Человек и культура - рубрика Социология культуры, социокультура
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Социология культуры, социокультура"
Социология культуры, социокультура
Букина Т.В. - Научное мифотворчество брежневской эпохи: социология музыки конца 1960-х – начала 1980-х годов c. 1-41

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.2.660

Аннотация: Как известно, в советских гуманитарных науках наступление эпохи «оттепели» было ознаменовано возрождением социологического знания после нескольких десятилетий запрета. В то же время, особенностью развития социологии в этот период стало быстрое изменение ее дискурса, перевод его в идеологическую плоскость: смена социополитической обстановки на рубеже 1960–70-х годов повлекла за собой усиленный партийный контроль над дисциплиной. В предлагаемой статье данные процессы исследуются на материале одного из отраслевых направлений социологической науки – социологии музыки. Рассматриваются особенности ее функционирования в советской культуре периода «зрелого социализма», а также проводится анализ с этих позиций некоторых жанрово-стилистических особенностей текстов по этой дисциплине. Делается вывод о том, что социология музыки в рассматриваемую эпооху формировалась как феномен скорее идеологический, чем научно-эвристический. Она функционировала в качестве инструмента культурной политики, работая на создание официально одобряемого образа меняющегося советского общества и его музыкальной культуры.
Голубицкий Ю.А. - Метафора в художественных артефактах, в профессиональной и научной лексике c. 15-62
Аннотация: Статья исследует как традиционные аспекты применения метафоры (живопись, литература, кинематограф), так и значительно менее традиционные (социальные науки, профессиональная лексика), сравнительно недавно включенные в художественный и научный оборот. На примере повышенного интереса к живописи "малых голландцев" со стороны советского общества первых послевоенных лет, делается попытка вскрыть причину латентной тяги к буржуазности у поколения победителей. Автор анализирует феномен советского мещанства как гносеологического фактора диссидентства в СССР. Метафора представлена также в качестве социального индикатора.
Хэ Я. - Проблема межкультурного общения в образовании: культурный шок и адаптация к нему. c. 17-28

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.5.43838

EDN: XRVSUM

Аннотация: Предметом данной статьи является явление культурного шока. Автор рассматривает феномен культурного шока на основе данных, полученных в результате опроса китайских учащихся, обучающихся на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ. Перечисляются признаки культурного шока как социального явления и психического состояния. Рассматриваются причины, приводящие к культурному шоку, и его последствия. Кроме того, широко представлена история изучения данного вопроса российскими и зарубежными учеными. Научная новизна работы состоит в применении качественных и количественных методов сбора и анализа полученной информации, а также разработке способов предупреждения подобной ситуации. В результате исследования показывается то, что признаки культурного шока присущи всем китайским учащимся в России в разной степени. Однако посредством разбора детальных данных обнаруживается, что индивидуальные различия в межкультурной адаптации более значительны. Культурный шок не связан напрямую с полом, но имеет определенную связь со специальностями и курсами и имеет большую степень связи с характером, способностью к межкультурному общению (способностью решать проблемы при столкновении с ними). Кроме того, предлагаются меры, направленные на предупреждение этого состояния, а также на преодоление коммуникативного барьера, улучшение межкультурного общения и развитие международного образования.
Bui V.H. - Трансформация социальных ролей в традиционных ремесленных деревнях в современном Вьетнаме c. 18-31

