Человек и культура - рубрика Прикладная культурология
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Прикладная культурология"
Прикладная культурология
Травин И.А. - Введение образа северного оленя в бытие и быт древнесаамского населения c. 12-21

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35406

Аннотация: Предметом исследования является процесс введения образа северного оленя в бытие и быт древнесаамского населения. С позиции культурной преемственности ставится научная задача поиска культурологических подтверждений проживания древнесаамского народа (носителей южного генетического компонента саамского языка). Методом проведения работы является фиксирование элементов декора, проведение их непосредственного сравнения применительно к культуре и географического места расселения древнесаамского населения (носителей южного генетического компонента саамского языка). Географическим местом введения образа северного оленя в культуру древнесаамского населения определяется территория между Верхней Сухоной и Верхней Волгой. Анализ полученных данных даёт понимание культурологической ситуации в середине I тыс. до н. э. Образ северного оленя вводится как в декоративно-прикладное искусство, так и в культуру (в бытие и быт). Для более широкого рассмотрения вопроса проводится краткий анализ топонимов и климатических процессов того периода. Новизна данного научного исследования состоит в применении синтеза наук к вопросу понимания культурологических процессов, протекающих в среде древнесаамского населения в период его проживания между Верхней Сухоной и Верхней Волгой. Результатом работы является получение данных, конкретизирующих время и место введения образа северного оленя в культуру. Визуальное совпадение декоративных геометрических элементов в саамских узорах и в декоративных орнаментах региона даёт основания предполагать исторически общее основное культурное наследие в декоративно-прикладном искусстве изучаемого региона. Из анализа данных логично следует предположение, что процесс введения декоративного образа в культуру саамского народа происходил в изучаемом регионе в конкретизируемое синтезом наук, время. Вывод научной работы состоит в предоставлении культурологических подтверждений проживания древнесаамского населения на территории между Верхней Сухоной и Верхней Волгой и протекающим в это время процессом формирования культуры.
Синеокий О.В. - Лейблы в производстве продукции культуры музыкальной индустрии (коммуникационная структура и корпоративные отношения) c. 22-41

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.1.14618

Аннотация: Основным компонентом звуковой культуры является аудиозапись. Крупномасштабная структура массового рекординга является одной из самых обсуждаемых тем среди производителей фонограмм для построения «концепции новой музыкальной индустрии», что говорит об актуальности темы. Объектом исследования является культура музыкальной индустрии со своими специфическими корпоративными правилами и особенностями. Предметом данной публикации являются лейблы как субъекты фонографического бизнеса в системе музыкальной индустрии. С позиции аудиовизуальной культуры и общих принципов корпоративного права проводится исследование лейблов как производителей фонографической продукции. Построена типология лейблов и определено их место в музыкальном бизнесе. Особое внимание уделяется анализу структурно-функциональных моделей лейблов. Выявлены корпоративные связи основных субъектов звукозаписывающего бизнеса. Междисциплинарный характер изучения феномена фонографической культуры, также научного описания данного явления, обусловил применение в исследовании методологического инструментария различных гуманитарных наук. Методологическую основу исследования составляет синергетический подход, предполагающий видение лейбла в качестве основного элемента системы звукозаписывающих коммуникаций. Новизна исследования заключается в научном обосновании положения, согласно которому рекординговые учреждения являются составным, большей частью организационным элементом системы звукозаписи, включенной в общую систему культуры музыкальной индустрии. Описана структура музыкально-издательских корпораций и выявлены коммуникационные закономерности функционирования рекорд-лейблов в глобальной системе шоу-бизнеса. В коммуникациях массового рекординга основным структурным звеном выступают издательства (компании, корпорации, фирмы, лейблы и т.п.) и звукозаписывающие и издательские организации разных форм собственности (студии звукозаписи, полиграфические предприятия и т.п.), каждое из которых функционируют на основании своих уставов (положений), которыми определяется цель, задача, функции и порядок деятельности в сфере музыкального бизнеса и сопредельных областях.
Копцева Н.П. - К вопросу о культурных основаниях коррупционного поведения в современной России c. 23-50

