Электронный журнал Человек и культура - №4 за 2020 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 04, 2020
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 12-08-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2020
Изобразительные искусства
Ван Ц. - Творчество художника Цзэнь Фаньчжи в диалоге традиций западноевропейской и китайской живописи c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.32802

Аннотация: Статья посвящена исследованию творчества современного художника Цзэнь Фаньчжи в контексте диалога традиций западноевропейской и китайской живописи. Поэтапно рассмотрен процесс формирования его авторской художественной манеры, сочетающей различные стилевые приемы и техники. Раскрываются основные художественные особенности работ в разные периоды творчества китайского мастера: от обращения к приемам живописи западного экспрессионизма к формированию индивидуальной авторской манеры. Подробно проанализированы принципы концептуального искусства Цзэнь Фаньчжи, воплотившиеся, в том числе, в использовании знаковых образов-символов, например, “маски”. Исследованы приемы абстрактной живописи в творчестве китайского художника, получившие развитие в технике «хаотичной кисти», в основе которой лежали экспрессивные линейные абстракции. Раскрываются основные художественные особенности работ концептуальной серии «Посвящение», в которых Цзэнь Фаньчжи обратился к живописному наследию прошлых эпох. Рассмотрен период экспериментальной живописи в творчестве художника после 2018 г: «Цзэнь Фаньчжи путем объединения художественных приемов Поля Сезанна с концепциями традиционного китайского искусства, применяя технику реди-мейда, предлагает качественно новую интерпретацию произведений китайской классической живописи». В исследовании были использованы интервью с Цзэн Фаньчжи о его творческих взглядах, живописи и формах художественной выразительности. Предпринят системный, как обобщенный, так и на примере конкретных картин, сравнительный анализ художественного языка Цзэн Фаньчжи, рассмотрен процесс формирования его авторской манеры, а также применяемые живописцем стилистические принципы и специфика их взаимодействия. Были проанализированы особенности линейных построений и мазков в картинах художника для выявления характерных черт, свойственных работам разных периодов. На основе проделанного анализа, сделан вывод о том, что живописные произведения Цзэнь Фаньчжи представляют собой наглядное проявление органичного взаимодействия западноевропейской и китайской художественной традиции.Каждый стилистический прием, к которому обращается Цзэнь Фаньчжи демонстрирует глубокое понимание живописи и языка форм, раскрывает его творческое осмысление художественных принципов западноевропейского искусства, которое сформировалось у художника благодаря личному опыту и высокому уровню образования, ставшими результатом многолетнего труда. Это исследование на примере творчества Цзэнь Фаньчжи раскрывает одну из сущностных особенностей современной китайской живописи, – ее синтетический или комбинированный характер, который в чем-то схож, а в чем-то отличен от традиций западного искусства. Разница кроется не столько в географии происхождения, несмотря на то, что творчество Цзэнь Фаньчжи развивалось в контексте традиционной китайской культуры и сложившихся принципов художественно-эстетического канона, но и благодаря личному опыту и субъективным переживаниям, облаченным в живописную форму в пространстве картин мастера. Китайская живопись вошла в эпоху бе-модерна (не-модерна), оставаясь во многом схожей и в то же время отличной от искусства западного модерна и постмодерна.
Культура и культуры
Забродина Е.А. - «Таинственное богословие» Николая Кузанского в портретах и алтарных картинах художников ранней нидерландской живописи c. 21-32

