Человек и культура - рубрика Культура и власть
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Культура и власть"
Культура и власть
Ованесян И.Г. - Культы Ленина и Сталина в комсомоле 1950-х годов c. 1-25

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.19493

Аннотация: Предмет исследования составляют политико-массовая работа комсомола и проявления при ее осуществлении в 1950-е годы культов В.И. Ленина и И.В. Сталина. Изучается их влияние на политическую культуру советской молодежи. Большое внимание уделено проявлениям культов в литературе и изобразительном искусстве. При этом автор старался учитывать специфику молодежного сознания, обусловленную как возрастом, так и положением молодежи как социальной группы. Прежде всего, обращалось внимание на то, что юноши и девушки, как правило, отличаются недостаточной твердостью жизненных установок, неопределенностью социальных ориентаций, незавершенностью процесса формирования собственных убеждений. Используется общесоюзный материал, но при этом главное внимание уделено деятельности комсомольских организаций РСФСР. Основные группы источников составили архивные документы, в первую очередь, документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и публикации периодической печати 1950-х годов. Комсомол рассматривается как социокультурный феномен. Как показано в статье, в борьбе с культом личности комсомол (вслед за властью) не был достаточно последователен. Не отказываясь от самой линии на развенчание культа личности, в конце 1950-х годов ВЛКСМ все больше проявлял непримиримость по отношению к сторонникам радикального отказа от культового политического поведения.В отличие от прежних лет культ Ленина уже не служил инструментом укрепления культа Сталина, но с еще большей силой работал на укрепление партийного руководства комсомолом, придавал «святость» политическому режиму.
Панова О.С. - Интеграция региональных художников в придворную администрацию при первых императорах эпохи Северная Сун (960-1127) c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.2.29128

Аннотация: В статье анализируется процесс интеграции художников из государств Позднее Шу (934-965) и Южное Тан (937-976) при дворе правителей империи Сун (960-1127). Основным предметом исследования служат биографии художников, которые после образования империи Сун перебрались из регионов Сычуань и Цзяннань в столицу империи Кайфэн. В статье используется метод социокультурного подхода. Цель исследования – рассмотреть переселение художников из покоренных государств в контексте объединения страны. В начале статьи кратко характеризуются особенности развития живописной традиции в государствах Позднее Шу и Южное Тан. Далее рассматривается процесс переселения художников из указанных регионов в столицу новой империи и их интеграция при дворе сунских правителей. Проделанный анализ показал, что в ходе объединения Китая под властью сунских правителей, многие художники перебрались с правителями покоренных государств в Кайфэн и были приглашены на службу сунскому двору. Важную роль в интеграции художников из покоренных территорий при новом режиме сыграл Департамент живописи, открытый при дворе второго сунского императора Тай-цзуна (прав. 976–997). Особым покровительством при дворе пользовались художники из Позднего Шу. Именно они внесли большой вклад в создание придворного стиля живописи эпохи Северная Сун.
Руцинская И.И. - Институциональная биография советского художника: опыт cопоставительного изучения c. 15-31

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.1.37425

Аннотация: В статье впервые проведен сопоставительный анализ биографий двух известных советских художников – А. М. Герасимова и С.В. Герасимова. Акцент в исследовании ставится не на творческой или личной жизни двух мастеров, а на векторах и этапах их институциональной биографии. Люди одного поколения, одинакового образования, прожившие жизни, почти равные по продолжительности, они были вписаны в единую систему культурных институтов, стремились к достижению карьерных вершин, доступных советским художникам. При этом Александр Герасимов стал олицетворением сталинской художественной эпохи, получив все высшие посты и награды в стране, а Сергей Герасимов на протяжении 1930-1950-х годов, хоть и был официально признан талантливым мастером, вызывал у властей подозрения в «склонности к формализму». В результате, будучи достаточно успешным художником, педагогом и администратором, он все же значительно уступал по положению на иерархической лестнице своему однофамильцу. Долгая жизнь (оба мастера прожили около 80 лет) позволяет рассмотреть вариации судеб «элитных» советских художников на переломе эпох. «Оттепель» стала эпохой «низвержения» одного автора и «взлета» другого. Прежние грандиозные карьерные достижения Александра Герасимова были трактованы как отражение беспринципности художника, а менее грандиозные успехи Сергея Герасимова восприняты как знак его поведенческой сдержанности. Судьбы двух известных советских мастеров демонстрируют инварианты институциональной биографии советского художника. Разные соотношения таланта, конформизма, властных амбиций и стремления к достижению материальных благ, становились составляющими, которые приводили к разным формулам карьерного успеха и разному восприятию этого успеха современниками.
Завьялова Н.А. - Агональность в культуре Китая: от древности до наших дней c. 16-23

