Человек и культура - рубрика Этнология и культурная антропология
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Этнология и культурная антропология"
Этнология и культурная антропология
Семенова О.В., Адам Ю.И. - Речь и половой диморфизм: история вопроса в свете современных теорий происхождения речи и экспериментальных данных c. 1-18

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.68961

EDN: ZLFFIR

Аннотация: В данной теоретической статье авторы обращаются к анализу исследований, объясняющих происхождение и выявляющих функции и значение устной речи человека в рамках эволюционного подхода. Прежде всего авторов интересует влияние полового отбора на развитие вербального мастерства в разных половозрастных группах. В этой связи особый интерес представляют данные истории жизненного цикла человека, которые указывают на то, что овладение языком как инструментом воздействия и манипулирования мнением окружающих приближается к продвинутому уровню владения лишь к моменту полового созревания, и речь, таким образом, начинает играть важную роль в межполовой конкуренции. Стремительно развивающиеся с наступлением половой зрелости способности к перформативным ярким выступлениям, отстаиванию своей позиции, а также к ведению дебатов на публике, по всей видимости, могут быть направляемы силами полового отбора, в связи с чем, они должны проявляться ярче у мужчин, нежели у женщин. Предполагается, что вербальное мастерство может служить средством активного привлечения внимания в целях саморекламы и повышения социального статуса оратора. Методологической основой нашей работы во многом стал анализ этнографических источников. В статье авторы приводят обширный этнографический материал, подтверждающий связь высокого социального статуса c ораторскими способностями. Авторы также обращаются к новейшим исследованиям, которые анализируют различия в перформативной речи между мужчинами и женщинами. Экспериментальные работы показывают, что в беседе с привлекательной женщиной, мужчины, как правило, более творчески подходят к выбору слов и выражений. Некоторые работы рассматривают связь различных аспектов речи с привлекательностью оратора, его маскулинностью и адаптивностью. Большой интерес вызывают исследования, изучающие связь музыкальных способностей и привлекательности, а также работы, анализирующие артикуляционные особенности устной речи и их связь с принадлежностью к определенной социальной среде или социальному классу. Все приведённые в обзоре особенности речи с большой вероятностью могли быть сформированы давлением сил полового отбора. В связи с этим, изучение полового диморфизма представляется одним из важнейших направлений в исследованиях перформативной речи.
Копцева Н.П. - Современные культурные практики сохранения этнической идентичности коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Республике Бурятия c. 17-30

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.1.10989

Аннотация: Предмет исследования - процессы этнической и культурной идентификации и самоидентификации, характерные для коренных народов Севера и Сибири, проживающих в Республике Бурятия. Ставится проблема исследования специфических постсоветских практик сохранения уникального культурного наследия коренных малочисленных народов. Рассматриваются правовые механизмы, информационные культурные практики, художественные культурные практики. Высказывается предположение о том, что современные практики сохранения этнокультурной идентичности коренных народов Севера и Сибири генетически связаны с советской культурной политикой. По-прежнему ключевая роль принадлежит государственному регулированию, которое осуществляется не столько посредством правотворчества, сколько посредством деятельности исполнительных органов власти в субъектах Российской Федерации. Основной метод - полевые исследования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока под руководством автора в 2010-2013 гг. Важными методами выступают опрос и анкетирование, обработка результатов анкетирования, фокус-группы, экспертные интервью. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы, содержание элементы научной новизны: 1. В Республике Бурятия меры государственной поддержки этнокультурных идентичностей коренных малочисленных народов с помощью правовых механизмов носят «вторичный» по отношению к федеральному законодательству характер. Республика не имеет собственного уникального регионального законодательства, связанного с сохранением уникального культурного наследия коренных народов, мерами государственной поддержки родных языков этих народов. Однако данная ситуация означает, что поддержка процессов этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов в этом субъекте Российской Федерации осуществляется с помощью других механизмов, которые, видимо, не особенно нуждают в специальных правовых гарантиях. 2. Для государственной политики по поддержке этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов в Республике Бурятия характерны специфические постсоветские практики, связанные с тем, что исполнительный орган государственной власти – Министерство культуры – берет на себя организацию, координирование, бюджетное финансирование ряда мероприятий, истоки проведения которых коренятся в советской культурной политике. Это календарные национальные праздники, поддержка народного творчества, художественной самодеятельности. Сложно сказать, какими были бы процессы этнокультурной идентичности без данных активных действий государства. Можно предположить, что процессы ассимиляции, которые фиксируют демографы, были бы гораздо более интенсивными, чем в настоящее время. 3. Государственная языковая политика в Республике Бурятия по отношению к родным языкам коренных народов также связана не с правотворчеством, а с поддержкой существующих педагогических и информационных практик по преподаванию родных языков в школах, а также по функционированию информационных ресурсов на эвенкийском языке. Сойотский язык находится в более сложной ситуации, чем эвенкийский. Очевидно, что культурное наследие сойотов нуждается в более интенсивной государственной защите, чем в настоящее время.
Одегова К.И., Быкова Е.В. - Синкретичность язычества и православия в марийской и удмуртской культурах: конфессиональные маркеры в природном ландшафте c. 19-28

