Человек и культура - рубрика Культура и наука
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Культура и наука"
Культура и наука
Ондар А.Б. - Тувинский народный костюм: проблемы изучения в пространстве музея c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.24898

Аннотация: Изучение и сохранение тувинской национальной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений культурной политики как Республики Тыва, так и Российской Федерации. Анализ научного дискурса выявил, что тувинская культура, в частности традиции народного костюма тувинцев, остается не полностью изученной. В статье предпринята попытка обзора тувинских этнографических коллекций одежды в музеях г. Санкт-Петербург. Приведены сведения об истории формирования данных коллекций, особенностей их изучения. На основе хронологического метода приведены сведения об истории формирования данных коллекций, особенностей их изучения. В данной статье традиционный костюмный комплекс тувинцев рассматривается как сложное культурное явление, в котором не наблюдается дихотомии по признаку материального и духовного. Обосновывается, что подлинные объекты историко-культурного наследия в виде элементов тувинского костюма сохраняются в музейных собраниях России. Что отражает современную социокультурную ситуацию, когда в среде бытования наблюдается руинированиетрадиционных технологий производства составляющих костюма – одежды, головных уборов, обуви и их декоративных деталей, а также утрата знаний о семантике декора.Предлагается периодизация комплектования тувинских этнографических коллекций конца XIX–начала XXвв. в российских музеях, в которых представлены элементы костюмного комплекса.
Цвык В.А., Саввина О.В. - Этика науки и этика научных публикаций c. 8-22

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.3.19609

Аннотация: Целью данной статьи является анализ современных проблем этики научных публикаций. В статье рассматриваются основные принципы этики научных публикаций, а также причины возникновения нарушений в данной сфере. Авторы утверждают, что рассмотрение этики научных публикаций должно быть только в контексте этики науки в целом. Анализ этических принципов учёного и организации деятельности учёных в рамках научных институтов показывает, что нарушения принципов этики научных публикаций вытекают из несоответствия высоких моральных принципов и условий, в которых зачастую приходится работать учёным. В статье анализируются основные нарушения этики научных публикаций, такие как: фабрикация данных, плагиат, самоплагиат, ценовая политика журналов и другие. В статье показывается что, несмотря на противоречия между реальностью и идеальными принципами этики учёного, научным сотрудникам необходимо ориентироваться на эти принципы, чтобы добиться успехов в своей деятельности. В заключении делается вывод о том, что современные формы отчётности ученого и организация наукометрики способствуют росту нарушений этики научных публикаций.
Кимеева Т.И., Миненко Г.Н. - Художественное этническое наследие и его смысловое поле c. 13-21

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.5.24671

Аннотация: В качестве объекта в данной статье рассматривается художественное этническое наследие как явление культуры. Опредмеченные результаты художественных ремесел, имеющих место в традиционных культурах, в условиях современности утрачены в среде бытования и сохраняются преимущественно в музейных собраниях. Исследование базируется на результатах изучения музейных коллекций коренных малочисленных народов Сибири – шорцев и бачатских телеутов в 23-х музеях России полевых исследований, проводимых одним из авторов статьи в местах компактного проживания этих народов. Предметом исследования является определение специфики структуры художественной культуры шорцев и бачатских телеутов в рамках анализа предшествующей теоретической традиции. На основе структурно-функционального метода художественная этническая культура, коррелируемая с разными формами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Сибири, анализируется с позиций следующих измерений: информационного (духовно-содержательного), институционального (организационно-структурного) и морфологического (зонально-видового). Основными выводами проведенного исследования является следующее: в связи с руинированием технологий производства в среде бытования предметов, характеризующих художественную этническую культуру, формулируется понятие «объект художественного наследия»; обозначаются методы презентации объектов художественного наследия в современном социокультурном пространстве, включающие интерпретацию смыслового содержания декора и технологий декорирования, их реконструкцию и трансляцию.
Зубанова Н.А. - Алексей Васильевич Филиппов и Государственный музей керамики. c. 13-19