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26374

Аннотация: Статья посвящена культурному феномену агональности – состязательности – который мы рассматриваем как необходимый компонент филогенеза, онтогенеза и культурогенеза. Объектом исследования являются соревновательные практики и стратегии Китая с древнейших времен до современности. Предмет исследования – специфика конкурентного преимущества Китая, его роль в осуществлении культурной преемственности. В ходе исследования автор рассматривает китайскую легенду о происхождении лунного календаря, трактат «Искусство войны» Сунь-цзи, культурную доктрину современного лидера КНР Си Цзипиня «Китайская мечта», а также карикатуры современных китайских художников. В статье присутствуют элементы сопоставительного исследования, направленные на то, чтобы вскрыть общие механизмы состязательности в культуре Древней Греции, Рима и Китая. Основной метод работы – системно-аналитический подход к культуре, позволяющий вскрыть стратегии агональности, проявляющиеся на разных уровнях культуры. Значимым представляется вывод автора о том, что агональность является мощным способом освоения мира, проявляющим себя не только в условиях борьбы за жизнь, но и в театре, произведениях устного народного творчества, изобразительном искусстве. Представляется чрезвычайно важным подготовить к состязательности во взрослом мире подрастающее поколение, поскольку даже в минуты отдыха человек прибегает к состязанию, желая доказать свое превосходство над остальными.Результаты исследования применимы к различным областям культурологии, поскольку они позволяют изучить детерминанты китайского национального самосознания.
Чернявская Е.Н. - Явное и тайное в архитектурной символике Москвы c. 18-34

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.2310

Аннотация: Рассматриваются сменявшие друг друга символы государственности, воздвигнутые в Москве как столице Руси-России-РФ: Кремль (несменяем) с Иваном Великим, храм Покрова на рву, храм Христа Спасителя, башня Татлина, Дворец Советов с системой высотных зданий, Международный деловой центр Москва-Сити. Отмечается отсутствие значимых символов государственности в архитектуре Москвы 1920-е и 1960-1980-е гг. – времени господства демократических идей и функциональной архитектуры. Уточняется заключенная в каждом из архитектурных символов идея о международной роли государства. Устанавливается смысловая нагрузка композиционно-планировочных связей символов, в том числе связей Ивана Великого с соседними городами и значительными подмосковными дворянскими усадьбами; Дворца Советов с остальными высотками и другими сталинскими новостройками. Традиционная для градостроительства смысловая значимость осевых построений позволяет предложить объяснение принятого сегодня юго-западного направления развития Москвы.
Санников С.В. - Концептуальные подходы к изучению феномена власти в семиотике культуры: ретроспективный методологический обзор c. 20-29

