Электронный журнал Человек и культура - №2 за 2020 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 02, 2020
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 30-04-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2020
Изобразительные искусства
Ван Ц. - Творчество художника Чжан Сяогана в диалоге традиций западноевропейской и китайской живописи c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.31891

Аннотация: В данной статье рассматривается живописное творчество Чжан Сяогана как видного представителя современной китайской живописи, особенности его художественного мастерства, сформировавшиеся в разные периоды его творчества под воздействием двустороннего влияния китайской и западной живописи. Трансформация и эволюция живописных концепций и формальных художественных средств, заявленные в серии работ художника зрелого периода «Кровные узы большой семьи», показывают как «собственная историческая память» формирует новые выразительные формы живописи. Сравнивать и анализировать, как взаимодействуют формы и языки западной и китайской живописи, и анализировать характеристики структуры мазка кисти художника в разные периоды, чтобы показать, как формируется внутренняя духовная сущность. Это доказывает, что столкновение концепций китайской и западной живописи порождает новые художественные явления, которые являются результатом ассимиляции живописных концепций и «локализации» формального языка; именно таким образом, западная и китайская живописи взаимно влияют и порождают многообразие пластических идей и художественных форм. Китай вступил в период «не модернизма».
Культура и культуры
Денисова З.М. - Проблема методологии анализа пространственно-временных моделей в музыкальном сочинении отечественного искусства второй половины XX века c. 14-23

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.31470

Аннотация: Актуальность тематики статьи обусловлена малой изученностью данной проблематики в отечественной музыкальной культуре второй половины XX века в русскоязычной научной литературе. Объектом исследования в данной статье является художественное пространство и время музыкального произведения. Рассматривается значение категорий пространства и времени, их существующие философские концепции. Предметом исследования выступает музыка отечественных композиторов второй половины XX века. В поисках адекватной методологии автор также обращается к исследовательским подходам к постижению категорий времени и пространства, сформировавшимся в сфере гуманитарных наук. В работе применяются общенаучные методы исследования в рамках сравнительного и логического анализа, включающие обобщения и сопоставления. Также работа опирается на аналитический метод и носит системный междисциплинарный характер. Научная новизна состоит в выдвижении в качестве методологической основы анализа пространства и времени в музыкальном сочинении данного периода теории М. Бахтина, развитой впоследствии искусствоведом В. Чайковской. В выводах, сформулированных в статье, систематизируются и обобщаются ее ключевые идеи, касающиеся историко-социального контекста указанного периода, а также органичности искусствоведческой концепции В. Чайковской музыкальному тексту сочинений, открывающей его особую полихронотопную пространственно-временную структуру.
Шигурова Т.А., Шигуров В.В. - Семантика меха в костюме мордвы c. 24-36

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32553

Аннотация: Предметом исследования выступает традиционная верхняя одежда мордовского народа из меха. Авторы рассматривают проблему формирования семантики меха как материала, способствующего выживанию, адаптации человека в пространстве. Цель исследования заключается в выявлении факторов, обусловливающих смысловые значения процессов преобразования природного материала в культурное изделие, близких многим народам Среднего Поволжья и Приуралья. Задачами исследования было обобщение материалов письменных источников, включая архив Русского географического общества, анализ этнографических коллекций музеев Республики Мордовия (МРОКМ им. И.Д. Воронина) и результатов полевых исследований. Наряду с общенаучными (анализ, синтез, типологизация) и сравнительно-историческим методом, в работе используется комплексный культурологический подход, что позволило выявить особенности восприятия мордовским народом предметов из меха, введения их в сферу духовной культуры и осознание в целом материала в качестве знака. Новизна работы состоит в культурологическом подходе к осмыслению семантики одежды и аксессуаров из меха в повседневной культуре и семейной обрядности мордовского народа. Обосновывается положение об особой значимости меха в материальной культуре эрзи и мокши: выполняя утилитарную функцию и став второй, искусственной кожей человека, мех надежно защищал от неблагоприятных воздействий окружающей среды, создавал понятный всем образ человека. Установлено, что в эрзянском языке до сих пор сохранилась близость понятий шуба (изделие из меха, шкуры животного) и одежда.
Этнология и культурная антропология
Федоров С.И. - Хозяйственная деятельность якутов в условиях изменений климата и «дефицита холода»: традиционные практики и вызовы современности c. 37-48

