Человек и культура - рубрика Культурология и cultural studies
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Культурология и cultural studies"
Культурология и cultural studies
Воробьев А.М. - Надзор и религиозная цензура в Царскосельском лицее в 1811–1826 гг. c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.24481

Аннотация: Предметом данного исследования является практика контроля над чтением лицеистов литературы религиозного характера. Данный контроль выступал в качестве составной части общей системы надзора, применяемого в Царскосельском лицее. Чтение, в том числе не только учебной литературы, воспринималось как важный элемент воспитания. Педагогическая цензура широко применялась в качестве регулирования практики чтения воспитанников учебных заведений российской империи. На материале фондов библиотеки Царскосельского лицея были проанализированы принципы, определявшие политику просвещения в данный период. В работе использовались исторический, книговедческий методы, а также концепция роста значения надзора в культуре Нового времени М. Фуко. Изучение истории формирования фонда библиотеки Царскосельского лицея в первые годы его существования позволило впервые в отечественной науке подробно проанализировать вопрос использования цензуры в качестве механизма формирования круга чтения воспитанников элитного учебного заведения, чьи выпускники должны были обеспечить потребность империи в высокообразованных чиновниках. Привлечение ранее почти не затрагиваемого материала позволило показать, как государственная политика в области образования в период правления Александра I отразилась на библиотеке светского учебного заведения.
Балакирева Т.А., Колосков А.Н. - Цифровые трансформации образовательного процесса: вызов времени c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34280

Аннотация: Статья посвящена исследованию трансформаций образовательного процесса в период пандемии. Актуальность исследования обусловлена современными культурными реалиями: распространение коронавирусной инфекции, карантин, режим ограничения и как следствие необходимость перестройки коммуникативных каналов в социокультурной реальности, в частности, в пространстве образования. Целью исследования является изучение возникших вследствие жизненной необходимости новых форм коммуникативных, организационных образовательных технологий в медиа пространстве. Дается характеристика дистанционного образования и коммуникативных способов его реализации. Описываются синхронный, асинхронный, смешанный способы обучения, представляются их содержательные особенности. Характеризуется также такой способ дистанционного обучения, как онлайн-курсы. Отдельное внимание уделяется особенностям итоговой аттестации в условиях карантина или самоограничения.   В условиях, вызванных пандемией, возникает необходимость более активного использования медиапространства для организации социальных, экономических и, конечно, образовательных процессов. Сфера образования, связанная в числе прочего с охраной здоровья молодого поколения, трансформируется, учитывая новые, возникшие в результате распространения инфекции социокультурные реалии. В процессе дистанционного образования востребованными и даже необходимыми становятся ранее факультативные формы обучения: синхронные, асинхронные, смешанные, онлайн-курсы и т. д. Итоговая аттестация в условиях ограничений и при дистанционном образовании приобретает двоякие смыслы: с одной стороны, существует опасность искажения восприятия информации в процессе защиты выпускной работы, с другой стороны, формируется более комфортная психологическая обстановка для защищающегося, поскольку он находится в знакомой, «своей» среде. Новая для культуры ситуация, репрезентированная, в частности, в образовании, является перспективным для исследователей культуры материалом.
Балаш А.Н. - Материалы доклада В. С. Библера «Культура и музей к 2000 году» в контексте актуальных тенденций развития музеологии c. 22-28

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.24890

Аннотация: В статье рассматривается текст доклада В. С. Библера «Культура и музей к 2000 г.» (1977), опубликованный в корпусе архивных материалов философа. В соответствии с исследовательской стратегией Библера, текст носит конспективный и незавершенный характер, окрыт для интерпретации. Представлен анализ актуальности идеи Библера для современной музеологии в сопоставлении с концепцией постмузея, используемой как эффективная модель для описания трансформаций современного музея как социокультурного института. Проанализированы идеи Библера о перспективных тенденциях развития музея как культурного феномена в плане архитектурного и символического решения предлагаемого концепта. Проанализирована обозначенная в тексте модель зрительского восприятия произведений искусства в пространстве музея, представленная как переход визуального образа во внутреннюю речь зрителя. Рассморен концепт восприятия как «похищения» произведения и его культурные коннотации. В качестве сравительного материала анализируется содержание «фантомов исталляций» Д. А. Пригова, представляющих оригинальную визуальную концепцию музея. Выявлены смысловые моменты, позволяющие проводить сравнение и сближение концепций Библера и Пригова. В качестве примера визуализации рассматриваемых музейных концепций проанализирована инсталляция «Комната художника Д. А. Пригова» в Государстенном Эрмитаже. Обозначена актуальность проективной концепции музея В. С. Библера в контексте разработанной им концепции философской логики культуры. Новизна исследования заключается в том, что концепт В. С. Библера впрервые представлен в рамках музеологического дискурса, а аткже интерпретирован как актуальный в рамках дискуссий об институциональной специфике постмузея в современном культурном пространстве.
Смирнова Г.Е. - Русскоязычная община Британии сегодня: стереотипное восприятие, новые реалии и перспективы развития c. 34-46