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.2.25821

Аннотация: Настоящая работа призвана восполнить пробел, связанный с недостаточной изученностью существующих подходов к изучению феномена власти в рамках семиотики культуры. Предметом исследования являются познавательные проблемы изучения феномена власти в работах представителей западноевропейской школы семиотики культуры и релевантные концептуальные подходы к их решению. Объектом исследования являются произведения классиков направления семиотики культуры (в статье анализируются подходы западноевропейских классиков семиотики (семиологии) XX в.: Э. Кассирера, Р. Барта, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра). Методологический разворот от позитивистской парадигмы, в рамках которой «власть» изучалась как политический и правовой институт, к постмодернистскому прочтению власти как глобальной системы формирования реальности, категории знания и всеобщего подчинения дискурсивным практикам, привел к существенному расширению методологических границ исследований феномена власти. Власть становится объектом исследования в рамках широкого спектра дисциплин, таких как философия, история, социология, лингвистика, политическая антропология, культурология. В условиях столь значительного дисциплинарного разнообразия приобретает особенное значение семиотика культуры как методологическое основание дальнейшего дисциплинарного синтеза. Проведенный анализ позволил выявить основные познавательные проблемы в изучении феномена власти в рамках работ данных авторов и обозначить релевантные концептуальные подходы к их решению. Результаты исследования позволили эксплицировать методологические предпосылки формирования современного направления семиотики культуры, способного стать теоретической основой дальнейшего анализа семиотических алгоритмов отношений власти.
Казакова Ю.А. - Эволюция законодательства в области культуры c. 23-37

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.6.4098

Аннотация: В сегодняшних условиях изменения типов существующих учреждений сферы культуры, особенно обострена проблема сохранения всей совокупности культурных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Поэтому для понимания важнейших задач, стоящих перед государством в настоящий переходный период особенно важно при осуществлении управления культурой учитывать исторический опыт, накопленный за период с момента осознанной постановки вопроса о государственном регулировании сферы культурой. Объектом исследования в статье являются общественные отношения в сфере государственно-правого регулирования культуры. Предмет исследования составляет историко-правой анализ возникновения, развития, нормативно-правового регулирования сферы культуры в России. Целью настоящего исследования является изучение исторического опыта деятельности государства по вопросам формирования нормативно-правовой базы сферы культуры. Это необходимо для создания целостной картины развития отношений государства и отрасли культуры. Для осуществления этой цели необходимо произвести анализ предпринимавшихся государственными, научными и общественными организациями попыток законодательной регламентации деятельности в сфере культуры, а также выявить роль общественности в формировании государственной культурной политики.
Попова О.В. - Социокультурное конструирование человека военного (на примере анализа неуставных отношений в армии) c. 32-49

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14499

Аннотация: Статья посвящена анализу процесса социокультурного конструирования в военной среде (армии). Основное внимание в статье уделяется демонстрации эволюции процесса формирования идентичности человека «военного» и анализу влияющих на этот процесс социокультурных факторов, в частности, лиминальных переходов, ритуализированных практик и неуставных отношений в целом. В статье рассматривается конфликт между гуманистическими ценностями современной культуры (такими, как автономия, права человека) и ценностями и архетипами, которые скрываются за неформальными неуставными отношениями (принимающими в российской действительности форму «дедовщины»). Автор использует в своем исследовании социально-этический и историко-культурный анализ, междисциплинарный и проблемоцентричный подходы, Автор приходит к выводу о том, что закрепление неформальных традиций, таких характеристик армейской субкультуры, которые бы обеспечивали интеграцию ее членов, невозможно сформировать без усиления мотивации к исполнению воинского долга. Эта проблема обращена к проблеме столкновения различных ценностей современной культуры. Путь создания военизированного сообщества, в котором бы осуществлялась поддержка идей строгой иерархии, ярко выраженной маскулинности, четкой регламентации тела и дисциплины, жестких социальных ролей (что характерно для локальных микроструктур власти, примером которых является "дедовщина" в армии), очевидно, противоречит основополагающей посылке современной культуры. составляющими которой являются идеи ненасилия и автономии человеческой личности, наделенной с рождения определенными правами.
Александров Н.Н. - Закономерности смены власти в ХХ веке c. 33-50