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.37013

Аннотация: Автор обращается к ранее неизвестным страницам в истории Государственного музея керамики - существовании музея в качестве музея «производственного типа». Трансформация художественного Музея фарфора в «производственный» Государственный музей керамики произошла в условиях нарастающей дискуссии о необходимости создания в СССР «производственного искусства». Одним из инициаторов этого направления стал художник-керамист А.В. Филиппов. Раннее имя Филиппова никогда не связывалось с Государственным музеем керамики, однако именно благодаря ему в структуре музея появилась художественно-промышленная лаборатория на базе которой не только ставились эксперименты по производству глазурей и керамических масс, но и был налажен выпуск продукции. Новизна статьи заключается в введении в научный оборот ранее не известных архивных документов, что позволяет проследить историю происхождения художественно-керамической лаборатории. Ранее считалось, что это структурное подразделение было открыто в Государственном музее керамики. Теперь нам известно, что первоначально лаборатория была образована А.В. Филипповым при керамическом факультете ВХУТЕМАСа, затем переведена в Институт силикатов, и лишь в 1928 г. была из института передана в музей. С появлением лаборатории произошел существенный сдвиг в векторе развития музея в сторону построения музея «производственного типа». Также удалось доказать, что Филипповым была разработана концепция показательно-производственного отдела в музее, на базе которого осуществлялась просветительская деятельность с элементами интерактива. Данные музейные компетенции станут востребованы в мировой музейной практике лишь во второй половине ХХ века, сто позволяет считать деятельность Государственного музея керамики в 1920- е гг. новаторской.
Селезнев А.В. - Периодизация истории Всесоюзного общества «Знание» на основе сравнительного и функционального анализа эволюции его целевых установок, организационных основ и структуры c. 17-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25597

Аннотация: Предметом исследования является эволюция целевых установок культурно-просветительской деятельности Всесоюзного общества "Знание", изменение концептуальных подходов к объединению советской интеллигенции в общественную организацию, которая была призвана поднять общекультурный уровень народных масс, распространять политические и научные знания в Советском Союзе. Особое внимание уделяется вопросу влияния целевых установок на функции, которые осуществляла эта общественная организация в советском обществе, а также на организационные основы и структуру самого Всесоюзного общества "Знание". На основе анализа изменения целей и задач, организационных основ и структуры Всесоюзного общества "Знание", закрепленных в разных редакциях Устава организации, автор определяет основные периоды в истории той культурно-просветительской организации. Исследование строится на сравнительном и функциональном анализе норм, закрепленных в уставных документах Всесоюзного общества "Знание", данных о деятельности организации. Автор разработал теоретическую концепцию анализа деятельности Всесоюзного общества «Знание», на основе которой предложил свою периодизацию истории Всесоюзного общества "Знание", выделив три периода в деятельности организации: 1947-1954 годы; 1954-1982 годы; 1982-1991 годы. В указанные периоды меняются концептуальные подходы к просветительской и организационной деятельности Всесоюзного общества «Знание», понимание его целей и задач, что ведет к изменению организационных основ и структуры Общества.
Осипова Н.В. - К вопросу о логической культуре педагога высшей школы c. 21-41

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.2.15041

Аннотация: Объектом исследования в статье является логическая культура. Предмет исследования – логическая культура преподавателя высшей школы. Автор определяет понятие логической культуры человека, рассматривает её критерии, главными из которых являются соблюдение в интеллектуально-речевой деятельности основных законов логики. Особое внимание уделяется анализу фрагментов из различных учебных пособий по философии, религиоведению, концепциям современного естествознания. В силу актуальности поднимаемых в статье вопросов она может быть интересна и полезна преподавателям высших и средних учебных заведений как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Методом исследования в данной статье является анализ учебных текстов на предмет нарушения в них законов логики. Основные выводы автора заключаются в том, что логическая культура предполагает соблюдение основных законов логики в мышлении и речи, в устных и письменных текстах, особенно если они имеют образовательное значение, то есть адресованы учащимся в виде лекций, учебников, учебных пособий и т.д. Однако при тщательном анализе заметно, что в текстах таких книг существуют существенные недочёты вызванные неосознанным нарушением законов логики. Новизна статьи состоит в том, что в ней предпринята попытка анализа на предмет нарушения логических законов учебных текстов, которые являются источником знаний и должны быть эталоном для подражания во всех аспектах.
Пупышева Н.В., Бороноев В.В. - Пульсовая диагностика тибетской медицинской традиции: опыт объективизации базовых принципов пульсовой диагностики с помощью пульсодиагностического прибора. c. 35-55

