по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 01, 2021
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 01-04-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2021
Культура и культуры
Кананерова Е.Н. - Проблема коллективизации в западных районах БССР в советской историографии c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.1.34811

Аннотация: Объектом исследования стала эволюция советской исторической парадигмы. Предметом – достижения послевоенной советской исторической науки в области изучения коллективизации в западных областях БССР. В статье будут представлены результаты изучения коллективизации в западных областях Белоруссии. Особое внимание автор уделяет политическим факторам развития исторической науки, важнейшими из которых являются сталинский курс, «оттепель», брежневская ресталинизация 1970-1980-х гг., а также перестройка. Автор статьи подробно прослеживает эволюцию тематики и оценок в работах советских ученых, изучавших послевоенную коллективизацию в западных областях и республиках СССР под воздействием политических факторов. Для изучения темы использовались в первую очередь общенаучные методы анализ, синтез, индукция, типологизации и идеализации. Применялись и собственно историографические методы исследования, в частности сравнительно-исторический, историко-генетический, историко-системный, метод периодизации. При систематизации материала соблюдались принцип историзма и проблемно-хронологический метод изложения.        В результате исследования автор заключает, что аграрная историография коллективизации в западных областях БССР часто субъективна и толкует опубликованные архивные документы и статистические сведения в духе официальных идеологических установок. Темы, связанные с нарушениями при коллективизации, «раскулачиванием» оставались табуированными вплоть до перестройки, когда изменение политической конъюнктуры дало возможность историкам приступить к изучению прежде запретных тем. Именно это стало началом разрушения советской исторической парадигмы. Автору удалось установить, что существует несоответствие опубликованной официальной статистики и выводов о характере коллективизации и "раскулачивания" в западных областях БССР. Новизна представленного исследования обусловлена тем, что анализ советских исторических исследований базируется на современной исторической парадигме и концепции научной школы В. П. Данилова, сложившейся в постсоветской исторической науке при изучении коллективизации и «раскулачивания» 1930-х годов.
Авдеева В.В. - Психологический подход в изучении наивного искусства: практика ар брюта c. 16-25

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.1.34999

Аннотация: Предметом исследования являются особенности психологических подходов европейских специалистов конца XIX – начала ХХ века (врачей-психиатров так называемой «исторической психиатрии), затем искусствоведов и художников ХХ века, специализирующихся на коллекционировании работ душевнобольных (или ар брюта). Историко-сравнительный метод используется для определения специфики наивного искусства Западной Европы в XIX–XX вв. и сравнения его с другими направлениями непрофессионального искусства данного периода. Психологический подход необходим в изучении творчества душевнобольных (или ар брюта) и его основных особенностей. Компаративистский метод применяется для анализа современных форм ар брюта и наивного искусства. Новизной исследования становится выявление основных психологических подходов зарубежных специалистов с ар-брютом, понимание которого способствует раскодированию всего непрофессионального искусства. Эволюция взглядов начинается от выявления сходства между гениальностью и психическими отклонениями, затем обнаружением закономерностей в собственно самом творческом процессе больных, определением насколько человек с психическими отклонениями способен креативно, иначе по-новому мыслить и создавать объект искусства, до изучения художественного начала. Тем самым психологический подход выявил основные закономерности в изучении непрофессионального искусства: от позиции Марселя Режа (с его «эмбриональным» видением) до точки зрения Моргентхаллера (с его осознанием креативности пациентов) и искусствоведческим взглядов Принцхорна и Дюбюффе, которым важны художественные критерии: видение формы, цвета, композиции и других формальных признаков произведения искусства. Таким образом, расшифровка ар-брюта становится определенным «мостиком» для понимания сферы наивного искусства.
Музыка и музыкальная культура
Серов Ю.Э. - "Марина" Бориса Тищенко в контексте обновления отечественного симфонизма второй половины ХХ века c. 26-35

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.1.35045

Аннотация: Предметом исследования является Вторая симфония «Марина» выдающегося отечественного композитора второй половины XX века Бориса Ивановича Тищенко. Она закончена в 1964 году и долгое время оставалась не исполненной и неизданной. Особое внимание в статье уделяется симфонической драматургии произведения, проблеме взаимоотношения музыки и поэтического текста, вопросам обновления композиторского языка. В симфонии в полной мере проявилась характерная особенность симфонизма Тищенко — стремление и умение вскрыть, обнажить окружающие конфликты и противоречия. Тищенко мастерски воссоздает в звуке любую нужную ему эмоционально-психологическую атмосферу, отсюда разнообразие приемов и технических решений. Вторая симфония Бориса Тищенко явилась значительным явлением отечественной музыки и, конечно, серьезным этапом в становлении симфонизма самого композитора. В «Марине» Тищенко решает важнейший вопрос не только своего творчества, но, пожалуй, и всего музыкального искусства XX века: вопрос о мере подчинения авторской фантазии музыкальной форме. Фантазия его здесь безудержна, язык в высшей степени современен, форма — классически ясная и глубоко связана с добротным русским и советским симфонизмом. Новизна исследования заключается в том, что выдающееся симфоническое произведение Бориса Тищенко рассматривается и анализируется с позиций сегодняшнего времени и в контексте обновления всего отечественного симфонизма 1960-х годов.
Теоретическая культурология и теория культуры
Иливицкая Л.Г. - Диагностическая модель города: хронотопический подход c. 36-46

