Электронный журнал Человек и культура - №3 за 2019 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 03, 2019
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 06-06-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2019
Культура и культуры
Савельева И.П. - Сравнительный анализ романсов М. Глинки, Н. Метнера, В. Серебренникова на стихотворение А.С. Пушкина «Роза» c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.3.29766

Аннотация: Предметом исследования являются музыкально-выразительные средства русского романса на стихотворный текст А.С. Пушкина «Роза» трех авторов (М. Глинки, Н. Метнера, В. Серебренникова). Цель работы состоит в выявлении преемственности традиций русского романса XIX века в творчестве композиторов начала XX и XXI веков. Автор подробно рассматривает средства музыкальной выразительности, используемые композитором для передачи того или иного психологического состояния, оттенков, чувств и эмоций. Особое внимание уделяется различным музыкальным образам, которые создают композиторы на единый стихотворный текст. Примененный в работе интерпретационный метод, позволяет приоткрыть пушкинский текст с различных граней в творчестве композиторов начала XIX, XX и XXI веков. Важную роль в исследовании приобретает компаративный метод, необходимый для показа особенностей проявления русского романса второй половины XX – начала XXI веков. Основным выводом проведенного исследования является то, что основополагающие черты русского романса сохраняются: в начале XXI века наблюдаем возврат к простым, доступным для слушателя видам музыкального высказывания. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что произведена попытка проанализировать романсы, авторство которых находится почти в столетнем разрыве. Новизна исследования заключается в использовании организационного подхода к созданию музыкального образа в произведениях трех композиторов.
Данилова Н.К. - «Дом – мир женщины»: сакральные женские образы и феминная символика в жизненном пространстве народа саха c. 13-27

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.3.29870

Аннотация: Объектом настоящего исследования является «сакральный женский мир» в традиционной культуре якутского народа. Автор рассматривает такие аспекты вопроса как определение роли и места женщины в организации жизненного пространства; рассмотрение мифологических женских образов, участвующих в доместикации жилого пространства и символические репрезентации «вещного мира» жилища связанные с женской тематикой. Особое внимание уделяется всестороннему анализу сакральной фигуры женщины – горшечницы, глины – как креационного сырья и гончарного ремесла как реплики космогонической технологии. В качестве методологической основы использовался историко-антропологический подход («история повседневности»), при котором фокус исследования направлен на изучение мотивов и стратегий поведения, ментальности людей прошлого. Приоритетными методами исследования стали семиотический и структурно-функциональный – с целью содержательной интерпретации феноменов женского мира и раскрытия сакральных смыслов феминных образов. На основе проведенного исследования сделаны выводы о том, что если расширение/растягивание освоенного пространства происходит в результате действий со стороны мужчины (через хозяйственное освоение ландшафта), то устройство и «одомашнивание» жилого пространства принадлежит женщине, поскольку ее образ наделен креационными функциями. Выявлены симпатические связи между культом богини-матери, женским шаманством и сакральной фигурой горшечницы; проанализированы феминно насыщенные локусы и предметы в пространстве жилища, обладающие маргинальной характеристикой и позволяющие раскрытию границы между миром природы и миром людей.
Знак, слово, речь, язык
Мурзинова И.А. - Просодические характеристики коммуникативной эмотивности в речи персонажей английского кинодискурса c. 28-35