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69176

EDN: WLJGSI

Аннотация: Для России как многонациональной страны, с богатой историей и традициями, а также специфическим укладом жизни, актуальной и по сей день является тема двоеверия. Предметом исследования являются конфессиональные маркеры двоеверия в марийской и удмуртской культурах в современных поселениях южных районов Кировской области. Цель работы – анализ репрезентации и визуализации синкретичности язычества и православия в марийской и удмуртской культурах через конфессиональные маркеры в природном ландшафте южных районах Кировской области. Эмпирической базой исследования служат материалы экспедиций 2017-2023 гг. в Кизьмезский и Малмыжский районы Кировской области, где проживают марийцы и удмурты, которые занимают третье и четвертое место по численности населения Кировской области. Основываясь на методах анализа особенностей религиозных и этнокультурных взаимодействий этих народов и анализа сакральных объектов, вписанных в природный ландшафт, авторы применяли методы историко-культурного сравнения и анализа текстовых материалов. Были выявлены новые объекты сакрального природного ландшафта у марийцев и удмуртов, в которых существует обожествление природы. Оно проявляется в таких конфессиональных маркерах как священные рощи и поля, где поклонялись языческим божествам, духам леса. Кроме того, сакральный смысл несли в себе святилища героев и места, связанные с душами умерших, вписанные в природный ландшафт местности. Новизна исследования заключается в уточнении особенностей проведения некоторых обрядов, дополнении информации о верованиях удмуртов и марийцев, введением в научный оборот новых объектов сакрального культурного ландшафта, который обозначен как нематериальное культурное наследие народов Вятского края. Авторы приходят к выводу, что некоторые фрагменты языческих верований и обрядов у марийцев и удмуртов бытуют поныне и тесно связаны с природным ландшафтом и воспоминаниями о культовых местах, исторической памятью народа. При этом глубокие корни и прочные корни пустило православие серди этих народов. Но историко-сравнительное изучение религиозных верований и обрядов показывает, что самобытная синкретичность православия и язычества марийцев и удмуртов южных районов Кировской области служат средством этнической идентификации в формировании сакрального культурного и природного ландшафта.
Робустова Е.В. - Нравственные характеристики повседневной жизни бесермян в "Опыте этнографического исследования" Н. П. Штейнфельда c. 25-32

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.29665

Аннотация: Объектом рассмотрения в статье является публицистический очерк «Бесермяне. Опыт этнографического исследования» малоизвестного автора рубежа XIX – ХХ веков Николая Павловича Штейнфельда. Предмет исследования составил морально-бытовой уклад жизни бесермян – малочисленного народа, локализованного на территории Приуралья в бассейне реки Чепцы. Отмечена самобытность бесермянского культурного уклада, традиционные ценности которого не утрачены до наших дней, благодаря чему в конце ХХ века историческое имя бесермян восстановлено в реестре самостоятельных народов России. Методами источниковедческого анализа осуществлена критика научно-популярного сочинения Н. П. Штейнфельда о бесермянах как письменного этнографического источника второй половины XIX столетия. Подвергнута оценке степень исторической достоверности отображения Н. П. Штейнфельдом быта и нравов бесермян в дореволюционный период. С учётом современных этнографических данных и практических задач по сохранению культурного наследия прошлого выявлено научно-историческое значение статьи Штейнфельда как наиболее полного из известных на сегодняшний день описаний культуры бесермян в дореволюционных научных исследованиях.
Пименова Н.Н. - Культурное наследие коренных малочисленных народов Красноярского края и современные культурные практики c. 28-66

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.11269

Аннотация: Предмет исследования - содержание и форма сохранения, трансляции культурного наследия коренных малочисленных народов Красноярского края (эвенков, нганасан, чулымцев). Автором были проведены полевые исследования в местах компактного проживания чулымцев в селе Пасечнок Тюхтетского района Красноярского края, где проживают представители чулымцев. На основании анализа современных культурных практик и их отражения в научно-исследовательской литературе представлены векторы изменения культурного пространства коренных малочисленных народов Красноярского края в условиях глобализации и реиндустриализации северных территорий Российской Федерации. Применялись полевые методы исследования, моделирование идеальных социальных типов (М. Вебер). Большое значение имел концептуальный анализ понятия "культурное наследие", критическая переработка научно-исследовательских текстов по тематике культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Доказано, что постсоветские практики сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Красноярского края, в основном, сводятся к музеизации этого наследия, присвоения этнической группой культурных знаков и символов, связанных с шаманизмом. В связи с этим складывается особый культурный феномен неошаманизма, который является, скорее, репрезентацией культурных практик постмодерна, чем премодерна. Можно зафиксировать различие векторов реальной социально-экономической и культурной ситуации коренных малочисленных народов Красноярского края (связанные с процессами модернизации и реиндустриализации сибирских регионов Российской Федерации) и культурных практик, связанных с этнической идентичностью (где фиксируется экзотическое своеобразие коренных народов Сибири). Разрешение этого противоречия связано с виртуализацией культурного пространства северных народов и с нормативно-правовыми механизмами, регулирующими использование культурных знаков и символов северных народов.
Лебедев С.В., Максимович В.Ф. - Русский Север: исторические и этнокультурные особенности формирования российского региона c. 28-63