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.33349

Аннотация: Предметом исследования статьи являются процессы, происходившие в духовной сфере нидерландского общества XV века, о которых можно судить по трактатам выдающегося философа и деятеля католической церкви Николая Кузанского (1401-1464) и по тем образам, сюжетам, художественным приемам, которые используют нидерландские живописцы этого времени, такие как братья ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг, Петрус Кристус, Робер Кампен, Иероним Босх и многие другие. В исследовании привлечена следующая методология: исторический, системный подходы, методы стилевого и компаративного анализа. При этом основное внимание уделено сопоставлению взглядов Кузанца и той манере и идеологической программе, которая демонстрируется в творчестве художников XV столетия.       Новизна данного исследования состоит в том, чтобы продемонстрировать, насколько взгляды Николая Кузанского соотносятся с мировоззрением людей XV века – переходного периода от эпохи Средневековья к Новому времени. Представления жителей Нидерландов этого времени о мире и о месте человека в мире, о божественном предопределении и повседневной жизни отражаются на заказе нового типа алтарных композиций и портретов мастерам ранней нидерландской живописи. Благодаря проведенному анализу на конкретных примерах раскрывается тема общности мировоззрения в рассматриваемом хронологическом периоде. Сопоставление живописных работ и мыслей Кузанца демонстрирует общность взглядов, отражающих переломную эпоху в истории искусства.
Культура и цивилизация
Тузовский И.Д. - Глобальный праздник как культурный феномен Цифровой эпохи c. 33-48

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.31767

Аннотация: Предметом исследования является современная зрелищная и праздничная культура в аспектации влияния процессов глобализации на праздничное зрелище. Автор рассматривает новый феномен, появившийся в начале XXI в. - "глобальный праздник" в контексте процессов социокультурных трансформаций связанных с переходом человечества в Цифровую эпоху и формированием глобального информационного пространства. Особое внимание уделяется трём аспектам: формированию медийного и пост-мифологического глобальных праздников Цифровой эпохи и трансформации традиционного праздника в новые метанациональные формы. Методологическими основами исследования для выявления праздников, которые приобрели статус "глобальных" в современной культуре стала адаптация "метода первых полос", применяющегося в социологических, культурологических и футурологических исследованиях и социокультурный мониторинг, в том числе - включенное наблюдение. На основании проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что в современной культуре формируется несколько типов глобальных праздников, которые имеют метанациональный характер: К первой группе автор относит медийно-производимые праздники, которые связаны с постфольклором и постмифологией современного общества или представляют собой торжественные глобальные праздники (например, наградные церемонии политических, художественных и даже научных премий и событий). Ко второй группе автор относит этнически-традиционные, которые приобрели глобальный статус (Хэллоуин, День Святого Патрика, мексиканский день смерти, праздник красок Холи и т.д.). Феномен глобальных праздников должен учитываться при проектировании национальных стратегий культурной политики, а сам глобальный праздник может стать одним из инструментов "мягкой силы" в Цифровую эпоху
Культура и наука
Тун Д. - Особенности развития культурологии в России и в Китае c. 49-64

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.33469

Аннотация: Предметом исследования являются особенности развития культурологии в России и Китае. Рассмотрены особенности развития культурологи в России и Китае. На основе сравнительного анализа исследований, посвященных истории, религии, языку и мышлению обозначенных двух стран, выявлены основные характеристики культурных особенностей России и Китая. Интерес к исследуемой теме вызван постоянными межкультурными контактами между Россией и Китаем на самом разном уровне, а также причинами и значением тесного соприкосновения различных культур в период глобализации и культурной интеграции. Целью исследования является сравнительный анализ особенностей развития китайской и российской культурологии.   Основными выводами проведенного исследования являются выявление особенностей развития российской и китайской культур, которое поможет более полноценно спрогнозировать будущее и потенциал каждой из них. Обосновывается вывод о том, что российской культуре свойственны особенности, характерные для западных цивилизаций, а китайская культура является типично восточной. В заключении делается вывод, что особенности развития культурологии в России состоят в тесной взаимосвязи с образованием и она носит интегративный характер (объединение положений из философии, социологии, психологии), в то время как в Китае особенность культурологи выражается в том, что она базируется на исследованиях в основе которых лежат идеи марксизма, неоконфуцианства и аксиологии. Проведенное исследование содержит в себе новизну, поскольку многие исследователи совершенно обоснованно сегодня ставят акценты на межкультурных диалогах. Именно эти процессы влияют на усовершенствование существующих знаний об особенностях российской и китайской культур.
Теоретическая культурология и теория культуры
Крушиновская Е.Г. - Технизация тела человека как практика снятия биологических ограничений c. 65-76

