Аннотация: Предметом исследования является репрезентация советской хозяйственной повседневности 1960–1980-х гг. в искусстве данного периода. В сферу хозяйственной повседневности входит производство и потребление, домашнее хозяйство и общественное производство, индивидуальные ценностные ориентации, мотивирующие хозяйственную деятельность субъекта культуры, а также их предметно-телесная закрепленность; восприятие официальной культуры массами; проявления ментальности в хозяйственной деятельности; восприятие официальной культуры массами – адаптирование специализированных форм хозяйственной культуры в повседневные формы. Цель исследования – выявить гендерные особенности аксиологики труда, отраженные в художественных образах советского массового искусства 1960–1980-х гг. Методология исследования: системный, исторической типологии и компаративный методы, семиотический и герменевтический анализ произведений искусства. Исследование показало: в советской социалистической культуре индустриального общества развитие инноваций противоречиво соединялось с усилением традиционных ценностных ориентаций и новыми формами традиции. От времени «оттепели» к «семидесятым» значение социалистических ценностей в обществе неуклонно снижалось. Ценностные ориентации смещались от социалистических к традиционным и общечеловеческим ценностям, а также к ценностям рыночной экономики и общества потребления. В период «оттепели» и в «семидесятые» искусство образно воплощало всю полноту реального ценностного мира субъекта советской культуры.
Толстокорова А.В. - Роль пространственной эмансипации в формировании гендерной идентичности украинских образованных женщин (конец XIX - начало XX вв.) c. 92-146

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.316

Аннотация: Данная статья посвящена изучению независимой пространственной мобильности украинских образованных женщин с исторической точки зрения и с позиций гендерно-ориентированного анализа. В работе показано, что процесс освоения женщинами общественной сферы способствовал формированию новых социальных ценностей поколения «новых женщин», отрицавших принцип «место женщины – в доме» и стремившихся к пространственной и интеллектуальной эмансипации как условиям экономической независимости. Проведенный в работе гендерный анализ институациализации украинских женщин в общественном пространстве позволил определить основные способы достижения ими пространственной эмансипации, которыми являются социальная, профессиональная и географическая мобильность и новые виды телесно-физических практик. Выявлены основные предпосылки, способствовавшие расширению пространственного контекста жизнедеятельности женщин и достижения ими пространственной свободы в публичной сфере: экономические, морально-этические, социо-культурные и дидактические. Работа продемонстрировала, что одним из эффективных методов недекларируемого социального контроля физической свободы женщин является мода, либерализация которой в конце XIX – начале XX столетий в явилась результатом интеграции украинских городских женщин в публичное пространство и рынок труда и их пространственной эмансипации, что в значительной степени предопределило гендерную демократизацию телесно-физического имиджа украинских образованных женщин.
Волкова В.Б. - Репрезентация сексуальности в рекламных кампаниях джинсов бренда Calvin Klein (1980–2016-е гг.): гендерный подход c. 116-133

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36304

Аннотация: В данной статье предметом исследования являются средства репрезентации сексуальности в рекламных кампаниях джинсов бренда Calvin Klein (1980–2016-е гг.). Объектом исследования является эксплуатация гендерных стереотипов маскулинности/феминности в рекламе как способ манипулирования массовым сознанием с целью решения маркетинговых задач. Цель исследования заключается в том, чтобы выявить рекламные стратегии бренда Calvin Klein в период с 1980-го по 2016-1 гг. и приемы репрезентации сексуальности для эффективного воздействия рекламы на целевую аудиторию. Автор анализирует по декадам рекламные кампании джинсов бренда Calvin Klein за последние сорок лет, обнаруживая способы суггестивного воздействия на потребителя для продвижения товара. Основные выводы проведенного исследования заключаются в следующем: во-первых, избирая провокацию как стратегию рекламных кампаний начиная с 1980-го г. по настоящее время бренд Calvin Klein использует различные приемы суггестивного воздействия на реципиента, программируя его потребности, определяя его поведенческие установки, тем самым манипулируя общественным сознанием. Во-вторых, кинесические, проксемические, колористические, фонационные, речевые средства репрезентации сексуальности, использованные данным брендом, свидетельствуют об эксплуатации гендерного стереотипа маскулинности/феминности для эффективного воздействия рекламы на целевую аудиторию. В-третьих, рекламные кампании джинсов Кельвина Кляйна на протяжении сорока лет отличаются преимущественно схожими стратегиями, призванными посредством эпатажа решать маркетинговые задачи. Новизна исследования заключается в том, что выявленные приемы провокации в рекламах от Calvin Klein, основанные на эксплуатации гендерных стереотипов, позволили создать «портрет» бренда, увидеть закономерности в организации рекламных кампаний. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ средств репрезентации сексуальности, используемых в рекламе джинсов, приемов воздействия на реципиента посредством вольной интерпретации гендерных стереотипов, а также манипулятивных способов создания PR-кампаний Кельвина Кляйна.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.