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.15788

Аннотация: Предметом исследования является изучение историко-культурного феномена Русского Севера. Русский Север является уникальным историко-культурным регионом России. Его особые черты придала ему история, особые социальные условия, оторванность от центральной России, которая способствовала консервации художественных ремесел. Вместе с тем северные условия способствовали инициативности, упорству, широкому распространению грамотности, что привело к тому, что Север не стал живым этнографическим музеем, а остается современным, высоко урбанизированным российским регионом, в котором не только сохраняются, но и развиваются многие виды народного искусства. В работе применяются следующие методологические подходы: культурно-антропологический, историко-культурологический. Основными методами исследования являются конкретно исторический, диалектический, сравнительный анализ. Основными выводами проведенного исследования являются: объяснение феномена Русского Севера наличием географической отдаленности региона от центральной России; отсутствием крепостного права в истории Севера; преобладанием в прошлом среди населения старообрядцев; поздняя индустриализация и урбанизация Русского Севера. Все перечисленные факторы способствовали созданию на Русском Севере уникального культурного пространства, в котором получили развитие различные русские северные народные художественные ремесла (холмогорское косторезное, северодвинская роспись по дереву, вологодское кружевоплетение, великоустюжское чернение по серебру и другое). Большинство видов народного искусства на Севере продолжают развиваться в XXI веке. Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по отечественной истории. истории искусства, этнологии в учебных заведениях профессионального образования.
Трушкина Е.Ю. - Антропология визуальной коммуникации: история и методология c. 29-43

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14764

Аннотация: Статья исследует историю становления и развития, в также теоретические и методологические основания антропологии визуальной коммуникации на примере работ С.Уора и Дж.Адера. Исследуются связи между кинематографическими технологиями и методами культурной антропологии второй половины XX века. Рассматриваются различные аспекты съемок этнографического кино. Анализируются трансформации теоретико-методологических установок антропологов на различных этапах формирования дисциплины. Подробно рассматриваются отдельные понятия визуальной антропологии, в первую очередь - понятия биодокументального и индигенного кино. В статье используются отдельные подходы философии и методологии науки, феноменологии, приемы источниковедческого анализа аудиовизуальных документов. Основным вкладом автора в исследование темы является выявление способов понимания антропологами того, что такое фильм и в чем именно заключается функция фильма как средства коммуникации. Было установлено, что оба рассматриваемых исследователя, C. Уорт и Дж. Адейр, занимались базовыми вопросами о природе визуальных средств (медиа) и о роли визуальных образов в формировании и структурировании реальности. Их идеи легли в основу теории этнографической семиотики и заложили фундамент для формирования антропологии визуальной коммуникации, направления, которое на сегодняшний день определяет развитие визуально-антропологической теории и практики.
Гоголев А.И., Федоров С.И. - Охотничья деятельность у якутов на современном этапе c. 30-37

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.2.35817

Аннотация: В данной статье рассматриваются некоторые вопросы охотничьей деятельности у якутов на основе этнографических и полевых материалов, собранных на территориях Среднеколымского, Олекминского, Вилюйского, Верхневилюйского и Нюрбинского районов Республики Саха (Якутия). Полевые материалы были собраны путем включенного наблюдения, глубинного интервьюирования, аудио, фото и видео фиксации. В данном исследовании авторов глубоко интересовали жители сельской местности, которые близки и вовлечены к охотничьей деятельности с малых лет. В работе дана попытка зафиксировать трансформацию охотничьей деятельности и изложить современное состояние охоты у якутов на территории изучаемых районов. В работе впервые дана попытка комплексно изучить и зафиксировать трансформацию в охотничьей деятельности. В исследовании рассматривается ритуально-обрядовая составляющая, используемые орудия и методы лова добычи. Основными выводами работы является то, что охота для многих является активным видом отдыха, досугом, т.е. более не является подсобным хозяйством, так как не несет экономической выгоды. Так же к выводам можно отнести появление новых методов охоты с использованием современных технологий. Однако, необходимо отметить сохранение некоторых ритуальных или обрядовых элементов охоты, в некотором виде сакральность деятельности так же сохраняется.
Брижан Е.В. - Алхалалалай как форма культурной памяти ительменов c. 32-39

DOI:
10.25136/2409-8744.2024.2.69988

EDN: JFSMNJ

Аннотация: В статье рассмотрен наиболее значимый народный праздник ительменов - Алхалалалай в контексте культурой памяти этого малочисленного коренного народа, проживающего на Камчатке. Объектом исследования является культурная память ительменов, а его предметом – культура праздника Алхалалалай, связанные с нею верования, обряды, традиции, обычаи. Отмечается, что Алхалалалай имеет большое значение в культуре ительменов, представляя собой традиционное осеннее торжество, посвящённое окончанию хозяйственных работ, возданию благодарности силам Природы, единению с природой, очищению от злых духов, изгнанию неудач, бед, страхов и болезней перед новым циклом. Для современных ительменов по-прежнему важно, что основной целью Алхалалалая издревле было подготовиться к новому годовому циклу и обеспечить с помощью карнавального действа его успешность. Исследование проводится на основе системного подхода с помощью теоретико-аналитического, описательно-аналитического, типологического, историко-генетического, семиотического, аксиологического и других методов. В статье уделено внимание вопросу о допустимости метода реконструкции применительно к древним формам культурной памяти; отмечается, что реконструкция является одним из актуальных способов возрождения элементов культурной памяти, на время, по объективным историческим причинам, утративших свою значимость. Акцентируется внимание на том, что культура не может быть статичной, перестать развиваться; она сочетает традиционную и новационную составляющие, в связи с чем изменения в праздновании Алхалалалая, его «осовременивание» вполне закономерны и допустимы. Делается вывод об исключительной роли ительменского торжества Алхалалалай в сохранении культурной идентичности камчатского народа, о его значимости в контексте возрождения древних элементов культурной памяти на новом историческом этапе существования народа.
Федоров С.И. - Хозяйственная деятельность якутов в условиях изменений климата и «дефицита холода»: традиционные практики и вызовы современности c. 37-48