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19180

Аннотация: Предметом исследования является закономерная последовательность смены типов власти. Она рассматривается по отношению к циклам смены элит в ХХ веке. Преимущественно речь идет о нашей стране, но при этом затрагиваются вопросы параллелизма с многими странами. Такая же связка закономерностей наблюдалась в ряде других стран, но только на отдельных отрезках истории. Рассматриваемая закономерность носит достаточно универсальный характер и действует на циклах разного уровня, хотя проявляется на разных уровнях циклов то более, то менее определенно. Методом исследования является экзистенциальная системогенетика и теория циклов. Оба этих направления были разработаны автором и применены для исследования других предметных областей еще в 1990-х годах. Проведенный анализ форм власти в ХХ веке в нашей стране, и в широком мировом контексте создает новую точку зрения на зависимость политики от менталитета и культуры. Она предстает как жесткая ментальная программа. Статья содержит анализ прошлого и настоящего времени, она задает возможности для циклического прогноза.
Алексеев-Апраксин А.М., Богданова Р.Ю. - Современные проблемы моногородов и их кластерная история c. 34-44

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.31068

Аннотация: Статья посвящена моногородам и возможностям решения их проблем, в том числе при помощи кластерной модели развития. Актуальность данной темы обусловлена катастрофическим состоянием моногородов России и необходимостью поисков путей выхода из сложившейся ситуации. Правительство Российской Федерации активно поддерживает разработку специальных программ и проектов по поддержке моногородов, однако большинство из предпринятых мер показали свою несостоятельность. В статье рассматривается история становления моногородов, средства их территориальной организации и применяемые способы регионального развития. Опираясь на официальные статистические данные, авторы обращают внимание на то, что в современных условиях становится невозможным развитие только экономической сферы, без учета социальных, географических, культурных, экологических и прочих факторов. В работе показаны необходимые условия развития моногородов, возможности их актуализации и перспективы. Делается вывод о необходимости предоставления жителям возможности для самоорганизации, кластерные возможности выхода из кризиса, необходимости изучения культурного потенциала того или иного топоса и поиска подходов к его разностороннему развитию.
Руцинская И.И. - Типология образов Сталина в советском искусстве послевоенной эпохи c. 47-53

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31689

Аннотация: Произведения советского изобразительного искусства 1940-х – начала 1950-х годов, посвященные Великой Отечественной войне, были встроены в жесткую иерархическую систему. Высшие позиции в ней, естественно, занимали изображения вождя. Требования официального заказа, как, впрочем, и собственные поиски художников – творцов сталинианы, предопределили разработку максимально большого количества сюжетов, призванных представить все ипостаси Сталина-полководца, все амплуа Сталина – «великого организатора победы». В итоге был сформирован своеобразный визуальный нарратив, основные эпизоды которого легко поддаются классификации. В статье впервые исследуются наиболее распространенные сюжеты и композиционные схемы, визуализировавшие миф о Сталине – гениальном стратеге и полководце. Источником исследования стали как широко известные, так и практически неизвестные произведения советской живописи и графики поздней сталинской эпохи, большинство из которых обойдены вниманием и искусствоведов, и культурологов. Иконографические трансформации сталинских образов рассматриваются в единстве с изменениями стилистики художественных произведений послевоенного времени.
Якимов К.А. - «Краткий курс истории ВКП(б)» как фактор эволюции общественных настроений молодежи конца 1930-х годов c. 51-65

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19647

Аннотация: В данной статье на основе архивных материалов рассматриваются основные компоненты пропаганды изучения «Краткого курса истории ВКП(б)» внутри комсомола и среди несоюзной молодежи Тамбовской области. Исследуются основные методы изучения «Краткого курса» среди молодого поколения, подробно анализируются отношения юношей и девушек к истории ВКП(б), а также последствия влияния фальсифицированной истории на сознание и общественные настроения молодежи. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью освещения исторической роли комсомола в пропаганде «Краткого курса истории ВКП(б)» в молодежной среде, а также важностью изучения опыта формирования общественного сознания в условиях культа личности. Географические рамки исследования включают в себя территорию Тамбовской области. Основными принципы, которыми руководствовался автор при написании статьи, являются: историзм, объективность, социальный подход. Среди общенаучных методов, использованных при написании исследовательской работы: анализ, синтез, дедукция. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые изучение отношения молодежи к «Краткому курс истории ВКП(б)» построено на ресурсной базе Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу, что изучение «Краткого курса истории ВКП(б)» оказало существенное воздействие на формирование специфических черт массового сознания молодого поколения. Тем не менее, во многих районах Тамбовской области создавалась лишь видимость массовой заинтересованности молодежи чтением истории ВКП(б), за которой нередко скрывалось отсутствие потребности в изучении «сталинской энциклопедии».
Цибенко В.В., Погуляева Е.В. - Создание черкесской письменности в России и Турции в контексте нациестроительства (XIX – начало XX вв.) c. 51-61