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.12905

Аннотация: Предмет исследования - стратегии коррупционного поведения современных россиян и возможные культурные глубинные основы этих стратегий. На материале анализа современных теорий коррупционного поведения и культурных текстов советских литераторов, кинематографистов, современных российских писателей рассматриваются культурные основания социальных коммуникаций, укорененные в архаическом и традиционном русском культурном пространстве. Современные российские социальные коммуникации содержат культурные практики, связанные с дарением и пированием. Различие между стратегиями коррупционного поведения и культурными практиками дарения и пирования имеет принципиальный характер и должно быть учтено в современном российском социальном управлении. Методология исследования связана с концептуальным анализом текстов культурных антропологов, в том числе изучающих экономические и социальные аспекты дарения. Применялась герменевтика культурных текстов, художественных репрезентантов советской мифологической картины мира и русского национального образа мира. Научная новизна исследования связана с выявлением взаимообусловленности советской мифологической картины мира, русского национального образа мира с экономикой и социальными коммуникациями дара, пира. Показывается, что правовые механизмы преодоления негативных последствий коррупционного поведения недостаточны. Необходимо внедрять культурные практики, основанные на архаичных и традиционных ценностях, но трансформированные к новым социальным коммуникациям и новым стратегиям социального управления.
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. - Русский язык эмигрантского зарубежья «первой волны» как средство сохранения национальной самоидентификации c. 31-57

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.1.10686

Аннотация: Рассматриваются конкретные особенности русской эмигрантской речи представителей первой «волны» русской эмиграции в иностранном окружении, свидетельствующие о глубоких изменениях в русском языке и национальном самосознании потомков этой «волны» в конце ХХ века. Сегодня многими исследователями ощущается определенный концептуальный вакуум, и они все громче говорят о необходимости пересмотра и переосмысления старых концептуальных подходов к анализу феномена «русская эмиграция». Этот вакуум не в последнюю очередь связан с вопросом, в каких терминах и категориях описывать культурно-исторический феномен диаспоры – в категориях национальной истории и / или коллективной памяти – общей и параллельной, или в категориях развиваемой ныне транснациональной истории? Установка на возвращение в Россию предопределила постоянную и разнообразную по формам и методам борьбу Русского Зарубежья за сохранение национального самосознания, одним из самых очевидных проявлений которого является осознание своей этнической принадлежности. В этой борьбе культура в целом и ее языковые аспекты, в частности, имели первостепенное значение. Стремление к сохранению русской диаспорой своей этнокультурной идентичности способствовало оформлению идеи национального возрождения. Эта идея была нацелена на возрождение прежней, дореволюционной России и содержала сильную социокультурную доминанту, включающую в себя: понятие единства (в православии опирающееся на понятие соборности); служения обществу (в данном случае – эмигрантскому сообществу, которое понималось как «малая Родина»); жертвенности; сохранения прежних национально-культурных традиций.
Грибер Ю.А., Юнг И.Л. - Здоровье и болезнь: цветовые ассоциации в современной русской культуре c. 32-43

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.23491

Аннотация: Объектом исследования являются базовые, антропологически значимые концепты "здоровье" и "болезнь". Предмет исследования – связанные с этими концептами в современной русской культуре цветовые ассоциации. Автор подробно рассматривает интенсивность цветовых ассоциаций (этот показатель оценивался на основе количества совпадений цветовых выборов для каждого понятия у разных респондентов), анализирует корреляции ассоциаций с цветовым тоном и различными группами оттенков (светлыми, чистыми, темными), выявляет связь понятий с ахроматическими цветами – белым, серым, черным. Особое внимание уделяется культурологической экспертизе установленных ассоциативных связей. Исследование проводилось методом эксперимента, в котором приняли участие 100 русскоязычных респондентов (М=36, F=64, средний возраст 23,73). Палитра эксперимента содержала 27 цветовых образцов системы NCS. Участникам эксперимента предлагалось выбрать для каждого из понятий наиболее подходящие цветовые образцы. Проведенное исследование позволило выявить устойчивые ассоциации концепта "болезнь" с темными зелено-желтыми и желтыми оттенками, которые в русской культуре ассоциируются с разложением, распадом, гниением. В структуре хроматического образа концепта "здоровье" выделены два ядра: в красно-желтой и зеленой частях спектра. Ядро в красно-желтой части спектра соотносится с образом здорового человека, который в русской лингвокультуре семантически связан со здоровым цветом лица и естественным румянцем. Доминирование зеленых оттенков объясняется устойчивым взаимодействием в русской национальной концептосфере понятий "здоровье" и "природа". Новизна исследования заключается в количественной характеристике хроматической структуры концептов "здоровье" и "болезнь"; определении тона, светлоты, насыщенности оттенков, формирующих цветовые ассоциации, и визуализации полученных ассоциативных связей.
Кучеренко А.Л. - Некоторые аспекты танцевальной импровизации как основы креативности личности на примере испанского танца фламенко c. 32-40