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32566

Аннотация: В предлагаемой работе автор рассматривает вопросы касательно хозяйственной деятельности якутов в условиях изменений климата и «дефицита холода». В статье раскрываются такие аспекты сельскохозяйственной деятельности у якутов как коневодство, скотоводство, охота и растениеводство. Дана попытка оценить масштабы влияния меняющегося климата на традиционную жизнь и промыслы коневодов, скотоводов и охотников сельской местности Республики Саха (Якутия), рассмотреть с какими трудностями сталкиваются и как они отвечают на вызовы современности. В работе рассматриваются вопросы касательно хозяйственной деятельности у якутов на основе полевых материалов, собранных на территориях Олекминского, Вилюйского, Верхневилюйского, Нюрбинского, Чурапчинского и Мегино-Кангаласского улусов (районов) Республики Саха (Якутия). Полевые материалы собраны путем включенного наблюдения, глубинного интервьюирования, аудио, фото и видео фиксации. В исследовании нас глубоко интересовали жители сёл, которые всё больше обеспокоены положением своего хозяйства в таких быстротечных условиях: они уже не знают, чего ожидать от природы в следующем году, многие не справляются с возникшими проблемами. Основными выводами проведенного исследования являются раскрытие некоторых проблем в жизнедеятельности сельских жителей на изучаемых территориях, возникающих в условиях меняющегося климата.
Шаронова Е.А., Шаронов А.М. - Исторические сюжеты о народе эрзя в русском фольклоре (на материале «Сказания о Скворце и Дятле» и песни «На горах на Дятловых») c. 39-47

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.40514

EDN: SEEOJR

Аннотация: Предметом исследования в статье является специфика отражения исторических событий и лиц в устно-поэтических произведениях. Объектом исследования стали сказание "О Скворце и Дятле" и песня "На горах на Дятловых". Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как художественное осмысление процессов развития государственности, трансформации народности и т.д. Особое внимание уделяется рассмотрению контактов народов-соседей, влияющих на формирование исторического контекста, в фольклорных произведениях. Цели и задачи работы обусловили выбор методов исследования: историко-литературного, описательного, генетического, на основе которых осуществляется анализ сказания «О Скворце и Дятле» и песни «На горах на Дятловых».   Научная новизна исследования определяется впервые проведенным анализом «Сказания о Скворце и Дятле» и песни «На горах на Дятловых» в философском и социологическом аспектах во взгляде на объединение русских и эрзян в один народ, представленного в них. Основными выводами стали: песня и сказание объединяют русский и эрзянский миры, формируют для них общий социум, где со-бытие двух народов не имеет антагонизма, направленных друг против друга социальных и нравственных сил. Особым вкладом авторов стало открытие, что песня художественно интерпретирует объединительные процессы, идеализирует их, превращает в поэтический образ, привлекательный и для русских и для эрзян. Объединение нижегородской эрзи с Московским государством явилось обоюдным благом, о чём говорит и русский царь, благодарящий Бога за то, что он вручил ему эрзянскую землю. Эрзянские старейшины тоже случившееся восприняли как должное, тем более что оно произошло во время их моления Верховному богу, который своим непротивлением все одобрил.
Цыдыпова Л.С. - К вопросу о влиянии трансформации образа жизни баргузинских бурят в 1930-60-х гг. на особенности национального костюма c. 40-46

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.25451

Аннотация: В статье исследовано отражение трансформации образа жизни на повседневной одежде баргузинских бурят. Процесс формирования нового быта обусловил новый тип жизнеобеспечения, новый тип взаимодействий человека с окружающей средой. Внешние особенности традиционной одежды этноса органически связаны с внутренними культурно-мировоззренческими представлениями и константами. Изменения во внешнем облике традиционной одежды этноса, в свою очередь, характеризуют степень адаптации к внешней среде. Важную роль в формировании традиций изготовлений одежды играл тип природного ландшафта. Качественный метод исследования традиционной одежды в период трансформации дает представление об истоках тех или иных форм отдельного компонента одежды. Анализ содержательного интервью позволяет понять организацию внутренней структуры этнического сообщества в исследуемый период. В процессе трансформации в традиционной одежде выражение находят объекты и элементы социально-экономических связей иноэтничных групп территории, многие элементы покроя и декора были заимствованы. Механизм передачи и функционирования культурных традиций позволил исследовать значение пространственно-временных связей в традиционной одежде этноса. В качестве основного источника работы использованы полевые материалы, относящиеся ко времени советских преобразований образа жизни баргузинских бурят.
Рязанова Э.Ф. - Приоритеты мусульманской молодежи в проведении свободного времени в современной Германии c. 45-53

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.34083

Аннотация: В данной статье автор анализирует как проводят свободное время молодые этнические мусульмане 2-3 поколения, рожденные в Германии, и студенты-мусульмане, приехавшие в Германию на обучения. Автором использовались такие методы как полевое этнографическое наблюдение и неформализованное интервью с информантами. Совокупность информантов формировалась методом снежного кома. Актуальность данной статьи заключается в том, что, изучая времяпровождение мусульманской молодежи можно проследить их степень интеграции в немецкое общество. Как правило в свободное время реализуются многие социокультурные потребности, поэтому изучая досуг молодежи, можно определить нравственный и духовный облик индивида. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии рассматривается досуг этнических мусульман, проживающих в Германии, на полевом материале, собранным автором.   Основными выводами проведенного исследования является, что как правило этнические мусульмане 2-3 поколения (молодые люди без высшего образования) проводят свободное время за интернетом, занятием спорта, либо деятельностью, подразумевающую под собой разного рода развлечения. Молодые мусульмане, обучающиеся в университетах, проводят свободное время за интеллектуальным досугом: читают художественную литературу, посещают музеи, выставки. Приоритеты молодых мусульман 2-3 поколения - это тихая размеренная жизнь без особых усилий и напряжений, отсутствие амбиций в получении образования. Для мусульман-студентов либо мусульман уже имеющих высшее образование приоритетом времяпровождения является: духовное и культурное развитие, накопление инвестиций и получение высококвалифицированной работы с достойной заработной платой.
Яковлева К.М., Прокопьева А.Н. - Якутский национальный костюм: поиск идентичности c. 62-70