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32566

Аннотация: В предлагаемой работе автор рассматривает вопросы касательно хозяйственной деятельности якутов в условиях изменений климата и «дефицита холода». В статье раскрываются такие аспекты сельскохозяйственной деятельности у якутов как коневодство, скотоводство, охота и растениеводство. Дана попытка оценить масштабы влияния меняющегося климата на традиционную жизнь и промыслы коневодов, скотоводов и охотников сельской местности Республики Саха (Якутия), рассмотреть с какими трудностями сталкиваются и как они отвечают на вызовы современности. В работе рассматриваются вопросы касательно хозяйственной деятельности у якутов на основе полевых материалов, собранных на территориях Олекминского, Вилюйского, Верхневилюйского, Нюрбинского, Чурапчинского и Мегино-Кангаласского улусов (районов) Республики Саха (Якутия). Полевые материалы собраны путем включенного наблюдения, глубинного интервьюирования, аудио, фото и видео фиксации. В исследовании нас глубоко интересовали жители сёл, которые всё больше обеспокоены положением своего хозяйства в таких быстротечных условиях: они уже не знают, чего ожидать от природы в следующем году, многие не справляются с возникшими проблемами. Основными выводами проведенного исследования являются раскрытие некоторых проблем в жизнедеятельности сельских жителей на изучаемых территориях, возникающих в условиях меняющегося климата.
Искусство и искусствознание
Макеева С.О. - Инсталляционный дискурс: основные позиции и понятия c. 49-64

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32471

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются основные позиции и положения инсталляционного дискурса, то есть ключевых текстов, которые посвящены инсталляции и сформировали представление об этой художественной практике. Инсталляционный дискурс появился на Западе в начале 1960-х годов и к настоящему моменту получил полноценное развитие, так что в нём можно выделить "узловые точки", "объективные понятия", а также основные позиции или направления анализа инсталляции. В качестве элементов дискурса рассматриваются как академические монографии, так и арт-критика, тексты художников, выставочные каталоги. В статье используются методы дискурс-анализа Э. Лакло, Ш. Муфф, Н. Фэркло, а также общая теория дискурса М. Фуко, изложенная в "Археологии знания". Проведённый дискурс-анализ позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, три главных направления в инсталляционном дискурсе можно соотнести с тремя "поворотами" в философии и гуманитарной мысли ХХ века: феноменологическим, лингвистическим и перформативным. Во-вторых, благодаря дискурс-анализу можно проследить, каким значением "узловые точки" наделяются в различных направлениях дискурса. В-третьих, дискурс-анализ даёт представление об "объективных понятиях" дискурса, которые лежат в основе понимания инсталляции на современном этапе: "театральность"; интермедиальность; "разомкнутый", анти-объектный характер инсталляции; сайт-специфичность; институциональная критика; мультисенсорность и эфемерность.
Сценические искусства
Томилин Д.В., Носова М.В., Глазов Е.А. - Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС как пример успешного взаимодействия «пятерки» в гуманитарной сфере c. 65-76

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.2.32060

Аннотация: В статье представлена форма успешного взаимодействия стран БРИКС в гуманитарной сфере. Предметом исследования является Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС. Фестиваль рассматривают как большой праздник творческой молодежи, которая представляет разные культуры, театральное искусство своей страны. Цель статьи – охарактеризовать Фестиваль, которым открыта уникальная возможность общения молодежи государств БРИКС. Студенты смогли обменяться театральными традициями и опытом. Им предоставили возможность приобрести новых друзей и продемонстрировать свои актерские таланты. Основу методологии работы составил метод аналитической характеристики источников, проясняющий понятие «Фестиваль театральных школ стран БРИКС». Научную новизну статьи доказывает впервые систематизированный материал, который касается специфики организации и проведения Международного Фестиваля театральных школ стран БРИКС. Доказано, что международная образовательная программа по актерскому мастерству (МОП) в рамках Фестиваля является реализацией творческих инвестиций в культурную жизнь Российской Федерации. Особый вклад автора заключается в уточнении, что за последние десять лет страны БРИКС добились многих достижений в областях культуры и искусства. Среди всех видов сотрудничества, образовательное и культурные обмены играют ключевую роль в качестве гуманитарных мостов между странами. Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС стал источником развития внутреннего мировоззрения молодежи разных стран, расширил кругозор современных форм культуры и искусства, подчеркнул определяющую роль образовательных методик обучения актерскому искусству, сквозь призму метода Станиславского - трансформирующего через культуру этносов стран, представленных на Фестивале.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.