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.39062

EDN: WEZKDJ

Аннотация: Традиционные ремесленные деревни являются одной из популярных социально-экономических моделей с древних времен во многих странах и регионах. Во Вьетнаме традиционные ремесленные деревни внесли весьма позитивный вклад во всестороннее развитие местности. Эти успехи обозначили и признали чрезвычайно важную социальную роль отдельных лиц и организаций в сообществе ремесленных деревень. В настоящее время, в условиях модернизируемой жизни, традиционные ремесленные деревни сталкиваются с большими проблемами в поддержании своей деятельности в условиях изменений в современной социальной жизни. Таким образом, в этой статье признается необходимость описания изменений, а также адаптации социальных ролей в экономической, культурной и социальной жизни отдельных лиц и организаций в традиционном ремесленном деревенском сообществе сегодня. В статье выбран пример лаковой деревни Туонг Бинь Хиеп, провинция Бинь Зыонг. Основным методом, используемым в этом исследовании, является анкетирование (N = 297) домохозяйств, которые все еще производят традиционные лаковые изделия в ремесленной деревне Туонг Бинь Хип. Примените этот метод, чтобы уточнить анализ на основе наблюдения или собрать доступные данные, добавить полезную информацию, чтобы помочь объяснить факторы, которые меняют роли отдельных лиц и организаций, проводимые сегодня в традиционных ремесленных деревенских общинах. Основываясь на результатах исследования, автор сделает самые основные оценки, которые послужат предпосылкой для дальнейших исследований, чтобы найти решения для поддержки традиционных деревенских общин ремесленников во Вьетнаме перед лицом этих воздействий динамики современной жизни.
Бакуменко Г.В. - Перцепция в социокультурном процессе символизации успеха c. 21-28

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14731

Аннотация: Объект нашего внимания в данной статье - социокультурный процесс символизации успеха. Для нас важно рассмотрение всех составляющих обозначенного процесса. И на этом этапе исследования интересен перцептивный его аспект, что и является нашим предметом. Актуальность рассмотрения перцепции успеха продиктована необходимостью формирования методологии комплексного культурологического анализа социокультурного процесса символизации успеха в социальных практиках и артефактах художественной культуры. В данной статье мы затрагиваем проблематику практики межкультурной коммуникации, в которой процесс символизации успеха выступает как фактор интеграции или конфликтного столкновения культур. Метод философского анализа и синтеза позволяет актуализировать чувственный аспект символизации успеха, опираясь на достижения современной науки и философии. Основным выводом исследования является положение о синкретичной сущности образа-символа успеха, формирующегося в сознании индивида путем компиляции транслируемых окружающей средой культурем. Формирование образа-символа успеха и его апробация в социальных практиках сопровождается положительными психосоматическими ощущениями субъектов социальной коммуникации. Для более точного описания чувственной данности культуры мы предлагаем использовать понятие аффектемы как атомарного элемента по аналогии с разработанными в культурологической литературе категориями семантемы, мифемы, морфемы.
Хороших П.П. - Cоциальные мотивы в творчестве британской группы "Битлз" c. 26-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.20331

Аннотация: В статье поднимается вопрос о социальных проблемах британского общества, которые получили свое отражение в творчестве группы «Битлз». Появление "Битлз" дало толчок для развития протестного движения британской молодежи. Тексты честко отражали не только настроения отдельных социальных групп, но и освещали общие проблемы всего британского общества, что делало творчество группы "Битлз" одним из самых актуальных для того времени. Кроме этого, внимание к текстам группы "Битлз" вызвано так же и тем, что рассмативаемая проблематика зачастую охватывала все слои населения страны. Авторами проведен содержательный анализ текстов песен, которые посвящены данной проблематике. На основе анализа авторы делают вывод о том, что песни «Битлз» можно считать толчком для развития социального протестного движения в Великобритании. Анализ текстов позволил авторам предположить, что творчество британской группы "Битлз" не только актуализировали внимание населения Великобритании к социальным процессам внутри и за пределами Соединенного королевства, а также стали движущей силой для социального протестного движения внутри страны, которое, получив импульс в период существования группы "Битлз", существует и в наше время
Полищук В.И. - Вечно юное и неуёмное славянство c. 32-44