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.28738

Аннотация: В статье рассматривается якутский национальный костюм, который начиная с 1990-х привлек особое внимание в Республике Саха (Якутия) общественности и научных исследователей. За последние четверть века якутский национальный костюм стал объектом различных экспериментов и реконструкций в процессе воссоздания национальных традиций. Такое особое отношение к национальному костюму показывает трансформацию этнической идентичности народа, которая проходила под влиянием исторических событий в стране и регионе, и на данный момент подошла к завершению. Теоретико-методологические основанием исследования в соответствии с его междисциплинарным характером, послужил ряд методов: системный, историко-типологический, культурно-исторический, социокультурный, этнографическое анкетирование и запись устной традиции через глубинное интервью, фото и видео фиксация. Проведенное исследование позволило выявить особое отношение к национальному костюму, некий скрытый диспут в обществе по поводу того, каким должен быть якутский национальный костюм. Важен уже не вопрос каким должен быть якутский национальный костюм, а каким образом этот вопрос связан с пониманием своей культурной, этнической идентичности и потребностью ее подчеркивания, с различением «свое-чужое».
Kanasz T. - Отношение к бедности и богатству в польской, белорусской и русской культурах c. 63-105
Аннотация: На основе темо-рематического анализа изучены польские, белорусские и русские пословицы и поговорки по теме бедности и богатства, выявлены их сходства и различия.Особое внимание обращено на ментальные характеристики польского, белорусского и русского народов. Результаты данного исследования показывают схожество понимания бедности и богатства в трех культурах. Отношение к бедности и богатству амбивалентно как в традиционном, так и в современном обществе. B польском, в белорусском и в российском обществе находим похвалу/порицание бедности и богатства.
Спектор Д.М. - Символический обмен, смерть и загадка дара c. 68-83

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.18412

Аннотация: Предметом исследования является символический обмен в его связи со «смертью» и загадкой дара. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы исследования, как архаическая эквивалентность ценности и священного предмета, стоимости и обмениваемых людей-женщин. Особое внимание в статье уделяется первичности сакральной жертвы, не выступающей предметом обмена (с богами, мертвыми и пр.), но инспирирующей «состояние энтузиазма» и обуславливающей (вторичную) ценность обмениваемых вещей (стоимость). Жертвоприношение (инициация), с одной стороны, и экзогамия, с другой, при тщательной реконструкции позволяют воссоздать логику дара-обмена - субстрата человеческой субъективности, воплощенного меж-общинными отношениями. Метод исследования связан с анализом и исторической реконструкцией дара, жертвы и (символического) обмена. Его логическим контрапунктом выступает критика существующих трактовок, не умеющих подвести под обязательность ответного дара достаточных оснований. Научная новизна исследования заключается в доказательстве того, что акт-обмена «генерирует прибавочную стоимость», преобразуя предмет (женщин) из данного в безлично-обобщенный «продукт потребления» как первый прообраз «товара», в котором общее свойство - полезность, превалирует над сингулярной спецификой; не поняв исходной выгоды обмена, невозможно понять развитых ее форм.
Дмитриев И.Е. - Антропология моды русского зарубежья 1920-1930-х гг. на страницах эмигрантского журнала «Иллюстрированная Россия». c. 72-82

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.6.28186

Аннотация: Цель данной статьи – определить, в какой мере материалы эмигрантского журнала «Иллюстрированная Россия» (1924-1939 гг.) могут быть использованы в качестве источника по истории развития мировой индустрии моды 1920-1930-х гг. Для решения этой задачи автор анализирует широкий круг публикаций «Иллюстрированной России» посвященных модной тематике (статьи по мужской и женской моде с иллюстрациями и фотографиями; советы по подбору одежды, прически, косметики и др.; рекламные объявления производителей и торговцев одеждой и аксессуарами) посредством выявления взаимосвязей между модными тенденциями и общественными процессами этого периода. Особый акцент сделан на деятельности русских эмигрантов в индустрии моды 1920-1930-х гг. и их роли в развитии эстетики моды ХХ в. В основе статьи лежат методы историзма, объективности, целостности и сравнительного анализа, позволившие автору сделать независимые и объективные выводы. В результате проведенного анализа автор пришел к заключению, что материалы эмигрантского журнала «Иллюстрированная Россия» помогают воссоздать ретроспективную картину развития мировой модной индустрии 1920-1930-х гг. и служат серьезным подспорьем в контексте исследования антропологии моды русского зарубежья первой половины XX в.
Шараева Т.И. - «Когда говорят о свадьбе, то даже и иссохший череп катится» (к вопросу о значении бараньей головы в свадебных обрядах) c. 73-81