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36213

Аннотация: Предметом данного исследования является русскоязычная община Британии в современном социокультурном контексте, которая традиционно характеризуется ярко выраженной национальной, культурной и социальной разобщенностью; объектом –русский мир Британии в контексте современных российско-британских взаимоотношений и социокультурного контекста страны проживания. Долгие годы отношение к выходцам из республик, входивших в состав СССР, языком общения которых является русский, определялось множеством стереотипов. Сегодня современные внешнеполитические изменения, ухудшение отношений между двумя странами, изменения законодательства Британии, Брекcит, с одной стороны, экономическое сотрудничество и культурный обмен между странами, с другой, оказывают влияние на жизнь общины, формируя новый контекст пребывания в инокультурной среде. Новизна исследования состоит в попытке оценить значимость современных процессов, проходящих в социуме, их влияние на облик, восприятие обществом и количественный показатель русской общины в Британии, что является крайне актуальным ввиду отсутствия подобного рода данных в исследовательской литературе. В результате историко-аналитического анализа материалов средств массовой информации, данных социологических опросов, законодательных и дипломатических документов становится очевидно, что количество русскоговорящих граждан, готовых сделать Британию местом своего проживание, значительно сократилось по сравнению с концом предыдущего столетия, перспектив увеличения их количества нет. Образ жизни этих людей тоже подвергся изменениям из-за введения новых законов на территории Британии. В условиях общего ухудшения политической ситуации неизменными остаются контакты в экономической и культурной сферах, создающие положительной образ России в глазах британцев, а также наличие инициатив по улучшению взаимодействия двух стран.
Онегин Н.С. - Музеефикация комнат Николая II в Зимнем дворце как культурно-политический проект 1920-х гг. c. 43-51

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26643

Аннотация: В свете современных попыток реконструировать во дворцах России апартаменты императора Николая II, с последующей их музеефикацией, кажется актуальным обратиться к историко-бытовой экспозиции, существовавшей в комнатах царской фамилии в Зимнем дворце в 1922-1926 гг., которая является объектом исследования в предложенной статье. Предметом изучения оказываются те факторы культурного, социального и политического характера, которые повлияли на открытие музея, его деятельность в Зимнем дворце наряду с Государственным Эрмитажем и Музеем Революции, а также на последующее поспешное закрытие данной экспозиции. Изучение вновь выявленных архивных материалов и сопоставление их с мемуарами по данной теме позволило тщательнее исследовать и во многом пересмотреть специфику работы «Исторических комнат» в Зимнем дворце, а также выявить особенности данной экспозиции в контексте развития музейного дела в 1920-е гг. Как следует из документов, открытие музея «Исторические комнаты Александра II и Николая II» стало возможным в силу важных факторов политического, социального, культурного и административного характера, и может рассматриваться как агитационный проект советской власти. В ходе исследования были определены причины открытия этой экспозиции, описаны административные проблемы, особенности работы экскурсоводов и факторы, ставшие определяющими для закрытия музея в Зимнем дворце.
Мохтари С. - Роль института временного брака в культуре Ирана c. 58-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.1.34188