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.4.14129

Аннотация: Статья посвящена идее славянства, славянской идентичности, которая для многих остаётся по-прежнему притягательной, волнующей и обязывающей искать пути своей реализации. Автор ставит вопросы: в чём её сила, почему к ней возвращаются вновь и вновь? И почему, несмотря на её довольно почтенный возраст, в ней по-прежнему ощущается налёт чего-то надуманного, искусственного и безосновательного? Идея славянского единства иллюзорна, полагает автор, это единство если и сможет осуществиться, то лишь по инициативе власти. Используется аналитический и компаративистский методы исследования, что обусловлено необходимостью выявления идейной сущности в понимании действительной ценности и выяснения исторического статуса славянства. Особым выводом статьи является утверждение автора о связи славянства с идеями романтизма. Сегодняшние события в России, да и не только в России, вовсе не противоречат выводу об иллюзорности славянского единства. Оно если и существует в границах российской государственности, то во многом благодаря инициативе и бдительности Кремля, упрочению так называемой «вертикали власти».
Хингеева Л.М. - Проблемы бурятского общества конца XIX-начала XX вв. (по архивным материалам Республики Бурятия и Иркутской области) c. 32-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.31063

Аннотация: В конце XIX и начале XX веков бурятский народ находился на грани выживания из-за целого ряда социальных проблем, накопившихся к этому времени в обществе. Отсутствие элементарной санитарии, низкий культурный уровень, падение моральных норм, повсеместное распространение пьянства привели к массовым инфекционным заболеванием, проблемам с воспроизводством населения. Сложившаяся угрожающая ситуация освещена в трудах исследователей и медиков, представителей европейской академической науки, работавших в это время в байкальском регионе. Целью данной работы является дать описание существовавших проблем при взгляде изнутри бурятского общества. Методом данного исследования является поиск и анализ ранее не опубликованных материалов из хранилищ Государственного архива Республики Бурятия и Государственного архива Иркутской области. В результате проведенной работы впервые публикуются записи малоизвестного народного исследователя Мангутхана Маласагаева. Он является представителем бурятского народа и всю жизнь провел в прибайкальском регионе, занимаясь традиционным крестьянским хозяйством. Но обладая начальным образованием, позволявшим ему вести записи собственных наблюдений, и живым аналитическим умом, он оставил значительный объем рукописей с описанием и анализом различных аспектов жизни бурят. В статье приводятся его наблюдения о социальных проблемах бурятского общества.
Бакуменко Г.В. - Социокультурный процесс символизации успеха как предмет исследования c. 41-55

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15338

Аннотация: В предлагаемой Вашему вниманию статье социокультурный процесс символизации успеха как предмет исследования определяется в качестве объективного динамического явления в рамках социальной коммуникации, имеющего отражения в исторической событийности и в артефактах культурной деятельности человека. Опираясь на сформированные представления о феномене успеха в культурологических и филологических исследованиях, мы подчеркиваем необходимость изучения процессуальной природы обозначенного предмета. Гипотетически мы полагаем, что динамика процесса символизации успеха отражает закономерности социокультурного развития человечества как глобальной системы ненаследственной информации во взаимодействии составляющих ее элементов. Мы остаемся на позициях общенаучного системного философско-аналитического метода, позволяющего обобщить накопленный теоретический и эмпирический материал современной науки. Хотя приходим к выводу о целесообразности выработки собственного аналитического метода, позволившего бы не только детальнее раскрыть изучаемое социокультурное явление, но и обогатившее бы методологическую базу аналитической культурологии. Мы исходим из того, что когнитивные и перцептивные составляющие восприятия личностью социокультурной среды равно опосредованы культурой и в равной мере участвуют в ее кибернетической модели в форме атомарных смысловых структур
Мельникова Н.А., Васильева Э.В. - Управление социокультурными проектами в современном университете c. 41-48