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.27474

Аннотация: предметом исследования в статье является семантика головы барана в свадебной обрядности калмыков. В традиционном свадебном комплексе посредством головы барана совершается подношение различным покровителям, предкам и солнцу, дарующим достаток и хорошую жизнь. Обрядовые действия с выбрасыванием бараньей головы через дымоход у тюрко-монгольских народов были направлены на испрашивание благополучной жизни молодоженов в будущем, чадородия, освящение очага жилища. В культурных традициях считалось, что баран имеет «солнечную» природу, обладает ее очищающей, защитной и плодоносящей силой. В исследовании применяется сравнительно-сопоставительный, проблемный подход. Кроме того, применяется семиотический подход при рассмотрении отдельных элементов обрядов и их интерпретации. Сделаны выводы, что обозначение солярного символа маслом на лбу невесты у калмыков в настоящее время коррелируется с представлением о «солнечной природе» барана, его жертвенном предназначении в обрядах подношения, перерождения и испрашивания покровительства, обрядовой «замене» человека. Подношение бараньей головы с надрезами представителям старшего поколения было связано с культом предков и с понятием «открытия» сакральных каналов для достижения наилучшего контакта через ритуальные действия.
Федоров С.И., Яковлев А.И. - Трансформация культуры жизнеобеспечения у современных якутов (на примере охоты) c. 84-90

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31519

Аннотация: В статье поднимается вопрос современных социо-культурных процессов, конкретно трансформация традиционной культуры у якутов. Этот процесс охватывает все сферы повседневной жизни – рутину (занятость), а так же праздник (досуг). Трансформации подвергаются практически все стороны жизни человека, однако, как показали полевые наблюдения в Центральной и Западной части Республики Саха (Якутия), остается «островок», где трансформация проникает если не совсем, то крайне медленно и незаметно – это охота. В данной статье рассматриваются некоторые вопросы охотничьей деятельности у якутов на основе этнографических и полевых материалов, собранных на территориях Олекминского, Вилюйского, Верхневилюйского и Нюрбинского районов Республики Саха (Якутия). Полевые материалы были собраны путем включенного наблюдения, глубинного интервьюирования, аудио, фото и видео фиксации. В работе дан этнографический обзор методов охоты, а также некоторые обрядности и условности, связанные с охотничьей деятельностью в Якутии. В дополнение к этому, следует указать, что авторами исследования изложена характеристика изменений в традиционном промысле и отношение современных охотников к своей деятельности.
Сулейманов А.А. - «Доместикация» холода русским населением Якутии во второй половине XIX – первой половине ХХ вв. c. 85-95

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69272

EDN: SXOAGO

Аннотация: Целевой установкой статьи является выявление основных направлений и реконструкция практик использования криогенных ресурсов (холод, снег, лед, «вечная мерзлота») и в целом – «одомашнивания» холода русским населением Якутии в течение сер. XIX – cер. ХХ вв. Источниковой базой для написания работы послужил комплекс разрозненных этнографических сведений, представленных в опубликованных работах и документах из фондов Государственного архива Иркутской области (г. Иркутск), Научного архива Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск), Архива Российской академии наук (г. Москва) и его Санкт-Петербургского филиала. Кроме того, целый ряд сведений был получен в ходе проведения автором в течение 2017-2023 гг. полевых исследований в ряде сельских населенных пунктов Якутии. Методологически основой подготовки статьи послужили принципы, заложенные в криософию, которые предполагают изучение холодных материй Земли посредством повышенного внимания к их роли в качестве активного элемента мироздания, а также – в антропологию холода. В рамках антропологии холода формирование традиционной культуры аборигенных этносов Арктики и Субарктики рассматривается через призму господства в регионе природного холода, криогенных процессов и явлений, как фундаментальных, средообразующих факторов. В этой связи в статье показаны практики эксплуатации русским населением Якутии криогенных ресурсов в ското- и коневодстве, земледелии, при обеспечении функционирования жилых и хозяйственных построек, организации хранения и приготовлении продуктов питания и др. Отмечено, что они имели определенную специфику внутри различных групп русских поселенцев, вызванных конкретными природно-географическими особенностями ареалов их проживания, а также характеристикой межэтнических связей. В этой связи зафиксирована отличия между, например, приленской и арктической группами русского старожильческого населения. Выделены ключевые векторы «одомашнивания» холода русским населением Якутии.
Рязанова Э.Ф. - Изменение культуры питания и пищевых традиций после религиозной конверсии у немцев-мусульман. c. 94-103

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.32181

Аннотация: В настоящее время в мире все больше людей меняют свою религиозную идентичность. Исследование посвящено немцам, принявших ислам, так называемым конвертитам. Предметом рассмотрения в статье является выполнение религиозных практик - употребление продуктов «халяль» и соблюдение поста в священный месяц Рамадан немцами-конвертитами после религиозной конверсии. Цель статьи проанализировать изменение пищевых традиций и культуры питания у «немцев-мусульман». Автор уделяет особое внимание трансформации пищевых привычек, то каким образом, происходит переход к новой культуре питания (отказ от свинины и алкоголя), какие переживания и трудности испытывает конвертит в процессе перехода Научная новизна исследования заключается в том, что вопрос о новообращенных немцах, впервые в отечественной историографии, рассматривается на полевом материале, собранном автором, на территории Германии. Автор приходит к таким выводам: При религиозной альтернации конвертит может не выполнять религиозные практики употреблять продукты, запрещенные в исламе (алкоголь, свинину), не соблюдать пост. При религиозной конверсии конвертит будет соблюдать строго все правила, предписанные в Коране. Он будет соблюдать пост и не употреблять в пищу продукты не "халяль". Изменение культуры питания может сопровождаться личностными переживания, быть постепенным либо моментальным.
Маркова В.Н. - Этническое и диаспоральное самосознание корейской диаспоры современного Казахстана через призму социокультурных процессов c. 94-104