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.1.37505

Аннотация: Предметом исследования является создание черкесской письменности в Российской и Османской империях. Целью исследования было показать (на основе теории британского ученого М. Биллига), что процесс создания письменности был неотъемлемой частью черкесского нациестроительства в XIX – начале XX вв. в условиях отсутствия у черкесов собственного национального государства. В качестве источников использовались исторические, этнографические и лингвистические работы российских исследователей описываемого периода, материалы черкесской газеты «Гъуазэ», издаваемой в Османской империи в начале XX в., и результаты исследований советских, российских и зарубежных (в т. ч. турецких) ученых. Черкесский случай был взят в качестве примера по нескольким причинам: черкесы в настоящее время переживают активную фазу нациестроительства; проживают на исторической родине (Северный Кавказ) и в диаспоре (преимущественно Турция); обладают комплексом конкурирующих национальных проектов, что позволяет нагляднее проследить зависимость лингвистических процессов от национальных. В результате проведенного исследования было выяснено, что создание письменности стало важной фазой черкесского нациестроительства в его разных вариациях. В условиях взаимодействия с российским и османским обществом черкесы неизменно приступали к выработке собственной письменности, однако в зависимости от условий проживания и социально-политической обстановки они выбирали разные алфавиты, воспринимавшиеся как культурная ориентация. Письменность вырабатывалась черкесами для разных языков: общеадыгского или кабардинского в России, общеадыгского, адыго-абхазо-абазинского, общекавказского, убыхского в Турции, составляя в соответствии с этим разные перечни диалектов. Эти первые попытки создания письменности, в России к тому же имевшие во многом внешний характер, заложили основу для последующего вариативного развития черкесского национализма, которое отражается и на уровне владения родными языками черкесов на Кавказе и в диаспоре и коммуникации между российскими и турецкими черкесами.
Руцинская И.И. - Идеологема «правый уклон» в советском искусстве рубежа 1920–1930-х годов c. 51-63

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.4.39840

EDN: UZQUOD

Аннотация: Объектом исследования является советская практика переноса широко распространенной на рубеже 1920–1930-х годов идеологемы "правая угроза" в пространство изобразительного искусства. Данное понятие, возникшее благодаря целенаправленным усилиям Сталина, являлось его действенным оружием в борьбе против оппозиции. Предполагалось, что его существование будет ограничено рамками фракционной борьбы в ВКП(б). Однако логика общественной жизни в стране обусловила неизбежность переноса сугубо политической идеологемы во все области культуры. На материале художественных журналов, газет, ежегодников, издававшихся с 1929 по 1932 год, впервые рассмотрена хронология, основные этапы и особенности адаптации идеологемы применительно к изобразительному искусству. Показано, что обвинения в принадлежности к "правой оппозиции", "правому уклону" предъявлялись не только к творческим объединениям или и к отдельным художникам, но и по отношению к жанрам изобразительного искусства (например, к натюрморту и пейзажу). Проявления буржуазности находили и в содержании работ, и в их форме. Выявлено, что первоначальные публикации содержали искренние попытки разобраться в том, что такое «правая угроза» в искусстве, как можно определить ее проявления в данной сфере. Однако очень скоро подобные попытки были практически полностью отброшены, и фраза "правая угроза" превратилась в формальное клише, в политический ярлык.
Быкова Ю.И. - К вопросу о создании Больших императорских корон в России в XVIII веке c. 54-75