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.22458

Аннотация: Предметом исследования являются социокультурные практики университета и их влияние на культурную повестку города. В работе рассмотрены новые функции современных университетов, которые призваны поддерживать развитие культурной деятельности в разнообразных формах социокультурных практик и экспериментальных, благодаря которым открываются потенциалы для самореализации и самоидентификации студентов и горожан. Авторы подчеркивают, что в образовательном учреждении молодые люди приобретают продуктивный социально-культурный опыт, который в последствие не только будет существенно влиять на формирование ценностной системы человека, но и, усвоенный, будет транслироваться в дальнейшей деятельности, в том числе профессиональной. Статья обобщает и анализирует опыт управлением социокультурных проектов в Омском государственном техническом университете и продемонстрирован опыт использования народной культуры в модных проектах. Авторы основываются на использовании социокультурного подхода: исследовании институциональных и внеинституциональных сторон социальной жизни. В основе социокультуроного подхода - системность, единство и многообразие социальной жизни, комплексность (комплексный подход), аксиологическая (ценностная) ориентация и др. Культура рассматривается как основная предпосылка и условие развития институтов, а личность – как предпосылка формирования ее внеинституциональных структур. К основным результатам исследования можно отнести следующие: социокультурные практики и проекты университета должны быть «обращены» в региональное и городское сообщество, поскольку университеты в современном мире серьезно влияют на развитие городских активностей, призваны формировать активные сообщества и изменять культурную повестку. Создание актуальных социокультурных событий требует обращения к существующему содержанию мировой культуры и актуализации культурных кодов, что позволяет определить их значимость в повестке развития молодежных субкультур. Перспектива исследований в данном направлении заключается в выявлении механизмов влияния подобных изменений на городскую культуру.
Кучинов А.М. - Подход к анализу политического процесса через его взаимосвязь с социокультурной динамикой – альтернатива подходу «политической культуры» c. 43-52

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.4.5567

Аннотация: В данной статье рассказывается об ограниченности господствующего подхода «политической культуры» и необходимости рассматривать проблему взаимодействия политического процесса и социокультурных факторов в динамике.
Kanasz T. - Роль надежды и оптимизма в современной культуре c. 47-69

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.10114

Аннотация: В статье рассматриваются философские, психологические и социологические подходы к пониманию социокультурных феноменов надежды и оптимизма в современной культуре. Целью статьи является изучение универсальных, а также специфических аспектов надежды и оптимизма в контексте польской культуры и общества. На основе эмпирических социологических исследований анализируется значимость и специфика надежды и оптимизма в системе ценностей и ментальности поляков. В ней подчеркивается, какие формы надежды и оптимизма преобладают в польском обществе и каковы причины способствующие развитию оборонительного и экспансивного оптимизма. В период трансформации специфика надежды в польском обществе имеет определенные схожества с надеждой в других странах Центральной и Восточной Европы. Оптимизм/пессимизм неразрывно связан с социальной структурой общества, политической и экономической ситуацией. Значение оборонительного оптимизма возрастает для людей в трудной жизненной ситуации. И наооборот, для более обеспеченных людей, имеющих работу, хорошее состояние здоровья, важнее экспансивный оптимизм, направленный на успех в достижении жизненных целей.
Ху В. - Влияние художественных обществ Шанхая на развитие изобразительного искусства начала ХХ века c. 51-59

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69198

EDN: XDEQOU

Аннотация: Объектом исследования статьи является художественная жизнь Шанхая начала XX века, в которой наиболее пристальное внимание уделяется изучению деятельности художественных обществ с целью научной реконструкции творческого процесса Шанхая прошлого столетия. Темой исследования является вклад художественной ассоциации в культурную жизнь города. Их деятельность направлена на внедрение европейских техник живописи и модернистских тенденций в визуальную культуру страны. Особое значение в статье придается уникальному характеру города, толерантному и открытому к экспериментам в области изобразительной культуры. В работе описывается три вектора развития искусства через деятельность художественных обществ: отстаивание основ традиционной живописи Китая, активное включение европейского изобразительного языка и синтез этих двух, казалось бы, взаимоисключающих потоков. С помощью исторического метода автор анализирует деятельность художественных обществ, которые значительно повлияли на формирование нового сценария развития изобразительной культуры Шанхая первой трети XX века. Во-первых, в начале прошлого столетия этот мегаполис стал крупнейшим экономическим и культурным центром Китая. Во-вторых, большинство местных художников, вступавших в общественные организации, получили западное образование. В-третьих, деятельность художественных обществ значительно обогатила и расширила творческие возможности мастеров, привлекла внимание населения к изобразительному искусству, модернизировала живописные традиции Китая. Автор статьи осмысляет влияние русских художников на культурную жизнь Шанхая, а также делает акцент на появление и развитие «женского» искусства в китайской культуре в изучаемый период. Эти сведения, некоторые из которых впервые вводятся в научное пространство, обладают не только теоретической ценностью, но и практической значимостью, позволяя определить сценарий развития китайского изобразительного искусства на современном этапе.
Бакуменко Г.В. - Символизация успеха как социокультурная рефлексия c. 58-71