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34715

Аннотация: Данная статья сфокусирована на феномене корейской диаспоры в Казахстане ¬– уникальном явлении диаспорологии. Имея расово-антропологическую однородность с жителями Корейского полуострова, корейцы Казахстана утратили многие признаки этничности: родной язык, антропонимику, родственные контакты на исторической Родине. Несмотря на это, представители корейского этноса идентифицируют себя как часть древней корейской культуры, чтят исконные традиции и указывают «кореец» в графе «национальность» при переписи населения. Важную роль в трансляции культуры и духовных ценностей диаспоры играют общественные организации. Ассамблея народа Казахстана, Ассоциация корейцев Казахстана, Государственный республиканский академический корейский театр музыкальной комедии, Корейский дом выступают якорями, которые поддерживают диаспору и способствуют сохранению исторической общности и самосознания. Методологической основой исследования стали: историографический анализ работ ученых-корееведов по истории корейской диаспоры Средней Азии, мониторинг законодательной базы Казахстана и новостной повестки, интервьюирование отдельных представителей диаспоры. Проведенное исследование доказывает, что диаспоральность является более витальной формой сохранения этнокультурной идентичности, нежели этническая атрибуция по лингвистическому или антропологическому принципу. За вековой период проживания вдалеке от своей исторической родины, представители коре сарам по-прежнему считают себя корейцами. Они прошли основные этапы ассимиляции, интегрировались в систему общественных отношений и считают себя казахами корейского происхождения. До тех пор, пока исследуемая этнокультурная общность будет ощущать свою особенность, отличность от других народов Казахстана, будет живо диаспоральное самосознание и, как следствие, сама корейская диаспора и ее институты.
Марфусалова В.П. - Функциональное и этнокультурное значение традиционной одежды народов Севера (на примере зимней одежды эвенков) c. 103-109

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.1.31529

Аннотация: Предметом исследования является традиционная одежда эвенков – коренного этнического сообщества Севера. Эвенки имеют большую территориальную расселенность, связанную с традиционной жизнедеятельностью и кочевым образом жизни. При этом народ продолжает сохранять устойчивый этнокультурный пласт, объединяющий его как один народ. В статье рассматриваются комплектация зимней одежды эвенков. Делается анализ функциональности его элементов, декоративности и эстетики. Она состоит из шести частей, скрепляемых между собой при помощи узких ремешков-завязок. Предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий. Эту функциональную значимость эвенки сохранили и продолжают развивать в современной жизнедеятельности. Декор одежды раньше имел сакральное значение и нес особую информационную нагрузку, которую необходимо учитывать при изготовлении современной традиционной одежды. Методом и методологией исследования является анализ литературных источников, изучение объекта исследования с точки зрения историко-этнографической ценности, практической целесообразности и эстетической ценности. Основными выводами исследования являются следующие: - Практичность и функциональное предназначение одежды кочевых народов Севера является важными факторами, которые требуют всестороннего и системного анализа в целях его использования в современных условиях жизнедеятельности в арктическом регионе; - Эвенкийская одежда прежде всего предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий; - Эту функциональную значимость эвенки сохранили и продолжают развивать в современной жизнедеятельности; - Декор одежды раньше имел сакральное значение и нес особую информационную нагрузку, которую необходимо учитывать при изготовлении современной традиционной одежды;
Федорова А.Р., Гоголев А.И. - Трансформация зимнего костюма в Якутия в эпоху модернизации конца XIX – середины ХХ вв. c. 114-129

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69142

EDN: RIPYDX

Аннотация: В настоящей статье рассматривается процесс изменения повседневной одежды в Якутии конца XIX – середины ХХ вв. на примере зимнего костюма. Данный исторический период ознаменовывался активными модернизационными процессами в регионе, что отразилось и на материальной культуре населения. Актуальным в этом ключе является вопрос адаптации жителей крайнего севера к новым экономическим условиям: как происходил переход от традиционного уклада к советской культуре. Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что культура и технологии традиционного пошива одежды из меха и кожи сохранились в изучаемый период именно из-за необходимости населения самообеспечивать себя зимней одеждой в условиях нехватки товаров и сырья. Хронологические рамки исследования охватывают период конца бытования традиционного якутского костюма и заканчиваются серединой ХХ века.  Для изучения зимнего костюма ХХ задействованы фотоматериалы, на которых запечатлены образцы повседневной одежды. Рассмотрены фотографии из фотофондов Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, куда входят снимки как из государственных, так и частных коллекций. Кроме того, для дополнения данных проводились консультации с информантами. Настоящая тема еще не становилась предметом специального изучения, поскольку костюм этого периода уже не является этническим. Тем не менее на наш взгляд она является интересной в контексте изучения адаптации народных традиций к модернизационным процессам. С использованием визуальных и полевых источников рассмотрена трансформация повседневной одежды в Якутии изучаемого периода. Авторы статьи пришли к выводам, что в эпоху модернизации произошла резкая смена уклада жизни, которая отразилась и на материальной культуре жителей Якутии. Унификации в гардеробе граждан советского государства первой половины ХХ века не всегда могли покрывать потребности жителей специфических климатических зон, в том числе и жителей северных республик. Это способствовало сохранению традиционных технологий ручного производства зимней одежды.
Канныкин С.В. - Социокультурная обусловленность бега в традиционных играх и этноспорте c. 128-142