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.33920

Аннотация: Объектом исследования являются Большие императорские короны российских монархов в XVIII веке. Целью исследования стало уточнение обстоятельств создания и бытования Больших императорских корон в России в этот период, а также выявление их художественных особенностей и анализ этих регалий как произведений ювелирного искусства с учетом стилистического развития. Для достижения обозначенной цели данного исследования автором был применен комплексный метод, основанный на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода. Для этого автор обратился к разнообразным источникам: неопубликованным архивным документам, воспоминаниям современников, а также изобразительному материалу. Автором статьи впервые комплексно исследована проблема создания Больших корон в России. На основе архивных документов удалось уточнить имена мастеров, изготовивших эти регалии, многие из которых были впервые введены в научный оборот. Это позволило сделать анализ художественного образа Больших императорских корон. Исследование показало, что в XVIII в. этот образ изменялся под влиянием стилистических пристрастий в художественной культуре России, а также в связи со сменой придворных ювелиров, принадлежавших к различным художественным ювелирным школам. Вплоть до Павла I, сделавшего регалии наследственными, Большие короны обычно разбирались после церемонии коронации, для которой они изготавливались.
Маркова В.Н. - Корейская диаспора как субъект национальной политики Республики Казахстан 1991-2020 гг. c. 64-71

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.34880

Аннотация: Данная статья посвящена корейской диаспоре как субъекту национальной политики Республики Казахстан. Свидетельства растущего значения национальной и этнической принадлежности как важных маркеров, идентифицирующих отдельных лиц и группы в современном казахстанском обществе актуализировали необходимость проведения специальных мероприятий и выработки доктрины взаимодействия народов внутри многонационального государства. Исследование национальной политики Республики Казахстан через призму корейской диаспоры позволило рассмотреть важнейшие аспекты и механизмы реализации государственной стратегии межэтнического регулирования. В данной статье сопоставлены юридическая и фактическая составляющие работы Ассамблеи народа Казахстана – центрального органа по делам национальностей. Рассмотрены гуманитарные инициативы Ассоциации корейцев Казахстана, как структурной части Ассамблеи. Была проведена аналитическая работа не только с внутренними нормативно-правовыми документами, но и с докладом Независимого эксперта от ООН по вопросам меньшинств. Работа разделена на логические части: знакомство с основными принципами и главными органами национальной политики Казахстана, обзор деятельности этнокультурных корейских обществ, освещение тем национального языка, изучение представленности диаспоры в различных органах и структурах государственной власти. Стоит отметить, что до настоящего момента не было проведено систематических исторических исследований, посвященных месту и роли коре сарам в системе казахстанской национальной политики. Проведенная работа дала ясное представление о том, что корейская диаспора, или коре сарам, является ярким примером позитивного опыта реализации государственной стратегии межэтнического согласия. Используя все необходимые юридические и инфраструктурные ресурсы, корейцам удается поддерживать и культивировать интерес к своей исконной культуре, одновременно являясь органической частью казахстанского демократического общества.
Афанасьев Н.В., Лукина К.В. - Миф в системе государственной идеологии: общие принципы c. 101-109

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40666

EDN: SGHHRW

Аннотация: В данной статье авторами предприняты попытки анализа взаимозависимости мифа и идеологии в контексте глобализации и появления новых культурных тенденций, формирующих основные идеологические представления народа выступающих средством общественного управления. В ходе работы использовались структурно-семантический и метод сопоставительного анализа теоретических работ зарубежных и отечественных исследователей Э. Кассирера, Р. Барта, М. Сэлинджера, Луи Альтюссера, П.Бурдье, М.В. Щеглик, М.Г. Корн и др. С помощью этих методов были выявлены важность влияния мифов на идеологическую составляющую государства, усиливаемых в эпоху исторических преобразований, революций, пересмотра взглядов, когда на основе ранее существующих воззрений требуется сформировать новые «идеологические взгляды». В ходе своей работы авторы пришли к выводу, что идеология формирует мифологический прототип мироздания, а исторические личности и события наделяются мифологическим смыслом, развивается бесспорность и естественность их восприятия. Следовательно, мифология выступает механизмом идеологии, являющейся инструментом построения культуры и влияния на социум. Поэтому определенная категория людей конструирует идеальное общество для реализации конкретных задач, создаются ориентиры для построения идеальной культуры, воспитания идеальной личности, фантазийным смыслом наполняются реальные исторические события. Таким образом, научная новизна работы основывается на сопряженности мифа с идеологией обусловленной на исследовании данного вопроса в контексте исторических явлений.
Грибов Р.В. - Хозяйственная культура СССР на примере кадровой политики в нефтегазовой промышленности Саратовской области (1960-1980 гг.). c. 152-157