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15609

Аннотация: Предметом внимания данной статьи выбрана научно-философская и общественно-политическая дискуссия, инициированная НИИ прикладной этики Тюменского государственного нефтегазового университета в 1990-х гг. в рамках общественной экспертизы проекта «доктрины успеха» группы авторов периодического издания «Этика успеха». В рамках концепта социокультурного процесса символизации успеха есть основания рассматривать эту дискуссию как форму социокультурной рефлексии, понимаемую нами как реакцию социокультурной системы на меняющиеся условия развития, проявляющуюся в переоценке аксиологического капитала общества, выражаемого в устоявшихся повседневных социокультурных концептах, таких, например, как «успех». Социокультурный подход, распространенный в социальной философии, в психологии, в социологии применим и в культурологии как метод анализа социальных явлений в историко-культурном контексте в плане выявления универсальных способов и образцов деятельности людей. Апробация предлагаемого метода носит проблемный характер, поскольку ориентирована на анализ в историко-культурном контексте современных явлений. Новизна исследования раскрывается в авторском синтезе социокультурного подхода с семиотико-когнетивными методами, позволяющем расценивать текстуально выраженные тенденции социального развития в качестве имеющих культурные основания системных рефлексий. Подмеченная нами идентичность модернистских проектов трансформации социокультурной реальности путем тоталитаризации идеи воспитания нового типа личности россиянина в начале и в конце XX века касается целого ряда спорных и мало изученных вопросов, пристальное внимание научного сообщества к которым обосновано в силу их актуальности в аспекте управления социокультурными процессами.
Бакуменко Г.В. - Концепт социокультурного процесса символизации успеха c. 59-66

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14491

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступает модель социокультурного процесса символизации успеха, расширяющая представления о культурной опосредованности социальной динамики. Если категории социокультурного процесса, процесса символизации и концепт успеха прочно вошли в научно-философский дискурс, то производное понятие социокультурного процесса символизации успеха используется нами для актуализации нового видения динамических явлений. Таким образом, целью данной статьи является актуализация авторской точки зрения на причину культурной динамики, в основе которой лежит выработанное в процессе выживания в окружающей среде генетическое свойство культуры – символизация успеха. В основе исследования лежит системный подход к явлениям культуры. В рамках которого мы описываем многофункциональную модель социокультурного процесса символизации успеха, предполагающую ее дальнейшую апробацию в наиболее актуальных направлениях культурологии. Основным вкладом автора в исследование культурной динамики является переосмысление современных представлений о культурной опосредованности социогенеза, основанное на гипотетическом положении причинности специфического способа выживания человечества в окружающей среде. Этот способ реализуется как система символизации положительного опыта индивида с целью его социальной интеграции. Этот же способ, как многофункциональная модель поведения, позволяет социальному субъекту посредством социальной коммуникации ориентироваться в окружающей природной и социокультурной среде.
Сидорова Г.П. - Ценность профессии в советской хозяйственной культуре и образах массового искусства 1960–1980-х c. 61-91