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.33314

Аннотация: Предметом исследования является определение социокультурной специфики беговых практик в рамках традиционных игр и этноспорта. Несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию традиционных игр и этноспорта, внимание ученых до сих пор не было обращено на социокультурные особенности бега как наиболее универсальной формы двигательного действия участника традиционной телесной игры или спортсмена, что и обеспечивает актуальность предложенного в данной статье материала. Традиционные игры и этноспорт выполняют важную миссию в современном мире – они возвращают спортивно-соревновательной деятельности гуманистическое измерение, насыщая ее элементами народной культуры. Являясь универсальным компонентом спортивной деятельности вообще, бег в рамках традиционных игр получает новые грани бытия и становится одним из средств утверждения, демонстрации и трансляции этнических ценностей. Проведенная работа позволила выявить следующие особенности бытия бега в социокультурной ситуации традиционных игр и этноспорта: бег как элемент воинских игр и традиционных командных немилитаризованных игр; бег как элемент ритуала и брачных игр; бег как способ развлечения; утилитарно ориентированный бег; заместительный бег. Идейным основанием бега в рамках традиционных игр и этноспорта выступает миф; рассматриваемая форма бытия бега гуманистически ориентирована, так как не предполагает запредельных нагрузок и полного подчинения человека спорту; бег является способом психоэмоциональной разрядки и достижения гармонии с родной природой; это гендерно определенный и часто специализированный бег; он обеспечивает солидарность социальной группы, является одной из форм выражения патриотизма, важным элементом событийного туризма, значимой составляющей этнопедагогики, элементом этнического танца, детской игры или вида хозяйственной деятельности, присущей определенному народу.
Гоголев А.И., Федоров С.И. - «Дефицит холода» и деградация многолетнемерзлых грунтов как фактор трансформации охотничьей деятельности у якутов c. 130-136

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69081

EDN: RLNCPT

Аннотация: Одной из важнейших международных проблем XXI века является общепланетарное изменение климата. С каждым годом в одних частях света фиксируется снижение годового уровня осадков и температуры, в других, наоборот, повышение. Эти колебания могут вызвать засухи, наводнения и деградацию многолетнемерзлых грунтов. Дальнейшее изменение климата может нанести непоправимый ущерб традиционным способам ведения сельского хозяйства и отрицательно сказаться на жилищных условиях во многих регионах земного шара. Таким образом, изменение климата может осложнить и нарушить устоявшийся порядок жизни и деятельности населения Республики Саха (Якутия). В настоящей работе освещается проблема, которая ранее не была специально изучена, и которая касается всех охотников республики, а именно влияние климатических изменений на ведение охотничьей деятельности. Работа основана на полевых материалах, собранных Вилюйском и Таттинском районах. Полевые материалы были собраны путем аудио, фото и видео фиксации, глубинного интервьюирования и включенного наблюдения во время полевых работ в Вилюйском и Таттинском районах Республики Саха (Якутия). Ранее в научных трудах исследования проводились отдельно по теме влияния изменения климата на повседневную жизнь и хозяйственную деятельность якутов, в настоящей же работе была рассмотрена охотничья деятельность. Охотники, участвовавшие в исследованиях, различными способами адаптируются к меняющемуся климату: увеличивают ареал поиска дичи, снаряжают выезды на большие расстояния чем ранее, учатся заново считывать изменения погодных условий, изготавливать и применять различные приспособления для охоты и хранения. Основными выводами проделанной работы является то, что, климатические изменения прямо или косвенно влияют на охотничью деятельность в исследованных районах: рядовые охотники-любители отмечают, что меняется ареал обитания животных, разрушаются дороги, деградирует почва охотничьих угодий, появляется опасность распространения различных заболеваний.
Федорова А.Р., Слепцова А.А. - Отражение образа мамонта в духовной культуре народов Якутии c. 164-170

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31072

Аннотация: Объектом исследования выступает образ мамонта в духовной культуре народов населяющих Якутию. Мамонтовая фауна всегда, так или иначе, влияла на жизнь людей, будь то социальная, экономическая или даже политическая сфера жизни, и конечно же она оставила свой отпечаток в духовой жизни общества в качестве мифов, легенд и фантастических образов. Эти представления сыграли достаточно существенную роль в духовной культуре народов Якутии и в данной статье проводится попытка изучения в их фольклоре архетипа мамонта как части этнической культуры. При изучении данной темы были использованы следующие методы исторического исследования: историко-генетический, сравнительный, системный и метод абстрагирования. На сегодняшний день имеются разрозненные данные о представлении разных народов о мамонтовой фауне. Как правило эти мифы записаны комплексно со всем спектром фольклора того или иного этноса и объемно не рассматривались в едином контексте. Новизной данного исследования является попытка сбора, систематизации и анализа данных о роли мамонта в фольклоре народов Якутии, выявление категории образов, отражающих традиционные представления о мамонте и определение их региональных особенностей. По итогам исследования можно прийти к выводам, что представления о мамонте у народов Якутии можно разделить на две категории: более реалистичные восточные (у автохтонов Севера юкагиров и чукчей) и более фантастический западный (у якутов, эвенов и эвенков). В целом, мамонт для всех перечисленных народов является важным и сакральным животным, который имеет хтонические черты, но и несет в себе религиозные посреднические функции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.