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.32693

Аннотация: Статья посвящена осмыслению идеи технизации тела, практических результатов и следствий её воплощения. Исследуется процесс возникновения индивидуальной размерности тела, его актуальное восприятие, а также цели и смыслы повышенного технонаучного внимания к нему. Идея радикального преобразования человека сегодня обретает статус практически осуществимой, и целью этого преобразования становится устранение природной первоосновы и, следовательно, предопределённости человека через последовательную технизацию тела — привлечение высоких технологий к формированию его поверхности и внутренней структуры. Человек сущностно противопоставлен природному миру, его первоначальная биологическая «недостаточность» задаёт способность к трансцендированию данности, которая лежит в основе становления и развития культуры. Это обстоятельство в определённом смысле является причиной инструментального отношения к телу, имеющему биологическое происхождение. В процессе развития культуры тело получает статус персональной собственности, что предполагает освобождение от его внечеловеческой детерминации. В современности указанные тенденции, подкреплённые технонаучным прогрессом и трансгуманистскими чаяниями, приводят к тому, что тело как «сома», как локальная автопоэтичная биосистема аннулируется. Устранение природной заданности тела человек трактует как полную «самособственность», однако отмена природной предопределённости с необходимостью означает возникновение предопределённости технической.
Теория коммуникации и медиалогия
Калина Н.Д. - Факторы визуальной коммуникации как осмысление процессов конструирования артефактов культуры c. 77-91

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.32988

Аннотация: Предметом исследования является визуальная коммуникация. Цель статьи показать теорию построения артефактов визуальной культуры в изображениях, обладающих коммуникативным потенциалом. Изображения, строятся в системе взаимосвязанных значений, образующих целостные образы, наглядно демонстрирующие людям смысловые модели - условие доступного визуального восприятия формы и содержания артефактов. Теория включает три фактора визуальной коммуникации: построение эстетически выразительных форм в системе конвенциональных значений содержания; конструирование пространственной структуры артефактов общекультурным геометрическим языком и художественными интерпретациями; построение культурно значимой информации в изображениях когнитивными, художественными и символическими знаками и символами языков культуры. Новизна исследования состоит в применении конструктивистского подхода к дискретному кодированию артефактов визуальной культуры в системе значений, представляющих содержание через синтез формы эстетически выразительного образа. В дизайн-образовании проведено исследование применения конструктивистского подхода к построению визуальных артефактов. Результаты исследования зависели от выставки работ студентов экспериментальных групп вместе с работами других студентов. Выставка показала, что упорядоченные произведения, построенные в конструктивном стиле, в большей степени привлекают внимание зрителей, чем работы других студентов. Конструктивистский подход к дизайн-образованию способствует оптимизации визуальной коммуникации с людьми.
Культура тела
Гринько И.А., Шевцова А.А. - Антропология манекена: ловушки и перспективы в музейной экспозиции c. 92-102

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.33547

Аннотация: Статья посвящена специфике использования манекенов в музейных экспозициях. Основной целью авторов было обратить внимание на нюансы выбора и подготовки музейного манекена с точки зрения музейной антропологии, и прежде всего на такие аспекты как антропологическое соответствие и символическую составляющую, которые позволяют превратить манекен из технического элемента в конструктивную деталь экспозиции, транслирующую элементы нематериального наследия. Помимо этого, целью статьи является анализ потенциальных рисков, связанных с игнорированием специфики манекена как конструктивной части музейной экспозиции. Основным источником исследования стали полевые материалы из современных экспозиций российских и зарубежных музеев. Ключевыми методами исследования стали метод кейс-стади и компаративный.   По итогам исследования можно сделать следующие выводы. Подбор манекенов для экспозиций необходимо производить с учетом реальной антропометрии историко-культурных групп; а если манекен не обезличен, его фенотип должен быть близок своей этнической группе. Если вышеперечисленное невозможно, то оптимальным вариантом является деантропологизация манекенов. В противном случае они девальвируют художественный уровень экспозиции и ценность подлинников. Статичные манекены с выраженными антропоморфными чертами воспринимаются скорее негативно, особенно при прямом визуальном контакте. При помощи манекенов можно ретранслировать многие техники тела как элементы нематериального наследия, и этим нельзя пренебрегать. Кроме того, манекены могут применяться в экспозиционной сценографии.
Историческая культурология и история культуры
Карагодин А.В., Петрова М.М. - Новый Мисхор - первый дачный курорт на Южном берегу Крыма (1898-1920): реконструкция социокультурной истории c. 103-127