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.291

Аннотация: Профессия – одна из базовых ценностей хозяйственной культуры. В статье на основе системного подхода, метода исторической типологизации, культурно-исторического, семиотического и герменевтического анализа художественных текстов выявляются особенности репрезентации профессии как ценности хозяйственной культуры в советском массовом искусстве 1960–1980-х. В художественных репрезентациях выявляются особенности разных профессий в аспекте их ценности для получения материальных благ, в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым». Через образы профессий в искусстве получили отражение советская хозяйственная культура, советское общество и субъект культуры – человек всех социально-профессиональных групп и разных аксиологических типов. Художественные репрезентации профессии в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым» показывают рассогласованность идеологического и повседневного дискурсов об этой ценности, мотивирующей хозяйственную деятельность субъекта культуры.
Винокурова У.А., Захарова А.Е. - Аксиологические основания экодуховных ценностей коренных народов Арктики c. 68-77

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.39467

EDN: TVGQTJ

Аннотация: Арктика, занимающая шестую часть поверхности планеты, испытывающая глобальные изменения климата, является местом воспроизводства образа жизни коренных народов, их экодуховных ценностей, уникальных видов флоры и фауны. Символический универсум культуры определяется ее географическими и климатическими условиями. Планетарная гуманитарная мысль сосредотачивается вокруг Арктического океана, метафорически обозначаемого как современное Средиземноморье. Проблема состоит в признании духовного и интеллектуального наследия арктических коренных народов в процессе современного освоения ресурсов Арктики и во введении их экодуховных ценностей в образовательный процесс. Экодуховные ценности основаны на мировоззрении, признающем духовную взаимосвязь человека и природы, способствуют устойчивости экосистемы во всем ее многообразии природных и гуманитарных сфер. Целью нашего исследования является определение и выявление аксиологических оснований экодуховных ценностей коренных народов Арктики, значимых для межкультурных и межстрановых коммуникаций в северной циркумполярной зоне планеты. В работе использованы методология коренных учёных (Indigenous Methodology), метод системного анализа и синтеза, эмпирическое исследование в арктическом Хатанго-Анабарском регионе проведено в сочетании количественных и качественных социологических методов (стандартизированный анкетный опрос, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент). Выявлены пять фундаментальных мировоззренческих постулатов народов Арктики в качестве аксиологических оснований экодуховных ценностей, исходящие из этнокультурной модели отношения к Матери-Земле, сонастроенности с природно-климатическими особенностями и сопространственности экодуховных связей в среде обитания, геопсихических и духовных связей со священными местами, где происходит взаимосопряженность космических, земных и природных явлений с экодуховными ценностями человека.
Никифорова С.В. - Становление субкультуры театрального зрителя в культурном пространстве провинциального города c. 69-82

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.3.37940

EDN: SHQIGN

Аннотация: Чтобы определить специфику и характер становления субкультуры театрального зрителя провинциального города на примере Якутска, рассмотрена история отношений театра и зрителя. Предложены варианты стратегии формирования субкультуры театралов в молодежной среде провинциального города (студенты колледжей и вузов как «костяк» зрительской аудитории). Специфика предмета исследования обусловила применение междисциплинарного, социокультурного и культурологического подходов, что позволило интегрировать методы культурологии, социологии, искусствоведения, фольклористики и педагогики. Культурологический подход позволил определить характер изменений культурного пространства. Синхронический метод предоставил возможность проанализировать в срезовом режиме и выделить три этапа становления субкультуры театрального зрителя. Более детально рассмотрена динамика становления субкультуры театралов Якутска в рамках временных границ: 1960-2020-е годы. Это время, когда театр сформировался как органичный институт современной якутской культуры, а не нечто искусственно привнесенное в национальную культуру. Определена косвенная критериальная база, свидетельствующая о росте компетентности театрального зрителя в провинциальном городе: смена репертуара, проблематики, режиссерских стилей, участие в театральных конкурсах и фестивалях, гастрольная политика, ценовая. Предложена конвергенция разных видов культурного «потребления»: гибридные формы работы совместно с музеями, филармонией, библиотеками; организация творческих встреч, экскурсий на репетиции, предпремьерные просмотры, благотворительные акции и т.д. Региональная специфика коммуникации «театр – зритель» оказывает влияние на формирование как нравственных, так и эстетических взглядов зрителя; воздействует на национальное самосознание народа, способствует укреплению духовных ориентиров.
Бай Ц. - Художественная деятельность российско-советских художников в Харбине и Шанхае в период Китайской Республики (1912–1949) c. 69-84