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31637

Аннотация: Предметом исследования является трансформация хозяйственной культуры СССР под воздействием кадровой политики. Цель статьи – на примере формирования кадровой политики в нефтегазовой отрасли Саратовской области в 1960-1980-е гг. проанализировать основные черты хозяйственной культуры и выявить разрыв между экономическими целями и хозяйственными приоритетами в исторической перспективе в российском обществе. Изменение государственного строя или технологического уклада сопровождается трансформациями не только управленческих практик, но и более глубинных символических структур, связанных с таким понятием как хозяйственная культура. В работе применяется историко-типологический метод, который позволил выявить существенные признаки в рассматриваемых проблемах. Работа с архивами и документами производственных комплексов продемонстрировала наличие постоянного дисбаланса в кадровой политике между экономическими целями и хозяйственными приоритетами. Основные выводы в статье связаны с определением принципиальных барьеров, которые затрудняли формирование эффективной экономической ситуации в нефтегазовом комплексе указанного периода: 1. отсутствие квалифицированных кадров в условиях постоянных изменений материально-технической базы; 2. направление лучшего персонала на промыслы Западной Сибири и в страны социалистического лагеря в рамках социалистических обязательств; 3. постоянное участие сотрудников в непрофильной деятельности (субботники, съезды). Социалистическая система из-за бюрократизма, отсутствия качественного прогнозирования и неэффективного использования ресурсов приводила к разрушению традиционной для России хозяйственной культуры.
Балматова Т.М. - Преступление и наказание в коплах фламенко c. 168-181

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.33420

Аннотация: XIX столетие, ознаменовавшееся значительным количеством достижений в самых разных областях, стало также временем системного оформления не только канте фламенко, но и правоприменительных органов и процедур в Испании. Эти явления, на первый взгляд не имеющие точек соприкосновения, оказываются неразрывно связанными, поскольку в фольклоре юга Испании нередко упоминаются как совершавшиеся преступления, так и соответствующие им наказания. Объектом исследования в статье являются коплы фламенко, содержащие информацию о преступлениях этнических групп, условиях содержания заключенных, порядке свиданий с родственниками, смертной казни, принудительных работах, телесных наказаниях и прочих особенностях нахождения человека в пенитенциарных учреждениях того времени и взаимодействия с судебно-правовой системой. Предмет исследования – правоприменительные и пенитенциарные практики в Испании XIX века. Тексты песен фламенко не переводились на русский язык и лишь некоторые из них оказывались в фокусе отечественных исследователей, ввиду чего проведение междисциплинарного исследования, посвященного осмыслению содержащейся в коплах информации в контексте исторических сведений о состоянии судебной власти, тюрем и правоприменительных практик Испании XIX века представляется чрезвычайно актуальным. Цель исследования состоит в выявлении особенностей подачи информации о преступлениях и наказаниях в коплах фламенко и её соответствия историческим реалиям той эпохи. Материалом послужили сборники песен фламенко А. Мачадо-и-Альвареса и М. Бальмаседы, опубликованные в 1881 году. В результате проведённого исследования удалось установить, что тексты песен фламенко достоверно отражают сложности и недочёты в различных аспектах функционирования судебно-правовой системы и исправительных учреждений в период их оформления в государственную систему.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.