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.32969

Аннотация: Предметом исследования является история первого из дачных курортов, появившихся на Южном берегу Крыма на рубеже XIX - XX вв. на землях крупных помещичьих имений – Нового Мисхора Шуваловых-Долгоруковых. Феномен дачного строительства на Южном берегу, старт которому дало основание Нового Мисхора, рассматривается в контексте процессов экономической и социокультурной модернизации российского общества, формирования механизмов самоидентификации нарождавшегося «среднего класса» и новой городской культуры. Отдельное внимание уделяется периоду 1917-1920 гг., когда на дачах Нового Мисхора сформировалась колония уехавших из столиц деятелей искусства. На основании изучения комплекса исторических источников, многие из которых впервые выявляются и вводятся в научный оборот, составлена база данных дач и дачников Нового Мисхора. Широко используются архивные фонды, справочная литература, источники личного происхождения (мемуары, переписка), визуальные источники. Новизна предпринятого исследования заключается в первую очередь в установлении личностей и социального статуса арендаторов всех участков на дачном курорте Новый Мисхор, осуществленном впервые в историографии, выявлении круга источников для его дальнейшего изучения, а также реконструкции хронологии развития курорта, деталей повседневной жизни и черт ментальности его обитателей, среди которых оказалось немало известных деятелей культуры и искусства России того времени – писателей, актеров, художников, ученых, меценатов.
Культурное наследие, традиции и инновации
Дианов С.А., Дианова Ю.В. - Геокультурный брендинг города: "Верхокамская усадьба". c. 128-140

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.33134

Аннотация: Дается представление о геокультурном потенциале города Верещагино Пермского края, который целесообразно использовать для реализации креативных сценариев развития современной городской среды. Объектом исследования является городской культурный ландшафт, предметом исследования выступает перспективный бренд-образ "Верхокамская усадьба". В 2023 г. город, который в научно-популярных изданиях именуют «западными воротами Урала», отметит 125-летний юбилей. В статье проанализированы типичные для провинциального города проблемы (демографические, коммунальные, социокультурные). В визуальный образ городской среды предлагается ввести перспективную колористическую палитру. Особое внимание уделяется историко-культурным аспектам развития на верещагинской земле феномена подвижничества.       Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что у г. Верещагино есть уникальный шанс стать комфортным для проживания городом, местом притяжения людей, которые через активные подвижнические практики поддерживают и воспроизводят социально-историческую самобытность хозяйственного уклада страны. Данная авторская инициатива основана на теории и методологии геокультурного брендинга городов и территорий (Д.Н. Замятин). В предлагаемом бренд-образе «Верхокамская усадьба» заключены зримые и незримые смыслы творчества и подвижничества, выступающие как ментальные основы в авторском проекте модельной стратегии геокультурного брендинга города Верещагино.
Искусство и искусствознание
Неровная Т.Е. - Современный фортепианный дуэт: ретроспективный анализ исполнительского искусства c. 141-150