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.5.43954

EDN: CAHDXJ

Аннотация: В данной статье в основном изучается и анализируется художественная деятельность российско-советских художников в Харбине и Шанхае в период Китайской Республики. Благодаря своему особому географическому положению Харбин и Шанхай всегда были центрами распространения и художественного обмена советского искусства и культуры в Китае. Предметом исследования являются различные виды художественного образования и художественной деятельности, которую в период Китайской Республики осуществляли в Китае российско-советские художники. Объектом исследования является влияние, которое в XX веке оказало на развитие современного китайского искусства распространение советской реалистической живописи в Китае. Особое внимание автор уделяет анализу того глубокого воздействия, которое произвели на развитие современного китайского искусства появление различных художественных студий, созданных в Китае, знакомство с художественным творчеством российско-советских художников, а также обучение у российско-советских художников, преподающих в различных художественных академиях Китая. Новизна данного исследования заключается в том, что автор обращается к малоисследованной теме – как повлиял на формирование китайского искусства приезд советских художников в Китай, который совпал с «Движением иностранной живописи» в Китайской Республике. Российско-советские художники решительно поддерживали новаторское художественное творчество китайских художников и в то же время способствовали доминированию советского реалистического искусства в художественном ландшафте в период становления Китая. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что массовое распространение российско-советского искусства в Китае создало новую почву для традиционного китайского искусства, дало продолжение и новую жизнь традиционной живописи. В определенной степени это повлияло на художественно-эстетические предпочтения того времени и даже широкой публики, а также отразилось непосредственно на развитии китайского художественного образования в XX веке.
Блейх Н.О. - Прогресс в социокультурном развитии Северного Кавказа (вторая четверть XIХ – начало XX вв.) c. 80-89

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19679

Аннотация: Предметом анализа в данной статье явился прогресс в социокультурном и экономическом развитии Северного Кавказа (вторая четверть XIХ – начало XX вв.) В ней на основании архивных и документальных материалов повествуется, что к концу XVIII века завершился длительный поэтапно развивающийся процесс добровольного вхождения кавказских народов в состав Российского государства. Перемены, начавшиеся в жизни горцев после этого исторического акта под влиянием деятелей культуры России, включение Северного Кавказа в орбиту капиталистических отношений положили начало школьному делу и распространению грамотности среди них. Методологическая база исследования представлена историко-сравнительным, структурным, абстрактно-логическим методами исследования. Каждый из них имел свою область применения и сыграл важную роль в обработке, систематизации и обобщении исследуемого материала. Так, историко-сравнительный метод позволил проанализировать сопоставимые факты и на этой основе выявить как закономерности, так и особенности протекания региональных процессов в социокультурной сфере. Метод структурного анализа был необходим ввиду того, что изучать сложные структуры, не расчленяя их на отдельные составляющие элементы, невозможно. Поэтому он также широко использовался в работе. Абстрактно-логический метод дал возможность обобщения, синтеза и интеграции выводов по теме исследования в целом. В статье доказывается, что прогресс в социокультурном развитии, начавшийся во второй четверти XIХ – начала XX вв.), привёл к социально-духовному и политико-экономическому возрождению горских племен, правда, количество школ и образованных людей явно не хватало. Национальная интеллигенция только-только начала зарождаться. Некоторое улучшение в школьной системе, наметившееся в первой четверти XX миллениума, в основном детерминировалось активной позицией самих жителей. Пореформенный период стал временем дальнейшего открытия и изучения многонационального Кавказского края и самобытной культуры его народов.
Слезин А.А. - "Скованные одной цепью"? (К постижению социокультурного феномена ВЛКСМ) c. 90-99