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.1.33303

Аннотация: Объектом данного исследования выступает город, рассмотренный как многослойный смысловой феномен. Потребности трансдисциплинарного характера определяют направленность его изучения в свете возможности применения к нему диагностического подхода, соединяющего в себе теоретический и практический аспекты, познавательную и преобразовательную стороны. Целью работы является разработка диагностической модели города как феномена культуры. Отстаивается позиция ограниченности разворачивания классического диагностического поиска применительно к так понимаемому городу. Перспективы его исследования соотносятся с неклассической трактовкой диагностики, рассматривающей ее как методологию познания. Базовым методом в работе является метод моделирования. Разработка диагностической модели города базируется на концепции хронотопа М.М. Бахтина. Именно хронотоп определен как базовый параметр, лежащий в основе ее конструирования. Объединяя в себе пространственно-временные параметры города и их культурные смыслы, он позволяет зафиксировать в движении города темпорально-топосные конфигурации, в которых находят отражение различные качественные состояния его существования, заданные прошлым, настоящим и будущим. Автором предлагается трехчастная модель города, состоящая из историко-культурного, со-бытийного и инновационного хронотопов. В выводах, сформулированных в статье утверждается, что предложенные хронотопы могут быть рассмотрены как по отдельности, так и исходя из принципа дополнительности, что позволяет оценить город с точки зрения эффективности устройства городского общежития, а также наличия у него проблемных полей.
Декоративно-прикладное искусство
Сафронова Е.М. - Московский период творчества художника-керамиста П. К. Ваулина (1890-1903) c. 47-57

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.1.35212

Аннотация: Предметом исследования являются стилистические особенности и средства художественной выразительности архитектурной майолики Петра Кузьмича Ваулина. Объектом исследования является собственно архитектурно-художественная керамика П.К. Ваулина на фасадах зданий Москвы рубежа XIX-XX веков, как объект культурного наследия. Автор подробно рассматривает московский период деятельности мастера, обозначает круг художников, работавших с керамистом, анализирует феномен абрамцевского художественного кружка и его влияние на становление П.К. Ваулина. Особое внимание уделено мастерской в Абрамцево, как настоящему художественному центру и источнику формирования национально-романтического направления в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, а также наиболее значимым архитектурным памятникам Москвы с использованием майоликового декора в исполнении П.К. Ваулина. Теоретической и методологической базой статьи явились научные труды по теории и истории искусства, эстетике, психологии искусства и философии. Метод композиционно-художественного анализа, сравнительно-описательный метод и метод образно-стилистического анализа были применены для рассмотрения средств художественной выразительности архитектурной керамики, композиционного взаимодействия материалов и пространства, изучения стилеобразующих и формообразующих особенностей керамики. В результате исследования автор заключает, что непосредственное участие профессиональных художников в практике русского декоративно-прикладного искусства в конце XIX века серьезно повлияло на развитие прикладного искусства и обратило на себя внимание мирового сообщества, таким образом, способствовало прогрессу и высокой значимости этого направления искусства в системе изобразительных искусств. Анализ архитектурных произведений, приведенных в статье, позволяет назвать П.К. Ваулина соавтором керамических произведений, созданных художниками мамонтовского кружка. Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании творчества П.К. Ваулина московского периода деятельности в области фасадной керамики, а также образно-стилистическом и художественном анализе произведений мастера.
Культурология и cultural studies
Мохтари С. - Роль института временного брака в культуре Ирана c. 58-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.1.34188

Аннотация: Аннотация. Институт временного брака в истории Ирана имеет давние корни. Тем не менее, этот институт в различные исторические периоды имел различные формы и функции. Хотя временный брак не получил общественного признания среди иранского народа, этот институт по — прежнему остается в иранском обществе. Следовательно, возникает вопрос — каковы причины такой устойчивости. Основная цель данной статьи — выявить причины такой укоренённости института временного брака в иранской культуре. В этой статье проанализирована динамика изменения института временного брака в культуре Ирана в разные исторические периоды. Выводы исследования получены с помощью метода сравнительно—исторического анализа исторических рукописей и письменных свидетельств, классифицированы и описаны в трех исторических периодах «древний Иран», «начальный период ислама до Исламской Республики» и «Исламская Республика». Согласно результатам исследования, институт временного брака, возникший на основе патриархальной культуры иранского общества, легитимным образом отвечал индивидуальным потребностям, таким как сексуальное влечение, деторождение, обеспечение безопасности и средств к существованию, и социальным потребностям, таким как наследование, укрепление социальных отношений и установление общественных связей. Несмотря на это, этот институт в каждом историческом периоде выполнял особые культурные функции, выявленные нами в данной статье. До сих пор не существует комплексного и документированного исторического исследования, которое сравнивало бы все исторические периоды в одной работе. Ключевые слова: брак, временный брак, женщина, семья, культура, социальная история, Иран, религия ислама, Шииты, Общество.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.