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34260

Аннотация: Исследование показывает опыт объективизации базовых характеристик пульсовых волн при диагностике по пульсу тибетской медицинской традиции. Опытный доктор – специалист по тибетской пульсовой диагностике может оценить функционирование организма (двенадцати внутренних органов и трех психофизиологических систем), ощупав пульс в шести точках пальпации на лучевых артериях обоих запястий пациента. Цель исследования «научить» пульсодиагностический прибор распознавать диагностически релевантные характеристики пульсовых волн. Данное исследование представляет собой попытку объективизировать основы пульсовой диагностики. Хотя пульсовая диагностика всегда была субъективным искусством талантливого врача, базовые знания ее могут стать частью объективной науки, поскольку в ее основе лежат реальные физические феномены. Метод. Статья представляет метод измерения пульса пульсодиагностическим прибором в условиях, создающих определенные предсказуемые реакции организма на внешний раздражитель, способствующий успокоению в данном случае системы rlung (ветра). В эксперименте принимала участие группа добровольцев. Заключение. Подобные эксперименты обеспечивает материал для анализа пульсовых волн, полученных при специально созданных условиях, что способствует разработке программного обеспечения для пульсодиагностического прибора и подтверждает, что объективизация основных положений пульсовой диагностики тибетской медицины возможна, хотя и в ограниченном объеме. Подобные исследования на материале тибетской медицинской традиции нигде еще не проводились. Работа состоит из трех частей: первая часть является обширным введением, в котором даются сведения о буддийской медицине и пульсовой диагностике, без которых трудно понять суть проведенных экспериментов; вторая часть посвящена собственно экспериментальным измерениям пульса с помощью пульсодиагностического прибора; третья часть — это заключение и выводы, сделанные из проведенных экспериментов.
Тун Д. - Особенности развития культурологии в России и в Китае c. 49-64

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.33469

Аннотация: Предметом исследования являются особенности развития культурологии в России и Китае. Рассмотрены особенности развития культурологи в России и Китае. На основе сравнительного анализа исследований, посвященных истории, религии, языку и мышлению обозначенных двух стран, выявлены основные характеристики культурных особенностей России и Китая. Интерес к исследуемой теме вызван постоянными межкультурными контактами между Россией и Китаем на самом разном уровне, а также причинами и значением тесного соприкосновения различных культур в период глобализации и культурной интеграции. Целью исследования является сравнительный анализ особенностей развития китайской и российской культурологии.   Основными выводами проведенного исследования являются выявление особенностей развития российской и китайской культур, которое поможет более полноценно спрогнозировать будущее и потенциал каждой из них. Обосновывается вывод о том, что российской культуре свойственны особенности, характерные для западных цивилизаций, а китайская культура является типично восточной. В заключении делается вывод, что особенности развития культурологии в России состоят в тесной взаимосвязи с образованием и она носит интегративный характер (объединение положений из философии, социологии, психологии), в то время как в Китае особенность культурологи выражается в том, что она базируется на исследованиях в основе которых лежат идеи марксизма, неоконфуцианства и аксиологии. Проведенное исследование содержит в себе новизну, поскольку многие исследователи совершенно обоснованно сегодня ставят акценты на межкультурных диалогах. Именно эти процессы влияют на усовершенствование существующих знаний об особенностях российской и китайской культур.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.