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.28628

Аннотация: В статье рассматривается импровизация в танце в качестве способа развития творческого потенциала личности танцующего с позиции практикующего хореографа. Отмечается, что приемы импровизации в исполнительских видах творчества использовались еще в античные времена. В наши дни импровизация стала основой для некоторых направлений танца. Так, импровизация в танце связана с именами таких хореографов-новаторов как Айседора Дункан, Лои Фуллер, Бланш Эван, Рудольф Лабан и др., видевших в танцевальной импровизации путь к раскрытию бессознательного. Подчеркивается, что импровизация широко используется в различных танцах, в частности, народных, а также в танце модерн. В статье дан подробный анализ импровизационному началу в испанском танце фламенко, для которого импровизация является базовой характеристикой. Согласно результатам исследования, проведенного методами включенного наблюдения, а также анкетирования среди российских исполнителей танца фламенко, готовность импровизировать в танце возрастает пропорционально возрасту респондентов. Делается вывод о том, что импровизация в танце является критерием профессионализма исполнителя, способствует развитию его умственных и творческих способностей, психоэмоциональному раскрепощению. Сама импровизация в танце воспринимается исполнителями как психологический вызов, который они готовы принять. Подчеркивается также, что элементы танцевальной импровизации могут быть применимы в сфере образовательных технологий, например, при обучении иностранному языку.
Травин И.А. - Культурная преемственность декоративных узоров как маркер проживания древнесаамского населения на территории между Верхней Сухоной и Верхней Волгой c. 45-53

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.31156

Аннотация: Предметом исследования являются деревянный декор элементов жилых домов северо-запада Костромской области и декоративные орнаменты вышивки и декорирования одежды, применяемые саамами на северных территориях современного проживания народа. Также рассматривается декор предметов, созданных в период раннего расселения славян в регионе. Особое внимание уделяется примерам явного совпадения элементов. Ставится научная задача поиска подтверждений проживания древнесаамского народа на территории северо-запада Костромской области РФ с позиции культурной преемственности. Методом проведения работы является фиксирование элементов декора, проведение их непосредственного сравнения. Анализ полученных данных даёт понимание параллелей в элементах декора народа, покинувшего территорию много поколений назад и в распространённых на этой территории современных узорах другого населения. На основе анализа выстраивается цепь логических рассуждений. Для более широкого рассмотрения вопроса ареала расселения древнесаамского населения проводится анализ топонимов. Новизна данного научного исследования состоит в изучении преемственности декоративных узоров различных народов, проживающих в разное время в локально одном общем ограниченном географическом ареале. Результатом работы является получение визуального совпадения элементов декоративных саамских узоров и декоративной домовой резьбы, что даёт основания предполагать общее исторически основное культурное наследие в декоративно-прикладном искусстве. Логично следует предположение, что основа декоративного орнамента была создана одним народом, в данном случае, древнесаамским населением региона, который впоследствии мигрировал из региона. Вывод научной работы состоит в предоставлении ещё одного подтверждения проживания древнесаамского населения на территории северо-запада Костромской области, но уже с позиций культурной преемственности.
Синеокий О.В. - Рок на «Балкантоне» и «Электрекорде» (историко-культурологический анализ болгарской и румынской поп-музыки в артефактах грамзаписи) c. 52-95

