Человек и культура - рубрика Естествознание, техника и культура
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Естествознание, техника и культура"
Естествознание, техника и культура
Сидорова Г.П. - Советская хозяйственная культура в формах материальной предметности и образах массового искусства 1960–1980-х: транспорт c. 1-14
Аннотация: Предметом исследования является репрезентация советской хозяйственной культуры 1960-1980-х гг. в искусстве данного периода. Хозяйственная культура понимается как способ человеческой деятельности, в совокупности всех форм предметности культуры, направленный на получение материальных благ. Цель исследования – на основе выявленных особенностей, основных тенденций и культурной динамики репрезентации советской хозяйственной культуры в массовом искусстве реконструировать процесс взаимосвязи и взаимовлияния материальной, духовной и художественной подсистем советской культуры в организации социалистического хозяйства. Методология исследования: системный подход, метод исторической типологизации, культурно-исторический (диахронический), семиотический, герменевтический анализ произведений искусства. Исследование показало: в художественных репрезентациях транспорта отобразились типологические особенности советской хозяйственной культуры 1960–1980-х: противоречивое соединение доминирующей административно-командной и теневой рыночной экономических систем, индустриальной и традиционной культур. Через образы транспорта в искусстве отобразилось советское общество: смешанный тип индустриального и доиндустриального, традиционного и инновационного, закрытого и открытого, массовое, потребительское. Через образы транспорта в искусстве отобразился советский человек разных аксиологических типов: от «строителя коммунизма» в абсолютном меньшинстве до «обывателя» в подавляющем большинстве. Художественные репрезентации транспорта в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым» отразили смещение ценностных ориентаций от социалистических к традиционным ценностям и ценностям массового общества потребления, показали рассогласованность идеологического и повседневного дискурсов о ценностных ориентациях. Выводы и материалы исследования могут быть использованы в преподавании культурологии, философии культуры, истории отечественной культуры, экономики и истории искусства. Некоторые аспекты исследования могут явиться основой для решения конкретных проблем в сфере современной хозяйственной культуры. Результаты исследования могут помочь в формировании ценностных ориентаций современного поколения.
Лиманская Л.Ю. - Натурфилософские и художественно-эстетические аспекты теории цветового зрения М.В.Ломоносова c. 1-12

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.282

Аннотация: В статье рассматриваются натурфилософские взгляды Ломоносова на свет и цвет, исследуется его отношение к оптическим идеям Ньютона, Декарта и их последователей середины XVIII века. Особое внимание в статье уделяется открытой Ломоносовым теории трехкомпонентного цветового зрения и его научным и художественным экспериментам с цветными стеклами. В результате показывается тесная взаимосвязь научных экспериментов ученого и его художественных опытов в области мозаики.
Потатуров В.А. - Информатизация образования как проблема культуры c. 1-40

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15247

Аннотация: В представленной работе объектом исследования выступает фундаментальное противоречие между культурой и цивилизацией, который стал особенно остро проявляться на этапе трансформации индустриального общества в свою информационную фазу, одним из граней проявления этого противоречия является процесс информатизации общества и в частности, в области высшего образования. Предметом исследования является изучение качества образования, особенно гуманитарного блока, связанного с внедрением в учебный процесс современных информационных, компьютерных технологий. В исследовании особое внимание уделено культурологическому анализу причин и факторов, тех негативных тенденций, которые имеют место в высшей школе в связи с широким использованием информатизации и компьютеризации в учебном процессе. Как показывает практика сами эти результаты во многом противоречивые и даже негативные. В работе автор сосредоточил свое внимание, прежде всего, на анализе объективных причин, которые приводят к таким результатам. Используя, главным образом культурологический подход, автор оценивает результаты работы высшей школы в сфере информатизации сквозь призму критериев культуры. Что, на наш взгляд, позволяет видеть не только сами эти результаты, в том числе и негативные, но понять природу этих причин. В качестве основного метода исследования был использован диалектический метод рассмотрения и анализа противоречий, возникающих в процессе взаимодействия культуры и цивилизации, в том числе и в таком его аспекте, где культура и цивилизация взаимодействуют в особом режиме - в сфере образования, где сегодня широко используются средства информатизации и компьютерные технологии. На основе анализа имеющихся фактов автор приходит к выводу о том, образование эта та область человеческого, культурного пространства, где средства цивилизационного воздействия на человека являются не всегда адекватными его природе, и прежде в сфере познания, знания и формирования мировоззрения и культурной среды. Поэтому абсолютизация средств электронного воздействия и информационного обеспечения в сфере образования не всегда полезны, а в сфере гуманитарной подготовки дают негативные результаты. Забвение традиционных методов работы со студентами, абсолютизация знаниевой парадигмы, в ущерб принципам воспитания, сужает формирование у будущих граждан страны человеческих качеств. Без развития человеческого в человеке - развитие общества невозможно. В конечном счете, не техника и технологии должны управлять миром, а человек. Новизна работы заключается в новом ракурсе рассмотрения проблемы, в тех культурологических подходах и критериях, которые помогут лучше понять острые проблемы, связанные с повышением качества современного образования. Критерии культуры, являющиеся исходными в оценке выпускников вузов, позволяют находить новые методологические и методические инструментарии, способствующие разработке более эффективных технологий в образовательном процессе.
Филиппова Т.П. - «Идейный человек не от мира сего»: образ академика Е.С. Федорова в воспоминаниях супруги ученого c. 63-74

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.37594

EDN: UYMTLM

Аннотация: Предмет исследования – практики функционирования научного сообщества России на рубеже XIX и XX столетий. Объект исследования – личность известного ученого, академика Е.С. Федорова (1853–1919). Главным источником проведенного исследования стали воспоминания «Наши будни, горести и радости», автором которых является супруга ученого Л.В. Федорова. Мемуары были подготовлены к 1927 г. по просьбе учеников и коллег Е.С. Федорова и были посвящены его личности. Воспоминания охватывают период второй половины XIX в. – начала XX в. и освещают жизнь семьи Федоровых. В настоящее время оригинал документа находится на хранении в личном фонде академика в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН. В 1992 г. воспоминания увидели свет в печати. На основе тематико-хронологического метода анализа источника в статье рассмотрен образ Е.С. Федорова как научного деятеля. Основное внимание уделено изучению научной биографии ученого в 1880–1890-е гг. В этот период ученый являлся сотрудником Геологического комитета, провел успешные экспедиционные исследования Северного Урала, опубликовал первые результаты разрабатываемой им теории структуры кристаллов. Идеи и достижения ученого в это время не получили признание среди научного сообщества России и ему приходилось бороться за место в научном мире. На основе воспоминаний впервые проанализированы мотивы научной деятельности Е.С. Федорова, его взаимоотношения с коллегами и наставниками, показан ученый в роли семьянина. Сделан вывод о ценности данного источника, как расширяющего границы изучения биографии ученого и функционирования науки в кон. XIX в. – нач. XX в.
Сальникова Е.В. - Анатомический театр в контексте истории носителей визуальной информации c. 65-101
Аннотация: Статья посвящена изменениям, которые происходят в XVI-XVII в.в. в понимании смерти, в восприятии человеческого тела. Рассматривается семантика образов смерти на рубеже средних веков и Ренессанса. Интерпретируется различия зрелищ Пляски смерти и анатомического театра. Автор обращает внимание на связь развития анатомии с техническими революциями, приводящими к появлению современных электронных носителей информации. Одной из мотиваций наращивания технических носителей информации полагается стремление человека к символическому преодолению конечности бытия живого организма.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.