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.33379

Аннотация: Предметом исследования является эволюция искусства фортепианного дуэта с середины XX века до настоящего времени. Цель исследования – на основе ретроспективного анализа ансамблевой уникальности выявить в течение указанного периода основные тенденции в артистической деятельности фортепианных дуэтов. Проанализировать типы профессиональных дуэтных ансамблей и их особенности, обусловленные мобильной формой концертного бытования, а также изучить актуальный вопрос репертуарного обновления. Классифицировать фортепианные дуэты по «исполнительскому амплуа»: просветительскому и театрализованному или «эксцентрическому». Обозначить перспективы развития дуэтного исполнительского искусства. Методами исследования являются: сравнительный, логический, ретроспективный. Ретроспективный метод способствовал определению: критериев ансамблевой специализации фортепианных дуэтов по принципу duet или duo, разновидности просветительских дуэтов по репертуарным предпочтениям.     Научная новизна определяется тем, что ретроспективный анализ позволил выявить в современном дуэтном исполнительстве, с одной стороны, тенденцию к сохранению и преумножению лучших традиций в исполнительской культуре фортепианного дуэта, с другой – поиск новых, креативных по своей идее, форм ансамблевого искусства. В качестве источника нового репертуара, включающего оригинальные сочинения для четырехручного ансамбля, впервые представлен аннотированный каталог американского исследователя К. МакГроу (издание 2016 г., исправленное и дополненное). Выводы. Огромный потенциал жанра (способность к многоуровневому диалогу, театральная выразительность визуального образа ансамбля и его особая телегеничность) способствует успешному развитию фортепианного дуэта в условиях музыкальной индустрии. Ансамблисты, смело раздвигая границы традиционного концертного пространства, сближаются в своей практике с эстетикой шоу или перформанса, что свидетельствует об экспериментальном характере творчества фортепианных дуэтов в первые десятилетия XXI века. В качестве перспектив развития обозначены поиски новых путей популяризации жанра, исследовательская работа по расширению существующего дуэтного репертуара, возможность создания интернет-платформы с целью централизации мирового репертуарного фонда фортепианных ансамблей.
Музыка и музыкальная культура
Цыбикова-Данзын И.А. - Претворение национальных традиций в фортепианной музыке бурятского композитора Ю. И. Ирдынеева c. 151-161

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.33027

Аннотация: В современной музыкальной науке одной из актуальных задач является изучение национальных культур. Объектом исследования является фортепианная музыка бурятского композитора Юрия (Цыбикжапа) Ирдынеевича Ирдынеева. Предмет исследования – особенности претворения национальных традиций в фортепианных сочинениях композитора. В статье проанализированы опусы для фортепиано, созданные в годы учебы композитора в консерватории и относящиеся к раннему периоду творчества. На основе анализа фортепианных сочинений, которые стали своего рода "творческой лабораторией" Ю. И. Ирдынеева, прослеживается эволюция его стиля: от первых опытов работы с фольклорным материалом в фортепианном цикле "Шесть детских пьес", через обращение к романтическому жанру в цикле "Три экспромта", к значительному итогу творческих поисков – Сонате для фортепиано (1971). Для понимания самобытности и уникальных черт композиторского стиля авторами предпринят целостный анализ фортепианных сочинений, который включает в себя изучение каждого произведения с точки зрения интонационного, тонального и гармонического развития, особенностей образной сферы и драматургии. В исследовании уделяется внимание и специфике исполнительской интерпретации национальных фортепианных произведений. Метод исследования в статье выбран комплексный, сочетающий в себе подходы источниковедческого, музыкально-теоретического, интонационного, исполнительского и сравнительного анализа. Новизна работы состоит в проведении развернутого исследования, которое позволило выявить системные связи фортепианной музыки Ю. И. Ирдынеева с национальными и европейскими музыкальными традициями. В результате, сделан вывод о том, что своеобразие фортепианного наследия Ю. И. Ирдынеева заключается в глубоком и многогранном претворении национальных традиций в фортепианных сочинениях композитора. Автор отмечает определяющую роль бурятского фольклора, народных праздников, песен, танцев, имитации звучания народных инструментов (лимби, хур), философско-мировоззренческих констант в формировании композиторского стиля. Фортепианная музыка Ю. И. Ирдынеева отличается своей оригинальной палитрой художественных образов, вызывающей богатый строй эмоций и ассоциаций. Композитор использует традиционные жанры и современные композиционные техники, привнося индивидуальность с помощью интонационно-тематического материала, бурятских национальных истоков и ладовости, а также способами работы с тематическим материалом. Ю. И. Ирдынеев обогатил бурятскую музыку рядом новых для неё приёмов музыкальной выразительности (сонорные созвучия, кластеры, додекафония) и внёс значительный вклад в фортепианный учебно-педагогический репертуар музыкальных учебных заведений Бурятии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.