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.20076

Аннотация: Предмет исследования составляет влияние Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. в Москве и движения стиляг на деятельность комсомола. Изучив архивные документы, а также воспоминания ветеранов как бывших комсомольцев, так и участников неформального движения молодежи, автор статьи пересматривает сложившиеся в исторической науке стереотипы. Актуальность материала во многом связана с предстоящим проведением в 2017 г. Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи и 100-летним юбилеем комсомола (29 октября 2018 г.). Опыт деятельности самой влиятельной и массовой в отечественной истории молодежной организации оценивается с общечеловеческих и государственных позиций. Показано, что вопреки надеждам партийного и комсомольского руководства, отношение рядовых комсомольцев к стилягам на практике оказалось неоднозначным. Прямолинейные меры комсомольских борцов со стилягами порой только подогревали интерес к запретному у остальной молодежи. Внедрение в советскую повседневность элементов западного образа жизни способствовало обращению комсомола к эстетическому воспитанию. Еще в большей степени стереотипный образ иностранца в глазах молодежи разрушил московский фестиваль молодежи и студентов. Фестиваль оценивается как один из первых уроков демократии. Обращается внимание на формирование предпосылок развития инакомыслия в рядах самого коммунистического союза молодежи.
Цыдыпова Л.С. - Названия золотых приисков Баргузинского округа во II пол. XIX – нач. ХХ вв.: топологический аспект c. 91-97

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31295

Аннотация: Статья посвящена анализу названий золотых приисков Баргузинского округа в кон. 19 – нач. ХХ вв. Материалом исследования стали неопубликованные ранее архивные источники и полевые материалы автора 2018-2019 гг. По данным архивных записей Баргузинского округа рассмотрено около трехсот названий с учетом их местоположения, площади, данных владельца и дат регистраций участка. Названия золотых приисков Баргузинского округа изучались в контексте топологической традиции культурной географии. Проведена типология названий, выделены дифференцирующие факторы номинации социокультурного пространства в частной золотопромышленности. Рассмотрены связи отношений между субъектами золотодобычи сквозь призму названий приисков. Показаны характерные особенности номинирования приисков в контексте культурного ландшафта. Отмечен рост приисков и расширение типов их номенклатуры. Анализ названий приисков показал значимость золотодобычи в увеличении численности и укреплении баргузинской еврейской общины, растущую роль золотого промысла в жизнеобеспечении еврейских и русских крестьян. Рост их количества отражает расширение ареалов золотодобычи и прямо связан с миграционным процессом во второй пол. XIX в. Повторяемость названий указывает на массовое увеличение числа золотопромышленников и их роли в формировании топонимии. Система создания новых названий в меньшей степени заимствовала коренные топонимы края. Большинство из них возникло в результате переосмысления имени носителем языка.
Голубицкий Ю.А. - Феномены научного и художественного способов отражения действительности: антагонизм или гносеологическое родство и взаимопроникновение? c. 134-187
Аннотация: автор статьи, будучи сторонником литературоцентричного мировоззрения относительно основных, фундаментальных явлений культуры, распространяя свой подход и на понимание междисциплинарного взаимодействия культуры (в частности - литературы) и гуманитарных научных дисциплин, выдвигает гипотезу о литературной детерминированности генезиса социологии и, шире – всего корпуса гуманитарных наук. Предприняв экскурс в историю предмета, он стремится доказать описательными и формально-структурными методами сравнительного анализа родство находящихся там гносеологически близких, по его мнению, явлений – литературы (в первую очередь, документальной) и социальной науки. В статье исследуются причины, способствовавшие "олитературиванию" русской социологии, среди которых - совпадение во времени процесса становления социологической науки в России с т.н. "серебряным веком" в русской культуре, справедливо считающимся расцветом отечественной изящной словесности, а также установленный факт причастности "отцов-основателей" русской социологии (М.М.Ковалевский, Е.В. Де-Роберти, П.А. Сорокин) к ... масонскому движению (!).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.