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.2.14637

Аннотация: Объектом исследования является музыкальная звукозапись как система социокультурных коммуникаций. Предметом публикации является отдельный сектор балканского вектора социокультурного развития музыкальной поп-культуры. В статье изложен анализ становления и развития поп- и рок-музыки в Болгарии и Румынии. Представлен подробный анализ истоков развития болгарской и румынской рок-сцены. С позиции развития социокультурных коммуникаций в музыкальной сфере автором проанализирована история систем грамзаписи: болгарской и румынской. Автором подробно освещены малоизученные страницы истории болгарской и румынской бит- (рок-)музыки, рассмотренные в контексте особенностей звукозаписи. Проблемы изучения истории болгарской и румынской бит-, поп- и рок-музыки в артефактах грамзаписи рассматриваются во взаимосвязи различных интерпретаций. Автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи, принадлежащие к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетом выступает сравнительно-историческая методология. Автор пришел к выводу о том, что фактически рок-музыка стала неофициальным центром особой социально-коммуникационной системы, вокруг чего в условиях социализма в Болгарии и Румынии (как и в других странах «Восточного блока») сформировались разнородные молодежные субкультуры. Данный процесс как следствие научно-технической модернизации бытовой культуры больших городов дополнительно был детерминирован расширением доступа к зарубежной музыке. Особым вкладом автора в исследование темы является вывод, что для систем звукозаписи Болгарии и Румынии общим было наличие единого государственного производителя фонографической продукции, которые были монополистами соответствующих национальных рынков музыкальной звукозаписи. В заключении автором акцентируется внимание на том, что глобальная индустрия рекординга требует модернизации коммуникационной платформы и формирования новой формулы организации звукозаписи и межкультурной коммуникации. В этой связи очерчены проблемы формирования стратегий антикризисных коммуникаций в музыкальной индустрии посткоммунистических стран – Болгарии и Румынии.
Тропина И.Г., Жданкина Г.И., Одинцов А.В. - Опыт кинофестиваля в провинции: case-study на примере Волгограда c. 63-91

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.17102

Аннотация: Статья представляет собой исследование двух кейсов фестивалей кино в Волгограде (Артхаус-фестиваль «Кино без границ», 2009–2015 гг., и Дни германских и российских короткометражных фильмов «Вкратце!», 2013–2015 гг.), анализ опыта их проведения с целью выявления роли фестивалей для социокультурной среды и востребованности у целевой аудитории. Статья содержит исторический обзор кинофестивалей с 2000-х гг., их анализ как социокультурных проектов (цели, содержание, управленческие аспекты), рассмотрение их в контексте городской культурной среды. Авторы статьи имеют непосредственное отношение к организации и проведению анализируемых проектов, поэтому прибегают к самоописанию деятельности и рефлексии собственного опыта, перекрестному анализу. Результаты реализации проектов в региональном культурном контексте исследуются с социокультурной позиции, при анализе используется социологический инструментарий. Авторы приходят к выводам относительно социальной и культурной значимости кинофестивалей, сущностных особенностей, принципов организации и выполняемых функций фестивалей в провинции. Среди наиболее значимых ролей фестивалей выделяется гуманитарная, состоящая в формировании ценностных ориентаций, профессиональных, коммуникативных и иных культурных компетенций аудитории, а также воспроизводство культурной среды города. Статья значима как с точки зрения вклада в летопись художественной жизни Волгограда, так и для использования изложенных результатов в практике социокультурного проектирования.
Ларионова А.В., Мещерякова Э.И., Ливенцова Е.Ю., Фахретдинова А.П., Костюкова Т.А. - Проблемы формирования средовой идентичности образовательных мигрантов (на примере города Томска) c. 98-105

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31846

Аннотация: Предметом исследования выступают технологии интеграции образовательных мигрантов в новую социокультурную среду города и университета. Авторы рассматривают проблему формирования средовой идентичности как условие повышения образовательной миграции в регионе. Цель исследования заключается в определении факторов, обусловливающих концентрацию образовательных мигрантов к новой социокультурной среде на примере университетов города Томска. Задачами исследования являлось изучение особенностей восприятия образовательными мигрантами города Томска и анализ механизмов, и анализ технологий адаптации образовательных мигрантов к новой социокультурной среде города. В качестве методов исследования выступали эссе о городе. Анализ результатов осуществлялся с помощью частотного и контент – анализа. Особым вкладом авторов в исследование является рассмотрение комплекса возможностей и направлений социокультурной адаптации образовательных мигрантов в регионе. На основе результатов двухэтапного исследования были выделены привлекательные и негативные факторы увеличения образовательной миграции в регион. Выделили основные направления работы для развития комфортной среды города как образовательного пространства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.