Аннотация: Аннотация. Институт временного брака в истории Ирана имеет давние корни. Тем не менее, этот институт в различные исторические периоды имел различные формы и функции. Хотя временный брак не получил общественного признания среди иранского народа, этот институт по — прежнему остается в иранском обществе. Следовательно, возникает вопрос — каковы причины такой устойчивости. Основная цель данной статьи — выявить причины такой укоренённости института временного брака в иранской культуре. В этой статье проанализирована динамика изменения института временного брака в культуре Ирана в разные исторические периоды. Выводы исследования получены с помощью метода сравнительно—исторического анализа исторических рукописей и письменных свидетельств, классифицированы и описаны в трех исторических периодах «древний Иран», «начальный период ислама до Исламской Республики» и «Исламская Республика». Согласно результатам исследования, институт временного брака, возникший на основе патриархальной культуры иранского общества, легитимным образом отвечал индивидуальным потребностям, таким как сексуальное влечение, деторождение, обеспечение безопасности и средств к существованию, и социальным потребностям, таким как наследование, укрепление социальных отношений и установление общественных связей. Несмотря на это, этот институт в каждом историческом периоде выполнял особые культурные функции, выявленные нами в данной статье. До сих пор не существует комплексного и документированного исторического исследования, которое сравнивало бы все исторические периоды в одной работе. Ключевые слова: брак, временный брак, женщина, семья, культура, социальная история, Иран, религия ислама, Шииты, Общество.
Северина Е.М. - Культурный концепт в когнитивном измерении c. 81-93

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34161

Аннотация: В статье рассматриваются методологические принципы изучения культурных концептов в контексте когнитивного подхода, возможности проведения реконструкции некоторых фрагментов языковой картины мира на материале электронных корпусов текстов. С опорой на когнитивный подход к концепту как единице структурированного и неструктурированного знания, образующего когнитивность отдельного человека и культуры в целом, результаты концептуального исследования авторских текстов философов, рассматривавших культуру как символическое творчество человека, связанное со свободой (концепции И. Канта, Э. Кассирера, Н. А. Бердяева), была проведена реконструкция некоторых фрагментов языковой картины мира и обыденного сознания, соотнесенных с концептом «культура», в русскоязычной и англосаксонской культуре. Изучение контекстов употребления вербальных репрезентаций концепта «культура» в электронных корпусах текстов русского и различных вариантов английского языка показало, что важнейшими мировоззренческими ценностями англосаксонской языковой картины мира являются следующие представления: культура носит инструментальный характер; цивилизация рассматривается как путь развития человечества в целом; свобода предстает в качестве неотъемлемого права на свободу, которую нужно защищать, т.е. изначальной и неотъемлемо присущей человеку. В русскоязычных текстах культура обозначает ценностное отношение к миру, чаще связанное с национальной культурой; цивилизация рассматривается в контексте ценностного отношения к миру, но как путь развития человечества в целом; свобода имеет ценностную личностную, персоналистскую окраску, должна быть полной, абсолютной, часто понимается как свобода действий и выбора. Показано, что использование корпусных методов позволяет реконструировать способы формирования картины мира, выбор ценностных приоритетов, механизмы восприятия окружающей действительности в конкретной культуре из контекстов реального употребления вербальных проявлений культурных концептов.
Карелина Н.А. - Коренные народы Канады: основные показатели социально-экономического развития на современном этапе c. 182-192

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36287

Аннотация: Предметом проведенного исследования является социально-экономическое положение коренных народов Канады на современном этапе их развития. Основное внимание автор уделяет анализу таких ключевых социально-экономических показателей как продолжительность жизни представителей коренного населения, уровень занятости и безработицы, средний годовой доход, уровень среднего и высшего образования, владение родными языками и др. Проводится попытка определить основные факторы социально-экономического развития, выделить меры государственной поддержки, оценить существующие проблемы и дальнейшие перспективы. Автором подчеркивается связь модернизации образования коренных народов с сохранением их языков и культурных традиций. С начала 2000-х гг. уровень социально-экономического положения коренных народов Канады немного улучшился, учитывая высокий уровень прироста населения, а также небольшое сокращение разницы с некоренными канадцами по таким ключевым показателям как продолжительность жизни, уровень занятости, образования, средний годовой доход. В первую очередь это касается индейцев за пределами резерваций и метисов. Ситуация с индейцами в резервациях и инуитами остается сложной. Большинство проблем, которые приводят к замедленным темпам социально-экономического развития, связаны именно с этими группами коренных народов. В экономическом плане отмечается заметный рост самозанятых среди коренного населения, развитие аборигенного туризма. Серьезные позитивные сдвиги связаны с популяризацией культуры коренных народов, что в итоге приводит к тому, что все большее число коренных жителей страны хотят узаконить свое происхождение. Учитывая значительную долю молодого поколения среди коренных представителей, правительством страны проводятся меры по разработке новых программ в сфере образования и улучшению занятости, которые нацелены не только на повышение качества жизни коренных народов, но и на сохранение их этнокультурного наследия.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.