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.3.26496

Аннотация: Предметом исследования является интонация высоко эмотивных текстов английского кинодискурса. Объектом исследования являются коммуникативные значения интонационных моделей ремы как одного из основных компонентов коммуникативной структуры предложения. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как просодические средства выражения эмотивности, при этом особое внимание уделяется семантике ядерных тонов на рематических участках эмотивной речи персонажей-участников английского кинодискурса. Автор выявляет зависимость интонационной вариативности от типа дискурса и степени его эмотивности. В работе использовались следующие методы: инструментальный (электронно-акустический) и перцептивный (аудиторский) анализ звучащих речевых фрагментов, система интонационной разметки, контекстуальный семантический анализ интонационных структур, коммуникативное членение предложения, интроспекция. Основными выводами проведённого исследования являются: 1. Текстовые фрагменты эмотивной речи английского кинодискурса не ассоциируются с определенными типами тонов на рематических отрезках, что обусловлено необходимостью передачи разнообразных эмоциональных состояний коммуникантов и является ситуативно-специфическим для каждого иллокутивного акта. 2. Интонационная вариативность звучащей речи зависит от типа дискурса и степени эмотивности. Особым вкладом автора в исследуемую тему является применение сочетания инструменального и перцептивного метода исследования с методом контекстуального анализа, что позволило рассмотреть просодические характеристики звучащей речи как с позиций интонологии, так и с позиций социолингвистики. Новизна исследования заключается в изучении просодических характеристик эмотивных текстов английского кинодискурса в контексте коммуникативного членения предложения. Результаты исследования могут быть использованы в вузовских курсах по интонологии, лингвистике эмоций, социолингвистике, актёрского мастерства.
Историческая культурология и история культуры
Лепешкина Л.Ю. - Образы «своего» и «чужого» в обрядах жизненного цикла немцев Поволжья (20-е гг. XX в.) c. 36-46

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.3.29800

Аннотация: Статья посвящена обрядам жизненного цикла немцев Поволжья в 1920-е гг. Указанный исторический период выбран в силу его противоречивости, который можно охарактеризовать борьбой между прежними культурными ценностями и социалистическими идеалами. Ключевым вопросом в анализе немецкой обрядности является отражение в ней категорий «свой» и «чужой». Данные категории служат теми первоэлементами, вокруг которых разворачивается обрядовый сюжет. Они четко определяют символику обрядов жизненного цикла, выделяя в них область реального и сакрального. В основу исследования положен принцип историзма. В публикации используются следующие методы: сравнительно-исторический, логический, ретроспективный, проблемно-хронологический и синхронный. Новизна исследования состоит в том, что впервые обряды жизненного цикла немцев Поволжья анализируются как область столкновения «своего» и «чужого», влияющих на картину мира немецких колонистов и предопределяющих их судьбу. В структурном плане статья включает краткую характеристику понятий «свой» и «чужой», описание способов проявления «своего» и «чужого» в обрядах жизненного цикла поволжских немцев, рассмотрение немецких ритуальных текстов с точки зрения присутствия в них исследуемых категорий. Результаты исследования показывают, что система «свой – чужой» оказывала влияние на восприятие поволжскими немцами инокультурных элементов. Теоретическая значимость статьи заключается в углублении представлений об обрядах жизненного цикла немцев Поволжья. В практическом отношении материалы публикации могут использоваться для подготовки целевых программ сохранения культурного наследия Поволжского региона.
Культурное наследие, традиции и инновации
Урмина И.А. - Современные информационные технологии как ресурс трансляции социокультурного знания c. 47-53

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.3.27534

Аннотация: Предметом исследования является современное состояние социокультурного пространства, в том числе в глобальном измерении. Рассматриваются проблемы усвоения актуальных знаний молодыми в разнородном и хаотично направленном информационном потоке, кодирования и дешифровки многозначных смыслов объектов культурно-исторического наследия. Анализируется процесс формирования модели наследия как выбор разными поколениями разных его частей. Область научного познания рассматривается как совокупность накопленных человечеством систематизированных объективных знаний. Рассматривается роль науки, в которой концентрируется рациональное, то есть обоснованное, достоверное, надежное знание людей об окружении и самих себе, которое интерсубъективно, может разделяться и транслироваться людьми в коммуникативных процессах. Оценивается также значимость культурного наследия, в том числе научного, которое для нового поколения является лишь иллюстративной информацией, не связанной с текущей жизнью и требующей актуализации, то есть рационального освоения с целью использования в решении жизненно важных для индивида задач. Методами исследования являются следующие: структурно-функциональный в его социологическом варианте; структурный и функциональный в их культурно-антропологической интерпретации. Новизной исследования является анализ возможности введения коммуникационного потенциала электронных и цифровых технологий в практику передачи культурного наследия . Указывается, что эти технологии не должны заменять нарративные способы передачи социокультурного, в том числе научного наследия, а его освоение должно учитывать тот факт, что, например, первичные и неизменные качества классической науки до XXI века в современной науке стали дополняться вторичными, что повлекло переоценку количественных методов и классификаций.
Искусство и искусствознание
Аверьянова О.Н. - Между фотографией и искусством. Некоторые аспекты публикации «Фотография – не искусство». Ман Рэй/Андре Бретон (1937) c. 54-63

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.3.26500

Аннотация: Статья посвящена анализу небольшого альбома «Фотография – не искусство» (1937) созданного французским художником и фотографом американского происхождения Ман Рэем в сотрудничестве с лидером сюрреализма Андре Бретоном. Комбинация фотографий и подписей к ним, поэтическое предисловие Бретона представляют довольно необычную художественную концепцию, до сих пор малоизученную, открытую для множественных прочтений и толкований. В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с дискурсом об искусстве фотографии, ставшим особо актуальным в период нарастающего к ней интереса со стороны художников-авангардистов и отношение к этой теме одного из главных представителей модернизма. Автор сосредотачивает своё внимание на уникальном изобразительном ряде альбома, его специфике, рассуждая о природе фотографического изображения в контексте художественных идей 1920-1930-х гг.: дадаизма, сюрреализма, «новой вещественности». Новизна исследования состоит в представлении оригинальных выводов автора о взаимосвязи личной эстетической программы художника и культурных практик эпохи. Риторика и семантика фотографии как «специфического искусства» связана с её уникальной дескриптивной способностью быть не только прямой и правдивой, но многозначительной и иллюзорной. Действительно, снимки альбома демонстрируют возможность сделать видимым нечто, что не принадлежит порядку видимого, а значит понятийного. Автор приходит к выводу, что «банальный», часто не заслуживающий особого внимания исследователей творчества Ман Рэя фоторяд вовсе не вторичен, а сам проект, осуществлённый художником-модернистом, обладающим высоким уровнем компетенции в область культурного маркетинга, демонстрирует новую специфику «художественной продукции» её релевантность эстетической, идеологической или коммерческой изобразительной модели.
Яйленко Е.В. - Образ святого Иеронима в искусстве венецианского Возрождения и идеал созерцательного досуга. c. 64-79

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.3.26567

Аннотация: Предметом исследования является группа произведений искусства венецианского Возрождения, объединенных показом одной художественной темы, изображения святого Иеронима, христианского писателя и деятеля церкви, среди сельской природы. Ее оформление в местной школе связано с распространением в венецианском обществе гуманистического идеала созерцательного досуга, воплощением которого служит образ святого, иногда отождествлявшегося с фигурой ренессансного гуманиста. Особое внимание уделяется картинам ведущих художников местной школы живописи – Джованни Беллини, Тициана, Лоренцо Лотто, в которых прослеживается эволюция данного образа, сначала осуществлявшаяся под воздействием положений гуманизма, а в дальнейшем испытавшая влияние со стороны идейных установок Контрреформации Метод исследования заключается в рассмотрении различных иконографических типов изображения святого, при котором основное внимание уделяется анализу художественного построения показанной сцены и принципов композиционной организации окружающего пейзажа, а также тому, как осуществляется в картинном формате соединение ландшафта и человеческой фигуры. Новизна работы заключается в том, что впервые прослежена историческая эволюция изображения святого Иеронима в венецианском искусстве и показано, как происходило сложение новой иконографической схемы, представляющей христианского теолога размышляющим среди природы, подобно античному философу. Ее существование было ограничено временем двух первых десятилетий XVI века, после чего художники снова вернулись к изображению кающегося Иеронима, которое представлялось в большей степени соответствующим требованиям религиозной догматики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.